Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента. Орнаменты воды
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента » Перуница
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.www.perunica.ru
Древние образы в народном искусстве – наше наследие
В школьной программе важное место в изучении национальной культуры занимают древние образы в народном искусстве. ИЗО (изобразительное искусство) начинают преподавать с начальных классов, и одна из первых тем посвящена символам, которые наши далекие предки вышивали на одежде, вырезали на деревянной утвари, изображали на украшениях и глиняных чугунках. Эти образы служили не только украшением – они несли сакральный смысл.
Одухотворение образов
Закодированные в архитектурных композициях, предметах быта, художественных произведениях и фольклорных текстах древние образы в народном искусстве отражают представления наших предков об окружающем мире. Выдающийся ученый Николай Костомаров считал древние символы образным проявлением нравственных идей с помощью предметов физической природы, наделенных духовными свойствами.
Академик Вернадский отмечал, что в произведениях народного искусства проявляется жизнь данной эпохи и данного народа, и благодаря этому можно изучать и понимать душу народа. Он признавал глубокий символизм художественного творчества, которое дарует нам Космос, проходя сквозь сознание живого существа.
Основные образы
Примеры сакральных символов и их значение точно в доступной форме представлены в школьной теме «Древние образы в народном искусстве» (5 класс, Изобразительное искусство). Это геометрический орнамент, образы солнца, яйца, Древа Жизни, неба, воды, матери-земли, изображения животных и другие.
- Солнце олицетворяло лоно Вселенной.
- Древо Жизни – центр мироздания, иерархическая структура бытия.
- Яйцо – символ жизни, небесная сфера, из которой возникают звезды, планеты.
- Образ Земли ассоциировался с образом матери-кормилицы.
- С помощью орнаментов изображались небо, земля, вода, животные и растения, огонь, проявления природы (ветер, дождь, снег и т.д.).
Солнце
Это самый древний образ в народном искусстве. Солнце считалось центром мира и источником жизни, символизировало небесную духовность, часто приобретая образ отдельных богов. Культ Солнца был всемирным. В Ипатьевской Летописи 1114 года указывается, что «Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог». По другим источникам, богом солнца считался Сварог.
Солнце – это «Око Божье», которое наделяется эпитетами «святое», «праведное», «ясное», «красное», «прекрасное». Позже Солнце занимает особое место в небесной иерархии рядом со Всевышним: ясный месяц, светлое солнышко и Бог Небесный. Вспомним поучение Владимира Мономаха, который указывал на необходимость отдавать «утреннюю Похвалу Богу, а затем восходящему солнцу».
В школьном учебнике про древние образы в народном искусстве (5 класс) сказано, что Солнце обозначалось нашими предками иносказательно в виде ромбов, круглых розеток и даже лошадей (символизируют приход весны). Им украшали женские головные уборы, пояса, бусы, выпечку, свадебный каравай, яйца-писанки, керамику и т.д.
Древо Жизни
Это не менее древний образ в народном искусстве, чем Солнце. Древо Жизни символизирует триединство мира, мировое дерево, мифическую птицу – создателя Сущего. Оно объединяет небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). Также Древо означает род – отсюда название «родовое древо», «корни рода», «родные корни».
Изображение Древа Жизни имеет, пожалуй, самую сложную орнаментальную структуру. Это причудливый узор, изображающий раскидистое дерево, с листьями, крупными плодами и цветами. Часто верхушки дерева-орнамента венчают изображения волшебных птиц-хранителей (отсюда выражения «синяя птица», «птица счастья»). Канонически Древо изображается растущим из чаши (сосуда), указывая тем на истоки своих корней от священного лона (вместилища мира, вселенной). Известный фольклорист Ксенофонт Сосенко отмечал, что идея Мирового Дерева «считается народом как первый миротворческий фактор».
Мать-Земля
Земля всегда ассоциировалась с женским образом матери, ведь Земля – это кормилица. Богиня плодородия встречается во многих мировых культурах. Древние образы в народном искусстве матери-Земли олицетворялись с большегрудой женщиной. Она может и детей родить, и урожай «родить». До сих пор археологи находят фигуры деревянных истуканов женского пола, установленных в полях.
На орнаментальных изображениях мать-Земля почти всегда стоит с воздетыми к небу руками, а вместо головы может быть изображен ромб – один из символов Солнца. Тем самым подчеркивается зависимость урожая от солнечного тепла и неба (дождя).
