Внутренние воды рф: Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ • Президент России

Содержание

Физическая география — Лабороторный практикум

Задания

1. На контурной карте России проведите границы водоразделов между бассейнами океанов, выделите бассейны Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов, а также бассейны внутреннего стока (бассейн Каспия). Подпишите названия крупнейших рек и озер России на контурной карте:

Реки: Волга, Ока, Кама, Дон, Северная Двина, Печора, Мезень, Кубань, Терек, Обь, Иртыш, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Надым, Пур, Таз, Енисей, Большой Енисей, Малый Енисей, Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Хатанга, Оленек, Лена, Вилюй, Витим, Амга, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Камчатка, Амур, Шилка, Аргунь.

Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Ильмень, Белое, Имандра, Селигер, Эльтон, Баскунчак, Чаны, Кулундинское, Таймыр, Байкал, Ханка.

2. Заполните следующую таблицу:


















 Бассейн

Реки

Длина (км)

 Площадь
бассейна
(км2)

Исток

Устье

Питание

 

Атлантический океан

Нева

74

282

озеро Ладожское

Финский залив

Преобладает снеговое
(летом и
осенью
дождевое)

Дон

1870

422000

Среднерусская возвышенность

Таганрогский залив

Преимущественно снеговое (летом
и осенью
дождевое)

Кубань

 

 

 

 

 

 

Северный Ледовитый океан

Северная Двина

 

 

 

 

 

Печора

 

 

 

 

 

Обь
(с Иртышем)

 

 

 

 

 

Енисей (с Большим Енисеем)

 

 

 

 

 

Лена

 

 

 

 

 

Яна

 

 

 

 

 

Индигирка

 

 

 

 

 

Колыма

 

 

 

 

 

Тихий океан

Амур (с Аргунью)

 

 

 

 

 

Анадырь

 

 

 

 

 

Камчатка

 

 

 

 

 

Каспийское озеро

Волга

 

 

 

 

 

Терек

 

 

 

 

 

3. Вычислите средний уклон р.Оки по формуле: i = (h2 – h3):L, где i – средний уклон реки, h2 – высота истока, h3 – высота устья, L – длина реки; (h2 = 226 м, h3 =63м).

4.Объясните соотношение между различными источниками питания следующих рек:







Река

Питание

Снеговое

Дождевое

Подземными водами

Ледниковое

Печора

60

30

20

 

Дон

60

10

30

 

Шилка

13

80

7

 

Кубань

20

20

10

50

Дополнительные вопросы и задания

1. Выясните, какие источники питания рек являются основными на территории России.

2. Назовите горы и острова России, где развито современное оледенение.

3. Перечислите условия, способствующие образованию болот.

Правовой режим территориальных вод. Справка

К материалу «Великобритания стремится к скорейшему разрешению конфликта с Ираном»

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно — Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль,  национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США — 6 миль, некоторые страны Африки — 24 мили, страны Южной Америки — до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др. ).

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» и Законом РФ 1993 г. «О Государственной границе РФ».
Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г. ).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982 г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

— угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

— любые маневры или учения с оружием любого вида;

— любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

— любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

— подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

— погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование — буи, знаки и т. п., осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Все справки>>

Федеральный закон № 155-ФЗ «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне».

Страна/территория
Российская Федерация
Тип документа
Законодательство
Дата

1998 г.

