ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ. Испытание водой


ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ. Пытки и наказания

ИСПЫТАНИЕ ВОДОЙ

Испытание водой использовалось для определения вины или невиновности предполагаемого преступника и впервые появилось в третьем тысячелетии до нашей эры, когда вавилонский царь Хаммурапи издал указ о том, что если кого-то обвинили в колдовстве, он должен прыгнуть в реку и если не утонет, то он — невиновен. В противном случае (если тот все-таки тонул) его считали виновным, и его имущество переходило к обвинителю. Однако с другой стороны, если обвинение не подтверждалось, обвинитель лишался не только имущества, но и жизни.

В XI веке Эдуард Исповедник, король Англии, учредил Iudicum agnae (суд водой), посредством которого определялась виновность или невиновность всех преступников, однако в этом случае все происходило наоборот; тот, кто тонул — считался невиновным. Позже технику испытания водой усовершенствовали, начав привязывать большой палец руки к большому пальцу ноги и из опасения, что подозреваемого снесет течением или что невиновный может оказаться на дне, под мышками пропускали веревку, концы которой держали с обеих берегов реки.

Хотя испытание водой было официально отменено в правление короля Генриха III, его использовали как средство определения виновности и невиновности вплоть до конца XIX столетия.

Однако более всего людей «искупали» в XVII веке, когда этому методу определения вины нашел широкое применение главный охотник за ведьмами Англии Хопкинс. Следующий отрывок взят из памфлета, опубликованного в 1613 г. под названием «Поимка, допрос и казнь ведьм» (Witches Apprehended, Examined and Executed) и рассказывает он об испытании водой некой Мэри Саттон:

«…Понимая это, его друг посоветовал ему отвести ее к мельничной дамбе, закрыть шлюз, чтобы поднялась вода, связать ей руки (оставив ноги свободными) и бросить в воду. На случай, если она не ведьма и жизнь ее может подвергнуться опасности, он посоветовал обвязать ее веревкой и держать концы ее с обоих берегов. Если она не утонет, следует осмотреть ее и найти «метку дьявола». Затем привязать большой палец левой руки к большому пальцу правой ноги, а большой палец правой руки — к большому пальцу левой ноги, и бросить ее в воду. Если она не утонет, можно считать ее ведьмой…

Они сделали все так, как посоветовал этот джентльмен. Когда ее бросили в воду в первый раз, она сначала упала под воду на два фута, но тут же всплыла и держалась на воде как сухая доска. Ее вытащили из воды, женщины осмотрели ее тело и нашли на левом бедре нечто вроде соска. Она призналась, что ее кот любил сосать его. Затем ее связали так, как советовал это джентльмен и бросили в воду повторно. Она не пошла ко дну, а стала крутиться на поверхности как колесо. Несмотря на то, что люди мистера Энгера, державшие концы веревки, поднимали ее и окунали в воду, потопить ее не удалось».

Испытание водой на континенте распространения не имело, а во многих местах было запрещено. Вполне возможно, что дакинг-стул появился на свет благодаря этой практике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Испытание водой

Испытание водой

Древнее испытание ВЕДЬМ, направленное на выяснение их вины или невиновности. Этот способ использовался до XIX века. Заподозренных ведьм связывали по рукам и ногам и бросали в воду, чтобы посмотреть, останутся ли они на поверхности или начнут тонуть. Считалось, что невинные погрузятся в воду, а виновные станут плавать.

Впервые испытание водой упоминается в законах царя Хаммурапи (1792—1750 года до н.э.), включавших в себя один из древнейших кодексов. Хаммурапи установил, что человека, которого обвинили в черной МАГИИ, но не доказали виновность, надлежит бросить в реку. Если он тонул, то его имущество отходило обвинявшему. Если он выживал, то обвинявшего казнили, и его имущество отдавали обвиняемому.

Испытание водой, или "ныряние", во время ведьмовских процессов (КОЛДОВСТВО) применялось в Европе, на Британских островах и в Америке с XVI по XVIII век, но редко считалось среди судей неопровержимым доказательством вины или невиновности. Вообще в 1219 году английский король Генрих III запретил испытание водой, но охотники на ведьм все равно продолжали использовать его.

У обвиняемой ведьмы связывали большой палец на правой руке с большим пальцем на правой или левой ноге ("крестом"), и бросали ее в реку или озеро. Для доказательства невиновности это испытание не имело большого смысла, так как жертва часто тонула, прежде чем ее (или его) успевали вытащить. Иногда обвиняемого лишали любых шансов на выживание, бросая его (или ее) в воду зашитым в мешок.

Король Англии ЯКОВ I одобрял испытание водой. Он писал в своей "Демонологии" (1597): "Бог указал (как сверхъестественный признак чудовищного неблагочестия ведьм), что вода откажется принять в свое лоно тех, кто отряхнул с себя воду Святого Крещения и добровольно отрекся от ее благодати". Самый активный английский охотник на ведьм МЭТЬЮ ХОПКИНС заставил "поплавать" многих своих жертв, но, по его словам, он никогда не использовал это в качестве доказательства на суде. В Европе главным чемпионом по плаванию стал гессенский учитель по имени Уильям Адольф Скрибониус, который в 1588 году написал книгу о том, как определять и наказывать ведьм.

В американской колонии Хартфорд в Коннектикуте в 1633 году подвергли испытанию водой двух ведьм и сочли их виновными, так как они не утонули. Обеих повесили. В 1706 году в Вирджинии женщина по имени Грейс Шервуд согласилась плавать, чтобы доказать свою невиновность. Описывая этот случай в "Анналах колдовства" (1869), Сэмюэль Дрейк отмечал, что "немногие события во времена преследования ведьм в колониях могли соперничать с этим в бесчестии".

Шервуд обвинила в колдовстве некая семья, и ей было предписано явиться в суд. Она не пришла, и ее привели насильно, подвергли обыску с целью обнаружения колдовских меток (ВЕДЬМИНА ОТМЕТИНА) На теле обнаружили "на ее интимных местах отметины черного цвета, похожие на соски, чернее, чем остальное тело", и еще несколько "пятен". Однако, кроме подозрения в колдовстве, суд не знал за Шервуд конкретных преступлений, в которых можно было бы ее обвинить. Не желая оправдывать ее, суд назначил ей "старое английское испытание" водой. Шервуд, которая ничего не могла сказать в свою защиту, согласилась. Суд иронически приказал шерифу до испытания беречь ее от дождя, чтобы она не простудилась. Во время испытания Шервуд не утонула, ее вытащили на берег и снова стали искать "ведьмины отметины". Уцелевшие записи не сообщают, чем закончилась эта история для несчастной женщины. Испытание водой проводилось в горловине залива Линнхейвен в графстве принцессы Анны. Это место назвали "ведамин омут".

