Содержание
Вам! — Маяковский. Полный текст стихотворения — Вам!
Литература
Каталог стихотворений
Владимир Маяковский — стихи
Владимир Маяковский
Вам!
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Если б он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре бл***м буду
подавать ананасную воду!
1915 г.
О жизни
Серебряный век
Стихи Владимира Маяковского – О жизни
Стихи Владимира Маяковского – Серебряный век
Другие стихи этого автора
Послушайте!
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
О жизни
А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
Серебряный век
Кем быть?
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Серебряный век
Облако в штанах
Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
Серебряный век
Лиличка!
Вместо письма
Серебряный век
Ко всему
Нет.
Это неправда.
О жизни
Как читать
Публикация
Как читать «Преступление и наказание» Достоевского
Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика
Публикация
Как читать «Белую гвардию» Булгакова
Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света
Публикация
Как читать «Очарованного странника» Лескова
Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь
Публикация
Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих
Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы
Публикация
Как читать «Лето Господне» Шмелева
Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы
Публикация
Как читать «Двенадцать» Блока
На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме
Публикация
Как читать «Темные аллеи» Бунина
На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина
Публикация
Как читать «Гранатовый браслет» Куприна
Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника
Публикация
Как читать «Доктора Живаго» Пастернака
Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака
Публикация
Как читать Набокова
Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах
«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
- О проекте
- Открытые данные
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
- E-mail: [email protected]
- Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Для кого писал Маяковский • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Литература
На примере пяти стихотворений объясняем, чем ранний Маяковский отличается от позднего в вопросе отношения к своим читателям
Автор Олег Лекманов
Владимир Маяковский. Фотография Александра Родченко. 1928 годMuseum of Fine Arts, Houston / Bridgeman Images / Fotodom
Лирический герой Владимира Маяковского — площадной митинговый оратор, по определению филолога Михаила Гаспарова — «человек современности, объявляющий новые истины, для которых старый язык не приспособлен» М. Л. Гаспаров. Владимир Маяковский //
Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. М., 1995..
В стихотворениях, созданных до Октября 1917 года, оратор обращается к толпе невнимательных слушателей либо как к ничтожному сброду, либо как к тем, за кого он готов отдать жизнь. После революции его отношение к аудитории радикально меняется. Теперь он обращается не к враждебной толпе, а к дружественному и сплоченному коллективу строителей социализма и доходчиво объясняет новейшие партийные директивы. На примере пяти стихотворений посмотрим, как менялось отношение Маяковского к окружающим людям и к своей поэтической миссии.
1. «А вы могли бы?» (1913)
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Стихотворение начинается с эпатажного и символического жеста художника-бунтаря: выплеснутая краска образует на расчисленной «карте будня» пятно — новый материк, еще не освоенный путешественниками и учеными. Краска стекает по карте — очертания материка на наших глазах меняются и расширяются, разрушая и размывая, казалось бы, навеки застывшие контуры обыденности.
Ключевой образ первой строки — «карта». У этого слова два значения: актуальное сегодня «географическая карта» и почти забытое — «карта блюд и вин», меню. В третьей-четвертой строках Маяковский превращает гастрономический образ студня на блюде в географический образ океана. В обыденном и малом он видит (и показывает читателю) необыкновенное и огромное. Образ рыбы, который возникает в пятой-шестой строках, как и карта, соединяет две темы стихотворения: гастрономическую и географическую. В чисто функциональных обыденных эмблемах — жестяных вывесках харчевен и кабачков — новый художник опознает образцы зарождающегося искусства завтрашнего дня. 24 марта 1913 года футуристы Илья и Кирилл Зданевичи вместе с художником Михаилом Ле-Дантю открыли в Москве авангардную выставку «Мишень», где впервые были выставлены работы великого мастера вывесок Нико Пиросманишвили.
