Какой бывает вода? Бывает вода


Какая бывает вода в природе на Земле

Какая бывает вода в природе на Земле — 80 лет назад учеными было установлено, что встречающаяся в природе вода представляет собою не однородное вещество, а смесь нескольких разновидностей воды. Важнейшими из них являются легкая вода (ее содержится в природной воде около 99,75%), тяжелокислородная вода (около 0,18%) и тяжеловодородная или тяжелая вода (около 0,017%).

Все эти разновидности воды имеют почти одинаковые химические свойства, но заметно различаются по своим физическим свойствам. Так, например, удельный вес тяжелой воды при 20°С равен 1,1056, а легкой воды — 0,9982. Температура кипения тяжелой воды 101,4°С.

Какая бывает вода в природе на Земле 

Существование разновидностей воды объясняется явлением изотопии. Теперь известно, что входящие в состав воды элементы водород и кислород (как и все другие элементы) существуют в нескольких разновидностях, атомы которых почти тождественны по химическим свойствам, но различны по физическим свойствам, например по весу. Такие разновидности атомов получили название изотопов.

В природе встречаются два изотопа водорода: легкий водород — протий (Н), имеющий атомный вес, равный единице, и тяжелый водород—дейтерий (Д), атомы которого весят вдвое больше атомов протия. Природный водород представляет собой почти чистый протий. Изотопов кислорода (О) в природе встречается три: О16, О17, О18 (цифра вверху обозначает атомный вес).

Мoлекула воды сoстоит из двух атoмов водорода и однoго атома кислорoда — Н2O. Разновидности воды существуют в связи с тем, что ее молекулы могут быть образованы различными изотопами водорода и кислорода. Так, легкая вода состоит из протия и О16 (НгО16), тяжелая вода состоит из дейтерия и О16 (Д2О16) и т. п.

Вскоре после открытия разновидностей воды, их стали широко применять для исследований в разных областях науки, а в последние годы и в технике. Тяжелую воду получают, разлагая природную воду электрическим током.

 

Какая бывает вода в природе на Земле

Какая бывает вода в природе на Земле

Легкая вода, входящая в состав природной воды, разлагается при этом в несколько раз быстрее, чем тяжелая. Поэтому жидкость все более обогащается тяжелой водой, и если этот процесс довести до достаточно малого остатка, то последний оказывается практически чистой тяжелой водой. Этим путем в 1933 году была впервые получена чистая тяжелая вода. Концентраты тяжелокислородной воды получают из природной воды путем ее многократной перегонки через специальные фракционные колонны.

В нашей стране тяжелая вода и концентраты тяжелокислородной воды были впервые поручены в лаборатории члена-корреспондента Академии Наук СССР А. И. Бродского, под руководством которого с ними было проведено множество интересных исследований. Ряд важных работ в этой области выполнен также членом-корреспондентом Академии Наук СССР А. П. Виноградовым и его сотрудниками.

В лаборатории А. И. Бродского был разработан метод раздельного определения содержания тяжелой и тяжелокислородной воды в природных водах. Это достигается точным измерением удельных весов и показателей преломления тщательно очищенных образцов воды. Новым методом были исследованы содержания тяжелых разновидностей воды в различных природных водах. Оказалось, что в больших реках, проточных озерах, дожде, речном льде и атмосферной влаге содержание тяжелой и тяжелокислородной воды всегда одинаково.

Воды арктических морей и морских льдов отличаются от речной воды по изотопному составу. Это было установлено при изучении проб, взятых в полярных экспедициями. Упомянутые отличия связаны с водным режимом той области, где взята проба, и условиями образования льдов. Поэтому по месту взятия образца воды или неподвижного льда можно предсказать содержание в них тяжелых разновидностей воды и, наоборот, по изотопному составу дрейфующего льда судить о месте его возникновения, о направлении дрейфа льдов и морских течений.

Снег дает воду иного изотопного состава, чем дождь. То же касается инея и высокогорных рек. Этот удивительный факт показывает, что снежинки и дождевые капли образуются в облаках различными путями.

