Вода богатство планеты: Вода – наше богатство

Вода-богатство нашей планеты | План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                                  д/с Улыбка

                                «Вода- богатство нашей планеты»

                     Познавательно- исследовательская деятельность

                                    Подготовительная группа

                                                             Подготовила Малахова И.Н.

                                                             Воспитатель подготовительной группы

                                          ЗАТО Первомайский  

                                                       2018 г.            

Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей.

Задачи:

Обучающие:

— способствовать созданию условий для расширения представлений детей об окружающей среде и познакомить со способами очистки воды от загрязнений.

Развивающие:

— способствовать развитию мышления, умению выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

— способствовать воспитанию в детях желания заботиться о природе, оберегать ее богатства.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы (сказка «Родник», Т.А.Шорыгина, стихотворения «Ключевая вода», «Росинка») рассматриваниеиллюстраций, просмотр мультфильмов («Это совсем не про это», «Фиксики. Чему учит экология», «Крокодил Гена часть 3»), игры с водой, беседы о воде, ее роли в жизни человека.

Методы и приемы:

 Наглядный, практический, словесный, продуктивная деятельность, игра, опыт.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, видеописьмо (презентация- Незнайка, фотографии водоемов и заводов, карточки для дидактической игры «Что будет, если…», для физминутки аудио- шум воды).

Раздаточный материал:

  1. Одноразовые пластиковые стаканчики (150 мл), по количеству детей.
  2. Земля 50гр, крахмал 50 гр, масло растительное по 50 мл. на каждого ребенка.
  3. Воронки, по количеству детей.
  4. Марля, сложенная вчетверо (8х8 см).
  5. Ватные диски, по количеству детей.
  6. Палочки для размешивания.
  7. Подносы на каждого участника.

Вводная часть. 3 минуты. Просмотр презентации-письма от Незнайки.

Обсуждение проблемы.

Основная часть. 15 мин.

Обсуждение детьми письма. Выдвижение гипотез, предположений, путей решения проблемы.

Проведение опыта по очистке воды.

Просмотр презентации- очистные сооружения.

Физминутка.

Изготовление оригами- кувшинка.

Заключительная.3 мин.

Обобщение полученного результата.

Важно ли то, что мы сегодня узнали?

Ход НОД.

Воспитатель. Доброе утро, ребята!  Сегодня у меня   прекрасное  настроение, которым я хочу поделиться с вами!

(Касаюсь одного из ребят рукой и говорю) «Я рада тебя видеть Миша. Коснувшись тебя рукой, я дарю тебе частичку своего хорошего настроения. А как ты можешь поделиться своим настроением?» (Предположения Миши). Он делится с товарищем и так все ребята обмениваются пожеланиями друг с другом, заканчивая на воспитателе.

Воспитатель. Как вы считаете, ребята, какое у нас всех сейчас настроение? (ответы детей).

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, почему у меня чудесное настроение? (дети отвечают).                                                                                                           А еще потому, что мне на электронную почту пришло письмо от моего друга! Но я не успела его посмотреть, т.к спешила к вам. Хотите мы посмотрим его вместе? (ответы детей).

Располагайтесь поудобнее.

На проектор с ноутбука вывожу письмо-презентацию. (1 слайд –письменное обращение Незнайки. 2 -6 слайды — картинки с загрязненной водой и заводами сливающими отходы в реки).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что случилось у нашего героя?

(дети высказывают догадки, предположения: вода грязная, в нее бросают бутылки, мусор, заводы сливают отходы и др.)

Воспитатель.  Какие вы молодцы, вы были внимательны, и все правильно сказали! (похвалить конкретного ребенка за ответ).

Воспитатель: Надо что- то делать? Чем мы с вами можем помочь Незнайке?

(Дети предполагают: Не бросать мусор в воду, реки, убирать за собой, не мыть машины в реках).

Воспитатель. Молодцы, верно. А как еще можно помочь?

(Если дети затрудняются с ответом задаю вопрос: «Мы можем купаться в грязной воде, умываться, использовать ее в пищу?»

 (Дети отвечают-нет.)

Воспитатель. Почему?

(Ответы детей: можем заболеть.)

Воспитатель. А что нужно сделать с грязной водой, чтобы мы могли использовать ее в быту?

(Высказывания детей. Очистить).

Воспитатель. Как очистить?