Небо
Согласно древним верованиям, Небо представлялось стержнем мироздания, символом космоса, то есть порядка и гармонии, источником жизни. Семантика слова «небо» у многих народов означает «число», «гармония», «середина», «порядок», «пуп», «жизнь» (в частности в латинском, английском, латышском, хеттской, ирландской, валлийском языках). Древние образы в народном искусстве наделяли Небо особой силой: часто интерпретация слова «небо» созвучна понятию «Бог».
Наши далекие предки считали, что Небо - это река, по которой путешествует яркое солнце. Иногда с Небом отождествлялась корова, которая считалась небожителем и называлась «небесной коровой». Людям Небо представлялось полусферой, куполом, крышкой, сосудом, которые защищали их. Образы неба обозначались на расписных яйцах, рубашках, полотенцах, коврах и т.д.
Орнамент
Издревле гончарные, тканые, вышитые, рисованные, плетеные, резные деревянные и каменные предметы быта украшались различными орнаментами. Узоры имели мировоззренческую семантику и композиционно состояли из простых элементов: точек, зигзагов, завитков, прямых и спиральных линий, кругов, крестов и других. Среди основных групп и видов орнаментов (геометрического, растительного, зооморфного и антропоморфного) исследователи выделяют группу символов небесных тел (солнца, луны, звезд и т.д.).
Именно в виде орнаментов чаще всего изображались древние образы в народном искусстве. Центральное место в таких композициях обычно занимали астральные знаки небесного огня, звезд, солнца и месяца. Позднее эти обожествленные элементы трансформировались в цветочный орнамент.
Вывод
Солнце, Древо Жизни, мать-Земля, Небо, Месяц – это основные древние образы в народном искусстве. Обсуждение их значений и на школьном уроке, и среди ученых перерастает в увлекательную полемику. Достаточно представить себя на месте давнего предка, чтобы понять, какое неизгладимое впечатление производят величественный восход Солнца и бездонная глубина небесного свода над головой, буйство стихии и умиротворяющий огонь очага. Всю эту красоту, величие, необузданность наши прародители запечатлели доступными им способами для грядущих поколений.
fb.ru
Орнаменты и символы, их значение и история вышивания
Значение орнаментов и символов, история их вышивания
Орнаменты и символы до сегодня имеют большую популярность. Еще с исторических времен люди свято верили в нечистую силу и духов. Чтобы защититься от потусторонних надуманных персонажей народ придумал защиту в виде разнообразных оберегов на одежде, изображающих разные знаки и необычные символы.
Разные детали вышивки несут в себе совершенно неповторимую значимость: начиная от рождения до проведения человека в последний путь.
Традиционно передающиеся поколениями рисунки, делятся на четыре вида:
- растительного происхождения;
- геометрические орнаменты;
- растительные смешанные с геометрическими;
- узоры, представляющие богов, в образе животных.
Рукодельницами чаще всего применяются растительные и геометрические вышитые орнаменты.
Среди знающих вышивальщиц узоры, растительного происхождения имеют такие толкования:
Символика розы
Еще с древних времен на Украине самым почитаемым солнечным цветком считалась роза. Красные розы, напоминающие кровь, символизируют жизнь.
Орнаменты и символы, создаваемые знатными рукодельницами, включали цветочки и листики розы и вышивались замкнутой полосой, напоминающей бесконечный венок, обозначающий беспрерывную жизнь, возрождение и обновленное движение солнца. Иногда розы изображались геометрическим узором в виде звезд, собранных в бесконечной небесной глади.
Гроздья винограда
Виноградные узоры признаны всей центральной Украиной. Киевская, Полтавская, Черниговская области славятся вышиванками и рушниками, украшенными большими гроздьями виноградной лозы.
Эта растительность символизирует радость, связанную с бракосочетанием, благополучием будущей семьи, миром. Сад – виноград отмечается жизненной нивой. Здесь муж – сеятель, добытчик, а жена – хранительница домашнего очага. Гроздь винограда напоминает родословное дерево со здоровыми и многочисленными членами рода. Украинская история вышивания идет еще с давних времен и раскрывает значение орнаментов и символов.
Мак
Самым магическим цветком в Украине считался мак, защищающий семью от сглаза и проблем. Освященные семена мака рассыпали в доме, хозяйском дворе, осыпали им жильцов и животных.
Красный цвет цветочка обозначает кровь погибших. Маковый узор, коробочки с семечками, листья представляют защиту от злого умысла или память о павших воинах – членах семейства. Молодые женщины из семьи умершего солдата носили венки из семи цветов мака. Такое действие обозначало клятву беречь и продолжать род.
