Чумак воду заряжал: «Кто же теперь будет воду заряжать?»

заряжал, заряжаю и заряжать буду — Статьи




Новости
29.12.2022


Умер композитор Эдуард Артемьев


Сборник

Новый год







Новости
08.12.2022


В Москве после реконструкции откроется Музей криптографии





Новости
07.11.2022


В Москве пройдёт международный фестиваль архивных фильмов





Из спортсмена в целителя


Благодаря отцу, работавшему переводчиком, у мальчика появилось такое необычное для Советского Союза имя — Аллан. Вообще, о детстве Чумака известно мало. Только то, что он родился в Москве 26 мая 1935 года, в школе учился плохо, поскольку «старался не загружать голову ненужными, как казалось, знаниями» и очень увлекался астрономией. Поэтом в планетарии Аллан был частом гостем.



Но один случай перевернул жизнь мальчишки с ног на голову. Как-то раз младший брат попросил его рассказать про далекую Индию. Он долго и красочно, в мельчайших подробностях описывал экзотическую страну, быт местных жителей, их культуру и религию. При этом, как вспоминал сам Чумак, об Индии он вообще ничего не знал. Информация о стране просто «капнула» ему в голову. Он считает, что именно этот эпизод стал отсчетной точкой в становлении его способностей.



В детстве Чумаку «капнула» вся информация об Индии


Но потом он увлекся велоспортом и «особенные» способности отошли на второй план. Карьера спортсмена развивалась успешно. А после ее окончания Аллан стал тренером. Но инцидент в Минске заставил его пересмотреть жизненные приоритеты. Научный доклад Чумака его коллеги назвали «выдуманным» и «лженаучным». Поэтому Чумак вынужден был уйти из спорта.


Горевал он не долго — поступил в МГУ на факультет журналистики. А после отправился работать спортивным комментатором.



В конце 70-х годов Чумак начал работать над одним «неспортивным» материалом, связанным с магами-шарлатанами. И тогда-то он вдруг «вспомнил» о своих способностях. А заодно почувствовал в себе целительную силу. Вскоре в его голове зазвучал некий голос, который заявил «тебе пора учиться». Сопротивляться Чумак, конечно же, не стал.


Любопытно, что этот голос, по утверждениям Аллана Владимировича, вел себя как настоящий педагог. Например, он говорил: «Приходи в 11 часов с ручкой и тетрадью». И в назначенное время начинался курс лекций по мирозданию и потоках энергии.



О Чумаке говорила вся Москва


Вскоре Чумак начал практиковаться. У первой пациентки оказались больные почки. Во время домашнего сеанса Аллан сумел ее вылечить, «выправив» энергетическое поле женщины. После этого, в 1983 году, он начал активное сотрудничество с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Параллельно с этим Чумак принимал пациентов дома. Сарафанное радио сыграло ему на руку — о всесильном «целителе» говорила вся Москва.


Звезда голубых экранов


В 1989 году Аллан Чумак провел свой первый телевизионный сеанс. Зрителей он просил сесть у экранов, приняв удобную позу, а рядом поставить банки, наполненные какой-либо жидкостью. Ее он «заряжал». Этот процесс происходил посредством хаотичного размахивания руками и никому не слышного шепота. Люди верили (или просто убеждали сами себя), что этот человек способен вылечить их через телевизор. Ведь он — настоящий чудотворец!



Популярность Чумака росла от одной передачи к другой. В стране не было, наверное, ни одной семьи, которая бы не пыталась воспользоваться его услугами.


Критики и скептики заявляли, что у Чумака был один талант — он был действительно замечательным психологом. Во время очных сеансов Аллан любил надавить на пациента. Он давал ему два крема — обычный и «заряженный». Требовал нанести их на тело, а потом интересовался насчет ощущений, «чувствуется ли разница?». Подопытный, конечно, утвердительно кивал, даже если этого и не чувствовал.



Чумак заряжал воду через экраны телевизоров и собирал стадионы


Интересный случай произошел в начале 90-х. Появилась информация, что Чумак лично «зарядил» свежий выпуск «Вечерней Москвы». Его смели буквально за несколько часов. А сам Аллан в раздаваемых налево и направо интервью рассказывал о чудесных историях выздоровления. То ребенок выходил из комы благодаря его «энергии», то у парализованных вновь начинали работать конечности… В общем, исцелялись все. Любопытно вот еще что: ни доказать, но и не опровергнуть эти «сказки» так и не получилось.


Спад популярности


Рейтинги Чумака сильно подкосил запрет пропаганды нетрадиционных методов лечения. А телевизионные сеансы как раз этим и являлись. Поэтому по ТВ «чудотворца» больше не показывали.



Но еще до этого у Чумака появился сильный конкурент в лице Анатолия Кашпировского. По словам Аллана Владимировича, Кашпировский — это ответные меры Минздрава, который решил, таким образом, с ним покончить. Ведь конкурент был дипломированным психотерапевтом, а у Чумака медицинское образование отсутствовало. Поэтому Кашпировский с экранов телевизоров и во время очных встреч с пациентами делал то, что умел лучше всего — гипнотизировал людей.


Чумак и Кашпировский практически не общались и редко когда пересекались. Единственный раз, когда они столкнулись, произошел в самолете, летевшем в Америку.



Сеансы Чумака попали под запрет в начале 90-х годов


В середине и конце 90-х о Чумаке уже мало вспоминал, его время уже ушло. Но Аллан Владимирович не оставляет своего занятия и по сей день. К конце нулевых он издал несколько книг, в которых рассказал о методике своего лечения. А в 2008 году даже поучаствовал в украинской версии «Битвы экстрасенсов». Правда, в качестве члена жюри.


Аллан Владимирович идет в ногу со временем, несмотря на свой почтительный возраст. У него есть свой сайт (работает он, правда, с большими перебоями). Там Чумак продает диски с записями «оздоровительных процедур». В описании сказано, что нужно примерно полгода и жизнь наладится. А еще можно приобрести его фото. Вот только действует оно все те же полгода.


Сам Чумак часто заявляет, что «вылечил целое поколение» и вообще, «зарядил энергией несколько последующих поколений людей». Ну, а верить этому или нет — выбор всегда остается за человеком по ту сторону экрана.

Сборник: Новый год

При Петре I Новый год в России стали праздновать 1 января. На площадях устраивали фейерверки и маскарады, дома украшали сосновыми ветками.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

В России традицию празднования Нового года именно 1 января учредил в 1700-м главный реформатор отечественной истории император Пётр I.

  • Тесты
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Новогоднее кино

Новогоднее кино

На какой фильм похож твой праздник?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

Расширенное меню, письма и открытки от родных – вот и весь праздник.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XXI вв.

