ГЛАВА 16.Песня-душа русского народа. Поминайте хлебом солью даже чистою водой слова песни
ТЕРБУНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ - ПАМЯТЬ ИХ ИЗ РОДА В РОД...
26 февраля 2011 г. - Вселенская родительская суббота
ПАМЯТЬ ИХ
ИЗ РОДА В РОД…
Поминовение усопших в церкви совершается в течение года за каждым богослужением. Они поминаются и на молебнах, панихидах, литургии. Но в церковном календаре предусмотрены еще и особые дни поминовения усопших – родительские субботы. Их в целом восемь в году. Это всенародная молитва живых за всех усопших христиан. В следующую субботу, 26 февраля – один из таких дней, называемый Вселенская родительская суббота. О важности заупокойных молитв мы попросили рассказать рабу Божью Марию, которая благословлена на чтение Псалтыря по умершим и выполняет эту важную миссию на протяжении многих лет. Вот что она поведала:
«…Братья моя, не забывайте меня, на молитве святой поминайте меня. Поминайте хлебом-солью, даже чистою водой, поминайте добрым словом – будет всё передо мной. Приходите чаще в церковь -наши души ждут там вас, и с отцом духовным вместе помолитеся за нас…» – это заключительные слова поминальной молитвы, и они наиболее ярко отражают, как нуждаются усопшие души в нашем незабвении их. Кто-то перед смертью мог не успеть покаяться и причаститься, испросить последнего прощения. Ведь все мы грешные. И если у живого человека есть такая возможность, то усопший уже не может молиться за себя. Перед Господом он несет ответ за содеянное на земле – как жил, что делал. И хотя у Бога все живы, то есть в православии нет смерти – она лишь временное разлучение души и тела, но молитва родственников и Церкви за перешедшего из нашего мира в мир иной – это помощь ему и облегчение последней участи. Она по молитвам Церкви может быть значительно смягчена или даже перерешена. Нельзя молиться только за некрещеных, еретиков и самоубийц. Если же самоубийца был психически нездоров, то есть, состоял на учете в психбольнице, то за таких людей тоже молитвы разрешаются. Особенно усиленная молитва по усопшим должна быть до 40 дней – до тех пор, пока Господь еще не определил душу. В это время читается Псалтырь, подаются заказные в храме, служатся Панихиды. Обязательно нужно приносить на панихидный стол приношения. Это будет жертва за умилоствовление Господа Бога за грешную душу. Нужно обязательно заказывать в храме сорокоусты за усопшего человека. Повторюсь - до 40 дней нужна особенная, усиленная молитва. Все родственники должны молиться, в храме как можно чаще находиться. Важны также 9-й день, полгода и год. Поминальная трапеза должна быть без вина, и если она выпадает на пост, то пища должна быть постной. Но очень скорбно то, что люди не понимают, не прислушиваются к словам священника, поминают своей пищей. Это не должно быть. Батюшка об этом очень часто говорит и на каждой проповеди рассказывает, как нужно поминать, чем, как хоронить покойника, что нужно для него. Не венки и мраморные надгробия, не пышные похороны, не богатый поминальный стол, особенно с возлияниями, не помогут усопшему, а только наши искренние молитвы за него. Особенно в храме. Церковь дышит общей молитвой, и сила дыхания передается от живых к мертвым. У каждого христианина обязательно должен быть крестик на могилке.
Чтение молитв за умершего тоже даются по- разному. Если человек жил праведной жизнью, часто посещал храм, причащался, делал добрые дела, то молиться за него легко, а если он в жизни не придерживался христианских правил, то и молиться за него труднее, требуются усиленные – все родственники, близкие и добрые знакомые должны молиться вместе, сами читать Псалтырь. По молитвам Господь дает усопшему облегчение, даже если мы сами грешны и несовершенны.
К сказанному Марией нам бы хотелось привести слова из песни известной исполнительницы христианских притчей Светланы Копыловой , которые очень подходят для темы нашего разговора. Это песня «Писатель и вор» по басне И. А. Крылова.