С открытием тяжелой воды началось изучение ее влияния на живые организмы. Опыты показали, что в чистой тяжелой воде не прорастают семена табака, погибают головастики, золотые рыбки, плоские черви и простейшие организмы. Однако эти же организмы живут в разбавленной тяжелой воде, содержащей 30% тяжелой и 70% легкой воды. Следовательно, тяжелая вода не ядовита, а невозможность жизни в ней объясняется ее физическими свойствами, отличающимися от свойств обыкновенной воды.

Животные и растительные организмы содержат воду с повышенным количеством тяжелой и тяжелокислородной воды.

Вода, получаемая сжиганием нефти, так же как и вода животных и растений, имеет повышенное содержание тяжелой воды. Это является подтверждением гипотезы об органическом происхождении нефти.

С помощью тяжелой воды исследуются и разрешаются сложные научные проблемы биологии, физиологии, химии и т. д. Например, для изучения обмена веществ в человеческом организме необходимо было выяснить длительность пребывания в нем выпитой воды. Этот вопрос был решен следующим путем: исследователь выпил около двух литров разбавленной тяжелой воды (содержащей 0,5% тяжелой воды) и через известные промежутки времени определял количество этой воды в выделенной организмом моче. При этом было установлено, что за очень длительное время — около десяти суток — из организма выводится лишь половина выпитой воды.

Прежде ученые полагали, что так называемый жировой запас животных и людей почти не участвует в обмене жиров в организме. Однако опыты с тяжелой водой опровергли эти представления. Для экспериментов был приготовлен жир, в котором часть его атомов водорода заменили атомами дейтерия. Таким «меченым», «тяжелым» жиром кормили мышей. Затем их убивали и определяли содержание «меченого» жира в жировом запасе. Оказалось, что «меченый» жир быстро попадает в запас, с одновременным «уходом» оттуда обычного жира, причем за три дня, таким образом, обновляется 63% жирового запаса. Обратный обмен «меченого» жира из запаса на обычный жир, поступивший из пищи, проходил с такой же скоростью.

В других исследованиях тяжелая вода, наоборот, помогла подтвердить предположения ученых. Врачи считали, что некоторые половые гормоны и желчные кислоты образуются в организме из холестерина. Однако долгое время этого не удавалось окончательно доказать. С помощью тяжелой воды был изготовлен «меченый», «тяжелый» холестерин, тоесть содержавший вместо части атомов водорода атомы дейтерия. Этот холестерин вводился в организм беременной женщины. Продукты распада женского полового гормона — прогестерона, выделенные через некоторое время из мочи, содержали дейтерий. Таким образом, было доказано, что прогестерон синтезируется в организме из холестерина. Введение «меченого» холестерина собаке показало, что желчные кислоты также образуются из этого вещества. Тяжелая и тяжелокислородная воды нашли важное применение в химии, особенно в той ее области, которая изучает механизм протекания химических реакций.

Реакция гидролиза сложных эфиров состоит в том, что при действии воды сложный эфир превращается в кислоту в спирт. В течение многих лет ученые не могли окончательно решить, какой атом кислорода переходит при этой реакции в образующийся спирт — тот ли, что был в эфире, или тот, который был в воде. Применив для гидролиза тяжелокислородную воду, удалось окончательно установить, что в спирт попадает кислород из эфира.

В молекуле фенола (карболовой кислоты) имеются атомы водорода, соединенные с кислородом, и атомы водорода, соединенные с углеродом. Вопрос о том, могут ли эти атомы водорода обмениваться друг с другом местами, имеет важное теоретическое значение. Тяжелая вода позволяет «пометить» водород, связанный с кислородом (заменив его дейтерием). Перемещение «меченого» водорода обнаруживается без труда. Оказывается, что при нагревании он обменивается местами с водородом, соединенным с углеродом.

В области геохимии очень интересны работы А. П. Виноградова и его сотрудников. Изучив изотопный состав вод, полученных при помощи кислорода, входящего в состав различных минералов, они получили важные сведения об условиях, в которых эти минералы образовались много тысячелетий назад.