(Дети: отфильтровать, процедить).

Да. А вы знаете что такое фильтр. (дети предполагают).

А где об этом можно узнать? (если дети затрудняются с ответом, предложить посмотреть в энциклопедии).

Воспитатель. Фильтр –это прибор для очищения жидкостей процеживанием.

Фильтры есть бытовые, которые используем дома для очистки водопроводной воды. Есть специальные сооружения, которые строят на заводах и фабриках, где вода, проходя через фильтры очищается от вредных веществ и только потом попадает в реку или озеро. Предлагаю вам посмотреть на экран. (смотрим презентацию Слайд 8-12, иллюстрация бытовых фильтров и очистных сооружений).

Воспитатель. Ребята, а у нас есть в группе бытовые фильтры? (нет). А в домашних условиях мы можем очистить воду? (да). Чем, как вы думаете? (с помощью подручных материалов).  Хотите сами поучаствовать в процессе по очистке воды. Где мы это будем делать? (Дети проходят к столам для опытов).

 Что вы видите в стаканчиках на столах?  (грязную воду).

Воспитатель. Вот такая вода в озере у Незнайки. Может жить в такой воде рыба и другие животные? (нет). Как вы думаете, ребята, ватный диск пропустит мусор? (дети отвечают). Предлагаю вам проверить.  (дети пробуют сами провести очистку воды, тем кто затрудняется, помогаю).

(Пропускаем грязную воду через ватный диск, через марлю. Дети озвучивают, что произошло с водой и материалами, через которые пропускали воду.)

Воспитатель.Ребята, что мы делали? (пропускали воду через фильтр). Вода стала чище? (дети –да).

Дидактическая игра «Что будет, если…».

Ребята, а как вы думаете, Незнайка знает о том, что будет, если вода исчезнет с поверхности земли? (ответы детей)

Мы можем ему рассказать об этом?  (да)

Только вот незадача, картинки, которые я приготовила для вас, все перемешались. Что будем делать?  (ответы детей).  Пробуйте. (После того как дети собрали картинки, мы обсуждаем последствиях засухи.)  (Без воды погибнут растения, животные, почва перестанет быть плодородной и др).

Ребята, а человек может предотвратить такую ситуацию, как засуха? (ответы: не вырубать деревья, не засорять реки, не сливать отходы в водоемы).

Воспитатель: Да, ребята. Без воды все живое погибнет.  Но мы знаем, как себя вести в природе.

 Давайте представим, ребята, что мы на берегу реки…

Физминутка. (Фоном звучит шум воды).

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)    

Берег справа, берег слева (повороты влево, вправо).

Речка лентой впереди (потягивание рук вперед).

Сверху мостик погляди (потягивание –руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей, надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками, кто угонится за нами? (плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы, на песочке поваляться

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте) И на травке отдыхаем.

Воспитатель.Ребята, мы говорили, как можно очистить воду в домашних условиях и на производстве. А как вы думаете, природа сама может сохранять чистоту водоемов? (ответы детей).

А как? (ответы детей).  А растения могут очистить воду?  (да) А знаете вы такое растение как   кувшинка? (да). (Показываю ребятам кувшинку- оригами). Этот цветок очищает воду в прудах и озерах. Как вы думаете, ребята, одной кувшинки для нашего пруда достаточно? (нет). А что нам делать? (еще изготовить кувшинок).  Предлагаю начать. (показываю, как складывать цветок, дети повторяют).  Какие красивые цветы у нас поучились! Куда мы можем их заселить? (дети заселяют пруд кувшинками). Кувшинки что будут делать с водой в нашем пруду? (очищать воду). Вода в пруду чистая и в ней может поселиться рак. Ребята, а вы знаете, что рак живет только в чистой воде. Кто еще может здесь жить? (дети отвечают).                           Замечательный пруд у нас получился. Незнайке понравится.  Хотите, ребята, посмотрим, как Незнайка справился с загрязнением в своих водоемах? (Да, хотим).  Смотрим слайды № 13-19.

Воспитатель.   Ребята, а куда вы поместите наш пруд? (дети предлагают варианты размещения   пруда в группе).                           

Релаксация.

Воспитатель.  Ребята, важно ли то, что мы сегодня узнали?  Почему?

Зачем мы это делали? (чтобы помочь Незнайке очистить озера и реки, и самим узнать, как беречь природу).

