Тест с ответами по экологии для учащихся вузов. Недостаток питьевой воды вызван в первую очередь
Кем создано учение о ноосфере? — МегаЛекции
Вариант 1
Вопрос №1
Под качеством природной среды понимают:
Ее способность воспроизводить жизнь на Земле с сохранением природных экосистем и биоразнообразия
Вопрос №2
Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
высокими темпами прогресса ;
Вопрос №3
Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:
пищевые ресурсы и болезни ;
Вопрос №4
Рациональное природопользование подразумевает:
деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов ;
Вопрос №5
Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
невозобновляемым природным ресурсам ;
Вопрос №6
Вырубка лесных массивов приводит к:
нарушению кислородного режима ;
Вопрос №7
Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
загрязнением водоемов;
Вопрос №8
Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
углекислого газа ;
Вопрос №9
Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
резких колебаний температуры;
Вопрос №10
От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
озоновый слой;
Вопрос №11
Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
органов дыхания;
Вопрос №12
При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
ртути
Вопрос №13
Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
Вопрос №14
Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
канцерогенными;
Вопрос №15
Экология – наука, изучающая:
закономерности взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания
Вопрос №16
“экология” предложил:
Э.Геккель
Вопрос №17
Стадия развития биосферы когда разумная (по определению Вернадского) человеческая деятельность становится главным (определяющим) фактором развития на нашей планете называется:
ноосферой
Вопрос №18
Популяция – это:
группа организмов одного вида, занимающая определенное пространство и функционирующая как часть биотического сообщества
Вопрос №19
Сложная природная система, образованная совместно живущими и связанными друг с другом видами, называется:
биоценозом
Вопрос №20
Система длительных наблюдений за состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в экосистемах и биосфере, называется:
мониторингом
Вопрос № 21
Как называются загрязняющие вещества, не выводящиеся из организма:
канцерогенными ;
Вопрос №22
Какова роль озонового слоя в верхних слоях атмосферы?
является защитным экраном от ультрафиолетового излучения ;
Вопрос №23
К экологическим факторам относятся:
абиотические, биотические, антропогенные ;
Вопрос №24
Удовлетворение потребностей настоящего и будущего поколений:
устойчивое развитие ;
Вопрос №25
Вещество, образование которого связано с живыми организмами биогенное вещество:
биогенное вещество ;
Вопрос №26
Какие из перечисленных природных ресурсов относятся к неисчерпаемым:
вода, космические, климатические ;
Вопрос №27
Главный компонент смога Лондонского типа:
сернистый газ ;
Вопрос №28
Вещества, способствующие разрушению озонового слоя:
фреоны или хлорфторуглеводороды ;
Вопрос №29
Какие вещества на земле включены в круговорот веществ?
азот, фосфор, углерод ;
Вопрос №30
Когда был принят Монреальский протокол о запрете веществ, разрушающих озоновый слой?
в 1987 г. ;
Вариант 2
Вопрос №1
Толерантность – это способность организмов:
выдерживать изменения условий жизни ;
Вопрос №2
Соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности называют:
энергетическим бюджетом ;
Вопрос №3
Максимально полное и комплексное извлечение из месторождения всех полезных компонентов – это:
рациональное использование ресурсов ;
Вопрос №4
Как называется определенное местоположение популяции в биоценозе?
экологической нишей;
Вопрос №5
Как называется зона, факторы которой угнетающе влияют на состояние живого организма?
зона пессимума ;
Вопрос №6
Основная часть азота поступает в почву в результате:
деятельности азотофиксирующих бактерий и сине-зеленых водорослей ;
Вопрос №7
Естественное загрязнение биосферы происходит в результате:
лесных пожаров ;
Вопрос №8
Как называется зона, факторы которой наиболее благоприятно влияют на состояние живых организмов?
зона оптимума;
Вопрос №9
Причина теплового перегрева планеты и возникновения “парникового эффекта”:
повышение содержания углекислого газа в атмосфере ;
Вопрос №10
Основную массу живого вещества биосферы составляют:
животные ;
Вопрос №11
Исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов и абиотической сферы вместе с занимаемым ими участком земной поверхности, являющаяся составной частью природного ландшафта и элементарной биотерриториальной единицей биосферы, называется:
Вопрос №12
К чему может привести закачивание вод в скважины для интенсификации добычи нефти на нефтепромыслах?
к землетрясению;
Вопрос №13
Консументы – это:
организмы, питающиеся готовой продукцией ;
Вопрос №14
Среди перечисленных экосистем естественными биоценозами являются:
лес, болото ;
Вопрос №15
Основными причинами утраты биологического разнообразия могут быть:
все перечисленные;
Вопрос №16
Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающее у человека различные заболевания, называется:
биологическим ;
Вопрос №17
Как называется заболевание, обнаруженное в Японии, вызванная отравлением ртутью?
минамата ;
Вопрос №18
Канцерогенами называются вещества, вызывающие:
рак ;
Вопрос №19
Парниковый эффект, связанный с накоплением в атмосфере углекислого газа, сажи и других твердых частиц:
вызовет повышение температуры и приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере ;
Вопрос №20
Что изучает аутэкология?
экологию особей ;
Вопрос №21
В каком году появилась идея глобального мониторинга окружающей среды и сам термин мониторинг?
1971 г. ;
Вопрос №22
Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к:
сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.) ;
Вопрос №23
Как называется мониторинг, который осуществляется на основе международного сотрудничества позволяющий оценить современное состояние природной системы Земли.
глобальный (биосферный) ;
Вопрос №24
Кем было разработано учение об экосистеме?