Под землей глубокой расположен ад.
Там в котлах чугунных грешники
кипят.
Вот уже бесята новых двух ведут:
«Плавайте покуда вас не заберут».
Новеньких толкнули в жаркие котлы,
Каждому по пояс серы и смолы.
Под одним соседом огонек сильней -
Был в земной он жизни
вор и прохиндей.
А другой—
писатель в жизни был земной,
Участи загробной он не ждал такой.
Хоть под ним и меньше
огонек горел,
Но котел, однако, тоже закипел.
Тут писатель видит:
за истекших срок
Под соседом меньше
стал вдруг огонек,
Но, а сам писатель кое-как дышал,
Будто кто-то ловко увеличил жар.
...Время бесконечно
в вечности течет,
Огонек соседа меньше стал еще.
Выглянул писатель—ну, а за бортом
Полыхает пламя под его котлом.
Этого писатель уж не мог
стерпеть:
«Почему, скажите,
должен я кипеть?»
И явился ангел и сказал ему:
«Объясню, за что ты
столько терпишь мук.
Не смотри, писатель,
что сосед твой вор,
За него родные молят до сих пор.
А твои романы, коим нет конца,
Снова развращают юные сердца...»
И т.д.
ВИДЕО
Уроки о вечном
Петь на Руси любили и умели. Пели хором и в одиночку, пели в радости и от тоски, пели в праздники и в будни. Пели самозабвенно, голосисто, распахнуто, с приплясом да присвистом. Песня сопутствовала человеку от детской колыбели до смертного часа.
Первая песня в жизни ребенка – колыбельная матери, часто сохраняющая традиции заклинания - заговора. Мать горячо просила избавить ее дитя:
От всех скорбей, От всех напастей…Мама, бабушка или девчушка-нянюшка, качая младенца, рассказывали ему о будущей жизни, обязательно трудовой. В песнях – обещание-пожелание богатства: «будешь в золоте ходить, чисто серебро носить», тревога о здоровье малыша и уверенность в благополучии его жизни.
Песня согревала ребенка неизбывной родительской любовью, вводила в мир теплый и добрый.
Расул Гамзатов писал, что на Кавказе о плохом человеке говорили: «Мать ему пела плохие песни или не пела совсем».
Звуки песни, мелодия ее приучали младенца различать тональность слов, интонацию родной речи, помогали освоить язык своего народа.
Подрастая, ребенок вместе с освоением окружающего мира перенимал и песни детства, песни праздника.
Училось дитя солнышко и весну закликать:
- Весна красна! На чем пришла? - На сошечке, на бороночке, На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! В майский день просили-припевали: Иди дождик, дождичек, Пробуравь землицу, Дай нам водицу! А когда зарядят летние сеногнойные дожди, ребятишки умоляют: Дождик, дождик, перестань! Мы поедем на Иордань, Богу помолиться, Христу поклониться.В народном календаре многоцветье праздников, а праздник без песни немыслим. Немало праздников, в которых дети и молодежь – главные действующие лица. Это Святки и Масленица, Сороки и Егорьев день, Семик и Троица. Девки гадали на Святках, гадание сопровождалось подблюдными песнями.
Юность – лучшая пора жизни. Основной формой общения молодежи были посиделки (беседы, вечерницы) и хороводы (карагоды, танки). Обычно там и встречались деревенские девушки и юноши. Развлечения на гуляньях и посиделках были практически одинаковы. Гуляя, парни и девушки пели «голосовые» песни о любви. Вернее, как говорят в наших деревнях, песни «играли».
Хороводные, игровые и плясовые песни разыгрывались посередине избы или в центре хороводного круга. Пели и такие песни, в конце которых требовался ритуальный поцелуй. Особыми песнями величали девушек и особыми – парней, были песни для молодоженов, чья свадьба была в этом году. Под аккомпонемент балалаек, жалеек, кугиклов, гармошек звучали плясовые песни.