Важнее техническое применение нашла тяжелая вода в производстве плутония, используемого для получения атомной энергии. Плутоний получают из урана в специальных установках, называемых урановыми котлами или реакторами. Превращение урана в плутоний наступает, когда образующиеся в реакторе нейтроны сталкиваются с ядрами атомов урана и внедряются в них. Однако в ядра урана способны внедряться лишь медленно двигающиеся нейтроны. Для замедления их движения стержни урана перемежаются в реакторах замедлителем. Из всех известных замедлителей наиболее аффективными оказались тяжелая вода и тяжелый парафин (получаемый с помощью тяжелой воды), которые меньше других замедлителей поглощают нейтроны и позволяют поэтому свести их потери к минимуму. Это дает возможность уменьшить размеры реакторов и их загрузку.

С каждым годом тяжелая вода находит все более широкое применение в научных исследованиях и в производстве. 

Какая бывает вода в природе на Земле видео — просто завораживающая съемка: Какая бывает вода в природе на Земле  Какая бывает вода в природе на Земле

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

atlasprirodirossii.ru

Какой бывает вода

Автор: Фомина Кристина Андреевна

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman";

mso-ansi-language:#0400;

mso-fareast-language:#0400;

mso-bidi-language:#0400;}

Тема: «Какой бывает вода»

Экспериментирования в лаборатории (опыты)

Цель:

Формирование представление детей о свойствах воды, льда, пара (прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вкус).

Задачи: Обратить внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Методы : словесный , наглядный, практический, художественное слово.

Материалы и оборудование:

Стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой или кипятильник, стекло или зеркальце, акварельные краски.

Опыт 1 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой- с молоком. В оба стаканчика можно положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.

Дети делают вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт 2. «У воды нет вкуса».

Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения молоко и сок. Дети вкуса воды не чувствуют, хотя часто со слов взрослых говорят: «Какая вкусная вода». А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить.

Дети: вкуса воды не чувствуем.

Опыт 3 «У воды нет запаха».

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть дети понюхают воду несколько раз и убедятся, что запаха нет. Однако подчеркиваю, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Дети: Мы понюхали воду и убедились, что она не имеет запаха.

Опыт 4. «Лёд – твердая вода».

Лёд-вода, изменившая своё состояние под действием температуры.

Цель: Формирование представлений о свойствах льда.

Если опыт провожу зимой, предлагаю детям еще во время прогулки выбрать понравившиеся сосульки. Приносим сосульки в помещение, помещаем каждую в отдельную посуду, чтобы ребёнок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, то можно сделать кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Дети следят за состоянием сосулек. Обращаю их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит?

Беру одну большую сосульку и несколько маленьких. Дети следят, какая из них растает быстрее: большая или маленькая.

Дети: сосульки постепенно уменьшаются, и мы видим, что сначала растаяла маленькая сосулька, в потом большая. Маленькой сосульке надо меньше времени, чтобы растаять.

Опыт 5 «Пар – это тоже вода». 

Для того, чтобы показать детям еще одно состояние воды, беру термос с кипятком. Открываю его – дети видят пар. Но нужно доказать еще, что пар – это вода. Помещаю над паром зеркальце. На нем выступаю капельки воды.

Дети: Вода может находиться в жидком и газообразном состоянии.

Опыт 6 «Вода – жидкая, может течь» 

Даю детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. И предлагаю аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Ребёнок: я перелил воду из одного стакана в другой и убедился, что она может течь.

Опыт 7 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются».

Беру два стаканчика с водой. В один из них дети кладут обычный песок и мешают его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Беру другой стаканчик и кладу в него кусок сахара, размешиваю его. Что теперь произошло? Сахар растворился. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить не сладкий чай.

Предлагаю детям размешать акварельную краску в стаканчиках с водой. Краска разного цвета. В стаканчиках получился целый набор разноцветной воды. Краска в ней растворилась.

Дети: Обычный речной песок в воде не растворился.

Дети: Сахар растворился. Мы попробовали-вода стала сладкой и сахара в стакане не видно.

Дети: Мы видим, что краска растворилась в воде и получился набор разноцветной воды.

Опыт8 «Лёд легче воды».

