Обобщающий урок по теме "Фразеология". Вывести на чистую воду антоним фразеологизм
Книжные и разговорные фразеологизмы: примеры
Приходит время, когда школьники начинают изучать, что такое фразеологизмы. Их изучение стало неотъемлемой частью школьной программы. Знания о том, что такое фразеологизмы и как их используют, пригодятся не только на уроках русского языка и литературы, но и жизни. Образная речь - признак как минимум начитанного человека.
Что такое фразеологизм?
Фразеологизм - это выражение с определенным содержанием слов, которые в данном сочетании имеют иное значение, чем при употреблении этих слов по отдельности. То есть фразеологизм можно назвать устойчивым выражением.
Фразеологические обороты в русском языке нашли широкое применение. Изучением фразеологизмов занимался лингвист Виноградов, в большей степени благодаря ему их начали широко использовать. В иностранных языках тоже есть фразеологизмы, только называют их идиомами. Лингвисты до сих пор спорят, есть ли различие между фразеологизмом и идиомой, но точного ответа пока что не нашли.
Наиболее популярными являются разговорные фразеологизмы. Примеры их употребления можно найти ниже.
Признаки фразеологизмов
У фразеологизмов есть несколько важных особенностей и признаков:
- Фразеологизм является готовой языковой единицей. Это значит, что человек, употребляющий его в своей речи или на письме, извлекает это выражение из памяти, а не придумывает на ходу.
- Они имеют постоянную структуру.
- К фразеологизму всегда можно подобрать синонимичное слово (иногда и антоним).
- Фразеологизм - это выражение, которое не может состоять менее, чем из двух слов.
- Практически все фразеологизмы являются экспрессивными, побуждают собеседника или читателя на проявление ярких эмоций.
Функции фразеологизмов в русском языке
У каждого фразеологизма главная функция одна - придать речи яркость, живость, выразительность и, конечно же, высказать авторское отношение к чему-либо. Для того чтобы представить, насколько речь становится ярче при употреблениии фразеологизма, представьте, как юморист или писатель высмеивает кого-то с употреблением фразеологизмов. Речь становится интереснее.
Стили фразеологизмов
Классификация фразеологизмов по стилю - очень важная их особенность. Всего, выделяют 4 основных стиля устойчивых выражений: межстилевые, книжные, разговорные и просторечные. Каждый фразеологизм относится к какой-то из этих групп, в зависимости от его значения.
Разговорные фразеологизмы - это самая большая группа выражений. Некоторые считают, что межстилевые и просторечные фразеологизмы должны входить в одну группу с разговорными. Тогда выделяется всего две группы устойчивых выражений: разговорные и книжные.
Различия между книжными и разговорными фразеологизмами
Каждый стиль фразеологизмов отличается друг отдруга, а самую яркую разницу демонстрируют книжные и разговорные фразеологизмы. Примеры: не стоит медного гроша и дурак дураком. Первое устойчивое выражение книжное, потому что его можно использовать в каком-либо художественном произведением, в научно-публицистической статье, официально-деловом разговоре и пр. Тогда как выражение "дурак дураком" широко используется в разговорах, но не в книгах.
Книжные фразеологизмы
Книжные фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые намного чаще используются на письме, чем в разговорах. Они не характерны ярко выраженной агрессией и негативностью. Книжные фразеологизмы нашли широкое применение в публицистике, научных статьях, художественной литературе.
Примеры фразеологизмов и их значения:
- Во время оно - значит что-то, происходившее очень давно. Выражение является старославянским, часто используется в литературных произведениях.
- Тянуть канитель - значение длительного процесса. В старину канителью называли длинную металлическую нить, ее вытягивали щипцами из металической проволоки. Канителью вышивали по бархату, это было долгая и весьма кропотливая работа. Итак, тянуть канитель - это длительная и крайне скучная работа.
- Играть с огнем - заниматься чем-то крайне опасным, "быть на острие".
- Остаться с носом - остаться без чего-то, что очень хотел.
- Казанская сирота - это фразеологизм про человека, который выдает себя за нищего или больного, при этом имея цель получить выгоду.
- На козе не подъедешь - так давным-давно говорили про девушек, которых в праздники шуты и скоморохи никак не могли развеселить.
- Вывести на чистую воду - разоблачить в совершении чего-то нелицеприятного.
Книжных фразеологизмов крайне много.
Межстилевые фразеологические обороты
Межстилевые фразеологические обороты иногда называют нейтральными разговорными, потому как и со стилевой, и с эмоциональной точки зрения они нейтральны. Нейтральные разговорные и книжные фразеологизмы путают, потому что межстилевые тоже не особо эмоционально окрашены. Важная особенность межстилевых оборотов заключается в том, что они не выражают эмоции человека.