В каждой местности свои свадебные песни, песни солдатские о том, как «берут Ваню во солдатушки», о возвращении молодца из неволюшки, песни походные…
Ольга Акулова в статье «На Воронеж-реке, во граде Липецке» рассказывает о том, как в 1533 году посыльный московского великого князя Ивана Васильевича Алексей Зиновьев, возвращаясь из казачьей донской стороны, остановился на Воронеж-реке, на липецком Городище и слышит песни. Подходит к бортникам в липовой роще:
— Праздник? — Нет, а что? — Что ж поете то? — Под песню работа спорится, да пчёлы веселее работают, мёд слаще дают. Гость к виноградарям да к садоводам, и они тоже: — Виноград и яблоки наливаются крепче под песни-то. — Железо добротное варится с песней…- ответил белозубый паренек, тряхнул золотым чубом.
Из раскрытых окон ткацкой донесся сильный озорной и в то же время грустный напев молодицы:
Сердце-лапушка, насладушка моя! Полно, радость, сокрушать сердце мое. Без тебя, мой свет, постеля холодна. Одеялышко закуржавело, Соболино призаиндевело.Даже самая горькая, самая тяжкая боль в жизни – расставание навек с отошедшим от мира сего выливалось в причитание, в плачи, наполненные неподдельным горем.
В далекой древности плачи исполняли и женщины и мужчины. Но, судя по записям фольклористов, причитания стали исключительно женским жанром. Обычно причитали близкие родственники, но иногда и звали женщин, умевших оплакивать с особой выразительностью. Плачи и причитания исполнялись и сразу после похорон и в поминальные дни (на 3-й, 9-й, 40-й день после смерти, в родительские субботы и т.д.). До наших дней умеют помянуть деревенские женщины «хлебом-солью и даже чистою водой».
На белгородских, курских, воронежских землях сложилась чрезвычайно богатая и красочная песенная традиция. Ее создателями были ратные люди южно-русского пограничья, строившие в XVII- XVIII вв. городки-сторожи вдоль Белгородской засечной черты, чтобы защитить молодое Московское государство от набегов крымских и ногайских татар. Полувоины-полуземлепашцы, солдаты, стрельцы, казаки, пушкари южно-русских военных поселений и их матери, жены, сестры создали великолепные, красивейшие песни, радующие слух богатством многоголосного распева, многоцветьем ярких ладовых красок, выразительностью мелодий, поэтичностью и мудростью словесных текстов.
В песнях – подлинные события трудного времени становления государства, горькая судьба людей, попавших в неволю, трагические события борьбы с кочевниками.
Там татары шли, Ох, там татары шли, Они ковылу жгли.В песне рассказывается, как татары полон взяли
зять тёщу У полон взял, Погнал он её Он босаю Да и голаю Погнал её По пожарищщу, По прокосищщу.Заставил он её три дела делать: пряжу прясть, гусей стеречь да дитя качать. Качая, старуха напевала:
По батюшке – Татарский сын, А по матушке Ты внучек мой. Слуги барыне приговаривали: Иди, послушай-ка, Наша бариня, Как старушечка Прибаукивая. И узнала дочь мать родимую.Исстари иноземцев удивляла страсть русских к пению. Читаем в «Путёвых записках от Москвы до Санкт-Петербурга одного англичанина в царствование Екатерины Второй»: «Как скоро ямщик сядет на козлы, тотчас начинает запевать какую-нибудь песню и продолжает оную непрерывно по несколько часов… Ямщик поёт с начала до конца станции, земледелец не перестает петь при самых трудных работах, во всяком случае раздаются громкие песни, и в тихий вечер нередко доходят до слуха нашего отголоски из соседних деревень».
По просьбе заморского гостя Ричарда Джемса в 1619 году царь Алексей Михайлович повелевает «записать тщательно и со старанием все, что люд чесной распевает».