В финальных строках Маяковский демонстрирует читателю впечатляющие итоги своей деятельности по превращению обыденности в высокое искусство: он вырастает в гиганта, способного, как на флейте, сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Можно представить, какое сильное впечатление это стихотворение, громогласно читавшееся с эстрады высоким и широкоплечим Маяковским, должно было производить на современников.
2. «Вам!» (1915)
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?!
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие, нажраться лучше как, —
может быть, сейчас бомбой ноги
вырвало у Петрова поручика?..
Если бы он, приведенный на убой,
вдруг увидел, израненный,
как вы измазанной в котлете губой
похотливо напеваете Северянина!
Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!
Начало Первой мировой войны Маяковский, как и почти вся интеллигенция, встретил с воодушевлением и даже некоторое время вел литературно-критический отдел ура-патриотической газеты «Новь». После страшных поражений русской армии отношение к войне у интеллигенции в целом и у Маяковского в частности кардинально изменилось. Следствием стала пацифистская серия стихотворений поэта — и «Вам!» среди них занимает особое место.
За что Маяковский порицает своих читателей и слушателей? После прочтения первой строфы кажется: за то, что они смеют наслаждаться мирной жизнью, в то время как их менее везучие соплеменники гниют в окопах. В двух начальных строках поэт методично перечисляет блага и удовольствия, недоступные воюющим: у них нет женщин, чтобы устраивать оргии; они не имеют ванных; их клозеты холодные, а не «теплые». Во второй строфе безликим «многим» противопоставлен «Петров поручик». Маяковский бросает публике неожиданный упрек: «Знаете ли вы, бездарные, многие…» В третьей строфе снова возникают мотивы похоти и обжорства, причем читатели косвенно обвиняются чуть ли не в людоедстве: «Петрова поручика», как скот, ведут «на убой», а затем крупным планом изображается губа, измазанная «в котлете». Но похоть и обжорство — не самые тяжелые грехи. Куда страшнее отношение «бездарных многих» к поэзии, которую олицетворяет Игорь Северянин. В финальной строфе, снова вспомнив про «баб да блюда», поэт во весь голос выкрикивает свой заветный тезис, который в переводе со стихотворного языка на прозаический звучит примерно так: я не хочу, чтобы моя поэзия и самая моя жизнь служили для вас источником удовольствия. Чтобы вы «напевали» или читали мои стихи, как вычитываете «из столбцов газет» о «представленных к Георгию». Чем обслуживать вас, я лучше буду угождать проституткам: они хотя бы не лицемерят и, главное, не зарятся на поэзию, довольствуясь «ананасной водой». «Ананасная вода» — еще одно напоминание о Северянине и его знаменитом стихотворении «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»), написанном в январе 1915-го. Так стихотворение о войне в итоге оказывается стихотворением о назначении поэта.
3. «Послушайте!» (1914)
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Ключевой образ стихотворения — это образ звезды, традиционно символизирующей высокую мечту, небесно-чистую любовь, взгляд Бога на человека. У Маяковского он распадается на две противоположные составляющие — «плевочки» (во множественном числе) и «жемчужина» (в единственном). В начале автор ясно дает понять читателю, что он смотрит на звезды как на плевочки, а жемчужину в них видит кто-то другой. И вот этот кто-то «врывается к богу» с просьбой «чтоб обязательно была звезда». Почему Маяковский называет руку Бога «жилистой»? Чтобы мы представили старика — Бога-Отца, а потом задали себе напрашивающийся вопрос и сами дали на него ответ. Кто, «надрываясь в метелях полуденной пыли», врывается к Богу-Отцу и просит о звезде? Бог-Сын, Христос, которому «хоть одна звезда» нужна не для себя, а для другого, для любого человека. Поэтому в финале стихотворения, на первый взгляд повторяющем его начало, кое-что радикально меняется. После риторического вопроса «значит — это кому-нибудь нужно?» следует не «значит — это кому-то необходимо», а «значит — это необходимо». То есть необходимо не кому-нибудь, а всем, даже тем, кто, подобно автору стихотворения, знает истинную цену высоким мечтам. Мне звезда без надобности, как бы говорит Маяковский, но я готов просить, чтобы она была ради вашего спокойствия и утешения — люди.