Какое задание вам больше всего понравилось? Почему?

Воспитатель. Вода –это богатство нашей планеты. Она дает жизнь всему живому. Кому? (людям, растениям, животным).  Мне было с вами интересно, вы были активными, веселыми, доброжелательными ребятами!

На память о сегодняшней встрече я приготовила для вас небольшой подарок. Думаю, в пруду хорошо устроятся рыбки. Вы можете заселить их туда, когда захотите.

«Вода- богатство нашей планеты» | План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

                                                  д/с Улыбка

                                «Вода- богатство нашей планеты»

                     Познавательно- исследовательская деятельность

                                    Подготовительная группа

                                                             Подготовила Малахова И.Н.

                                                             Воспитатель подготовительной группы

                                          ЗАТО Первомайский  

                                                       2018 г.            

Цель :создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей в усвоении экологических знаний и знаний о домашних фильтрах.

Задачи:

Обучающие:

— способствовать созданию условий для расширения представлений детей о бережном отношении к воде  и познакомить со способами очистки воды от загрязнений посредством эксперимента.

Развивающие:

— создавать условия для развития мышления посредством рассуждений и проблемных ситуаций.

Воспитательные:

— формировать умение  аккуратно действовать в процессе экспериментирования, договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Методы и приемы:

 Наглядный, практический, словесный, продуктивная деятельность, игра, опыт.

Материалы и оборудование:

 Ноутбук, видеописьмо (презентация- Незнайка, фотографии водоемов и заводов, карточки для дидактической игры «Что будет, если…», емкость с водой,  шкатулка для подарков детям, кувшинки из бумаги, для физминутки аудио- шум воды).

Раздаточный материал:

  1. Одноразовые пластиковые стаканчики (150 мл), по количеству детей.
  2. Земля 50гр, крахмал 50 гр,
  3. Воронки, по количеству детей.
  4. Марля, сложенная вчетверо (8х8 см).
  5. Ватные диски, по количеству детей.
  6. Палочки для размешивания.
  7. Подносы на каждого участника.

Вводная часть. 3 минуты. Просмотр презентации-письма от Незнайки.

Обсуждение проблемы.

Основная часть. 15 мин.

Обсуждение детьми письма. Выдвижение гипотез, предположений, путей решения проблемы.

Проведение опыта по очистке воды.

Просмотр презентации- очистные сооружения.

Физминутка

Заключительная.3 мин.

Обобщение полученного результата.

Важно ли то, что мы сегодня узнали?

Вручение памятных подарков детям.

Ход НОД.

Воспитатель. Доброе утро! Ребята, хотите поиграть в игру «Эстафета дружбы»? Мы можем взяться за руки и передавать как эстафету наши рукопожатия. Позвольте мне начать. Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к…, а от него к …. И т.д., возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, пусть она вас всегда греет.

Воспитатель. Ребята   мне на электронную почту пришло письмо от моего друга! Но я не успела его посмотреть, т.к спешила к вам. Хотите мы посмотрим его вместе? (ответы детей).

Располагайтесь поудобнее.

На проектор с ноутбука вывожу письмо-презентацию. (1 слайд –письменное обращение Незнайки. 2 -6 слайды — картинки с загрязненной водой и заводами сливающими отходы в реки).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что случилось у нашего героя?

(дети высказывают догадки, предположения: вода грязная, в нее бросают бутылки, мусор, заводы сливают отходы и др.)

Воспитатель. Какие вы молодцы, вы были внимательны, и все правильно сказали! (похвалить конкретного ребенка за ответ).

Воспитатель:  Чем мы с вами можем помочь Незнайке?

(Дети предполагают: Не бросать мусор в воду, реки, убирать за собой, не мыть машины в реках).

Воспитатель. Молодцы, верно. А как еще можно помочь?

(Если дети затрудняются с ответом задаю вопрос: «Мы можем купаться в грязной воде, умываться, использовать ее в пищу?»

 (Дети отвечают-нет.)

Воспитатель. Почему?

(Ответы детей: можем заболеть.)

Воспитатель. А что нужно сделать с грязной водой, чтобы мы могли использовать ее в быту?

(Высказывания детей. Очистить).

Воспитатель. Как очистить?

(Дети: отфильтровать, процедить).

Да. А вы знаете что такое фильтр. (дети предполагают).