Дети высказывают свои предположения: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, растворится? Лёд плавает в воде. Лёд легче воды, поэтому не тонет. Оставляю лёд в стакане и смотрим. Лёд плавал на поверхности воды, потом растворился.

Дети: мы увидели, что кусочек льда полностью растворился в воде.

Опыт 9 «Вода бывает теплой, холодной, горячей».

Даю детям стаканчики с водой разной температуры. Они пальчиком определяют, где какая вода. Термометром измеряем температуру в разных стаканчиках. Объясняю детям, что в реках, морях тоже бывает вода с разной температурой, Некоторые звери, рыбы, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. Важно, чтобы дети поняли, что в водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

Опыт 10 «Вода не имеет формы»

. Предлагаю детям рассмотреть кубик льда (напоминаю, что лёд - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы его опустим в стакан, положим на ладошку? Нет, в любом месте он остаётся кубиком (до тех пор пака не растает). А жидкая вода?

 Ребята наливают воду в кувшин, на тарелку, в стакан. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Дети: Мы увидели, что вода разлилась по столу. Вода жидкая и может разлиться, или принять форму сосуда, в который налита.

Выводы по теме:

В заключении вместе с детьми перечисляем все свойства воды, о которых узнали в результате опытов: вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, формы и т. д.

Волшебная вода

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растет и снова в поход…

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница-наша вода.

 Подведение итогов.

Прикрепленные файлы:%d0%b4%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%82-microsoft-word-2 comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Какой бывает вода? - начальные классы, уроки

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

Цель: развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу на основе формирования навыков групповой работы.

Предметные: научить правильно устанавливать связи между различными явлениями природы, закрепить знания об изменениях в природе, связанных с различными периодами осени;

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

регулятивные: удерживать цель учебной задачи, организовывать свою деятельность;

коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействовать развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению нового материала

1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация

2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности

kopilkaurokov.ru

Технологическая карта учебного занятия

Этап

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный

Прозвенел и смолк звонок.Начинается урок.А у нас всегда в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

– Покажите, пожалуйста, на смайликах, какой настрой у вас на сегодняшний урок

– Я надеюсь, что и урок у нас получится интересным и познавательным. А настроение останется хорошим и даже улучшится.– А что надо, чтобы получился урок?– Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться ещё на ступеньку в познании окружающего мира.

Организация учащихся, включение в деловой ритм.

(Ребята показывают выбранный смайлик)

Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.

Познавательные : поиск и выделение информации.

2.Подготовка к работе на основном этапе

– Какое сейчас время года? (Зима)

Назовите-ка, ребятки,Месяц в этой вот загадке:Дни его – всех дней короче,Всех ночей длиннее ночи,На поля и на лугаДо весны легли снега. (Декабрь.)

Приложение 1. Слайды 2-3

– Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы? (Низкая температура воздуха, снег, короткие дни…)– Конечно, вы всё правильно сказали. А что такое снег? (Снежинки)– Рассмотрите изображение снежинок.– Что вы можете о них рассказать? (Снежинки похожи на звезды, но очень разные. У них разный размер и форма.)А чем они все похожи? (Они шестиконечные.) Приложение 1. Слайд 4Летят снежинки белые, пушистые… Это подарок, который подарила нам природа. Когда идет снег, мы подставляем ладошку и стараемся поймать снежинку, но как только она приземлится, сразу превращается в … (капельку воды.) 

Приложение 1. Слайд 5

– Сегодня мы будем говорить о воде. О том, какой она бывает.– Что бы вы хотели узнать о воде? (Что можно делать с помощью воды? Откуда она берётся? Какая вода полезная, а какая вредная?)– Какие интересные вопросы вы перед собой ставите. Давайте искать на них ответ.– Сколько раз в жизни мы пользуемся водой! И даже не задумываемся об этом! Мы сталкиваемся с ней с самого утра и на протяжении всего дня мы пользуемся ею. Мы умываемся, пьём горячий кофе, моем руки, используем при приготовлении обеда, ужина, после рабочего дня водные процедуры, то есть, принимаем душ! Мы слышим миллионы раз: «Вода-вода». Воды на планете Земля очень много. Но чистой воды мало. А пресной – всего 3 процента. 