А. Тенсли ;
Вопрос №25
Кем создано учение о ноосфере?
В.И. Вернадский;
Вопрос №26
Естественный шумовой фон составляет:
20-30 дБ ;
Вопрос №27
Повышение дозы облучения человеческого организма вызывает:
нарушение функций кроветворения ;
Вопрос №28
Важнейшей составной частью экосистемы современного города является:
зеленые насаждения ;
Вопрос №29
Самым эффективным действием отдельного человека по улучшению экологических условий может быть:
активное участие в борьбе за принятие и выполнение законов по охране окружающей среды ;
Вопрос №30
Первые два приземных слоя атмосферы, это:
тропосфера и стратосфера ;
Вариант 3
Вопрос №1
megalektsii.ru
экология Ника
Экология (наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с различными факторами среды) является___________ наукой.
(+) естественной (-) гуманитарной (-) социальной (-) сельскохозяйственной
Автором учения о биосфере является…
(+) В.И.Вернадский (-) Б. Небел (-) В.В.Докучаев (-) В.Н.Сукачёв
Тесты по экологии
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) геологическими процессами; б) космическими факторами; в) высокими темпами прогресса; г) изменением климата.
2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:
а) особенности рельефа местности; б) пищевые ресурсы и болезни; в) особенности климата; г) географическое положение страны.
3. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества; б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов; в) добычу и переработку полезных ископаемых; г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.
4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) пополняющимся ресурсам.
5. Вырубка лесных массивов приводит к:
а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима.
6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) засолением почв.
7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа; б) углекислого газа; в) диоксида азота; г) оксидов серы.
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры; б) канцерогенных веществ; в) радиоактивного загрязнения; г) возбудителей заболеваний.
9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары; б) облака; в) озоновый слой; г) азот.
10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
а) желудочно-кишечного тракта; б) сердечно-сосудистой системы; в) кожи; г) органов дыхания.
11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
а) ртути; б) свинца; в) кальция; г) кобальта.
12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы; б) инфекционные болезни; в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания; г) болезни пищеварительного тракта.
13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
а) биогенными; б) канцерогенными; в) пирогенными; д) абиогенными.
14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
а) предприятия химической и угольной промышленности; б) сельское хозяйство; в) бытовую деятельность человека; г) транспортные средства.
12.02.2011, 10:36 Тест по экологии Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных. 1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь: а) геологическими процессами; б) космическими факторами; в) высокими темпами прогресса; г) изменением климата. 2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются: а) особенности рельефа местности; б) пищевые ресурсы и болезни; в) особенности климата; г) географическое положение страны. 3. Рациональное природопользование подразумевает: а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества; б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов; в) добычу и переработку полезных ископаемых; г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека. 4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к: а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) пополняющимся ресурсам. 5. Вырубка лесных массивов приводит к: а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима. 6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь: а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоемов; г) засолением почв. 7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере: а) угарного газа; б) углекислого газа; в) диоксида азота; г) оксидов серы. 8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от: а) резких колебаний температуры; б) канцерогенных веществ; в) радиоактивного загрязнения; г) возбудителей заболеваний. 9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают: а) водяные пары; б) облака; в) озоновый слой; г) азот. 10. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний: а) желудочно-кишечного тракта; б) сердечно-сосудистой системы; в) кожи; г) органов дыхания. 11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы: а) ртути; б) свинца; в) кальция; г) кобальта. 12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются: а) болезни опорно-двигательной системы; б) инфекционные болезни; в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания; г) болезни пищеварительного тракта. 13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют: а) биогенными; б) канцерогенными; в) пирогенными; д) абиогенными. 14. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на: а) предприятия химической и угольной промышленности; б) сельское хозяйство; в) бытовую деятельность человека; г) транспортные средства. Ответы: 1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – в; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – а; 9 – в; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – б; 14 – а. Тест составлен по материалам: Прищепина И.А., Захарова Г.А. и др. Биология. Тестовые задания. – Мн.: Новое знание, 2005.
studfiles.net
Тест по теме: "Природные факторы"
Примерные вопросы тестов по экологии с ответами
Раздел «Биоценология», «Медицинская экология»,
«Глобальные экологические проблемы»
При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят:
к появлению широкого разнообразия форм;
внутривидовой конкуренции;
мутациям;
межвидовой конкуренции.
Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией:
рождаемости и обеспеченности пищей;
смертности и миграции;
рождаемости и размера территории, занимаемой популяцией;
рождаемости и смертности.
Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:
степь;
тропический лес;
луг;
широколиственный лес;
болото.
Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:
экосистема;
биоценоз;
фитоценоз;
зооценоз.
Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса:
это продиктовано биологическими особенностями вида;
достигается предел ёмкости среды в данных условиях;
исчерпывается ресурс размножения особей, они больше не могут оставлять потомство.
Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) геологическими процессами;2) космическими факторами;3) высокими темпами прогресса;4) изменением климата.
Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:
1) особенности рельефа местности;2) пищевые ресурсы и болезни;3) особенности климата;4) географическое положение страны.
Рациональное природопользование подразумевает:
1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;2) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;3) добычу и переработку полезных ископаемых; 4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.
Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
1) неисчерпаемым природным ресурсам;2) возобновляемым природным ресурсам;3) невозобновляемым природным ресурсам; 4) пополняющимся ресурсам.
Вырубка лесных массивов приводит к:
1) увеличению видового разнообразия птиц;2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;3) уменьшению испарения;4) нарушению кислородного режима.
Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом;2) уменьшением объема грунтовых вод;3) загрязнением водоемов;4) засолением почв.
Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
1) угарного газа;2) углекислого газа;3) диоксида азота;4) оксидов серы.
Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
1) резких колебаний температуры;2) канцерогенных веществ;3) радиоактивного загрязнения;г) возбудителей заболеваний.
От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
1) водяные пары;2) облака;3) озоновый слой;4) азот.
Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
1) желудочно-кишечного тракта;2) сердечно-сосудистой системы;3) кожи; 4) органов дыхания.
При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
1) ртути;2) свинца;3) кальция;4) кобальта.
Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
1) болезни опорно-двигательной системы;2) инфекционные болезни;3) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;4) болезни пищеварительного тракта.
Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
1) биогенными;2) канцерогенными;3) пирогенными;4) абиогенными.
Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности;2) сельское хозяйство;3) бытовую деятельность человека;4) транспортные средства.
Тест в формате ГИА (сводный)
А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
1) систематика
2) зоология
3) ботаника
4) экология
А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор
1) ограничивающий
2) оптимальный
3) антропогенный
4) биотический
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
2) биоценоз
3) биомасса
4) популяция
А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
1) хемотрофы
2) продуцентами
3) редуцентами
4) автотрофами
А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема (например, для планктона)
1) биомасса
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света или энергию химических связей неорганических соединений, называются
1) консументами
2) продуцентами
3) редуцентами
4) гетеротрофами
А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах, включающее потребителей и весь спектр их источников питания
1) пищевая сеть
2) пищевая цепь
3) трофическая цепь
4) цепь питания
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
4) пирамида массы
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
1) в степях
2) в тайге
3) в тропиках
4) в тундре
А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в популяции называется
1) плотностью популяции
2) продуктивностью популяции
3) саморегуляцией популяции
4) восстановлением популяции
А 12. Сигналом к сезонным изменениям является
1) температура
2) длина дня
3) количество пищи
4) взаимоотношения между организмами
А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам
1) окисляют органические вещества
2) потребляют готовые органические вещества
3) синтезируют органические вещества
4) разлагают органические вещества
А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества
1) белки
2) жиры3) углеводы
4) все перечисленные вещества
А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
1) возникающий вид
2) развивающий вид
3) исчезающий вид
4) эндемичный вид
А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является
1) неблагоприятные условия среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированный круговорот веществ
4) большое количество видов
А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением устойчивости сообщества, называется
1) сукцессией
2) флуктуацией
3) климаксом
4) интеграцией
А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) нет верного ответа
А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды; определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
1) экологической борьбой
2) экологическими последствиями
3) экологической ситуацией
4) экологическим мониторингом
А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
1) заповедник
2) заказник
3) ботанический сад
4) национальный парк
Часть В.
В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. К антропогенным экологическим факторам относят
А) внесение органических удобрений в почву
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) прореживание саженцев сосны
Е) обмеление рек в результате вырубки лесов
Ответ______________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
В 2. В естественной экосистеме
А) разнообразный видовой состав
Б) обитает небольшое число видов
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) разветвленные цепи питания
Е) среди консументов преобладают хищники
Ответ______________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.
В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами
Компоненты среды
Экосистемы
А) Круговорот веществ незамкнутый
Б) Круговорот веществ замкнутый
В) Цепи питания короткие
Г) Цепи питания длинные
Д) Преобладание монокультур
1) Агроценоз
2) Биогеоценоз
А
Б
В
Г
Д
Часть С.
При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.
С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
С 2. В чем причина массовых миграций животных?
Вариант 2.
Часть А
А 1. Термин «экология» в 1866 году предложил
1) Ю. Сакс
2) Э. Геккель
3) И. Сеченов
4) Ф. Мюллер
А 2. Совокупность физических и химических факторов неживой природы, воздействующих на организм в среде его обитания - фактор
1) биотический
2) антропогенный
3) абиотический
4) экологический
А 3. Ограничивающий фактор в биоценозе
1) свет
2) воздух
3) пища
4) почва
А 4. Группа популяций разных видов, населяющих определенную территорию, образуют
1) биоценоз
2) биогеоценоз
3) экосистему
4) фитоценоз
А 5. Продуценты в экосистеме дубравы
1) поглощают готовые органические вещества
2) образуют органические вещества
3) разлагают органические вещества
4) выполняют все перечисленные функции
А 6.Самая высокая продуктивность
1) смешанные леса
2) лиственные леса
3) хвойные леса
4) тропические леса
А 7. Усваивают углекислый газ, вовлекая его в круговорот веществ
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) детритофаги
А 8. Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему
1) пищевая цепь
2) пищевая сеть
3) пищевой уровень
4) пирамида численности
А 9.Закономерность, согласно которой количество энергии, накапливаемой на каждом более высоком трофическом уровне, прогрессивно уменьшается
1) правило экологической пирамиды
2) закон гомологических рядов
3) ограничивающий фактор
4) оптимальный фактор
А 10. В биогеоценозе дубравы биомасса консументов первого порядка определяется биомассой
1) микроорганизмов
2) растений
3) хищников
4) консументов 3-го порядка
А 11. Наиболее подвержены изменениям компоненты биоценоза
1) продуценты
2) консументы
3) редуценты
4) нет правильного ответа
А 12. Способность организмов реагировать на чередование в течение суток периодов света и темноты определенной продолжительности
1) фотопериодизм
2) биологические ритмы
3) биологические часы
4) биотические факторы
А 13. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-либо одном месте (географической области)
1) возникающий вид
2) развивающий вид
3) исчезающий вид
4) эндемичный вид
А 14.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года
1) зимний покой
2) зимняя спячка
3) остановка физиологических процессов
4) анабиоз
А 15. Исторически сложившаяся совокупность растительных организмов, произрастающая на данной территории
1) флора
2) фауна
3) экосистема
4) сообщество
А 16 Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) антропогенные, биотические, абиотические
А 17. Известно, что большое число видов в экосистеме способствует ее устойчивости
1) особи разных видов не связаны между собой
2) большое число видов ослабляют конкуренцию
3) особи разных видов используют разную пищу
4) в пищевых цепях один вид может быть заменен другим видом
А 18. В биогеоценозе в отличие от агроценоза
1) круговорот не замкнутый
2) цепи питания короткие
3) поглощенные растениями элементы из почвы, со временем в нее возвращаются
4) поглощенные растениями элементы из почвы, не все в нее снова возвращаются
А 19. Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?