Источник
ФАО,
ФАОЛЕКС
Тема
Рыболовство, море
Ключевое слово

Морская зона

Территориальное море

Морское рыболовство

Управление рыболовством и сохранение

Исследовать

Управление / сохранение

Географический район
Арктика, АЗИЯ И ТИХИЙ ОКЕАН, Черное море, Каспийское море, СНГ (Содружество Независимых Государств), Восточная Европа, Европа, ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, Северная часть Тихого океана, Северо-Западная часть Тихого океана
Примечания о вступлении в силу
Вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реферат

Настоящий Федеральный закон устанавливает статус и правовые основы внутренних вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, в том числе права Российской Федерации в пределах ее внутренних вод, территориального моря и прилежащей зоны и порядок их применения в соответствии с Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации и федеральные законы. Документ состоит из глав VII, содержащих 43 статьи. Глава I устанавливает общие положения. Глава II устанавливает правовые основы функционирования морских портов, внутренних вод и территориального моря. Глава III касается прилежащей зоны. Глава IV посвящена морским научным исследованиям во внутренних водах и территориальном море. Глава V касается защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних вод и территориального моря. Глава VI посвящена порядку реализации положений настоящего Федерального закона. Глава VII устанавливает заключительные положения.

Полный текст
Русский
Реализован

Приказ Министра Российской Федерации № 249 от 2001 г. об утверждении Положения о порядке направления заявок на проведение морских научно-исследовательских работ в исключительной экономической зоне Российской Федерации и принятия решений.

Законодательство |
Российская Федерация
|

2001

Ключевое слово:
Разрешение/разрешение, Морское рыболовство, Исключительная экономическая зона ИЭЗ, Территориальное море, Континентальный шельф, Исследования

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Министра № 230 от 2000 г.

о формировании базы данных по внешним границам исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Законодательство |
Российская Федерация
|

2000

Ключевое слово:
Судоходство, Морская зона, Исключительная экономическая зона ИЭЗ, Территориальное море, Суверенитет

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Правительства РФ от 1999 г. № 389-р о введении в действие Федерального закона № 155-ФЗ «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне».

Законодательство |
Российская Федерация
|

1999

Ключевое слово:
Морское рыболовство, Морская зона, Территориальное море, Управление рыболовством и сохранение, Управление/охрана

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Приказ Минприроды и Федеральной службы по охране окружающей среды № 606 от 2002 г.

об организации и проведении государственной экологической экспертизы материалов «Обоснование нормы валового допустимого вылова тихоокеанских лососей в поверхностных водоемах Дальнего Восток за период 2002 года».

Законодательство |
Российская Федерация
|

2002

Ключевое слово:
Морское рыболовство, Проходная рыба, Распределение/квота, Территориальное море, Исключительная экономическая зона ИЭЗ, Управление рыболовством и его охрана

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Постановление Правительства № 2366 об утверждении Положения об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Законодательство |
Российская Федерация
|

2020

Ключевое слово:
Континентальный шельф, Загрязнение нефтью, Система раннего оповещения/аварийного реагирования, Территориальное море

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Изменено

Федеральный закон № 48-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон № 155-ФЗ «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне».


Законодательство |
Российская Федерация
|

2011

Ключевое слово:
Морское рыболовство, Исключительная экономическая зона ИЭЗ, Континентальный шельф, Рыболовное судно, Перевалка, Управление и сохранение рыболовства

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Федеральный закон от 2003 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 19 г. № 155-ФЗ».№ 98 «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне».

Законодательство |
Российская Федерация
|

2003

Ключевое слово:
Континентальный шельф, Исследования, Авторизация/разрешение

Источник:  ФАО,
ФАОЛЕКС

Морская доктрина Российской Федерации 2022 года: мобилизация, морское право и социально-экономическая война

Ольга Р. Кириак

31 июля 2022 года, в День Военно-морского флота России, Президент России Владимир Путин в своем выступлении во время парада на Кронштадтской военно-морской базе объявил об утверждении новой Морской доктрины Российской Федерации. Для полного понимания доктрину необходимо рассматривать в более широком глобальном контексте с учетом исторической хронологии, внутренней динамики, особенно общего направления российской внешней политики и властной вертикали российского государства.