А где об этом можно узнать? (если дети затрудняются с ответом, предложить посмотреть в энциклопедии).

Воспитатель. Фильтр –это прибор для очищения жидкостей процеживанием.

Фильтры есть бытовые, которые используем дома для очистки водопроводной воды. Есть специальные сооружения, которые строят на заводах и фабриках, где вода, проходя через фильтры очищается от вредных веществ и только потом попадает в реку или озеро. Предлагаю вам посмотреть на экран. (смотрим презентацию Слайд 8-12, иллюстрация бытовых фильтров и очистных сооружений).

Воспитатель. Ребята, а у нас есть в группе бытовые фильтры? (нет). А в домашних условиях мы можем очистить воду? (да). Чем, как вы думаете? (с помощью подручных материалов).  Хотите сами поучаствовать в процессе по очистке воды. Где мы это будем делать? В нашей лаборатории.(Дети проходят к столам для опытов). Ребята в лаборатории не шумят, не толкаются .

 Что вы видите в стаканчиках на столах?  (грязную воду).

Воспитатель.  Может жить в такой воде рыба и другие животные? (нет). Как вы думаете, ребята, ватный диск пропустит мусор? (дети отвечают). Предлагаю вам проверить.  (дети пробуют сами провести очистку воды, тем кто затрудняется, помогаю).

(Пропускаем грязную воду через ватный диск, через марлю. Дети озвучивают, что произошло с водой и материалами, через которые пропускали воду.)

Воспитатель.Ребята, что мы делали? (пропускали воду через фильтр). Какие фильтры мы использовали? ( марлевый, ватный)  Какой фильтр справился лучше с очисткой воды? (ватный)  Вода стала чище? (дети –да). Мы можем вылить ее в пруд? (да)  (Выливаем).

Ребята, а как вы думаете, Незнайка знает о том, что будет, если вода исчезнет с поверхности земли? (ответы детей)

Мы можем ему рассказать об этом?  (да)

Дидактическая игра «Что будет, если…».

Только вот незадача, картинки, которые я приготовила для вас, все перемешались. Что будем делать?  (ответы детей). У меня три конверта. Я вам предлагаю разделиться парами. Каждой паре я предложу по одному конверту. В каждом конверте одна картинка, которую вы и попробуете собрать. После того как вы сложите картинку один из вас озвучит что получилось. Даю вам одну минуту. (Собирают) Готовы. Кто начнет первый.?  (Без воды погибнут растения, животные, почва перестанет быть плодородной и др).

Воспитатель: Да, ребята. Без воды все живое погибнет.  Но мы знаем, как себя вести в природе.

 Давайте представим, ребята, что мы на берегу реки…

Физминутка. (Фоном звучит шум воды).

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)    

Берег справа, берег слева (повороты влево, вправо).

Речка лентой впереди (потягивание рук вперед).

Сверху мостик погляди (потягивание –руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей, надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками, кто угонится за нами? (плавательные движения)

А теперь пора нам, братцы, на песочке поваляться

Мы из речки вылезаем (ходьба на месте) И на травке отдыхаем.

Воспитатель. Ребята  , а  как вы думаете,  Незнайка справился со своей проблемой? Хотите посмотрим? (да)  Смотрим слайды № 13-19.

Воспитатель.   Ребята, а  как вы  думаете, сама  природа  может сохранять чистоту водоемов? (ответы детей).

  А какое растение способно  очистить воду?  (ответы) Хотите узнать?  ( да ) Это- кувшинка . Она  поддерживает  чистоту в водоемах.

Релаксация.

Воспитатель.  Ребята, а хотели бы вы поселить кувшинку в  свой пруд?  (да).   Как вы думаете, приживется кувшинка у нас? (ответы)(да). Мы можем это проверить! Если цветок распустит в воде свои лепестки, значит вода в пруду чистая. Для каждого из вас у меня приготовлены кувшинки.   Вы можете их опустить в воду и наблюдать.(дети опускают)  Ребята цветок распустился? Значит какая вода в нашем пруду? ( чистая).

Воспитатель. Вода –это богатство нашей планеты. Мне было с вами интересно, вы были активными исследователями! Спасибо за вашу помощь!

Дети старших групп

Дидактическое обоснование непосредственно образовательной деятельности

Тема НОД

«Чистая вода –богатство нашей планеты»

Дидактическая цель занятия

Создание условий для развития познавательно-исследовательской активности детей в усвоении экологических знаний и знаний о домашних фильтрах.

