Метро под водой: Как прокладывают метро под водой: процесс прокладки по шагам

Санкт-Петербург — самое глубокое метро в России

Протяженность линий метрополитена в Санкт-Петербурге составляет 113,6 км. Он состоит из 73 вестибюлей с 255 эскалаторами и 67 станций, каждая из которых оформлена в неповторимом стиле Северной столицы. Почему оно считается самым глубоким в России?


Главная отличительная особенность петербургского метрополитена – это глубина заложения станций. В среднем станции располагаются на отметке 57 метров, самая глубокая из них – «Адмиралтейская», 86 метров под землей.


Для сравнения, средняя глубина станций в столичном метро (без учета монорельса и Московского центрального кольца) – 22,5 метра. Самой глубокой станцией в Москве и второй по глубине в России является «Парк Победы», 84 метра от поверхности земли. Правда, это объясняется особенностями рельефа – она находится под возвышенностью, что делает ее глубину значительной, хотя находится она примерно на одной глубине с остальными станциями столичной подземки.

Нажмите на изображение, чтобы подробнее рассмотреть

Сравнение Петербургского и Московского метрополитенов по глубине

Петербургское метро имеет 60 станций глубокого заложения и всего лишь 4 станции из 67 располагаются близко к поверхности: «Автово», «Ленинский проспект», «проспект Ветеранов» и станция  «Дунайский проспект», открытие которой планируется в 2018 году. Есть также несколько наземных станций, которые, как правило, являются конечными: «Парнас», «Купчино», «Девяткино», «Рыбацкое», конечная станция Фрунзенского радиуса — «Южная» (также откроется в 2018 году).

Причины глубокого заложения станций

Строительству метрополитена в Ленинграде, а позднее в Петербурге зачастую препятствовало не только отсутствие финансирования, но и сложные геологические условия. В толще грунтов прослеживается от двух до трех водоносных горизонтов – стволы шахт, скважины и наклонные ходы для метро сооружают в крайне неустойчивых грунтах.

Но на глубине нескольких десятков метров залегает плотная и сухая кембрийская глина, в которой чаще всего и строятся непосредственно объекты метрополитена. Чтобы добраться до благоприятных для строительства кембрийских глин метростроители сооружают глубокие шахтные стволы, пронизывающие толщу неустойчивых пород. Кроме того, все линии метро имеют тоннели под Невой и 25 станций располагаются в островной части города – в зоне возможного затопления. Поэтому у многих станций верхняя поверхность ступенчатого цоколя наземного вестибюля располагается выше уровня земли во избежание чрезвычайных ситуаций.

Станция метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге

Особенности и технологии строительства

Поскольку отбойные молотки и ручные инструменты справлялись с этой задачей неэффективно, в сентябре 1948 года технический совет управления строительства Ленинградского метрополитена утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита. Через год опытный образец уже установили в забое, по результатам испытаний щита была откорректирована проектная документация, оформлен заказ на изготовление первых шести серийных щитов на Кировском заводе.

Специалисты «Метростроя» и Научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела создали оптический прибор, позволяющий с высокой точностью вести механизированный щит в забое. Позднее была создана новая шахтная подъемная установка с так называемыми опрокидными клетями, которая ускорила процесс выгрузки породы.

Пришлось внедрить еще немало инноваций, чтобы адаптировать процесс строительства под условия города. В начале 2000-х годов на вооружении у метростроевцев появились тоннелепроходческие щиты нового поколения, которые позволили взять курс на механизацию проходческих процессов. Это и помогло в итоге построить самую глубокую станцию петербургского метро «Адмиралтейскую».

Станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге

История строительства самой глубокой станции

Хронология строительства станции «Адмиралтейская»

1960е гг.

Принято решение о строительстве

1994 г.

Начато строительство станции «Адмиралтейская»

1997 г.

Строительство заморожено. Поезда проезжают «Адмиралтейскую» без остановки

Вид сверху на строительную площадку метро «Адмиралтейская»

2007 г.

Подписан контракт на изготовление тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК)

2009 г.

Строительство наклонного хода станции «Адмиралтейская»

2011 г.