1) привлечение плотоядных животных
2) привлечение животных – редуцентов
3) внесение органических удобрений
4) уничтожение сорняков пропалыванием
А 20. Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, старинные парки, живописные скалы и т.д.)
1) заказник
2) заповедник
3) национальный парк
4) памятник природы
Часть В.
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. Местом для первичной сукцессии могут служить
А) лесная вырубка
Б) обнаженная горная порода
В) песчаные дюны
Г) заброшенные сельскохозяйственные угодия
Д) выгоревшие участки
Е) бывшее ложе ледника
Ответ______________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
В 2. Консументом леса является волк
А) Потребляет солнечную энергию
Б) регулирует численность мышевидных грызунов
В) выполняет роль редуцента
Г) хищник
Д) накапливает в теле хитин
Е) поедает растительноядных животных
Ответ______________________________
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
При выполнении задания В3 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы выбранных ответов без пробелов и других символов.
В 3. Укажите соответствие парами животных и типом их взаимоотношений
Пары животных
Типы взаимоотношений
А) острица – человек
Б) волк – заяц
В) сова – мышь
Г) гидра - дафния
Д) бычий цепень – копытное животное
1) хищник – жертва
2) паразит - хозяин
Часть С.
При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.
С 1.Когда нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?
С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?
Ответы.
Часть А.
№ заданий
Вариант №1
Вариант № 2
А 1
4
2
А 2
4
3
А 3
2
3
А 4
2
4
А 5
3
2
А 6
3
4
А 7
2
1
А 8
1
1
А 9
1
1
А 10
4
2
А 11
3
1
А 12
2
3
А 13
3
4
А 14
3
2
А 15
4
1
А 16
6
3
А 17
1
4
А 18
3
3
А 19
4
2
А 20
4
4
Часть В.
Вариант № 1.
В1:АДЕ
В2 АГД
В3 12121
Вариант № 2
В1.БВЕ
В2 БГЕ
В3 21112
Часть С.
Вариант 1.
С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера?
Предполагаемый ответ:
1. Уменьшение численности шмелей.
2.Увеличение численности травоядных животных.
3. усиленное размножение растений-конкурентов.
С 2. В чем причина массовых миграций животных?
Предполагаемый ответ:
1. Недостаток или отсутствие кормовой базы
2. Инстинкт миграции в период размножение.
3. Интенсивное размножение (увеличение) численности вида.
4. Природные катаклизмы (наводнение и др.)
Вариант 2.
С 1.Как нужно выращивать редис для получения корнеплода и семян?
Предполагаемый ответ:
1. Редис – растение короткого дня.
2. Для получения корнеплодов выращивать весной и осенью при более коротком дне.
3 Для получения семян выращивать летом, при длинном дне редис зацветает.
С 2.В 1859 году на одной из ферм Австралии выпустили 12 пар кроликов. Через 40 лет численность их достигла нескольких сот миллионов особей. Кролики стали бедствием Австралии. Чем можно объяснить массовое размножение кроликов? Как снизили их численность?
Предполагаемый ответ:
1.Интенсивное размножение кроликов объясняется: малым количеством хищников и обилием пищевых ресурсов.Численность может быть снижена биологическим методом (использование например, вирусов).
Биологические термины:
Вид - формы живой материи, представленные совокупностью особей, сходных между собой по морфологическим и физиологическим особенностям, имеющим общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и занимающих определенную область распространения (ареал).
Популяция - совокупность особей определенного вида, в течение достаточно длительного времени населяющих определенное пространство. Популяция – элементарная эволюционная единица, она обладает собственной эволюционной судьбой.
Условия, влияющие на численность популяции - пищевые ресурсы, ограниченность ареала обитания, эпидемии, болезни, природные катастрофы и т.д.
Динамика популяций - колебания или изменения численности популяций во времени.
Движущие силы эволюции - наследственность, изменчивость, естественный отбор, борьба за существование
Ёмкость среды - способность территории вмещать определённое количество особей.
Полный перечень терминов в отдельном файле.
