Русские узоры и орнаменты - символика. Орнамент воды
Русский орнамент, секреты и значение символов в узорах
Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.
Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.
Традиционный русский орнаментЭкскурс в историю
Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.
Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.
Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.
Даже в экстерьере домов прослеживалась символика
Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.
В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.
Смысл и значение
Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.
Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.
Каждый символ имеет определенное значение:
- Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.
- Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.
- Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.
- Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.
- Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.
Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.
Красота и защита
Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).
Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.
Традиционным орнаментом украшали куклы-оберегиПромыслы и ремесла
Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.
Наиболее популярными можно назвать:
- Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.
- «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.
- «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.
- Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.
- Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.
Рисуем в народном стиле
Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.
Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:
- Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
- Разложить рисунок на простые детали.
- Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
- Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
- Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.
И вот уже готов уникальный узор.
Подобный узор под силу нарисовать каждому
О русской вышивке
Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.
Цвет важная составляющая рукоделия.
Люди наделяли его сакральными свойствами:
- Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
- Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
- Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
- Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
- Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.
Нить тоже наделялась определенными качествами:
- Лен символ мужественности.
- Шерсть это защита, покровительство.
В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.
Например:
- Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
- Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
- От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
- Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
- Мужчин защищали зеленым и синим узором.
Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.
Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани
Народный костюм
Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.
Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.
Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:
- Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
- Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.
Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.
Сохраняя традиции
Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.
Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.
Русская коллекция Ив Сен ЛоранаКроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.
Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.
Вам также будет интересно:
ethnoboho.ru
значение узоров и орнаментов | Русские орнаменты и узоры
Друзья, приветствую!
Символы появились очень давно. Ведь, если посмотреть внимательно на древние знаки — у всех народов они почти одни и те же. Символы — это информация. В основе лежат сведения о строении Мира и процессах, происходящих в нём. Правильно применив символ — мы можем достичь конкретного результата: улучшить здоровье, уберечься от сглаза, порчи, укрепить отношения в семье.
На данной странице будет размещаться сводная информация по значению символики русских узоров и орнаментов в виде таблицы с функцией поиска. Таблица будет обновляться символами и дополняться постоянно.Если с Вашей стороны будут какие-то дополнения — я их обязательно внесу.
1 | Алатырь | Звезда Алатырь (Крест Сварога) Восьмилепестковая звезда, древний символ сворачивания и разворачивания Вселенной. Знак Алатырь - Око Рода, из него сияет Свет Рода Всевышнего, Божья благодать, которую он дарует всему сущему и несущему. На Алатыре высечена вся мудрость Вселенной. Алатырь вышивают на рубашках ведающих людей, или как оберег в далекий и опасный путь. Знак подходит как мужчине, так и женщине. На рушниках вышивают, когда посвящают их в Храмы, на жертвенные столики, Покутье - Символ Рода. В нем сокрыты все черты и резы (руны), сварги, круги, триглавы и двуглавы, ужи и другие священные знаки, ибо он - основа и конец. Все другие обереги лишь малые проявления его. | |
2 | Берегиня (Рожаница) | Берегиня - это великая богиня, «царица», «мать мира», «богиня дома», «матерь-рожаница», «рожаница» породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.Берегиня – женский образ - защитница людей от всякого зла, добрая которая оберегала очаг, детей, благополучие семьи. Богиня оберегает род (отсюда слова «оберегать», «обереги»), очищатет , оздоравливает родовые связи. Берегиня считалась владычицей не только неба, но и всей природы, хозяйка небесных вод, от которой зависело плодородие. Изображения Берегини – женские фигурки с поднятыми или опущенными руками вышивались как обережные знаки для благословения. | |
3 | Мировое дерево (Древо жизни) | Мировое дерево, древо жизни — мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом и Рода в частности. Если женщина вышьет рушник с деревом своего Рода, тогда и семья будет крепкой, и здоровье не покинет. Крона Мирового дерева достигает небес, а корни — преисподней. В кроне обитают боги и святые — (Богородица, Параскева), у корней дерева — демонические и хтонические существа, прикован на цепи бес, обитает в гнезде (“руне”) Змей. Образ объединяет вертикальные (от земли до небес), горизонтальные (дорога) — координаты и временные координаты ( загадка: «На дороге дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по 4 гнезда» - год -12 мес., месяц- 4 нед.) Образ Мирового дерева часто встречается в заговорах. Мировое дерево помещается в центре мира, на острове среди океана (“пуповине морской”), где на камне Алатыре стоит “булатный дуб” или священное древо (яблоня, береза, кипарис, явор). Мировое дерево — символ и атрибут Берегини, часто эти символы взаимозаменяемы. На ногах женских фигур размещался знак земли (ноги богини - как корни дерева, которые находятся в земле). Поэтому иногда Берегиню изображали и змееногой, (земля — место проживания Змея). | |
4 | Коловрат (Свастика) | Коловрат (Свастика) — это символ Солнцеворота. Русское имя этого знака — «Ерга» или «Ярга». Один из наиболее почитаемых, древних языческих символов. Мощнейший обережный знак, который выражает единство Рода (Оси Мира — Неподвижного Центра Коловрата) и Родных Богов (движущихся сторон). Также Коловрат символизирует собой непрерывность Коловращения всего сущего, выраженного в идее Вечного Возрождения. У русских, и вообще у славян, этот знак был известен с незапамятных времен, использовался в качестве оберега в вышивке и домовой резьбе. Вариантов изображения - множество. Однако, по направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают знак летнего, светлого Солнца (солнца Яви) и знак зимнего, тёмного Солнца (солнца Нави). Движение по солнцу (Солнце Яви) – благотворная, созидательная Сила, против солнца (Солнце Нави) – разрушительная Сила. Правосторонняя свастика воспринимается как знак превосходства интуитивных сил над материей и управления энергией. Левосторонняя свастика, напротив, означает превосходство физических ,инстинктивных сил, торжество земной, материальной сущности вещей. | |
5 | Орепей (Арепей) | Символ счастья, душевного спокойствия, и равновесия. Самый распространенный символ орнамента русской вышивки. Гребенчатый ромб, известный на территории Рязанского края под народным названием “орепей”, или “арепей”, (он же “репейник”, “дубок”, “колодец” в других местах), в звучании которого явственно пристуствует корень *ар, присутствующий в таких словах “арий”, “Арата”, “Аркона”. Ромб имеет множество значений: солнце, плодородие, земледелие. Ромб с точкой внутри - символ "засеянной земли", то есть плодородия, в том числе женского. В зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством. В локтевой зоне как "предок". На подоле - как вход в потусторонний мир или также "предок". |
rusorn.ru
Славянские узоры
Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетутся речь, песня, обряды, вышивка, резьба.. Более глубинное их значение дано знать не всем, но ощущение гармонии, меры и красоты через творчество — верные шаги к истине. И этим может овладеть каждый.
