Животные и вода: Вода и животный мир | Ресурсный центр сайгака

Содержание

Для чего нужна вода животным – краткое описание для детей (2 класс, окружающий мир)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 58.

Обновлено 13 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 58.

Обновлено 13 Августа, 2021

Земля представляет собой космическое тело, покрытое водой. Менее 30 % поверхности занимает суша. Солёный Мировой океан окружает материки, а пресные водоёмы суши являются источником воды для людей, животных и растений. Жизнь на планете зародилась в океане, поэтому вода необходима для существования всех земных организмов. Разберёмся, зачем вода животным.

Группы животных

Среди животных выделяют несколько групп в зависимости от среды обитания.

  • Наземные животные живут на суше. Часть из них обитает вблизи водоёмов, например, песцы, другие приходят на водопой время от времени, как копытные. Животные пустынь довольствуются росой или сочными корнями растений.
  • Рыбы, киты, дельфины, тюлени, не могут существовать без воды. Это водные животные.
  • Полуводные виды живут на суше, а в воде охотятся либо отдыхают. К ним относятся бегемоты, белые медведи, выдры, бобры, каланы и другие.

Приведённая классификация условна, так как переходные формы трудно отнести к конкретной группе. Например, тюлени обозначены как водный вид, а калан — как полуводный. На самом деле их образ жизни похож.

В группы не вошли птицы, амфибии, насекомые и другие представители мира животных.

Для чего животным нужна вода

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к образу жизни животного.

  • Для водных видов вода является местом их жизни. Без воды они погибают. Их органы дыхания приспособлены к водной среде. У рыб — жабры, у китов — лёгкие, но они каждые полчаса-час должны всплывать и делать вдох.
  • Полуводные виды имеют лёгкие, дышат воздухом, для утоления жажды им нужна пресная вода. Часть их жизни связана с водой. Например, бегемоты питаются на суше, остальное время проводят в воде. Детёныши рождаются, вскармливаются молоком, играют со сверстниками в воде.

Рис. 1. Бегемоты в реке.

  • Наземные или сухопутные животные нуждаются в воде для поддержания водного баланса в организме. Кошка погибнет без воды через 3–5 дней, свинья через — 1,5 суток. Жираф может не пить 3 недели.

Коала

Австралийское сумчатое коала обитает в прибрежных эвкалиптовых лесах на востоке и юго-востоке материка. Кормится ночью, днём спит в развилках веток. На землю спускается очень редко.

Ядовитые листья и молодые побеги эвкалиптов — их единственный корм. Яд в организме коалы обезвреживается. Сочные листья и роса обеспечивают коал влагой. Животные не нуждаются в воде, пьют в случае болезни или продолжительной засухи.

На пальцах коалы имеются рельефные линии, похожие на человеческие. Даже с помощью микроскопа крайне трудно отличить отпечатки пальцев коалы от человеческих.

Рис. 2. Коала.

Бобры

Речной бобр распространён в смешанных лесах, так как в его рацион входят ветки осины, ивы, берёзы.

Бобры — умелые строители. Их жилище, хатка, строится на берегу реки, вход находится под водой. Чтобы поднять уровень реки, животные строят плотину. Строительный материал — стволы деревьев, которые грызуны подгрызают и разделывают на чурбачки. С поваленного дерева снимаются все ветки. Их используют для строительства или съедают.

Летом бобры выходят из хатки ночью, зимой — в дневное время. Ветки для зимнего корма заготавливают осенью, прячут в реке рядом с хаткой.

Рис. 3. Бобры строят плотину.

Что мы узнали?

Всем обитателям Земли нужна вода. Для одних это среда обитания, для других — питьё. В докладе на уроке по окружающему миру во 2 классе можно рассказать, какую роль играет вода в жизни разных животных: бегемоты проводят много времени в воде, а на суше только питаются; бобры строят хатки и живут на берегу реки; коалы в чистой воде не нуждаются, получая её из сочных листьев и росы.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 58.


А какая ваша оценка?

Вода в организме животного, её роль и значение, водообмен, гидробаланс, обезвоживание, регидратация

04.02.2021


Тему сегодняшней статьи подсказала одна из читательниц нашего сайта своим вопросом о перебое с водопоем телёнка под материалом о выращивании телят.





Вода крайне важна для организма животного. Она присутствует во всех тканях, как внутри клеток (более 40% от живой массы животного), так и снаружи – в межклеточной жидкости (её там приблизительно 20–22% от общего веса животного). Вода есть в составе всех органов и тканей, где её доля составляет около 70–80% от веса любого органа. Даже в костной, казалось бы, совсем не жидкой ткани, её присутствует не менее 10%. 