Новый год. Очень сложный тест

Новый год. Очень сложный тест

Новый год – один, а традиций – много. Знакома ли вам история праздника? Пройдите тест и проверьте свои знания!

  • Статьи
  • Европа

Разыскивается Дед Мороз

Разыскивается Дед Мороз

Где искать настоящего Деда Мороза? В Великом Устюге, конечно! А между тем настоящий дом зимнего волшебника находится совсем не там.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как рождественская ёлка стала новогодней

Как рождественская ёлка стала новогодней

В 1920-1930-е годы партия пыталась упразднить Рождество и рождественскую ёлку. Однако «комсомольское рождество» народ не принял, и пришлось ёлочку вернуть.

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Самый первый Новый год в 7208 году от сотворения мира

В России традицию празднования Нового года именно 1 января учредил в 1700-м главный реформатор отечественной истории император Пётр I.

  • Тесты
  • Европа
  • XX-XXI вв.

Новогоднее кино

На какой фильм похож твой праздник?

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«На Новый год мы получали лишние боевые сто грамм»

Расширенное меню, письма и открытки от родных – вот и весь праздник.

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XVII-XXI вв.

Новый год. Очень сложный тест

Новый год – один, а традиций – много. Знакома ли вам история праздника? Пройдите тест и проверьте свои знания!

  • Статьи
  • Европа

Разыскивается Дед Мороз

Где искать настоящего Деда Мороза? В Великом Устюге, конечно! А между тем настоящий дом зимнего волшебника находится совсем не там.

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Как рождественская ёлка стала новогодней

В 1920-1930-е годы партия пыталась упразднить Рождество и рождественскую ёлку. Однако «комсомольское рождество» народ не принял, и пришлось ёлочку вернуть.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • V до н.э. -XIX вв.

5 самых известных распутниц

  • Статьи
  • Европа
  • III век до н.э.

Сын Геракла против греков

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • Статьи
  • Европа
  • I век до н.э.

10 правил Цицерона

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

А.Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVI вв.

«Карта Ада» Боттичелли

  • Статьи
  • Африка
  • XVIII-XIX вв.

Бельгийский геноцид Конго (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX век

Кто и как убивал Павла I

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера

  • Статьи
  • Азия
  • XIV-XV вв.

Тьмы Тамерлана

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Москва в руках Монгола

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • ЕГЭ
  • Европа
  • XX век

«Морозко». Очень сложный тест

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Берия и женщины

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Протокол допроса адмирала Колчака

  • Статьи
  • Европа
  • V до н.э. -XIX вв.

5 самых известных распутниц

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • Статьи
  • Европа
  • XIV век

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • Статьи
  • Европа
  • III век до н.э.

Сын Геракла против греков

  • Статьи
  • Европа
  • XI-XV вв.

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 198195

5 самых известных распутниц

  • 📚 Статьи
  • 👀 132111

Сын Геракла против греков

  • 📚 Статьи
  • 👀 131988

Преступление и наказание в средневековой Европе

  • 📚 Статьи
  • 👀 128857

10 правил Цицерона

  • 📚 Статьи
  • 👀 127699

А. Л.Ж.И.Р. Лагерь для жён «изменников родины»

  • 📚 Статьи
  • 👀 125483

«Карта Ада» Боттичелли

  • 📚 Статьи
  • 👀 124878

Бельгийский геноцид Конго (18+)

  • 📚 Статьи
  • 👀 122556

Кто и как убивал Павла I

  • 📚 Статьи
  • 👀 121235

Эрнст Рём — наивный слуга Гитлера

  • 📚 Статьи
  • 👀 121009

Тьмы Тамерлана

  • 📚 Статьи
  • 👀 268815

Москва в руках Монгола

  • 📚 Статьи
  • 👀 259578

Амедео Модильяни, автор самых чувственных портретов (18+)

  • 📚 Тесты
  • 👀 251873

«Морозко». Очень сложный тест

  • 📚 Статьи
  • 👀 217792

Берия и женщины

  • 📚 Статьи
  • 👀 215018

Протокол допроса адмирала Колчака

  • 📚 Статьи
  • 👀 198195

5 самых известных распутниц

  • 📚 Статьи
  • 👀 160589

Шарль де Голль: жизнь патриота Франции

  • 📚 Статьи
  • 👀 137621

Мамай: тот, с кем бились русские на Куликовом поле

  • 📚 Статьи
  • 👀 132111

Сын Геракла против греков

  • 📚 Статьи
  • 👀 131988

Преступление и наказание в средневековой Европе

Конец «эпидемии» Чумака: умер «белый шаман» перестройки

Москва прощается с тем, кто заменил учение Ленина – Сталина на эффект Чумака – Кашпировского

О смерти знаменитого некогда «советского мага» и экстрасенса Аллана Чумака стало известно накануне. Когда СССР балансировал на грани гибели, он прославился тем, что «заряжал» банки с водой и кастрюли с борщом с экранов ЦТ. О том, кто пустил человека, чью деятельность позднее запретил минздрав, на центральный советский телеканал и какую роль он сыграл в распаде Советского Союза, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».



Накануне стало известно о смерти знаменитого некогда «советского мага» и экстрасенса Аллана Чумака
Фото: Уткин Игорь /Фотохроника ТАСС/

КАК АЛЬФА ЦЕНТАВРА НАПОЛНИЛА ВОДОПАДОМ ЭНЕРГИИ «ТИХОГО ТРОЕЧНИКА»

Когда то при рождении отец дал ему необычное «американское» имя Аллан, и под ним он и вошел в нашу жизнь в 1989 году вместе с остальными американскими новинками: кубиками «Галина Бланка», «ножками Буша» и первым «Макдоналдсом», открывшимся в те же годы в Москве на Пушкинской площади. Страна активно «перестраивалась»: от афганской границы отползали последние советские танки, украшенные гирляндами красных флагов, Прибалтика провозгласила свой «государственный суверенитет», подлодка «Комсомолец» уже лежала на норвежском дне, Михаил Горбачев обнимался на Мальте с Джорджем Бушем-старшим, а на центральном телевидении появился вот этот тихий человек в тяжелых роговых очках и начал, шевеля губами и словно кому-то подмигивая, заряжать «энергией» водопроводную воду по всей стране. Так началась целая эпоха, оборвавшаяся с падением СССР, но, по сути, завершившаяся лишь вчера, со смертью на 83-м году известного «целителя и экстрасенса» Аллана Чумака.

О его кончине первым сообщил в своем «Фейсбуке» известный украинский «оранжевый» журналист Дмитрий Гордон. И это тоже, наверное, неслучайно – то, что вести про «первого советского мага» пришли к нам не с экранов бывшего ЦТ, где когда-то начинал свою «экстрасенсорную карьеру» Аллан Владимирович, а из «незалежной», где многие опять пляшут под дудочку американских «крысоловов». Здесь же, на родине Чумака, о его смерти узнали лишь на следующий день. «Это произошло вчера вечером», — подтвердила РБК жена покойного Людмила, добавив, что не собирается раскрывать подробностей: «Ушел из жизни человек — этого достаточно». Сын целителя Дмитрий Чумак также не стал уточнять диагноз, с которым ушел из жизни его знаменитый отец, сказав ТАСС, что  «комментарии он пока не готов давать». Между тем уже стало известно, что в Москве в память об экстрасенсе может появиться мемориальная доска или даже целая улица. Такое мнение высказал председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов. По его мнению, покойный был «порядочным и интеллигентным человеком» — поэтому, «если соответствующая заявка поступит от неравнодушных к Аллану, комиссия ее рассмотрит».

Москва, кстати говоря, стала для Аллана Владимировича и колыбелью, и смертным ложем. Здесь он родился в далеком 1935 году, здесь же и умер вечером 9 октября 2017-го. Для ХХ века, большую часть которого Чумак застал, это довольно богатырский размах, вместивший в себя все самые запутанные узлы отечественной истории: и войну, и оттепель, и брежневский «бархатный» застой, и горбачевский демонтаж социализма, и мутную, словно вода в «заряженной банке», постсоветскую историю. Как признавался сам Чумак на своем персональном сайте, еще в школе он увлекся звездами. Нет, не теми, что рубиновыми кристаллами мерцали над башнями Кремля, а другими, от которых, как ему верилось, он и получил свой «дар». «Учился с тройки на четверку, причем делал это сознательно: старался не загружать голову ненужными знаниями». Зато «взахлеб читал книги о жизни космоса, о далеких планетах, звездах и галактиках, кометах и астероидах». «Работники планетария знали меня в лицо: я не пропускал ни одной новой лекции, а на прослушанные приходил вновь и вновь», — вспоминал впоследствии «всесоюзный целитель».

Еще ему нравился велосипед, как, впрочем, и многим шестидесятникам («Я бужу на заре своего двухколесного друга, мать кричит из постели: „На лестнице хоть не трезвонь!“», — как писал тогда Евгений Евтушенко). Это увлечение едва не переросло в профессию: молодой Чумак «довольно быстро стал мастером спорта, участвовал в выступлениях сборной страны». В общем, с какой стороны ни посмотришь: нормальный советский юноша, романтичный, спортивный, целеустремленный, разве что слегка небрежный к знаниям, этакий тихий троечник. Однако образование получил по высшему разряду, причем сразу два диплома: тренерский в Государственном институте физической культуры и журналистский в МГУ. И карьера его стартовала неплохо: через райком комсомола и обучение в элитных вузах он вышел в спортивные комментаторы и редакторы АПН. Появлялся на центральном телевидении, с 1983 года официально взялся за научную работу в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

Но в какой-то момент ровное течение этой жизни переломилось: должно быть, Альфа Центавра, в чьи звездные очертания когда-то так пристально вглядывался юный «троечник», наконец-то настигла своего верного адепта. Это было в брежневские 70-е, когда советский журналист Чумак готовил серию разоблачительных статей о шарлатанах-целителях в СССР. Однако вирус «шарлатанства» оказался заразным: вскоре Аллан Владимирович почувствовал, как его просто распирает от загадочной энергии.

«Когда у меня открылся Дар — а в ту пору мне стукнуло 42 года, — я в одно чудесное мгновение узрел мир во всем фантастическом разнообразии энергоинформационных взаимодействий, — писал он в своей автобиографии. — Я обрел способность видеть ауры людей. А потом мне показалось, что на меня обрушился водопад. Я испытывал такое ощущение, будто на меня падают, давят, меня обмывают потоки невидимой воды — плотные, тяжелые, осязаемые, я чувствовал их каждой порой. Но воды ни надо мной, ни вокруг меня не было. Была энергия. Мощнейшие ее потоки, проходящие через мое тело. Через некоторое время ощущения ослабли, но от этого не стали менее явными. Энергия переполняла меня. Когда я раскрывал ладони и концентрировался на истечении потока через них, они багровели, на запястьях выделялись напряженные вены, пальцы вздувались. Порой у меня повышалось кровяное давление, накатывала дурнота — организм не справлялся с той силой, которую он получал».

На дворе был глухой 1977 год, поэтому никаких перспектив найти понимание у коллег для человека «с багровыми ладонями» не было. Тогда Чумак оставил работу на телевидении и занялся частным целительством. Странным образом его миновали все чистки позднего советского времени: за подпольным экстрасенсом не пришли ни чекисты, ни санитары, ни даже андроповские блюстители порядка, боровшиеся с тунеядцами. Советский Союз стремительно входил в свой последний «черный туннель», а Чумак уже заряжал воду, гладил воздух руками и получал «благодарственные письма от исцеленных». Тем временем генсеком КПСС стал Горбачев. Тут-то и пробил звездный час для советского «белого шамана».



Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления»
Фото: ©Борис Ельшин, РИА «Новости»

СО СТРАНОЙ, ЗАРЯЖАВШЕЙ БАНКИ И ЖИГУЛЕВСКОЕ ПИВО, МОЖНО БЫЛО ДЕЛАТЬ ЧТО УГОДНО

«Черным шаманом» эпохи перестройки, безусловно, был Анатолий Кашпировский, здравствующий и поныне.  Но его впервые выпустили в эфир ЦТ СССР в октябре 1989 года, в то время как с лета того же года на голубом экране уже царил Чумак.

Загадка появления обоих в святая святых советского телевидения до сих пор кажется не разрешенной. Ну да, были у бывшего спортивного комментатора Аллана Владимировича знакомые среди телевизионщиков. Да и у врача-психотерапевта сборной СССР по тяжелой атлетике Кашпировского такие приятные знакомства, конечно же, имелись. И что же? Сам Чумак объяснял свое пришествие на ЦТ тем, что там однажды узнали о его «феномене» и решили пригласить на передачу. Но это объяснение для наивных: какие бы творческие планы ни вынашивали в редакции ЦТ и Гостелерадио, они требовали самого тщательного согласования с отделом пропаганды ЦК КПСС и другими аналогичными структурами, которые находились под контролем бывшего главы этого отдела, «архитектора перестройки» Александра Яковлева. Не исключено, что этот член Политбюро и дал санкцию на допуск к массовому зрителю Чумака и Кашпировского.

К 1989 году советской идеологии как таковой уже не существовало: со здания МГУ демонстративно сняли мемориальную доску «кремлевского кардинала» Михаила Суслова, в то время как команда Яковлева вовсю вела подготовку к отмене 6-й статьи Конституции СССР «о руководящей роли партии» (была аннулирована в феврале 1990 года — прим. ред.). В этой ситуации срочно требовалось достать из пыльного идеологического чулана какой-то симулякр, способный столь же мощно ударить по мозгам трудящихся масс, как это делало когда-то учение Ленина — Сталина. Церковь на эту роль еще никак не годилась: она была слабой, диссидентской, «старушечьей» и, в общем, никак не массовой. И тогда кто-то удачно предложил поменять Ленина — Сталина на Чумака — Кашпировского.

И началось: в утреннем эфире ЦТ, когда сознание наиболее открыто и беззащитно, первым появился «белый шаман», говоривший миллионам советских телезрителей что-то вроде: «Наш нынешний сеанс будет направлен на то, чтобы помочь людям с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Но это не значит, что всем остальным надо уйти от экрана телевизора…» И «остальные», разумеется, не уходили — наоборот, они тащили к пыльному телеящику не только пресловутые банки с водопроводной водой, но и тюбики с детской мазью и косметическими кремами, кастрюли с борщом и даже жигулевское пиво. Все «заряжал» своей энергией «добрый Чумак», и от этого в государстве, замершем на краю могильной ямы, наступали «повсеместные исцеления». Непонятно было лишь то, куда потом в постсоветской России делись все эти многочисленные «исцеленные» Чумаком и Кашпировским? Ведь РФ откровенно вымирала, и аналитики ЦРУ уже предсказывали время, когда на бывшей «шестой суши» останутся жить лишь 20 — 30 млн «славянских рабов».

Тем не менее тогда оба «экстрасенса» собирали не только миллионную аудиторию ЦТ, но и огромные стадионы советских граждан, жаждущих «мертвой и живой воды» Чумака и сурового слова Кашпировского. Некоторые из зрителей прямо во время эфира в Останкино впадали в транс: начинали крутить головой, совершать судорожные движения и дергаться, как бесноватые. Вероятно, такие и достигали «совершенного исцеления». Результат этих массовых сеансов был очевиден: со страной, доверчиво сунувшей голову под подобный «энергетический душ», заряжающей банки и жигулевское пиво, можно было делать что угодно. Стесняться здесь было уже некого.

Последние свои телевизионные сеансы Чумак и Кашпировский проводили уже тогда, когда СССР перестал существовать. Как-то разом с голубых экранов исчезли и оба шамана, «белый» и «черный». Теперь вместо них нас учили «свободному рынку» и «правам человека» другие люди, внешне более респектабельные и трезвые. Они больше не заряжали банки — не потому что не могли, а потому что не видели в этом необходимости: разжалованная советская держава и так уже была «заряжена» в нужном для них направлении.

Впрочем, Чумака и Кашпировского не сбросили в мусорную корзину истории, как это бывало с другими маврами, сделавшими свое дело. Кашпировский еще успел побывать депутатом Государственной Думы (избран в 1993 году от ЛДПР), в 1995-м он попытался загипнотизировать террориста Шамиля Басаева во время захвата заложников в Буденновске. Однако номер, который отлично и с блеском получался на стадионах, здесь не прошел: Басаев не стал вращать головой, не исцелился от «джихада», но все-таки позволил Анатолию Владимировичу вывести на свободу нескольких пленных. Как вспоминал впоследствии бывший межрайонный прокурор Буденновска Сергей Гамаюнов, «Кашпировский был тем, кто пообещал сначала всех их усыпить, и загипнотизировать, а, в конце концов, когда он увидел всю эту кровь, увидел этих заложников, которые по 20 — 30 человек были в палате, изможденные, перепуганные, ему там стало плохо, и его на руках оттуда буквально вынесли».

Чумак вел себя скромнее: он не претендовал на то, чтобы исцелять чеченских боевиков, и больше не стремился к всероссийской популярности, как некогда. Правда, в 2000 году он попытался баллотироваться от Самарской области на выборах в Госдуму, однако набрал чуть больше 3% голосов избирателей. После этого он с головой ушел во врачевание: вел собственный сайт, распространял свои видеозаписи, открыл персональный канал на YouTube. Но такой рекламы, как в 1989 году, он уже не получил никогда. Тем более что комиссия РАН по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований опровергла наличие «эффекта Чумака» и отказалась признать, что существует хотя бы один случай исцеления. В итоге минздрав издал приказ, по которому деятельность Чумака попала под запрет, что, конечно, ничуть не мешало ему заниматься «запретным» в интернете — вплоть до своей недавней смерти.

В древней китайской философии есть такое понятие, как «музыка гибели». Это то состояние исступления и помешательства, которое способно охватить целые империи накануне их краха. В музыкальном выражении «музыка гибели» ближе всего к року: здесь господствуют рваные ритмы, ноты теряют изначальную гармонию и беснуются в хаотическом беспорядке, который постепенно распространяется на все сферы общественной жизни. Китайцы верили, что музыка и другие  массовые «сеансы» способны сломать целые государства, потому что ритм лежит в основе всего. Поэтому неслучайно в конце 1980-х целые стадионы собирали такие носители «музыки гибели», как тогдашние рок-кумиры, да еще Чумак с Кашпировским. Потребовалось не меньше десятка лет, чтобы в России появились другие мелодии.


«ДУША ЕГО БУДЕТ ОБРЕЧЕНА НА ВЕЧНЫЕ МУКИ. 50 МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ БУКВАЛЬНО ЧОКНУЛИСЬ НА СЕАНСАХ ГИПНОЗА»

На вопросы, какую роль сыграл Чумак в истории позднего СССР, почему так быстро сошел со сцены, когда страна перестала существовать, и есть ли у него преемники в сегодняшней России, «БИЗНЕС Online» попросил ответить своих экспертов:

Владимир Соловьев  телерадиоведущий, писатель, журналист:

— Это было, конечно, удивительное зрелище, и понять этот феномен может только человек, живший в те годы, потому что в нашем народе все-таки удивительный уровень суеверия и веры в чудо. Необходимо это определенным образом исследовать и попытаться осознать это иррациональное, которое пробивается через любые идеологические догмы. Но то, что делал Чумак, по крайней мере воспринималось как нечто незлобное. Во всяком случае, в памяти людей он остался не таким трагическим персонажем с элементами дьявольского окраса, каким воспринимался Кашпировский. Образ Кашпировского был таким трагичным. А Чумак производил впечатление очень доброго человека, который почему-то прицепился к воде. И, конечно, его пассы, которые он совершал перед телевизором, лично у меня всегда вызывали улыбку. Но учитывая высокий фактор психосоматики у наших граждан, кому-то это, возможно, помогало. С другой стороны, кто бы знал, сколько людей тогда действительно понадеялись на излечение от этой заряженной воды, не пошли к врачам вовремя и в конечном итоге потеряли свою жизнь. Но в любом случае Чумак был безвредным, по-своему милым и, на мой взгляд, очень далеким от медицины, но хорошим человеком.

Есть ли у него преемники сегодня? Если бы они были, мы бы о них, наверное, знали. Это направление ушло вместе с героями того времени. Не случайно и Кашпировский сейчас уже путешествует только по провинции и небольшим клубам. В любом случае он не на больших экранах. Это время прошло. Медицина ушла далеко вперед, люди сильно изменились, а каждое время вызывает к жизни своих героев. Но тогда всем казалось, что достаточно пасса с телевизора, одного правдивого слова, и жизнь сразу изменится. И только с течением времени стало ясно, что ни речи депутатов, ни пассы Чумака, ни внезапно принятые декреты либо отмененные статьи советской Конституции не приводят к построению нового общества, излечению всех и появлению счастья. Чудо придется подменять тяжелой каждодневной работой.

Всеволод  Чаплин  экс- заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

— Я не знаю, как он провел последние годы, но мне кажется, что душа его будет обречена на вечные муки. Хотя мне бы интересно было знать, что он думал и делал в последнее время. Но то, что он делал в период своей славы, было ужасно с моей точки зрения. Я прекрасно помню, как государство еще недавно кичилось своим атеизмом, культом разума и социальной справедливости, однако 50 миллионов людей буквально чокнулись на сеансах гипноза, которые транслировали крупнейшие телеканалы. Это было массовое помрачение, одержимость. Сам Чумак оставлял у меня впечатление довольно предприимчивого человека, расчетливого. Он, возможно, зарабатывал деньги и играл запретными материями, и люди ему верили. Хотя вера эта была ложная.

Помешательство произошло из-за того, что людей в нашей стране лишали доступа к истинной вере, создали ее вакуум, и, когда начал вещать Чумак, государственная власть еще руководствовалась инерцией советского атеизма, а либеральная тусовка  находилась в истерике по поводу любого, тогда еще робкого возрождения православия. И получилось так, что вакуум безрелигиозности и панический страх перед возвращением православия на общественную сцену создавал почву для массового увлечения такими людьми, как Чумак и Кашпировский.

А после распада СССР люди нашли настоящий путь к Богу. Стали возрождаться традиции православия, ислама, других религий вроде буддизма, иудаизма. Люди начали читать Библию, метафизическую литературу, обучающую основам веры, и стали разбираться что к чему. Появились эксперты и журналисты, которые разоблачали шарлатанство, и за несколько лет люди разобрались, где настоящее, а где — бесовщина.

Сегодня у преемников есть попытки добиться подобного успеха, но в целом темные мистические манипуляции оказались в глубоко маргинальной части общественного пространства. Там им и место. В идеале нужно вообще запретить любые попытки связать медицину с оккультными действиями. Они не лечат, а калечат, причем как тело, так и душу.  Я не так давно был приглашен в ток-шоу, где действовали черные маги, и, увидев священника, они стали браниться, устраивать истерику, бегать по помещению, говорить, что в моем присутствии они выступать не будут. Пришлось удалиться из студии, высказав при этом Андрею Малахову, а это было тогда еще на Первом канале, все, что я думаю по этому поводу. То есть какое-то количество подобных деятелей в стране существует, но они ушли из того центра общественного пространства, в каком находились.



«Вакуум безрелигиозности и панический страх перед возвращением православия на общественную сцену создавал почву для массового увлечения такими людьми, как Чумак и Кашпировский» (на фото)
Фото: ©Игорь Костин, РИА «Новости»

«ПРЕЕМНИК ЧУМАКА — ЭТО АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ»

Виталий Милонов  депутат Госдумы:

— Поскольку страна тогда пересаживалась с одних рельс на другие, те, кто заряжал воду по телевизору, пользовались популярностью. Но к концу жизни, думаю, к нему никто серьезно не относился.

Но век Остапов Бендеров недолог, а к нему я отношусь как к хорошему проходимцу. Экспресс-матч в Нью-Васюках  заканчивается поражением единственного гроссмейстера и последующим его бегом. Поэтому те наивные  ожидания, которые советские граждане испытали в отношении Чумака, так же быстро рассеялись. В отношении всех этих  жуликов всегда ходили слухи, что это очередной проект КГБ — про Джуну, Кашпировского, Чумака… Если бы это и было на самом деле, то только ради того, чтобы отвлечь население от негативных моментов в жизни, отводов от реальных проблем в некое мистическое русло.

Преемник Чумака — это Алексей Навальный. Ну а если говорить про условия, в каких шарлатаны могут существовать, на это счет есть прекрасный фильм «Буратино». «Пока живут на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки».

Владимир Гурболиков  первый заместитель главного редактора журнала «Фома»:

— Мне кажется, что воду «заряжали» (конечно же, в кавычках) не только до, но и после распада СССР. Тогда множество телеканалов отдали свое эфирное время массе таким же, как он, псевдоцелителям, сектантам. Зачастую это был просто бизнес, построенный на суевериях. И это приобрело такой размах, что Чумак просто потерялся среди множества других таких деятелей или организаций.

Я не думаю, что можно говорить о неком феномене Алана Чумака — нет, потому что различные языческие культы существовали постоянно и никуда не уходили. И парадокс: борьба с церковью не привела к расцвету научного атеизма, а только усилила интерес к псевдорелигиозным идеям, суевериям, «восточным» культам. Православное христианство всегда очень осторожно и критично относилось к суевериям, видениям, снам… И, ослабив церковное просвещение, получили обратный эффект. Атеизм в головах людей не уместился. Напротив, в народной среде, лишенной подлинного религиозного просвещения, началась эпидемия увлечения оккультизмом. Это до сих пор очень сильно ощущается на селе. Для православных священников, которые сейчас служат в деревнях, борьба с огромным количеством суеверий — настоящая драма. Безумные слухи, идеи, вера в действа, которые ничем не отличаются от того, чем занимался Чумак и другие. Эту борьбу постоянно приходится вести, но многие откровенно обманные и бредовые идеи еще долго будут владеть сознанием. Возможно, общими силами удастся иначе воспитать наших детей и внуков…



«Чумак был безвредным, по-своему милым и очень далеким от медицины, но хорошим человеком»
Фото: ©Виталий Савельев, РИА «Новости»

«ОН ОБЪЕДИНЯЛ СТРАНУ ТАК, КАК НА ТОТ МОМЕНТ НЕ МОГЛИ ЕЕ ОБЪЕДИНИТЬ ПОЛИТИКИ»

Роман Баканов — медиакритик, доцент кафедры журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ:

— Это был, конечно, феномен. Перестраивалась вся страна, перестраивалось телевидение, и людям нужна была сказка, поддержка, потому что политическая и экономическая ситуация ухудшались. Аллан Чумак пришел на телеэкраны до появления в 90-х телевизионных сериалов. Он стал нам ближе, чем «Дикая Роза», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара» и так далее.

Это был человек, который приходил к нам в дом пять раз в неделю. Он объединял страну так, как на тот момент не могли ее объединить политики. Заряжение кремов, воды, помады — чего угодно — сейчас выглядит каким-то мракобесием, но тогда люди в это верили. Мне кажется, зла он в данном случае никому не сделал. Не знаю, помог ли он кому-то, но зла он никому не причинил. У меня остаются такие впечатления об этом человеке. Да, немного шарлатан, да, проходимец. Но любой ли проходимец соберет такую аудиторию? Далеко не каждый, а сегодня-то и подавно.

На мой взгляд, сейчас в обществе есть запрос на отвлечение от проблем, усилится интерес к телевизионным шарлатанам, лекарям, но которые делают шоу. Все-таки Чумак шоу не делал, Чумак был один. Вот Кашпировский потом шоу делал. Запрос на это есть, народ устал.

Галина Александрова — доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ:

— Это было достаточно непростое время, когда в обществе начали качаться, шататься привычные представления, устои. Люди, имевшие до 80-х годов опору на общую позицию, ее потеряли и нуждались в универсальной таблетке, чтобы снять неопределенность в отношении различного рода проблем.

Нельзя говорить о явлении Чумака, явлении целительства без контекста того времени и состояния того общества. Тогда же появилось огромное количество разных религиозных, псевдорелигиозных сект, проповедников. Кого только не было, и до сих пор их остатки, ошметки присутствуют.

Нет, уход Чумака с телевидения я бы не связывала с тем, что страна перестала существовать. Любое достаточно яркое явление сначала является гиперпривлекательным для людей, а потом интерес к нему затухает, потому что ожидания не оправдываются. Мне кажется, нет четко обозначенных примеров, чтобы это работало. В психологии есть такой термин — «эффект плацебо».

Умер целитель-экстрасенс, который «вылечил» миллионы с помощью телевидения — RT World News

Смерть на этой неделе Аллана Чумака не будет иметь большого значения для многих молодых россиян, в то время как пожилым соотечественникам будет прощено предположить, что он скончался много лет назад. Но при распаде Советского Союза он возглавил одно из самых причудливых общественных безумств в истории.

На экране телевизора мужчина средних лет с начесом и очками в квадратной оправе беззвучно совершает странные повторяющиеся жесты – отбрасывает силовые поля, сметает плохую энергию, возможно, гладит гигантского невидимого кота. Невозможно сказать, что он делает, так как сам он ничего не объясняет, бесшумно шевеля губами, если не считать случайного вздоха или мычания в моменты максимальной концентрации. В среде, содрогающейся от мертвого воздуха и статичных изображений, этот ритуал продолжается несколько минут, которые кажутся вечностью.

По ту сторону экрана миллионы, а может, и десятки миллионов советских граждан. Многие ставили бутылки с кипяченой водопроводной водой или кремами как можно ближе к электронно-лучевой трубке, полагая, что они будут «заряжены» целительскими способностями. Некоторые страдают от ряда заболеваний, но целитель пообещал, что его сеанс способен излечить самые разные проблемы, от аллергии до паралича.

Лето 1989 года, за два года до распада СССР. Всего месяцами ранее человек на экране, 54-летний Аллан Чумак, был больше известен как бывший спортивный комментатор, да и то в основном своим коллегам.

В течение следующих нескольких лет он сам будет заполнять стадионы. Ни голов, ни разминки. Сам Чумак сказал, что после одного месяца его предварительно записанных выступлений 6 миллионов человек прислали запросы и письма с благодарностью, что, вероятно, является более правдивым заявлением, чем любое его заявление в прямом эфире.

Чтобы такая фигура завладела общественным сознанием всего за несколько месяцев, космические потоки должны привести в соответствие с совершенной внутренней гармонией, если воспользоваться терминологией самого целителя.

Это разгар перестройки. Старая уверенность быстро угасает, не в последнюю очередь вера в советскую систему здравоохранения, бесплатную и доступную, но лишенную лекарств нового поколения, высокотехнологичного оборудования и магии. Действительно, именно атеистический материализм коммунизма кажется менее привлекательным теперь, когда система, на которой он основан, не может обеспечить полки даже предметами первой необходимости.

Гласность позволяет быстро заполнить вакуум. Каналов по-прежнему всего пять — если вы живете в достаточно большом городе — но они уже не транслируют исключительно повторяющуюся партийную пропаганду. Чумак действительно глоток свежего воздуха, но он также получает авторитет от душного государственного телевидения.

Имея в головах лишь смутные остатки христианства и бытовые суеверия, публика Чумака восприимчива до наивности. Его собственная философия, которая, по его словам, пришла к нему в 42 года через внутренний голос, представляет собой искусно неконкретную смесь космического и духовного, и, как и его выступления, обещает все, но ни к чему не обязывает.

Единственная мишень битломании – толпы спонтанно собираются возле его квартиры – у Чумака есть свои Rolling Stones, с которыми нужно бороться. В отличие от доброго белого мага Чумака, Анатолий Кашпировский представляет собой одетую в черное железную демоническую сущность. В своих эфирных выступлениях он изгоняет болезни, рыча на них угрожающе низким голосом, а во время своих живых выступлений гипнотизер заставляет женщин падать в обморок и падать в обморок. Хотя у них есть одна общая черта — подвиги обоих могут выполняться удаленно, даже через экран. Чумак и Кашпировский становятся друзьями, но затем вступают в многолетнюю ожесточенную вражду, в центре которой выясняется, кто первым появился на телевидении.

Магия не может продолжаться долго. Чумак сумел монетизировать свой дар, наладив массовое производство «заряженной» воды и кремов, но к тому времени, когда он и ему подобные были официально запрещены Минздравом за «пропаганду лженауки» в 1993 году, интерес к ним все равно пошел на убыль. Одна часть аудитории съёжилась от прежнего «я», спешащего вовремя наполнить банки, другая перешла к новому поколению экстрасенсов, которые заставляли трупы левитировать или утверждали, что они реинкарнации Иисуса, делая личность Чумака уравновешенной, а его магия слабой. Чумак не ушел в нищету, а вернулся к игре для своих основных поклонников на небольших площадках и взимал с пациентов с клиническим диагнозом сотни долларов за индивидуальные сеансы исцеления — так же, как работающие экстрасенсы по всему миру.

Но это все постскриптум. В течение этих двух-трех очаровательных лет Чумак был не просто знаменитостью, а проводником народных настроений — новым любопытством, странно невинным и иррационально полным надежд. Возможно, неизбежным итогом стали сожаление и разочарование, и даже духовная перекалибровка лицом к лицу с Чумаком не смогла бы предотвратить похмелье. Но в эпоху несовершенных героев он сделал больше, чем другие, чтобы эксплуатировать и разочаровывать, сознательно или искренне.

Игорь Огороднев, RT

Иконы, покрытые стразами, в «Российском Лос-Аламосе»

Примечание редактора. Обзор безопасности. Обязательно ознакомьтесь с полной версией круглого стола.

 

В течение нескольких лет, начиная с 1989 года, нередко можно было включить телевизор в Советском Союзе, а затем и в России, и увидеть серьезно причесанного мужчину в больших очках, машущего руками перед камерой и бормотание. Пенсионеры и семьи стекались посмотреть, поставив 10-литровые сосуды с водой перед экранами своих телевизоров. Делали они это потому, что считали, что экстрасенс Аллан Чумак, проводивший эти так называемые телесеансы, заряжает воду положительной и целительной энергией. Никто не знал, как и работало ли это, но многие пили воду.

Сеансы Чумака пришлись на время, когда российская общественность утратила свою идейно-политическую ориентацию — бурный период в советско-российской истории. Но согласно некоторым опросам, сегодня россияне верят в сверхъестественное, суеверия и жизнь после смерти больше, чем в конце холодной войны. Например, россияне нередко пьют святую воду из местных православных церквей или специальную воду из подземных источников. В монастыре близ города Сарова есть особый источник воды, который, как говорят, имеет целебные свойства от самого преподобного Серафима.

 

Стать членом

 

Святой Серафим, как мы узнаем из проницательной и тщательно подобранной книги Дмитрия Адамского, Русское ядерное православие , является покровителем российской ядерной программы. В книге Адамский приводит убедительные доводы в пользу сближения Русской православной церкви и российского атомного предприятия. Он утверждает, что Церковь «проникла» в сердца и умы российского руководства, элитных российских институтов ядерной науки, ее ядерных сил и космических кадров, а также российских вооруженных сил. Работа Адамски важна, потому что, если его анализ верен, тенденции, которые он документирует, могут изменить структуру российской ядерной науки, российских вооруженных сил и политику России в отношении ядерного оружия.

Обсуждения священнослужителей, освящающих атомные подводные лодки, межконтинентальные баллистические ракеты и окропляющих святой водой диспетчерские на атомных электростанциях, не удивляют наблюдателей из Западной России. (Как сообщается в одном аккаунте в Твиттере, русские православные священники благословляют многое.) Но феномен, связанный с российским атомным предприятием и вооруженными силами, тем не менее вызывает недоумение. Адамски вносит важный вклад в решение этой загадки, документируя появление, распространение и укрепление влияния церкви, а также ее решительное проядерное движение. Он также утверждает, что это явление, вероятно, переживет президента России Владимира Путина.

Расцвет связи Церкви и ядерной элиты

Русское ядерное православие описывает неуклонный рост роли Церкви в течение трех периодов времени: первый, с 1991 по 2000 год, получил название «Десятилетие Бытия»; второй, с 2000 по 2010 год, называется «Десятилетием конверсии»; и последний период, с 2010 по 2020 год, называется «Десятилетием операционализации». Обсуждая каждый период, Адамский документирует то, что он называет отношениями между государством и церковью, связью веры и ядра и стратегическим мифотворчеством. Он подробно описывает, как менялось отношение к православной вере и Церкви в политической, военно-научной элите, а также в силах, ответственных за часть ядерной миссии: Ракетные войска стратегического назначения, Ядерный флот, Дальняя авиация, Космические войска, Силы раннего предупреждения, а также 12-е ГУМО, специальное подразделение Министерства обороны, отвечающее за безопасность и обращение с ядерным оружием России.

Во время Декады Бытия Адамский пишет, что «стремление к религиозности возникло как массовое явление внутри ядерного комплекса, и последний вступил в завет с [Русской Православной Церковью]». Он описывает, как Церковь начала свои целенаправленные усилия по развитию церковно-военных отношений в эпоху постсоветского «духовного голода», когда российские военные также оправлялись от войны в Афганистане. Он утверждает, что попытки тогдашнего патриарха Алексия и тогдашнего митрополита Кирилла привлечь сердца и умы военной и ядерной элиты сыграли важную роль в концепции отношений. В течение этого десятилетия все три ветви российской ядерной триады обрели своих святых покровителей.

В течение Десятилетия обращения Адамский описывает, как «ядерное воцерковление стало государственной политикой» в то время, когда Путин стремился возродить величие России. Он обсуждает связь между личной верой Путина и усилиями Церкви по катехизации военных. В этом десятилетии были созданы многочисленные часовни во время служб, а также начались официальные внешние выражения веры, такие как воздушные крестные шествия Дальней авиации.

В течение Десятилетия операционализации Адамски утверждает, что «ядерный арсенал [стал] одним из основных инструментов национальной безопасности, а религия [заняла] исключительное место в национальной идеологии». Комментарий Путина 2012 года о важности «духовных основ» для единства российского государства и общества служит фоном для этого десятилетия. Адамский документирует появление растущей самоидентификации русских как православных и усилия Церкви по превращению «заявленных «верующих» в практикующих «своих». В течение этого десятилетия Русская Православная Церковь стала внешнеполитическим игроком, особенно в контекст Украины и Сирии. Наряду с крестными ходами по военным базам и подводным храмам на подводных лодках широкое распространение получило военное капелланство.

Вечная мифология или вспышка?

Через всю книгу вплетено мастерское повествование об использовании Церковью Серафима Саровского в создании мифологии «божественного предопределения советского атомного конструкторское бюро вооружения». Серафим, 1754 года рождения, был отшельником и духовным старцем монастыря в городе Сарове. Канонизирован в 1903 за его аскетический образ жизни и учение, а также сообщалось о целительной силе по воле царя Николая II. Советские власти стремились дискредитировать наследие Серафима, и, в конце концов, Саровский монастырь стал местом конструкторского бюро советского ядерного оружия, а территория вокруг него стала Арзамасом-16, закрытым ядерным городом, который иногда называли «Российским Лос-Анджелесом». Аламос». Конструкторское бюро вооружений, известное под аббревиатурой ВНИИЭФ, сыграло важную роль в разработке многих советских ядерных вооружений, в том числе водородной бомбы РДС-220 «Царь-бомба».