Испытанию водой не удалось стать решающим средством разоблачения ведьм, так как его результаты легко подтасовывались и обвинителями, и обвиняемыми. Многие охотники на ведьм умели устроить испытание так, что жертва не тонула в любом случае; некоторым обвиняемым удавалось пробыть под водой достаточно долго, чтобы доказать свою невиновность. Документы некоторых ведьмовских процессов свидетельствуют, что иногда обвиняемые сами просили провести испытание водой, чтобы очистить свое имя, после чего, к сожалению, некоторые из них плавали на поверхности, несмотря на упорные попытки погрузиться в воду.

ИНКРИЗ МАТЕР сильно не одобрял испытание водой и активно выступал против него в своей книге "Эссе о случаях замечательной предусмотрительности" (1684). Матер наголову разбил доводы короля Якова 1 в пользу того, что ВОДА, как средство святого крещения, отвергает ведьм. Этот аргумент можно применять до тех пор, пока речь идет о крещеных людях. Это значит, что некрещеный человек будет плавать, независимо от того, ведьма он (или она) или нет.

Кроме того, пишет Матер, мораль и вес тела — разные вещи. Он приводит случаи, когда виноватых отпускали на свободу, а невинных приговаривали. Некоторые люди, которых подвергали испытанию водой неоднократно, в одних случаях плавали, а в других тонули.

Местные власти континента и Британских островов запретили испытание водой. B 1712 году его объявили вне закона во всей Англии. Тем, кто продолжал применять его, предъявляли обвинение в убийстве, если жертва тонула. Тем не менее его продолжали применять в самосудах. Окончательно оно отошло в прошлое в XIX веке.

В России испытание водой проходило несколько иначе. Обвиняемого в колдовстве отвозили на глубокое место реки, обвязывали вокруг пояса веревкой и опускали в воду. Если он тонул, его быстро поднимали. Если он плавал, его вылавливали и ставили на нем клеймо раскаленным докрасна железным крестом, чтобы предупредить остальных, что это колдун. Считалось, что клеймо лишает ведьмовской силы.

eviko.ru

Испытания водой, огнем и чудом • Arzamas

Ордалии в средневековых законах, а также в исторических, литературных и назидательных текстах

Подготовила Елена Марей

Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век © Из книги «Luzern im Spiegel der Diebold-Schilling-Chronik. 1513–2013», 2013 год

Ордалия водой

Григорий Турский «О славе мучеников»Григорий Турский (ок. 539 — ок. 594) — епископ города Тура, франкский историк, автор «Истории франков» (в 10 книгах), важнейшего источника по истории раннесредневековой Франции. Помимо нее Григорий Турский написал книгу «О славе мучеников», в которую вошли короткие рассказы о чудесах, явленных христианскими святыми и мучениками.Перевод с латинского Елены Марей

I.81 (80). О споре католического дьякона с пресвитером-еретиком

Арианский пресвитер держал спор с дьяконом нашей веры, произнося, как это у них в обычае, ядовитые речи против Сына Божьего и Святого Духа. И поскольку тот уже долго приводил истинные доводы за нашу веру, но еретик, ослепленный туманом неверия, отвергал их в соответствии с тем, что «в лукавую душу не войдет премудрость», дьякон сказал: «Для чего мы утомляем себя длинными беседами? Да будет доказана истина делами; пусть поставят на огонь медный котел и бросят в кипящую воду чье-либо кольцо. Кто достанет его из кипятка, на стороне того и будет правда, и после этого другая сторона должна признать эту правду. Итак, внемли и ты, еретик, что наша сторона пройдет это [испытание] с помощью Святого Духа, и ты признаешь, что нет в Святой Троице ничего несхожего, ничего различающегося». Еретик согласился с предписанием, и, заключив соглашение, они разошлись до утра, однако жар веры, которым так горел сначала дьякон, стал ослабевать из-за козней дьявола. Поднявшись на рассвете, он натер руку елеем и мазью, затем он подошел к святому месту и стал молиться Господу. Что ж дальше? Около третьего часа они сошлись на площади. Сбежался народ посмотреть это зрелище. Разжигают огонь, ставят на него медный котел, бросают в кипящую воду кольцо. Первым дьякон зовет еретика, чтобы тот вытащил его из жара. Однако он отказался со словами: «Коли ты это предложил, тебе и вытаскивать». И дьякон хоть и испугался, но обнажил руку. Увидев, что она намазана, пресвитер-еретик воскликнул: «Я вижу, ты хочешь победить с помощью уловок, поэтому умастился мазью; все, что ты делаешь, не будет иметь силы!» Пока они препирались, подошел дьякон из Равенны по имени Гиацинт и, разузнав, о чем спор, дабы явить истину, незамедлительно оголил правую руку и опустил ее в котел. То кольцо, которое он вытащил, было очень маленьким и легким, и вода носила его так же, как ветер иногда носит соломинку, поэтому он искал его долго и нашел только через час. Между тем пламя под котлом горело очень сильно, и раскаленное кольцо не так-то легко было взять в руку, но все же, вытащив его, дьякон ничего не почувствовал, но даже заявил, что оно находилось в холодном котле и вода лишь на поверхности была теплой. Подумав так же, сбитый с толку еретик дерзко сунул руку в котел со словами: «Да поможет мне моя вера!» Как только он сделал это, кожа с его руки сошла до самых костей; и так был положен конец спору.

Ордалия кипящей водой. Миниатюра из немецкой хроники «Der Sachsenspiegel». XIV век  © Herzog August Bibliothek
Вестготская ПравдаВестготская Правда — свод законов вестготского короля Рецесвинта, обнародованный в 654 году и действовавший на территории Толедского королевства вестготов (современные Испания, Португалия и Южная Франция).Перевод с латинского Александра Марея

VI.1.3. Каким образом судья должен расследовать дело посредством испытания кипятком

Нам стало известно о многих жалобах, и мы узнали, что проводятся пытки по делам [стоимостью до] трехсот солидов и претерпевается много зла от свободных людей. И потому, для наилучшего порядка, мы устанавливаем и приказываем, чтобы, хотя бы дело по какому-либо обвинению и было незначительным, обвиняемый все же должен быть принужден судьей к испытанию кипятком; и когда обстоятельства дела прояснятся, пусть судья не усомнится подвергнуть его пытке, и после того как тот даст свое признание, пусть он будет подвергнут наказанию, определенному предыдущим законом. Если же он выйдет невиновным из испытания кипятком, то пусть истец не несет никакого наказания. Тот же порядок должен соблюдаться и относительно подозрительных людей, пришедших свидетельствовать.