солярная вышивка, "Олень с древом жизни", - Неврева Клавдия Петровна
Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные элементы у родственных и неродственных народов.
Массовые переселения людей способствовали распространению идей, опыта. Но иногда и небольшое племя пришельцев передавало Щ населению богатую информацию. Поэтому миграция духовных явлений культуры: язык, мифы, обряды, религия происходила в более значительных масштабах, чем миграция людей. Трудно проследить историю символики. Причина этого в том, что для изображений использовались недолговечные материалы ? кора, кожа, дерево, глина. Большинство примеров символики древности дошли до нас из 2-1 тыс. до н. э., когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки.
Древняя символика представляет собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения. Трудно установить хронологическую последовательность и географические пути их распространения. И все-таки в дошедших до нас экспонатах и традициях имеются, наряду с общей картиной мира, свои самобытные оттенки. Большое сходство в узорах у восточнославянских и финно-угорских народов.
Символы, знаки, орнаменты — удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.
Орнамент — язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».
Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент — геометрический.
Розетки разных видов — излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии, хотя нужно иметь в виду, что в эпоху бронзы круг, диск и розетка могли означать небо. Б. Рыбаков считает что знак в виде шестилучевой розетки ^ получился в результате сочетания круга, якобы символизирующего солнце и схемы снежинки, якобы символизирующей небо. И у славян, и у дагестанцев шестилепестковая розетка изображалась на солонках, а соль — продукт, связанный с солнцем. Розетка-колесо почти всегда изображается на прялке.
Сам процесс прядения, пряжа -символ времени, и управляют им боги солнца, неба. Знак в виде колеса с шестью спицами служил эмблемой бога-громовержца Перуна, такой знак уберегал дом от молнии. | |
Розетки |
В Ригведе говорится, что солнце «катится как колесо». Солнце сравнивается с колесом в славянских, польских и литовских песнях. Такой знак можно найти на старой лодье, повозке, на колеснице, на всем, что движется. Все европейские народы, имеющие славянское влияние, сохраняют традицию зажигания колес на Ивана Купалу и пускание их с горы в реку как символ затухающего солнца с этого дня.
Колесо с зубчиками и крестом означает небо, дождевые облака и солнце. В Ригведе солнце называется божественным оком, в мифологии древних греков солнце представлялось как глаз Зевса, у древних германцев — Одина, у древних египтян солнце и луна представлялись глазами Гора, у римлян — глазами Юпитера. Но все они связаны с понятием «светило-глаз». В этом случае светило обозначали кругом с точкой и малым кругом внутри.
В солнце наши предки чувствовали два начала — мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко).
Прялки с изображением Вселенной — Земли и Небосвода(«белого света»)
Иногда солнце изображено посрёдством спирали — движение солнца по небу.
Зигзаги и разводы чаще могут быть символом воды небесной, если среди них имеется крестик
В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце — сыном Сварога, то есть огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. При этом полагалось, чтобы в обрядовом костре горело девять различных пород дерева и чтобы участвовали 9 человек, а число «9» связывалось с богом преисподней. На этих примерах видно, что огонь может быть олицетворением и солнца, и бога, и подземного владыки. Возжигание колеса на шесте — соединение огнем неба и земли.
Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.
В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается прежде всего повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа — элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира. Такими числами являются: 3 — образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 является образом целостности, идеально устойчивой структуры: 4 стороны света, 4 стихии, верх-низ-право-лево, 4 времени года. 5 -сакральное число — 4 стороны + центр — равновесие. Символом гармонии стала цифра 7. Через нее человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе. Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 — 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.
Количество зубцой, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им.
Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: огонь — воздух, земля — вода. Земные образы размещались ниже, небесные — выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли — темнее, и чем выше, тем цветность ярче).
В славянском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест — образ солнца. Наконечный крест связывается ‘с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата еще могут означать и освещенные четыре стороны света, то свастика 4-6-8-12 лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом. Коловорот — древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в русском языке означает «круг», «колесо», «сворот» — вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще его изображают с наконечниками, вращающимися в правую сторону, — это знак деятельной, реальной справедливости.