Это было первое признание устного народного творчества. И с тех самых пор, по мнению известного фольклориста П.В. Киреевского «вся сфера русской жизни, особенно семейной и бытовой, оглашалась народной песней и переполнена была живейшими к ней интересами».
«Материнской почвообразующей породой» пролегли сегодня народные песни в многовековом срезе национальной культуры. Именно народная музыка, народное слово много веков питает всю русскую песенную культуру.
Много десятилетий наше государство враждовало с русской народной культурой, постепенно утрачивалось, размывалось все национальное, природное, русские люди переставали ощущать себя русскими. Россия экономически и духовно обнищала, она не имела своей государственности. Русские при попытке защитить себя обвинялись в «национализме» и «шовинизме». Ушла из нашей жизни песня. Уже не слышна она в полях наших, нет ее и на сельской улице. Даже птичья песня, и та изменилась, лишь тучи вороньи проносятся над нашими полями.
Но не все так мрачно. Как пробивается родник через горную породу, так и народная песня пробивается сквозь годы забытья.
Рождаются ансамбли, организуются смотры и фестивали. Ученые, студенты и просто любители «поехали за песнями» по деревням и весям.
Своеобразной творческой лабораторией для ученых Московской государственной консерватории стали белгородские села.
О роли песни в жизни общества лучше, чем сказал русский философ – изгнанник И.А. Ильин, не скажешь : «Русская песня глубока, как человеческое страдание; искренна, как молитва; сладостна, как любовь и утешение; в наши черные дни, как под игом татар, она дает детской душе исход из грозящего ознобления и каменения. Надо завести русский песенник и постоянно обогащать детскую душу русскими мелодиями, - наигрывая, напевая, заставляя подпевать и петь хором. Всюду, по всей стране, надо создавать русские хоры – церковные и светские, организовывать их, объединять, устраивать съезды русской национальной песни. Хоровое пение национализирует и организует жизнь, - оно приучает человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении».
www.xn--90aevhf.xn--p1ai
Что бы нам построить. Духовные стихи (2010)
Детский фольклорно-этнографический ансамбль «Октай» создан в 1990 г. «Октай» переводится с греческого (октоих), как восьмигласник. Так называется богослужебная книга православной церкви, которая заключает в себе тексты и ноты в крюковом изображении. Коллектив ансамбля с начала своего существования проводит этнографическую работу по изучению музыкальной культуры старообрядцев, живущих в труднодоступных районах в верховьях р. Малый Енисей. Люди, гонимые властями, сохранили свою веру, уклад жизни, независимость от разного рода чиновников, обычаи и культуру, являясь, по сути - единственными носителями живой древнерусской традиции.
Старообрядцы Тувы являются уникальными хранителями рукописных изданий ХVIII века, а также словесной и музыкальной культуры, музыкальный фольклор и традиции быта местных старообрядцев должны восприниматься, как достояние Тувы и русской культуры одновременно. В этой культуре не последнее место занимают духовные стихи.
Что такое духовный стих? Это произведение устного народного творчества, неканонического жанра, то есть духовные стихи поются старообрядцами, вместо принятых в миру, привычных нам, песен. В духовных стихах излагаются многие библейские сюжеты и легенды, существует огромное количество духовных стихов о человеческой душе. Среди духовных стихов местных старообрядцев есть образцы, не имеющие аналогов в других регионах страны.
Запевают: Ахпашева М.Ю. – 7,8,9,12,16, Косых В.В. - 1,6,10,14,17, Пономарёва Н.В. - 4,5,13,15, Сугоракова Л.Г. - 2, Меньшиков И.А. – 11; Колёсная лира: Меньшиков И.А. - 1,17; Дуэт: Ахпашева М.Ю. - Сугоракова Л.Г. - 3; Звукооператоры: Ахпашева М.Ю., Высотин С.П.