Примеры фразеологизмов и их значения:
- Ни капли - значит полное отсутствие чего-либо.
- Играть роль - как-то повлиять на то или иное событие, стать причиной чего-либо.
Межстилевых фразеологических оборотов не очень много в русском языке, но зато они употребляются в речи чаще других.
Разговорные фразеологические обороты
Самые популярные выражения - это разговорные фразеологизмы. Примеры их употребления могут быть самыми разнообразными, от выражения эмоций до описания человека. Разговорные фразеологические обороты, пожалуй, являются самыми выразительными среди всех. Их настолько много, что можно до бесконечности приводить примеры. Разговорные фразеологизмы (примеры) указаны ниже. Некоторые из них могут звучать по-разному, но при этом иметь схожее значение (то есть являться синонимами). А другие выражения, наоборот, имеют в составе одно и то же слово, но являются яркими антонимами.
Синонимичные разговорные фразеологизмы, примеры:
- Все без исключения, значение обощения: все, как один; и стар, и млад; от мала до велика.
- Очень быстро: в одно мгновение; не успел оглянуться; в миг; не успел глазом моргнуть.
- Трудиться усердно и прилежно: не покладая рук; до седьмого пота; засучив рукава; в поте лица.
- Значение близости: в двух шагах; быть под боком; рукой подать.
- Бежать быстро: сломя голову; что есть сил; во всю прыть; что есть мочи; во все лопатки; со всех ног; только пятками сверкает.
- Значение схожести: все, как один; все, как на подбор; один к одному; молодец к молодцу.
Антонимичные разговорные фразеологизмы, примеры:
- Кот наплакал (мало) - Куры не клюют (много).
- Ни зги не видно (темно, плохо видно) - Хоть иголки собирай (светло, хорошо видно).
- Потерять голову (плохо соображать) - Голова на плечах (рассудительный человек).
- Как кошка с собакой (врадждующие люди) - Не разлей вода, сиамские близнецы; душа в душу (близкие, очень дружные или похожие люди).
- В двух шагах (рядом) - За тридевять земель (далеко).
- Витать в облаках (задумчивый, мечтающий и несосредоточенный человек) - Смотреть в оба, держать ухо востро (внимательный человек).
- Чесать язык (разговарить, распускать сплетни) - Проглотить язык (молчать).
- Ума палата (умный человек) - Без царя в голове, жить чужим умом (глупый или безрассудный человек).
Фразеологизмы разговорного стиля, примеры с объяснением:
- Американский дядюшка - человек, который очень неожиданно выручает из материально тяжелой ситуации.
- Биться как рыба об лед - делать ненужные, бесполезные действия, не приводящие ни к какому результату.
- Бить баклуши - бездельничать.
- Бросить перчатку - вступить в спор с кем-либо, бросить вызов.
- Вернуться к своим баранам - вернуться к основной теме разговора или делу.
- Водить за нос - обманывать кого-то, вводить в заблуждение.
- Всемирный потоп - бедствие, затронувшее всех.
- Глухая тетеря - плохо слышаший человек.
- Делать из мухи слона - сильно преувеличивать, необоснованно предавать чему-то незначительному крайне большое значение.
- Египетский труд - очень тяжелый работа, изнуряющая человека.
- Завести шарманку - повторять одно и то же несколько раз.
- Золотая молодежь - дети богатых родителей, проводящие время в свое удовольствие и тратящие деньги.
- Играть в бирюльки - заниматься ненужными делами, бездельничать.
- Илья Муромец - человек крупного телосложения, очень высокий и сильный.
- Как Мамай прошел - беспорядок.
- Кануть в Лету - быть забытым, внезапно и бесследно исчезнуть.
- Сесть за круглый стол - развить дискуссию или переговоры, совещание с человеком на равных правах и полномочиях.
- Мартышкин труд - никому не нужная, бесполезная работа.
- Метать громы и молнии - угрожать кому-либо, ругать за что-то, быть гневным и раздраженным.
- Ни кола, ни двора - очень бедный и неимущий человек.
Просторечные фразеологические обороты
Просторечные обороты легко спутать с разговорными. Однако просторечные выражения употребляются в речи, как и разговорные. Они более эмоциональные, яркие, невежественные, имеют еще более сниженный стилистический характер и чаще всего характеризуются крайне отрицательной окраской. Их используют для совершения угроз, описания человека с отрицательной позиции и описывают что-то в плохом и пренебрежительном свете.
Разговорные и просторечные фразеологизмы, примеры:
- Показать кузькину мать.
- Драть козла.
- Орать благим матом.
- Мелкая сошка.
- Олух царя небесного.
- Гайка слаба.