Новая доктрина заменила предыдущий документ от 2015 года, который был опубликован после аннексии Крыма Россией и разительно отличается по содержанию и тональности. Заметным отличием является то, что в новой версии преобладает социально-экономическое измерение. Важно проанализировать доктрину с российской точки зрения, которая понимает ее как «документ стратегического планирования, отражающий всю совокупность официальных взглядов на национальную морскую политику Российской Федерации и морскую деятельность Российской Федерации», а не слишком зацикливайтесь на «почему», что быстро превращается в догадки. Суть новой доктрины заключается в передаче национального интереса России в том виде, в каком он концептуализируется российским руководством.

Тотальная «гибридная война» с Западом и многополярность

На макроуровне и с точки зрения политики великих держав новая российская морская доктрина подтверждает, что Россия считает себя находящейся в прямой конфронтации с Западом или «тотальной гибридной войной». с Коллективным Западом». Новый документ предполагается анализировать во взаимосвязи со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2021 года, где Россия заявила, что «эффективно противостоит попыткам внешнего давления» и защищает свое «внутреннее единство» и «суверенную государственность». В той же Стратегии безопасности подтверждается, что Россия берет на себя ведущую роль в «формировании новой архитектуры, правил и принципов мироустройства». В августе 2022 года министр обороны России генерал Сергей Шойгу выступил на открытии Московской конференции по международной безопасности. Среди других важных тезисов, которые он сделал, один конкретно касался противостояния с Западом: «Западный миропорядок делит мир на «демократических партнеров» и «авторитарные режимы, против которых допускаются любые меры воздействия». Генерал Шойгу повторял распространенное в России убеждение/нарратив, в частности, что «начало специальной военной операции на Украине ознаменовало конец однополярного мира». Это утверждение соответствует гораздо более широкому аспекту российской внешней политики, направленному на ослабление влияния и мощи США и изменение механизмов безопасности для многополярного мира. Министр Шойгу подчеркнул, что Россия воюет не только с Украиной, но и с Западом: «На Украине российским военнослужащим противостоят объединенные силы Запада, которые контролируют руководство этой страны в гибридной войне против России». Новая морская доктрина отражает мнение о том, что глобальный порядок больше не является однополярным и что Россия находится в гибридной войне с «коллективным Западом», что делает еще более важным анализ доктрины с российской точки зрения.

Изменение границ на суше и на море

Недавнее изменение тона как официальных лиц России, так и официальных документов ясно: Российская Федерация считает, что занимается изменением границ, как на суше, так и на море . Сам президент Путин заявил: «Мы открыто обозначили границы и зоны национальных интересов России». Международное сообщество знало или должно было знать об этом на протяжении десятилетий, поскольку российская тактика использования «сепаратистов» для переписывания национальных границ началась в Республике Молдова еще в 1992 г., когда поддерживаемые Россией «повстанцы» начали войну с Кишиневом и молдавским народом. Это повторилось в 2008 году с российско-грузинской войной и в 2014 году, когда Россия впервые вторглась в Украину. Морская доктрина затрагивает эту тему, и все ссылки прямо соотносятся с порядком, основанным на морских правилах. В российском официальном дискурсе и общественном мнении преобладает убеждение в том, что великие державы имеют право перекраивать границы и иметь зоны влияния. Хельсинкские договоренности часто приводят в качестве основания для «раздела сфер влияния между СССР и США с признанием существующих границ, как формальных (национальных), так и неформальных (политических)», причем Российская Федерация якобы понимается как наследник сфер влияния СССР.

Двумя высшими «национальными интересами» России, перечисленными в доктрине, являются: независимость, государственная и территориальная целостность Российской Федерации, незыблемость суверенитета страны, который распространяется на внутренние морские воды, территориальное море, их дно и недра, как а также на воздушное пространство над ними и обеспечение суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. Геополитическое положение Российской Федерации и ее роль в мировой политике (российские элиты решительно выступают за многополярный порядок) тесно связаны с международным морским правом. Изменение или оспаривание границ на море происходит медленно, и это напрямую угрожает целостности морских режимов и договоров, включая ЮНКЛОС. Аннексия Крыма — самый показательный пример. Незаконно захватив территорию Украины, Россия также изменила морские границы и создала новые ИЭЗ и территориальные воды. Это напрямую затрагивает все регионы, подпадающие под действие новой доктрины: от Арктики и ее Северного морского пути до Черного моря и блокады Азова или «жидких» ИЭЗ и территориальных вод Российской Федерации. Международное право — это, по сути, то, что из него делают государства, и, предъявив претензии на Крым, Москва бросила вызов существующим правовым рамкам.