Салическая ПравдаСалическая Правда — одна из варварских правд, содержащая нормы обычного права, записанные около VI века по приказу короля франков Хлодвига I. Перевод с латинского Николая Грацианского

LIII. О выкупе руки от котелка

§ 1. Если кто будет вызван к испытанию посредством котелка с кипящею водою, то стороны могут прийти к соглашению, чтобы присужденный выкупил свою руку и обязался представить соприсяжников. Если проступок окажется таким, за какой, в случае улики, виновный по закону должен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов, он может выкупить свою руку за 120 денариев, что составляет 3 солида. <...>

Капитулярий VI

4. О том, кто вызовет другого на испытание горячей водой § 1. Если кто вызовет другого на испытание горячей водой помимо повеления короля, повинен уплатить 600 денариев, что составляет 15 солидов.

Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водойФрагмент из сборника описаний ордалий, созданного для нужд церкви. Текст датируется периодом между 938 и 1000 годом.Перевод Владимира Корецкого

1. Относительно ордалии мы предписываем, согласно повелению Божьему, архиепископа [Кентерберийского] и других епископов, чтобы никто, за исключением священника и того, кто должен пойти на ордалию, не входил в церковь, как только [туда] будет внесен огонь, которым должны быть разогреты для ордалий железо или вода. 1в. И если [ордалия] будет производиться водой, то пусть она будет разогрета до степени кипения, причем котел должен быть железный или медный, свинцовый или глиняный. 2. И если обвинение простое [то есть влекущее простую ордалию], то рука, чтобы [взять] камень, должна быть опущена в кипящий котел до запястья, а если оно тройное, то до локтя.

Ордалия огнем

Пьер Бартелеми участвует в ордалии. Миниатюра из «Истории деяний в заморских землях» Вильгельма Тирского. 1460 год © Topfoto / Fotodom
Церковный закон об ордалии горячим железом и [кипящей] водой

4. И пусть затем войдут люди по одинаковому количеству от каждой стороны и станут вдоль церкви по обеим сторонам [места] ордалии; и все эти люди должны поститься и в ночь перед ордалией воздержаться от своих жен. 4.1. И пусть священник окропит их всех освященной водой, и каждый из них да отведает освященной воды; и он пусть даст им всем поцеловать Евангелие и изображение Креста Христова. 4.2. И никто не должен продолжать раздувать огонь после того, как священник начнет освящение; но железо должно лежать на раскаленных угольях вплоть до окончания литургии. Тогда оно должно быть выложено на столбы. 5. И обвиняемый пусть выпьет освященной воды, и затем пусть будет окроплена его рука, которою он должен нести ордалию [железо], и так да приступит [к испытанию]. 5.1. 9 отмеренных шагов должны быть разделены на 3 части, по 3 [шага] в каждой: на первый знак у столба [испытуемый] должен стать своей правой ногой; на второй — левой; затем поставить правую ногу на третий знак и, бросив железо, поспешить к святому алтарю. 5.2. И [его] рука должна быть запечатана и на третий день обследована, является ли она под этой печатью виновной или чистой. 6. И кто эти предписания нарушит, по отношению к тому ордалия будет недействительной, и он должен уплатить королю 120 шиллингов в качестве штрафа за неповиновение.

Русская ПравдаРусская Правда (XI век) — первый свод законов Древней Руси, составленный в правление Ярослава Мудрого (1016–1054), а затем дополненный при его сыновьях (ок. 1072).Из Пространной редакции (по Троицкому списку 2‑й половины XV века)

17. Если ответчика обвиняют в убийстве, а свидетелей тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию [раскаленным] железом. Так поступать и во всех тяжбах, в воровстве [или в другом] обвинении; если [обвинитель] не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его испытанию железом в неволю; если же сумма иска меньше, до двух гривен [серебра], то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег принесет клятву. 

Жозеф Бедье «Тристан и Изольда»«Тристан и Изольда» — средневековый рыцарский роман XII века, сложившийся в Ирландии или в Шотландии, а затем распространившийся на континенте. Особенной популярностью история пользовалась во Франции.Перевод с французского Александра Веселовского

В назначенный для суда день король Марк, Изольда и корнуэльские бароны, доехав до Белой Поляны, появились у реки в прекрасном строе, и собравшиеся вдоль другого берега рыцари Артура приветствовали их своими блестящими знаменами. <…> Перед шатром Артура на зеленой траве постлана была богатая шелковая ткань из Никеи, и на нее были положены мощи святых, извлеченные из ковчежцев и рак. Их охраняли Говен, Жирфлет и сенешаль Кей. Помолившись Богу, королева сняла драгоценности с рук и шеи и раздала их бедным нищим, скинула свою пурпурную мантию и тонкое покрывало и отдала их; отдала также сорочку, блио и башмаки, усыпанные драгоценными каменьями. Она оставила на теле только тунику без рукавов и с обнаженными руками и ногами предстала перед обоими королями. Вокруг бароны смотрели на нее молча и плакали. Возле мощей горел костер. Дрожа, протянула она правую руку к мощам святых и сказала: — Короли Логрии и Корнуэльса, сеньоры Говен, Кей, Жирфлет и вы все, будьте моими поручителями: я клянусь этими святыми мощами и всеми святыми мощами на свете, что ни один человек, рожденный от женщины, не держал меня в своих объятиях, кроме Марка, моего повелителя, да еще этого бедного паломника, который только что упал на ваших глазах. Годится ли такая клятва, король Марк? — Да, королева. Пусть же Господь явит свой правый суд! — Аминь! — сказала Изольда.

Она приблизилась к костру, бледная, шатаясь. Все молчали. Железо было накалено. Она погрузила свои голые руки в уголья, схватила железную полосу, прошла десять шагов, неся ее, потом, отбросив ее, простерла крестообразно руки, протянув ладони, и все увидели, что тело ее было здорово, как слива на дереве. Тогда из всех грудей поднялся благодарственный клик Господу.