Коль человек — потомок огня, существо светящееся, творящее, то и огонь души обозначали в вышивке яркими точками -красными или разноцветными. Если есть вера и любовь, значит, есть огонь души. Сама Душа — это сгусток положительной энергии с крыльями. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа как символ в прикладном творчестве похожа на птицу. | |
Образ души в вышивке |
В оформлении русских сказок мы часто можем видеть символический купол — это схема небосвода. Предки представляли небо прозрачным куполом, а под ним жизнь. В куполах, как правило, буква «Ж», называвшаяся в славянской азбуке «живет» — «жизнь». Буква составлена из растительных переплетений, также символизирующих бесконечную жизнь. В арках можно увидеть и сцены из жизни богов и людей, сцены жертвоприношений. На схеме мы видим Симаргла (Семаргла). Семаргл от слова «семя». Изображали его крылатым псом, охраняющим посевы и семена. Семаргл был и олицетворением «вооруженного добра», огненного, всегда готового защитить мирные поля. Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений и тесно связан с темой воды — русалиями. Под куполами изображались и русалки — крылатые девы, в то время они являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами
Узелковые переплетения часто встречаются в русском орнаменте и оформлении заглавных — красных букв. У других народов купол неба изображали в виде круга, с волнами или крестом — солнцем и дождевыми облаками.
Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время, когда люди не умели рисовать плавные линии. Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Ритмично и по-особому красиво выглядит «бегущая волна» разных наклонов. Разводы на чашах могут иметь и свободный характер (чаши трипольцев). Излюбленна и змеиная тема. Змея у славян — символ первой воды, весны, тепла. Сезонные календари часто отражают образ змей. Змея, значит весна, лето, дождь. Рассмотрите еще несколько примеров символики на тему воды.
Одинарные, двойные и тройные облака, несущие небесную влагу, изображались с дождем и без дождя. В резьбе такие узоры принято называть «хляби небесные». Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю.
Во всех узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком.
Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его «лягушка» или «ромб-лягушка».
С переходом Кочевых племен к оседлости появились загоны-хлевы, огороженные жердями, и жилища-срубы. Было сделано величайшее открытие — открыт принцип четырехкратности времени, пространства (четыре стороны света, четыре времени года). Отсюда ромб связывался у древних с представлениями о цикличности времени, когда человек уже осознавал начало и конец какого-то периода; осознавал и основные положения в суточности движения солнца — восход, зенит, закат. Как и в природе, в жизни человека последовательно сменяются периоды рождения, расцвета, зрелости, увядания — старости. Поколение сменяло поколение подобно тому, как расцветала и умирала из года в год при рода.
Но цикл, который люди проживают за свой «век», природа переживала у них на глазах несколько десятков раз.. Поэтому древние земледельцы видели в природе лишь регулярное повторение. Не изменение, не исчезновение, а повторение являлось определяющим мотивом их сознания и поведения. И это передается в изображении ромба с крючками на вершинах.
Б. Рыбаков, который пишет: «Повсеместно распространенные костяные изображения женщин-прародительниц древний человек видел покрытыми ромбическим узором естественного происхождения, присущим самому строению бивня, из которого вырезалась священная фигурка.
Символы воды |
Ромбический узор в силу этого объединял в глазах первобытного охотника два важных понятия: мамонта (источник жизни, сытости, благоденствия) и священное изображение женщины (символ плодовитости, продолжения жизни, счета родства). Ромб и ромбический меандр сами по себе становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага».
С другой стороны, для земледельца 4 стороны света связывались, со сторонами его прямоугольного жилища. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: «Снаружи — рогата, изнутри — камола» (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к «земле-преисподней», «дому мертвых» требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых «происков» «жителей подземного мира». Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые «ромб-репей» (известен еще под названием «малая решетка»), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем — местом обитания предков.
А ромб другой конфигурации из трех пар пересекающихся линий — это погребальный или жертвенный костер, который являлся знаком Священнодействия в ходе сжигания — по убеждению древних людей, цри этом обряде устанавливается контакт с предками.
Ромб с точками — знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны.
Очень часто в геометрических тканых орнаментах встречается мотив руки (ладони). Этот мотив играл большую роль в искусстве древних у многих народов. Ладонь — кисть руки — была синонимичной кисти (пучку) растений, что было актуально для сознания ранних земледельцев. По русским сюжетным вышивкам хорошо известна женская фигура, часто изображавшаяся с увеличенными ладонями и с головой — лучистым ромбом, с солярными розетками в середине фигуры. Академик Б.А. Рыбаков связывает с вышитой богиней еженедельный праздник света — Воскресенье. Этой богиней могла быть только Великая богиня, а такой титул сохранился в русском фольклоре за Ладой.
Лада почиталась как богиня женитьбы, брака, веселья, утешенья и всякого благополучия. Ее, Ладу, до сих пор во многих традиционных обрядах величают, поют песни, руками о руки или о стол ударяя. По-видимому, хлопая в ладони (ладонь -Лада) или ударяя ладонями по столу, язычники тем самым «устанавливали» связь с божеством, просили у нее веселого, благостного житья. А изображение скрещенных ладоней на узорах полотенец является знаками этого божества.
Змеиный узор. Чаши трипольской культуры
Землю в смысле участка, дающего урожай, представляли в форме квадратов, прямоугольников, покрытых густой сеткой, т.е. засеянную. Между полосок земли и воды помещали зерна. Главная тема Земли, плодородия, чадородия преобладает в русском узоре. Образ Земли — излюбленный в вышивке.
ДРЕВО. Изображение священного дерева встречается у всех народов мира. В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо. Сибирские шаманы на обрядовом месте ставили дерево и выполняли возле него действия. В христианский праздник Вознесения Христа русские пекли из теста маленькие лестницы и представляли, что на небо можно взойти по дереву или по лестнице. Библия называет священное дерево «Древом жизни», при этом сказано, что оно находится «посреди сада», под облака) чем подразумевается центр мира. В гимнах Ригведы и Эдды между корнями дерева обитает змея. Корни Древа уходят в неведомые глубины, вершиной своей оно уходит в небо. Змея — символ времени, спирального движения и повторения, мудрости и осторожности, и начинается это все от корней человека, нации, человечества. Потому можно встретить изображение Древа, обвитого Змием.
Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира — Земли. С деревом связан мотив определения судеб людей. В Ригведе Мировое дерево сопоставлялось с рожающей женщиной. У народов мира Древо в образе женщины представляется змееногой и еолнцеголовой.У славян и латышей на культовых праздниках девица стояла на одной ноге — это поза воплощения Матери мира — Древа, держащего весь белый свет. В Индии стояние на одной ноге выражает идею плодородия. На Руси деревом богини стала береза. Весной девушки приносят дары березкам, гадают на них, обряжают одну из девиц березовыми ветками, венком и посвящают песни Ладе, Лелю, прося любви и замужества, деторождения. В давние времена если уж наказывали ребенка, то обязательно березовым прутом, как ритуал жертвоприношения за грехи, чтобы Матерь-судьба не разозлилась. | |
Хляби небесные (дождевые облака) |
В древнейших жилищах славян обязательно стояло дерево-столб, держащее крышу. Дерево-столб символизировало женщину, древние всегда считали, что дом, жилище держится именно на женщине. Столб поддерживает крышу дома, как мировое дерево — небосвод. Мировое дерево — это опора вселенной, столб, подпирающий небо.
Растительные мотивы преобладают в деревянной резьбе, в вышивке южных славян. Бесконечные ростки священных трав и цветов показаны в процессе прорастания и расцвета. Ростки изображаются, как правило, крепкими, сильными, и охраняет их то лев, то птица Сирии, поскольку только им доверяют охранять бесконечность жизни. Растительный мир — образ Яви, проявленной жизни, ростки и цветы ? символ земной жизни. Образы растений разные, это зависит от того, какие растения считаются в данной местности чистыми, священными. На юге — роза, барвинок, в средней полосе — василек, папоротник, на севере — хвойные веточки, купальница.
Лабиринты и спирали. Меандрово-спиралевидные изображения восходят к временам палеолита. Одна из древнейших спиралей на бивне мамонта найдена на территории Западной Сибири. Спиралевидные мотивы найдены на, берегу Десны, в Пскове и Твери, в Беломорье, на Соловках, во всех уголках земли. Особенно их много у индейцев. На бронзовой статуэтке литовского языческого бога Перкунаса — Перуна имеется множество спиралей. Он держит в одной руке пучок спиралей, в другой — колесо. Спирали у русских популярны в украшениях, особенно на височных кольцах. Их можно найти в фибулах, диадемах, пряжках. Спиральный орнамент — излюбленный образ в русской традиционной вышивке. Женщины Новгорода любили украшать спиралями головные уборы. | |
Трипольские статуэтки с отпечатками зеренили со знаками засеянного поля |
Божества со спиралью, сидящие верхом на волке, найдены на территории России, Прикамья. Образы волка и змеи были воплощением демонов преисподней. А лабиринт — это ловушка, путь по которому необходимо найти выход. Но лабиринт считается и домом, крепостью. Лабиринт у многих народов отображает и небо. Пол во многих храмах сделан наподобие лабиринта. Пол — земля ? отражает небо. И Небо, и Подземные миры, где все подвластно вечному движению, повторению через жизнь и судьбы людей, представлялись предкам в схеме лабиринта.
«Спиралевидные коды передавались от поколения к поколению, от народу к народу, от мировоззрения к мировоззрению, от религии к религии. Спираль- один из древнейших символов Вселенной. И космос сам испещрен и пронизан спиралями- галактиками, вакуумными квантовыми вихрями. Согласно торсионной теории, Вселенная как суперЭВМ образует с человеческим мозгом своеобразный биокомпьютер, работающий в соответствии с торсионными законами, то есть по принципам все той же скрученной спирали.
Неспроста философы-диалектики всех времен в один голос утверждали: природа, история, род людской развиваются по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая связь». [14]. Всеобщая спиральная запрограмированность неизбежно проявляется и в духовной жизни людей, в их быте, обрядах, обычаях, верованиях и, конечно, нашла свое отражение в декоративно-прикладном искусстве.
www.pravda-tv.ru
Узоры и орнаменты мезенской росписи
Река Мезень, которая протекает в Архангельском крае, дала название удивительной по своей красоте и самобытности русской росписи – мезенской.
Росписью украшались предметы быта, интерьера, посуды.
Помимо домашней посуды и утвари мезенскими орнаментами были украшены сверху донизу волнистыми линиями и горизонтальными прямыми, спиралевидными завиткам и многочисленными штрихами прялки.
Как появилась мезенская роспись, откуда взялись необычные узоры и орнаменты – современные учёные-историки однозначно сказать не могут. Однако архаичность символов, подводит к мысли о том, что сутью являются древние мифы, знания, составляющие основу мировоззрения наших предков, живших давным-давно на севере.
Вот это мифологическое мировоззрение, поступающее сквозь тысячелетия, проявляющееся в орнаментах и узорах мезенской росписи, и является для нас ценным.Поняв его суть – можно открыть те знания, и почесть те послания, которые вложили наши предки в окружающие их, бытовые, простые, казалось бы, предметы.
И вместе с тем, в мезенской росписи много загадок. При кажущейся простоте в наборе и чередовании красок (основных цвета два – красный и чёрный), глубинный смысл весьма значителен. Даже в современном толковании, красный цвет символизирует жизнь, огонь, кровь, радость. Черный же цвет – смерть, земля, космос, печаль. Ну а что же сокрыто в узорах и орнаментах?
Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.Давайте разбираться вместе.