Тип и вид занятия

Социализация. Познание. Обучающее

Задачи

Образовательная:  способствовать созданию условий для расширения представлений детей о бережном отношении к воде  и познакомить со способами очистки воды от загрязнений посредством эксперимента.

 Развивающая: создавать условия для развития мышления посредством рассуждений и проблемных ситуаций.

 Воспитательная:  формировать умение  аккуратно действовать в процессе экспериментирования, договариваться друг с другом для решения общей задачи.

Методы и приемы обучения

Наглядный, практический, словесный, продуктивная деятельность, игра, опыт

Интеграция образовательных областей

Социализация. Познание. Коммуникация.

Форма организации деятельности детей

Фронтальная. Индивидуальная. Подгрупповая.

Средства обучения

Мультимедийная презентация. Дидактическая игра. Опыт.

Распространение водного богатства: обзорная статья Патрика Маккалли

Тысячи политиков, чиновников, занимающихся водоснабжением, корпоративных лоббистов и активистов неправительственных организаций собираются 16 марта в Мехико на четвертый Всемирный Водный Форум. Этот праздник направлен на решение, возможно, самой насущной проблемы в мире: как обеспечить каждому человеку доступ к достаточному количеству чистой воды для достойной жизни, обеспечивая при этом достаточное количество воды для сельскохозяйственных культур и поддержания пресноводных экосистем.

Мрачная статистика воды – более миллиарда человек не имеют доступа к приличной питьевой воде, более двух миллионов детей ежегодно умирают из-за грязной воды и плохих санитарных условий, сотни миллионов фермерских семей на засушливых землях страдают от голода, пресная вода экосистемы все больше высасываются – указывают на необходимость революции в том, как мы управляем водными ресурсами.

Хорошая новость заключается в том, что обеспечить водой всех, кто в ней нуждается, в ближайшие годы технически возможно, доступно и достижимо. Плохая новость заключается в том, что лобби крупных плотин прибывает в Мехико, чтобы настаивать на агрессивном возрождении инвестиций в водные мегапроекты.

Крупные плотины и водоотводные схемы помогают банкам развития выдавать большие кредиты. Они обеспечивают престижные проекты для политиков и бюрократов министерства водного хозяйства и могут приносить большую прибыль инженерным и строительным фирмам. Но они не могут внести существенный вклад в удовлетворение основных потребностей беднейших слоев населения в воде, продовольствии и энергии.

Подавляющее большинство людей, живущих в условиях крайней нищеты, составляют мелкие фермеры, зависящие от все более ненадежных дождей. Эти фермеры также составляют большинство тех, кто не имеет доступа к приличной воде и санитарии. Дорогостоящие проекты крупных плотин могут обеспечить водой города и коммерческие фермерские хозяйства на относительно ограниченных равнинных участках вблизи крупных рек, подходящих для крупномасштабного орошения. Но они никак не могут обеспечить водой большую часть фермерских семей, которые живут на холмистых и малоплодородных землях и не могут позволить себе воду, которую подают по каналам, насосами и трубопроводами из отдаленных водоемов.

Проект тысячелетия ООН описывает мелкие фермерские хозяйства как «глобальный эпицентр крайней бедности». Резко повышая урожайность мелких фермеров, мелкомасштабная инфраструктура водоснабжения, применяемая в больших масштабах, может увеличить производство продуктов питания, сократить бедность и стимулировать экономический рост в беднейших странах.

Стратегии управления водными ресурсами в интересах бедных (и в интересах природы) включают резервуары для сбора дождевой воды и насыпи, доступные технологии капельного орошения и насосов, а также методы ведения сельского хозяйства, которые снижают потребность в воде при одновременном повышении урожайности.

Достижение целей ООН в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия, путем вывода 100 миллионов мелких фермерских семей из крайней нищеты с помощью доступных технологий водоснабжения обойдется примерно в 20 миллиардов долларов в течение десяти лет, что составляет менее десятой части инвестиций развивающихся стран в крупные плотины в 1990-х годах. Международный институт управления водными ресурсами, базирующийся в Шри-Ланке, оценивает экономическую выгоду от избавления этих фермеров от бедности в 300–600 миллиардов долларов.