4. «Стихотворение о проданной телятине» (1928)
Этот фельетон против известного деятеля французского молодежного коммунистического движения Мориса Лапорта Маяковский написал в творческой командировке в Париже:
Морис,
вы продались
нашему врагу, —
вас
укупили,
милый теленок,
за редерер,
за кроликовое рагу,
за шелковые портьеры
уютных квартиренок.
Портрет антигероя Маяковский вышивает по весьма традиционной литературной канве. Нам рассказывают о предприимчивом молодом человеке, легко меняющем политические убеждения и пользующемся своей привлекательной внешностью, чтобы завоевать состоятельную женщину и достичь материальных благ. Маяковский довольствуется сведениями о Лапорте, полученными с плаката («по карточке сосуночек первый сорт»), а все остальные подробности его биографии беззастенчиво выдумывает, не скрывая этого: «Должно быть, либеральничал под руководством мамаши». Целиком вымышленным оказывается центральный, по Маяковскому, сюжет жизни Лапорта в Париже — женитьба на бакалейщице ради денег. На самом деле Лапорт 21 апреля 1923 года сочетался браком со своей единомышленницей Бланш Мари Фонтенель, которая сначала работала машинисткой-стенографисткой в «Комеди Франсез», а потом — в военном министерстве. «Под руководством мамаши» Лапорт тоже не либеральничал: мадам Лапорт была женщиной консервативной, стремилась укрепить в сыне веру и регулярно водила его в церковь.
Будущий коммунист родился в парижском пригороде Курбевуа, а затем переехал в предместье Парижа, городок Пюто. Однако литературная традиция требовала сделать его провинциалом вслед за предприимчивыми героями Бальзака и Стендаля, и Маяковский на нестоличное происхождение Лапорта хотя и не указал прямо, но вполне прозрачно намекнул в самых первых строках:
«Париж!
Париж!..
приедешь, угоришь!»
Не зря
эта рифма
притянута рифмачами.
Кажется, бедняком-приезжим в столице Франции чувствовал себя вовсе не Лапорт, а сам автор «Стихотворения о проданной телятине». В Париже он должен был выполнить чрезвычайно трудное поручение — купить автомобиль для Лили Брик, но денег решительно не хватало. «…На машины пока только облизываюсь — смотрел специально автосалон», — докладывал Маяковский Брик в письме от 20 октября. В том же послании горько сетовал: «Раньше фабриканты делали авто, чтоб покупать картины, теперь художники пишут картины, только чтоб купить авто». В ответном письме Брик упрашивала поэта: «У-УУ-УУУ-УУУУ!..!..!.. Волосит Прозвище Маяковского в письмах Лили Брик к нему.! Ууууууу-у-у!!! Неужели не будет автомобильчита! А я так замечательно научилась ездить!!! Пожалуйста! <…> Пожалуйста, привези автомобильчит!!!!!!!!!!!!!!!!» Не ограничиваясь письмом, Брик отправила Маяковскому еще и телеграмму: «Телеграфируй автомобильные дела. Целую. Твоя Киса». В итоге машину все-таки удалось купить, но это была самая дешевая модель «рено». В «Стихотворении о проданной телятине» поэт неслучайно так ополчился на парижскую рекламу и отдельной строкой помянул среди доступных для богачей товаров автомобили:
Рекламы
угробливают
световыми колами;
аршины
букв
подымают ор,
богатых соблазняют,
всучивают рекламы:
гусиную печенку,
авто,
ликер.
Понятно и то, почему Маяковского так сильно раздражал Морис Лапорт, якобы использовавший женщину как средство для обогащения, ведь самого Маяковского женщина использовала как средство для покупки машины. «Стихотворение о проданной телятине» — очередной вариант любимого дореволюционного сюжета автора стихотворений «Нате!», «Вам!» и «Гимн обеду», в которых жадные до еды и секса обыватели некрасиво удовлетворяют низменные потребности:
Мусье,
мадамы,
возбужденней петухов,
прут
в парфюмерии,
в драгоценном звоне.