Прежде всего, следует отметить, то узоры мезенской росписи имеют три уровня (яруса), что перекликается с расположением узоров вышивки на древней одежде наших предков. Это символизирует три мира : нижний (подземный, скрытый), средний (наземный, наш мир, проявленный) и верхний (небесный мир богов).Интересно, что в мезенской росписи верхний уровень предназначен для птиц.
На средних и нижних уровнях изображаются кони или олени.
Образ коня связан с землёй — источником жизни (конь помогал пахать землю, улучшая её плодородие), В то же время, символ коня у русского народа является неким оберегом от тёмных сил (вспомним конёк на крыше избы) и талисманом на удачу (конская подкова на входе).
Образ оленя у многих народов связан с небесами. Рога оленя часто символизируют Мировое Древо (Древо жизни). В рогах своих олень может переносить Солнышко туда, где оно необходимо, где его ждут после долгой северной зимы. Поэтому, культ оленя у малых северных народов до сих пор сохранился. Удивительно, но связь оленей с небесами сохранилась даже в западной цивилизации. Вспомним, летящего по небу в санях с оленьей упряжкой Санта-Клауса.
Уровни миров в мезенской росписи разделены горизонтальными, богато орнаментированными полосами. Элементы таких орнаментов, часто используются в мезенской росписи. Если говорить о семантике простых мезенских орнаментов, то не вызывает сомнения, что знаки символизируют собой первоэлементы – стихии огня, воды, земли и воздуха.
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, — сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается — признаки, позволяющие предположить, что огонь — земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (вспомним даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры — в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. Знаки земли в мезенской росписи
Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений.
Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. Интересны и красивы древние знаки плодородия — символы изобилия.
Что касается техники и технологии росписи, то об этом — в последующих статьях.Можно отметить только ту характерную особенность, что роспись наносилась на негрунтованное дерево либо кисточкой из человеческого волоса, либо пером глухаря или тетерева, либо специальной деревянной палочкой (тиской). Затем на художественное творение наносилась олифа. Это способствовало образованию защитного слоя, одновременно придавая творению золотистый цвет.
В настоящее время техника и технология мезенской росписи сохранились, в основном — разве что чаще стали применяться современные кисти. Однако, глубинное отличие современной мезенской росписи от старой ощущается. Дело в том, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как, в нынешнее время, ею занимаются, в основном, женщины.
Похожее
rusorn.ru
12 орнаментов. Анализ монгольских орнаментов
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:1. геометрические - самые распространенные орнаменты монголоязычных народов (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Ведущими мотивами геометрического орнамента являются:- «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраса - аналог греческого меандра, но какое разнообразие!Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски (и монгольски) «алха» - молоток.
Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.
- Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания. Здесь уже можно провести аналогию с кельтами. И опять какое многообразие!
Происхождение улзы связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова «ульзий»,»кульджа»,»гулдза»,»угалз» встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента(орнамент рогов этого животного). Есть предположение, что древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Также можно предположить, что сам термин «улзы» является наименованием тотемного животного.Знак плетенки и бесконечного узла решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков — линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.
- Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней - существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.
- Круг - "дугуй хээ" - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана- встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер) . Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.
2. Зооморфные, или анималистические орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические.Монголы - кочевой народ, и животные, которых они разводят, играют огромную роль в их жизни. Естественно, это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности, на появлении соответствующих орнаментов.Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент».
На рисунках 2 и 3 определенно видна голова барана.
Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).
3. Растительные; Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей:лиственный узор (набшаhан угалза),
цветочный узор (сэсэг угалза)
Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.
Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре.
4. Природные, или космогонические; Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога.
Орнамент воды. Символизирует чистоту, красоту и радость.
Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» - символ духовного развития и совершенства.
5. Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии - тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма(так как они изображены в нижней части рисунка):
Мистический узел - Две золотые рыбки - Драгоценный зонт - Колесо ДхармыЦветок лотоса - Белая раковина - Драгоценный сосуд - Стяг победы
Человек я не религиозный, уж тем более к буддизму совсем никакого отношения не имею, поэтому ограничусь только одной иллюстрацией культовых орнаментов Монголии.
Пожалуй, я сделаю еще один пост, посвященный монгольским орнаментам. Расскажу о цвете. Слов будет совсем мало, в основном картинки. А здесь и так уже переизбыток информации.
Огромное спасибо всем кто осилил этот пост до конца!
nadval.livejournal.com
Славянские узоры "Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах, узорах. Из знаков и образов плетется: речь, песня, обряды, вышивка, резьба. Более глубинное их значение дано знать не всем. Символика является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Большинство примеров символики древности дошли до нас из 2-1 тыс. до н. э., когда уже происходил отход от использования символов и стали применяться как орнамент или как зафиксированные обычаем священные знаки. Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили? Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент геометрический.В Древней Руси огонь называли Сварожичем, а солнце - сыном Сварога, т.е. огонь и солнце имели одинаковые эпитеты. Огни, зажигаемые на празднествах летнего и зимнего солнцестояния, символизируют небесный огонь-солнце. Это подтверждается и тем, что существовали обычаи зажигать колесо наверху шеста или скатывать его горящим с пригорка. Ритуальные огни возжигали не только на праздники, но при каком-либо бедствии, чтобы умилостивить бога, воплощавшегося в огне и считавшегося источником этих бедствий. Возжигание колеса на шесте - соединение огнем неба и земли.
Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежду и сам дом. В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается, прежде всего, повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа - элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, т.е. числа могут быть одним из образов мира. Количество зубцов, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им. Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: Огонь - Воздух, Земля - Вода. Земные образы размещались ниже, небесные выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, в живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли - темнее, и чем выше, тем цветность ярче). В славянском декоративно-прикладном искусстве часто встречается крест. Прямой равноконечный крест - образ солнца. Наконечный крест связывается с огнем земным, который представлялся разновидностью огня небесного. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще его изображают с наконечниками, вращающимися в правую сторону - это знак деятельный, реальной справедливости.