Состав участников ансамбля: Пономарёва Надежда Васильевна - заслуженный работник культуры Республики Тыва. Художественный руководитель Детского центра традиционной русской культуры Ахпашева Майя Юрьевна - выпускница Кызылского училища искусств Ахпашева Мария Юрьевна - студентка Красноярского государственного художественного института Косых Виктор Валерьевич - студент Красноярской академии музыки и театра Высотин Сергей Павлович - студент Сибирской государственной академии Григорович Елена Владимировна - выпускница Новосибирской государственной геодезической академии Сугоракова Лизавета Григорьевна - студентка Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств Огнёва Юлия Сергеевна - лаборант Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Меньшиков Иван Анатольевич - выпускник Тувинского государственного университета
1,2,4,5,6,7,8,10,11,12,15,17 - запись Пономарёвой Н.В. от Сасиной Устиньи Гермогеновны д.Эржей Каа-Хемского района Республики Тыва 9 - с.Палеологово Пензенской обл из репертуара анс. Венец 14 - Запись С. Е. Никитиной от Алексея Ермиловича Щекина Пермская область Верещагинский р-н. Поморцы 16 - Из Богогласника (репертуар анс. Сирин)
На сайте нашего магазина, Вы можете купить альбом Фольклорный ансамбль Октай - Что бы нам построить. Духовные стихи, а так же другие альбомы лейбла Sketis Music с этнической музыкой и духовными стихами, а так же бесплатно послушать и найти ссылки, чтобы легально скачать этот и другие альбомы.
1. Что бы, что бы нам построить Что бы, что бы нам построить. Что бы, что бы нам поставить. В тёмном лесе келью святую. Где бы люди не ходили. Где бы птицы не летали. Народился злой антихрист. Народился воцарился. Он свои сети постановляет. Христианский мир уловляет. Не ходите мои дети Возле его звериной сети.
2. Монастырь верхний сыздавна стоял Монастырь верхний сыздавна стоял. Сыздавна стоял на крутой горе, На крутой горе, на высокой. Там прекрасен сад при реке древ. На древах сидят мелкие пташечки. Они райские поют песенки. Воспевают песни прехвальныя. Утешают же они иноков божиих. Трудничков, богомольшичков. Они молятся, во един поклон. Они молятся, поклоняются. Как древа к земле преклоняются.
3. Ты, дороженька, ты господняя Ты, дороженька, ты господняя, А по ёй же никто не прохоживая* А и шли да й пройшли да й три ангелы Да й три ангелы, три архангелы Ай с собою ж вяли душу грешнаю Ай вяли ж да вяли да й расспрашивали Да чего же ты душа мимо раю пройшла Ай , чаго ж ты, душа к на в рай не зайшла Ти за скупостью ти за глупостью. Ти за тые слова слова скверныя Як у нашем раю ой житии весяло Ай, жить весяло толькя некому Ай, сярёд рая ой стоит древа Ай, стоит древа купоросная. На ем листики золотистыя Садят пташечки сарувимския Поют песенки сарафимския.
4. Жизнь плачевну провождаю Жизнь плачевну провождаю Жизнь свою на свете всю* Рай блаженства забываю У него всю красоту* Я злодейским своим нравом Подражаю суетам* За спиною смерть с косою Она ходит, и не спит.* Она ходит, надзирает У кого бы снять главу* Она с бедного снимает И богатых не щадит.* Кто живёт в миру согласно Они век свой проживут* А живущие развратно Скоро в землю потекут.*
5. Плач пустынных жителей (фрагмент) По грехом нашим на нашу страну Попусти Господь такову беду Облак темныи всюду осени Небо и воздух мраком потемни.
Солнце в небеси скры своя лучи И луна в нощи светлость помрачи. Но и звёзды вся потемниша зрак. И дневный свет приложися в мрак.
Тогда твари вся ужаснушася, Но и бездны вся содрогнушася. Егда адский зверь, сия разреши От заклеп твердых нагло изскочи.
Околь яростно испусти свой яд В католический красный вертоград. Зело злобно враг тогда возреве Католиков род мучить повели.