Суд императора Оттона. Испытание огнем. Фрагмент картины Дирка Баутса. Ок. 1471–1473 годов © Wikimedia Commons
Сага о Сверрире«Сага о Сверрире» (нач. XIII века) — одна из древнейших сохранившихся «королевских саг» Скандинавии, то есть саг, рассказывающих о правлении норвежских конунгов.Перевод с древнеисландского Ивана Стеблин-Каменского

59. Об Эйрике, сыне Сигурда

<...> Эйрик был в Миклагарде и служил у Манули конунга. <…> Он просил у конунга позволения доказать посредством Божьего суда, какого он рода и что он действительно сын Сигурда конунга. <…> Эйрик поблагодарил конунга красивыми словами, ибо он был человеком красноречивым, и сказал, что с радостью принимает предложение конунга доказать, кто его отец, и предает себя воле Бога и конунга.

Немного позднее Эйрик стал поститься, готовясь к суду Божьему. А когда он должен был нести раскаленное железо, Сверрир конунг сказал такую клятву, которую тот должен был произнести: — Ты кладешь свои руки на святые мощи и священную книгу и просишь Бога, чтобы железо не обожгло твои руки, если ты сын Сигурда конунга и мой брат.

Эйрик отвечает: — Да сотворит Бог так, что я пронесу железо, не обжегши рук, если я сын Сигурда конунга. Но я не буду нести железо, чтобы доказать, кто отец других людей.

Произнеся эту клятву, он пронес железо и оказался чист. Сверрир конунг признал его родичем и сделал его предводителем в дружине. Эйрика любили, и он не зазнавался. Он заботился о своих людях больше, чем другие.

Ордалия чудом

Миниатюра из швейцарской хроники «Luzerner Schilling». XVI век Обвиняемого в убийстве жены заставляли коснуться ее трупа. Если труп кровоточил, это считалось доказательством вины © Из книги «Luzern im Spiegel der Diebold-Schilling-Chronik. 1513–2013», 2013 год
Английский бестиарий начала XIII века

Бестиарии — это средневековые книги, состоящие из нравоучительных рассказов о животных (как реальных, так и вымышленных). Ниже — фрагмент одного из них. Перевод Ольги Тогоевой

Рассказывают, что в Антиохии жил человек, у которого была домашняя собака и который был убит поздно вечером в отдаленном квартале города. В убийстве с целью грабежа был виновен солдат, который состоял на службе у покойного. Воспользовавшись наступившей темнотой, убийца смог бежать с места преступления. Труп остался лежать на земле, и вокруг него собралась большая толпа любопытных. Собака также держалась рядом с трупом и жалобно выла, оплакивая смерть своего хозяина. В это время человек, совершивший убийство, затесался в толпу, как будто случайно проходя мимо… Он приблизился к трупу, делая вид, что глубоко огорчен произошедшим.

Именно в этот момент собака, на секунду забыв о своем горе и страданиях, решила встать на путь мести: она набросилась на убийцу, не желая выпускать его, и… испустила такой ужасающий вой, что у всех присутствующих разрывалось сердце от скорби и наворачивались слезы на глаза. Добрая воля собаки не могла быть поставлена под сомнение. Она являла собой впечатляющее доказательство [вины убийцы], поскольку в огромной толпе собака выбрала одного-единственного человека и не желала его отпускать. И убийца испугался: как можно было отвести столь правдивое обвинение в преступлении? Он не мог списать [происшедшее] ни на проявление ненависти, ни на враждебность, ни на злой умысел. Перед этим доказательством он остался без аргументов.  

arzamas.academy

За какими "ведьмами" в действительности охотилась инквизиция - загадки - Каталог статей

указатель

 Эта статья является оригинальным исследованием автора и публикуется впервые. В связи с периодическим редактированием при копировании статьи обязательна ссылка на первоисточник. При подготовке материалов мною всегда проводится тщательная проверка на уникальность изложенных идей, но возможности мои не безграничны, и если вдруг обнаружится что кто-то где-то уже высказывал такие идеи, то с благодарностью приму информацию - написать можно сюда. 

    Объяснить что такое настоящие ведьмы несколько сложнее, чем остальные объекты из музея техногенной магии, но и в этом случае для понимания достаточно школьных знаний физики, химии и истории.

 

    Раскрываю секрет сразу: ведьмы, за которыми охотилась инквизиция, это не люди, а фальшивые монеты. Под пособниками ведьм подразумевались совершенно обыкновенные люди, замешанные в фальшивомонетничестве и их-то как раз допрашивали, пытали и судили. А вот монеты "испытывали", порченые ли они "ведьмы".

 

     Инквизиторы - это и в прямом переводе с латинского и по существу следователи центрального аппарата церкви, которые выезжали в командировку, расследовали дела по фальшивомонетничеству, собирали доказательства в отношении виновных в фальшивомонетничестве (так называемых "пособников ведьм") и передавали их местному суду для вынесения приговора. Сами они приговоров не выносили и казнями не занимались.

 

    В отличие от современных следователей, которые сами не имеют права проводить экспертизы (это делает соответствующий специалист), инквизиторы одновременно выполняли роль и следователей и были высококвалифицированными для своего времени экспертами. 

 

    Книги для инквизиторов "по ведьмам" содержали достаточно вменяемые рекомендации по следственным методике и тактике в духе законодательства того времени, причём многие рекомендации не потеряли своего значения и сейчас. 

 

    А вот на разделы следственной техники и экспертизы в целях секретности был напущен туман (англ. mist), отсюда и мистическое восприятие. Описание тестирования, испытания, экспертизы монет было слегка завуалировано, что прекрасно сработало и теперь мистическое "испытание ведьмы" принимают "за чистую монету" (извиняюсь за невольный каламбур).

 

     Поэтому из всего массива сведений об "охоте на ведьм" мы в первую очередь рассмотрим небольшой, но знаковый момент "испытание ведьмы", то есть экспертизу подозреваемой монеты на подлинность. 

 

    Для проведения экспертизы монет из драгоценных металлов кроме внешних признаков подлинности крайне важно установить пробу и вес драгоценного металла. Мистическое толкование "испытания ведьмы" мы будем в соответствующих случаях сопоставлять со способами установления пробы драгоценных металлов по любому "Справочнику пробирера", например в данной статье цитируется авт. Е. Макаренков, Госфиниздат, 1953 г.

 

1. Испытание ведьмы раскаленным докрасна железом

 

     "Испытание железом характерно только для раннего средневековья. Надо было не обжечься, ступая босиком по горячим лемехам или без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа. Самое удивительное – в Средние века верили, что Бог оградит в такой ситуации невиновных (и даже приводили легендарные примеры). Эпоха массовой охоты на ведьм обошлась без испытания раскалённым железом. Сомнения в его точности высказали авторы «Молота ведьм», после чего оно постепенно сошло на нет."