- Канцелярская пресса.
Разговорно-бытовые фразеологические обороты
Разговорно-бытовые фразеологизмы, примеры со значением:
- Набить карман - наживать богатсво нечестным путем, получать большие доходы.
- Навострить лыжи - собраться быстро и неожиданно для всех.
- Как сельди в бочке - тесно, много (чаще всего об огромном скоплении людей, толпе),
- Заморить червячка - перекусить быстро и немного.
- Подложить свинью - устроить большую неприятность.
Фразеологизмы и их значения
Примеры книжных и разговорных фразеологизмов и их значения:
- Авгиевы конюшни - в наше время так называют очень грязное помещение или же сильную запущенность дел.
- Ахиллесова пята - слабое, уязвимое место человека.
- Белая ворона - человек, который очень сильно отличается от других внешностью или поведением.
- Варфоломеевская ночь - событие, запомнившееся жестокостью.
- Глас вопиющего в пустыне - бесполезные и постоянные просьбы, призывы, которые остаются без внимания.
- Держать в черном теле - обращаться с кем-то, как с рабом, сурово поступать с людьми.
- Жить на широкую ногу - ни в чем себе не отказывать, жить богато и пышно.
- Запретный плод (сладок) - фразеологизм, основанный на библейском мифе. Так говорится о чем-то желанном, но запрещенном.
- Идти ва-банк - действовать с большой смелостью, идти на риск во имя чего-то.
- Камень преткновения - почти непреодолимое препятствие.
fb.ru
Уроки русского языка: Лексика. Фразеология.Крылатые выражения.
Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.
Интересно, что во фразеологизмах слово нос практически никак не выявляет своего основного значения. Нос – орган обоняния, однако в устойчивых словосочетаниях с носом связывается прежде всего представление о чем-то небольшом, коротком. Помните сказку про Колобка? Когда Лисице нужно было, чтобы Колобок попал в сферу ее досягаемости, стал ближе, она просит его сесть к ней на нос. Однако слово нос не всегда обозначает орган обоняния. Есть у него и другие смыслы.
Слово рот входит в целый ряд фразеологизмов, значения которых связаны с процессом говорения. Через рот в организм человека поступает пища – ряд устойчивых выражений так или иначе указывает на эту функцию рта. Со словом губа фразеологизмов не много.
Слово ухо входит во фразеологизмы, так или иначе связанные со слухом. Грубые слова действуют прежде всего на уши. Во многих устойчивых выражениях слово уши обозначает скорее не орган слуха, а только наружную его часть. Интересно, а вы можете увидеть свои уши? Пользоваться зеркалом в данном случае не разрешается!
Со словом зуб в русском языке имеется довольно большое количество устойчивых выражений. Среди них заметна группа фразеологизмов , в которой зубы выступают как своего рода орудие защиты или нападения, угрозы. Используется слово зуб и во фразеологизмах , обозначающих различные плачевные состояния человека.
Слова грудь и спина входят в противоположно окрашенные фразеологизмы. Однако, есть со словом спина и положительно окрашенные фразеологизмы.
Язык – еще одно часто встречающееся во фразеологизмах слово, так как язык чрезвычайно важен для человека, именно с ним связывается представление о способности говорить, общаться. Идея говорения (или, наоборот, молчания) так или иначе прослеживается во многих фразеологизмах со словом язык.
Посмотри, правильно ли проиллюстрированы фразеологизмы, и скажи, как ты понимаешь их смысл?
7 – 8-е классы
Задание 1. Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь.
1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 //
2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 //
3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4, 15, 33 //
4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 //
5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 //
При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.
С 2–3 фразеологизмами составьте и запишите предложения.
Задание 2. Подберите синонимы к данным фразеологизмам, выделите в записанных словах орфограммы: 1) «проверяемая безударная гласная в корне», подберите проверочные слова; 2) «непроверяемая гласная в корне».
1)
Дать по рукам – вбивать клин – вертеть хвостом – выводить вензеля – вставать на дыбы – праздновать труса – с гулькин нос – делать большие глаза – задирать нос – и в ус не дует – кровь из носу – много воды утекло – бежать сломя голову –попасть в переплет – валяться в ногах – китайская грамота – и глазом не моргнуть – как сонная муха –2)
Вводить в (свой) круг –(сказать) в полный голос –вольный казак –бесструнная балалайка –в пух и прах разодетый –(глядеть) во все глаза –(алмаз) чистой воды –(жить) как за каменной стеной –(беречь) как зеницу ока –
Задание 3. Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.
1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой (служить).
Задание 4. Творческий словарный диктант. Объясните значение фразеологизмов, подобрав к ним слова-синонимы.