По словам Адамского, в 1990-е годы тогдашний Патриарх Алексий «чудесным образом» обрел мощи Саровского и начал продвигать его как русского пророка. Затем церковное руководство наладило взаимодополняющие отношения с ВНИИЭФ, которые конструкторское бюро вооружений считало полезными в течение десятилетия, когда положение дел с российским атомным предприятием стало ужасным из-за отсутствия финансирования и государственной поддержки. Позже, отчасти благодаря возведению Сергея Кириенко на пост главы госкорпорации «Росатом» в 2005 году, связь между Церковью и атомной отраслью укрепилась. По мере возрождения Саровского монастыря ВНИИЭФ и Русская Православная Церковь стали поддерживать строительство храмов и организовывать конференции по направлениям взаимного сближения. В этот момент возникло повествование о том, что пророческий преподобный Серафим предсказал и даже сделал возможным создание «ядерного щита» России.

Этот рассказ о сознательном создании нарратива о «божественном предназначении» российского ядерного оружия, пожалуй, самый важный и запоминающийся в книге Адамского. Но это также пример того, как автор приводит убедительные доказательства, которые в значительной степени согласуются с его центральным аргументом о том, что церковь в целом не встретила сопротивления в своих действиях. Разумеется, он цитирует одного критика этих уникальных отношений, российского дипломата Алексея Обухова, который утверждал, что российское ядерное оружие не нуждается в благословении церкви, и настаивал на том, что решение советских властей о разработке ядерного оружия в Сарове не было мистическим совпадением. и вместо этого указал на «преднамеренную антирелигиозную политику государства». Однако обсуждение такой критики Адамским кажется в значительной степени формальным. Неужели Обухов был единственным, кто в то время придерживался особого мнения? Похоже, что сторонники Церкви ожидали гораздо большей критики, чем, по-видимому, получили.

Другие рассказы также поучительны, но кажутся слишком упрощенными для того, чтобы подчеркнуть центральный аргумент Адамского. Например, создание в 2012 г. кафедры богословия в престижном Московском инженерно-физическом институте автор обсуждает как расширение роли Церкви в научных вузах. Но он не исследует тот факт, что эту разработку критиковали более 90 ведущих российских ученых, в том числе члены Российской академии наук. Они утверждали, что создание богословского факультета противоречит Конституции РФ и «здравому смыслу», а также потенциально контрпродуктивно для обеспечения ядерной безопасности. Более того, если посмотреть на сайт кафедры, то окажется, что ее профессорско-преподавательский состав состоит в основном из российских и западных историков, а не только из клириков Русской православной церкви. Связан ли состав профессорско-преподавательского состава с критикой кафедры при ее создании? Некоторые дополнительные подробности о том, чему именно она учит и как могли бы помочь лучше понять значение создания кафедры.

Скептически настроенный читатель также не поймет, описывается ли книга непреходящее явление или просто реакция одного поколения российской элиты на дух времени. Есть ли веские доказательства того, что молодые ученые-ядерщики или призывники и контрактники усваивают и исповедуют православие? Принуждают ли вас участвовать в церковных мероприятиях? Является ли участие в таких мероприятиях чем-то, что эти люди делают, потому что они хотят этого, или потому, что их невыполнение будет иметь негативные последствия? В книге нет удовлетворительного ответа на эти вопросы.

Читателю также не терпится узнать больше о том, как тесные отношения между Русской православной церковью и атомным истеблишментом могут негативно сказаться на общественном восприятии последнего в различных слоях российского общества. Недавние протесты в Екатеринбурге вокруг предложенного строительства русской православной церкви в общественном парке — лишь один пример того, что общественность обеспокоена коррупцией, возникающей из-за связи между церковью, государством и бизнесом. Более того, доверие к Патриарху Кириллу не кажется очень высоким, и, согласно некоторым опросам, хотя общественное доверие к Церкви в целом остается устойчивым, сейчас людей, не доверяющих Церкви, больше, чем в прошлом.

Не повлияет ли связь ядерного истеблишмента с Церковью на отношение к нему российской общественности? Стоит принять во внимание недавно разрекламированные усилия ВНИИЭФ по закупке 76 покрытых стразами икон, 66 изображений, 90 триптихов и 165 книг о преподобном Серафиме на сумму 2,3 миллиона рублей (около 34 500 долларов). Росатом сообщил ТАСС , крупнейшему информационному агентству России, что эти предметы лучше иметь под рукой в ​​качестве сувениров «вместо водки». Было бы уместно, если бы российская общественность задалась вопросом, должен ли ВНИИЭФ сосредоточиться на ядерной физике, а не на продвижении религиозной ядерной мифологии. Однако в связи с этим Русское Ядерное Православие оказывает ценную услугу, объясняя «связь между верой и атомами».

Долгосрочные последствия

В конечном итоге Адамски заинтересован в долгосрочном влиянии этих уникальных отношений на ядерное предприятие и армию. В заключительных главах он исследует потенциальные последствия, заслуживающие пристального внимания ученых-россистов, в том числе роль Церкви в бюрократическом соперничестве, ее роль в призыве и мобилизации, а также способность Православия быть «мультипликатором продвижения» по существу содействие льготному обращению с православными военнослужащими в вооруженных силах. Он также обсуждает некоторые потенциальные последствия, которые труднее измерить, такие как влияние теократизации на «продолжительность конфликта и динамику эскалации», а также «влияние религиозных убеждений на эффективность сдерживания».

Русское ядерное православие оставляет читателей с парой больших вопросов: Будет ли свод православной юриспруденции, в том числе по ядерному оружию? И какое влияние окажет Православие на операторов атомной станции? Адамский задает увлекательные вопросы, над которыми трудно начать размышлять, не говоря уже о том, чтобы на них ответить. Что касается последнего вопроса, то можно предположить, что во время эскалации конфликта операторы ядерных установок будут подвергаться одному из самых больших стрессов в своей жизни. Наряду с обучением определенную роль в их решениях и действиях будет играть вера, независимо от вероисповедания. Но еще одним важным фактором будет вера операторов атомной станции в суеверия и сверхъестественное — убеждения, которые Русская православная церковь резко критикует. Возможно, «особым соусом» станет смесь веры и суеверия. Если да, то, вероятно, все будет зависеть от того, выпьют ли атомщики воду из источника Святого Серафима перед тем, как отправиться в бой.

 

Стать участником

 

Аня Лукьянова Финк является аналитиком-исследователем CNA и научным сотрудником Центра международных исследований и исследований в области безопасности Мэрилендского университета. Ранее д-р Финк был научным сотрудником Рабочей группы по ядерной безопасности в Сенате США и научным сотрудником Стэнтона по ядерной безопасности в корпорации RAND.