Охрана поверхностных вод (стр. 1 из 3). Охрана воды


«Вода России» - Охрана вод

Охра́на вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод (ГОСТ 17.1.1.01-77. Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения).

Охрана вод от загрязнения – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения (СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населённых мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Термины и определения).

Охрана водных объектов – система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ).

Вода – один из главных компонентов природной среды, основы охраны которой приведены в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Непосредственно основные принципы и правила охраны вод отражены в водном законодательстве.

На всех водопользователей в законодательном порядке возлагается обязанность сокращать объёмы изъятия и потери воды, не допускать засорения, истощения и загрязнения водных объектов. Запрещён сброс сточных вод (СВ) в водные объекты, если последние отнесены к особо охраняемым, содержат природные лечебные ресурсы, находятся в местах массового отдыха населения или курортных зонах, а также в местах нереста и зимовки ценных видов рыб и т.п.

В основу охраны вод положены следующие основные принципы:

  • нормирование качества вод;
  • нормирования антропогенного воздействия на водные объекты;
  • регулярный контроль (мониторинг) состояния вод;
  • платность воздействия;
  • осуществление государственного надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием водных объектов;
  • соблюдение принципа: загрязнитель платит.

Нормирование качества вод состоит в установлении для воды водного объекта совокупности допустимых значений показателей её состава и свойств, в пределах которых надежно обеспечиваются здоровье населения, благоприятные условия для хозяйственного использования вод и экологическое благополучие водного объекта.

К нормативам качества вод относятся:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния вод, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния вод, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества вод, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

Допустимые значения показателей состава вод устанавливаются в зависимости от вида водопользования. В настоящее время выделяют следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое и рыбохозяйственное. Хозяйственно-питьевое водопользование предусматривает использование водных объектов в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и предприятий пищевой промышленности. Под культурно-бытовым водопользованием понимается использование водных объектов для купания, отдыха и занятий спортом. Требования к качеству воды для этого типа водопользования распространяются на все водные объекты, находящихся в черте населённых пунктов.

Практически все водные объекты отнесены к рыбохозяйственным и делятся, исходя из требований рыбного хозяйства, на три категории. К высшей категории относятся места нерестилищ, массового нагула и зимовья ценных видов рыб, а также охранные зоны хозяйств, занимающихся разведением и выращиванием рыб и других водных животных. К первой категории относятся водоёмы и водотоки, которые используются для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, имеющих высокую чувствительность к концентрации растворённого кислорода в воде; ко второй категории относятся водоёмы, используемые для иных рыбохозяйственных нужд.

Существуют две группы нормативов качества: первая группа установлена исходя из рыбохозяйственного использования водных объектов, вторая группа – из санитарно-гигиенических требований. Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Нормирование антропогенного воздействия заключается в ограничении негативного воздействия на водные объекты при хозяйственной и иной деятельности. К видам негативного воздействия на водные объекты относятся: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и другие виды физических воздействий. Также устанавливаются нормативы изъятия вод из водных объектов.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на водный объект или водохозяйственный участок, нормативов качества воды, а также технологических нормативов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды (вод) с учётом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Для контроля соблюдения водохозяйственного законодательства проводятся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, за количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод, что обеспечивается Государственной системой мониторинга водных объектов .

В настоящее время в рамках системы мониторинга проводятся следующие основные виды наблюдений:

  • за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
  • за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
  • за фоновым загрязнением водных объектов;
  • за радиоактивным загрязнением водных объектов.

Основу Государственной системы мониторинга составляет наблюдательная сеть Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая решает следующие задачи:

  • наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озёр, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
  • обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязнённости;
  • обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов;
  • оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов.

Система мониторинга базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоёмах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязнённых участках.

Помимо Росгидромета мониторинг поверхностных и подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевых целей, осуществляет Роспотребнадзор.

Ведение локального мониторинга в зоне их влияния в соответствии с законодательством возложено на хозяйствующие субъекты.

Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возложено и на бассейновые водные управления. Велика роль наблюдательной сети бассейновых водных управлений в мониторинге трансграничных водных объектов, т. е. водных объектов, формирующих свой сток на территории двух и более государств.

Платность водопользования – основа, на которой базируется экономическое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов. Любое пользование водным объектом является платным. Ставки платы за пользование водными объектами, порядок расчёта такой платы устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Объекты налогообложения – виды пользования водными объектами:

Выплаты, связанные с водозабором, составляют около 85% общей суммы соответствующего налога и платежей (остальное приходится на налог/платежи за использование водных объектов для гидроэнергетики и иных целей). Часть платежей составляют платежи за негативное воздействие на водные объекты.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 функции государственного надзора в области использования и охраны водных объектов возложены на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящуюся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данная служба осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (Управления Росприроднадзора в соответствующих субъектах Российской Федерации) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Территориальные органы Росприроднадзора совместно с представителями Центра лабораторного анализа и технических измерений (ФБУ ЦЛАТИ) по соответствующему федеральному округу осуществляют контроль водопользователей.

Санитарно-эпидемиологический надзор на водных объектах и системах водоснабжения осуществляет Роспотребнадзор. Органы Роспотребнадзора проводят как плановые, так и внеплановые проверки предприятий на предмет соблюдения требований санитарного законодательства, защиты прав потребителей.

Соблюдение принципа: загрязнитель платит. Этот принцип включает два положения: во-первых, платежи должны идти целевым назначением на процессы восстановления, реабилитации водных объектов и никуда более; во-вторых, платить должен не только тот, кто сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты, но всякий, кто оказывает на водные объекты и их водосборы иные негативные виды воздействия, в том числе и в результате аварийных ситуаций (аварии на транспорте, продуктопроводах). При наличии этих двух дополнений сформулированный выше принцип становится принципом компенсации: наносящий природе ущерб обязан содействовать её оздоровлению. Иными словами, всякая деятельность, наносящая ущерб водным объектам, должна быть одновременно источником средств, труда по их восстановлению (реабилитации).

Охрана вод (водных объектов) включает реализацию следующих конкретных мероприятий:

  • установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос, примыкающих к береговой линии водных объектов;
  • установление зон санитарной охраны источников водоснабжения;
  • строительство очистных сооружений перед сбросом производственных и коммунальных сточных вод в водные объекты;
  • внедрение оборотных систем водоснабжения на промышленных предприятиях;
  • сбор и очистку ливневых вод с территорий населённых пунктов (селитебных территорий), площадок предприятий и других объектов.

Водоохранными зонами являются территории, прилегающие к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр и водохранилищ с установленным специальным режимом осуществления хозяйственной деятельности.

Зоны санитарной охраны организуются в составе трёх поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Очистные сооружения представляют собой комплекс инженерных сооружений в системе канализации населённого места или промышленного предприятия, предназначенный для очистки сточных вод от содержащихся в них загрязнений. Цель очистки – подготовка сточных вод к использованию на производстве или к спуску вводные объекты.

Производственные сточные воды, как правило, подвергаются вначале очистке на локальных очистных сооружениях для снижения концентрации загрязнений, извлечения и утилизации находящихся в них полезных веществ, а также для подготовки этих вод к очистке на общезаводских очистных сооружениях (если это необходимо). После локальной очистки или обработки на общезаводских очистных сооружениях сточные воды могут быть снова использованы в технологическом процессе. В отдельных случаях очищенные производственные воды спускаются в водоёмы либо (без полной очистки) – в городские канализационные системы.

В настоящее время стоит задача расширения систем оборотного водоснабжения, обеспечивающих как снижение потребления свежей воды из водных объектов или систем водоснабжения, так и снижение сбросов загрязнённых вод в водные объекты.

Е.В. Федорова

water-rf.ru

Вода,её использование, охрана и защита от загрязнений

Синельщикова Татьяна ЕвгеньевнаУчитель географии Муниципальноеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Канаёвка Ивантеевского района Саратовской области»[email protected]

Вода, её использование,охрана изащита от загрязнений.

Понимание важности охраны природных богатств планеты и прежде всего водных ресурсов побудило меня написать эту статью, которая посвящена расширению и углублению знаний о пресной воде –важной составляющей нашей среды обитания, о её запасах на нашей планете, о свойствах воды, о причинах загрязнения водоёмов, об их защите и охране.

Значение воды, водные ресурсы, распределитель солнечной энергии, охрана окружающей среды.

Вода –важнейшая составляющая среды нашего обитания, второй по значимости компонент, после воздуха, постоянно необходимый для роста и развития растений, для обеспечения жизнедеятельности всех организмов. Она входит в состав всех живых организмовбиосферы, в том числе и в состав тела человека. Известно,что нет на планете Земля, более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя. Если на смену металлов приходят пластмассы, растительные и животные белки и жиры заменяют синтетические, даже в место обычного воздуха в некоторых случаях пригодна искусственная смесь газов, то вода остаётся незаменимой. Она имеет исключительное значение. Участвуя в биохимических и биофизических процессах,она обеспечивает возможностьжизни на Земле, поэтому водабудет необходима во все времена и всюду, где существуют земные формы жизни.Огромное значение имеет вода в хозяйственной деятельности человека.Чтобы жить человек должен есть, пить, одеваться, обуваться, строить дома и с каждым годом улучшать свои жизненные условия. Это возможно только при условии развития всех отраслей народного хозяйства: сельского хозяйства,промышленности, электроэнергетики, строительства, коммунального хозяйства и так далее.Для развития народного хозяйства необходима вода, которая используется в разных количествах повсюду: на сельскохозяйственных и промышленных предприятиях, в электроэнергетике (на тепловых, атомных и гидроэлектростанциях), встроительстве производственных мощностей и в коммунальном хозяйстве.Самым крупным водопотребителем в нашей стране является сельское хозяйство.Причем около трёх четвертых, то есть более половины всей используемой в сельском хозяйстве воды расходуется безвозвратно. Особенно много ( около 65% ) всей потребляемой воды расходуется на ирригацию, то есть на искусственное орошение полей, так как орошаемые поля дают высокие гарантированные урожаи, что в связи с ростом населения на планете очень важно. Большое количество воды расходуется в связи с развитием животноводства, где главными её потребителями являются крупные животноводческие комплексы.Вторымикрупными потребителями воды являются промышленность и электроэнергетика. Коммунальное хозяйство является третьим по потреблению воды. Лишь около 10 % общего водопотребления приходится на хозяйственнобытовые цели и использование воды для нужд населения.Итак, пресная вода жизненно необходима для развития народного хозяйства, для нормальной жизни всей окружающее нас природы, в том числе и человека, так как вода на нашей планете это ещё и главнейший творец климата, и распределитель солнечной энергии, и аккумулятор тепла, и гигантский движитель. Мировые запасы воды на Земле огромны, по подсчёту учёных количество воды в гидросфере, то есть в водной оболочке Земли, образованной совокупностью всех её вод: материковых (подземных, почвенных, поверхностных, содержащихся в ледниках), океанических и атмосферных составляет 1,6 ·10в 24 степени г. Но большая часть воды –это вода солёная.[1]Надолю пресной воды, необходимой для всех организмов биосферы, в том числе и человека, в мировых запасах воды приходится всего 2,53%, причём более двух третьих её хранится в ледниках –1,74%, в поземных водоносных горизонтах –1,72%, 0,02% в поземных льдах и лишь около 0,02% в поверхностных водах суши, в реках, озёрах, болотах, водохранилищах.[1]Вода в природе находится в твёрдом (снег, лёд), жидком и газообразном (водяной пар) состоянии. Хотя вода обладает замечательной способностью к восстановлению в процессе круговорота воды в системе «океан –атмосфера –земля –океан» её запасы уменьшаются. Пресную воду, стекающую с материков в океаны, моря и обратно на сушу возвращает гигантский механизм, который миллионы лет назад запустила энергия Солнца. Под воздействием Солнца происходят фазовые переходы воды (испарение, конденсация, таяние, сублимация) при которых и происходит круговорот воды в природе.Испарение –переход вещества (воды) из жидкого состояния в газообразное (пар).Конденсация –процесс перехода водяного пара, находящегося в воздухе при понижении температуры, в жидкое или твёрдое состояние.Сублимация –процесс перехода воды из парообразного состояния в твёрдое минуя жидкую фазу (образование ледяных кристаллов из влажного воздуха –иней). О круговороте воды в природе можно судить по водному балансу.Водный баланс–это соотношение количества воды, поступившей на поверхность Земли в виде осадков, и воды, испаряющейся с поверхности суши и Мирового океана за определённый период времени. Нарушение водного баланса оказывает отрицательное воздействие на природу. Последние годы проблемы пресной воды всё больше обостряется. Вода становится одним из дефицитных природных богатств на Земле.Учёныеспециалисты и политики всё чаще говорят, что в начавшемся XXIвеке главным дефицитом будет не нефть и даже не продукты питания –главным дефицитом на планете станет обыкновенная пресная питьевая вода. И это произойдёт не только потому, что источники её иссякнут и не потому, что возрастают объёмы её потребления. Воды не станет хватать потому, что существующие источники пресной воды будут настолько загрязнены неразумной и неконтролируемой хозяйственной деятельностьючеловека, что вода в этих источниках просто перестанет быть питьевой. В современных условиях, когда человек всё активнее вмешивается в природные процессы, когда потребительское отношение к природе и её ресурсам растёт, проблема пресной воды действительно вызывает всё большую тревогу, так как многие водные объекты –источники пресной воды, озёра, малые реки, пруды уже исчезли с лица Земли, а качество воды в водных объектах ежегодно ухудшается.Наблюдения, проводимые за качеством воды в реках, озёрах, прудах, водохранилищах показывают, что количество проб с высоким уровнем загрязнённости более 10 предельно допустимых концентрацийвредных веществ (ПДК) и даже случаев экстремально высокого содержания вредных веществ (свыше 100ПДК) увеличивается.ПДК (предельно допустимая концентрация) –это экологический норматив, устанавливающий предельное содержание вредного вещества в компонентах окружающей среды (воде, воздухе, почве) практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства при постоянном контакте или при воздействии за определённый промежуток времени.Пресную водус высоким уровнем ПДК любых вредных веществ (марганца, азота, фосфора, фенола и так далее) нельзя использовать для питья, и приготовления пищи, так как это опасно для здоровья человека. Эта вода может быть использована только для технических нужд. Поэтому можно сделать вывод, что чрезмерное загрязнение водоёмов ведёт к уменьшению запасов доброкачественной пресной воды на планете.Отсюда следует, что проблема охраны окружающей среды и прежде всего водных запасов пресной воды –одна из самых острых и актуальных проблем нашего времени.[1]Хотя в пресных водоёмах и происходит самоочищение воды, которое обеспечивается совокупной деятельностью населяющих их организмов: бактерий, водорослей и высших водных растений, различных беспозвоночных животных, но сама природа производитьполное самоочищение водоёмов не в силах. Поэтому одна из важнейших природоохранных задач состоит в том, чтобы помочь природе поддержать эту способность к самоочищению воды.Факторы самоочищения водоёмов многочисленны и многообразны. Условно их можно разделить на три группы: физические, химические и биологические.Из физических факторов первостепенное значение для самоочищения водоёмов имеют: 1) разбавление, растворение и перемешивание поступающих загрязнений.Интенсивное течение рек обеспечивает хорошее перемешивание и снижение концентрации взвешенных частиц.

2)Оседание в воде нерастворимых осадков, а также отстаивание загрязнённых рек тоже способствует самоочищению водоёмов.

3)Самоочищению водоёмов способствует и ультрафиолетовое излучение Солнцем. Подвлиянием этого излучения происходит обеззараживание воды. Оно воздействует не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы.Химическим фактором самоочищения воды в водоёмах является окисление органических и неорганических веществ.В процессе самоочищения воды в водоёмах участвуют водоросли, плесневые дрожжевые грибы –фитопланктон водоёмов. Представители мира животных тоже способствуют самоочищению водоёмов, являются санитарами рек и озёр –это раки и двустворчатые моллюски. Пропуская через себя воду,моллюски отфильтровывают взвешенные частицы. Мельчайшие животные и растения, а также органические остатки поступают в пищеварительную систему, несъедобные вещества оседают на слое слизи, покрывающей поверхность мантии двустворчатых, слизь по мере загрязнения перемещается к концу раковины и выбрасывается в воду. Её комочки представляют собой комплексный концентрат, которым питаются мельчайшие организмы. Они и завершают цепь биологической очистки воды. [ 2]Остановить продолжающиеся загрязнениеводных источников –задача нашего и следующих поколений.Для решения этой задачи необходимо знать причины загрязнения водных ресурсов.Основными причинами загрязнения водных ресурсов являются в настоящее время:1)сброс в водоёмы промышленных отходов и неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также предприятиями коммунальногохозяйства, сточные воды которыхпагубно влияют на флору и фауну водоёмов, уменьшают растворимость кислорода в воде;2)нерациональное ведение сельского хозяйства: нарушение правил хранения удобрений и ядохимикатов, нарушение правил безопасности при работе с ними и правил уничтожения (утилизации) их просроченных остатков;3)сброс в реки неочищенных сточных вод от животноводческих ферм, расположенных как правило вблизи рек;4)применение на полях тяжёлой техники, которая приводит к поверхностной эрозии почв, их смыванию;5)попадание в водоём горючесмазочных материалов;6)образование свалок мусора вблизи водоёмов;7)сооружение на реках насыпных земляных плотин;8)бесконтрольная вырубка участковлеса, расположенных по берегам рек.Проблема охраны пресной воды носит глобальный характер, а её решение требует усилий всех людей, населяющих нашу планету.Её успешное решение во многом зависит и отэкологической культуры и нравственности людей, поэтому надо с детства учитьлюдей экологически мыслить, понимать важность экологических знаний, умело применять их на благо Природы, а значит на благо каждого из нас и человечества в целом.Для сохранения водоёмов от загрязнений большое значение имеет создание водоохранных зон, прилегающих к акваториям. Водоохраной зоной является территория, на которую устанавливается специальный режим, в целях предотвращения загрязнения, засорения, истощения вод и их заиливания. В пределах водоохраной зоны по берегам выделяется полоса строгогоограничения хозяйственной деятельности. Ширина водоохранной зоны может быть различной от 100 до 300 метров, на этой территории запрещается применение удобрений и ядохимикатов, сброс загрязнённых сточных вод от промышленных предприятий и животноводческих ферм, свалка мусора. Кроме того, здесь запрещается строительство новых и расширение старых предприятий, запрещается стоянка автотранспорта. Прибрежныеполосыводоёмов должны быть занятыдревеснокустарниковой растительностью, которая является своеобразным регулятором стока и барьеромдля эрозионных процессов и загрязняющих веществ.В пределах прибрежных полос нельзя производить распашку земель и выпас скота. Вдоль берегов рек следует рассаживать ольху и иву, которые хорошо поддерживают уровень грунтовых вод и закрепляют берега.Одним из существенных сооружений по охране водоёмов является канализация, которая представляет собой комплекс санитарных и инженерных сооружений, обеспечивающих сбор и быстрое удаление за пределы населённых пунктов загрязнённых сточных вод, их очистку, обеззараживание и обезвреживание.Очистные сооружения играют большую роль в защите окружающей среды от загрязнения.Внастоящее время на многих предприятиях применяется бессточная технология: предприятия работают с нулевым сбросом, так как в технологические схемы включаются полностью замкнутые водооборотные системы. Полностью исключая сброс в водоёмы хозяйственнобытовых, промышленных и загрязнённых ливневых вод, уменьшая расход свежей воды,эти системы обеспечивают охрану водных ресурсов, так как, взяв однажды воду из водоёма, предприятия практически больше не сбрасывают её, что обеспечивает рациональное распределение и использование водных ресурсов, а также имеетнемалое значение для их охраны.

Только охрана и бережное отношение к водным ресурсам, регулирование стока вод, прекращение сброса неочищенных сточных вод, на основе совершенствования схем производства и схем водоснабжения, сохранение лесов и другой растительности может помочь нам в сохранении чистой доброкачественной воды в наших водоёмах, очень необходимой для поддержания нашего здоровья и жизни на Земле. Поэтому за использованием и охраной водных ресурсов предусмотрен государственный контроль, который обеспечивает соблюдение всеми министерствами и ведомствами, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка использования вод, выполнение обязанностей по охране их от загрязнения, засорения и истощения.Соблюдая установленный порядок использования водных ресурсов и охраняя их от загрязнений мы сможем продлить свою жизнь и сохранить матушку –Природу на нашей прекрасной планете Земля для будущих поколений. Помочьприроде–задача всего населения планеты, поэтому не случайно 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды, а следовательно и воды, которая является частью природы, имеет исключительное значение и необходима всегда и всюду.

Ссылки на источники:1.Л.Л Розанов, «Воздействие человека на гидросферу»,журнал «География в школе» №8 2005г.2.И.Р Голубев, Ю.В Новиков. Окружающая среда и её охрана: книга для учителя. М.: Просвещение 1985г.

Synelshikova Tatyana EvgyenyevnaThe teacher of geography in municipal general education institution “Middle schoolof the Saratov region Ivanteevskiy district village Kanaevka”

The water, its usage, conservation and contamination prevention.Awareness of the conservation of natural resources and particularly water resources motivated me to write that article which dedicated on widening and deepening of knowledge about fresh water –essential component of our habitat, about its resources under the sun, water properties, causes of stream pollution, about conservation and protection of streams.

Significance of water, water resources, distributor ofthe solar power, environment protection.

References to authorities:1.L.L. Rozanov «Influence of the man on the hydrosphere»,magazine «Geography in the school» №82005 year.2.I.R. Golubev,Y.V. Novikov. Environment and its protection: the book for the teacher. Moscow: Prosveshenye 1985 year.

e-koncept.ru

ОХРАНА ВОД • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 732

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:

Авторы: М. Б. Заславская

ОХРА́НА ВОД, сис­те­ма мер, на­прав­лен­ных на пре­дот­вра­ще­ние, ог­ра­ни­че­ние и уст­ра­не­ние по­след­ст­вий за­гряз­не­ния, за­со­ре­ния и ис­то­ще­ния при­род­ных вод. О. в. яв­ля­ет­ся од­ной из со­став­ляю­щих Ох­ра­ны при­ро­ды. В про­цес­се жиз­не­дея­тель­но­сти об­ще­ст­во ока­зы­ва­ет на вод­ные объ­ек­ты раз­но­об­раз­ное влия­ние, ко­то­рое при­во­дит к из­ме­не­нию их ес­те­ст­вен­но­го со­стоя­ния. Од­ни из них влия­ют на объ­ём вод­ных ре­сур­сов и гид­ро­ло­гич. ре­жим вод­ных объ­ек­тов, дру­гие – на ка­че­ст­во вод, со­стоя­ние вод­ных эко­си­стем и при­ле­гаю­щих тер­ри­то­рий. Мас­шта­бы во­до­поль­зо­ва­ния ста­ли в боль­шин­ст­ве стран ли­ми­ти­рую­щим фак­то­ром со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия. Ис­поль­зо­ва­ние вод­ных ре­сур­сов, ох­ра­на и вос­ста­нов­ле­ние вод­ных объ­ек­тов осу­ще­ст­в­ля­ют­ся в рам­ках вод­но­го хо­зяй­ст­ва (во­до­хо­зяйст­вен­ной дея­тель­но­сти). Вы­де­ля­ют про­мыш­лен­ное, энер­ге­ти­че­ское, ком­му­наль­но-бы­то­вое, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное, транс­порт­ное, ры­бо­хо­зяй­ст­вен­ное, рек­реа­ци­он­ное, чрез­вы­чай­ное и при­ро­до­охран­ное во­до­поль­зо­ва­ние. Ре­ше­ния ор­га­нов гос. кон­тро­ля за ис­поль­зо­ва­ни­ем и ох­ра­ной вод­ных объ­ек­тов яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми для ис­пол­не­ния все­ми во­до­поль­зо­ва­те­ля­ми.

Негативные воздействия на водные ресурсы и их защита

К наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ным не­га­тив­ным из­ме­не­ни­ям вод­ных ре­сур­сов от­но­сят их ис­то­ще­ние и за­гряз­не­ние вод­ных объ­ек­тов мно­го­числ. от­хо­да­ми раз­но­об­раз­ных про­из­водств и жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. В РФ су­ще­ст­ву­ет «Клас­си­фи­ка­ция ис­точ­ни­ков за­гряз­не­ния вод­ных объ­ек­тов» (Ин­ст­рук­ция НВН 33-5.3.03-85). 

Для за­щи­ты вод­ных ре­сур­сов от ис­то­ще­ния и за­гряз­не­ния вред­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми пре­ду­смот­рен ком­плекс мер: раз­ра­бот­ка со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­но­дат. ак­тов; ор­га­ни­за­ция мо­ни­то­рин­га вод­ных объ­ек­тов; ох­ра­на по­верх­но­ст­ных и под­зем­ных вод, вклю­чая очи­ст­ку про­мыш­лен­ных и бы­то­вых сто­ков; гос. кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем и ох­ра­ной вод­ных ре­сур­сов. От­но­ше­ния в этой сфе­ре в Рос­сии ре­гу­ли­ру­ют­ся Вод­ным правом.

Глав­ную роль в О. в. иг­ра­ет гос. учёт по­верх­но­ст­ных и под­зем­ных вод, ко­то­рый осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в це­лях те­ку­ще­го и пер­спек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния ра­цио­наль­но­го ис­поль­зо­ва­ния вод­ных ре­сур­сов, их вос­ста­нов­ле­ния и ох­ра­ны. В ос­но­ве учё­та ле­жат дан­ные гос. мо­ни­то­рин­га и све­де­ния, пре­дос­тав­ляе­мые во­до­поль­зо­ва­те­ля­ми.

Мониторинг водных объектов

Гос. мо­ни­то­ринг вод­ных объ­ек­тов осу­ще­ст­в­ля­ют Ми­ни­стер­ст­во при­род­ных ре­сур­сов и эко­ло­гии РФ (МПРиЭ РФ), Фе­де­раль­ная служ­ба Рос­сии по гид­ро­ме­тео­ро­ло­гии и мо­ни­то­рин­гу ок­ру­жаю­щей сре­ды (Рос­ги­дро­мет) и др. спе­ци­аль­но упол­но­мо­чен­ные гос. ор­га­ны в об­лас­ти ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды. Са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­гич. служ­ба Рос­сии от­ве­ча­ет за са­ни­тар­ную ох­ра­ну во­до­ёмов. Кро­ме то­го, функ­цио­ни­ру­ет сеть са­ни­тар­ных ла­бо­ра­то­рий на пред­при­яти­ях, за­ня­тых изу­че­ни­ем со­ста­ва сточ­ных вод и ка­че­ст­ва во­ды во­до­ёмов. Ор­га­ны Рос­пот­реб­над­зо­ра осу­ще­ст­в­ля­ют гос. кон­троль за изу­че­ни­ем, ис­поль­зо­ва­ни­ем и ох­ра­ной под­зем­ных вод­ных объ­ек­тов и вод­ных объ­ек­тов, со­дер­жа­щих при­род­ные ле­чеб­ные ре­сур­сы.

В Рос­сии с це­лью О. в. со­став­ля­ют­ся ге­не­раль­ные, бас­сей­но­вые и тер­ри­то­ри­аль­ные схе­мы ис­поль­зо­ва­ния вод­ных объ­ек­тов, в ко­то­рых оп­ре­де­ля­ют­ся прин­ци­пи­аль­ные на­прав­ле­ния раз­ви­тия вод­но­го хо­зяй­ст­ва стра­ны. На их ос­но­ве раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся бас­сей­но­вые схе­мы рек и др. вод­ных объ­ек­тов. Тер­ри­то­ри­аль­ные схе­мы, ко­то­рые со­зда­ют­ся на ос­но­ве ге­не­раль­ной и бас­сей­но­вой схем, ох­ва­ты­ва­ют кон­крет­ные эко­но­мич. рай­оны стра­ны и субъ­ек­ты РФ. На всех во­до­поль­зо­ва­те­лей в за­ко­но­дат. по­ряд­ке воз­ла­га­ет­ся обя­зан­ность со­кра­щать изъ­я­тия и по­те­ри во­ды, не до­пус­кать за­со­ре­ния, ис­то­ще­ния и за­гряз­не­ния вод­ных объ­ек­тов. За­пре­щён сброс сточ­ных вод в вод­ные объ­ек­ты, ес­ли по­след­ние от­не­се­ны к осо­бо ох­ра­няе­мым, со­дер­жат при­род­ные ле­чеб­ные ре­сур­сы, на­хо­дят­ся в мес­тах мас­со­во­го от­ды­ха на­се­ле­ния или в ку­рорт­ных зо­нах, а так­же в мес­тах не­рес­та и зи­мов­ки цен­ных ви­дов рыб и т. п.

Во­до­ох­ран­ные ме­ро­прия­тия пре­ду­смат­ри­ва­ют так­же уст­ра­не­ние не­га­тив­ных воз­дей­ст­вий хо­зяй­ст­вен­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка и осу­ще­ст­в­ле­ние стро­го­го кон­тро­ля за пром. и с.-х. сто­ком вод, обес­пе­чи­ваю­ще­го эко­ло­гич. бла­го­по­лу­чие в реч­ном бас­сей­не, ог­ра­ни­че­ние не­ра­цио­наль­но­го по­треб­ле­ния вод. За­щи­та при­род­ных вод от за­гряз­не­ния вклю­ча­ет: на­блю­де­ние за вод­ны­ми объ­ек­та­ми; со­зда­ние во­до­ох­ран­ных зон; раз­ви­тие без­от­ход­ных и без­вод­ных тех­но­ло­гий, а так­же сис­тем обо­рот­но­го (замк­ну­то­го) во­до­снаб­же­ния; очи­ст­ку и обез­за­ра­жи­ва­ние по­верх­но­ст­ных и под­зем­ных вод, ис­поль­зуе­мых для пить­е­во­го во­до­снаб­же­ния; очи­ст­ку сточ­ных вод и уда­ле­ние ми­нер. ос­тат­ков био­ген­ных ве­ществ для пре­дот­вра­ще­ния эв­тро­фи­ро­ва­ния вод­ных объ­ек­тов, в ко­то­рые сбра­сы­ва­ют­ся очи­щен­ные сточ­ные во­ды. Кро­ме то­го, во­до­ох­ран­ная дея­тель­ность долж­на быть на­прав­ле­на на пре­ду­пре­ж­де­ние не­бла­го­при­ят­но­го воз­дей­ст­вия вод (на­вод­не­ния, ма­ло­во­дья, опас­ные ру­сло­вые де­фор­ма­ции, опас­ные ле­до­вые яв­ле­ния и др.). См. так­же За­гряз­не­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды, Очи­ст­ка при­род­ных вод, Очи­ст­ка сточ­ных вод.

bigenc.ru

Охрана поверхностных вод

Содержание

Охрана поверхностных вод от загрязнения

Современное состояние качества воды в водных объектах

Источники и возможные пути загрязнения поверхностных и подземных вод

Требования к качеству воды

Самоочищение природных вод

Охрана воды от загрязнения

Список литературы

Тысячелетиями люди использовали реки, озера, моря для сброса в них загрязненных сточных вод, и практически повсеместно до начала XX в. это не вызывало особого беспокойства. Солнце, воздух и растворенный в воде кислород обеспечивали самоочищение водных объектов. Всего несколько десятилетий назад загрязненные воды ниже какого-либо города через 20-30 км совершенно чистыми и забирались водозаборами другого, расположенного ниже по течению населенного пункта. Однако рост городов, бурное развитие промышленности, энергетики, водного транспорта, увеличение добычи полезных ископаемых, площадей орошаемых земель вели с каждым годом ко все большему загрязнению вод. Загрязненными оказались не только ручьи, небольшие реки и озера, но и моря и даже океаны.

Современное состояние качества воды в водных объектах

При жизни нынешнего поколения людей исчезла иллюзия о неисчерпаемости водных ресурсов на Земле. Количество стоков, спускаемых в реки и озера, во многих районах мира выросло настолько, что, обладая самоочищающей способностью, водоемы и водотоки уже не смогли восстанавливать нарушенное равновесие условий в них. За 30-40 лет в сточные канавы превратились р. Рейн, Сена, Темза, Северн, Тибр, Миссисипи, Огайо, Потомак, оз. Эри. В угрожающем положении оказались Волга, Амур, Днепр, ряд озер нашей страны. Когда пленки нефтяного загрязнения, распространявшиеся от берегов Западной Европы и Северной Америки, сомкнулись в северной части Атлантического океана, стало ясно, что дальнейшее непринятие мер по сохранению чистоты воды грозит человечеству гибелью.

Во многих странах этой проблемой начали заниматься на уровне правительств, на ее решение были выделены большие средства. Однако ряд капиталистических индустриальных стран весьма своеобразно подошли к наведению порядка в своих внутренних водоемах. С одной стороны, они разработали мероприятия по предотвращению или ликвидации загрязнения, вложив в это крупные средства, с другой - стали переводить предприятия, наиболее сильно загрязняющие водные объекты, в развивающиеся страны. Это помогло улучшить ситуацию в индустриальных странах, но не сняло проблему на планете в целом, поскольку началось катастрофическое загрязнение рек и водоемов в развивающихся странах, загрязнение Мирового океана.

Источники загрязнения водных объектов чрезвычайно многообразны. Прежде всего это стоки городов и промышленных предприятий. В последние годы в ряде районов с ними «конкурируют» стоки животноводческих комплексов и воды, поступающие с ирригационных массивов и богарных земель. В целом по стране в водные объекты сбрасывается 163 км3 сточных вод, в том числе 7 км3 неочищенных и 9 км3 недостаточно очищенных. Сказываясь на состоянии водных объектов, загрязнение наносит ущерб и экономике, так как, например, со стоками промышленных предприятий теряются ценные продукты.

Во многих регионах мира загрязнение вод все больше связывается с атмосферными осадками. Определенную роль в ухудшении качества воды играет изменение режима рек и озер. Загрязнение водосборной площади, закачка промышленных стоков в подземные горизонты, фильтрация и утечка вод из различных отстойников и накопителей приводят к загрязнению и подземных вод.

Все это вызывает нарушение функционирования экосистем, снижает их биопродуктивность, в ряде случаев вырождаются ценные виды флоры и фауны, причиняется прямой ущерб здоровью человека. По данным санитарно-эпидемиологической службы, ј часть водопроводов коммунального хозяйства и 1/3 ведомственных подают воду без достаточной очистки, в результате чего водопроводная вода не отвечает гигиеническим требованиям ни по химическим, ни по бактериологическим показателям, что обусловливает высокий уровень как инфекционной, так и неинфекционной заболеваемости.

Доля промышленности в загрязнении поверхностных вод в целом по России, по некоторым расчетам, составляет около 70-80%.

Наиболее распространенным, опасным и повсеместным источником загрязнения воды являются нефтепродукты. Этому способствуют широкое использование нефти и нефтепродуктов в различных отраслях народного хозяйства, добыча нефти в прибрежных районах и на шельфах внутренних морей, транспортировка ее водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также по трубопроводам. Попав в водоем, 1 т нефти растекается по поверхности площадью 12 км3. Особо сильные бедствия народное хозяйство терпит во время тех или иных аварий при добыче и транспортировке нефти. Даже незначительное содержание ее (0,2-0,4 мг/л) придает воде специфический запах, который в течение долгого времени не устраняется никакими способами.

В сточных водах химических предприятий находится много фенолов, которые придают воде резкий, неприятный запах, нарушают биологические процессы. Стоки многих предприятий, а также шахтные и рудничные воды содержат значительное количество цинка и меди. В последние десятилетия появившиеся в сточных водах синтетические поверхностно-активные вещества (СПАВ) резко ухудшают биохимическую очистительную способность воды. Даже относительно небольшие концентрации СПАВ ведут к прекращению роста водной растительности, усилению неприятного запаха, нередко образуют стойкие скопления пены.

Тепловые и атомные электростанции, потребляющие огромные количества воды и сбрасывающие в водоемы подогретые воды, ведут к тепловому загрязнению водоемов, что нарушает термический, гидрохимический и гидробиологический режимы водных объектов.

Существенный источник загрязнения воды - коммунальное хозяйство населенных пунктов. В составе коммунальных стоков наряду с фекальными водами, которые содержат особо опасные для здоровья человека яйца гельминтов, а также болезнетворные микробы и вирусы, имеется много вредных соединений, сбрасываемых предприятиями пищевой промышленности, автомобильного транспорта, общественного питания, торговли. Причем, если в настоящее время по количеству отводимых в водные объекты стоков на первом месте стоит промышленность, то в перспективе, при повышении культуры производства и по мере роста благоустройства населенных пунктов и их числа, это соотношение будет изменяться и количество бытовых сточных вод возрастет. Ливневые стоки с городских территорий, общая площадь которых составляет многие десятки тысяч квадратных километров, включают значительное количество нефти, органических продуктов. В отличие от бытовых и промышленных они большей частью не подвергаются очистке. Эти стоки поступают в водоемы в период весеннего снеготаяния и интенсивных и продолжительных дождей.

Одним из источников загрязнения вод является сельское хозяйство. Основными загрязняющими ингредиентами в поверхностном стоке с сельскохозяйственных угодий выступают частицы почвы, органическое вещество (гумус), удобрения и пестициды, вредные микроорганизмы. Из внесенных на склоновые земли удобрений вымывается до 20% азота, 2-5% фосфора и 10-70% калия. Вынос пестицидов с богарных земель достигает 1%, с орошаемых - до 4% от внесенного количества. Поскольку стоки с полей невозможно пропустить через очистные сооружения, опасность загрязнения вод удобрениями и пестицидами трудно переоценить. Биогенные вещества способствуют интенсивному «цветению» воды, вызывают прогрессирующую эвтрофикацию водных объектов и приводят к нарушению процессов самоочищения.

Животноводческие комплексы и фермы, как правило, располагаются на берегах водоемов и рек. При отсутствии жижесборников и навозохранилищ их отходы смываются ливневыми стоками или спускаются в водные объекты. Эти отходы содержат яйца гельминтов и патогенные микроорганизмы. В России в год животноводческими комплексами и фермами спускается в водоемы более 1 млрд. м3 отходов, что соответствует по степени загрязнения биогенными элементами количеству бытовых вод от городов с суммарной численностью населения около 300 млн. человек. Общий годовой сток крупных птицефабрик в 1,5 раза превышает объем сточных вод животноводства.

Водный транспорт представляет угрозу для чистоты водоемов и водотоков в случае прямого сброса в них отходов, особенно подсланевых вод, сильно загрязненных нефтепродуктами. Значительное количество нефти попадает в водные объекты при перевозке ее танкерами, сливании балластной воды, которой заполняются танкеры для придания им устойчивости во время холостых ходов и которую нередко сбрасывают в водоемы, чтобы не терять время на станциях промывки. Аварии же танкеров приводят к неисчислимым бедствиям, губят флору и фауну, нарушая условия водоснабжения населенных пунктов и выводя из строя пляжи.

Многие реки нашей страны, преимущественно на севере и в горных районах, загрязняются при сплаве леса, прежде всего на тех участках, где имеется молевой сплав. До 10% бревен тонут и остаются лежать на дне; на дно же оседает и кора. Затонувшая древесина, медленно разлагаясь, поглощает кислород и отравляет воду фенолами и др. вредными веществами. Особенно большой ущерб молевой лесосплав наносит рыбному хозяйству, разрушая нерестилища, травмируя рыбу и кормовые организмы.

Такой источник загрязнения водных объектов, как атмосферные осадки, содержит промышленные выбросы. Ежегодно в атмосферу Земли поступает более 53 млн. т оксидов азота, 200 млн. т оксида углерода, около 150 млн. т диоксида серы, 200-250 млн. т пыли и 120 млн. т золы. Твердые частицы перемещаются воздушными потоками на большие или меньшие расстояния и нередко выпадают непосредственно на водную поверхность. Газообразные выбросы, растворяясь в атмосферной влаге, выпадают на поверхность Земли в виде «кислотных» дождей иногда на расстоянии многих сотен километров от мест их зарождения. От «кислотных» дождей особенно сильно страдают озера и леса.

mirznanii.com

Охрана водных ресурсов 2

Содержание

1. Водные ресурсы и их использование

2. Питьевое водоснабжение.

3. Классификация водопользований.

4. Источники загрязнения водоемов.

5. Загрязнение вод суши.

6. Водохранилища и гидротехнические сооружения.

7. Самоочищение водоемов.

8. Санитарные условия спуска сточных вод.

9. Водоохранные зоны.

10. Охрана водоемов.

11. Охрана малых рек.

12. Очистка бытовых сточных вод.

13. Очистка промышленных сточных вод.

14. Бессточное производство.

15. Мониторинг водных объектов.

16. Литература

Водные ресурсы и их использование. Вода занимает особое положение среди природных богатств Земли. Известный русский и советский геолог академик А. П. Карпинский говорил, что нет более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жизнь невозможна.

В настоящее время обеспеченность водой в расчете на одного человека в сутки в различных странах мира разная. В ряде стран с развитой экономикой назрела угроза недостатка воды. Дефицит пресной воды на земле растет в геометрической прогрессии. Однако существуют перспективные источники пресной воды – айсберги, рожденные ледниками Антарктиды и Гренландии.

Без воды не может жить человек. Вода – один из важнейших факторов, определяющих размещение производительных сил, а очень часто и средство производства. Увеличение расходования воды промышленностью связано не только с ее быстрым развитием, но и с увеличением расхода воды на единицу продукции. Например, на производство 1 т хлопчатобумажной ткани фабрики расходуют 250 м3 воды. Много воды требуется химической промышленности. Так, на производство 1 т аммиака затрачивается около 1000 м3 воды.

Современные крупные теплоэлектростанции потребляют огромное количество воды. Только одна станция мощностью 300 тыс. кВт расходует до 120 м3 /с, или более 300 млн. м3 в год. Валовое потребление воды для этих станций в перспективе возрастет примерно в 9-10 раз.

Одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. В системе водного хозяйства это самый крупный водопотребитель. На выращивание 1 т пшеницы требуется за вегетационный период 1500 м3 воды, 1 т риса – более 7000 м3 . Высокая продуктивность орошаемых земель стимулировала резкое увеличение из площади во всем мире – она сейчас равна 200 млн. га. Составляя около 1/6 всей площади посевов, орошаемые земли дают примерно половину сельскохозяйственной продукции.

Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. На хозяйственно-питьевые цели в нашей стране приходится около 10% водопотребления. При этом обязательными являются бесперебойность водоснабжения, а также строгое соблюдение научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативов.

Использование воды для хозяйственных целей – одно из звеньев круговорота воды в природе. Но антропогенное звено круговорота отличается от естественного тем, что в процессе испарения часть использованной человеком воды возвращается в атмосферу опресненной. Другая часть (составляющая, например, при водоснабжении городов и большинства промышленных предприятий 90%) сбрасывается в водоемы в виде сточных вод, загрязненных отходами производства.

По данным Государственного водного кадастра, суммарный забор воды из природных водных объектов в 1995 г. составил 96,9 км3 . В том числе для нужд народного хозяйства было использовано свыше 70 км3 , в том числе на:

- промышленное водоснабжение – 46 км3 ;

- орошение – 13,1 км3 ;

- сельскохозяйственное водоснабжение – 3,9 км3 ;

- прочие нужды – 7,5 км3 .

Потребности промышленности на 23% удовлетворялись за счет забора воды из природных водных объектов и на 77% - системой оборотного и повторно-последовательного водоснабжения.

Питьевое водоснабжение. Основными принципами питьевого водо–снабжения являются

- государственные гарантии первоочередного обеспечения питьевой водой граждан в целях удовлетворения их жизненных потребностей и охраны здоровья;

- государственный контроль и регулирование вопросов питьевого водоснабжения, подотчетность организаций, ответственных за питьевое водоснабжение, органам исполнительной власти и местного самоуправления, а также органам государственного надзора и контроля, органам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в пределах их компетенции;

- обеспечение безопасности, надежности и управляемости систем питьевого водоснабжения с учетом их технологических особенностей и выбора источника водоснабжения на основе единых стандартов и нормативов, действующих на территории Украины, приоритетное использование для питьевого водоснабжения подземных источников;

- учет и платность питьевого водоснабжения;

- государственная поддержка производства и поставок оборудования, материалов для питьевого водоснабжения, а также химических веществ для очистки и обеззараживания воды;

- отнесение систем питьевого водоснабжения к важным объектам жизнеобеспечения.

Большое значение имеет удовлетворение потребностей населения в питьевой воде в местах его проживания через централизованные или нецентрализованные системы питьевого водоснабжения.

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды – 32%.

Нарастают процессы деградации поверхностных водных объектов за счет сбросов в них загрязненных сточных вод предприятиями и объектами жилищно-коммунального хозяйства, нефтехимической, нефтяной, газовой, угольной, мясной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промыш­ленности, а также черной и цветной металлургии, сбора коллекторно-дренажных вод с орошаемых земель, загрязненных ядохимикатами и пестицидами.

Неблагополучным является состояние малых рек, особенно в зонах крупных промышленных центров. Значительный ущерб малым рекам наносится в сельской местности из-за нарушения особого режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, приводит к загрязнению рек, а также смыву почвы в результате водной эрозии.

Возрастает загрязнения подземных вод, используемых для водоснабжения.

Суммарный расход загрязненных вод на водозаборах составляет 5-6% от общего количества подземных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияет дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций, автоматикой и приборами контроля. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.

Государственный контроль и надзор в области питьевого водоснабжения проводится органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы во взаимодействии с органами государственного экологического контроля и государственными органами управления использования и охраны водного фонда. Учет количества потребляемой воды из централизованных систем питьевого водоснабжения осуществляется органами жилищно-коммунального хозяйства.

Программы развития питьевого водоснабжения входят неотъемлемой частью в планы социально-экономического развития территорий. Проектирование, строительство и реконструкция централизованных и нецентрализованных систем питьевого водоснабжения осуществляется с расчетными показателями генеральных планов развития территорий, строительными нормами и правилами, государственными стандартами, санитарными правилами и нормами. При этом в обязательном порядке учитываются требования обеспечения надежности указанных систем при воздействии на них дестабилизирующих факторов природного (оползни, подтопления, истощение водоносного горизонта и др.) и техногенного происхождения.

Основным потребителем воды является население (81%), в промышленности используется 11%, остальная часть – в коммунально-бытовом секторе.

Классификация водопользований. Для водопользований устанавливаются следующие признаки классификации: цели водопользования; объекты водопользования; технические условия водопользования; условия предоставления водных объектов в пользование; характер использования воды; способ использования водных объектов; воздействие водопользований на водные объекты.

По целям водопользования разделяются на хозяйственно-питьевые, коммунальные нужды населения, на лечебные, курортные и оздоровительные цели, нужды сельского хозяйства, орошение и обводнение, промышленные нужды, нужды теплоэнергетики, территориальное перераспределение стока поверхностных вод и пополнение запасов подземных вод, нужды гидроэнергетики, нужды водного транспорта и лесосплава, нужды рыбного хозяйства, сброс сточных вод, прочие нужды, многоцелевое водопользование.

По объектам водопользования воды подразделяются на поверхностные, подземные, внутренние территориальные, морские.

По техническим условиям водопользования – на общее и специальное.

По условиям предоставления водных объектов в водопользование – на совместное и обособленное.

По характеру использования воду рассматривают как вещество с определенными свойствами, как массу и энергетический потенциал и как среду обитания.

По способу использования водных объектов – с изъятием воды (с возвратом и без возврата), без изъятия воды.

По воздействию водопользования на водные объекты – на количественные и качественные.

Источники загрязнения водоемов . Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных веществ, ухудшающих качество поверхностных вод, ограничивающих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и береговых водных объектов.

mirznanii.com

Охрана воды. - обществознание, уроки

Тема урока:  Охрана воды.

Цели: Определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека, выявить причины загрязнения воды и сформулировать способы ее защиты. Развить  наблюдательность, кругозор, внимание, умения работать с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции, умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом, умения решать экономические задачи. Продолжать воспитывать бережное  отношение  к природе, окружающей среде, умение работать в группе.

Тип урока:  урок сообщения нового материала

Вид урока:  стандартный

Оборудование: учебник, карточки- инструкции, словари, выдержки из газет и книг, ладошки, листы самооценивания, памятки

Ход урока:

1.Организационный момент.

Тренинг « Дыхание счастья»

При вдохе мысленно вдохните  аромат полевых цветов, радость, удачу, тепло, а при  выдохе выдохните печаль, злость, гнев, обиды.

2. Проверка домашнего задания.

Книжки – малышки «Реки и озера Казахстана».

3. Актуализация знаний учащихся – «Мозговой штурм»

Кто знает ответ на вопрос, поднимает  красную карточку.

-Как называется начало реки? исток

-Какое  озеро  самое большое? Каспийское

-Какое озеро самое глубокое? Байкал

-Назовите 3 состояния воды? Жидкое, твердое, газообразное

-Какие свойства имеет вода? (не имеет цвета, запаха, текуч, прозрачен)

-Пресные водоемы, созданные человеком – это…  пруд, колодец

4.Постановка проблемной ситуации.

 Французский писатель, автор книги «Маленький принц» Антуан де Сент  Экзюпери так сказал об этом веществе: « У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»

 1)Чтобы определить о каком веществе идёт речь, предлагаю отгадать несколько загадок:

Без крыльев летят, без ног - бегут, без паруса - плывут. (Облака)

Что видно, когда ничего не видно? (Туман)

Под землёй живёт, на небо смотрит. (Родник)

Приходил, стучал по крыше, уходил - никто не слышал. (Дождь)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)

Скатерть бела весь мир одела. (Снег)

Кругом вода, а с питьём беда. (Море)

Ранним утром во двореЛёд улёгся на траве.И весь луг стал светло-синий.Серебром сверкает... (Иней)

Что общего имеют отгадки?

2)

– Сегодня мы продолжим изучение темы “Вода. Охрана воды”

- Какую цель поставим перед собой?

 3) Работа по высказыванию Антуана де Сент  Экзюпери

- Почему  Антуан де Сент  Экзюпери сказал о воде: «Ты – сама жизнь »?

- Кому же нужна вода?

- Какая вода нужна всему живому?

- Выскажи своё мнение об увиденном на слайдах.

- Почему погибли эти животные?

- Кто виноват в их гибели?

- Как происходит загрязнение водоёмов?

        К сожалению, люди часто оставляют после себя на берегу мусор, не задумываясь о том, что он попадёт в воду и станет причиной загрязнения водоёма. Что же делать?

Во все времена люди чтили и берегли воду. Вот несколько народных пословиц о воде.

Вода – мать полей, а без матери не проживёшь.

( Китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.

(Английская пословица)

Капля за каплей образует озеро, а перестанет капать –

образуется пустыня.( Узбекская пословица)

4.Объяснение нового материала.

Экологическая сказка Н.А. Рыжова “Жила-была река” (в сокращенном варианте)

Чтение учителем.

Жила-была Река. Река очень любила путешествовать.

Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли березы и ели, как на ее родине, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Люди обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. (Слайд 2) По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила и кормила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. (Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В ней мыли машины, стирали белье. И никто не подумал, что Речка тоже живая. А она переживала: “Почему люди ко мне плохо относятся? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни?”

Шло время. Люди еще больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. (Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители – растения и животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

“Нет, – думает, – Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой”. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли березы и ели, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга.

И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “Я знаю, почему от нас ушла Река и что нужно делать, чтобы вернуть ее …”

– Интересно, что же он ответил?

- Как бы ответили вы?

- Вот над этим вам и предстоит сегодня подумать и предложить свои способы решения этой проблемы. Чтобы работа получилась наиболее полной и плодотворной, мы распределимся в группы, и будем работать каждый над своей темой, наша совместная работа как раз и раскроет эту проблему: “Зачем нам нужно охранять воду и как это сделать?”

 5. Деление на группы.

Игра «Атомы и молекулы» - деление на 2 группы.

6.Работа в группах

Каждой группе предлагается

– инструкция по организации своей работы; (приложение )

– 1 научный текст по теме (приложение). 

