Содержание
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 94 г. Москва «Об утверждении Правил охраны подземных водных объектов»
В соответствии со статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила охраны подземных водных объектов.
2. Установить, что реализация настоящего постановления осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной им предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.02.2016.
Правила охраны подземных водных объектов
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления мероприятий по охране подземных водных объектов.
2. Охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя:
а) мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды;
б) мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, засорения подземных вод и истощения их запасов;
в) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод;
г) наблюдение за уровенным режимом подземных вод;
д) определение объемов добычи (извлечения) подземных вод из подземных водных объектов в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией и (или) техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых;
е) определение объемов размещаемых попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I — V классов опасности в глубокие горизонты (коллекторы) в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией;
ж) определение объемов сточных вод, размещаемых в подземных водных объектах, которые не используются и не могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией;
з) установление режима хозяйственной деятельности, запрещающего работы, загрязняющие подземные воды в границах зон санитарной охраны водозаборов питьевых подземных вод, границах округов горно-санитарной охраны месторождений минеральных вод, а также в областях питания незащищенных водоносных горизонтов, используемых для целей централизованного и нецентрализованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
3. Охрана подземных водных объектов осуществляется при следующих видах деятельности:
а) геологическое изучение недр, сопровождаемое проведением горных работ, включая бурение скважин;
б) разработка месторождений полезных ископаемых, в том числе питьевых, технических, минеральных лечебных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод;
в) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
г) извлечение подземных вод при водопонижении, связанном со строительством и с эксплуатацией промышленных и гражданских сооружений, дренировании мелиорируемых и подтопленных территорий, а также извлечение подземных вод при ликвидации и локализации очагов загрязнения подземных вод, инфильтрации вод в водоносные горизонты с целью искусственного пополнения запасов подземных вод;
д) размещение отходов производства и потребления, а также размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;
е) захоронение радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I — V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов;
ж) осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое или косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.
II. Мероприятия по предотвращению загрязнения подземных вод, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов
4. Мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, включают в себя профилактические и специальные мероприятия.
5. К профилактическим мероприятиям относятся:
а) размещение вновь создаваемых объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод, с учетом минимизации неблагоприятных антропогенных воздействий;
б) предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов;
в) оборудование на объектах, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, наблюдательных скважин;
г) наблюдение за химическим, микробиологическим и радиационным состоянием подземных вод и их уроненным режимом (далее — наблюдение за состоянием подземных вод) путем анализов проб воды и измерений уровней подземных вод в эксплуатационных водозаборных и наблюдательных скважинах.
6. К специальным мероприятиям относятся:
а) строительство инженерных сооружений для перехвата загрязненных вод при их разливе с целью локализации очагов загрязнения подземных вод;
б) создание защитных сооружений вокруг очага загрязнения подземных вод;
в) ликвидация очагов загрязнения подземных вод;
г) наблюдение за состоянием подземных вод на загрязненных территориях.
7. Мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, разрабатываются в составе проектной документации на проектирование и строительство объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения подземных вод, а также технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых.
III. Геологическое и гидрогеологическое обеспечение охраны подземных вод
8. С целью наблюдения за состоянием подземных вод и своевременного принятия специальных мер по их охране на водозаборах подземных вод эксплуатационные и резервные скважины должны быть оборудованы приборами учета объема добычи подземных вод и устройствами для измерения уровней подземных вод.
Водозаборы подземных вод с объемом добычи свыше 100 куб. метров в сутки должны быть оборудованы наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование.
9. В случае ухудшения качества добываемых подземных вод, выражающегося в превышении показателей минерализации, жесткости, появлении бактериального и химического загрязнения, а также в отклонении режима работы водозабора от установленных в проектной документации показателей, пользователь недр обязан в течение одних суток уведомить об этом соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Сведения об указанном ухудшении качества добываемых подземных вод направляются на бумажном или электронном носителе с сопроводительным письмом, содержащим перечень представляемой информации.
10. Проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) иными лицами, которым принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты, являющиеся потенциальными источниками загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод.
11. Расположение наблюдательных скважин и их конструкция определяются с учетом геолого-гидрогеологических условий подземных водных объектов.
12. Параметры наблюдательных скважин и проводимых на них наблюдений за состоянием подземных вод подлежат корректировке при превышении значений показателей загрязнения подземных вод, ранее согласованных в проектной документации.
IV. Охрана подземных водных объектов при добыче подземных вод
13. Охрана месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения.
14. Мероприятия по охране подземных водных объектов предусматриваются техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых, подготовленным, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
15. Запрещается добыча подземных вод и размещение в недрах сточных вод, попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I — V классов опасности устройствами (скважинами и каптажами), не оборудованными измерительными устройствами (счетчиками, расходомерами), которыми должны быть оборудованы все выпуски, в том числе аварийные.
16. Ликвидация аварийных и непригодных к дальнейшему использованию скважин, а также консервация неиспользуемых скважин осуществляются пользователями недр в соответствии с проектной документацией на ликвидацию или консервацию указанных скважин.
17. Подземные воды выводятся на поверхность минимальным количеством каптажных сооружений. В случае вывода подземных вод, обладающих агрессивным коррозионным действием, для изготовления эксплуатационных колонн и других сооружений применяются устойчивые к разрушению материалы.
18. При бурении в пределах месторождения новых эксплуатационных или разведочных скважин, а также при выполнении на существующих скважинах каких-либо ремонтных работ принимаются меры, предотвращающие разгерметизацию обсадных колонн, изолирующих различные водоносные горизонты.
19. При добыче подземных вод не допускается выпуск добываемых подземных вод, не предусмотренный проектной документацией.
V. Охрана подземных водных объектов при подземном размещении отходов и стоков
20. Размещение попутных (пластовых) вод, радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I — V классов опасности возможно в глубоких горизонтах горных пород (коллекторов), в том числе содержащих высокоминерализованные не имеющие применения подземные воды.
21. Размещение сточных вод, попутных (пластовых) вод, жидких токсичных, радиоактивных и иных опасных отходов в пластах горных пород, содержащих подземные воды, которые могут быть использованы в теплоэнергетических, промышленных, питьевых и хозяйственно-бытовых целях, не допускается.
А. Кислов: Законодательное регулирование использования и охраны подземных вод предусматривает применение норм нескольких отраслей права
В СФ обсудили вопросы правового
регулирования сферы недропользования при добыче подземных вод, в том числе для
питьевого назначения.
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике
и природопользованию Андрей Кислов
Кислов
Андрей Игоревичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Самарской области
провел «круглый стол» на тему «Об актуальных вопросах законодательного регулирования
сферы недропользования в части добычи, учета и получения лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого
водоснабжения».
Смотрите также
С. Митин: Ведется большая совместная работа по обеспечению населения страны качественной и безопасной питьевой водой
По словам сенатора, подземные воды — один
из специфических видов полезных ископаемых, важный ресурс жизнеобеспечения,
развития промышленности и сельского хозяйства. Основными преимуществами
использования подземных вод для питьевого и хозяйственного назначения являются
высокая степень их защищенности от атмосферного и наземного загрязнения,
стабильность эксплуатационных запасов и качества воды в течение года и в многолетнем разрезе, возможность создания надежной охраны водозаборов, в том
числе и при чрезвычайных ситуациях (наводнениях, засухе).
«Особенность подземных вод как объекта
правового регулирования состоит в том, что это — неотъемлемый компонент недр,
почв, болот. Кроме того, они часто являются источниками питьевого
водоснабжения, могут обладать бальнеологическими, энергетическими свойствами и содержать ценные химические вещества, например, хром, бром, йод. В связи с этим
сложность законодательного регулирования использования и охраны подземных вод
состоит в необходимости применения норм сразу нескольких отраслей права», —
подчеркнул парламентарий.