Белая лилия
Нежность и хрупкость цветка лилии приравнивается к девичьей невинности, очарованию и красоте. Умилительно смотрится изображение лилий и пара белых лебедей – знак чистой искренней любви и бесконечной верности. Лилия вышивается, как цветок, листья и бутончик, символизируя таинство зарождения новой жизни и олицетворяя женскую энергию, как символ непорочности, обаяния, девственной чистоты. Рисунок линии может дополняться крестом, благословляющим молодую семью. Изображение над цветочком капли, пророчит оплодотворение.
Символ силы – дуб
Еще в древние времена могущественным, грозным, всесильным Богом считался Перун. Символический знак вышеупомянутого Бога – дуб, считающийся символом мужской силы, могучей жизненной энергии, несгибаемости.
Одежда, полотенца и мужские предметы обихода декорировали узором, изображающим дуб, делая украинских мужчин сильными и мужественными, гордо защищающими свой род. Дуб – могущественное растение, олицетворяющие бога солнца, развитие и жизнь. Дуб и калина совмещают девичью красоту и мужскую силу. Ими часто вышивают сорочки.
Калина – символ рода
Калина – кущ, прославляющий украинский род, передает девичью красу зарождение жизни. Ягоды калины означают бессмертие украинского народа. Кущ с живительными цветками и плодами высаживался во дворе. Старые славяне придумали название солнцу – «коло». Считается, что калина взяла это имя себе. Сочные гроздья вышеупомянутой ягоды обозначают здоровый и крепкий род. Украинские мастерицы расшивали свадебные рушники, всевозможные сорочки гроздьями красной калины.
Символика листьев хмеля
Вышивка в центральной части Украины – Подол славится узором листов хмеля. Хмель – знак молодости, несущий положительный энергетический запас чувства любви и возрождения. Хмелем украшались сорочки и рушники, предназначенные для свадьбы. Его можно считать свадебным символом, олицетворяющим течение жизни и молодую крепкую семью.
Берегиня
Самый сильный оберег в украинской вышивке – вазон с цветами, птичками и Берегиня – волшебный цветок, отмечающийся материнской силой, отражающий сбережение всего рода людского. Украинцы чтят символ берегини, сочетающийся с родной мамой, ее ласковыми и нежными руками. Изображается Берегиня рода людского цветущим растением или женским силуэтом. Это знак исцеления, очищения, защиты. Вышивается красной нитью с добавлением черной. Оттенки красного означают солнце и очищающий огонь.
Интересна история вышивания творческим изображением и значением изумительных орнаментов и знаковых символов.
Чернобривцы – целебные цветы, излечивающие душевное переживание и телесные болезни, олицетворяющие любовь к живой природе.
Орнаменты и символы Солнца и Воды
В славянской вышивке применяются узоры, символизирующие Солнце и Воду – силы, поддерживающие земную жизнь. Солнце и Вода – напутствующие символы, подобные восьмигранному цветку. Этот поразительный орнамент, соединяющий стихии, поддерживающие земную жизнь. Знаки воспринимаются солнечной и водной родительской энергетикой. Цветок из восьми углов либо розетка – это Солнце, а скрутившийся уж – Вода.
Геометрические узоры
Популярный тип вышитого узора славянских народов – ромб. Национальная народная вышивка славится изображением ромбов. Это сильный оберег, приносящий счастье и удачу. Символ широко распространен и применяется в вышивании этнической одежды славян.
Украинскими рукодельницами при вышивании всевозможных значимых узоров, часто использовались геометрические рисунки, значение которых обнародовано.
- Земля и Солнце, дополняющиеся Водой – символы, дающие жизнь всему живому, обозначаются символическими ромбами, которые означают плодородие Земли, нагретой солнечным теплом.
- Звезды представляют Солнечную систему и Вселенную, отличающуюся порядком и гармонией.
- Ромб, пересеченный линиями – поле, земельный участок.
- Ромб с точками в центре – плодородие, оплодотворение.
- Круг – символика Солнца и согласия.
- Волнообразные контуры – водные источники.
- Излучение – благосостояние, благословение небом, сытая жизнь.
Зооморфные узоры
Древние мастерицы, выполняя творческие работы, изображали Богов в образе птиц и зверей.
- Пава – узор вышивается попарно, прославляет молодость и расцвет сил. Парами жар-птиц вышиваются свадебные рушники, излучающие солнечную и жизненную энергетику, благословляющие будущую семью.
2. Соловей и кукушка вышиваются на девичьих рушниках, у которых нет пары.
3. Голубки и яркие петухи – символические знаки свадебного рушника. Важно, чтобы в рисунке птицы смотрели друг на друга. Ветка калины в клюве либо сидение птиц у корней дерева, обозначает зарождение новой семьи.
