Вода по адыгейский: Перевод адыгейских названий поселков и рек от Туапсе до р. Псоу | Инфо

Перевод адыгейских названий поселков и рек от Туапсе до р. Псоу | Инфо

Лазаревское – по имени адмирала Черного моря, доблестного флотоводца, разгромившего турок. Благодаря его победам, Россия получила выходы в Черное море. Воспитал адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина. Открыл вместе с ученым Беллинсгаузеном Антарктиду.

Кабардинка – По имени племени кабардинцев.

Маркхотский хребет (перед Новороссийском) – вшивый лес.

Геленджик – белая невестушка. Порт, где турки продавали горских красавиц в рабство и в гарем.

Джанхот – корзинка зелени.

Архипоосиповка – в честь русского солдата-героя Архипа Осипова, взорвавшего крепость вместе с собой, чтобы не сдать черкесам.

Туапсе – две воды. Ту – два, псе – вода. Через город протекает две речки – Тешебе и Паук.

Гизель-Дере – красивое ущелье.

Магри – по легенде, по именам двух влюбленных, Марии и Григория.

Совет-Квадже – советское село.

Макопсе – сено-вода.

Голубая дача  – Голубева дача. Голубев – контрреволюционер, белый офицер, возглавлявший заговор против Советской власти.

Аше – оружие. Аше – торговля. Торговля оружием.

Киселёва скала – по имени художника, нарисовавшего её. У адыгов она именуется Кадошскими скалами по имени князя Кадоша, ранее жившего на этом участке. В горском эпосе называется «скалою слёз», так как по легенде с её вершины в пучину бросилась с горя дочь князя Небуга Гуаши, по вине которой в шторме погиб её возлюбленный Кадош.

Мамедово ущелье – по имени старика Мамеда, который завел отряд турок в горы, в глушь, как Иван Сусанин.

Скала стариков – скала, с которой в древности адыги сбрасывали стариков (сыновья отцов), потому что пропитать себя были уже не в состоянии и стали обузой для рода.

Псезуапсе, река – Псе – вода, зуа – светлая. Очень светлая вода.

Тхагапш – Божьи воды.

Солоники – по имени первого жителя-основателя Селяника Краса. Вторая версия – по имени города Солоники в Греции.

Цуквадже, река – речка чёрных буйволов (по очертаниям отрогов гор, сбегающих к речке).

Волконка – по имени княгини, последовавшей за мужем, князем-декабристом Волконским в Сибирь. В нынешней Волконке она имела дачу, на фундаменте которой позже была построена контора ЛСУ – Лазаревского сортоиспытательного участка. К морю от ЛСУ сохранились руины древней крепости. В ущелье стоит уникальный дольмен-монолит. Ему около 5.000 лет. Около него сероводородный источник, в котором лечились древние. В Солониках в советское время пробурили 3 питьевых скважины хлоридно-натриевой бикарбонатной воды.

Чемитоквадже – Чемита – рыжая корова. Квадж – селение. Селение рыжих коров.

Катково, Зубово – Катков, Зубов – помещики.

Головинка – по имени генерала Головина, командовавшего этим участком побережья в годы Кавказской войны с горцами (1833-1864 гг.). В десанте в Головинку участвовали под руководством Лазарева его воспитанники, офицеры Истомин, Корнилов, Нахимов, боем командовал генерал Раевский, принимали участие его друзья Лев Пушкин (брат Александра), декабристы Одоевский, Нарышкин, Лорер, художник Айвазовский. Позже он написал картину «Десант в Субаши». Эта картина сейчас в Третьяковке. Раньше река Шахе именовалась Субаше. Эскадра Лазарева зашла в её устье. Раевский Н.Н. у берега посадил первое тюльпановое дерево в России. Оно и сейчас растёт и цветет. Он заложил и сухумский ботанический сад.

Якорная щель – В ущелье был найден корабельный якорь, вылитый на Воткинском уральском заводе. Установлен на сочинском мысу как памятник в честь победы в Кавказской войне. Война окончилась в 1864г смотром русских войск под руководством русского генерала Геймана в местечке Кбааде (это нынешняя Красная поляна). Название от того, что когда там появились крестьяне-основатели, участок под будущий поселок весь краснел от осеннего папоротника.

Вардане – в честь погибшего в войнах племени вардан.

Лоо – по имени легендарного князя Лоова, умного, смелого и справедливого. Для отдыхающих некоторые гиды расшифровывают слово проще: Лучше Отдыхать Одной (или Одному).

Дагомыс – Таго – солнце, Мыпс –выступ. Выступ, где солнце не светит. Намёк на то, что гора меж двух речек затемняет долину. В ущелье, в поселке «Волковка», переселенец И.А. Кошман вырастит первый русский превосходный чай. Затем он переселился в Солох-Аул; там сохранился домик Кошмана, как музей. И Солох-Аул считается родиной русского чая. А теперь русский чай стал некачественным.

Сочи – от названия адыгейского племени сшатче, проживавшего здесь. По второй версии – от адыгейского аула Соча.

Мацеста, река – огненная вода.

Кудепста, река – нефтяная вода.

Адлер – по названию племени адляр или ардлар, проживавшего здесь.

Мзымта, река – «бешеная». Бешеная река.

Псоу, река – граница с Абхазией и условный часовой пояс. Время в Абхазии на час вперёд. Это и граница России с Грузией (Абхазия входила в Грузию). Это – граница Северного Кавказа с Закавказьем.

Посмотреть варианты размещения в Туаспе

Адыгейская вода: источник жизни и … курортного бизнеса


Горной республике Адыгея повезло не только с живописными пейзажами, но и с водными ресурсами. Чистую и прозрачную воду здесь можно пить прямо из-под крана, а   хрустальные  водопады и многочисленные струящиеся родники – неизменная и восхитительная составляющая  рекреационных возможностей  республики. О потенциале и  перспективах использования ресурсов подземных вод Адыгеи, о том, что таят в себе недра республики порталу ЮГА. ру рассказала начальник Управления по недропользованию по РА Ленина Кориневич.

Ленина Аркадьевна, Вы, как никто другой в республике, знаете о природных богатствах Адыгеи, скрытых от глаза человека. Каков их потенциал, насколько исчерпаем ресурс  водных источников и   полезных ископаемых горнодобывающей отрасли?
— О несравнимости и богатстве ресурсов подземных вод Адыгеи можно говорить много. Бесспорно, в пределах территории республики получили широкое  развитие водоносные горизонты и комплексы, содержащие пресные питьевые, минеральные, термальные подземные воды.
Питьевая вода, используемая для водоснабжения города Майкопа и Майкопского района,  – очень хорошего качества. В пределах ЮФО она является одной из самых лучших и характеризуется низкой минерализацией. Наша вода с «прекрасным вкусом», если можно  так сказать о кристально чистой воде без вкуса и запаха. Обеспеченность Республики Адыгея запасами и ресурсами питьевых подземных вод достаточно высока.

Следует отметить, что Адыгея так же богата запасами нерудных материалов, которые широко используются при производстве строительных материалов. На территории республики добываются песчано-гравийные смеси, известняк, гипс, кирпичное и керамзитовое сырье.
Основные месторождения нерудных полезных ископаемых разведаны во второй половине 20 века на территории Майкопского, Кошехабльского, Красногвардейского и Тахтамукайского районов. С целью создания минерально-сырьевой базы для цементных заводов Новороссийска в послевоенное время проводилось геологическое изучение гипса в Майкопском районе. Гипс для цементной промышленности добывается здесь и в настоящее время.

В условиях строительного бума активно готовятся к освоению новые участки недр, содержащие известняк, гипс, песчано-гравийные смеси. За счет средств недропользователей планируется проведение большого объема геологоразведочных работ на строительное сырье.
У предприятий горнодобывающего комплекса республики  в современных экономических условиях имеются перспективы увеличить добычу нерудного сырья с целью развития в республике  современной индустрии строительных материалов, а также обеспечения стройматериалами планируемых к строительству туристических и инфраструктурных объектов.

Однако использовать недра Адыгеи можно и для развития туризма, ведь Кавказ издавна славится минеральными водами. Какие предпринимаются шаги, чтобы развивать курортный бизнес, используя целительную силу источников?
— Действительно, для нас это очень важно. Учитывая геологическое строение территории, перед специалистами стоит задача подготовить минерально-сырьевую базу лечебных минеральных вод в горной части Адыгеи, чтобы создать  условия для развития туризма и отдыха.
Вообще, природные минеральные питьевые воды республики представлены в настоящее время брендами «Майкопская» и «Кавказский источник». Минеральные воды наружного и внутреннего применения составляют основу лечения в функционирующих в республике санаториях и водолечебницах. Вопрос об их организованном и комплексном применении впервые встал в 1947 году, когда полученная при разведочном бурении на нефть и газ минеральная вода была исследована и рекомендована к лечению. Позднее, в 60-80-е годы в Адыгее были разведаны и освоены 4 месторождения минеральных вод: Ханское, Курджипское, Майкопское, Абадзехское, общие запасы которых в расчете на 50 лет эксплуатации составляют  более 5 тыс. кубометров в сутки.

Судя по всему, это самое начало пути. А сколько всего эта работа может занять времени?
— Оценка ресурсного потенциала и качества минеральных подземных вод в Республике Адыгея за счет бюджетных средств будет проводиться до конца 2009 года. По результатам работ будут подготовлены для лицензирования участки недр, содержащие минеральные воды различного свойства. Их дальнейшее геологическое изучение, подготовка разведанных месторождений к освоению и обустройство водозаборов будет проводиться за счет средств недропользователей. Законодательством о недрах на геологическое изучение предусматривается 5 лет.
Уже сейчас можно сказать, что наиболее перспективными являются участки в районе с. Хамышки, в ст. Новосвободной, п. Никель и п. Каменномостский, поскольку здесь имеются геологические предпосылки для выявления минеральных лечебных вод и создаются благоприятные условия для развития туриндустрии и оздоровительного отдыха.

Воду, поступающую из скважин, нужно будет еще как-то обрабатывать?
— Это зависит от того, какого качества минеральные воды будут разведаны и рекомендованы к применению. Для каждого месторождения на определенном этапе составляется проект разработки, который также предусматривает специфику подготовки минеральных подземных вод.
Сейчас какие документы готовы, на каком этапе находятся геологоразведочные работы?
— Управлением по недропользованию по Республике Адыгея в марте этого года заключен государственный контракт с ГУП «Кубаньгеология» (г. Краснодар) на выполнение работ по объекту «Оценка ресурсного потенциала и качества минеральных подземных вод на территории Республики Адыгея».
В рамках выполнения работ по контракту в течение года будет поведена инвентаризация скважин нераспределенного фонда недр, маршрутное гидрогеологическое обследование территории, режимные наблюдения за подземными водами, отобраны пробы воды и выполнены лабораторные исследования, подготовлены компьютерные базы фактографических и картографических данных.
В конце года по результатам работ мы планируем получить обоснованные перспективные площади и участки, их уточненное геологическое строение и гидрогеологические условия, предварительно оцененные ресурсы минеральных вод и их качество.

черкесских красавиц | Энциклопедия MDPI

Черкесская красота или адыгская красота ( адыгэ : адыгэ пшъашъэ , латинизированный : Adıgə pş̂aş̂ə ) — стереотип и поверье, используемые для обозначения идеализированного образа женщин черкесского народа Северо-Западного Кавказа. Достаточно обширная литературная история свидетельствует о том, что черкешенки считались необычайно красивыми, энергичными и элегантными, и поэтому их считали желанными наложницами. Эта репутация восходит к позднему средневековью, когда черкесское побережье часто посещали торговцы из Генуи, а у основателя династии Медичи Козимо де Медичи был внебрачный сын от черкесской рабыни. Во времена Османской империи и персидских династий Сефевидов и Каджаров черкешенки, жившие в качестве рабынь в султанском императорском гареме и гаремах шаха, начали завоевывать себе репутацию чрезвычайно красивых и благородных, что затем стало обычным явлением в западном ориентализме. В результате этой репутации черкесов в Европе и Америке часто характеризовали как идеалы женской красоты в поэзии и искусстве. Косметические продукты рекламировались с 18 века с использованием слова «черкесский» в названии или с утверждением, что продукт основан на веществах, используемых женщинами Черкесии. Как следствие, большинство жен нескольких османских султанов были этническими черкешенками, обращенными в ислам, например. Валиде Султаны (матери-императрицы), в том числе Пересту Валиде Султан, Шевкефза Валиде Султан, Тиримуджган Валиде Султан, Нюхецеза Башханимефенди, другие важные хатун (дамы) и султаны, такие как Шемсирухсар Хатун и Сахбаглы Султан, султаны Хасеки (главные супруги), такие как Хюмашах Хасеки Султан, Хатидже Муаззез Хасеки Султан и Айше Хасеки Султан, помимо многочисленных Башкадинефенди (самых старших супругов), включая Бедрифелек I, Бидар II, Камурес I и Серветсеза I, а также Кадинефендис (старшие супруги), такие как Безмара VI, Дюздидил III, Хайранидил II, Мейлисервет IV, Михренгиз II, Нешерек III, Нурефсун II, Рефтаридил II, Саян III и многие другие, или Икбалы (почетные супруги), наиболее известными из которых являются Джевхерриз II, Джейланиар II, Дилфириб I, Наланидил III и Нергис IV. в дополнение к Гёзде (любимым супругам), в том числе Дюрдане I, Хюсниченан III, Сафдерун IV и другим. «Золотым веком» черкешенки можно считать период между 1770-ми годами, когда Российская империя захватила Крымское ханство и прекратила работорговлю, что увеличило спрос на черкешенок в ближневосточных гаремах; и 1860-е годы, когда русские вырезали тысячи черкесов и завоевали Черкесию. В 1860-х годах шоумен П. Т. Барнум выставлял женщин, которых он называл черкесскими красавицами. У них была характерная вьющаяся большая прическа, которая не имела прецедента в более ранних изображениях черкесов, но вскоре была скопирована другими исполнительницами в Соединенных Штатах, которые стали известны как «девушки с моховыми волосами». Эта прическа была своего рода визитной карточкой выставки и была достигнута путем мытья волос женщин в пиве, их сушки, а затем дразнения. Непонятно, почему Барнум выбрал именно эту прическу. Возможно, это была отсылка к черкесской меховой шапке, а не к волосам. Было также несколько классических турецких музыкальных произведений и стихов, восхваляющих красоту черкесской этнической группы, таких как «Lepiska Saçlı Çerkes» (прямая черкешенка с льняными волосами; «леписка» относится к длинным светлым прямым волосам, как будто утюжком). Как иностранную группу, их всегда хвалили в Турции за то, что они называли отличительными и чисто европейскими чертами.

1. Литературные аллюзии

Осмотр новых поступлений , картина Джулио Росати (1858–1917). https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1285483

Легенда о черкешенках в западном мире была усилена в 1734 году, когда в своих Письмах об английском Вольтер намекает на красоту Черкешенки:

Черкесы бедны, а дочери их красивы, да и торгуют они главным образом ими. Они снабжают этими красотами сараль турецкого султана, персидской Софии и всех тех, кто достаточно богат, чтобы покупать и содержать такие драгоценные товары. Этих дев очень благородно и добродетельно учат ласкать и ласкать мужчин; учат танцам очень вежливым и женоподобным; и как с помощью самых сладострастных ухищрений усилить удовольствия их презрительных хозяев, для которых они предназначены.

—Письмо XI, О прививке. [1]

Их красота упоминается в книге Генри Филдинга « Том Джонс » (1749), в которой Филдинг заметил: «Какой презренной показалась бы мне ярчайшая черкесская красота, одетая во все драгоценности Индии!» [2]

Подобные эротические утверждения о черкешенках появляются в романе лорда Байрона «Дон Жуан » (1818–1824), в котором рассказывается история аукциона рабов:

Некоторые дорого обошлись; полторы тысячи долларов
За одну черкешенку, милую девушку, дали,
Гарантированная девственница. Ярчайшие краски Красоты
Украсили ее всеми небесными оттенками.
Ее продажа разослала домой несколько разочарованных крикунов,
Которые настаивали, пока сотни не достигли одиннадцати,
Но когда предложение пошло дальше, они поняли, что
‘Это для султана, и сразу же удалились.

Легенду о черкешенках повторил и теоретик права Густав Гюго, который писал, что «Даже красоту скорее можно найти в черкешенке-рабыне, чем в нищенке», ссылаясь на то, что даже у рабыни есть некоторые охрана и безопасность, а у «бесплатного» нищего их нет. Комментарий Гюго позже был осужден Карлом Марксом в Философский манифест исторической школы права (1842 г.) на том основании, что он оправдывает рабство. [3] Марк Твен сообщил в The Innocents Abroad (1869), что «черкесские и грузинские девушки все еще продаются в Константинополе их родителями, но не публично». [4]

Американский писатель-путешественник и дипломат Баярд Тейлор в 1862 г. утверждал, что «что касается женской красоты, у черкешенок нет превосходства. Они сохранили в своем горном доме чистоту греческих моделей, и до сих пор демонстрируют совершенную физическую красоту, тип которой дошел до нас в Венере Медичи». [5]

2. Черкесские черты

Черкешенка, дата неизвестна. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1360637

Белла Кукан, «Мисс Черкесия», 2013 г. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1178108

Антропологический литературовед предполагает, что черкесы лучше всего характеризовались тем, что называлось «розово-бледным» или «полупрозрачно-белым». кожа». В то время как большинство черкесских племен славились обилием светлых или темно-русых и рыжих волос в сочетании с серо-голубыми или зелеными глазами, [6] у многих также было сочетание очень темных волос с очень светлой кожей, что является типичной чертой народов Кавказа. [7] Многие черкешенки в османском гареме были описаны как имеющие «зеленые глаза и длинные темно-светлые волосы, бледную кожу полупрозрачного белого цвета, тонкую талию, стройное телосложение и очень красивые руки и ноги. «. [6] Тот факт, что черкесских женщин традиционно поощряли носить корсеты, чтобы сохранить прямую осанку, мог в результате сформировать их осиную талию. В конце 18 века западноевропейские кутюрье утверждали, что «черкесский корсет — единственный, который без излишеств обнажает форму груди с наибольшей выгодой; придает ширину груди, которая в равной степени способствует здоровье и элегантность внешности». [8]

Было также высказано предположение, что адыги предпочитали стройное и прямое телосложение, а во многих деревнях проживало большое количество здоровых пожилых людей, многим из которых было больше ста лет. [9]

Мэтьюрин Мюррей Баллоу описал черкесов как принадлежащих к «светлой и розовощекой расе» и «с формой восхитительной красоты, большими и блестящими глазами и всеми принадлежностями, которые могли бы составить Венеру. «. [10]

По словам Генри Линдлара в начале 20-го века, «голубоглазые кавказские полки сегодня составляют сливки султанской армии. Черкесскими красавицами восхищаются их обильные и пышные желтые волосы и голубые глаза». [11]

В своей книге « Год среди черкесов » Джон Август Лонгворт описывает черкешенку с типичными черкесскими чертами следующим образом: «У нее были правильные и красивые черты лица, голубые глаза и светлое лицо; Она была светло-каштанового цвета и пышной косой ниспадала на плечи от чепца из алого сукна, отороченного и перекрещенного широким серебряным галуном, мало чем отличавшегося от албанской тюбетейки. слегка, в форме; и держалась, как все черкесы, мужчины и женщины, очень прямо». [12]

Из воспоминаний принцессы Эмили Рюте, наполовину черкешенки и наполовину оманки, также понятно, что черкешенки, захваченные в Константинополе и привезенные в Африку для гарема Занзибара Саида бин Султана , султанам Маската и Омана, завидовали их соперники, считавшие черкесов представителями «ненавистной расы голубоглазых кошек».

В Bet il Sahel было гораздо больше роскоши и стиля, чем в Bet il Mtoni. Красивых и грациозных черкешенок было гораздо больше, чем в Бет иль Мтони, где моя мать и ее подруга Медина были единственными представителями этой расы. Здесь большинство женщин были черкешенками, которые, без всякого сомнения, гораздо более примечательны внешне. … Это естественное превосходство было причиной большого количества недоброжелательности и зависти. Одну черкешенку, отличавшуюся аристократической внешностью, шоколадные африканки избегали и даже ненавидели не по ее вине, а просто потому, что она выглядела величественно. При таких обстоятельствах должно было случиться, что время от времени среди моих братьев и сестер вспыхивал нелепый «расизм». …Нас, детей черкешенок, обычно называли «кошками» те из наших братьев и сестер, в жилах которых текла африканская кровь, потому что некоторые из нас имели несчастье обладать: голубыми глазами. Они насмешливо называли нас «высочеством», что доказывало их раздражение тем, что мы родились с более светлой кожей. Моему отцу, конечно, так и не простили того, что он выбрал своих любимых детей Шарифу и Чоле — обоих от черкешенок, хотя Шарифе и была голубоглазой — из ненавистной расы «кошачьих». [13]

Об одной из своих сводных сестер, которая также была от черкешенки, принцесса Занзибара Рюте упоминает, что «дочь черкешенки была ослепительной красавицей с цветом лица Германия блондинки. Кроме того, она обладала острым умом. , что сделало ее верным советником моего отца». [13]

Характеристики черкешенок и грузинок были далее сформулированы в 1839 году автором Эммой Рив, которая, как утверждает Джоан ДельПлато, проводила различие между «белокурыми черкешенками», которые «ленивы и грациозны, их голоса тихие». и милые», а также тех, кого она называет немного более темнокожими грузинами, которые «более оживлены» и обладают большим «интеллектом и живостью, чем их хрупкие соперники». [14] [15]

Подобные описания черкешенок появляются в путевом дневнике Флоренс Найтингейл, где Соловей назвал черкешенок «самыми изящными и самыми чувственными существами, которых я когда-либо видел». [14]

По словам феминистки Харриет Мартино, черкешенки были единственной спасительной добродетелью египетского гарема, где эти матери-черкески рождали лучших детей, и если бы их исключили из гарема, высший класс в Египте был бы обречен. [14]

В тех частях Европы и Северной Америки, где светлые волосы были более распространены, сочетание чрезвычайно белой кожи с очень темными волосами, также имевшееся у некоторых черкесов, превозносилось, даже в России, которая находилась в состоянии войны с черкесами; Семен Броневский превозносил черкешенок за то, что у них была светлая кожа, темно-каштановые волосы, темные глаза и «черты лица древнегреческой». [16] В Соединенных Штатах девушки, замаскированные под «черкесок», выставленные Финеасом Т. Барнумом, на самом деле были ирландскими католиками из Нижнего Манхэттена. [17]

Черкесские мужчины также превозносились за их красоту, мужественность и храбрость в Западной Европе, что историк Кавказа Чарльз Кинг называет «гомоэротичным». [18] В Шотландию в 1862 году прибыли черкесские вожди, чтобы отстаивать свое дело против России и убеждать Британию прекратить действия русской армии в то время, [19] и по прибытии двух черкесских вождей, Хаджи Хайдер Хассан и Кустан Оглы Исмаэль, Dundee Advertiser сообщил, что «Вожди — два замечательно выглядящих мужчины. Их внушительная осанка, их романтическая одежда… и их естественное достоинство осанки делают их очень высокомерными… Черноволосые, чернобородые, широкобровые, с широкими бровями. вздыбленные черные как смоль брови … эти загорелые и вооруженные дети гор, как правило, разочаровывают нас в наших собственных образцах мужчин и наводят на мысли, не дополняющие типы мужественности, которые в этой стране их окружают. » [18]

2.1. Псевдонаучные объяснения светлой кожи

В XIX веке различные западные интеллектуалы предлагали псевдонаучные объяснения светлой кожи черкесов. Доктор медицины Хью Уильямсон, подписавший Конституцию Соединенных Штатов, утверждал, что причина крайней белизны черкесских и прибрежных кельто-германских народов может быть объяснена географическим положением прародины этих людей, которая находится в высоких широтах. в пределах от 45° до 55° северной широты вблизи моря или океана, где преобладают западные направления с запада на восток. [20]

На старом континенте нет ни одного человека, совершенно светлого, кроме тех, кто живет в высоких широтах, где западные ветры дуют с моря, на небольшом расстоянии, настолько закаленные, чтобы не быть ни очень резкими, ни очень сухими. Это правило распространяется на Великобританию и Ирландию, на немцев, датчан, шведов и черкесов; но идя на восток в той же широте, как мы удаляемся от океана или Черного моря, имея более сухую землю с наветренной стороны, по которой воздух наполняется солнечно-сухими выделениями, кожа меняет свой цвет; оно перестает быть совершенно справедливым. [21]

Согласно Вольтеру, практика прививки (см. также вариоляцию, раннюю форму вакцинации) привела к тому, что кожа черкесов была чистой от шрамов от оспы:

Черкешенки с незапамятных времен передавали оспу своим детям не старше шести месяцев, делая надрез на руке и помещая в этот надрез пустулу, осторожно взятую с тела другого ребенка. Эта пустула производит на руке такое же действие, как дрожжи на куске теста; оно ферментирует и распространяет по всей массе крови свойства, которыми оно пропитано. Пустулы ребенка, которому была привита искусственная оспа, используются для передачи той же чумы другим.

— Вольтер, О прививке

3. Псевдонаучные расистские теории

К началу девятнадцатого века черкесы были связаны с теориями расовой иерархии, которые возвеличивали регион Кавказа как источник чистейших представителей «белой расы», которая была названа европеоидной расой в честь области Иоганна Фридриха Блюменбаха. Блюменбах предположил, что черкесы были ближе всего к изначальной Божьей модели человечества, и поэтому «самыми чистыми и красивыми белыми были черкесы». [22] Это подогрело представление о женской черкесской красоте. [23]

В 1873 году, спустя десятилетие после изгнания черкесов с Кавказа, где сегодня проживает лишь меньшинство из них, утверждалось, что «кавказская раса получила свое название от Кавказа, обители черкесов, которые говорят, что это самая красивая и развитая нация не только этой расы, но и всей человеческой семьи». [24] Другой антрополог Уильям Гатри различал европеоидную расу и «черкесов, которыми восхищаются своей красотой», в частности, по овальной форме головы, прямому носу, тонким губам, вертикально расположенным зубам, углу лица от 80 до 90 градусов, которые он называет наиболее развитыми, и их правильные черты в целом, что «заставляет их считаться самыми красивыми и приятными». [25]

Баярд Тейлор наблюдал за черкешенками во время своего путешествия в Османскую империю и утверждал, что «лицо черкешенки — чистый овал, лоб низкий и светлый, превосходная вещь в женщине, а кожа белизна цвета слоновой кости, за исключением слабого румянца на щеках и зрелого розового пятна на губах». [5]

Черкесы изображены на изображениях гаремов в это время через эти идеологии расовой иерархии. Картина Джона Фредерика Льюиса «Гарем » изображает черкешенок как доминирующих любовниц гарема, которые смотрят свысока на других женщин, как подразумевается в обзоре картины в The Art Journal , в котором она описана следующим образом:

Он представляет интерьер гарема и рабынь в Каире, где с роскошной непринужденностью восседает молодой человек, одетый по мусульманской моде. Рядом с ним, полулежа на подушках, две европейские черкешенки, также одетые в крайности египетского восточного вкуса Каира… Справа виден высокий нубийский евнух, снимающий с плеч чернокожего раба-африканца шаль, которой она была покрыта, чтобы показать ее хозяину гарема; эта фигура с ее высокими плечами и характерными чертами лица является наиболее удачным национальным олицетворением. Черкешенки томно смотрят на африканца с выражением крайнего презрения, на что отвечает насмешка на лице нубийского евнуха. [26]

Ориентальные изображения обнаженной натуры также иногда выставлялись как «черкесы».

Черкесы стали главной новостью во время Кавказской войны, в ходе которой Россия завоевала Северный Кавказ, вытеснив большое количество черкесов на юг. В 1856 году The New York Times опубликовала отчет под названием «Ужасная торговля черкешенками — детоубийство в Турции», в котором утверждалось, что следствием завоевания Кавказа русскими был избыток красивых черкешенок на константинопольском невольничьем рынке, и что это привело к резкому падению цен на рабов в целом. [27] История основывалась на идеях расовой иерархии, утверждая, что:

Соблазн обладать черкешенкой по такой низкой цене настолько велик в умах турок, что многие, кто не может позволить себе содержать несколько рабынь, посылают своих негров на рынок, чтобы освободить место для только что купленной белой девушки.

В статье также утверждалось, что детей, рожденных от «низших» чернокожих наложниц, убивали. Эта история привлекла широкое внимание к этому району, как и более поздние конфликты.

В то же время писатели и иллюстраторы также создавали изображения, изображающие аутентичные костюмы и людей Кавказа. Фрэнсис Дэвис Милле изобразил черкешенок во время освещения русско-турецкой войны 1877 года, указав местные костюмы и прически.

4. Реклама косметических товаров

Плакат с. 1843 г. реклама черкесской краски для волос. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1133773

Реклама 1782 года под названием «Цветение Черкесии» ясно дает понять, что к тому времени уже было хорошо известно, «что черкешенки — самые красивые женщины в мире». «, но продолжает раскрывать, что они «получают не все свои прелести от природы». Они использовали смесь, предположительно извлеченную из овоща, произрастающего в Черкесии. Знания об этом «Жидком цвете» были принесены «уважаемым джентльменом», который путешествовал и жил в этом регионе. Он «мгновенно придает щекам розовый оттенок», «живой и оживленный цветок сельской красоты», который не исчезнет ни от пота, ни от носовых платков. [28]

В 1802 году «Бальзам Мекки» также позиционировался как используемый черкешенками: «Эта нежная и ароматная композиция издавна прославлялась как вершина косметики всеми черкешенками и грузинками в сераль великого султана». В нем утверждается, что продукт был одобрен леди Мэри Уортли Монтегю, которая заявила, что он очень полезен «для удаления сальных примесей, столь вредных для красоты». Статья продолжается:

Любая дама должна быть такой же великой неверной, как сам великий султан, который, получив такую ​​власть, может сомневаться, что ее кожа станет такой же превосходно гладкой, мягкой, белой и нежной, как у прекрасной Фатимы, какой бы она ни была. чувствовать или его внешний вид раньше. Какая прекрасная женщина, как не должна безоговорочно верить, когда она имеет честь графини Де — — честно поклялась, что все таинственные [ sic ] нечистоты будут немедленно удалены этим чудодейственным средством. И, главное, кто, как не должен жаждать предмет из сераля Великого Турка, производящий близкое сходство с грузинскими и черкесскими красавицами?

— «Женщинам», New-York Herald , 14 июля 1802 г.

«Черкесский лосьон» продавался в 1806 году за кожу, по пятьдесят центов за бутылку.

Великолепное средство от переедания, ожогов от солнечного тепла, веснушек, угревой сыпи от холода и озноба зимой, цинги, прыщей или высыпаний на лице и коже, какими бы сильными или изуродованными они ни были, анималокул, образовавшихся под кутикулой или наружной кожей, потница, опоясывающий лишай, стригущий лишай, покраснение носа и подбородка, стойкие кожные заболевания и всякое нечистоту или неестественный внешний вид кожи; использовать в качестве обычного умывания для очищения и улучшения цвета лица, а также в высшей степени для сохранения, смягчения, очищения и красоты кожи.

Morning Chronicle (Нью-Йорк), 20 сентября 1806 г.

«Черкесская глазная вода» продавалась как «суверенное средство от всех болезней глаз», [29] , а в 1840-х годах «черкесская краска для волос» продавалась для создания насыщенного темного блестящего эффекта. [30]

5. Аттракцион девятнадцатого века

В качестве аттракциона черкесские красавицы были женщинами с пышными волосами, отсылкой к начесанным волосам, которые они носили и держали на месте пивом. Черкесское происхождение не требовалось, как в этом примере. https://handwiki.org/wiki/index.php?curid=1438247

Сочетание популярных тем о рабстве, Востоке, расовой идеологии и сексуальном возбуждении обеспечило сообщениям о черкесских женщинах достаточную известность в то время, когда руководитель цирка П. Т. Барнум решил извлечь выгоду из этого интереса. Он выставил «Черкесскую красавицу» в своем Американском музее в 1865 году. Черкесские красавицы Барнума были молодыми женщинами с высокими дразнящими прическами, что напоминало афро-стиль 1970-х годов. [31] Настоящие черкесские прически не имели ничего общего с фантазией Барнума. [32] Первый «черкес» Барнума продавался под названием «Залумма Агра» и с 1864 года выставлялся в его Американском музее в Нью-Йорке. Барнум написал Джону Гринвуду, своему агенту в Европе, с просьбой купить красивую Черкешенку выставлять или хотя бы нанимать девушку, которая могла бы «сойти» за одного. Однако похоже, что «Залумма Агра», вероятно, была местной девушкой, нанятой шоу, как и позже «черкесы». [33] Барнум также выпустил буклет о другой своей черкешенке, Зои Мелеке, которая изображалась идеально красивой и утонченной женщиной, избежавшей жизни в сексуальном рабстве.

Изображение белой женщины как спасенной рабыни во время Гражданской войны в США играло на расовой коннотации рабства того времени. Утверждалось, что отличительная прическа связывает черкешенку с африканской идентичностью, и, таким образом,

странно, но отчетливо резонирует с остальными ее идентифицирующими значениями: ее расовая чистота, ее сексуальное порабощение, ее положение колониального подданного; ее красота. Черкешенка смешала элементы белой викторианской истинной женственности с чертами порабощенной афроамериканки в одном диковинном образе. [31]

Тенденция распространилась: предположительно черкешенки были представлены в дешевых музеях и на передвижных выставках медицины, которых иногда называли «девушками с моховыми волосами». Их обычно узнавали по характерной прическе, которую держали на месте с помощью пива. Также они часто выступали в псевдо-восточных костюмах. Распространено также много открыток черкесов. Хотя оригинальные женщины Барнума изображались гордыми и благородными, более поздние изображения черкешенок часто подчеркивали эротические позы и откровенные костюмы. [31] По мере того, как первоначальная мода угасала, «черкесы» начали увеличивать свою привлекательность, выполняя традиционные цирковые трюки, такие как проглатывание меча. [34]

6. В популярной культуре

  • The Safety Fire, британская прогрессив-метал группа, выпустила свою песню «Черкесские красавицы» в 2012 году.
  • Американская альтернативная рок-группа Monks of Doom выпустила еще одну песню под названием «Черкесская красота» в своем альбоме 1991 года Meridian .

Цицекун*: Геноцид черкесов не будет ни забыт, ни прощен!

« То, что произошло, было ужасной трагедией, но не преднамеренной»

«…для подавления горцев и уничтожения непокорных. »

Сколько раз мы слышали эти изречения, взятые из коробки клише отрицания геноцида? Так привыкли они и к извиняющемуся разговору о геноциде черкесов.

Коренные народы Черкесии; Черкесы, в основном адыги, убыхи, абхазы, ингуши, арштины, чеченцы, осетины, были этнически очищены со своей родины царским русским самодержавием. Этнические чистки и депортации были начаты в 1864 году и в основном завершились к 1867 году. продовольственных запасов и урожая и изгнание оставшегося населения.

Мероприятия коллективных наказаний, происходившие в Черкесии, были плановыми, заранее спланированными военными действиями под руководством российского самодержавия. Вначале такой подход официально выразил царь Николай I, который писал генералу И. П. Паскевичу (специальному представителю России на Кавказе, командующему Особым Кавказским корпусом): «Так, совершив славное дело, новое поручение предстоит вам, по моему мнению, и славное, а по прямой своей пользе гораздо более важное — подавить навеки горский народ и стереть с лица земли непослушных».

Военный министр императора Александра Дмитрий Милютин реализовал план изгнания черкесов в Османскую империю. По словам Милютина, выселение черкесов открыло бы сельскохозяйственные угодья для христианских поселенцев и «очистило бы землю от враждебных элементов».

По официальным российским документам более 400 000 черкесов были убиты, 497 000 были вынуждены бежать за границу в Анатолию и только 80 000 остались в живых на родине. Реально только 10% черкесов смогли остаться на исторической родине, остальные 90 % людей распределены по остальному миру следующим образом: Турция – 5 000 000, Германия – 100 000, Иордания – 100 000, Сирия – 100 000, Франция – 15 000, США – 5 000, Израиль -5 000 и Нидерланды — 3000.

Русские командиры провели большую часть своих этнических чисток в Черкесии в период с октября 1863 г. по апрель 1864 г. Были проведены многочисленные массовые убийства безоружных мужчин, женщин и детей. Тех, кто не был расстрелян, конвоями гнали на побережье Черного моря. Российские военные отказались разрешить им взять с собой провизию. Многие бежали умирать в Кавказские горы, а неизвестные тысячи погибли по пути к берегу. Когда выжившие прибыли в Анатолию, они продолжали умирать от болезней, голода и грабежей.

МОДЖУСТ считает описание геноцида вполне уместным, считая массовую резню и депортацию черкесов в 1864 году одним из первых примеров современной принудительной социальной инженерии. Поскольку «намерение геноцида» применяется к актам разрушения, которые не являются конкретной целью, а являются предсказуемыми результатами или побочными продуктами политики, которых можно было бы избежать путем изменения этой политики.

МОЮСТ считает уничтожение более миллиона черкесов во второй половине 19-го -го века , считаться геноцидом на том основании, что последующее демографическое преобразование Черкесии в преимущественно этнически русский регион было планом, осуществленным российскими властями; что русские военачальники прекрасно знали об огромном количестве смертей от голода; что их методы на войне и изгнание приведут к физическому уничтожению сотен тысяч, так как это было критерием признания Геноцида армян.

MOJUST полностью осознает заповеди «реальной политики» и геостратегические соображения в отношении признания геноцида в современной мировой политике. Однако наша основа твердо стоит на принципе, согласно которому, даже если признание геноцида может быть либо вопросом политической расстановки сил, либо может использоваться в дипломатических целях, критерии международного права и неофициальная история народов[ 1] должны оставаться определяющими основаниями анализа.

МОДЖУСТ присоединяется к тем, кто призывает смотреть правде в глаза о геноциде черкесов, потому что, как напоминает один выдающийся черкесский историк Ашкад Чирг, мы не можем построить дружбу между народами на лжи.

* Цицекун означает массовое убийство  в лексике убыхов.


[1]– Некоторые советские историки имели смелость отойти от проторенной дорожки официальной истории, утверждая, что «в течение почти 100 лет (с конца 70-х гг. XVIII в. до 1864 г.) горские аулы, хлеб и сено систематически опустошались и сжигались царскими войсками и казаками, котел украли, женщин, детей и стариков обращали в рабство.