Честных иноков уловляхуся Злым казнением умерщвляхуся. Всюду вернии закаляеми Аки класове, пожинаеми.
Лжеучители почитаются. На кафедрах вси возвышаются. Верных собори истребляются. Сонми мерзости умножаются.
Все пророчества совершаются Предсказания скончеваются. И чего еще хощем ожидать Посредь мира долго пребывать.
Уже жизнь сия скончавается И день судный приближается. Ужаснись душе, суда страшного И пришествия все ужаснаго.
Открылись, душе, крылы твердости Растерзай, душе, мрежу прелести. Ты пари, душе, в чащи темныя От мирских сует отдаленныя.
Постигай тамо верных мал собор. Укрывающихся посреди холмов. Не страшись, душе, страха тленнаго Но убойся ты огня вечнаго.
Изливай, душе, реки слезныя Простирай к Богу мольбы многия. Крепко на него всегда уповай Во веки веком его прославляй.
6. Стих о Потопе Потоп, страшен умножался народ видя, испужался Гнев иде, гнев иде, гнев иде. Видя воды мнози люты, побежали, в горы круты Там спастись, там спастись, там спастись. В дебри воды наполнялись, все животы выбирались Наверх гор, наверх гор, наверх гор. Лютость в кротость пременили, един другому не вредили Лев ловцам, лев ловцам, лев ловцам. Страхом сильным укротились, уста их не отворились Тамо там, тамо там, тамо там. Все смотрели, очевидно, как земли не стало видно Все вода, все вода, все вода. Малы холмы покрывались, смерти люди предавались Ряд зверей, ряд зверей, ряд зверей. Крик великий подыяли, когда в воде утопали В злой той час, в злой той час, в злой той час. Кверху гласы выпущали, когда дух свой испущали В смертный той час, в смертный той час, в смертный той час. Все их силы прекратились, сами в воду повалились В той потоп, в той потоп, в той потоп. Кои плавали водами, тех покрыло всех волнами Водой той, водой той, водой той. Человек смотрел на зверя, как отверсты смерти двери За грехи их, за грехи их, за грехи их. Друг со другом обымались, в час последний разлучались Друг со другом, друг со другом, друг со другом. Отец с сыном там прощались, мать со дщерью разлучались В горький той час, в горький той час, в горький той час. Горько плакали смотряше, руки к верху все вздымаше Ко творцу всех, ко творцу всех, ко творцу всех. Не всех творец истребляет, неких в ковчег затворяет Хранит впредь, хранит впредь, хранит впредь. Ной в ковчеге сохранялся, пока потоп продолжался Носим там, носим там, носим там. Вот лице земли открылось, вода под землею скрылась Суша бысть, суша бысть, суша бысть. Суша на земли отвилась, дверь в ковчеге отворилась Вышел Ной, вышел Ной, вышел Ной. За ним звери выбирались, по земли все разыгрались И птиц род, и птиц род, и птиц род.
7. Все люди живут Все люди живут и как цветы цветут, А я молода, вяну как трава* Кину, брошу мир, пойду в монастырь* Там я буду жить и всем людям служить.* Там я выстрою келью новую.* Келью новую с трём окошечком* Как одно окно во чисто поле* Другое окно во сине море* Третие окно во мой зелен сад* Во чистом поле мажуки пашут* А в синем море корабли плывут* А в моём саду соловьи поют* Ты воспой, воспой жавронёночек* Весной сидючи на проталинке.
8. Ой, ты пташка (стих о страннице) Ой, ты пташка и бедняжка Птичка милая моя Что так рано залетела В эти дальние края. Или ветер сильный с бурей, В этот край тебя занес Или родных друзей разлука Зазвала тебя сюда. Но горька твоя здесь доля Здешний край тебе не мил. Не своя тебе здесь воля Тяжело тебе здесь жить. Что грустит тебя, тревожит Давит грудь твою тоской? Кто страданьем твоим может Горьки слезы лить рекой? Что ты крылья опустила Весной сладко не поешь? Грустно голову склонила Вовсе корму не клюешь. Улечу, в края далеки И там скроюсь от людей. За леса, моря и реки Водворюся меж зверей.