Галопом по европам –из кулька в рогожку –после дождичка в четверг –идти на поводу у кого-то –(промокнуть) до нитки –испокон веку –тютелька в тютельку –скрепя сердце –от чистого сердца –тяп-ляп –время от времени –попасть пальцем в небо –как бог на душу положит –тихой сапой –из-под полы –через час по чайной ложке –во веки веков –с хлеба на квас –без году неделя –не за горами –
(Для справок: недалеко; неохотно; тайком, исподтишка и постепенно; насквозь; кое-как, впроголодь; наспех; нисколько; недавно; изредка; точь-в-точь; искренне; медленно и помалу, еле-еле; невпопад; никогда; издавна; навсегда; небрежно; незаметно, втихомолку; наугад; скоро, подчиняться.)
Определите часть речи записанных слов.
Какие орфограммы наречий иллюстрируют эти слова?
Объясните и графически выделите все орфограммы наречий.
Задание 5. Словарный диктант. Объясните значение фразеологизма одним словом.
Душа нараспашку –душа не на месте –из ряда вон выходящий –как маков цвет –средней руки –медный лоб –большого сердца –ветреная голова –
Слова каких частей речи вы записали?
Объясните правописание н, нн в записанных словах.
Задание 6. Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.
Рослый, плечистый –очень высокий –кроткий, смирный –безутешно, горько (плакать) –недоброжелательно (встречать) –строго (обращаться с кем-либо) –утомляться –ничего не осталось –ничем не примечательный, невлиятельный –смелый –самый важный, самый главный –однообразно и непрерывно действовать –неразборчиво, неряшливо писать –быстро, стремительно (бежать) –неторопливо (двигаться) –нестройно (говорить, петь) –худой –забывчивый –
Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют синонимичные фразеологизмы?
Какие из записанных устойчивых сочетаний имеют фразеологизмы-антонимы?
Дайте стилистическую характеристику данным фразеологизмам.
С 2–3 фразеологизмами составьте предложения, запишите их, определите их синтаксическую роль.
Задание 7. Прочитайте фразеологические обороты, подумайте, среди представителей каких профессий они появились. Определите значения фразеологизмов.
Под сурдинку; холодный сапожник; цепная реакция; сбоку припека; нажимать на все педали; настроиться на минорный лад; чтобы впредь неповадно было.
Задание 8. Чем отличаются устойчивые выражения 1-й группы от 2-й?
1-я группа
1) Вместе тесно, а врозь скучно.2) Кончил дело – гуляй смело.3) Друзья познаются в беде.
2-я группа
1) За морем телушка – полушка, да рубль перевоз.2) Не было ни гроша, да вдруг алтын.3) Как волка ни корми – он все в лес смотрит.
Укажите фразеологические выражения, которые содержат в своем составе историзмы; объясните значения историзмов.
Назовите пословицу, в составе которой имеются антонимы.
Задание 9. Приведите примеры устойчивых выражений, созданных
а) при помощи сравнений;б) при помощи отрицаний;в) при помощи звукописи;г) основанных на противопоставлении.
Задание 10. Прочитайте предложения, найдите в них устойчивые выражения, объясните их значение. Спишите, подчеркивая фразеологизмы как члены предложения, укажите вопросы, на которые они отвечают.
Образец:
1) Душа ее, вся ее психология у него как на ладони. (А.Чехов) 2) Стручков обитал у черта на куличках. Шли, шли к нему и наконец пришли. (А.Чехов) 3) Пан Улянский был старый холостяк, появившийся на нашем дворе бог весть откуда. (В.Короленко) 4) Чувство, что я опять работаю, доставляло мне такое наслаждение, что я всю неделю трудился не покладая рук. (М.Твен) 5) На другой день ни свет ни заря я устремился в лес. (Ю.Нагибин) 6) Я мчался сквозь ольшаник, сам мокрый с головы до пят, охваченный жутким нетерпением и умиленным предвкушением встречи с мальчиком на заросшем булыжником шоссе. (Ю.Нагибин) 7) Вышед на улицу, Акакий Акакиевич был как во сне. (Н.Гоголь) 8) В этот день я и без того уже поохотиться не мог и потому скрепя сердце покорился своей участи. (И.Тургенев) 9) У Льва как гору с плеч свалило.(И.Крылов) 10) Но третий брат все лето мух ловил. (И.Крылов) 11) Вот к дереву друзья со всех несутся ног. (И.Крылов) 12) Я каждый день чуть свет встаю, чтобы начать трудиться.(С.Михалков) 13) Поэт трудился до седьмого поту. (С.Михалков) 14) Он должен заполучить эту книгу во что бы то ни стало!
Задание 11. Прочитайте. Назовите автора, произведение, из которого взяты эти строки.