 

испытание ведьмы

испытание ведьмы раскалёнными лемехами, рельеф из Бамбергского собора (Германия)

 

     Указание на "раскаленное докрасна железо" обозначает соблюдение температурного режима, цвета каления, т.е. цвета свечения металла в зависимости от температуры нагрева. Для железа изменение цвета от темно-вишневого до светло-красного означает температурный диапазон от 700 до 900 С.  цвета каления железа

 

   Это же какие мозги надо иметь чтобы всерьёз верить будто при такой температуре можно "без ущерба для ладони продержать несколько минут раскалённый докрасна брусок железа" и только при отсутствии ожогов получить оправдательный приговор!

 

   На самом деле это означает что монета из чистого серебра не расплавится "продержится несколько минут без ущерба", поскольку раскаленное до светло-красного цвета железа имеет температуру 830-900 °С, а чистое серебро плавится при температуре 960 °С. Серебро с примесями при этом расплавится, все сплавы с содержанием серебра ниже 91% начинают плавиться при одной и той же температуре - 779 °С (источник).

 

    Раскаленное докрасна железо хорошо тем, что его цвет позволяет стандартизировать температуру нагрева исследуемых монет и тем самым обеспечить стабильность результатов исследования. Кроме плавления имело значение изменения цвета металла. Из Брокгауза: «…Полибий, живший во II в. до Р.Х., упоминает об испытании серебра огнем, т. е. по изменению его цвета вследствие накаливания.  Тот  же  способ  приводится Плинием. В России уже  в  допетровскую  эпоху известно было пробование  как золота, так и серебра. Торговая книга говорит, что золото русские  купцы пробовали «с пожега…».

 

    Вывод делали такой: если монета не изменила цвет при нагреве несколько минут раскаленным докрасна железом, "не получила ожогов", не расплавилась, значит она настоящая, из чистого серебра без примесей.

 

2. Испытание ведьмы иглами

 

     "Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина".

 

     "В Англии и Германии, в Нидерландах и во Франции прочно утвердился особый способ поиска ведьм - "испытание иглой”. Известно, что крестьяне ставят тавро на своей скотине. Почему бы и дьяволу не клеймить свои жертвы в знак вассальной зависимости? Народу это казалось вполне логичным. Разумеется, это клеймо может быть невидимым, но на то и существуют специалисты, чтобы найти "знак дьявола” даже под безупречно гладкой кожей. Признаки "чёртовой метины” были известны каждому. Место, по которому дьявол провёл своим когтем, становится не чувствительным к боли, и при уколе не кровоточит. По этим признакам и вели охоту на ведьм мастера иглы."

 

  В "Справочнике пробирера" этому мистическому толкованию соответствует очень распространенный по сию пору старинный способ определения пробы изделий из драгоценных металлов пробирными иглами.

 

     Пробирные иглы изготовляют из золота и меди (или серебра и меди), опредёленного состава, т.е. они являются эталонными образцами пробы драгоценного металла. 

пробирные иглы золото

комплект современных золотых пробирных игл тульского завода

 

 Метод царапания. Самым простым применением пробирных игл является процарапывание поверхности исследуемого предмета. Игла из сплава более высокой пробы мягче и не оставит следа. Аналогичный приём используется в минералогии (разумеется, эталонными минералами).

 

    Таким образом, мистические выражения «не чувствовала боли» и «не выступала кровь» означают, что пробирная игла той пробы, которая должна быть у монетного сплава, не оставляет царапины, т.е. в сплав исследуемой монеты является более твёрдым из-за большего количества лигатуры (меди или других металлов). 

 

     Пробирные иглы в Западной Европе появились около XIV в. Серебро делилось на 16 лотовых проб, а золото сначала на 12, а затем на 24, т.е. от градаций установленных проб и зависит количество необходимых пробирных игл в полном комплекте.

 

     На показанной старинной гравюре, изображающей сцену "испытания ведьмы иглами" на столе лежит 15 игл, 16-я - в руке у эксперта, из чего можно сделать вывод об экспертизе именно серебряной монеты (16-лотовая шкала):

испытание ведьмы

Die Nadelprobe ist eine der wichtigsten Hexenproben

 

     Подпись под гравюрой с немецкого переводится примерно как "Проба иглами является одним из важнейших способов пробы ведьмы". Обращаем особое внимание на последнее слово Hexenproben, где Hexe - переводится сейчас как "ведьма". Неужели так случайно совпало ;-) что hex в немецком языке имеет значение "шестнадцатеричный"? Видать ведьмы у них были в основном серебряные...

 

3. Испытание ведьмы плачем/слезами

 

     «Безошибочным способом распознать ведьму считалось также «испытание плачем/слезами». В «Молоте ведьм» это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, «верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия». Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой.»

 

     В современном «Справочнике пробирера» это называется "капельная проба", "капельный метод", "мокрая проба" и прочие, то есть в общем виде речь идёт об установлении пробы драгоценного металла с помощью специальных реактивов:

 

     "Наименее точен "капельный” метод. На изделие наносится капля реактива, и по цвету пятна делается вывод о количестве содержания золота. Цвет продуктов реакции пробирер, как сказано в одном пособии по ювелирному делу, сравнивает только "..со своим ощущением”, поэтому ошибка может достигать 30 и более единиц пробы."

 

     "Другой метод, широко используемый сегодня в работе пробирных инспекций, - применение "пробирного камня”, который является методом - индикатором, результаты которого во многом зависят от опыта и квалификации пробирера. Этот метод основан на сравнении цвета. На "пробирный камень" (особый кремнистый сланец) исследуемым изделием и пробирными иглами из эталонных сплавов наносятся полосы. На них воздействуют пробирными реактивами. При этом на одних микроучастках полос происходит растворение металла, а на других осаждение из пробирного реактива. Так, если такой реактив - раствор золотохлористо-водородной кислоты (хлорного золота), то происходит осаждение мелкодисперсного золота коричневого цвета. В зависимости от соотношения площадей микроучастков золота, серебра и меди в сплаве меняются токи коррозии, а значит, количество осаждаемого металла и интенсивность окраски полосы данного сплава. При сравнении цвета в местах реакции между полосами и реактивами делается вывод о похожести сплава изделия на такую-то пробирную иглу.

 

   "Мокрая проба – проверка содержания серебра в сплаве, состоящая в выделении серебра из азотнокислого раствора титрованным раствором поваренной соли. Предположительно, этот способ перенят у арабов и распространился из Парижа около 1400 г. по всей Европе."