9. Не унывай, душа моя Не унывай, не унывай душа моя.* Уповай, уповай на Господа.* Ты кого пошлёшь хоронить меня?* Или ангела хранителя?* Или сам пойдёшь, Владыко, мой?* Укрепи меня в любви своей!
10. Стих о Князе Владимире Восточная держава славнаго Киева – града Великий Владимир князь имел у себя три сына Старшаго Святополка меньших же Бориса и Глеба. Разделяше же Россею всю сыновом своим на три части Святополку Чернигов град Борису и Глебу выш пределы Преставися Владимир князь в дому своем святолепно и благочестно. После его чады разыдошася во свои грады. О, злыи ненавистник враг властолюбец богомерзкий. Не может зреть богодержцов бложиша Вны Святополку помыслища и научиша. Аки Каин на Авеля побить Бориса и Глеба. Послал же к ним посланники посланныи лист написаша. На совет к себе призываше на пиршество пировати. Благоверныя князи Борис и Глеб посланныи лист прочтоша. Поклонились пред матерью поехаша к Святополку. О, злый ненавистник враг встречает их в злый в чистом поле. Свирепо на них взираше, гнев с яростию смешаше злыя слова наметаше. Аки аспид плешу пущав на благовонныя цветыю Видевше же святые беду свою слезами лице умываше. Главы к ногам преклоняше умильно к брату вещаше. Возописта прекрасная два брата Борисе и Глебе. О, брате наш старейший Святополче Владимирович! Или хощешь владеть нами и всею великою Россиею? Имей ты нас в дому своем в работе верными слугами. Воспомяни отца нашего иже нас с тобою породил есть. Не сотвори злыя плачи рождьшей матери нашей. Не срежь класы незрелыя, не поправь нивы неспелыя. Не отрыгни винограда сей корения от сыры земли. Недобрежь лозы неплодныя, не пролей крови неповинныя. Еще суть мы вельми млады не имамы злаго порока. О, злый ненавистник враг властолюбец богомерзкий. На слезы их невзирает, моления не слушает, прощения неприемлет. Похитиша яко волцы с немилостию накоснился.. Не пощадел двух некласных агнец князей Бориса и Глеба. Бориса же копием прободоша, Глеба же ножем заклаша. Верзил телеса их при пути обнажи яко разбойник. Повелел влачить святых телеса про межу дву клад погрузити. Седоша же со воины на свои добрыя кони. Поехаша радуяся во славный и великий во Выш град. Под ним земля колыбалася аки волна ветру морскаго. Повелел Господь ангелам обрезати окрест землю. Вознесошася до небеси снидошася и до ада аки три грады хорозины. Сице солнце во тьму закрыся и бысть же мрак четыре дни. Ужасеся вся вселенная чаяли втораго потопа Ни зверь, ни птица не пояде ни мрачное повреждение Проявил Господь от святых мощей огненный столп и до небеси Снидоша же держатели князи русстии. Внесоша же святых мощи во славный великий во Выш град Поставили им во имя священную каменную церковь Благодать бог даст от святых мощеи, болящим же исцеление. Хромым дает хождение, слепым дает прозрение, сыновом русским поможение. Россия вся спасеся от варварского нашествия. Всегда и ныне и присно и во веки веком аминь.
11. Стих о последнем времени. Солнце и месяц померкнут А частые звезды раскатятся* И райские двери затворятся* И райские завесы обрушатся* И взыйдет Михаил на гору* И взыйдет на гору каменную* И вставит трубу золотую* Вставайте, живыя и мертвы* Вставайте на праведный суд А праведники стоят, веселятся А грешники стоят слезно плачут* Отца и матерь проклинают* Что они их не били, не учили* И в Божию церковь не ссылали* И Божьего писанья не читали* И Божьего пенья не слыхали.