– словари;

– учебник;

– вырезки из газет и журналов.

Каждая группа работает над решением определенной проблемы:

1 группа. Выявить причины загрязнения воды.

2 группа. Выявить уже существующие способы охраны воды и предложить свои собственные.

3 группа (Работа с сильным учащимся). Работа на компьютере. Нарисовать рисунок  по теме: “Берегите воду!”

 Выступление каждой группы.

Листы самооценивания (приложение )

7.Физминутка( под музыку волны моря).

А над морем — мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

 8. Решение экономической задачи

Мама мыла посуду, вода бежала  небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран, взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился  10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

Длился- 10 мин

Вытекло- 3л за 1 мин.

Утекло -? Л

Ответ: 3*1*10=30 л

- Как можно было сэкономить воду при мытье посуды?

Вывод: -98 % - воды океанов

-2%- ледники

1/100 %- воды рек, родников. Человеку необходимо для питья пресная, несолёная вода. Этой воды на Земле очень мало. 

-Какая  проблема стоит перед человечеством и как нужно беречь воду? Что вы предлагаете?

9.Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня?

 

10. Информация о домашнем задании.

На «3»- пересказ текста на странице 40-42.

На «4» - найти пословицы и поговорки о воде

На «5 » - составить рассказ или сказку по схеме:  исток- устье- река- море- океан.

11.Итог урока.

– Вернемся к сказке. Так почему же ушла Река и что нужно сделать, чтобы ее вернуть?

(Ответы детей)

– А хотите узнать, как заканчивается сказка и сравнить с вашими мыслями?

– И вот тогда самый старый и мудрый горожанин сказал: “ Я знаю, почему ушла Река. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Реку и должны попросить у нее прощения. Долго искали люди Реку, и нашли, но не сразу узнали ее, ведь она была чистой и прозрачной. Попросили люди Речку вернуться, рассказали как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. Вернулась Река в город помогать ее жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

– Совпали ли ваши мысли, ваши предложения с тем как закончил сказку автор? (Да)

-Почему, как вы думаете? (Потому, что поняли главное. Человек – это часть природы и никто не давал ему право загрязнять водоемы, воду. От загрязнений страдает все живое, в том числе и сам человек. Реку (воду) нужно беречь и охранять)

– В сказке всегда заложен глубокий скрытый смысл. В чем смысл этой сказки?

(В том, что ко всему, что нас окружает, нужно относиться так, как мы хотим, чтобы относились к нам. И не важно река это, животное, растение или человек)

 – Я хочу закончить наш урок словами В. А. Андреева:

                         (Памятки)

Давайте  люди беречь все на земле: и воздух, и воду, и траву на земле!

Береги воду!   Не засоряй! Не выбрасывай мусор в водоем!

Человек, запомни навсегда!

                   Символ жизни на Земле – вода!

                   Экономь её и береги-

                   Мы ведь на планете не одни!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ                       

1 группа

Почему воду нужно беречь. (Запасы пресной воды)

   Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская  соленая вода непригодна для питья, а также для использования человеком в быту, в сельском хозяйстве, на производстве. Пресной воды очень мало на планете. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах и пока недоступны для использования. Для своих нужд человек использует два источника пресной воды: грунтовые воды (подземные) и поверхностный сток (ручьи, реки, озера, водохранилища)

     Запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

 Водоемы загрязняются сточными водами промышленных предприятий, коммунальных предприятий, при заготовке и сплаве леса, водами шахт, нефтепромыслов, выбросами  транспорта.

     Сегодня человек широко использует моющие средства. Они – один из самых серьезных загрязнителей воды. К их числу можно отнести мыло, шампунь, стиральный порошок, соду. Они практически не удаляются очистными сооружениями. При попадании моющих средств в водоем мелкие организмы (например, водоросли) погибают.

    Загрязняют воду не только предприятия, но и мы с вами. Повсюду можно увидеть бутылки, плавающие в воде, мусор. Можно увидеть, как водители моют свои автомобили на берегу реки.

    А ведь людям так нужна вода, и не просто вода, а чистая, пресная вода, люди испытывают постоянный в ней недостаток, ее и так очень мало на планете, а человек загрязняет ее все больше и больше, поэтому воду нужно беречь!

 2 группа

Как люди охраняют воду от загрязнения? (Способы защиты)

    Загрязнение водоемов опасно для всего живого. Поэтому воду необходимо очищать.

    Для этого строят очистные сооружения.

    Строятся такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод.

    Создаются  водоохранные  зоны – места особо охраняемые (водохранилища, реки, откуда берут питьевую воду). В этой зоне не разрешается никакое строительство. Запрещено сбрасывать в воду стоки, мыть машины у берега. Охраняются не только берега реки, но и леса, растущие по этим берегам. Леса помогают водоемам выжить, оберегают реки от загрязнения.

   За состоянием водоемов следят специальные ученые – гидрологи* и экологи*.

   Каждый человек должен беречь воду! Не бросать мусор в водоемы. Следить, чтобы краны были закрыты и исправны. Ведь от каждого из нас зависит, какой будет окружающая нас природа, в том числе и вода.

Найди значение слова в толковом словаре !

Гидролог – это ученый, который    …

 Эколог – это ученый, который     …

ПРИЛОЖЕНИЕ

Инструкция для группы № 1.

Выявите причины загрязнения воды. Как люди загрязняют воду?

 Во время подготовки вы можете использовать:

     - предложенные тексты;

     - словарь;

     - учебник;

     - план выступления.

План:

Какую воду использует человек? Каковы запасы пресной воды на планете?

Какая деятельность человека приводит к загрязнению воды?

Как каждый из нас загрязняет воду?

Почему воду нужно беречь?

 

Инструкция для группы № 2.

Выявите уже существующие способы охраны воды и предложите свои способы.

Во время подготовки вы можете использовать:

     - предложенные тексты;

     - словарь;

     - учебник;

     - вырезки из газет и журналов;

     - план выступления.

План:

Почему воду нужно беречь?

Что делает человек для охраны и очистки воды?

Что может сделать каждый из нас?

Какие ученые следят за состоянием водоемов?

Ваши собственные предложения по охране воды.

 

Инструкция для группы № 3.

Создать рисунок по теме: «Берегите воду!»

Во время работы вы можете использовать:

    - предложенные тексты;

    - учебник;

    - план;

    - памятку работы на компьютере.

 

Памятка работы на компьютере.

1) Включите компьютер.

2)  Найдите программу «Графический редактор»

3) Выполните задание (Нарисуйте рисунок).

4) Сохраните.

5) Закройте папку.

 План.

1)  Подчеркните главную мысль в своем рисунке.

      а) Значение воды в жизни планеты.

      б) Вода и человек.

      в) Почему воду нужно беречь.

      г) Как люди охраняют воду?

2)   Придумайте призыв к человечеству, в котором бы выражалась главная мысль всего нашего урока (например: «Береги воду! Береги природу! Береги свое будущее!»,  «Человек!  Помни, твое будущее в твоих руках!»…). Напечатайте.

                      

ПРИЛОЖЕНИЕ

Листы самооценивания и взаимооценивания

 Взаимопроверка

Оценочный лист работы в паре

   

Ф.И.______________________________                                                                         

 Соблюдает  правила  работы в паре

 

 Активно работает  над выполнением  задания

 

 Предлагает свои идеи 

 

Принимает участие в защите проекта

 

 

Лист самооценивания «Смайлики» (поставить галочку)

Лист самооценивания

Ф.И

1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был

активно / пассивнодоволен / не доволен

коротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скучен

 

kopilkaurokov.ru


Смотрите также