Всю воду, содержащуюся в организме животного, можно условно разделить на три основные группы: свободная, связанная (та, которая находится в коллоидных структурах организма) и конституционная (это вода, входящая в состав жировых, белковых, углеводных и других молекул, как их структурная часть). Все группы воды одновременно присутствуют в организме, но соотношение их разное и зависит от специфики ткани.





Вода является основным веществом, на котором построены все физиологические процессы в организме животных (и людей тоже). Она участвует в пищеварении (все пищеварительные жидкости содержат воду в разных концентрациях), дыхании (легкие должны быть влажными для осуществления газообмена), смазывает суставы в составе синовиальной жидкости, обеспечивает распределение тепла и всех веществ по организму, является средой для всех биохимических реакций в тканях. Вода –  универсальный растворитель, с которым поступают извне и выводятся из организма все вещества. Испарение воды с поверхности кожи утилизирует избыточное тепло. Также она выполняет многие другие жизненно важные для организма животного функции.



В результате жизнедеятельности организма вода непрерывно расходуется. Животные теряют воду с выдыхаемым воздухом (14–35% от всех потерь воды за сутки; этот объём зависит от вида животного и физической нагрузки) и со всеми выделениями, а это: моча (около 50–60% от всех потерь воды за сутки), кал (от 4 до 15%, в зависимости от особенностей рациона и вида животного), пот (около 20%; это зависит от вида животного и внешних условий), слёзы и пр.





Поскольку вода является ключевой жидкостью для нормального функционирования организма, то она всегда должна присутствовать там в достаточном количестве, несмотря на её постоянные потери. Вся вода, находящаяся в организме (свободная, связанная, конституционная), полностью заменяется свежей примерно за месяц. Вода жидких тканей и межклеточного пространства – примерно за неделю.





В организме вода появляется, поступая извне алиментарно (от водопоя и в составе кормов), и в результате непрерывно протекающих различных биохимических реакций. Одной только эндогенной воды (а её образуется в результате метаболизма и окисления жиров, белков, углеводов около 12% от общей потребности) недостаточно для поддержания нормального гидробаланса (это соотношение вошедшей в организм воды и выделившейся из него в разном виде), поэтому она обязательно должна бесперебойно поступать в необходимых количествах алиментарно.





Гидробаланс может быть представлен в виде водного равновесия, но также бывает положительным или отрицательным. Его характер зависит от нескольких основных факторов: возраста, состояния здоровья и физиологического состояния организма животного, а также может ситуативно подвергаться влиянию внешних обстоятельств (доступность водопоя, физические нагрузки, температура воздуха и пр. ).



Водное равновесие – это когда количество потребляемой воды примерно равно количеству выделяемой из организма. Такое состояние наблюдается у взрослых здоровых особей в обычных условиях (не во время тяжёлой работы, беременности или голода).  Положительный гидробаланс – это когда животное употребляет жидкости больше, чем её выделяет. Такой баланс характерен для молодняка всех животных и птицы, а также наблюдается при некоторых заболеваниях. Отрицательный гидробаланс означает, что животное теряет воды больше, чем потребляет. Такое положение свойственно для старых особей и животных, пребывающих в экстремальных условиях (транспортировка, жара, тяжёлая работа, диарея и т. п.). 





Чем моложе животное, тем выше процентное содержание воды в его организме, и тем больше у него потребление воды из расчёта на килограмм веса. Объясняется это тем, что в молодом организме все биохимические процессы проходят более интенсивно, чем в стареющем, а кроме того, вода используется как строительный материал для наращивания тканей (появляются новые клетки, которые нужно наполнять водой).





Какое количество воды необходимо употребить и когда именно это делать, –  организм определяет сам посредством чувства жажды. Упрощённо процесс возникновения и утоления жажды выглядит примерно так: все системы организма активно используют воду для реализации своих физиологических целей, и от этого её количество в теле постепенно уменьшается. Ткани берут воду из крови, отчего она становится чуть более густой и вязкой, скорость её течения несколько снижается, а нагрузка на кровеносную систему возрастает. 





Одновременно с этим начинает меняться нормальное физиологическое соотношение между солями и водой, повышается осмотическая концентрация различных элементов во всех жидкостях организма. Сигнал о сгущении крови, изменении состава жидкостей и уменьшении общего объёма тканевой жидкости поступает от внутриклеточных осморецепторов в соответствующий отдел мозга (в подсводчатый орган), и мозг моделирует ощущение жажды. 