Экологические законы - http://www.newecology.ru/ecological_legislation
infourok.ru
1. | Эврибионтность обычно соответствует широкому распространению видов. ДА-НЕТ | ||||
2. | Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью. ДА-НЕТ | ||||
3. | Человек и человечество- часть живого вещества нашей планеты. ДА-НЕТ | ||||
4. | Аутэкология изучает естественные группировки особей одного вида. ДА-НЕТ | ||||
5. | Потребители органического вещества, образованного из биогенных элементов, называются продуцентами. ДА-НЕТ | ||||
6. | Растительное сообщество – это часть биогеоценоза ДА-НЕТ | ||||
7. | Зеленые одноклеточные водоросли плеврококки из загрязненного водоема имеют большую массу, чем водоросли из чистой воды. ДА-НЕТ | ||||
8. | Одной из причин сокращения численности аистов является осушение болот и заболоченных лугов. ДА-НЕТ | ||||
9. | Организмы, питающиеся мертвым или частично разложившимся органических веществом, называют детритофагами. ДА-НЕТ | ||||
10. | Семена черники прорастают лишь в том случае, если проходят через пищеварительную систему съевшего ягоды черники животного. ДА-НЕТ | ||||
11. | Все рифообразующие кораллы очень чувствительны к солености воды. Особенно губительно для них уменьшение солености. ДА- НЕТ | ||||
12. | Смена растительного сообщества- это его зарастание. . ДА-НЕТ | ||||
13. | На листовой поверхности тополя за летний период может осаждаться до 34 кг пыли. ДА-НЕТ | ||||
14. | Агробиоценозы способны к длительному самостоятельному существованию. ДА-НЕТ | ||||
Из четырех предложенных вариантов ответов выберите один, правильный. | |||||
15. | К охраняемым растениям сырых смешанных лесов Архангельской области относится : | ||||
а - | чина лесная; | в - | ветреница лесная; | ||
. | б - | дремлик широколистный; | г - | копытень европейский. | |
16. | Организмы, питающиеся остатками умерших растений и животных, носят название : | ||||
а - | продуценты; | в - | редуценты; | ||
б - | консументы; | г - | автотрофы. | ||
17. | Наиболее высокую степень предрасположенности к меланоме имеет человек с признаком: | ||||
а - | голубые глаза; | в - | веснушки; | ||
б - | светлая кожа и рыжие волосы; | г - | многочисленные родинки. | ||
18. | Размещение живых организмов по ярусам в пространстве обеспечивает возможность на сравнительно небольшой территории разместиться : | ||||
а - | большому количеству животных; | ||||
б - | большому количеству популяций одного вида; | ||||
в - | большому количеству видов из одного царства живой природы; | ||||
г - | большому количеству видов из разных царств живой природы | ||||
19. | К консументам первого порядка относится: | ||||
а - | ящерица; | в - | змея; | ||
б - | ястреб; | г - | мышь. | ||
20. | Микроскопические водоросли образуют: | ||||
а - | фитопланктон; | в - | биоценоз; | ||
б - | зоопланктон; | г - | биогеоценоз. | ||
21. | Согласно санитарно-гигиеническим нормам расстояние от границ школы до жилых домов должно быть не менее: | ||||
а - | 100 метров; | в - | 30 метров; | ||
б - | 50 метров; | г - | 10 метров. | ||
22. | Внесите недостающий компонент в цепь питания «зеленое растение→кузнечик→........ .→ ястреб» : | ||||
а - | заяц; | в - | мокрица; | ||
б - | ящерица; | г - | змея. | ||
23. | 17. Основное отрицательное влияние человека на состояние рек и озёр в Архангельской области заключается: | ||||
а - | в их загрязнении отходами химического производства; | в - | в загрязнении их бытовыми стоками; | ||
б- | в судоходстве; | г - | в молевом сплаве леса. | ||
24. | Внесите недостающий компонент в цепь питания: фитопланктон → зоопланктон → ...... .→тупик → редуценты: | ||||
а - | чайка; | в - | конюга; | ||
б - | головоногий моллюск; | г - | щука. | ||
25. | Экосистема, ежегодный прирост зеленой массы которой составляет 165 ц /га, а запасы мертвых растительных остатков -20 ц/ га : | ||||
а - | ельники средней тайги; | в - | сфагновые болота; | ||
б - | арктические тундры; | г - | влажные тропические леса. | ||
26. | Диатомовые водоросли, обитающие в океане, являются : | ||||
а - | продуцентами; | в - | консументами 2-го порядка; | ||
б - | консументами 1-го порядка; | г - | редуцентами. | ||
27. | Для биологического способа контроля численности больших песчанок в пустыне Китая наиболее эффективны: | ||||
а - | лисы; | в - | змеи; | ||
б - | беркуты; | г - | львы. | ||
28. | Одним из признаков предрасположенности к меланоме является: | ||||
а - | бледная белая кожа; | в - | карий цвет глаз; | ||
б - | темный цвет волос; | г - | курчавые волосы. | ||
29. | Аквариумные растения в процессе фотосинтеза вырабатывают: | ||||
а - | углекислый газ; | в - | минеральные вещества, кислород; | ||
б - | органические вещества и кислород; | г - | кислород. | ||
30. | Конференция ООН по окружающей среде и развитию проводится с периодичностью один раз в : | ||||
а - | 3 года; | в - | 10 лет; | ||
б - | 5 лет; | г - | 20 лет. | ||
31. | Гусеницы бабочек-шелкопрядов ослабляют защитные свойства сосен и обеспечивают заселение их короедами, потому что поедают : | ||||
а - | кору; | в - | хвою; | ||
б - | древесину ; | г - | семена . | ||
32. | Первый ярус в растительном сообществе представлен : | ||||
а - | высокими деревьями; | в - | кустарниками; | ||
б - | низкорослыми деревьями; | г - | травами. | ||
33. | К агроценозам относится : | ||||
а - | городской парк; | в - | луг; | ||
б - | дачный участок; | г - | лес. | ||