 

  Скорее всего, под "испытанием ведьмы плачем, слезами" подразумевался первый из перечисленных, "капельный метод". Судьи знали о чем идет речь, а остальным даже бесполезно рассказывать, все равно не поняли бы, впрочем и сейчас не намного лучше...

 

4. Испытание ведьмы на весах

 

    "Испытание на весах было гораздо гуманнее. В голландском городе Оудевотер оправдывали всех, кто был тяжелее определённого предела, и даже выдавали сертификат, подтверждающий невиновность в колдовстве. Процент изобличённых был ничтожен. Естественно, испытуемых заставляли раздеться до рубашки и обыскивали на предмет спрятанных гирек."

 

   "Кроме традиционного испытания водой подозреваемых взвешивали. Взвешивали настолько часто, что даже король Карл V даровал городу Оудевотеру в виде привилегии право обратить городские весы в специальные весы для чародеев. До 1693 года они действовали беспрестанно."

 

испытание ведьмы на весах

 гравюра 19 века испытание ведьмы на весах в городе Оудевотер (в нём, кстати, находится музей ведьм)

 

испытание ведьмы на весах

 

     "Карл V подарил городу Оудевотер весы для проверки ведьм и определил барьер в 50 кг границей между слугами Сатаны и честными христианами."

 

    Сейчас в голландском городе Аудеватер/Оудевотер (Oudewater=Старая Вода) функционирует музей "Весы Ведьм" (Heksenwaag - и на голландском ведьма Heksen - шестнадцатеричная!) с услугой взвешивания женщин и выдачей «сертификата», причем нижний предел – 49,5 кг, т.е. это до сих пор сохранившийся в Германии «центнер». Есть даже возможность «виртуального взвешивания» в Интернете.

 

     Ну разве пошли бы туристы так же охотно, если бы он честно назывался так, как назывался всегда "Весовая Палата Аудеватера" и рассказывали об истории метрологии, трудном пути стандартизации и унификации, сертификации мер и весов?

 

    В случае с Весовой Палаты Аудеватера термин "ведьма" относится и к гирям, которые проверяли, ставили клеймо и выдавали сертификат соответствия. Принципиальной разницы между монетами и гирями не было, поскольку вес монет чётко следовал градациям веса: драхма-унция и их производным, а "считали" монеты взвешиванием точно так же как и потом медные монеты в СССР (монета 1 коп.=1 г... монета 5 коп. = 5 г), да и не только в СССР...

 

     Кстати, в справочниках инквизиторов "ведьма" обозначалась термином malefice, который буквально переводится как "плохой доход" (ср. benefice - хороший доход; также фиск, фискальный и проч.). Слишком легкая гиря, равно как и слишком легкая монета однозначно malefice (англ. уст. злодеяние, колдовство).

 

  Надеемся, излишне детально разъяснять почему взвешивание является до сих пор обязательным элементом проверки монет из драгметаллов на подлинность?  

 

  Итак, если вес монеты соответствовал эталонному, самым достоверным нежели все вышеперечисленные, было "испытание водой". 

 

5. Испытание ведьмы водой

 

     «На многих ведовских процессах одной из задач следствия был поиск определенных примет, по которым легко было распознать ведьм. Одним из излюбленных испытаний было "испытание водой" (называемое также "купанием ведьм"). Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала на поверхность, - а так происходило с большинством, - то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты, не принимала ее. Или ведьмино купания проводили, т.е. топили барышню... и если она после утопления всплывала, значит вода не приняла ее и она ведьма. А если не всплывала, значит зря утопили.»

 

     Даже если не вдаваться в физику, у расхожего мнения страдает логика: если брошенная в воду женщина всплывет, значит это ведьма и ее надо уничтожить, а если утонет - значит нормальная. Такая версия не объясняет зачем нужны утопленники, даже и нормальные, "не порченые”. 

 

   Реальность гораздо интереснее: под «испытанием водой» понимается метод гидростатического взвешивания, потрясающе изящный способ сравнения удельной плотности веществ, ставший продолжением уже описанного «испытания на весах». Взвешиванием на равноплечих весах можно установить только равенство веса испытуемой монеты с эталонной. Но если эти подвешенные на коромысле весов монеты опустить в воду, то в случае меньшей плотности испытуемой монеты (из-за примесей более лёгких металлов) равновесие нарушится и «порченая» монета-«ведьма» всплывёт, а эталонная утонет.

 

     Для большей чувствительности требуется, чтобы монеты были не на чашках весов, а просто привязаны к коромыслам как можно более тонкой нитью. Именно поэтому во всех источниках по ведьмам специально оговаривается что их надо связывать крест-накрест «правую руку к левой ноге и наоборот». Специальное упоминание о раздевании ведьмы перед испытанием означает очистку от грязи, т.е. посторонних наслоений, а также от любых посторонних предметов, в том числе и от драгоценных камней.

 

     Шаг 1

     Берём простейшие равноплечие весы (чашки не нужны, их снимаем) и, естественно, эталонную, заведомо качественную монету.

весы равноплечие

 

   Шаг 2

 К коромыслам весов тонкой ниткой подвешиваем эталонную и проверяемую монеты (обвязываются ниткой) и проверяется равенство их веса.

 

    Шаг 3

   Обе подвешенные монеты опускаем в ёмкость с водой и наблюдаем нарушилось ли положение коромысла весов. Если ничего не изменилось, значит удельные плотности металла монет одинаковы и испытуемая монета нормальная. В противном случае эталонная монета опустится ниже, т.е. "утонет", а испытуемая поднимется выше, т.е. "всплывёт", что будет означать металл более низкой пробы (меньшая удельная плотность).

 

     Чувствительность этого метода исключительно высока и в силу того, что такая проверка пробы драгметалла относится к неразрушающим (в отличие от пробирных камней, игл, капельных проб), она принята на вооружение музеями, в том числе и Эрмитажем, только естественно с более сложным оборудованием (гидростатические весы Мора + компьютер для записи результатов - это оборудование авторитетной фирмы Sartorius).

 

    Вот теперь, зная истинное положение дел, можно с пониманием рассматривать старинные иллюстрации. На всех "женщины" изображены попарно: видны только кисти рук и стопы утонувшей "хорошей" и целиком всплывшая "плохая" (только методом сравнения с эталонной "женщиной" - во всех языках монета женского рода). "Женщины" голые и веревка привязана непосредственно к ним, что означает необходимость предварительной очистки монеты от грязи (ювелирных изделий от камней) и неиспользование чашек весов для точности сравнения с эталоном (хе-хе, хорошо ещё что народ не додумался женщин попарно бросать)):

 

 

      Слыша звон, да не зная где он, народ еще в начале 19 века реально бросал натуральных женщин в воду для проверки на колдовство, за что справедливо наказывался властями. Народные поверья заключались в том, что ежели связанную голую тетку бросить в воду, то честная утонет, а ведьма всплывет на поверхность, что породило создание таких вот картиночек, нарисованных как под копирку: 

 

испытание ведьмы водой - ведьмин стул испытание ведьмы водой - ведьмин стул

 

     Почему это так происходило, мы разберемся позже, а пока в который раз приходится удивляться: воистину, чудесно само стремление народа к чуду!