В засушливом Раджастане на северо-западе Индии насыпи для сбора дождевой воды и небольшие дамбы могут снабжать людей питьевой водой по цене, составляющей одну сотую стоимости воды из печально известной плотины Сардар Саровар на реке Нармада. Сардар Саровар обеспечит орошение по цене около 3800 долларов за гектар; педальные насосы с приводом от человека могут оросить гектар земли за 120 долларов.

Как подавляющее большинство людей, не имеющих доступа к воде, живут в сельских районах развивающихся стран, так и большинство из 1,6 миллиарда человек не имеют доступа к электричеству. Энергетические потребности бедных сельских районов, скорее всего, будут удовлетворены за счет усовершенствованных кухонных плит, мини- и микрогидроэлектростанций и других небольших возобновляемых источников энергии, таких как ветряные насосы для подъема грунтовых вод. Крупные гидроэнергетические проекты, по которым линии электропередач ведут к шахтам, промышленным предприятиям и крупным городам, редко приносят пользу сельским жителям.

Улучшение доступа к воде и энергии в сельских общинах развивающегося мира освободит женщин и детей от тяжелой ежедневной многочасовой работы с водой и сбором дров. Это значительно улучшит здоровье людей (особенно в сочетании с недорогими схемами санитарии). И это уменьшит голод и увеличит доходы не только из-за более высоких урожаев, но и из-за большей доступности энергии для обработки урожая. Кроме того, маломасштабные технологии столь же жизнеспособны для удовлетворения потребностей в воде и энергии расползающихся трущоб развивающегося мира.

Интеллектуальное развитие водной и энергетической инфраструктуры само по себе не может разрешить скандал глобальной бедности и неравенства. Также необходимы многие другие политические и институциональные изменения. Но без радикальной перестройки приоритетов в водном и энергетическом секторах надежда на воду и энергию для всех останется далекой мечтой.

Патрик Маккалли является исполнительным директором сети International Rivers.

Чистая вода — это жизнь, здоровье, еда, отдых, энергия… — Европейское агентство по окружающей среде

Вода является домом для миллионов видов, от мельчайших организмов размером в микроны до синих китов длиной до 30 метров и весом до 200 тонн. Ежегодно в глубинах океанов открывают новые виды. Океаны и моря также играют ключевую роль в глобальном климате: они являются крупнейшим поглотителем углерода и улавливают углекислый газ из атмосферы. Океанские течения помогают согревать и охлаждать разные регионы, делая их более пригодными для жизни. Испарение теплых морей может выпадать в виде дождя или снега по всему земному шару, поддерживая жизнь на суше.

Для нас, людей, вода — это не просто жизненная потребность нашего тела, это также ресурс, которым мы пользуемся каждый день. Дома мы используем его для приготовления пищи, уборки, душа и смыва. В производстве продуктов питания, одежды, мобильных телефонов, автомобилей и книг используется вода. Мы используем воду для строительства наших домов, школ и дорог, а также для обогрева зданий и охлаждения электростанций. С электричеством, которое мы вырабатываем от его движения, мы освещаем наши города и наши дома. В жаркий летний день мы ныряем в море или гуляем по озеру, чтобы освежиться.

Вода также является средством связи и перемещения людей и товаров. Он предлагает естественную транспортную сеть по всему миру, соединяющую не только прибрежные города, но и внутренние города вдоль судоходных рек, что обеспечивает глобальную торговлю. Наши футболки, кофейные зерна или ноутбуки, произведенные в Америке, Африке или Азии, могут быть доставлены в Европу на кораблях. Другими словами, вода присутствует во всех аспектах нашей жизни.

К сожалению, то, как мы используем и обращаемся с этим ценным ресурсом, влияет не только на наше здоровье, но и на всю жизнь, зависящую от воды. Загрязнение, чрезмерная эксплуатация, физические изменения в водной среде обитания и изменение климата продолжают подрывать качество и доступность воды.

Мы меняем природу воды

Когда мы берем воду из источника и используем ее, мы почти всегда изменяем ее различные аспекты. Мы спрямляем реки, строим каналы для соединения морей и рек, а также строим плотины и дамбы, чтобы обеспечить потребление воды. Подземные воды, извлекаемые из водоносных горизонтов, можно транспортировать за сотни километров, чтобы доставить в наши дома. После использования он может быть загрязнен химическими веществами (например, фосфатами, используемыми в чистящих средствах), пластиковыми микрогранулами или растительным маслом. Некоторые из этих загрязняющих веществ и примесей могут оставаться в воде даже после прохождения передовых процессов очистки сточных вод. В случае сельского хозяйства вода, используемая для выращивания сельскохозяйственных культур, может содержать остатки химических веществ, используемых в удобрениях и пестицидах. После использования и иногда обработки часть этой измененной воды возвращается в водоем.