34. | За последнее тысячелетие с территории Подмосковья по вине человека исчезло 10 видов рыб, 13 видов птиц и 1 вид млекопитающих, многие виды находятся на грани исчезновения; в Красную книгу Московской области занесено более 700 видов растений, животных и грибов. Укажите основную причину исчезновения видов: | ||||
а - | загрязнение окружающей среды; | в - | прямое уничтожение; | ||
б - | исчезновение и деградация естественных мест обитания; | г - | усиление фактора беспокойства. | ||
35. | Научно-просветительское учреждение, являющееся одновременно уникальной лабораторией по сохранению разнообразия животного мира и музеем живой природы, созданным человеком : | ||||
а - | зоологический музей; | в - | национальный парк; | ||
б - | зоологический парк; | г - | заповедник. | ||
36. | Президент России Владимир Путин принял участие в экологическом проекте "Полет надежды", который направлен на сохранение редкого вида птиц : | ||||
а - | журавлей – стерхов; | в - | белой чайки; | ||
б - | орлана - белохвоста | г - | лебедей –кликунов. | ||
37. | К естественным экосистемам относят: | ||||
а - | тундры, болота, степи, леса, луга, моря; | ||||
б - | тундры, агроэкосистемы, степи, леса, луга, моря; | ||||
в - | тундры, морские «огороды», степи, леса, луга, моря; | ||||
тундры, плантации шампиньонов, степи, леса, луга, моря. | |||||
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным | |||||
38. | Клесты и белки питаются семенами ели. Определите тип пищевых отношений : | ||||
а - | конкуренция; | в - | аменсализм; | ||
б - | комменсализм; | г - | симбиоз. | ||
39. | Совершая прогулки около водоема в разное время года, можно заметить , что : | ||||
а - | зимой вблизи водоема прохладнее, а летом теплее; | ||||
б - | летом температурный режим возле водоема не отличается от температуры окружающей среды в целом; | ||||
в- | зимой температурный режим возле водоема не отличается от температуры окружающей среды в целом; | ||||
г- | зимой вблизи водоема теплее, а летом прохладнее. | ||||
40. | На пне срубленной осины часто появляются порослевые побеги. Но порослевая осина в большей степени, чем осина семенного происхождения, подвержена гнилостным заболеваниям. Быстрый рост порослевой осины и большую подверженность ее заболеваниям с большей вероятностью можно объяснить: | ||||
а - | развитой корневой системой и слабым иммунитетом порослевой осины; | ||||
б - | развитой корневой системой срубленного старого дерева и подверженностью грибковым заболеваниям окружающих поросль взрослых деревьев; | ||||
в - | развитой корневой системой срубленного старого дерева и пораженностью ее грибковыми заболеваниями; | ||||
г - | симбиотическими отношениями поросли осины с растущими рядом деревьями и бактериальным заражением срубленного дерева. |
Тест с ответами по экологии для учащихся вузов
1) Э. Геккель;
2) Ч. Дарвин;
3) А. Тенсли.
1) популяция;
2) экосистема;
3) биоценоз.
1) дэмэкология;
2) cинэкология;
3) эйдэкология.
1) мегаэкология;
2) аутэкология;
3) синэкология.
1) вода и углеводы;
2) кислород и углеводы;
3) кислород и аминокислоты.
1) грибы;
2) вирусы;
3) растения.
1) биотическими;
2) абиотическими;
3) экологическими.
1) В. Сукачев;
2) В. Вернадский;
3) Аристотель.
1) их высокая численность;
2) связь с другими популяциями;
3) связь между особями популяции.
1) присуща живым организмам с момента появления их на свет;
2) является результатом длительного естественного отбора;
3) возникает путем длительных тренировок организма.
1) на численность особей;
2) на возрастную структуру;
3) на ареал.
1) внутривидовой конкуренции;
2) мутациям;
3) межвидовой конкуренции.
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) зооценоз.
1) космическими факторами;
2) высокими темпами прогресса;
3) изменением климата.
1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов.
1) угарного газа;
2) углекислого газа;
3) оксидов серы.
1) инфекционные болезни;
2) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
3) болезни пищеварительного тракта.
1) катаболизмом;
2) экскрецией;
3) питанием.
1) популяцией;
2) сообществом;
3) группой.
1) мутация;
2) дрейф генов;
3) неслучайное скрещивание.
1) В. И. Вернадским;
2) В. Н. Сукачевым;
3) А. Тенсли.
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) микробоценоз.
1) свет;
2) температура;
3) вода.
1) относительная влажность;
2) абсолютная влажность;
3) влажность.
1) ограничивающими;
2) модификационными;
3) раздражительными.
1) 1906;
2) 1980;
3) 1972.
1) 1993;
2) 1972;
3) 1986.
1) Хлорирование;
2) Ультрафиолетовое облучение;
3) Озонирование.
1) 100 л;
2) 400-500 л;
3) 700-900 л.
1) 15 км;
2) 45 км;
3) 100 км.
likedoc.ru
Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника
Разделы: Биология
Цели:
Образовательная – выделить и охарактеризовать важнейшие уровни структурной организации жизни в биосфере;Развивающая – углубить знания о жизни на Земле как сложноорганизованной многоуровневой системе в виде оформленного конспекта лекций;Воспитательная – продолжить формирование экологической культуры, основанной на научной картине организации жизнедеятельности биосферы.
Задачи:
- Построить изучение нового материала на основе имеющихся знаний;
- Продолжить отработку навыков и умений обобщать и систематизировать полученную информацию в форме конспекта.
Оборудование и наглядности: Экспозиционный материал в кабинете биологии (“Уровни организации живой природы”, “ Эволюция растений”, “ Эволюция животных”, “ Основные царства живой природы”, “ Эволюция человека”, “ Геохронология Земли”), таблицы (“Распространенность химических элементов в земной коре” (по декадам В.И. Вернадского)), портрет В.И. Вернадского.