Схемы водной стихии узнаваемы и разнообразны. Древний орнамент воды геометричен, это время когда люди не умели рисовать плавные линии. Особенно любили украшать таким рисунком чаши для воды, питья, вина, жертвенные чаши. Ритмично и по-особому красиво выглядит 'бегущая волна' разных наклонов. Одинарные, двойные и тройные облака, несущие небесную влагу изображались с дождем и без дождя. В резьбе такие узоры принято называть 'хляби небесные'. Дождевые облака выглядят и как женская грудь, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю.
Во всех узорах преобладает тема плодородия земли. Прежде всего, это образы Рожаниц, дающих урожай и блага. Низ такого изображения украшен, как правило, семенем или ростком. Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Женщины по-простому называют его 'лягушка' или 'ромб-лягушка'. Ромб с точками - знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты. Это типичная четырехчастная схема распространения блага в 4 стороны. Лада почиталась как богиня женитьбы, брака, веселья, утешенья и всякого благополучия. Ее, Ладу до сих пор во многих традиционных обрядах величают, поют песни, и руками о руки или о стол ударяя. По-видимому, хлопая в ладони (ладонь - Лада) или ударяя ладонями по столу, язычники тем самым 'устанавливали' связь с божеством, просили у нее веселого, благостного житья. А изображение скрещенных ладоней на узорах полотенец являются знаками этого божества.
Макошь Ее изображение менее известно и, наверное, потому что сейчас оно все меньше используется в ручных промыслах. А позабыли это изображение напрасно, ибо ее не стоит обходить вниманием - Макошь, согласно славянским мифам, "мать жребия", вместе с помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов, она - пряха и прядет нити судьбы подобно античным мойрам.
Древо Изображение священного дерева встречается у всех народов мира. В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо. Сибирские шаманы на обрядовом месте ставили Дерево и выполняли возле него все действия. Мировое дерево мыслилось воплощением Великой Матери мира - Земли. С деревом связан мотив определения судеб людей. На Руси деревом богини стала береза. Весной девушки приносят дары березкам, гадают на них, обряжают одну из девиц березовыми ветками, венком и посвящают песни Ладе, Леле, прося любви и замужества, деторождения. В давние времена если уж наказывали ребенка, то обязательно березовым прутом, как ритуал жертвоприношения за грехи, чтобы Матерь-судьба не разозлилась.
Растительные мотивы преобладают в деревянной резьбе, в вышивке южных славян. Бесконечные ростки священных трав и цветов показаны в процессе прорастания и расцвета. Ростки изображаются, как правило, крепкими, сильными, и охраняет их то Лев, то птица Сирин, поскольку только им доверяют охранять бесконечность жизни. Растительный мир - образ Яви - проявленной жизни, ростки и цветы - символ земной жизни. Образы растений разные, это зависит от того, какие растения считаются в данной местности чистыми, священными. На юге - роза, барвинок, в средней полосе - василек, папоротник, на севере - хвойные веточки, купальница.
Лабиринты и спирали. Меандрово-спиралевидные изображения восходят к временам палеолита. Одна из древнейших спиралей - на бивне мамонта найдена на территории Западной Сибири. Спирали популярны в украшениях, особенно на височных кольцах, в фибулах, диадемах, пряжках, спиральным орнаментом украшали головные уборы. Но лабиринт считается и домом, крепостью. Лабиринт у многих народов отображает и небо. Спиралевидные коды передавались от поколения к поколению, от народу к народу, от мировоззрения к мировоззрению, от религии к религии. Спираль - один из глубочайших символов Вселенной. Неспроста философы-диалектики всех времен в один голос утверждали: природа, история, род людской развивается по спирали. Вот почему нет сомнения, что между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая связь'." Коллектив МОУ Заозерной общеобразовательной школы Методика преподавания интеграционного курса (литература, изобразительное искусство, компьютерные технологии) в Диалоге Культур Методическое пособие по курсу http://ido.tsu.ru/ss/?unit=356&page=1167 А вот взгляд профессора Рыбакова на орнамент: "Оpнамент на посyде и на пpоизведениях пластики, несмотpя на его кажyщyюся неповтоpимость и многообpазие, можно pазделить на тpи категоpии: pомбо-меандpовый (наследие палеолита), линейно-стpyйчатый и спиpально-змеиный. Две последние категоpии являются yже новшеством, созданием земледельческой эпохи. Веpтикальные линии, иногда пpямые, чаще волнистые, стpyйчатые, обычно pасцениваются как изобpажение дождя. С этим следyет согласиться. Если же мы займемся выяснением коppеляции дождевых линий с теми или иными сюжетами, то yвидим, что они постоянно соотносятся с женскими изобpажениями, а в отдельных слyчаях даже более yзко - с гpyдью женского божества. Дождевые линии в балкано-дyнайском неоэнеолите связаны не столько с пластикой как таковой, но почти исключительно с сосyдами для воды или с такими сложными скyльптypными композициями, в котоpых женская фигypа сочетается с сосyдом или сама является вместилищем жидкости. На животе (а порой и на чреслах) некоторых фигурок изображается или растение, или сформировавшийся в эту эпоху узор-пиктограмма, обозначающий засеянное поле. Он может быть упрощенным (один ромб со знаком зерна), может быть более усложненным (четыре соединенных ромба или квадрата), а иногда достигает той законченной универсальной формы, которая на свадебных рубахах и паневах дожила до середины XX в. н. э.: косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре квадратика с точкой-зерном в центре каждого из них. Символ нивы, засеянного поля иногда сочетается с рудиментами архаичного