В магазинах
в этих
больше духов,
чем у нас
простой
человечьей вони.
Но если в дореволюционных произведениях Маяковского сытым буржуа противопоставлялся он сам — «красивый, двадцатидвухлетний», то в стихах, написанных после революции, это советские «мы», бескорыстные строители нового общества:
Секрет
коммунистов
Лапортом разболтан.
Так что ж, молодежь, —
без зазренья ори:
— Нас всех
подкупило
советское золото,
золото
новорожденной
Советской зари!
5. «Император» (1928)
Это стихотворение было написано в Свердловске, рядом с которым произошел расстрел царской семьи. В первой части поэт иронически излагает свои дореволюционные впечатления от встречи с самодержцем, во второй, репортажной, части рассказывается о не слишком успешных поисках могилы Николая II и его близких, которые поэт зачем-то предпринял в 1928 году. В финале — хлесткий вывод в духе сатирических агитплакатов поэта:
Прельщают
многих
короны лучи.
Пожалте,
дворяне и шляхта,
корону
можно
у нас получить,
но только
вместе с шахтой.
«Император» написан спустя годы после окончания Гражданской войны, поэтому возникает вопрос: к кому обращается поэт в финале своего стихотворения? Кого в 1928 году прельщали «короны лучи»? Кто они — эти «дворяне и шляхта»?
Если открыть номер «Правды» от 10 марта 1928 года, можно увидеть редакционную передовицу «Об экономической контрреволюции в угольной промышленности», а рядом заявление «От прокурора Верховного суда Союза. Сообщение о раскрытии контрреволюционного экономического заговора». Эти два текста, а также речь тогдашнего председателя Совета народных комиссаров СССР Алексея Рыкова на пленуме московского совета 9 марта 1928 года (напечатанная в газетах 11 марта) стали первыми сообщениями о так называемом «шахтинском деле», по которому большая группа руководителей и специалистов, работавших в Шахтинском районе Донбасса, была обвинена во вредительстве и саботаже.
В перечисленных газетных материалах легко найти конкретные детали, которые Маяковский использовал, работая над финалом стихотворения. В передовице «Правды» сообщалось, что «ряд крупнейших спецов», фигурантов дела, «был связан не только с бывшими шахтовладельцами, но и с военной агентурой капиталистических государств, Польши прежде всего» — отсюда, вероятно, возникло обращение Маяковского к «шляхте». А в речи Рыкова руководители «заговора» были названы «мерзавцами-монархистами», то есть как раз теми, кого прельщают «короны лучи». Маяковский зло поиграл словами: он напомнил якобы мечтавшим о реставрации монархии шахтинцам и их иностранным покровителям о той заброшенной шахте, в которую, как считалось, было спущено тело расстрелянного Николая II. В таком случае выявленные газетные источники финала стихотворения «Император» позволяют по-новому взглянуть на соотношение чистовика и черновика этого стихотворения. В черновике, который датируется зимой 1928 года, Маяковский проявлял к несчастному самодержцу небывалое для правоверного советского поэта великодушие. Он пробовал такие варианты:
Я вскину две моих пятерни
Я сразу вскину две пятерни
Что я голосую против
Я голосую против
Спросите руку твою протяни
казнить или нет человечьи дни
не встать мне на повороте
Живые так можно в зверинец их
Промежду гиеной и волком
И как не крошечен толк от живых
от мертвого меньше толку
Мы повернули истории бег
Старье навсегда провожайте
Коммунист и человек
Не может быть кровожаден
Однако в итоговой редакции от милосердных строк поэт отказался, предпочтя им кровожадную концовку. Можно предположить, что, прочтя речь Рыкова и другие материалы, связанные с шахтинским делом, ради «высокой» цели служения родной партии Маяковский с привычной ловкостью превратил свое человеколюбивое стихотворение в людоедское.