4. Ласточка – добрые новости, связанные с образованием семьи и обогащением хозяйства.
Вот такая захватывающая, интересная славянская история вышивания и неординарные, неповторимые другими народами орнаменты и символы.
Рекомендуем посмотреть видео про орнаменты и символы.
podelkiruchkami.ru
Мезенская роспись. История и традиции » Перуница
В этой росписи много загадочного. До сих пор не прекращаются споры откуда пошел мезенский феномен. Ритм и чередование красок до крайности просты, но значительны. Используется всего два цвета. Красный олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов — стихии земли, воды, воздуха и огня — занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя — земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест — совмещение небесного и земного. Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц — человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки — олицетворение мужской силы. В основании “Плодородия” — вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками — родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки — души предков. Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир. В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни. В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу. Тут же помещен орнамент вспаханной земли. Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.Материалы Основной материал для росписи — краски. При росписи древесины применяют те же краски, что и в живописи: масляные, темперные, гуашевые, акварельные, а так же анилиновые красители. Для мезенской росписи лучше всего подходят гуашевые и темперные краски.Инструменты Основной инструмент мастера росписи — кисть. Чаще всего для росписи используют круглые беличьи и колонковые кисти разных размеров. В мезенской росписи вам, как минимум, понадобятся такие кисти:
· круглая колонковая № 1 и № 2 с ворсом средней длины (для контурной работы и обводки черной краской). · круглая беличья № 2 и № 3 для нанесения красной краски. · плоская синтетическая или щетинная № 4,5,6 для нанесения грунта и для покрытия лаком.
Идеальная кисть для росписи должна напоминать каплю, семечко, пламя свечи. Приобретая кисточки, проверяйте их по внещнему виду, чтобы были погуще, с аккуратно подобранными волосками. Макните кисть в воду и стряхните ее, чтобы проверить кончик. Найти хорошую кисть не просто, каждая проявляет свой характер. Любимыми кистями мастер очень дорожит, никому не одалживает, потому что каждый имеет свой почерк, а это обязательно отразится на кисточке. Деревянный кончик кисточки тоже рабочий — он используется как “тычок” для нанесения точек: “семечек”, “росинок”. Отработанная кисть еще послужит вам в качестве “тычка”, если аккуратно срезать оставшиеся волоски.
Палитра нужна, чтобы смешивать краски, подснимать с кисти лишнюю краску. Палитрой может служить белое блюдце, кафельная плитка, кусок оргстекла, крышка.
Лаковое покрытие позволяет защитить роспись на дереве от воздействия внешней среды: влаги, перепадов температур, активных веществ. Кроме того, кроющие материалы —олифа, лак, мастика — придают изделию дополнительный декоративный эффект. Обработка изделия лаком — тоже своего рода искусство. Бывает, что красиво разрисованная вещь под неправильно подобранным или плохо нанесенным лаком теряет привлекательность. Не случайно на предприятиях художественных росписей есть профессия лачилы. Вот кто знает все тонкости лаковых покрытий! Мы же должны разбираться в основных и самых доступных средствах, с учетом условий детских учреждений.Масляный лак ПФ-283 (4С) зарекомендовал себя с лучшей стороны и наиболее подходит для нас. Он хорошо разбавляется скипидаром (обязательно натуральным)! Это лак прозрачный, достаточно светлый, но придает росписи некоторую желтизну, что для мезенской росписи даже желательно. Сохнет он не менее 72 часов при комнатной температуре. Ни в коем случае не ускоряйте этот процесс в горячей духовке — лак вздуется. Лучше всего положить полаченную вещь в чистую, протертую перед этим влажной тряпкой коробку с крышкой или просто накрыть сверху коробкой для того, чтобы меньше садилось пыли и не распространялся запах лака. При высыхании образуется глянцевая эластичная поверхность, которая имеет повышенные физико-механические свойства и устойчива при контактах с водой. Для работы отливайте небольшие порции лака и разбавителя в небольшие емкости, а большую банку с лаком плотно закройте крышкой и на несколько секунд переверните банку крышкой вниз. Возникшая герметичность не позволит лаку засохнуть. Не старайтесь покрыть изделие в первый же раз толстым слоем лака. Лучше первую обработку сделать лаком пожиже, дать ему хорошо просохнуть, а затем слегка зашкурить.При нанесении лака как тампоном, так и кистью на поверхности образуются маленькие пузырьки из-за того, что из пор древесины выходит воздух. По мере высыхания часть из них исчезает, а некоторые остаются. Их особенно трудно сошлифовывать. Чем более разбавленным будет лак, тем меньше будет пузырьков. По мере увеличения слоев лака, каждый последующий слой должен быть тоньше предыдущего.