ромбо-меандрового узора, символизирующего обобщенное благо. Таким образом, статуэтка при помощи своей татуировки выражала три главных идеи земледельца: во-первых, благополучие засеянного поля (и ребенка во чреве матери), во-вторых, орошение поля дождем (материнское молоко) и, в-третьих, общую идею блага, благополучия, выраженную способом древних охотников (подражание рисунку дентина мамонтового бивня), который мог быть известен трипольцам только при условии непрерывной традиции ритуальной татуировки." Язычество древних славян. Рыбаков Борис Александрович. Часть пеpвая. Глубокие корни Глава четвертая. Золотой век энеолита (древние земледельцы) http://paganism.msk.ru/liter/rybakov05.htm Роль орнамента в жизни славян Дом "Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой. Боясь "нашествия злых духов" - упырей, вампиров, ведьм, навий (душ умерших), которыми славянин населял окружающую природу, от них он защищался. Защитой служили, прежде всего, доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках двора и жилища, какими считались стены, окна кровли жилища. Это была архитектурная резьба - конек на крыше, резные причелины с "громовыми знаками", изображения Солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы и т.п. Орнаменты архитектуры, при ближайшем рассмотрении, оказались близки к орнаментам вышивки (что и не удивительно, т.к. оберегающая символика, как я полагаю, употреблялась единая, т.е. обращение к божествам, к примеру, было единым). В пример этому можно привести самую устойчивую тему: женская фигура с воздетыми к небу руками и птицами и конями по сторонам. Первые упоминания об этом узоре, по словам ученых, относятся к VII веку до нашей эры). Более того, орнаментальная фигура женщины с поднятыми руками встречалась у этрусков, а это датируется уже третьим тысячелетием до нашей эры! И, тем не менее, этот элемент орнамента обнаружился как в вышивке (на узорах полотенец, украинских "рушников", варежек, так и на узорах, украшавших дома, в пример этому можно привести как оконные узоры, так и фигурки коней на крыше и стамике (это - только отчасти, т.к. изображение коней по одной из версий символизирует обращение к Даждьбогу). Это изображение также встречается на женских украшениях, но я предполагаю, что в этом случае цель несколько иная - кроме защиты женщины, еще и увеличение ее "женской силы". А еще стены жилищ покрывали орнаментами, в которых преобладала тема ужа (змеи) - покровителя домашнего очага.Заклинательная роль орнамента И в архитектуре, и в одежде последовательно применялся один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проемы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть и навредить человеку. Орнаменты со "священными" изображениями, такими как конь, оленья голова с рогами, богиня и птицы, солнце увенчивали самую высокую точку дома - щипец крыши, вкупе они делали дом недоступным для "злых духов" и убежищем для членов семьи. P.S. Эти элементы украшения здания, мне кажется, необходимо рассматривать еще и с практической точки зрения (т.е. не делать упор только на заклинательную их роль). Дело в том, что нашел упоминание о том, что эти фигурки несли еще и функцию защищать дом от молний, т.е. были громоотводами. Более того, я думаю, что эти две функции были, возможно, тесно связаны друг с другом - в случае попадания молнии могло считаться, будто оберег сохранил жилище. Tablica Дом (Предметы быта) Орнамент получил широкое распространение в украшении домашней утвари и не даром. Давайте посмотрим, какими именно фигурами оберегались предметы и попробуем проанализировать данные из различных источников... Здесь мы видим, как ковш украшается изображением коней. Давайте обратимся к научной литературе и посмотрим, что символизировало изображение коней. Согласно "Мифам древних славян" кони везли повозку Даждьбога в дневное время по небу. Проанализировав этот факт, можно сделать вывод, что конкретно этот ковшик находился под покровительством Даждьбога, в ведении которого пребывал ход Солнца. Кони Изображение коней в орнаментах (и не только) мы встречаем повсеместно. Первое, что нам приходит в голову - конек на крыше, ну может еще знаменитые коньки на плошках, вот, пожалуй, и все, что сегодня вспомнит горожанин. Но никто не вспомнит знаменитый орнаментальный узор богини Макоши с кониками, который повсеместно встречался на рушниках, элементах одежды и ковриках или коников на оберегах. Более того, кони изображались двух видов: 1. Кони Даждьбога - они усердно везли его повозку по небу (а люди земные видели Солнце), поэтому, изображая их, славянин просил покровительства у могучего светила. 2. Водяные кобылицы - жили они во глубине вод, однако их молоко обладало поистине магической силой. Добрый молодец, который искупался в кипящем таком молоке - становился писаным красавцем, а его враг - варился и погибал. Кроме того, молоко кобылиц, упавшее в виде дождя, выращивало небывалый урожай. Для воздания почестей Водяным кобылицам славяне приносили дары божествам речек, которые заботились о кобылицах. Маленькое отступление: на мой взгляд, здесь мы видим не что иное, как круговорот воды в природе - из глубин на небо и назад. Это предположение подтверждается утверждением исследователя Г. Беляковой, что "представление Водяных кобылиц есть метафоричное изображение облака". Еще С.