Выпишите все устойчивые выражения, определите их значение.
I. 1) Я знал, что дома мать места себе не находит, переживая за меня, но мне от этого было не легче. 2) Учился я и тут хорошо. Что мне оставалось? Затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было, а относиться спустя рукава к тому, что на меня возлагалось, я тогда еще не умел. 3) Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова. 4) В школе я Птаху до этого не встречал, но, забегая вперед, скажу, что в третьей четверти он вдруг как снег на голову свалился на наш класс. 5) В конце концов я не выдержал и спустился к ним. Я знал, что иду на унижение, но не меньшим унижением было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали.
II. 1) В этом человеке было много загадочного: казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что, раз поднявшись, что, сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и все, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах. 2) Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый; это тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. 3) Моргач иногда по целым неделям обдумывает какое-нибудь, по-видимому, простое предприятие, а то вдруг решится на отчаянно смелое дело; кажется, тут ему и голову сломить... смотришь – все удалось, все как по маслу пошло. 4) Все его семейство состоит из одного сынишки, в котором он души не чает и который, воспитанный таким отцом, вероятно, пойдет далеко.
III. 1) Генералы поникли головами. 2) – А не почитать ли нам «Московских ведомостей»?
Сыщут нумер, усядутся под тенью, прочтут от доски до доски, как ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани... 3) – Спишь, лежебок! – накинулись они (генералы) на него (мужика). – Небось и ухом не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать! 4) И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!
IV.
К обидам горьким собственной персоныНе призывать участья добрых душ.Жить, как живешь,своей страдой бессонной,Взялся за гуж – не говори: не дюж.
V.
А Мишенька и ухом не ведет:Со светом Мишенька уж распрощался.В берлогу теплую забралсяИ лапу с медом там сосетДа у моря погоды ждет.
VI.
Не позволяй душе лениться!Чтоб воду в ступе не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь.Не разрешай ей спать в постелиПри свете утренней звезды,Держи лентяйку в черном телеИ не снимай с нее узды.
В составе какого устойчивого выражения среди выписанных вами, встречается устаревшая форма слова? Назовите современную форму слова.
Какие еще источники фразеологических оборотов вам известны?
Задание 12. Перед вами отрывки из басен И.Крылова. Прочитайте, укажите в них фразеологизмы. Определите их значение. Какую стилистическую окраску они имеют? С какой целью использует их баснописец в художественном стиле?
1)
У Барыни, старушки кропотливой,Две были девушки Служанки, коих частьБыла с утра и до глубокой ночи,Рук не покладая, прясть.
2)
Взял скоро волю конь ретивой:Вскипела кровь его и разгорелся взор;Не слушая слов всадниковых боле,Он мчит его во весь опор,Черезо все широко поле.
3)
...Не минуло и году,Как все узнали, кто Осел:Осел мой глупостью в пословицу вошел,И на Осле уж возят воду.
Помимо известных фразеологизмов, которые баснописец включил в свои произведения, он создал свои, и русский язык пополнился крылатыми выражениями самого И.Крылова. Запишите их, определите значение.
Задание 13. Прочитайте басню И.Крылова «Две собаки». Выпишите все устойчивые выражения, объясните их значение.
Дворовый верный пес Барбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомкуЖужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он с умиленья чуть не плачетИ под окномВертит хвостомИ скачет.«Ну что, Жужутка, как живешь,С тех пор как господа тебя в хоромы взяли?Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?» –«На счастье грех роптать, – Жужутка отвечает.– Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» – «Я, – отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос, –Живу по-прежнему: терплю и холод,И голодИ, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случай попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» – «Чем служишь! Вотпрекрасно! –С насмешкой отвечал Жужу. –На задних лапках я хожу».Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Определите стилистическую и эмоциональную окраску записанных фразеологизмов, их выразительную роль в басне.
Задание 14. 1) Объясните значение и происхождение крылатых слов. Какие словари крылатых слов вам известны?2) Объясните значения крылатых выражений, укажите их авторов и произведения, в которых они впервые употребляются.
Есть еще порох в пороховницах.Блажен, кто верует, тепло ему на свете.Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь.Пошла писать губерния.Человек в футляре.Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.Окно в Европу.Мертвые души.Свежо предание, а верится с трудом.В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.С корабля на бал.Луч света в темном царстве.А счастье было так возможно, так близко!..Герой нашего времени.
Задание 15. Крылатые выражения часто встречаются в заглавиях книг, публицистических материалов. Названия каких произведений русских писателей стали крылатыми (вошли во фразеологический фонд русского языка)?
Задание 16. Восстановите текст, заменяя рисунок устойчивым словосочетанием.