План урока:
I. Организационный момент.
1. Контроль д/з (экологические тесты), оценка (взаимоконтроль, самооценка).
Выберите один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
а) геологическими процессами; б) космическими факторами; в) высокими темпами прогресса; г) изменением климата.
2. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций, являются:
а) особенности рельефа местности; б) пищевые ресурсы и болезни; в) особенности климата; г) географическое положение страны.
3. Рациональное природопользование подразумевает:
а) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества; б) деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов; в) добычу и переработку полезных ископаемых; г) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.
4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к :
а) неисчерпаемым природным ресурсам; б) возобновляемым природным ресурсам; в) невозобновляемым природным ресурсам; г) пополняющимся ресурсам.
5. Вырубка лесных массивов приводит к :
а) увеличению видового разнообразия птиц; б) увеличению видового разнообразия млекопитающих; в) уменьшению испарения; г) нарушению кислородного режима.
6. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
а) парниковым эффектом; б) уменьшением объема грунтовых вод; в) загрязнением водоёмов; г) засолением почв.
7. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
а) угарного газа; б) углекислого газа; в) диоксида азота; г) оксидов серы.
8. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:
а) резких колебаний температуры; б) канцерогенных веществ; в) радиоактивного загрязнения; г) возбудителей заболеваниё.
9. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
а) водяные пары; б) облака; в) озоновый слой; г) азот.
10. Разрушение озонового слоя ведёт к увеличению заболеваний:
а) желудочно-кишечного тракта; б) сердечно - сосудистой системы; в) кожи; г) органов дыхания.
11. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:
а) ртути; б) свинца; в) кальция; г) кобальта.
12. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
а) болезни опорно-двигательной системы; б) инфекционные болезни; в) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания; г) болезни пищеварительного тракта.
13. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
а) биогенными; б) канцерогенными; в) пирогенными; г) абиогенными.
14. Наибольшее количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на :
а) предприятия химической и угольной промышленности; б) сельское хозяйство; в) бытовую деятельность человека; г) транспортные средства.
ОТВЕТЫ: 1 - в; 2- б; 3 - б; 4 - в; 5 - г; 6 - в; 7 - б; 8 - а; 9 - в; 10 - в; 11 - а; 12 - в; 13 - б; 14 - а.
2. Сообщение темы урока, целей и задач деятельности учителя и учащихся, формы и содержание основного учебного материала, критерии оценки деятельности за урок.
II. Изучение нового материала.
Структура биосферы (лекция).
Живая природа очень тесно связана с неживой природой и эволюционное развитие жизни на Земле тесно связаны с геологическими и химическими процессами. Земля – космическое тело. (Рассказ с демонстрацией “Геохронологической таблицы Земли”). На нашей планете, в начале её развития, была только неживая природа. Мы попробуем, на основе своих знаний проследить развитие биосферы Земли.
Я помогу вам составить конспект, приготовьте цветные ручки, для выделения главного. С правой стороны листа отведите линией 4-5 клеток.
Начнём с того, что ученые физики и химики имеют сведения о том, что мельчайшими образованиями в природе являются элементарные частицы.
О и О – протоны и нейтроны, образующие ядро атома и О – электроны в виде отрицательного заряженного ОS и p электронных облаков.
Пространство вокруг ядра.
О,О,О Атом (химический элемент и его изотопы, 110 видов) П.С.Х.Э. C, O, H, N(P) – макроэлементы биосферы (декады Вернадского). h3O + CO2 + фотон света – фотосинтез (хлорофилл). Органические вещества: Углеводы энергия, жиры (липиды) – оболочка, белки – строительный материал. | I м о л е к у л а |
ДНК (ДНК + капсула) – вирус (неклеточная форма жизни). ДНК + цитоплазма + клеточная стенка + рибосомы + – прокариоты (безъядерные клетки). ДНК (хромосомы) + ядро + цитоплазма и органоиды – эукариоты (ядерные клетки). Клетка —> одноклеточные организмы. |
II к л е т к а |
Ткани (многоклеточные организмы) —> Растительные: фотосинтезирующая, покровная, проводящая, механическая, образовательная, запасающая. —> Животные: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. |
III т к а н и |
Орган – часть организма, выполняющая
определённую функцию, построенная из разных
видов тканей.
Система органов – взаимосвязанные выполнением одной функции органы животных |
IV о р г а н |
Организм – открытая,
саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся
система живой Природы (Царства живой природы).
|
V о р г а н и з м |
Вид – организмы сходные по своим физиологическим критериям. Ареал – место обитания (размеры территории) вида. Популяции – (численность и качественный состав ареала). | VI |
Биоценоз – пищевые взаимосвязи
популяций организмов, обитающих на одной
территории: А) Продуценты – образуют органические вещества (растения, фотосинтез); Б) Консументы – потребляют органические вещества (пищевые цепи); Животные Растительноядные, плотоядные, симбионты, паразиты. В) Редуценты – разрушают и преобразуют остатки организмов (грибы, бактерии – санитары). Биотоп – место обитания биоценоза. |
VII б и о ц е н о з + б и о т о п |
Костное вещество – неживая природа:
атмосфера, гидросфера, литосфера.
Экологическая ниша – местообитание вида (биогенное вещество – нефть, уголь, торф, известняк); Биогеоценоз – взаимосвязь биоценоза и биотопа, образование экологической системы, природного сообщества: лес, болото… (Биокостное вещество). |
б и о г е о ц е н о з |
Биосфера – совокупность природных сообществ, обеспечивающая круговорот веществ, связывающий живую и неживую природы на Земла. | б и о с ф е р а |
III. Систематизация лекционного материала.
Выпишем из конспекта слова справа а таблицу (слева).
Уровни структуры биосферы Земли |
||||
I. Молекула. II. Клетка. III. Ткань. IV. Орган. | Молекулярный. Клеточный. Тканевый. Органный. | Молекулярный. Клеточный. Органно-тканевый. | Молекулярный. Клеточный организменный. | Суборганизменный. |
V. Организм. VI. Популяция. | Организменный. Популяционный. | Популяционно-видовой. | Популяционный. | Организменный. |
VII. Биогеоценоз. VIII. Биосфера. | Биогеоценотический биосферный. | Биогеоценотический биосферный. | Ценотический. | Надорганизменный. |
Таким образом, классификаций существует несколько, и если вам встречается любая из них, вы сможете её объяснить. В результате нашей работы делаем выводы:
- Земля – космическое тело и в ней протекают постоянно геологические и химические процессы, в результате которых происходит эволюция биосферы.
- С появлением человека и развитием общества людей, которые производят положительную и отрицательную деятельность в биосфере, усугубляют её глобальные проблемы.
Однако хочется заметить, что большинство людей, бережно относятся к природе. Об этом свидетельствуют картины художников и литературные произведения. (Читают стихи).
IV. Итог урока. Оценка деятельности. Домашние задания.
- Оценить полученные знания по новому материалу. Сложите свою оценку с оценкой за тест и скажите общую за урок.
- Домашние задания. Параграф 46, конспект в тетради, с выделенными в конспекте словами составить: ребус, кроссворд, тест (5 терминов “3”, 8 – “4”, 10 и более – “5”).
- Выяснение непонятного или дополнения к уроку.
- Рекомендации дополнительной литературы.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Тест с ответами по экологии для учащихся ВУЗов
- Термин «экология» предложил:
1) Э. Геккель;
2) Ч. Дарвин;
3) А. Тенсли.
- Основная функциональная единица в экологии:
1) популяция;
2) экосистема;
3) биоценоз.
- Раздел экологии, задачей которой является установление пределов существования особи (организма):
1) дэмэкология;
2) cинэкология;
3) эйдэкология.
- Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) называется:
1) мегаэкология;
2) аутэкология;
3) синэкология.
- При фотосинтезе образуются …
1) вода и углеводы;
2) кислород и углеводы;
3) кислород и аминокислоты.
- Какие из перечисленных ниже организмов являются неклеточными:
1) грибы;
2) вирусы;
3) растения.
- Все факторы живой и неживой природы, воздействующие на особи, популяции, виды, называют:
1) биотическими;
2) абиотическими;
3) экологическими.
- Понятие «биогеоценоз» ввел:
1) В. Сукачев;
2) В. Вернадский;
3) Аристотель.
- Показателем процветания популяций в экосистеме служит:
1) их высокая численность;
2) связь с другими популяциями;
3) связь между особями популяции.
- Приспособленность к среде обитания:
1) присуща живым организмам с момента появления их на свет;
2) является результатом длительного естественного отбора;
3) возникает путем длительных тренировок организма.
- Изменения во внешней среде приводят к различным изменениям в популяции, но не влияют:
1) на численность особей;
2) на возрастную структуру;
3) на ареал.
- При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят:
1) внутривидовой конкуренции;
2) мутациям;
3) межвидовой конкуренции.
- Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) зооценоз.
- Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) космическими факторами;
2) высокими темпами прогресса;
3) изменением климата.
- Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов.
- Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
1) угарного газа;
2) углекислого газа;
3) оксидов серы.
- Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:
1) инфекционные болезни;
2) сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
3) болезни пищеварительного тракта.
- Процесс потребления вещества и энергии называется:
1) катаболизмом;
2) экскрецией;
3) питанием.
- Совокупность способных к самовоспроизводству особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособлено от других совокупностей того же вида, называется:
1) популяцией;
2) сообществом;
3) группой.
- 20. Как называется источник возникновения новых аллелей при изменении генетической структуры популяции:
1) мутация;
2) дрейф генов;
3) неслучайное скрещивание.
- Термин «экосистема» был предложен в 1935 году ученым:
1) В. И. Вернадским;
2) В. Н. Сукачевым;
3) А. Тенсли.
- Как называют совокупность популяций разных живых организмов (растений, животных и микроорганизмов) обитающих на определенной территории:
1) биоценоз;
2) фитоценоз;
3) микробоценоз.
- При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором является:
1) свет;
2) температура;
3) вода.
- Количество водяного пара, содержащегося в воздухе, выраженное массой воды на единицу массы воздуха:
1) относительная влажность;
2) абсолютная влажность;
3) влажность.
- Воздействия, вызывающие морфологические и анатомические изменения организмов, называются:
1) ограничивающими;
2) модификационными;
3) раздражительными.
- Когда был создан Гринпис:
1) 1906;
2) 1980;
3) 1972.
- Чернобыльская катастрофа произошла в:
1) 1993;
2) 1972;
3) 1986.
- Какой метод обеззараживания воды считается наиболее прогрессивным на сегодняшний день:
1) Хлорирование;
2) Ультрафиолетовое облучение;
3) Озонирование.
- Сколько литров кислорода потребляет в день взрослый человек:
1) 100 л;
2) 400-500 л;
3) 700-900 л.
- На какой высоте находится озоновый экран, защищающий Землю от солнечной радиации:
1) 15 км;
2) 45 км;
3) 100 км.
refdocx.ru