Даже переносимые по воздуху загрязнители, выбрасываемые транспортом и промышленностью, могут оседать в реках, озерах и морях и влиять на качество воды. Использование воды может изменить температуру и уровень солености океанов. Вода, используемая для охлаждения в энергетическом секторе, может быть значительно теплее, чем забираемая вода. Точно так же процессы опреснения могут выбрасывать рассол с высокой концентрацией соли обратно в морскую среду. В конце концов, то, что мы возвращаем природе, часто сильно отличается от того, что мы извлекли. Более того, мы не всегда возвращаем его туда, откуда извлекли.

Качество воды имеет значение

За последние четыре десятилетия Европа добилась значительного прогресса в регулировании качества воды, очистке сточных вод и защите морской и пресноводной среды обитания и видов. Политика ЕС касается широкого круга вопросов, от питьевой воды, городских сточных вод, защиты среды обитания, обозначения морских охраняемых территорий и качества воды для купания до наводнений, одноразового пластика, промышленных выбросов и ограничений на использование опасных химических веществ. Эти конкретные части законодательства ЕС подкреплены всеобъемлющими программами и законами, такими как Седьмая программа действий по охране окружающей среды, Рамочная директива по водным ресурсам и Рамочная директива по морской стратегии.

А европейцы заботятся о качестве своей воды. Неслучайно первая в истории инициатива граждан ЕС, а именно Right2water, которую поддержали более 1,8 миллиона подписавших, касалась воды. Схемы повышения осведомленности в сочетании с водосберегающими технологиями и инвестициями в управление утечками привели к реальной экономии воды по всей Европе. Общий объем забора воды в Европе с 1990 года сократился на 19 %. Сегодня более 80 % населения Европы подключено к городским очистным сооружениям, что значительно снижает количество загрязняющих веществ, попадающих в водоемы. Наш недавний отчет о состоянии воды показывает, что около трех четвертей подземных водоемов Европы имеют хороший химический статус: они чистые.

Регулярный мониторинг качества воды для купания показал, что около 85 % мест для купания в ЕС, отслеживаемых в 2017 году, были «отличными». Более 10 % морей Европы были определены как морские охраняемые районы, чтобы помочь сохранить морские виды и среду обитания. Все это очень обнадеживающие улучшения. Тем не менее, несмотря на достигнутый прогресс, экологическое и химическое состояние поверхностных вод Европы продолжает вызывать озабоченность.

Из поверхностных вод только около 39 % достигли целевого показателя ЕС по минимальному «хорошему» или «высокому» экологическому состоянию в течение периода мониторинга 2010–2015 гг., а 38 % достигли «хорошего» химического состояния. Плохой химический статус возникает отчасти из-за того, что загрязняющие вещества (например, нитраты в сельском хозяйстве) не исчезают просто так. Вода поглощает и перемещает загрязняющие вещества, и в конечном итоге они накапливаются в озерах и океанах. Многие реки были физически изменены или подверглись воздействию деятельности человека, что повлияло на миграцию рыбы вверх по течению или сток наносов вниз по течению.

Многие морские рыбные запасы подвергаются чрезмерной эксплуатации, что угрожает выживанию целых популяций рыб. Инвазивные чужеродные виды распространяются морским транспортом или по каналам, подвергая опасности местные виды. Морской мусор, в котором преобладает пластик, встречается во всех уголках мира от Арктики до необитаемых островов в Тихом океане. И, к сожалению, даже если мы предотвратим попадание новых загрязнителей в водоемы, мы столкнемся с наследием всех загрязнителей, выпущенных в воду десятилетия или, как в случае с ртутью, столетия назад. И будущие поколения столкнутся с наследием наших релизов.

Борьба с нехваткой и избытком

По сравнению со многими частями мира, Европа имеет относительно богатые ресурсы пресной воды. Однако эти ресурсы неравномерно распределены по континенту. Фактически, по нашим оценкам, около одной трети территории ЕС подвержено водному стрессу, при котором потребность в воде превышает доступное предложение в течение определенного периода времени.