 

   Видео в 7 частях по материалам статьи к сожалению слишком сильно растянуто, лучше бы в минут 40-50 уложиться, надо бы сделать укороченную версию, а пока как есть:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

igor-grek.com

испытание водой - это... Что такое испытание водой?

 испытание водой

leg.N.P. water-ordeal

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • испытание во вращающемся барабане
  • испытание водонепроницаемости

Смотреть что такое "испытание водой" в других словарях:

  • Испытание водой — Макание ведьмы. Испытание водой (также известно, как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking)  распространённый в в Средние века …   Википедия

  • Испытание огнём (За гранью возможного) — Испытание огнём The Outer Limits: Trial By Fire Жанр фантастика …   Википедия

  • Испытание первого в мире атомного устройства (1945) — 16 июля 1945 года в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью Мексико, в местечке Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. К возможности управления ядерной энергией и осуществления ядерных взрывов… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИСПЫТАНИЕ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ — судовых отсеков имеет целью проверку водонепроницаемости наружной обшивки, главных переборок, основных палуб и платформ. С этой целью прежде отсеки военных кораблей наполнялись водой и держались некоторое время под известным напором. Отсеки с… …   Морской словарь

  • Испытание гидравлическое — – оборуд. испытание пароводяной арматуры, трубопроводов, емкостей, аппаратуры, оборудования или отдельных его частей путем наполнения их жидкостью (водой, незамерзающей смесью и др.) с последующим созданием пробного давления, превышающего… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • испытание — 3.10 испытание: Техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Источник: ГОСТ Р 51000.4 2008: Общие требования к аккредитации… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Испытание ядерного оружия — Основные типы ядерных испытаний: 1. надземные, 2. подземные, 3. в верхних слоях атмосферы, 4. подводные. Ядерное оружие …   Википедия

  • Испытание системы герметизации пузырьковым методом — 1. Испытание системы герметизации пузырьковым методом 1.1. Испытание герметизирующего сосуда диаметром более 0,2 м и длиной более 0,6 м 1.1.1. Аппаратура: источник давления: система со сжатым воздухом давление должно быть более 0,1 МПа (1… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Испытание системы герметизации внутренним гидравлическим давлением — 2. Испытание системы герметизации внутренним гидравлическим давлением Этот метод можно использовать вместо метода, приведенного в разд. 1, когда нет подходящего сосуда для погружения герметизирующего сосуда с затвором такой конструкции, при… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ядерное испытание — Основные типы ядерных испытаний: 1. надземные, 2. подземные, 3. в верхних слоях атмосферы, 4. подводные …   Википедия

  • Ведьма — {{Основное значение} Ведьма (др.славянский) ведающая мать. На Руси про женщину на сносях говорили, что она получила весть, а вместе с вестью приходила совесть. Девочек на Руси называли вестами, а когда девочка становилась половозрелой, то она уже …   Википедия

Книги

  • История Российского Государства. Историческая часть. Книга 2. Часть Азии. Ордынский период, Акунин Борис. "В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории -… Подробнее  Купить за 1378 руб
  • Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период (адаптирована под iPad), Борис Акунин. «В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории –… Подробнее  Купить за 449 руб электронная книга
  • Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период, Борис Акунин. «В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории –… Подробнее  Купить за 349 руб электронная книга
Другие книги по запросу «испытание водой» >>

universal_ru_en.academic.ru

Испытание водой

Испытание водой Древнее испытание ведьм, направленное на выяснение их вины или невиновности. Этот способ использовался до XIX века. Заподозренных ведьм связывали по рукам и ногам и бросали в воду, чтобы посмотреть, останутся ли они на поверхности или начнут тонуть. Считалось, что невинные погрузятся в воду, а виновные станут плавать. Впервые испытание водой упоминается в законах царя Хаммурапи (1792—1750 года до н.э.), включавших в себя один из древнейших кодексов. Хаммурапи установил, что человека, которого обвинили в черной МАГИИ, но не доказали виновность, надлежит бросить в реку. Если он тонул, то его имущество отходило обвинявшему. Если он выживал, то обвинявшего казнили, и его имущество отдавали обвиняемому. Испытание водой, или "ныряние", во время ведьмовских процессов применялось в Европе, на Британских островах и в Америке с XVI по XVIII век, но редко считалось среди судей неопровержимым доказательством вины или невиновности. Вообще в 1219 году английский король Генрих III запретил испытание водой, но охотники на ведьм все равно продолжали использовать его. У обвиняемой ведьмы связывали большой палец на правой руке с большим пальцем на правой или левой ноге ("крестом"), и бросали ее в реку или озеро. Для доказательства невиновности это испытание не имело большого смысла, так как жертва часто тонула, прежде чем ее (или его) успевали вытащить. Иногда обвиняемого лишали любых шансов на выживание, бросая его (или ее) в воду зашитым в мешок. Король Англии ЯКОВ I одобрял испытание водой. Он писал в своей "Демонологии" (1597): "Бог указал (как сверхъестественный признак чудовищного неблагочестия ведьм), что вода откажется принять в свое лоно тех, кто отряхнул с себя воду Святого Крещения и добровольно отрекся от ее благодати". Самый активный английский охотник на ведьм МЭТЬЮ ХОПКИНС заставил "поплавать" многих своих жертв, но, по его словам, он никогда не использовал это в качестве доказательства на суде. В Европе главным чемпионом по плаванию стал гессенский учитель по имени Уильям Адольф Скрибониус, который в 1588 году написал книгу о том, как определять и наказывать ведьм. В американской колонии Хартфорд в Коннектикуте в 1633 году подвергли испытанию водой двух ведьм и сочли их виновными, так как они не утонули. Обеих повесили. В 1706 году в Вирджинии женщина по имени Грейс Шервуд согласилась плавать, чтобы доказать свою невиновность. Описывая этот случай в "Анналах колдовства" (1869), Сэмюэль Дрейк отмечал, что "немногие события во времена преследования ведьм в колониях могли соперничать с этим в бесчестии". Шервуд обвинила в колдовстве некая семья, и ей было предписано явиться в суд. Она не пришла, и ее привели насильно, подвергли обыску с целью обнаружения колдовских меток. На теле обнаружили "на ее интимных местах отметины черного цвета, похожие на соски, чернее, чем остальное тело", и еще несколько "пятен". Однако, кроме подозрения в колдовстве, суд не знал за Шервуд конкретных преступлений, в которых можно было бы ее обвинить. Не желая оправдывать ее, суд назначил ей "старое английское испытание" водой. Шервуд, которая ничего не могла сказать в свою защиту, согласилась. Суд иронически приказал шерифу до испытания беречь ее от дождя, чтобы она не простудилась. Во время испытания Шервуд не утонула, ее вытащили на берег и снова стали искать "ведьмины отметины". Уцелевшие записи не сообщают, чем закончилась эта история для несчастной женщины. Испытание водой проводилось в горловине залива Линнхейвен в графстве принцессы Анны. Это место назвали "ведьмин омут". Испытанию водой не удалось стать решающим средством разоблачения ведьм, так как его результаты легко подтасовывались и обвинителями, и обвиняемыми. Многие охотники на ведьм умели устроить испытание так, что жертва не тонула в любом случае; некоторым обвиняемым удавалось пробыть под водой достаточно долго, чтобы доказать свою невиновность. Документы некоторых ведьмовских процессов свидетельствуют, что иногда обвиняемые сами просили провести испытание водой, чтобы очистить свое имя, после чего, к сожалению, некоторые из них плавали на поверхности, несмотря на упорные попытки погрузиться в воду. ИНКРИЗ МАТЕР сильно не одобрял испытание водой и активно выступал против него в своей книге "Эссе о случаях замечательной предусмотрительности" (1684). Матер наголову разбил доводы короля Якова 1 в пользу того, что вода, как средство святого крещения, отвергает ведьм. Этот аргумент можно применять до тех пор, пока речь идет о крещеных людях. Это значит, что некрещеный человек будет плавать, независимо от того, ведьма он (или она) или нет. Кроме того, пишет Матер, мораль и вес тела — разные вещи. Он приводит случаи, когда виноватых отпускали на свободу, а невинных приговаривали. Некоторые люди, которых подвергали испытанию водой неоднократно, в одних случаях плавали, а в других тонули. Местные власти континента и Британских островов запретили испытание водой. B 1712 году его объявили вне закона во всей Англии. Тем, кто продолжал применять его, предъявляли обвинение в убийстве, если жертва тонула. Тем не менее его продолжали применять в самосудах. Окончательно оно отошло в прошлое в XIX веке. В России испытание водой проходило несколько иначе. Обвиняемого в колдовстве отвозили на глубокое место реки, обвязывали вокруг пояса веревкой и опускали в воду. Если он тонул, его быстро поднимали. Если он плавал, его вылавливали и ставили на нем клеймо раскаленным докрасна железным крестом, чтобы предупредить остальных, что это колдун. Считалось, что клеймо лишает ведьмовской силы.

everything.kz

испытание водой - это... Что такое испытание водой?

 испытание водой n

hist. waterproef, waterproof

Dutch-russian dictionary. 2013.

  • испытание
  • испытание на растяжение

Смотреть что такое "испытание водой" в других словарях:

  • Испытание водой — Макание ведьмы. Испытание водой (также известно, как Купание или Макание ведьм, от англ. Witch dunking)  распространённый в в Средние века …   Википедия

  • Испытание огнём (За гранью возможного) — Испытание огнём The Outer Limits: Trial By Fire Жанр фантастика …   Википедия

  • Испытание первого в мире атомного устройства (1945) — 16 июля 1945 года в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью Мексико, в местечке Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. К возможности управления ядерной энергией и осуществления ядерных взрывов… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИСПЫТАНИЕ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТИ — судовых отсеков имеет целью проверку водонепроницаемости наружной обшивки, главных переборок, основных палуб и платформ. С этой целью прежде отсеки военных кораблей наполнялись водой и держались некоторое время под известным напором. Отсеки с… …   Морской словарь

  • Испытание гидравлическое — – оборуд. испытание пароводяной арматуры, трубопроводов, емкостей, аппаратуры, оборудования или отдельных его частей путем наполнения их жидкостью (водой, незамерзающей смесью и др.) с последующим созданием пробного давления, превышающего… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • испытание — 3.10 испытание: Техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции, процесса или услуги в соответствии с установленной процедурой. Источник: ГОСТ Р 51000.4 2008: Общие требования к аккредитации… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Испытание ядерного оружия — Основные типы ядерных испытаний: 1. надземные, 2. подземные, 3. в верхних слоях атмосферы, 4. подводные. Ядерное оружие …   Википедия

  • Испытание системы герметизации пузырьковым методом — 1. Испытание системы герметизации пузырьковым методом 1.1. Испытание герметизирующего сосуда диаметром более 0,2 м и длиной более 0,6 м 1.1.1. Аппаратура: источник давления: система со сжатым воздухом давление должно быть более 0,1 МПа (1… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Испытание системы герметизации внутренним гидравлическим давлением — 2. Испытание системы герметизации внутренним гидравлическим давлением Этот метод можно использовать вместо метода, приведенного в разд. 1, когда нет подходящего сосуда для погружения герметизирующего сосуда с затвором такой конструкции, при… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ядерное испытание — Основные типы ядерных испытаний: 1. надземные, 2. подземные, 3. в верхних слоях атмосферы, 4. подводные …   Википедия

  • Ведьма — {{Основное значение} Ведьма (др.славянский) ведающая мать. На Руси про женщину на сносях говорили, что она получила весть, а вместе с вестью приходила совесть. Девочек на Руси называли вестами, а когда девочка становилась половозрелой, то она уже …   Википедия

Книги

  • История Российского Государства. Историческая часть. Книга 2. Часть Азии. Ордынский период, Акунин Борис. "В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории -… Подробнее  Купить за 1378 руб
  • Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период (адаптирована под iPad), Борис Акунин. «В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории –… Подробнее  Купить за 449 руб электронная книга
  • Часть Азии. История Российского государства. Ордынский период, Борис Акунин. «В биографии всякой страны есть главы красивые, ласкающие национальное самолюбие, и некрасивые, которые хочется забыть или мифологизировать. Эпоха монгольского владычества в русской истории –… Подробнее  Купить за 349 руб электронная книга
Другие книги по запросу «испытание водой» >>

dutch_russian.academic.ru


Смотрите также