12. Златокованная труба Златокованную трубу, трубу восхвалим днесь Свирель пастырскую И низложивше песни мусикийския Орган чудный духа святаго Днесь позлащенную трубу, трубу Выкнем так, Сфиник ласковой в горнице, где твоя перги Наполи столицы Иоанна Златоустаго Иоанна Златоуста архиерея, Царьградского Слово предвечное славы царь слово предвечное Со ангельским чином к тебе взываю О, кованный чертог Чертог светел днесь Иоанна цевница духовная Цевница духовная Труба златая альфа елеонская, Тимпан златый Церковь сионская егда вострубит ангел трубою Не забуди стати со мною.
13. Жил-был один бедный человек Жил-был аядин бедный человек Жил-был в тоске, как Христос на песке* Куда я не пойду, а я всё же на беду.* Где я не встану, всё я горе достану* Вот брошу я мир, пойду я в монастырь* Там буду я жить, буду Богу служить* Буду Богу служить, своё тело нурить* Всё я тело да изнурю, все я кости да иссушу* Все я кости да иссушу, во гроб положу.* Во гроб положу, миррым помажу.* Миррым помажу, костям прикажу.* Лежите кости, лежите да не движим.* Лежите, да не движим, престрашна суда жди.* Престрашный суд придёт, костям место найдёт.* Как праведным душам им пресветлый рай.* А грешным душам мука вечная.* Мука вечная бесконечная.
14. Как на вольном свету (после отпевания) Как на вольном свету душа царствовала. Душа царствовала, душа праздновала. Вот таперя душа переставилася. Повели то душу, да за три горы. Как за первой горой, там огонь то горит. Что огонь то горит, разгорается. Душа плачется, отбивается. Повели то душу за другую гору. За другой- то горой там и черви гимзят. Душа плачется, отбивается. Повели то душу, да за третью гору. Как за третьей горой там смола то кипит. Вот и там - то душе, там и место ей Красование, вечное празднованье.
15. Зачем братцы, собралися, зачем сёстры притякли? (поминальный стих) Зачем, братцы, собралися, зачем сёстры притякли? зачем сёстры притякли? Мы сегодня собралися всех усопших помянуть. Всех усопших помянуть. Мы помянем их молитвой, каплю слёз о них прольём Каплю слёз о них прольём Когда были они живы и прожили с нами век И прожили с нами век Теперь скрылися навечно, нам их больше не видать Нам их больше не видать Мы не видим их очами и не слышим голос их. И не слышим голос их. Поминайте хлебом, солью, даже чистою водой Даже чистою водой Поминайте добрым словом, будет всё передо мной Будет всё передо мной Ещё пуще по будет всё передо мной минайте, моя милая семья, Моя милая семья. Я служил вам безответно, не забудьте про меня Не забудьте про меня. Часто в церковь приходите, где я жаждаю, жду вас там Где я жаждаю, жду вас там. И с отцом духовным вместе помолитесь небесам Помолитесь небесам. Мне не страшно того света, я навечно отошёл Я навечно отошёл Только страшно, что с грехами, я ко Господу пришёл. Я ко Господу пришёл.
16. Господи, помяни (из Богогласника) Господи помяни! Всех отцов ваших, да родителей И отцов ваших добрых матерей Младыих ваших, да младенцев Запиши их Господи Всех во грамотни во церковныя. За крестом от за Господним Помяни их, Господи Сотвори им, Господи Всем вечную память!
17. Житейское море Житейское море играет волнами В нём радость и горе всегда перед нами Никто не ручится, никто не узнает Что может случиться, что завтра с ним станет. Богатый сегодня пирует роскошно, А воли господней узнать не возможно. Быть может, случится - сдружишься с сумою Пойдёшь ты скитаться с горючей слезою Житейское море-волна за волною, Меняются быстро одна за другою Пловцы направляют корабль по волнам А ты, мой сладчайший возведи очи к небесам.
*повторяется дважды
shop.sketismusic.ru