Станция «Адмиралтейская» сдана в эксплуатацию

Появление «станции-призрака»

Решение о необходимости создания станции в историческом центре города было принято еще в 1960-х годах. Но начало строительства отложилось до 1994 года. Именно станция «Адмиралтейская» должна была стать самой глубокой станцией – такие условия диктовала геология. В этом месте залегают водонасыщенные грунты, пески и суглинки, а удобные для проходки кембрийские глины уходили глубоко вниз на глубину более 80 метров.

К тому же площадка, выделенная для строительных работ на поверхности, располагалась в очень плотной городской застройке, где каждое сооружение представляет архитектурную, историческую ценность. Изначально предполагалось расселить несколько домов на прилегающей улице. Пока шло строительство перегонных тоннелей и подземного вестибюля, власти города работали над этим вопросом, но финансовый кризис того времени так и не позволил его решить. В 1997 году поезда начали ходить по Правобережной линии, проезжая «станцию-призрак» без остановки.

Так выглядела станция «Адмиралтейская» в 2008-2009 гг.

Петербургское «ноу-хау»

К реализации проекта вернулись в 2007 году. Было принято решение об использовании тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) немецкой фирмы Herrenknecht AG. Планировалось, что большой наклонный ход станции будет пройден сквозь сильно обводненный грунт с помощью этого оборудования. Обеспечить безосадочную проходку предполагалось за счет использования регулируемого пригруза давления внутри забойной зоны с тем, чтобы создавать давление, соответствующее давлению массива.

Принятое решение использовать механизированный щит диаметром 10,4 м с активным пригрузом забоя было очень смелым. В мире на тот момент не существовало опыта проходки тоннелей под углом 30 градусов с помощью тоннелепроходческих комплексов.

Схема действия ТПМК

Проектная величина осадок не превышала 25 мм, поэтому для устройства строительной площадки станции «Адмиралтейская» было принято решение о расселении и сносе только одного дома – это позволило избежать массового расселения. Благодаря современнейшему оборудованию появилась возможность «ловить» осадки на самой первой стадии и принимать меры практически мгновенно за счет наблюдения за движением щита через датчики, установленные в  четырех скважинах вдоль оси проходки.

На всех этапах строительства была обеспечена безопасность, прежде всего, для исторических зданий центра Санкт-Петербурга, представляющих собой архитектурные памятники федерального значения, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.

Снос здания для строительства будущего вестибюля метро «Адмиралтейская» и торгового центра

Метро как способ решения городских проблем

Появление самой глубокой в России станции метро – это не только удачный пример вклада петербургских специалистов в развитие технологий подземного строительства. Благодаря появлению станции метро «Адмиралтейская» в историческом центре Санкт-Петербурга значительно разгрузились соседние станции, жители этой части центра города получили шаговую доступность к метро, а туристы – удобный способ добраться до основных достопримечательностей Петербурга, среди которых всемирно известные Эрмитаж и Исаакиевский собор.

Строительство одной лишь этой станции позволило повысить уровень комфорта пребывания в городе и стало удачным примером решения целого комплекса проблем – транспортных, территориальных, социально-культурных. Сейчас похожую историю переживает «Театральная» – долгожданная станция в непосредственной близости от Мариинского театра. Станция почти построена, но из-за отсутствия решения о местоположении выхода на поверхность ввод в эксплуатацию откладывается. И решать эту проблему, по последней информации, будут не раньше 2020 года.

 

транспортная инфраструктура, рекорды

Метро Санкт-Петербурга — происшествия и интересные факты

поделиться:

Проишествия в метро Санкт-Петербурга

  • Когда трасса метрополитена проходит через неустойчивый водосодержащий грунт, его замораживают фреоном до температуры –12 градусов.   8 апреля 1974 года между станциями Лесная и Площадь мужества при бурении скважины в нижнем тоннеле была обнаружена незамерзшая порода, насыщенная водой — так называемый плавун и вскоре в забой и в верхний тоннель стала поступать вода. Аварийные затворы полностью закрыть не удалось, участок был затоплен водой, а рабочих с трудом удалось эвакуировать. На поверхности у станции  Площадь мужества образовались провалы, а некоторые дома и сооружения  дали трещину. Остановить затопление удалось благодаря сооружению перегородки рядом со станцией метро Лесная. Для предотвращения разрушения зданий в аварийные тоннели закачали воду.
  • 4 декабря 1995 года на этом же участке мощный плавун прорвал стену нижнего тоннеля. С обеих сторон были установлены бетонные щиты, перегон был закрыт и поезда стали курсировать по разделенным веткам. Итальяно-шведской фирмой Impregilo SpA были сооружены новые тоннели на 20 метров выше старых и на расстоянии 240 метров от них. Два построенных тоннеля представляют собой конструкции в виде гусениц из 555 и 565 бетонных колец с резиновыми уплотнителями, срок службы которых составляет 100 лет. Первый поезд прошел по новому пути 26 июня 2004 года, через 8,5 лет после аварии, на восстановительные работы был потрачен 141 миллион долларов США.
  • 10 июня 1999 года на станции Сенная площадь разрушился пятиметровый бетонный козырек наземного павильона, в результате семь человек погибло. После происшествия козырьки других станций были сняты или укреплены.
  • 20 августа 2010 года произошло отключение линий подстанций Восточная, Северная и Каменногорская, в результате некоторые районы Санкт-Петербурга были отключены от электроэнергии. Поезда метрополитена остановились и людей пришлось эвакуировать через тоннели. К счастью, по своим масштабам эта авария была не такой крупной, как в 2005 году на подстанции Чагино в Москве, когда в результате аварии в поездах метро были заблокированы тысячи пассажиров.

 

Интересные факты о метро Санкт-Петербурга

  • Это самый северный метрополитен в России. Его самая северная станция — Парнас, самая западная — Приморская.
  • Метро в Санкт-Петербурге — самое глубокое метро в мире. Средняя глубина залегания — 57 метров. Станция Адмиралтейская — с глубиной заложения 102 метра — самая глубокая в России. Самая глубокая станция в мире находится в Пхеньяне, столице Северной Кореи, ее глубина — 120 метров.
  • При строительстве наземных павильонов метрополитена были снесены церкви Знаменская, Спас-на-Сенной и церковь Космы и Дамиана, где сейчас расположены павильоны станций Площадь Восстания, Сенная площадь и Чернышевская.

поделиться:

поделиться:

Метро | История, транспорт, города и факты

Центральная станция метро в Вашингтоне, округ Колумбия

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джон Брэдфилд
Гарри М. Виз
Сэр Бенджамин Бейкер
Сэр Джон Фаулер, первый баронет
сэр Джон Хокшоу
Похожие темы:
железная дорога
общественный транспорт
Столичная железная дорога
тренироваться
вагон фуникулера

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

метро , также называемое метро, ​​ метро или метро , подземная железнодорожная система, используемая для перевозки большого количества пассажиров в городских и пригородных районах. Метро обычно строят под городскими улицами для простоты строительства, но они могут сокращаться и иногда должны проходить под реками. Окраинные участки системы обычно выходят на поверхность, становясь обычными железными дорогами или надземными транспортными линиями. Поезда метро обычно состоят из нескольких вагонов, работающих по многоблочной системе.

Посмотрите, как строится туннель метро, ​​чтобы расширить подземную железнодорожную систему Мюнхена

Посмотреть все видео к этой статье

Первая система метро была предложена для Лондона Чарльзом Пирсоном, городским юристом, как часть плана по благоустройству города вскоре после этого. открытие туннеля под Темзой в 1843 году. После 10 лет обсуждения парламент санкционировал строительство 3,75 миль (6 км) подземной железной дороги между Фаррингдон-стрит и Бишопс-роуд в Паддингтоне. Работы на Столичной железной дороге начались в 1860 г. открытым способом, т. е. путем прокладки траншей вдоль улиц, обкладки их стен кирпичом, устройства балок или кирпичной арки для крыши, а затем восстановления проезжей части поверху. 10 января 1863 линия была открыта с использованием паровозов, сжигавших кокс, а затем и уголь; несмотря на сернистые пары, линия имела успех с момента открытия, на ней было 9500 000 пассажиров за первый год существования. В 1866 году лондонский Сити и компания Southwark Subway Company (позже City and South London Railway) начали работу над своей «трубной» линией с использованием туннельного щита, разработанного Дж.Х. Грейтхед. Тоннели проложены на достаточной глубине, чтобы не задевать фундаменты зданий и инженерные коммуникации, уличного движения не нарушалось. Первоначальный план предусматривал использование кабеля, но электрическая тяга была заменена до того, как линия была открыта. Эксплуатация этой первой электрической подземной железной дороги началась в 189 г.0 с единообразным тарифом в два пенса за любую поездку по 3-мильной (5-километровой) линии. В 1900 году в Лондон прибыл Чарльз Тайсон Йеркс, американский железнодорожный магнат, который впоследствии отвечал за строительство дополнительных подземных железных дорог и за электрификацию линий разреза и покрытия. Во время Первой и Второй мировых войн станции метро выполняли незапланированную функцию бомбоубежищ.