Приложение 1. Слайд 6

– Сегодня на уроке мы с вами побываем в царстве вечной зимы, в царстве Снежной королевы. Из какой сказки вы узнали про него?

Приложение 1. Слайды 7-8

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» Приложение 1. Слайд 9

– Все ли согласны с этим утверждением?

(К этой фразе следует вернуться в конце урока. С таким же вопросом.)

Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач.

Подведение к озвучиванию темы урока.

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений.

Определение темы урока.

Постановка задачи и целей

Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.

Общеучебные универсальные действия:

умение внимательно слушать.

Логические универсальные действия:

анализ материала; вывод-ответ.

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы и желания ее решить.

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Изучение нового материала (создание проблемной ситуации)

Царство Снежной королевы очень далеко. Прежде чем попасть туда, надо разгадать загадки. Нам предстоит трудный путь и много испытаний. Первое испытание – загадки. (На доску вывешиваются карточки с ответами.)

Шел долговяз,В землю увяз. (Дождь)

Зимой в поле лежал,А весной в речку побежал. (Снег)

Мост, как синее стекло.Скользко, весело, светло. (Лед)

На дворе переполох,С неба сыплется горох. (Град)

Не колючий,Светло – синий,По кустам развешен…(Иней)

Утром бусы засверкали,Всю траву собой заткали. (Роса)

Над рекой, над долиной,Повисла белая холстина. (Туман)

Без рук, без ног,А вверх ползет. (Пар)

На доске прикрепить слова-отгадки и открыть (Приложение 1. Слайды 10-11)

Почему все эти слова здесь собрались вместе? Что их объединяет? (Это всё – вода!)

Отгадывая загадки, у нас получилась схема.

Какой бывает вода? Приложение 1. Слайд 12

Вывод: вода бывает в трёх состояниях. Пар и туман – газообразное состояние. Лёд, град, снег – твёрдое состояние. Роса – жидкое.

Приложение 1. Слайд 13 (, можно работать по учебникус.88 )

Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений.

Создание проблемной

ситуации.

Фронтальная работа

Чтение стихотворений

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками).

4. Физкультминутка

Дождик

Капля первая упала – кап!И вторая пробежала – кап!Мы на небо посмотрели – Капельки «кап – кап» запели.Намочились лица,Мы их вытирали,Туфли – посмотрите! – Мокрыми все стали.Плечами дружно поведёмИ все капельки стряхнём.От дождя убежим,Под кусточком посидим.

(Дети имитируют движение капли руками, смотрят вверх, вытирают лицо руками, приседают…)

Организация отдыха детей

Выполнение заданий.

Регулятивные:

саморегуляция

5. Этап закрепления знаний и способов действий

– И вот, наконец, мы с вами пришли в лабораторию. Что такое вода мы с вами говорили, а теперь узнаем свойства воды. Для этого мы проведем несколько опытов и составим таблицу “Свойства воды”. Приложение 1. Слайд 14

Опыт № 1

  • Определение цвета воды при помощи кисточки, окрашенной в какой-либо цвет.

  • Имеет ли вода цвет?

Вывод: вода бесцветна, ее можно окрасить.

Опыт № 2

Вывод: вещество прозрачно.

Опыт № 3

  • Дети пробуют воду на вкус (из стакана). (Если дети затрудняются в определении вкуса воды, то идёт сравнение с чем-то сладким, солёным …)

  • Какой вкус имеет вещество?

Вывод: вещество не имеет вкуса.

Опыт № 4

Учитель. Перед нами жидкость неизвестного происхождения. Необходимо нюхать неизвестную жидкость, соблюдая меры предосторожности. Сосуд находится на некотором расстоянии, рукой совершают волнообразные движения (как бы “подгоняя” к себе воду над сосудом постепенно, при необходимости приближая сосуд).

Вывод: вещество не имеет запаха.

Опыт № 5

  • Переливание воды в сосуды разной формы.

  • Что произошло с водой?

  • Какое свойство вы обнаружили?

Вывод: жидкое текучее вещество, которое принимает форму сосуда.