Ответы
Задание 1. 1) Аннибалова клятва; 2) яблоко раздора; 3) таскать каштаны из огня; 4) танталовы муки; 5) синяя птица. (Это фразеологизмы книжного характера.)
Задание 2.
1) Дать по рукам – наказать;вбивать клин – разъединять;вертеть хвостом – хитрить;выводить вензеля – плясать;вставать на дыбы – не соглашаться, возражать;праздновать труса – испугаться;с гулькин нос – немного;делать большие глаза – удивляться;задирать нос – зазнаваться;и в ус не дует – не хочет знать;кровь из носу – сделать обязательно;много воды утекло – давно;бежать сломя голову – спешить;попасть в переплет – попасть в затруднительное положение;валяться в ногах – униженно просить;китайская грамота – непонятный текст;и глазом не моргнуть – мгновенно;как сонная муха – неторопливо;
2) вводить в (свой) круг – сделать членом определенной группы;(сказать) в полный голос – во всеуслышание;вольный казак – свободный;бесструнная балалайка – болтливый;в пух и прах разодетый – разодетый напоказ;(глядеть) во все глаза – внимательно;(алмаз) чистой воды – настоящий;(жить) как за каменной стеной – спокойно, надежно, под защитой;(беречь) как зеницу ока – очень, изо всех сил.
Задание 3. 1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.
Задание 5.
Душа нараспашку – откровенный;душа не на месте – взволнованный;из ряда вон выходящий – особенный;как маков цвет – румяный;средней руки – посредственный;медный лоб – ограниченный;большого сердца – искренний;ветреная голова – легкомысленный.
Задание 6.
Рослый, плечистый – косая сажень в плечах;очень высокий – коломенская верста;кроткий, смирный – воды не замутит;безудержно, горько (плакать) – в три ручья;недоброжелательно (встречать) – в штыки;строго обращаться с кем-либо – держать в ежовых рукавицах;утомляться – выбиваться из сил;ничего не осталось – от жилетки рукава; рожки да ножки;ничем не примечательный, невлиятельный – мелкая сошка;смелый – не из робкого десятка;самый важный, самый главный – пуп земли;однообразно и непрерывно действовать – как заведенная машина;неразборчиво, неряшливо (писать) – как курица лапой;быстро, стремительно (бежать) – как на пожар;неторопливо (двигаться) – как сонная муха;нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова;худой – кожа да кости;забывчивый – (у него) дырявая память.
Задание 7. Под сурдинку (из речи музыкантов) – «скрыто, втихомолку»; образовано от латинского «сурдус» – глухой; русск. «сурдина» – специальное приспособление для ослабления, приглушения звучания некоторых музыкальных инструментов.
Холодный сапожник – так говорят, обычно с иронией, с осуждением, о людях, относящихся к делу без души, без огонька.
Цепная реакция – «непрекращающийся, вовлекающий в свою сферу какой-либо процесс» (чаще используется в публицистической речи).
Сбоку припека (из языка пекарей) – «нечто ненужное, лишнее».
Нажимать на все педали – «использовать свои связи ради достижения чего-либо».
Настроиться на минорный лад (из речи музыкантов) – «стать грустным, печальным».
Чтобы впредь неповадно было – из судебной формулы XVII века, сформулированной в «Соборном уложении» царя Алексея Михайловича, говорящей о наказании за самоуправство сотенных: за самовольное предоставление отпуска служилым людям.
Задание 8. В первой группе – народные речения, смысл которых ясен без пояснений, они выступают в прямом значении и заключают в себе житейские наблюдения, опыт, взгляды народа.
Во второй группе народные речения выступают в переносном значении.
Историзмы содержатся в пословицах: Не было ни гроша, да вдруг алтын; За морем телушка – полушка, да рубль перевоз:
грош – вышедшая из употребления старинная медная монета в полкопейки;
алтын – вышедшая из употребления старинная медная монета в три копейки;
полушка – самая мелкая монета в дореволюционной России, равная одной четвертой части копейки (в одном рубле сто копеек).
Задание 10. 1) Как на ладони; 2) У черта на куличиках; 3) бог весть откуда; 4) не покладая рук; 5) ни свет ни заря; 6) с головы до ног; 7) как во сне; 8) скрепя сердце; 9) гору с плеч свалило; 10) мух ловил; 11) со всех ног; 12) чуть свет; 13) до седьмого пота; 14) во что бы то ни стало.
Задание 11. I. В.Распутин. «Уроки французского», повесть.
1) Места не находит; 2) спустя рукава; 3) ни с того ни с сего; 4) как снег на голову; 5) раз и навсегда.
II. И.Тургенев. «Певцы», рассказ.
1) Не держал в ежовых рукавицах; 2) себе на уме; тертый калач; 3) голову сломить; как по маслу; 4) души не чает; пойдет далеко.