При этом Андрей Кислов отметил, что подземные воды — не только природный
ресурс, но и объект охраны окружающей среды. Геологическое изучение, добыча
подземных вод, охрана подземных водных
объектов регулируется законодательством о недрах, а также водным,
природоохранным, санитарно-гигиеническим законодательством, пояснил он.
В ходе совещания состоялось обсуждение
вопросов, касающихся готовности уполномоченных органов исполнительной власти,
хозяйствующих субъектов к переходу на новые правила регулирования сферы
недропользования в части добычи, учета и получения лицензии на пользование
недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого
водоснабжения. Речь шла, в том числе о своевременной и эффективной реализации
норм Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», статью 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов
деятельности».
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
1 из 14
Андрей Кислов
2 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
3 из 14
Маргарита Павлова
4 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
5 из 14
Андрей Чернышев
6 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
7 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
8 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
9 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
10 из 14
Андрей Кислов
11 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
12 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
13 из 14
«Круглый стол» Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
14 из 14
С учетом состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» приняли рекомендации в адрес Правительства РФ, Федерального агентства по недропользованию и субъектов Федерации.
Профильный Комитет СФ
продолжит вести мониторинг этой темы.
В мероприятии приняли
участие сенаторы Российской Федерации, представители Министерства природных
ресурсов и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства
энергетики РФ, Федерального
агентства по недропользованию, субъектов Российской Федерации,
профессионального и экспертного сообщества.
Добро пожаловать в защиту подземных вод
Добро пожаловать в защиту подземных вод
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
gif»> | ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
gif»> | ||||||||||||||||||||||||||
Авторское право | ||||||||||||||||||||||||||
Программа защиты подземных вод
Вернуться в отдел экологического мониторинга
Зарегистрируйтесь, чтобы получать обновления по электронной почте на
Мероприятия по охране подземных вод DPR
.
Видео программы защиты подземных вод ДНР (YouTube)
(на испанском языке)
Программа защиты подземных вод DPR оценивает и отбирает образцы пестицидов, чтобы определить, могут ли они загрязнять подземные воды, выявляет области, чувствительные к загрязнению пестицидами, и разрабатывает меры по смягчению последствий для предотвращения этого перемещения. Мы также принимаем нормативные акты и проводим разъяснительную работу для выполнения этих мер по смягчению последствий. Эти меры призваны предотвратить дальнейшее попадание подземных вод в загрязненные районы и предотвратить проблемы до того, как они возникнут в других районах.
- История программы
Полномочия и мероприятия Программы защиты подземных вод. - Закон: Закон о предотвращении загрязнения пестицидами
Закон о предотвращении загрязнения пестицидами был принят в 1985 г.
дальнейшее загрязнение подземных вод, используемых для питья. - Правила
Правила охраны подземных вод, принятые ДНР. - Мониторинг, анализ и оценка подземных вод
Данные мониторинга подземных вод, отчеты, анализ, стандарты питьевой воды и оценки рисков.- База данных инвентаризации скважин
- Годовой отчет по отбору проб из скважины
- Идентификация
потенциальные загрязнители пестицидами
Как DPR идентифицирует и берет пробы грунтовых вод на наличие пестицидов, которые могут загрязнить
грунтовые воды. - Выявление и защита охраняемых территорий подземных вод
Как DPR выявляет и защищает районы, уязвимые для грунтовых вод
загрязнение от сельскохозяйственного использования пестицидов.- Зоны охраны грунтовых вод
- Правила использования пестицидов для защиты грунтовых вод
- Процесс пересмотра Закона о предотвращении загрязнения пестицидами
Как DPR проверяет сельскохозяйственные пестициды, обнаруженные в грунтовых водах, чтобы определить, можно ли продолжать их использование, и если да, то при каких условиях. - Публикации
Аналитические методы, протоколы исследований, отчеты о мониторинге и исследованиях, стандарт
эксплуатационные процедуры, обзоры состояния окружающей среды, руководство по программам и
обязательные отчеты.