Организация учащихся на применение полученных знаний; построение проекта выхода из затруднений.

Слушание музыки

Фронтальная работа

Отгадывание загадок

Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция.

Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

7. Разминка

Где ладошки? – Тут, тут.На ладошках – пруд, пруд.Палец большой – это гусь молодой,Указательный поймал,Средний – ощипал,Безымянный печь топил, А мизинец суп варил.Полетел гусь в рот,А оттуда в живот. Вот!

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

8..Этап обобщения и систематизации знаний.

Давайте теперь выясним из вашего жизненного опыта, где и кому нужна вода. Для этого мы разделимся на группы. У каждой группы есть картинки. Из них надо выбрать и приклеить на лист бумаги именно те объекты природы, которые не могут обойтись без воды. Как только группа готова, лист крепится к доске. У доски остаётся капитан группы для защиты проекта. 

Приложение 1. Слайд 15

Для ребят, желающих работать самостоятельно с. 36 в рабочей тетради. Надо нарисовать свои картинки и рассказать о значении воды. Дети выбирают картинки кому и зачем нужна вода?Дети выбирают и наклеивают (6 из 8-9) картинок – примеры из своего личного опыта Совещаются. Объясняют свой выбор. Вот из этих картинок вы выбираете нужные.

_РАСТЕНИЯ (ДЕРЕВЬЯ, цветы, кактусы) 

Приложение 1. Слайды 16-18_ЖИВОТНЫЕ (рыбы и птицы, и звери) _УБОРКА ДОМА_ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ._КУПАНИЕ_ГОРЫ._СОЛНЦЕ._ ЗВЁЗДЫ…

Защита своих проектов. Вода нужна и людям, и животным, и растениям. Для многих она – дом. Это рыбы, все водоплавающие…

– Вода окружает нас везде: в ручьях, в реках, в морях, в океанах. Все это водные богатства. (Вода не нужна Солнцу, звёздам, горам, пескам – т.е. объектам неживой природы)

Вывод: А сколько могли бы прожить без воды? Благодаря чему она для нас так жизненна? (Ответы детей). Человек может жить без пищи два месяца, но без воды не может прожить и 4-5 дней.

Проверка первичного понимания знаний учащихся

– Что же мы узнали о воде? (Сегодня на уроке мы узнали, что такое вода, какая она бывает, где и как её используют и узнали, как человек ее использует.)– В каких состояниях бывает вода? (Твёрдое, жидкое и газообразное.)– Что значит слово вода для всего живого?

Вывод. Вода – это сама жизнь!

Приложение 1. Слайд 19

– Прочитайте, пожалуйста, эту фразу ещё раз. «...Попав в царство Снежной королевы, Герда увидела, что кругом был только снег и лёд. И не было ни капли воды...» – Все ли согласны с этим утверждением? (Снег и лед, это тоже вода)

VIII. Работа по учебнику. (с.89)

Приложение 1. Слайд 20

– Глядя на опорные рисунки, подумайте и расскажите об использовании воды, как в этих ситуациях пресную воду можно экономить и беречь. (Ответы детей)– О чём могла попросить нас вода, если бы умела говорить?

Ребёнок читает. Приложение 1. Слайд 21

Воду попусту не лей,Дорожить водой умей.Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан.

Организация деятельности по применению знаний.

Обобщение.

Работа в группах

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.)

9. Рефлексия деятельности (итог урока)

Итог урока

– О чём узнали на уроке?– В каких состояниях бывает вода?– Пригодна ли для питья морская вода?– Почему в некоторых странах вода уже на вес золота?

Рефлексия

Приложение 1. Слайд 22

Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Теперь я …

  • Я понял, что…

  • Я научился…

  • У меня получилось …

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

– А мне хочется закончить урок вот такими словами. 

Приложение 1. Слайд 23

Вода! Ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты самое большое богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

– Покажите на смайликах, с каким настроением мы заканчиваем урок. (Ребята показывают выбранный смайлик )

– Мне приятно, что урок вам понравился. Спасибо. 

Приложение 1. Слайд 24

Организация рефлексии

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: смыслообразование.


Смотрите также