В это время у животного сгущается слюна, во рту и глотке появляется ощущение сухости, дыхание становится тяжёлым, частым, ноздри расширяются. У крупного рогатого скота высыхает носовое зеркало, из-за чего корова старается смочить его, часто облизывая языком. Птица открывает клюв. Активность сначала возрастает, а потом резко снижается. Особенно чувствителен к недостатку воды молодняк.





Интенсивность ощущения жажды прямо пропорциональна потребности организма в восполнении потерянной воды. Это ощущение изменяет поведение животного, заставляет его искать воду и пить. Подсводчатый орган (зона в мозге, которая управляет чувством жажды) состоит из двух типов нейронов, одни из них, активизируясь, вызывают ощущение жажды, а другие его подавляют. 



По мере того как животное восполняет нехватку воды, напивается, слизистые оболочки ротовой полости и пищевода смачиваются, чем устраняется ощущение сухости во рту и глотке. Первая группа нейронов сначала ослабляет своё влияние, а затем и вовсе прекращает посылать импульсы. Вторая же временно активизируется под действием сигналов от рецепторов желудка о поступлении воды и его наполнении, в результате чего животное перестаёт её поглощать.  


Частично вода начинает всасываться уже в начальных отделах пищеварительной системы, но основная её часть поступает в кровь и лимфу из тонкого и толстого кишечника. У птицы значительная часть воды всасывается в слепой кишке.


Сначала вода под действием диффузии и осмоса проникает в клетки эпителия пищеварительного тракта, затем она попадает в межклеточное пространство, из которого всасывается капиллярами кровеносной системы. По кровеносным капиллярам вода попадает в венулы (вены очень малого диаметра), из них – в венозную сеть кишечной стенки, а по ней – в вены брыжейки. Затем воротной веной заносится в печень, а оттуда, смешавшись с кровью, разносится по всему организму по большому кругу кровообращения. Из крови вода попадает в межклеточную жидкость, откуда клетки берут её по мере необходимости. 





На скорость выведения воды из организма влияет присутствие солей кальция и натрия, а также гормоны, которые регулируют особенности работы почек. Соли кальция препятствуют связыванию воды белками и ускоряют её выведение из организма, а соли натрия задерживают её, создают условия для увеличения количества связанной воды в коллоидных структурах. Некоторые гормоны (альдостерон, дезоксикортикостерон, вазопрессин и другие) уменьшают выведение воды через почки, а другие (например, тироксин, паратгормон, эстрогены, андрогены) характеризуются диуретическим действием.





Если у поголовья фермы есть свободный доступ к питьевой воде, то оно будет пить ровно столько, сколько нужно для поддержания нормального протекания всех физиологических процессов, в которых участвует вода. 





Для ориентировочного расчёта потребности фермы в воде нужно учитывать, что на каждый килограмм живого веса взрослому животному нужно получать не менее 35–40 г воды в день, включая и ту, которая содержится в кормах. Молодняку воды нужно значительно больше: 100–150 г на килограмм живой массы. Разработаны чёткие, научно обоснованные зоогигиенические нормы потребления воды для каждого вида сельскохозяйственных животных.  





Количество необходимой питьевой воды сильно зависит от вида животного, условий содержания, интенсивности эксплуатации и особенностей кормления. В траве пастбища содержится около 90% воды, в сене хорошего качества её около 12–14%, в сочных кормах, например, в кормовой свекле – 75%, в измельчённом зерне – до 15%. 



При сухом типе кормления свиньям требуется около 5 литров воды на 1 кг концентрированного корма. Коровам на 1 килограмм сухих концентратов необходимо дать 4–6 литров воды, а лошадям и овцам – 2–3 литра. При использовании в кормлении большого количества свекловичного жома, животные пьют очень мало, так как значительное количество влаги поступает в их организм с этим кормом.





Так процесс поступления и использования воды проходит в норме. Но если у животного нет возможности своевременно восстановить потерянную влагу, а ощущение жажды не удовлетворяется сразу, то в работе организма происходят существенные изменения.





Нехватка воды может быть полной (при длительном отсутствии возможности водопоя) или частичной (когда животное систематически недополучает воду). В зависимости от этого и от продолжительности периода времени, когда полноценный водопой отсутствует, развивается обезвоживание разной степени. Легкое обезвоживание наступает при потере организмом до 5% воды, среднее – при потере до 10%, тяжёлое развивается при потере более 10%, а потеря более 20% от её первоначального количества в организме может оказаться смертельной. 





Причиной обезвоживания бывает не только отсутствие возможности водопоя, но и значительное усиление потоотделения, диарея (вызванная болезнетворными микроорганизмами, она может за несколько суток привести к обезвоживанию, которое даже составит угрозу для жизни), повышенное мочеотделение, лихорадка и некоторые другие расстройства.





Если вода в рационе есть, но её меньше, чем необходимо для поддержания гидробаланса, то организм начинает экономить, сокращая её расходы в первую очередь за счёт снижения целевой продуктивности. Особенно хорошо это заметно на снижении удоя у коров и коз, а также на уменьшении темпов роста и увеличении сроков откорма молодняка, предназначенного на мясо. 





У овец ухудшается качество шерсти, снижается содержание в ней ланолина, рабочие и спортивные лошади заметно быстрее устают, у них появляется отдышка при обычных физических нагрузках, часто они становятся более агрессивными, ухудшается аппетит. Рабочие собаки проявляют непослушание, невнимательность, их дрессировка становится неэффективной. 





При длительном хроническом водном дефиците появляется угнетение, наблюдаются признаки расстройства обмена веществ, у самок нарушается репродуктивная функция, самцы теряют половую активность. Моча становится более концентрированной, приобретает тёмный цвет. Выделение мочи уменьшается, кал становится плотнее, чем обычно. Кожа теряет эластичность, слизистые оболочки бледнеют. 



Уменьшается слюноотделение, из-за чего могут развиваться периодические воспаления слизистой оболочки ротовой полости. Такая же ситуация может быть и со слизистой оболочкой глаз: она недостаточно увлажняется, становится сухой, и на этом фоне развивается конъюнктивит. 





Сокращение объёма выделенной слюны и других пищеварительных жидкостей приводит к нарушению процесса расщепления питательных веществ корма и их усваивания. Внешне это выражается постепенным похудением поголовья и снижением активности. У лошадей нарушается потоотделение. Пот становится густым и выступает пятнами на отдельных участках тела. 



Частичную нехватку воды в течение нескольких дней можно устроить намеренно и применять для прекращения лактации высокоудойных коров, которые сложно запускаются, или для прекращения лактации у подсосных маток разных видов животных после отъёма молодняка. Сокращение выпитой жидкости часто используется и для уменьшения отёка вымени в первые дни после отёла. 





Острый дефицит воды при полном отсутствии водопоя – явление более опасное, чем её частичная нехватка, но возникает он не сразу, а развивается постепенно. На первоначальных этапах, при лёгком обезвоживании, как уже говорилось, организм сильно сокращает расходы воды, но жизненно важные органы не страдают. Уменьшается секреция молока, сокращается слюноотделение, меньше увлажняются слизистые оболочки, кожа становится менее эластичной из-за потери части влаги межклеточным пространством. Снижение потоотделения приводит к повышению температуры.





Если организм и дальше страдает от нехватки воды, то в разной степени начинают нарушаться все физиологические процессы. Дефицит жидкости нарушает нормальное пищеварение (в норме у крупного рогатого скота, лошадей и других крупных животных в желудочно-кишечном тракте за сутки в составе пищеварительных соков оборачивается около 100 литров воды) и свободное продвижение кормового кома по кишечнику. В это время животное теряет аппетит, дефекация осуществляется редко, выделенный кал сухой, плотный, напоминает лошадиные или овечьи скибулы. В кровь поступают гормоны, сокращающие диурез, мочеиспускание становится скудным, происходит изредка, а сама моча приобретает очень тёмный цвет из-за высокой концентрации выводимых из организма веществ – продуктов метаболизма.





Из-за недостатка воды уменьшается объём крови. Концентрация белков в плазме значительно повышается. Кровь становится гуще, в результате чего осложняется её микроциркуляция по капиллярам, и ткани недополучают кислород и питательные вещества. В это время животное становится вялым, малоподвижным. Даже незначительные физические нагрузки быстро вызывают усталость.





Из-за нарушения микроциркуляции начинается частичный распад белков в тканях и накопление в них продуктов этого распада, растёт содержание остаточного азота и аммиака. Наступившее ранее угнетение на этом этапе прогрессирует: животное лежит, не реагирует на внешние раздражители, смотрит безучастным взглядом. Из-за нарушения работы печени аммиак полностью не утилизируется, а мочевина выводится не полностью из-за нарушения работы почек. 





Поскольку вода является «транспортным средством» для растворённых в ней различных веществ, то при её недостатке нарушается выведение продуктов жизнедеятельности клеток, и в тканях накапливаются токсины. Из-за этого кислотно-щелочной баланс тканей смещается в сторону кислой реакции, наступает ацидоз, который ещё больше нарушает протекание необходимых биохимических процессов. Потеря воды межклеточной жидкостью приводит к повышению концентрации в ней солей, из-за чего часть воды вытягивается из клеток. В результате этого клетки теряют тургор, сморщиваются и могут погибнуть. В такой ситуации животное близко к коматозному состоянию и гибели.





Характер оказания помощи при обезвоживании зависит от его значительности. При лёгкой степени нехватки воды достаточно просто напоить животное, и его организм сам приведёт в норму все нарушившиеся в нём процессы. Поить следует не за один подход вволю, а дозированно, за три – четыре раза, небольшими порциями. Страдающее от жажды животное может выпить слишком много, что станет причиной других нежелательных процессов. 





При чрезмерном поступлении воды (естественным путём или введении её другими способами) кровь сильно разбавляется, концентрация натрия в ней падает, что приводит к её быстрому перемещению в межклеточное пространство, а оттуда в клетки. Клетки переполняются водой, сильно возрастает тургор, что нарушает их нормальное функционирование. Внешне это выражается функциональными расстройствами, рвотой, нарушением координации движений, расстройствами поведения (оглум, оцепенение, дезориентация и т. п.). 


В результате поступления избыточного количества воды могут возникать отёки (в том числе головного мозга). В тяжёлых случаях из-за чрезмерного введения воды или гипотонического раствора наступает кома. Такое редко случается, если животное пьёт самостоятельно. В большинстве случаев – это результат неправильно оказанной помощи ветеринарным работником или хозяевами животного.





Если обезвоживание привело к значительному ослаблению животного, потере ориентации и способности пить, то тёплую жидкость следует вводить либо через зонд в желудок, либо в виде клизмы, либо внутривенно.



Самый быстрый эффект даёт внутривенное введение 5% глюкозы или изотонического раствора хлорида натрия (0,9%). Для внутривенного введения также хорошо подойдёт раствор, состоящий из 500 мл дистиллированной воды, 400 мл изотонического раствора, 80 мл 40% раствора глюкозы, 300 мл 1,3% раствора соды, 10 мл 10% раствора глюконата кальция (или 5 мл 20% раствора борглюконата кальция, или «Броваглюкина»). Можно применить медицинские препараты «Регидрон» или «Ацесоль».



Быстрое положительное влияние оказывает применение специальных регидратационных растворов электролитов, которые можно купить в ветеринарных аптеках. Электролиты помогают поддерживать нормальный водно-солевой обмен в тканях и способствуют  полноценному усваиванию питательных веществ.





Примером использования такого препарата может быть «Ветглюкосолан». Содержимое пакетов номер 1 и номер 2 (их состав разный) нужно растворить в 10 литрах воды и выпаивать (по 50 мл/кг живого веса при легком обезвоживании, по 80 мл/кг при среднем, и по 100 мл/кг при тяжёлом обезвоживании) один раз в день, несколько дней подряд, до заметного улучшения состояния.



Если нет возможности купить лечебное средство, то регидратационный раствор можно приготовить и в домашних условиях. На 1 литр дистиллированной воды нужно взять 3,5 г кухонной соли, 2,5 г соды, 1,5 г сухого хлорида калия, 20 г сухой глюкозы. Предложенный раствор рассчитан на телёнка весом до 60 кг. Животное нужно выпаивать или заливать раствор в его желудок через зонд (можно использовать тонкий шланг) по 250–300 мл, 3–4 раза в сутки в течение 2–3 дней. Для более крупного животного состав раствора и кратность использования остаются такими же, но его количество потребуется пропорционально увеличить. 



Составляющие раствора дополняют действие друг друга и восстанавливают гидробаланс в организме животного. Сода нейтрализует кислоты, образовавшиеся в процессе дезорганизации биохимических процессов в тканях; хлорид калия способствует нормализации работы гладкой мускулатуры кишечника и сердечной мышцы; глюкоза даёт энергию и улучшает всасывание натрия и воды в кишечнике. В результате постепенно восстанавливается нормальная жизнедеятельность тканей, и устраняются последствия патологических изменений, вызванные нехваткой воды.





Для организма животного нежелательно как избыточное поступление воды, так и её нехватка. Лучшей профилактикой нарушений водного обмена является обеспечение свободного доступа животных к поилкам и соблюдение зоогигиенических требований по кормлению, содержанию и эксплуатации животных.

Все вопросы по этой теме можно обсудить на нашем форуме.

Чугуевец Виталий

Поделиться в соцсетях:

Адаптация животных к воде

Адаптация животных к воде

Влияние воды на животных зависит от относительной важности поверхностного натяжения и гравитации. Некоторые насекомые могут отдыхать на поверхности пруда, не проваливаясь через поверхность в пруд, потому что, будучи очень легкими, гравитационная сила, толкающая их вниз, мала по сравнению с поверхностным натяжением, удерживающим их. Однако по той же причине они могут застрять в поверхности пруда за счет поверхностного натяжения. Млекопитающие, будучи намного тяжелее насекомых, подчиняются силе тяжести. Они проникают на поверхность пруда, но не могут отдыхать на поверхности. Вообще говоря, у животных меньше длины капилляра воды (2,73 мм) преобладает поверхностное натяжение (хотя оно зависит как от их формы, так и от их размера), тогда как у животных больше этого размера преобладает гравитация.

Хотя насекомые обычно не могут проникнуть через поверхность пруда, некоторые насекомые научились использовать для этого гидрофобные поверхности. Различные животные также приспособились использовать гидрофобные свойства, чтобы их мех или перья не намокали. Мы рассмотрим различные примеры того, как некоторые животные используют гидрофобные поверхности в своих интересах.

Насекомые, которые остаются на поверхности воды: водомерка / водомерка

Предоставлено с разрешения gailhampshire Wikimedia Commons/CC BY.

Водомерки (также известные как водомерки) имеют супергидрофобные ноги, которые позволяют им быстро перемещаться по поверхности пруда, не попадая в ловушку поверхностного натяжения, что позволяет им поедать других насекомых, попавших в ловушку.

Насекомые, способные проникать через поверхность воды

Хотя большинство насекомых живут над водой, некоторые из них способны прорываться через поверхность воды.

Лодочник

Изображение предоставлено пользователем Flickr Сэмом Дреджем, CC BY-NC-ND

Лодочник живет у поверхности воды. Он может проходить сквозь поверхность, не попадая в ловушку, используя супергидрофобное «покрытие», которое удерживает воду от его тела.

Комар / Мошка

Изображение предоставлено пользователем Flickr Сэмом Дреджем, CC BY-NC-ND

Комары и мошки могут прорваться через поверхность пруда, потому что их дыхательные пути заполнены гидрофобными волосками.

Насекомые, живущие под водой

Некоторые насекомые даже эволюционировали так, что могут проводить большую часть своего времени под водой.

Водяной паук

Изображение предоставлено пользователем Викисклада Норбертом Шуллером

Водяной паук дышит воздухом под водой, перенося пузырь воздуха на своем супергидрофобном брюшке.

Большой ныряющий жук

Изображение предоставлено пользователем Wikimedia Commons 2.0 Bernard Dupont

Этот жук живет на дне прудов, поэтому для дыхания ему необходимо использовать диффузию кислорода в пузырьки воздуха, которые он несет.

Насекомое, собирающее воду

Изображение предоставлено пользователем Викисклада yakovlev.alexy, CC BY-SA 2.0 гидрофобные участки.

Более крупные животные

Более крупные животные, для которых поверхностное натяжение не является проблемой, могут использовать гидрофобные эффекты в своих интересах.

Водоплавающие птицы

Изображение предоставлено Дэвидом Вагнером, CC0 Public Domain license

Утки и другие водоплавающие птицы плавают высоко в воде, потому что у них есть слои перьев, которые не смачиваются.

Бабочка

Изображение предоставлено доктором Стюартом Бьюером (DSTL)

Чешуйчатая структура крыльев бабочки создает супергидрофобность, которая позволяет им сбрасывать воду во время дождя, чтобы они не заболачивались.

Млекопитающие / Сумчатые

Изображение предоставлено Wikimedia Commons, Paxson Woelber, CC BY-SA

Некоторые млекопитающие и сумчатые носят слой воздуха внутри своего меха, чтобы их нижние слои не намокали сразу.

Сухопутный краб

Изображение предоставлено Wikimedia Commons, ZooFari, CC BY-SA.

Крабы обычно дышат под водой, но некоторые приспособились дышать на суше, взяв с собой воду. Это обратная ситуация по отношению к плавунцу и водяному пауку.

Огненный муравей

Изображение предоставлено Wikimedia Commons, I Lamiot, CC BY

Некоторые муравьи могут собираться вместе, образуя супергидрофобный плот.

Галловая тля: природная система удаления отходов

Изображение предоставлено Wikimedia Commons, Amada44, CC BY 4. 0

Галловая тля Pemphigus_spyrothecae выделяет медвяную росу. Солдатская тля может удалять эти отходы из своих галлов, потому что они также выделяют порошкообразный гидрофобный воск, который покрывает медвяную росу и инкапсулирует липкую каплю жидкости. Затем тля-солдатик может толкать или катить полученный объект к выходу их желчи. Это пример жидкого мрамора.

Земля, вода и животные на карте

1. Составить фон о суше и воде Земли.

Спроецируйте изображение земли и воды и объясните, что на Земле есть и суша, и вода. Попросите добровольца указать на землю, а затем на воду на изображении. Спросите учащихся, живут ли они на воде или на суше. Покажите изображение домов на суше и на воде. Спросите: Как вы думаете, люди больше живут на суше или на воде? (на суше) Как вы думаете, почему на суше живет больше людей, чем на воде? (Людям легче жить на суше.) Спросите учащихся, какие воды они посещали. Покажите схему водоемов с изображениями океана, озера, реки и залива. Спросите: Какие водоемы находятся недалеко от нашего города?

 

2. Покажите карту Дак-Лейк.

Спроектируйте карту Утиного озера. Объясните, что на карте можно показать сушу и воду Земли. Укажите на ключ карты и спросите учащихся, что, по их мнению, означают зеленый и синий цвета. Попросите добровольца указать на землю, а затем указать на воду на карте. Укажите на Милл-роуд и спросите учащихся, что они об этом думают. Спросить: Каким цветом вы бы изобразили реку на карте? Океан? (синий)

 

3. Покажите карту Утиного озера с животными.

Спроектируйте карту Утиного озера с изображением животных и попросите учащихся назвать животных, которых они видят. Спросите: Как вы думаете, кто живет на суше? Как вы думаете, кто живет в воде? Укажите, что хотя многие наземные животные умеют плавать, их постоянный дом находится на суше. Спросите: Какое водное животное не может жить на суше? (рыба) Какое животное может передвигаться по земле, воде и воздуху? (утка)

 

4. Практикуйте язык местоположения.

Практика позиционного языка для развития пространственных навыков учащихся. Спросите: Какие животные живут у озера? (скунс, кролик, медведь) Какие животные через дорогу? (олень, белка)

 

5. Создайте диаграмму, показывающую наземных и водных животных.

Объясните учащимся, что они создадут схему, показывающую животных на суше и в воде. Диаграмма — это еще один способ отображения информации. Дайте каждому учащемуся экземпляр рабочих листов «Вырезание животных» и «Сортировка животных». Предложите учащимся вырезать девять фигурок животных. Спроецируйте карту Утиного озера и попросите учащихся прочитать карту и приклеить каждое животное либо в столбец наземных животных, либо в столбец водных животных на двухстолбцовой диаграмме «Сортировка животных» в зависимости от того, где они находятся на карте. Спроектируйте итоговую таблицу и предложите учащимся проверить свои ответы.

Неформальное оценивание

Чтобы проверить и оценить способность учащихся различать землю и воду на карте и места обитания различных животных, попросите их заполнить рабочий лист «Животные на карте». Дайте каждому ученику рабочий лист, мелки, ножницы и клей.

Расширение обучения

  • Предложите учащимся нарисовать собственную карту и схему наземных и водных животных. Пусть они покажут двух других животных, которые живут на суше, и двух других, которые живут в воде.
  • Приготовьте голубую и зеленую глину и емкость, например форму для выпечки. Попросите учеников сделать землю из зеленой глины и воду из синей. Пусть они разместят пластиковых игрушечных животных или рисунки, прикрепленные к деревянным палочкам, на суше или в воде, чтобы показать, где они живут. Затем попросите учеников нарисовать простые двухмерные карты своих трехмерных моделей. Продемонстрируйте, как это делается для учащихся, работая над процессом на доске. Сначала нарисуйте форму формы для выпечки. Спросите: Где находится вода в поддоне? Где мы должны нарисовать его на доске?
  • Предложите учащимся посмотреть на карту мира в атласе, посмотреть и обсудить цвета, которые картографы использовали для обозначения земли и воды. Хотя вода, скорее всего, будет синей, земля вряд ли будет полностью зеленой. Обычно континенты или страны показаны разными цветами. Картографы используют разные цвета для отображения разной информации.
  • Для математической связи создайте диаграмму из двух столбцов под названием «Наши питомцы». Назовите один столбец «земля», а другой — «вода». Попросите учащихся назвать домашних животных, которые есть у них дома, и указать, являются ли они наземными или водными животными. Предложите учащимся подсчитать количество наземных и водных питомцев. Обсудите, какая группа больше, а какая меньше и почему это может быть так.
Предметы и дисциплины
  • География

    • Физическая география
Цели обучения

Учащиеся будут:

  • использовать карту для определения земли и воды
  • использовать карту для идентификации и сортировки животных, живущих на суше, и животных, обитающих в воде
Подход к обучению
  • Обучение для использования
Методы обучения
  • Обсуждения
  • Информационная организация
  • Визуальная инструкция
Обзор навыков

Это задание направлено на следующие навыки:

  • Результаты студентов 21 века

    • Обучение и инновационные навыки

      • Общение и сотрудничество

  • Навыки критического мышления

    • Понимание

  • Географические навыки

    • Организация географической информации

Связь с национальными стандартами, принципами и практикой

Стандарты учебной программы Национального совета социальных исследований
  • Тема 3:
    Люди, места и окружение
Национальные географические стандарты
  • Стандарт 1:
    Как использовать карты и другие географические представления, геопространственные технологии и пространственное мышление для понимания и передачи информации
  • Стандарт 3:
    Как анализировать пространственную организацию людей, мест и окружающей среды на поверхности Земли 90 142

Общие базовые государственные стандарты английского языка и грамотности
  • Стандарты чтения информационного текста K-5:
    Ключевые идеи и детали, RI. K.2
  • Стандарты чтения информационного текста K-5:
    Интеграция знаний и идей, RI.1.7
Колледж, карьера и гражданская жизнь (C3) Структура социальных исследований Государственные стандарты
  • Географические представления: Пространственные представления о мире: D2.Geo.2.K-2:
    Используйте карты, графики, фотографии и другие представления для описания мест, а также отношений и взаимодействий, которые их формируют.
  • Географические представления: Пространственные виды мира: D2.Geo.3.K-2:
    Используйте карты, глобусы и другие простые географические модели для определения культурных и экологических характеристик мест.

Что вам понадобится

Материалы, которые вы предоставите
  • Мелки
  • Клей
  • Бумага
  • Атласная карта мира (опционально)
  • Голубая и зеленая глина (по желанию)
  • Контейнер, например противень (необязательно)
  • Пластиковые игрушечные животные или рисунки животных, прикрепленные к деревянным палочкам для рукоделия (дополнительно)
  • Безопасные ножницы
Требуемая технология
  • Доступ в Интернет: Требуется
  • Техническая установка: 1 компьютер на класс, проектор
Физическое пространство
  • Класс
Группировка
  • Инструкция для больших групп

Исходная информация

Карты помогают детям понять, что Земля состоит из суши и водоемов. Учащиеся узнают, что карты могут отображать много типов информации — в данном случае разные животные живут на суше и в воде. Различение земли и воды на картах является базовым навыком чтения карты.

Предварительные знания

  • стороны света

Рекомендуемая предыдущая деятельность

  • Нет

Словарь

земля

Существительное

твердая часть земной поверхности, не покрытая водой.

карта

Существительное

символическое изображение избранных характеристик места, обычно нарисованное на плоской поверхности.

навыки работы с картами

Существительное

навыки чтения и интерпретации карт, от изучения основных правил карт до анализа и понимания карт для достижения целей более высокого порядка.

вода

Существительное

химическое соединение, необходимое для всех форм жизни.

Книги

  • Лиди, Лорин. Картографирование мира Пенни. Нью-Йорк: Square Fish, 2000.

  • Собель, Дэвид. Картографирование с детьми: обучение чувству места в начальной школе. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann, 1998.

Книги с картинками

  • Хатчинс, Пэт. Прогулка Рози. Нью-Йорк: Книги Саймона и Шустера для юных читателей, 1968.

Наконечники и модификации

Модификация

Предложите учащимся попрактиковаться в определении сторон света с помощью карты Утиного озера. Задавайте такие вопросы, как «Олень хочет пойти к воде. В каком направлении он должен двигаться?»

Наконечник

Обратите внимание, что цвет часто используется в качестве символа на картах.