III. М.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1) Поникли головами; 2) от доски до доски; 3) ухом не ведет; 4) на бобах разводить.
IV. А.Твардовский. «К обидам горьким собственной персоны...», стихотворение.
1) Взялся за гуж – не говори: не дюж.
V. И.Крылов. «Медведь у пчел».
1) Ухом не ведет; у моря погоды ждет.
VI. Н.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться...», стихотворение.
1) Воду в ступе не толочь; держи в черном теле.
Устаревшая форма встретилась в составе фразеологизма спустя рукава, в современном русском языке вместо спустя употребляется деепричастие спустив.
Задание 12. 1) Рук не покладая; 2) во всеь опор; 3) в пословицу вошел; возят воду.
Строки басен Крылова, ставшие крылатыми:
А Васька слушает да ест (из басни «Кот и повар») – употребляется в значении «один стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое».
Услужливый дурак опаснее врага (из басни «Пустынник и медведь») – говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред.
Задание 13. В случай попасть; вертеть хвостом; души не чает; повеся нос; рваться из кожи; на задних лапках ходить.
Задание 14. Есть еще порох в пороховницах (Н.Гоголь. «Тарас Бульба») – есть еще силы.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете (А.Грибоедов. «Горе от ума») – говорят иронично о людях, которые без достаточных оснований верят в то, что другим представляется маловероятным.
Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – неглубокие, непрочные знания.
Пошла писать губерния (Н.Гоголь. «Мертвые души») – все пришло в движение, начали энергично действовать.
Человек в футляре (рассказ А.Чехова) – иронично говорится о человеке замкнутом, подозрительном, трусливом, который всего боится.
Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (из стихотворения И.Тургенева «Русский язык») – употребляется для образной характеристики достоинств русского языка, прежде всего как языка русской классической литературы.
Окно в Европу (А.Пушкин. «Медный всадник») – в значении «установить деловые и культурные связи с европейскими странами».
Мертвые души (поэма Н.Гоголя) – люди, фиктивно числящиеся где-либо; люди, «мертвые духом».
Свежо предание, а верится с трудом (А.Грибоедов. «Горе от ума») – известная новость, но поверить в нее трудно.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли (А.Чехов. «Дядя Ваня») – говорится, когда хотят подчеркнуть необходимость всестороннего, гармоничного развития человека.
С корабля на бал (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – резкая перемена обстоятельств, когда человек из одной ситуации неожиданно попадает в другую, совершенно иного характера.
Луч света в темном царстве (название статьи Н.Добролюбова) – прогрессивное, светлое явление в среде отсталости и произвола.
А счастье было так возможно, так близко!.. (А.Пушкин. «Евгений Онегин») – говорят с сожалением о несостоявшемся счастье или о каких-то неиспользованных возможностях, которые в настоящий момент уже упущены.
Герой нашего времени (роман М.Лермонтова) – употребляется в качестве образной характеристики наиболее типичного представителя своего времени.
Перифраза (перифраз) – это описательное выражение, стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном, обозначении предметов и явлений действительности. Фразеологизмы, крылатые слова часто функционируют как перифразы. Среди данных крылатых выражений перифразы – великий, могучий, правдивый и свободный (о русском языке), окно в Европу, луч света в темном царстве.
Задание 15. «Алые паруса» А.Грина: алые паруса – крылатое выражение, выступающее в значении «символ высокой мечты, надежды на счастье». «Мертвые души» Н.Гоголя (значение см. выше). «Человек в футляре» А.Чехова (значение см. выше). «Хождение по мукам» А.Толстого: хождение по мукам – крылатое выражение, употребляется в ситуации, когда человек в течение длительного времени испытывает трудности в работе, в жизни. Выражение тришкин кафтан – из басни И.Крылова – в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. «Премудрый пискарь» М.Салтыкова-Щедрина; говорится о трусливых людях, которые стараются ни в чем не принимать участия из страха, что с ними может что-либо случиться, но все равно терпят неудачу; и др.
Задание 16.
Не нравилось Васе в школе. «В школе, – думал Вася, – мухи от скуки дохнут». Так и продолжал бы он витать в облаках, но учительница сказала ему строго: «Если не возьмешь себя в руки, то можешь вылететь из школы!». У Васи от страха сердце в пятки ушло. Перестал он валять дурака и взялся за ум.
zelena685.blogspot.ru
Обобщающий урок по теме "Фразеология"
Разделы: Русский язык
Тема урока: “Удивительный мир фразеологизмов”
Цели урока:
1. Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.
2. Учить распознавать значение фразеологизмов;
4. Развивать речь учащихся, вводя в словарный запас фразеологизмы
5. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
6. Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности
7. Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.