***
На примере детской рабочей тетради Дорожина мы с вами попробуем изучить основы мезенской росписи.Итак, мы с вами ознакомились с историей возникновения Мезенской росписи и узнали значения некоторых ее мотивов. Теперь пришла пора научиться самим составлять композиции и орнаменты, а самое главное научиться расписывать мезенские мотивы. Итак, все готовы? Поехали!
Для работы нам понадобиться: альбом для рисования или отдельные листы плотной бумаги, линейка, карандаш, стирательная резинка, кисточки № 1-3 круглые белка или колонок, краски- красная и черная.
На листе бумаги разметьте с помощью линейки и карандаша полоски с квадратами, как показано на рисунке. Теперь берем кисточку № 2 и красную Красочку и аккуратно, стараясь одним движением, держа кисточку строго вертикально прописываем прямую горизонтальную линии. Потом прорисовываем другую, после этого прорисовываем вертикали. У нас получились Мезенские поля-земля, теперь, приступаем к внутренней прорисовке. Для этого берем кисточку № 1 и черную краску, осторожными, тоненькими линиями начинаем вписывать в клетки узоры, как на рисунках… Теперь нарисовав одну полоску, мы можем по подобию расписать и другие. Эти орнаменты в мезенской росписи служат некими границами между ярусами на изделии. Как я уже говорила в таких квадратах рисуют землю, квадраты либо все одинаковые в одной полосе, либо чередуются через один. По правилам такие полосы располагаются в нижней или центральной части, т.к верх- это воздух, но здесь можно экспериментировать.
Еще в мезенской росписи есть разновидность орнамента-треугольник, он может обозначать и землю и иногда воду, воздух. Для написания этого орнамента, на листе бумаги чертим полосу и вписываем в нее треугольники, с помощью линейки и карандаша, теперь как и в случае квадратов наводим красные линии. Смотрим внимательно на рисунок стараемся повторить все линии завитки. Так же на этом рисунке представлены орнаменте в полоске (вода, с черными завитками). И земля (квадратный орнамент) Попробуйте прорисовать их все. Орнамент Воды используются под птицами…Теперь мы с вами будем творить небо и воздух… Чертим и прорисовываем красным цветом линии как показано на рисунке (с косыми вертикальными линиями). Берем черную краску и кисточку № 1 и приступаем к детальной прорисовке орнамента. Мы с вами научились рисовать небо, воздух, как и следовало ожидать такой орнамент будет располагаться в верхней части композиции.Что же за земля без цветов и деревьев? Давайте их нарисуем как показано на рисунке. Растения и деревья располагаются в орнаменте вместе с животными и птицами, они символизируют плодородие, начало новой жизни.Приступим к написанию мотива Птица. Как мы уже говорили раньше птицы- символ души предков (толстенькие уточки), птицы, парящие в небе- души людей, живущих на земле, а жар-птица- это нечто мистическое и волшебное. Теперь берем кисть и краску и начинаем тренироваться, конечно не у всех может получиться птичка с первого раза, но стоит потренироваться и все птички будут хороши.Теперь приступим к коням и лосям. Можно попробовать писать их сразу кистью, а если трудно нарисуйте карандашом. Вот у вас получился замечательный олень, а вот и простые композиции с конем и лосемИ конечно ваша роспись будет казаться незаконченной без этих маленьких, но очень важных элементов. Они символизируют и вселенную, и ветер, и звезды… Потренируйтесь, вся сложность состоит в том, что они должны быть маленького размераЯ надеюсь, что вы освоили основные элементы мезенской росписи и теперь можете переходить к росписи изделий, В материале Мастер- класса были использованы рисунки детской тетради для творчества. «Мезенская роспись», Ю.Г. Дорожин.Приступаем к росписи изделия: для этого вам понадобиться деревянная заготовка разделочной доски, кисти и краска- красного и черного цветов, а так же не забудьте про линейку, карандаш и резинку.
Заготовку, необходимо разделить на полоски таким образом чтобы в центре у нас была самая широкая полоса, в ней мы будем вписывать центральный орнамент, далее по краям внизу и вверху ее окружают полоски узкие, примерно по 1 см шириной- это орнамент земли, после них идут полоски примерно3-4 см, для изображения олений коней. Теперь в центральной части посередине чертим квадрат, в нем еще один на 1 см меньше, как показано на рисунке. Теперь будем делить наши полоски на равные части., где у нас животный орнамент пошире, где узкая полоска, можно поделить по 1 см.Следующим этапом в нашей работе будет детальная прорисовка карандашом наших мотивов. Начинаем. Сначала, в узких полосочках наметим треугольники по тем линиям которые у нас уже есть, так делаем на всей заготовке. Теперь начинаем рисовать оленей и коней: в орнаментальной линии намечаем середину, теперь в прямоугольниках, которые мы чертили вписываем коня. ВАЖНО ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ДОЛЖНЫ СМОТРЕТЬ СТРОГО СЛЕВА НА ПРАВО. На рисунке, видно как он выглядит, остается только повторить, он пишется очень легко, главное стараться…Между ножек оленей и коней находятся уточки они напоминают английскую букву S, только верхняя часть немного меньше нижней. Так делаем по всей доске.Теперь переходим к центральному мотиву. Для него можно выбрать любой знак плодородия показанный в истории Мезенской росписи. В нашем ромбе еще вписаны уточки в полосе, которая получалась между 2 квадратами. Теперь по всем 4 сторонам квадрата размещаем жар- птиц. Очень сложно словами описать как рисовать их, но попробуйте посмотреть на рисунке и срисовать…. Надеюсь у вас все получилось!
Теперь приступаем к работе с красками! Берем немного красной краски на палитру, разводим ее водой до нужной вам консистенции и вперед! Берем кисточку № 2 начинаем наводить тонкие линии- все что мы ранее намечали карандашом (только горизонтальные). Намечаем треугольники, коней, уточек и оленей закрашиваем полностью. В маленьких треугольниках рисуем-примакивания. Примакивание пишется так: на круглую кистоску набираем краске, обиваем кончит кисточки о край баночки или палитры так, чтобы получился острый кончик, теперь располагаем кисть вертикально к бумаге- и т олько так!, и начинаем движение кистью- тоненькая линия, затем плавно начинаем нажимать на кисть (происходит утолщение линии), затем продолжаем нажим, замираем и плавно отнимаем кисточку от бумаги, при этом стараясь ее не двигать ... Если коротко то получается такая формула- тоненько, нажимаем, останавливаемся, поднимаем вверх.Все! Подмалевки закончены, отставляем красную красну и берем черную, а вместе с ней самую токую кисточку, которая у нас есть. В треугольники дорисываем 2 примакивания с другой стороны от красных, в этой же полосе в верхних треугольниках пишем волнистые линии. У меня на доске показан еще один вид полоски, можно попробовать и его.Теперь у коней очерчиваем гривку, рисуем примакивания, а между ними волнистые линии- наша грива готова. Теперь рисуем вожжи, ножки-они идут с примакиваниями с обеих сторон, не забываем про глазик. Теперь рисуем хвостик- это простые прямые линии, но если вы хотите, придумайте более изящный и интересный хвост. Уточкам примакиваниями выполняем хвостик, рисуем глаз. Теперь делаем косую косичку рядом с конем как на рисунке…Переходим к написанию оленей. Делаем рога, очерчиваем попку и делаем небольшой хвостик, с уточками все тоже самое.Теперь рисуем центральную часть доски. В квадрате рисуем знак плодородия, какой вы выбрали, дописываем уточек, как это делали раньше. Теперь переходим к Жар-птицам. Рисуем красными и черными завитками красивый и пышный хвост, теперь короткими мазками пишем перья чередуя красные и черные мазки, теперь остается сделать хохолок и написать глаз.Если у вас осталось место вверху доски туда можно вписать еще 2 жар-птицы.Теперь, когда основной рисунок у нас готов, начинаем добавлять мелкие мотивы, такие как: спирали, черточки, звездочки… И смотрим что у нас получается…Все, теперь, когда вся краска высохла, мягкой резинкой стираем карандаш, если где он остался и готовимся лакировать. Вот она готовая работа-Мне нравиться пользоваться акриловыми красками, но можно и гуашью и темперой. Кисти- это предпочтение каждого мастера... Я люблю круглую белку "Рублев", пользуюсь чаще №2. первым редко и так все получается. Мой учитель любит колонок, а я им вообще не владею. Доску, если она плохо отшливована, можно покрыть слоем лака (жидкого ПФ), либо разбавленным клеем ПВА. Мезенская роспись по правилам расписывается ТОЛЬКО по дереву, но можно затонировать заготовку близкими к древесине цветом.www.perunica.ru
Мезенская роспись – Символика / Элементы орнамента
Мезенская роспись – одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенская роспись
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Символика узора
Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клетке
Геометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементы
Ни одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписи
Мотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписи
Довольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписи
К числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
ruklinok.info
Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента — Славянская культура
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти.
Символика узора Истоки символов мезенской росписи прежде всего лежат в мфологическом мировоззрении народов древнего севера. К примеру, часто встречающаяся многоярусность говорит о следовании шаманской традиции. Три яруса - три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). Это основа шаманского мировоззрения многих народов севера. В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус - птицы. Вереницы чёрных и красных коней в ярусах, возможно, также означают миры мёртвых и живых. Размещённые вокруг коней и оленей многочисленные солярные знаки подчёркивают их неземное происхождение. Образ коня у народов русского севера это ещё и оберег (конь на крыше), а также символ солнца, плодородия, источник жизненных благ.
Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполнеными повторяющимся узором. Элементы таких узоров, а также некоторые другие, часто встречающиеся элементы мезенской росписи на рисунках ниже.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара — это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах — пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полустертое изображение именно такого уникального древа.
Узоры в прямой клеткеГеометрический орнамент получил широкое распространение в народном искусстве. Особенно часто его можно встретить у ткачих и вышивальщиц. Основу орнамента составляют ромбы, квадраты, кресты и свастические изображения. Ромбо-точечный орнамент у земледельческих народов является символом плодородия.
Простые элементыНи одна роспись не обходится без изображения всевозможных зигзагообразных и спиральных форм. Особенно часто они встречаются при изображении мирового дерева, или «древа жизни». Исследователи полагают, что спирали и зигзаги есть не что иное, как изображение змей, всегда присутствующих в подобных сюжетах.
Узоры в косой клетке
Ленточный орнамент
Декоративное изображение птиц в традиционной мезенской росписиМотив птицы, приносящей добрую весть или подарок, — широко распространен в народном искусстве. Птицу на вершине дерева часто можно встретить на мезенских берестяных туесах. Птица, пожалуй, самый излюбленный мотив народных мастеров. Кроме того, у северных крестьян в обычае вешать деревянных птиц из щепы в красном углу избы. Это пережиток того же мотива — «птица на дереве», так как с красным углом дома связывали почитаемое дерево.
Декоративное изображение деревьев и цветов в традиционной мезенской росписиДовольно часто встречается на мезенских прялках изображение нескольких деревьев или одиноко стоящего дерева, нередко ели. Особый интерес представляет композиция из трех деревьев: два одинаковых дерева располагаются симметрично по отношению к центральному дереву, выделяющемуся относительно большим размером. О том, что подобный сюжет не случаен на мезенских прялках, свидетельствует факт, что тот же сюжет имеет место в росписи старинной мебели в мезенских домах.
Декоративное изображение животных в традиционной мезенской росписиК числу самых распространенных и любимых образов, чаще всего изображаемых мезенскими мастерами, следует отнести изображение коней и оленей. Кони мезенских росписей в большей мере, чем изображения коней в других крестьянских росписях, отстоят от реального прототипа. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловище черного коня нередко покрывалось сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим его необычное происхождение. Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.
Часто кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами и возле ног коней.
Изображения фигур животных очень схожи между собой. Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога. Дети копируют предложенное изображение оленя или коня. Каждое последующее изображение животного отличается от предыдущего появлением дополнительных деталей.
Похожие статьи:
Музыка → Русский духовный стих
Праздники → В глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль
Музыка → Октай (Тува) – Старообрядческий духовный стих
Музыка → Сергей Калугин – Nigredo (1994)
Музыка → Музыкальный эпос русского севера
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Орнамент в китайской культуре. Часть 2 - растительные узоры.
Большое количество образов в Китае связано с растительным миром. Считалось, что вечнозеленые деревья содержат особенно много животворящих элементов ян, которые обеспечивают сохранение зеленой листвы зимой. Такие деревья сажали во дворах храмов предков - это должно было живым принести счастье и удачу. Деревьям некоторых пород приписывали особые качества и слагали о них всевозможные легенды, получившие широкое распространение в народе. Сосна считалась символом долголетия и высокой нравственной чистоты. Однако, изображение сосны и журавля означало последние годы долгой жизни."Ни вяз, ни тополь с сосной не сравнятся. Царит над всеми она. Всех сосна зеленей." (Ду Фу)."Сосна, кипарис - природно сиры и прямы. Трудно им быть с лицом персика, сливы". (Ли Бо)
В Китае издавна трогательно любили цветы персика, которые олицетворяли собой весну. Людям доставляло эстетическое наслаждение созерцание ярких, изящных и утонченных цветов персика: они напоминали лицо красавицы. Ценились не только цветы персика, но его плоды, ветви. Так из персикового дерева, обладающего магическими свойствами, даосские монахи изготовляли печати, оттиски с которых украшали талисманы и амулеты. Ветвям персикового дерева приписывали целебные свойства: ими хлестали больных лихорадкой и так изгоняли нечистую силу.В Китае персик называют "персик бессмертия" или "именинный персик". Персики дарят на день рожденья, желая долгих лет жизни. Орнамент с изображением персика обычно вывешивают у входной двери, чтобы отгонять нечисть.Плод персика олицетворял супружеское счастье.
Цветок пиона приравнен к национальному символу Китая за свою красоту и чудесное благоухание (В 1903 году он был провозглашен национальным цветком Китая). Его изысканная элегантная форма символизирует процветание, счастье и мир. Его называют правителем цветов. В китайском языке «пион» звучит – «цветок знатности и богатства», его называют цветком благородства и почета, преподносят друзьям как знак добрых пожеланий. "Пион - цветок бгатый и роскошный. К лицу он дочерям императора." (Сон в красном тереме)
Как декоративное растение пион культивируется в Китае уже 1500 лет, в XVI веке в Китае было известно более 30 сортов пионов, некоторые из которых оценивались очень дорого и обменивались лишь на золото. В китайских сказках, если герой достигает вершины богатства и могущества, то он непременно сажает в своих садах пионы, "которые четыре раза на дню меняют цвет.Пион считается цветком, олицетворяющим янскую силу. Коме того, пион считается эмблемой земной любви.
Хризантема. Пассивным началом инь в цветочном царстве является хризантема, олицетворяющая собой покой, долголетие, простоту и гордость. Это самый осенний цветок. Традиционные цвета китайской хризантемы - белый и желтый.Распространены пуговицы в виде золотых хризантем.А также вышивка и печать на ткани.
Лотос является символом чистоты и совершенства, потому что вырастает из грязи, но сам остается чистым. Он считается эмблемой потомства, а также лета и урожая благодаря большому количеству семян в его стручке. Лотос символизирует гармонию и любовь между мужем и женой, так как слово "соединение" и "лотос" звучат одинаково, а "лотосовый корень" произносится так же, как "супружеская пара". Символика лотоса в китайской культуре тесно связана с буддизмом: это цветок, тянущийся к свету сквозь темноту воды и ил.При этом лотос нежный и красивый цветок, символ женственности.Особым почитание пользовалась ива, которую можно встретить в любом районе Китая. Это дерево почитали прежде всего за то, что оно своими листьями создает надежную тень, давая людям возможность насладиться прохладой во время знойных, солнечных дней. В буддийских верованиях ива символизирует кротость и наступление весны. Ее красота, гибкость и хрупкость воспеты великими китайскими поэтами и воплощены в полотнах выдающихся китайских художников. Это дерево стало также символом прекрасного пола. Тонкую талию женщины в Китае сравнивают с ивой.Ивовые ветки вешали над дверьми жилых домов, ибо они сулили счастье и добро. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые защищали от злых духов, придавали остроту зрению и предохраняли от слепоты.Ива, символ солнца и весны, - одно из первых деревьев, распускающих свои нежные листья под лучами весеннего солнца. Переплетенные ветви ивы являются симовлом нерасторжимой любви.
Китайское слово "гранат" аналогично по звучанию "поколение за поколением", поэтому в орнаментах гранат символизирует многочисленное потомство. Плод его изображают с лопнувшей кожицей, чтобы сквозь трещину, похожую на улыбающийся рот, были видны зернышки. Такой рисунок читается как "сто сыновей".
Орнаменты из кизила (dogwood) стали популярны в эпоху Хань. Кизил использовали в качестве лекарства, а по народным поверьям, он был способен приносить удачу. В настоящее время изображение кизила используется в укаршениях и ювелирных изделиях.
Растения конструируют идеальную картину мира природы в соответствии с временами года (слива, персик, пион - весна Лотос, ива - лето Хризантема - осень Сосна, бамбук - зима....) Орнаментация одежды и украшений представляла собою не только знаковую принадлежность, но и является оберегом, призванным активизировать покровительство высших сил, выражаемых в благопожелательном орнаменте, который олицетворяет ценностные ориентиры, передающие представления о счастье, свойственные китайской культуре и кодифицированные в наборе пяти благопожеланий: счастье, карьера , долголетие, радость и богатство.
Источники:
Владимирова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Восточной Азии: Символика и традиции. - Владивосток: Изд-во ДВО РАН, 2009.
Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента.
Песчанская Е.В. Зооморфные мотивы китайского благопожелательного орнамента одежды и украшений династий Мин и Цин.
Решетов А.М. Феникс в китайской традиции.
color-harmony.livejournal.com