Есенин говорил, только русский мужик догадался посадить коня на крышу своего дома, превратив тем самым его в колесницу. Утки, птицы Их мы видим там же, где ранее видели коней, даже на крыше (на стамике и на курице). Откуда такое совпадение??? Более того, на вот этих рисунках мы видим костяные амулет с изображением кого бы вы думали?.. "Утко-коней"! Ответ прост - упряжь уток везла повозку Даждьбога ночью по Подземному океану. Отсюда и сходство и поклонение. В завершение темы любимцев Даждьбога, я хочу высказать предположение о том, что почет лошадей и уток кроится еще и в том, что они составляли основу пропитания древнего славянина, утки - это и добыча на охоте, и пух для утепления одежды, а лошади и в ратном деле подмога, и в домашнем хозяйстве. Змей Изображение змея имеет очень много толкований и, на мой взгляд, говорить о каком-либо конкретном толковании можно, лишь рассматривая священные предметы. Змей представлен почти во всех мифологиях мира как символ, связывавшийся, с одной стороны, с плодородием, землей, мудростью, с женской производящей силой, водой, дождем, а с другой - с домашним очагом, огнем (особенно, небесным), а также мужским оплодотворяющим началом. Кроме того, в ритуальном толковании змей означал вечность. Надо сказать, что змей до сих пор остается в народе противоречивым символом - считается, что уж приносит в дом счастье, его всегда стараются напоить молоком, если он заползает в избу, а вот гадюка - символ зла, беды. Соответственно и орнаментальное их изображение будет иметь разные значения. Жар-птица Она знакома нам всем еще с детства, "птица счастья завтрашнего дня", а между тем ее изображение символизировало прошение Ладе - богине счастья, домашнего быта. Ее цвет - красно-желтый. Люди использовали ее изображение для привлечения удачи и защиты богини Лады. Вещая птица Гамаюн (Гамаюс, Гамаюнт) Ее символ имел очень сильное влияние, и еще бы, - здесь мне не пришлось долго ломать голову над разгадкой этого вопроса - одно перечисление ее покровителей объясняет все: Велес, Крышень, Коляда и Даждьбог. Считалось, что она пропевает книгу "Вед". Имя ее происходит от "ГАМ" или "КАМ", что значит "ШУМ" (отсюда появились производные слова "камлать" и "шаман"). Она же звалась птицей Хумай в Сибири и Иране, Гаруда в Индии, Хуан в Китае. В более позднее время ее особая песня предвещала новую династию русских царей - этим фактом прослеживается связь орнамента славян с более поздними временами..." Исследовательская работа на тему "Исследование происхождения и роли орнамента в жизни славян" http://www.ornament.narod.ru/ Источник: http://sevlan.clan.su/publ/24-1-0-271 |
Русские узоры и орнаменты - символика
Русские народные узоры и орнаменты являются хранителями глубокой архаики. Они уводят нас в глубь веков, в дохристианскую Русь. Эти приметы древности можно найти на вышивке, в украшениях, которые носили, в отделке русских изб и храмов. Как правило, они имели значение оберегов или им придавались другие знаковые отличия.
Русская изба
Особое значение имело оформление крыш и окон как небесного свода. На них издревле изображались солнце, кони, «хляби небесные». Круто выгнув шею и грудь, на самом главном, центральном бревне крыши гордо возвышалась конь-птица, символизирующая солнце. Кроме нее на крыше находились и другие солнечные знаки, означавшие как закат, так и восход солнца.
На причелинах, идущих с двух сторон вниз, самыми частыми были волнистые русские узоры и орнаменты, струи, дополненные небольшими кружочками, которые должны были, видимо, изображать дождевые капли. Язычники, верившие в Рода, считали, что они – причина жизни на Земле и выражение творческой энергии божества, осуществляющей оплодотворение.
Окна украшались деревянным кружевом. Оно представляло собой русские узоры и орнаменты, состоящие из знаков солнца, воды, растительных элементов и стилизованных женских фигур. Связывая наружную и внутреннюю часть дома, окно украшалось чрезвычайно изысканно.
По типу их можно поделить на три части. Первая композиция – солярная, которая продолжала осуществлять защиту дома, начатую крышей.
Вторая имела наличие двускатного покрытия, где внутри также помещалось солнце и, как и на крыше, имелись русские узоры и орнаменты в виде хлябей.
Третий вид композиции отличается тем, что карниз был ровным, то есть отсутствовал небосвод. В центре имелась одна фигура, окруженная стилизованными зверями. Можно долго объяснять их смысловое значение, но следует перейти к следующей теме.
Головной убор
Его главная идея – изображение неба. На головном уборе вышивались солнце, птицы, устремленные вверх. С этим связано его название. Слово "кокошник" произошло от слова «кокошь» – петух. Подвески к ним, рясны, – это вертикальные полосы, идущие от кокошника до груди или даже до пояса. В металлических (обычно из золота или серебра) изделиях используются русские узоры и орнаменты в виде птиц, которые соединяют небо и землю.
Подвесками на ряснах служили колты, на которых мы видим русалок, семаргла (это бог плодородия) или грифонов. Бисерные рясны имитировали дождевые струи, что также связано с плодородием в обобщенном смысле, дающим жизнь всему земному.
Орнаментика рясен очень устойчива: это тема неба и земледельческого плодородия. Небесная высь – это птицы, которые сейчас находятся на земле. Аграрная тема тоже прослеживается: изображались все стилизованные фазы развития растения (прорастающие семена, опыляемые травы и цветы).
Ожерелье и одежда
Ожерелье – это украшение для шеи и груди, которое археологи называют «гривная утварь». На украшениях есть знаки солнца, луны, зверей и птиц. Это все представляло собой обереги.
Вышивка на предплечьях рукавов и бедрах несла очень древний смысл обработанного поля: в косом квадрате, разделенном на четыре части, находился знак зерна – точка. Подол одежды украшен вышивкой, в которой господствует идея земли: узоры, напоминающие траву, гуляющие по земле птички, цветы.
Таким образом, русский орнамент и узоры восходят к земледельческому неолиту. Многое сохранилось до нынешних времен, однако чтобы разобраться в заложенных смыслах, следует изучать труды археологов, ибо они обладают богатейшим материалом, позволяющим его расшифровать.
fb.ru