Материалы к уроку: презентация (Приложение 2), видеоролик (Приложение 1), карточки с фразеологизмами.
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведём необычный урок-игру “Удивительный мир фразеологизмов”. Русский язык – великий язык. Перед ним преклоняются поэты и писатель, посвящая ему свои произведения. Посмотрите, какие прекрасные слова нашёл Н.В.Гоголь, когда писал о русском языке. (Приложение1)
Русский язык бойким и живым делает фразеология.
-Что изучает наука фразеология?
- Что такое фразеологизм?
-Как узнать значение фразеологизма?
Все эти знания пригодятся вам сегодня на уроке. Итак, мы начинаем нашу игру.
Каждой команде за правильные ответы будут выдаваться жетоны. Количество жетонов поможет в конце урока определить команду-победительницу.
Задания по группам.
Задание № 1. Продолжи фразеологизм.
Фразеологизмы задаются каждой команде по очереди. Учащиеся должны продолжить и объяснить значение фразеологизма.
- Без задних…(ног)
- Брать себя в …(руки)
- Бросать слова на …(ветер)
- Вывести на чистую… (воду)
- Делать из мухи …(слона)
- Держать язык за …(зубами)
- Гроша медного не … (стоит)
- Днём с огнём не …(сыщешь)
- Палец о палец не …(ударит)
- За тридевять…(земель)
Задание № 2. Фразеологизмы-антонимы.
Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика.
Задание раздается заранее в распечатанном виде каждой команде. На выполнение задания даётся определённое количество времени, после которого ученики сдают ответы экспертам, выбранным заранее из числа сильных учеников класса.
|
|
Задание № 3. Фразеологизмы - синонимы
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.
Задание раздается заранее в распечатанном виде каждой команде. На выполнение задания даётся определённое количество времени, после которого ученики сдают ответы экспертам, выбранным заранее из числа сильных учеников класса.
|
|
Задание № 4. Устойчивые словосочетания заблудились.
Подчеркнуть фразеологизмы и отправить стрелочками в нужное предложение.
(После выполнения задания осуществляется самопроверка по слайдам презентации с объяснением значения фразеологизма)
- Дождь лил как снег на голову.
- Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
- Я знал городские переулки как рыба в воде.
- Гости свалились как из ведра.
- Он всегда врёт как по маслу.
- У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Задание № 5. Задания для капитанов.
1).
Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными. Они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде. На карточках написаны имена- Ерёма (я ему про Фому, а он мне про Ерему),
- Емеля (мели, Емеля, - твоя неделя),
- Маланья (на Маланьину свадьбу),
- Фома (Фома неверующий),
- Макар (куда Макар телят не нагонял),
- Сидор (драть как Сидорову козу),
- Федот (Федот, да не тот).
2). А теперь капитанам предстоит проявить свои актёрские способности. Вам нужно изобразить фразеологизм, который написан на листочке так, чтобы участники вашей команды догадались, о чём идёт речь, назвали фразеологизм и его значение.
- Как кот наплакал
- Без царя в голове
- Одна нога здесь – другая там
- Ни рыба ни мясо
Задание № 6. Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, объясните лексическое значение.
- Писать как (лев, курица, собака) лапой.
( Писать как курица лапой – неразборчиво, так, что нельзя понять.)
- (Медвежья, собачья, волчья) услуга.
( Медвежья услуга – неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред.)
- Открыть (Африку, Австралию, Америку).
( Открыть Америку – сообщать о чем-то известном. )
- Заморить (мужичка, судачка, червячка).
(Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод.)
- (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.
(Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.)
Задание № 7. “Как работает слово?”
Впереди нас ожидает ещё одна преграда это стихотворение В.Суслова “Как работает слово?”, из которого нужно выписать как можно больше фразеологизмов.
Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово “вода”. Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж немало воды утекло. О смелом мы вправе сказать наперёд: “Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!” А гуси и утки-сухие всегда. Заметили люди: “Как с гуся вода”. Случилось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе! Воды в рот набрал! Лентяй отдыхает, а время идёт- Под камень лежачий вода не течёт. Сказать болтуну мы порою не прочь: “Довольно, мол, воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: “Довольно лить воду! Ты дело давай!” Работать впустую!... Что скажут потом? На дело, мол, воду носить решетом! Стихи я пишу, не жалея труда, Чтобы вы не сказали: “В стихах-то вода”.
Итог урока.
Ребята, пока наши эксперты подводят итог, определяют команду-победительницу, мы составим синквейн по теме “Фразеологизмы” или синквейн о сегодняшнем уроке-игре.
После подведения итогов экспертами и учителем объявляется команда, набравшая большее количество баллов.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai