Содержание
Переход на водород
Водород и сегодня используют для производства удобрений, повышения качества бензина, улучшения свойств стали, а также в пищевой промышленности для производства маргарина и твердых кондитерских жиров методом гидрогенизации растительных масел. Без него не обходятся все процессы гидроочистки, гидрообессеривания, гидрокрекинга, регенерации катализаторов. Его также широко применяют для охлаждения генераторов на электростанциях.
С тех пор как появилась перспектива перехода на водородную энергетику с углеводородной, потребность в водороде увеличилась на порядки. Сегодня эта перспектива стала реальностью, поскольку примерно десять лет назад была решена одна из основных проблем с его хранением для дальнейшего использования в качестве автомобильного топлива. Вместо тяжелых, дорогих и небезопасных стальных баллонов для сжатого под высоким давлением водорода стали применять легкие композитные емкости из углепластика, которые прекрасно помещаются в легковых автомобилях. Кроме того, стало возможным получать водород прямо по месту употребления. Появление таких технологий зажгло для водородной энергетики зеленый свет.
Около 20 лет назад во всем мире начали появляться автомобили на водороде, и бывшие выставочные центры пилотных моделей превратились в салоны-магазины серийных образцов. Количество автомобилей на водородном топливе сегодня исчисляется тысячами. Их стоимость составляет около $50–60 тыс. Серийные автомобили на водороде есть у Toyota, Hyundai, Honda. Предсерийные образцы тестируют Audi, Mercedes, BMW, Mazda, Ford и ряд других производителей. Все технические препятствия, столько десятилетий казавшиеся непреодолимыми, пройдены за считаные годы, и теперь вопрос только в экономической целесообразности для массового потребителя. В России такой автомобиль приобрел себе житель Красноярска, но в связи с отсутствием заправок в своем городе перевез машину в Москву и получает топливо в одном из научных институтов.
Как получить водород?
Для развития водородной энергетики нужно будет на государственном уровне решить вопрос, в каком виде доставлять водород к месту его получения. Дело в том, что водород содержится в очень многих видах ископаемых топлив.
«Наиболее дешевый водород получается методом паровой конверсии метана,— рассказывает заведующий отделом гетерогенного катализа Института катализа СО РАН Павел Снытников.— Другой способ — из аммиака. Для его транспортировки, как и для природного газа, в нашей стране даже существует трубопровод, так как аммиак сжижается всего при давлении 8,5 атмосферы. Третье решение — перевозка будущего водорода в виде метанола. В Китае метанол используют как автомобильное топливо. Но в России против метанола почему-то предубеждение, по-видимому, в связи с тем, что с давних пор у нас простой народ пил все, что горело, в том числе и метанол, и люди лишались зрения».
А вот получать его лучше всего там же, где будут потреблять, чтобы уйти от проблем транспортировки чистого водорода. Чтобы использовать водород, например, как автомобильное топливо, нужно закачать его в баллоны под давлением 700 атмосфер. Правда, на сжатие нужна дополнительная энергия. Не меньше энергии требуется на сжижение водорода, так что один из подходящих способов его транспортировки — это перевозка в химически связанном состоянии, например в виде метана, из которого водород должен производиться там же, где будет использоваться. То есть до заправки везут метан, а уже на самой заправке устанавливается небольшое производство, например, конвертер метана в водород. Но этот способ не очень хорош для экологии, поскольку на небольших производствах сложно обеспечить качественную очистку выбросов. Зато экономически он себя вполне оправдывает. Опыт Японии, Кореи и ряда других стран показал, что километр пробега на водороде выходит не дороже бензина. 4 кг водорода, закачанного в баллон, хватает примерно на 800 км пути обычного седана.
Получать водород можно практически из любого углеводородного топлива: из бензина, дизельного топлива или пропан-бутановых смесей. В Институте катализа им. Г. К. Борескова СО РАН ведется работа по гранту РНФ по тематике получения водорода из дизельного топлива. Также разрабатываются методы получения водорода даже из органических носителей, например из бор-гидридов. Главные задачи на будущее развитие водородной энергетики — это не только получение водорода, но и его хранение. Жидкий водород можно хранить только при низких температурах, поэтому его использовали только в критически важных областях, например, как ракетное топливо.
Если отвлечься от автомобилей и обратить внимание на энергообеспечение более крупных стационарных объектов, например жилых или промышленных комплексов, то вся идеология водородной энергетики строится на ее связке с другими источниками энергии. Например, с возобновляемыми — гидро-, ветряными, солнечными электростанциями или с крупными атомными электростанциями. Производство такой энергии идет в одном режиме, а тратится потребителями она в другом, поэтому, когда есть излишки энергии, ее можно тратить на получение водорода даже из обычной воды методом электролиза.
Голубая мечта о зеленом водороде
Электролиз — это способ получения водорода из воды, который, к сожалению, требует больших энергозатрат, поэтому он оправдан только в тех случаях, когда вырабатываемую энергию необходимо запасти, пусть даже и с невысоким КПД. Лучше всего использовать для этого источники, где постоянно возникают достаточно большие излишки энергии. Емкости аккумуляторов для ее сохранения не хватает, кроме того, аккумуляторы быстро разряжаются, а полученный методом электролиза водород — это гарантированный запас энергии, можно сказать, воплощение мечты о чистой энергии, так называемом зеленом водороде. К сожалению, пока всего 2% общего объема водорода в мире производится методом электролиза. 75% водорода получают из природного газа и 25% — сжиганием угля. Цены топлива, полученного по этим технологиям, также несопоставимы: $1,7 за 1 кг водорода из природного газа и $5–10 за водород, полученный электролизом. Впрочем, стоимость зависит от источника энергии. Например, от энергии АЭС зеленый водород вдвое дешевле ($3–5), чем от возобновляемых источников энергии.
Основные организации в России, заинтересованные в получении водорода — это компании «Росатом» и «Газпром». Атомные электростанции нуждаются в сохранении избытка энергии в виде водорода и дальнейшего его использования. А добывающая компания хочет перерабатывать природный газ в водород, имея соответствующие установки непосредственно в местах использования, например на автомобильных заправках. Для решения проблемы транспортировки водорода можно переводить его в спирты — метанол, диметиловый эфир, чтобы получать из них водород, что называется, «по требованию» для дальнейшего использования на энергоустановках. Это химия получения водородсодержащих компонентов, и она достаточно хорошо освоена.
Как перестать сжигать топливо
Вообще, заявления о том, что водород — это экологически чистое топливо, не совсем справедливы. Из школьного курса химии мы помним, что после сжигания водорода получается вода. Но горит-то он в воздухе, где высокое содержание азота, и в результате реакции кислорода и азота при высоких температурах мы получаем те же токсичные оксиды азота, что и при сжигании бензина, только в меньшем объеме. Собственно, водород здесь ни при чем: любое высокотемпературное горение вызывает в воздухе реакцию взаимодействия кислорода и азота с образованием оксидов. По этой причине получать электричество с помощью сжигания любого топлива — это не самый экологичный способ. А тем более углеводородного, которое сгорает с выделением выбросов углекислого газа в атмосферу. Чтобы решить проблемы с выбросами в атмосферу, нужно прекратить сжигать топливо и снизить градус его потребления до комнатной температуры. В этом могут помочь топливные элементы.
Применение водорода в топливных элементах является самым экологичным. Разные топливные элементы используют водород при разных температурах и могут быть более или менее привередливы к его чистоте. Низкотемпературные топливные элементы работают на чистом водороде, а высокотемпературные вполне удовлетворяются синтез-газом. Топливный элемент — это электрохимическое устройство, которое преобразует химическую энергию водорода в электрическую (процесс, обратный электролизу) с достаточно высоким КПД. Институт катализа СО РАН сотрудничает с российскими производителями топливных элементов — ГК «ИнЭнерджи» и Институтом проблем химической физики РАН, где были разработаны и созданы сверхлегкие топливные элементы для беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время там ведутся разработки более крупных топливных элементов для автомобильных передвижных платформ. Рынок топливных элементов еще только формируется, поскольку область их применения постоянно растет. Появляются новые возможности в разработке — осваивается новый экономический сектор. Вопросы могут быть самые разные — например, обеспечение дальних трасс или камер видеонаблюдения источниками связи или возможность установки автономных вышек сотовой связи. Источники водородной энергии всегда работают как тандем «топливный элемент на водороде плюс аккумулятор». Аккумулятор способен сглаживать пиковые нагрузки, а топливный элемент обеспечивает длительную выработку электроэнергии.
Сегодня в мире на топливных элементах работают тысячи небольших энергоустановок. В США, Японии и некоторых странах Европы они уже около 30 лет снабжают водородной энергией небольшие частные поселки, большие и удаленные от города супермаркеты или промышленные объекты. В отличие от дизель-генераторов это намного более бесшумные системы, так что их широко используют как запасные источники энергии в случае сбоев в работе основного источника энергообеспечения.
Сколько стоит чистый воздух
В качестве грантового финансирования на развитие индустрии водородной энергетики некоторые страны ЕС ежегодно выделяют сотни миллионов евро, США — сотни миллионов долларов. Совокупные вложения Европы и США в эту отрасль исчисляются миллиардами. Сейчас многие компании во всем мире делают попытки использовать источники энергии на топливных элементах в самых разных областях. В ближайшие десятилетия может измениться сама концепция человеческого энергопотребления.
В России развитие топливных элементов исторически связано с космическими программами в середине ХХ века. Щелочные топливные элементы использовались во многих космических проектах, где требовались автономные энергоустановки.
В 2020 году правительство России утвердило энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года и ключевые меры развития водородной энергетики. В этом же году был создан консорциум по водородной энергетике, куда вошли ведущие научные институты: Томский политехнический университет, Институт катализа СО РАН, Институт проблем химической физики РАН, Институт нефтехимического синтеза РАН, Самарский государственный политехнический университет и Сахалинский государственный университет. В программе развития водородной энергетики РФ намечено создание водородных кластеров и пилотных проектов по производству и экспорту водорода. Планируется развитие первых коммерческих проектов производства водорода. Сегодня в РФ появляются отдельные пилотные проекты с использованием водородной энергетики, но до массового внедрения пока не дошло: скорее производители демонстрируют свою готовность к реализации подобных проектов в случае выделения финансирования со стороны, например, госкорпораций. Так, в конце 2019 года в Санкт-Петербурге был запущен трамвай на водородном топливе, а ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД» в качестве пилотного проекта обсуждают возможность запуска поезда на Сахалине на топливных водородных элементах.
Теги
Инженерные науки
Удаление бородавок жидким азотом — многопрофильная клиника Чудо-Доктор в Москве
Сегодня бородавки могут удаляться при помощи жидкого азота. Такой метод лечения относится к традиционным и называется криодеструкция.
Говоря простым языком, на патологически измененную ткань воздействуют низкой температурой.
Криодеструкция – современная методика лечения поверхностных доброкачественных новообразований, основанная на охлаждении тканей до предельно низких температур и их последующем разрушении.
Криодеструкция бородавок
Активное вещество, используемое во время лечения – это жидкий азот. Обладая уникальными физическими свойствами, он способен превращаться из газа в жидкость и обратно при очень низких температурных показателях (-196 °C).
На нашей планете нет мест, где был бы такой температурный режим, поэтому азот воздуха находится в виде газа. Однако использование специального оборудования позволяет снизить его температуру, делая жидкостью.
Процедура удаления бородавок жидким азотом подразумевает замораживание новообразований, что приводит к замедлению роста клеток с нарушенной структурой и разрушению доброкачественных разрастаний тканей.
Этапы проведения криодеструкции
- Воздействие азотом.
На палочку из дерева наматывается марля или вата – это и есть инструмент, при помощи которого специалист достает жидкий азот из емкости. Затем вещество наносится на бородавку, при этом врач слегка нажимает на нее. В зависимости от размера папилломы время воздействия составляет 5-30 секунд. Например, удаление подошвенных бородавок азотом потребует больше времени, поскольку для получения желаемого результата заморозиться должны все слои кожного покрова
- Пауза.
После того, как специалист первый раз «прижег» образование, процедура прерывается на 1-2 минуты. Это необходимо для оценки эффективности воздействия. Обычно в месте «прижигания» кожа белеет, но через 2 минуты происходит ее оттаивание и врач может определить глубину и величину воздействия азота на кожные покровы. На основании этого принимается решение – проводить процедуру повторно или нет
- Результат.
Кожа, которая подверглась замораживанию, приобретает белесовато-розовый оттенок. Это свидетельствует о том, что клетки кожи погибли.
- Что дальше.
Если удаление бородавок с помощью азота завершилось покраснением кожных покровов, то можно говорить о положительном результате. Практически всегда на следующий день в месте воздействия наблюдается появление пузыря (размеры могут быть разные). Не стоит переживать по этому поводу – это обычное явление, так и должно быть.
Внутри пузыря будет находиться жидкость – бесцветная или красноватая. Цвет зависит от глубины воздействия: при достижении глубоких слоев, в которых расположены кровеносные сосуды, жидкость становится красноватой; если же азот затронул только поверхностные слои — то слегка белой.
Что можно и нельзя делать с пузырем после заморозки азотом?
- Во избежание повреждения волдыря нельзя на него наклеивать лейкопластырь.
- Допускается наложение марлевой салфетки, а для ее фиксации лейкопластырь использовать уже можно.
- Можно принимать водные процедуры, но только осторожно, чтобы исключить повреждение пузыря.
- Для защиты обработанного места допускается перевязывание марлевым отрезом.
- При сильной болезненности участка, на который воздействовали азотом, разрешается принятие обезболивающих препаратов («Анальгин», «Кеторол»).
При необходимости повторного лечения, а это бывает часто, удаление родинок жидким азотом или других образований проводится через 3 недели после первого замораживания. Обычно после этого бородавки полностью удаляются.
Преимущества удаления бородавок в клинике Чудо Доктор
В клинике работают высококвалифицированные и опытные дерматологи. Их высокий профессионализм подтверждается соответствующими сертификатами. Все сотрудники имеют допуск к сложному медицинскому оборудованию и являются сертифицированными специалистами в области криотерапии, косметологии и других методов лечения.
неорганическая химия — Какие продукты образуются при взаимодействии диоксида азота с водой?
спросил
Изменено
3 года, 11 месяцев назад
Просмотрено
10 тысяч раз
$\begingroup$
Я видел два разных уравнения реакции диоксида азота с водой:
$$\ce{2NO2 + h3O -> H+ + NO3- + HNO2}$$
и
$$\ce{3NO2 + h3O -> 2H+ + 2NO3- + NO}$$
Оба они в некоторой степени верны, и является ли один более заметным по сравнению с другим?
- неорганическая химия
- редокс
$\endgroup$
$\begingroup$
Обе реакции верны. Однако вторая реакция записывается путем «сложения» двух уравнений реакции.
При растворении диоксида азота($\ce{NO2}$) в воде образуется смесь азотной кислоты($\ce{HNO3)}$ и азотистой кислоты(HNO2) в соотношении 1:1. $$\ce{2NO2(г) +h3O(ж)->HNO3(вод) +HNO2(вод)}$$
т. е. $$\ce{2NO2(г) +2h3O(ж)->h4O+(водн.) +NO3-(водн.) + HNO2(водн.)}$$
Однако, поскольку азотистая кислота нестабильна в любой среде, кроме очень холодной растворе, он медленно распадается на $\ce{NO}$ и $\ce{HNO3}$:
$$\ce{3HNO2(водн.)->2NO(г) +h4O+(водн.) + NO3-(водн.)}$$
Ваше второе уравнение реакции получается путем сложения этих двух реакций вместе.
Код:
- Housecroft, C.E.; Констебль, EC Химия, 4-е изд.; Пирсон, 2010, стр. 777.
Примечание:
Я записал ионы $\ce{H+}$ как $\ce{h4O+}$, поэтому в левой части уравнения в каждом случае есть дополнительная молекула воды.
$\endgroup$
$\begingroup$
Оба варианта могут иметь место, но азотистая кислота нестабильна. В теплых или концентрированных растворах азотистая кислота будет диспропорционировать, образуя оксид азота и больше азотной кислоты. Таким образом, азотистая кислота по существу является лишь временным промежуточным продуктом.
$\endgroup$
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя электронную почту и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но никогда не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.
Азот и кислород и их взаимодействие
[Депозитные фотографии]
В этой статье речь пойдет о кислороде и азоте — двух газах, которые легко реагируют друг с другом.
Азот
Трудно назвать первого ученого, получившего азот, но Генри Кавендиш определенно был среди них. В своей лаборатории в 1772 году Кавендиш использовал специальное устройство для пропускания воздуха над раскаленными углями. Повторив этот процесс несколько раз, он затем обрабатывал воздух щелочами. Полученное в эксперименте вещество Кавендиш назвал «удушающим» газом из-за его свойств. Но ученый не мог понять, что это был за удушающий газ. Однако, вооружившись современными химическими знаниями, мы можем сделать вывод, что при прохождении воздуха над раскаленными углями углекислый газ связывается, а щелочь его нейтрализует. Оставшаяся «удушающая» часть воздуха состоит, по большей части, из молекул N₂. Кавендиш сообщил о своих выводах своему коллеге Джозефу Пристли.
Интересно, что это не первый случай, когда ученые не понимают вещества, которое они создали в своих экспериментах. Например, Пристли когда-то соединил кислород и азот с помощью электрического тока, но не понял, что получил аргон, инертный газ.
Физические свойства азота
В стандартных условиях азот представляет собой инертный бесцветный газ без запаха и вкуса. Он безвреден для человека и легче воздуха, но не так легок, как гелий или водород. Газ также практически нерастворим в воде и не вступает с ней в реакцию.
Седьмой элемент периодической таблицы также может существовать в жидком и твердом агрегатном состоянии.
Жидкий азот
[Депозитные фотографии]
В жидком состоянии азот кипит при -195,8°С, а в твердом состоянии плавится при -209,86°С.
Химические свойства
Молекулы азота достаточно стабильны; они двухатомные и образуют тройную связь. Таким образом, молекулы практически не распадаются, а седьмой элемент проявляет низкую химическую активность. И наоборот, соединения азота очень нестабильны — при их нагревании образуется свободный азот.
Реакции с металлами
Молекулярный азот может вступать в реакцию только с небольшой группой металлов, все из которых проявляют восстанавливающие свойства. Например, N₂ может реагировать с литием:
6Li + N₂ = 2Li3N
Он также реагирует со светло-серебристым металлом магнием, но только при температуре выше 300 °C. В результате этой реакции образуется нитрид магния – желто-зеленые кристаллы, которые при нагревании распадаются на магний и свободный азот:
3Mg + N₂ = Mg₃N₂.
Mg₃N₂ → 3Мg + N₂↑ — при температуре 1000 °С или выше.
Если в воду добавить нитрид активного металла, начинается процесс гидролиза с образованием гидроксида металла и аммония.
Азот и водород
Азот и водород реагируют при температуре около 400 °C, давлении 200 атмосфер и в присутствии пористого железа, действующего как катализатор:
3H₂ + N₂ = 2NH₃.
[Депозитные фотографии]
Реакция азота и других неметаллов
Все взаимодействия веществ с азотом происходят при высоких температурах. Возьмем, к примеру, бор:
2B + N₂ = 2BN
Он не взаимодействует ни со многими галогенами, ни с серой, но косвенно могут быть получены сульфиды и галогениды.
Реакция азота с кислородом
Кислород — это элемент с атомным номером 8. Это прозрачный газ без запаха и цвета, в жидкой форме — синий.
Жидкий кислород
[Викимедиа]
Кислород также может существовать в твердом агрегатном состоянии синих кристаллов. Он имеет двухатомные молекулы.
Интересно, что Пристли изначально не понимал, что открыл кислород, и считал, что получил некий компонент воздуха. Пристли наблюдал распад оксида ртути в герметичном устройстве. Ученый использовал линзу, чтобы направить солнечные лучи на оксид.
Что касается взаимодействия азота и кислорода, вещества реагируют в присутствии электрического тока, потому что азот является стабильной молекулой и неохотно реагирует с другими веществами:
O₂ + N₂ = 2NO
Существует несколько оксидов азота , степень окисления которых варьируется от одного до пяти.
В результате реакции между азотом и кислородом может образоваться несколько соединений:
N₂O — закись азота;
NO — оксид азота;
N₂O₃ — трехокись азота;
NO₂ — диоксид азота;
N₂O₅ — пятиокись азота.
Щелкните здесь, чтобы узнать об интересном эксперименте по получению диоксида азота и изучению его свойств.