Спустя два года этот принцип будет отрефлектирован Маяковским в быстро ставших хрестоматийными строках предсмертной поэмы «Во весь голос»:
Но я
себя
смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
См. также материалы «Как читать Мандельштама» и «Как читать Набокова»
Теги
Поэзия
Что читать
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Кинохроника дня
Занесенная снегом Москва в 1908 году
Симфония дня
Лучано Берио. «Симфония». 1969
Граффити дня
Святыни, исписанные паломниками
Архив
История
Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII
Параноик, тиран или гуманист?
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Маяковский Владимир Владимирович. . Родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 года в Багдади, Грузия. В 1906 году старший Маяковский умер от заражения крови . Мать Маяковского, Александра Алексеевна, решила Маяковский окунулся в политику практически сразу после приезда в Москву. К 14 годам он был Маяковский был вновь арестован 21 января 1909 г., на этот раз по ошибке. Его видели в компании какого-то соц. Однако к лету 1909 года Маяковский снова оказался в тюряге , на этот раз потому, что он вышел на засаду, направленную
Маяковский переводился из тюрьмы в тюрьму и в итоге оказался в одиночных камерах в камере 103 Бутырки Маяковский был судим в сентябре 1909 года и признан виновным. Однако, будучи несовершеннолетним, он снова отделался условным сроком.
Уже проявив талант к рисованию, Маяковский выпал из политики и решил заняться искусством. В 1911 он В декабре 1912 года Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых опубликовали манифест футуристов под названием , Пощечина
Первые два опубликованных стихотворения Маяковского, Ночь («Ночь») и Утро («Утро») также появлялись в Для рекламы своих «хеппенингов» футуристы проделывали различные трюки: Маяковский выходил в желтом камзоле , В 1913 году Маяковский, Бурлюк, Хлебников и другие футуристы совершили поездку по провинции, чтобы привлечь внимание к Вернувшись в Москву, Маяковский выпустил свой первый сборник под скромным названием «Я» и пьесу под названием:
Виктор Шкловский охарактеризовал пьесу так:
Основной реакцией публики на спектакль было насмешек. В 1914 году разразилась Первая мировая война, но, как единственный сын вдовы, Маяковский поначалу был освобожден от призыва. Он был Его первое крупное длинное стихотворение Облако в Шанах («Облако в штанах») появилось в 1915 году.
Маяковский тоже вносит революцию в произведение:
Летом 1915 года Маяковский встретил большую любовь всей своей жизни — Лилю Брик . Ее муж, Осип, по-видимому, «Маяковский вошел в революцию, как в свой дом», — заметил Шкловский. Он отправился в Смольный в Еш ананасы, рябчики жуй Дьех твоих последних приходит, буржуй! («Ешь ананасы, жуй перепелов В то время как Маяковский изготовил для В честь первой годовщины большевистской революции легендарный режиссер Всеволод Мейерхольд подарил В 1918 году Маяковский начал кратковременное погружение в кино. Он написал сценарий и снялся в фильме Не для денег В 1921 году Маяковский создал эпическую агитационно-художественную поэму 150 000 000 , аллегорию решающей битвы Маяковский совершил свою первую зарубежную поездку в мае 1922 года в Ригу, Латвия. Он должен был прочитать публичную лекцию, но По возвращении в Москву Маяковский приступил к созданию авангардного журнала Левый фронт , или проще говоря, Как и прежде, Маяковский продолжал рисовать политические плакаты и сочинять бесчисленные лозунги и джинглы для продуктов или как товар. Маяковский был глубоко тронут смертью Ленина 21 января 1924. В течение этого года во время чтения и чтения лекций Маяковский совершил еще две поездки в Париж — в октябре 1924 и мае 1925 года. В последней поездке он присутствовал на открытии В 1925 году Маяковский также совершил один из своих немногих набегов в область утопической фантастики со своим стихотворением
Если говорить более серьезно, то после самоубийства поэта Сергея Есенина 27 декабря 1925 года Маяковский поставил перед собой
Когда Советский Союз готовился отметить свое десятилетие в 1927 году, Маяковский внес свой вклад в Также в январе 1927 года Маяковский возродил Леф , на этот раз под названием Новый Леф («Новый Леф»). в Неудивительно поэтому, что Маяковский впал в немилость у некоторых писателей, особенно у Первая пятилетка началась в 1928 году, а толчок к коллективизации в 1929 году. Маяковский носился в гостях Во время той же поездки в Париж Маяковский получил заказ от товарища Кострова, редактора По возвращении в Москву Маяковский снова работал с Мейерхольдом, готовя постановку своей пьесы В феврале 1929 года Маяковский снова был в Европе — Берлине, Праге, Париже. В поездке он произвел больше Маяковский бросил Новый Лев в 1928 г., а в 1929 г. он пытался создать новую организацию,
Премьера пьесы Маяковского « Баня » («Баня») — жесткая атака на бюрократическую глупость — состоялась Лучше была встречена репроспективная выставка произведений Маяковского, проходившая в Москве, а затем В свои последние дни Маяковский, как обычно, вел активную деятельность. Он был занят подготовкой к открытию своей следующей пьесы, 4 апреля 1930 года Маяковский купил пай жилищного кооператива. 11 апреля он пропустил публичное выступление в
Тело Маяковского пролежало три дня, и его посмотрели 150 000 скорбящих. Он был кремирован 17 апреля 1930 года. Премьера фильма «Москва в огне » состоялась 21 апреля 1930 года, как и было запланировано. Ссылка: |
Комнатные растения Ананас — посадка, выращивание и выращивание. Семена комнатных растений Ананас. Виды и сорта комнатных растений Ананас
Описание
Характерные черты Ananas
Ananas — род травянистых тропических растений семейства бромелиевых Bromeliaceae, включающий 8 или 9 видов. Они обитают в тропической зоне Южной Америки, от 10 градусов северной широты до Парагвая и Аргентины на юге.
Сухое бразильское нагорье в центральной части этой обширной страны является домом для Ananas comosus (или Ananas Sativa, Ananas sativus, Bromelia ananas, Bromelia comosa и Champaca), также широко известной как Ананас. От этого вида произошли все известные в настоящее время сорта пищевых и десертных ананасов. Участники экспедиции Фернандо Магеллана во время Первого кругосветного плавания в 1519 г. -1522 г., попробовавшие этот спелый ароматный фрукт, назвали его «самым вкусным, что только можно найти в мире». Вскоре португальцы завезли его на тропические плантации в Индии и Африке. С середины XVII века заморскую диковинку стали выращивать в оранжереях в Европе, даже в пригородах Петербурга.
В русской литературе ананас всегда трактовался исключительно как пища высшего общества. Вспомните Игоря Северянина («Ананасы в шампанском! Безумно вкусно…») или Владимира Маяковского («Ешь ананасы, жуй своих рябчиков. Наступает твой последний день, буржуйская вошь твоя!» от имени революционного пролетариата или «Ясно, белый ананас — О Господи! — выращен не для нас…» (от имени рязанского крестьянина)). В настоящее время многие ресурсы подчеркивают исключительную пользу включения ананаса в виде сока и/или нарезки в рацион за счет сильнодействующих биологически активных веществ.
Этот массовый гастрономический интерес как-то перехватывает тот факт, что ананас культивируется и как декоративное комнатное растение с привлекательной листвой и колосовидными соцветиями (при этом чрезмерное поедание «буржуазных вкусностей» повреждает слизистую оболочку рта).