Многие другие города последовали примеру Лондона. В Будапеште электрическое метро протяженностью 2,5 мили (4 км) было открыто в 189 г.6, с использованием одиночных вагонов с троллейбусами; это было первое метро на европейском континенте. При его строительстве была достигнута значительная экономия по сравнению с более ранними открытыми методами за счет использования плоской крыши со стальными балками вместо кирпичной арки и, следовательно, более мелкой траншеи.

В Париже Метро (Chemin de Fer Métropolitain de Paris) было запущено в 1898 году, а первые 6,25 мили (10 км) были открыты в 1900 году. — метод покрытия, разработанный французским инженером Фульжансом Бьенвеню. Через определенные промежутки времени вдоль маршрута были прорыты вертикальные шахты; и оттуда были вырыты боковые траншеи, а каменные фундаменты для поддержки деревянной опалубки были заложены непосредственно под дорожное покрытие. Затем строительство арки крыши продолжалось с относительно небольшим нарушением уличного движения. Этот метод, хотя он все еще используется в Париже, не получил широкого распространения в строительстве метро в других местах.

В Соединенных Штатах первая практическая линия метро была построена в Бостоне между 1895 и 1897 годами. Она имела длину 1,5 мили (2,4 км) и сначала использовала троллейбусы или трамваи. Позже в Бостоне появились обычные поезда метро. 27 октября 1904 года в Нью-Йорке открылась первая секция того, что должно было стать крупнейшей системой в мире. В Филадельфии система метро была открыта в 1907 году, а система метро в Чикаго открылась в 1943 году. Москва построила свою первоначальную систему в 1930-е годы.

В Канаде, Торонто, метро открылось в 1954 году; вторая система была построена в Монреале в 1960-х годах с использованием автомобилей парижского типа с резиновыми шинами. В Мехико первая очередь комбинированной подземной и наземной системы метро (сконструированная по образцу парижского метро) была открыта в 1969 году. В Южной Америке метро Буэнос-Айреса открылось в 1913 году. в 1931 г., Осака в 1933 г. и Нагоя в 1957 г.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Автоматические поезда, спроектированные, построенные и эксплуатируемые с использованием аэрокосмических и компьютерных технологий, были разработаны в нескольких мегаполисах, в том числе на участке лондонского метро, ​​линии Виктория (завершено в 1971 году). Первой системой скоростного транспорта, разработанной для полностью автоматической работы, является BART (Bay Area Rapid Transit) в районе залива Сан-Франциско, построенная в 1976 году. компьютерного сбоя. Метро Вашингтона, округ Колумбия, с автоматической системой управления железной дорогой и подземными станциями с кессонными сводами длиной 600 футов (183 метра) открыло свою первую линию метро в 1919 году.76. Поезда с кондиционированием воздуха и легкими алюминиевыми вагонами, более плавное и быстрое движение за счет усовершенствования конструкции пути и систем поддержки вагонов, а также внимание к архитектурному облику и безопасности пассажиров на станциях метро — вот еще одна особенность современного метрополитена.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Августином.

Карты MTA

Перейти к основному содержанию

  1. Дом

  2. Карты

Карты метро Нью-Йорка

Карта метро

Карта метро Нью-Йорка. На этой карте показано регулярное обслуживание.

Карта ночного метро

Вид на то, как метро работает по ночам.

Карта доступных станций метро

Карта метро с выделенными доступными станциями.

Карта метро большого типа

Стандартная карта метро с более крупными надписями и названиями станций.

Карта службы погоды для суровых зим

На этой карте показано запланированное обслуживание в определенных неблагоприятных погодных условиях.

Автобусные карты Нью-Йорка

Автобусная карта Бронкса

Карта автобусных маршрутов Бронкса.

Автобусная карта Бруклина

Карта Бруклинского автобуса

Автобусная карта Манхэттена

Карта маршрутных автобусов Манхэттена.

Автобусная карта Квинса

Карта автобусных маршрутов Квинса.

Автобусная карта Статен-Айленда

Карта автобусных маршрутов Статен-Айленда.