Прогнозируется, что изменение климата повлияет на доступность воды в Европе, создав дополнительную нагрузку на южные регионы, которые уже испытывают нехватку воды. Ожидается, что другие части Европы будут сталкиваться с более частыми наводнениями, в то время как низменные регионы подвержены риску штормовых нагонов и повышения уровня моря. Города и регионы находятся в авангарде действий на местах и ​​принимают меры, начиная от сокращения утечек и повторного использования воды и заканчивая созданием синих и зеленых зон в городских районах для минимизации рисков наводнений и ущерба от воды.

В некоторых ключевых секторах экономики, таких как сельское хозяйство, используется значительное количество пресной воды. Фактически, в весенние и летние месяцы на сельскохозяйственную деятельность может приходиться более половины водопотребления в некоторых частях южной Европы. Точно так же популярным туристическим направлениям, в том числе небольшим островам в Средиземном море, может потребоваться обеспечить водой тысячи посетителей, что создает значительную нагрузку на их и без того скудные запасы воды.

Локальный и глобальный ресурс

Массовый туризм — не единственный случай, когда местные водные ресурсы испытывают повышенную нагрузку из-за неместных пользователей. Глобальная торговля позволяет потребителям использовать природные ресурсы, включая воду, из всех уголков мира. Французское вино, экспортируемое в Китай, также «экспортирует» воду, используемую для выращивания винограда и производства вина. Точно так же товары, ввозимые в Европу, также импортируют «виртуальную воду».

Во многих отношениях вода является местным ресурсом. Изменения количества или качества воды оказывают прямое воздействие на местную окружающую среду и местное население. Но вода в целом также является глобальным телом — общим благом, разделяемым всеми и всеми живыми существами на нашей планете. Вода перемещается по странам и соединяет континенты физически и культурно. Поскольку многие крупные водоемы соединены между собой, то, что может начаться как локальная проблема, может стать одним из многих факторов, способствующих более крупной проблеме. И наоборот, глобальная проблема, такая как пластик или более высокая температура воды в океанах, может иметь более серьезные последствия на местном уровне.

Эта глобальная природа воды требует сотрудничества и структур управления, соответствующих масштабу рассматриваемой проблемы. Неудивительно, что во многих политиках ЕС в отношении пресной воды и морской среды делается упор на региональное и глобальное сотрудничество. ЕС является активным участником структур управления, начиная от Целей устойчивого развития Организации Объединенных Наций и заканчивая структурами регионального сотрудничества, такими как Международная комиссия по защите реки Дунай или Комиссия ОСПАР для Северо-Восточной Атлантики. В последние годы структуры управления справедливо привлекали негосударственных субъектов, таких как крупные рыболовецкие компании, для обеспечения устойчивого использования водных ресурсов.

Столкнувшись с растущими требованиями со стороны конкурирующих пользователей, становится ясно, что путь к устойчивому использованию воды и ее ресурсов лежит через эффективность, инновации, предотвращение отходов (например, уменьшение утечек), повторное использование, переработку — все ключевые компоненты экономики замкнутого цикла. На самом деле, когда мы экономим один ресурс, например воду, мы экономим на всех остальных.

Знания для формирования будущей политики

Европейское агентство по окружающей среде работает с экологической информацией. Сложная и взаимосвязанная тема, такая как вода, требует различных потоков данных, глубокого и системного анализа и тесного сотрудничества с сетями и учреждениями. ЕАОС объединяет все эти знания об окружающей среде Европы и информирует политиков и общественность.

За последние четыре десятилетия в соответствии с законодательством ЕС и требованиями отчетности государства-члены создали обширные структуры мониторинга. Благодаря этим усилиям наши знания и понимание проблем и тенденций, касающихся окружающей среды, включая воду, стали гораздо более подробными и всеобъемлющими. Теперь у нас есть комплексный анализ того, что движет изменениями, что меняется и как. Мы можем определить эффективные меры на местах и ​​создать сети для обмена этой информацией.

Эти знания помогут в формировании будущей политики ЕС в отношении водных ресурсов. Некоторые ключевые компоненты водного законодательства, в том числе Рамочная директива по водным ресурсам и Директива по очистке городских сточных вод, проходят оценку и впоследствии могут быть изменены.