Ананас декоративный имеет мясистые и сочные сочные (т.е. накапливающие влагу) листья длиной до 1 метра, с острыми шипами по краям, зеленые или серо-зеленые, с розоватым оттенком или желтой или белой каймой. Встречаются пестролистные формы (например, Ananas comosus var. Variegate имеет белую полосатую листву). Некоторые сорта имеют остропильчатые листья длиной от 35 до 70 сантиметров. Разновидность Aureovariegatus имеет розовые колючки.
Цветение в феврале-апреле. Если она достаточно теплая и влажная, летом и осенью из соцветия могут развиваться плоды, но для еды они непригодны.
Ananas comosus дает золотисто-желтые плоды, увенчанные пучком вегетативных листьев; Ananas bracteatus tricolor дает плоды ярко-розового цвета.
Секреты успешного выращивания ананаса
Растению требуется: а) много яркого рассеянного света; и б) защита от прямых солнечных лучей, особенно для пестролистных форм.
Ананас предпочитает умеренный полив мягкой водой и регулярное опрыскивание, особенно в очень теплом месте. Некоторые специалисты советуют обильно поливать отстоянной водой в период вегетации с апреля по сентябрь. Если в помещении прохладно, не допускайте попадания воды в пазухи и застаивания там, иначе растение может погибнуть от гнили.
Летом оптимальная температура 18-25°С, зимой 15-19°С.
Каждые 10-15 дней удобряйте растение жидким комплексным удобрением и тщательно процеженным раствором конского или коровьего навоза. Один-два раза в месяц обязательно опрыскивать и поливать подкисленным раствором железного купороса FeSO4 (1 г на 1 л воды). Капайте раствор в пазухи верхних листьев, чтобы стимулировать цветение. С этой же целью промышленные производители фруктов используют газообразный ацетилен C2h3, образующийся при смачивании карбида кальция CaC2. Это позволяет получать ананасы на плантациях непрерывно круглый год. Избегайте щелочных удобрений (древесная зола, известь и т. д.), потому что растение не выдерживает щелочи.
Пересаживать Ananas каждый год или каждые два года с весны до осени. Растение не требует большого горшка, так как у него относительно небольшие корни. 3-4-литрового горшка достаточно даже для взрослого растения. Пересаживайте очень осторожно, так как корневой ком нужно как можно меньше тревожить. Корневую шейку следует заглубить на 0,5 сантиметра. Почва должна быть рыхлой, питательной и слабокислой (pH 4-6).
Рекомендуемый состав: суглинок, торф и песок в пропорции 1:1:1. Вы можете заменить первый ингредиент старым перепревшим навозом.
При выращивании в помещении вегетативное размножение является доминирующей формой размножения с использованием вегетативных побегов, включая корону, отводки и отпрыски. С полностью созревшего плода срежьте верхушку чистым острым ножом или аккуратно выломайте побеги длиной 15-20 сантиметров. Дальнейшие шаги хорошо известны, просты и одинаковы для большинства растений.
Ананас не нуждается в регулярной обрезке. Просто удалите поврежденные или засохшие части листьев острыми ножницами, не затрагивая здоровые ткани.
Очистите листья от пыли мягкой тканью, затем протрите губкой, смоченной в воде комнатной температуры. Не используйте блеск для листьев.
Возможные проблемы
Если кончики листьев сохнут, воздух слишком сухой.
Если на листьях пятна, то почва переувлажнена.
Если растение гниет у основания, причина опять же в переувлажнении и/или низких температурах.
Если листва теряет цвет, света недостаточно.
Если листья сохнут и скручиваются, вероятная причина — сквозняки. Поставьте горшок в другое место.
Если ваше растение медленно растет и не цветет, вероятно, ему не хватает питания.
Ананас реже поражается болезнями и вредителями, по сравнению с другими комнатными плодоносящими растениями. Наиболее распространенным врагом является мягкая чешуя (Coccidae), в Европе встречается около 150 видов. Обычны также щитовки и мучнистые червецы (330 видов в Европе).
Ананас не ядовит, но может вызвать контактный дерматит. Работая с растением, надевайте перчатки.