В доктрине очень конкретно указано, какие районы Россия считает зонами «жизненного интереса». Например, он отдает приоритет «установлению своей внешней границы в соответствии со статьей 76 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года». В 2007 году депутат Госдумы Артур Чилингаров красноречиво обобщил суть упомянутого «фиксинга»: «Арктика — российская». Предложение России расширить континентальный шельф в Северном Ледовитом океане — еще один пример «фиксации границ». Упоминание профессора Чилингарова об Арктике имеет еще больший вес благодаря его обширным знаниям и опыту работы в Арктике. Артур Чилингаров руководил несколькими арктическими экспедициями и является специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктиде.

Уже имели место многочисленные события и инциденты, которые угрожали безопасности морских режимов, и есть крупные открытые судебные дела, касающиеся указанных нарушений: Международный суд в Гааге и Украина против России (относительно Крыма) (реш.) [GC] – 20958/14 адрес аннексии Крыма и города Севастополя в Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге Дело № 26 о задержании Российской Федерацией трех украинских военных кораблей находится в производстве , а Международный арбитражный суд при Торговой палате в Стокгольме рассматривает спор о правах прибрежных государств в Черном, Азовском морях и Керченском проливе. По сути, все эти трибуналы сейчас обсуждают обоснованные претензии Украины в отношении вторжения России на украинскую территорию, территориальные воды или континентальный шельф.

Социально-экономическая направленность и «мобилизация»

В своем освещении новой морской доктрины западная пресса сосредоточилась на упоминаниях НАТО и параграфе, в котором Североатлантический союз, особенно Соединенные Штаты, выделяется как главная угроза Российская Федерация. Тем не менее, по сравнению с документом 2015 года есть многочисленные и весьма существенные невоенные изменения. Примечательно, что в доктрине 2022 года особое внимание уделяется социально-экономическим и научно-техническим компонентам морской безопасности.

В доктрине 2022 года особое внимание уделяется морской деятельности, направленной на «обеспечение экономической независимости и продовольственной безопасности России» для защиты национальных интересов России. Порты и морская инфраструктура играют важную роль в новой доктрине. Планируется создание на базе российских морских портов новых транспортно-логистических центров, способных обрабатывать «весь объем морского экспорта и импорта Российской Федерации». Кроме того, в доктрине выражается озабоченность отсутствием военно-морских баз, расположенных за пределами России, а также меньшим количеством судов, как военных, так и коммерческих, под российским государственным флагом. В доктрине поставлены задачи по формированию морских экономических центров национального и межрегионального назначения в так называемых в документе «зонах опережающего развития» (Крымской, Черноморско-Кубанской и Азово-Донской). Большое внимание уделяется развитию российского торгового и транспортного флотов, а также «невоенных и гражданских флотов». Доктрина поощряет увеличение количества судов под российским флагом, но не дает никаких указаний на то, как именно это будет достигнуто.

В Морской доктрине до 2022 года особое стратегическое значение придается развитию морских трубопроводных систем для транспортировки углеводородов, в том числе добываемых на континентальном шельфе Российской Федерации. Важное изменение как с экономической точки зрения, так и с точки зрения морского права, учитывая, что несколько районов являются предметом международного судебного разбирательства и незаконно оккупированы. По сравнению с Морской доктриной 2015 г. развитие морских трубопроводных систем выделено в самостоятельное функциональное направление национальной морской политики Российской Федерации. В этом же рейтинге по функциональным направлениям военно-морская деятельность занимает последнее (пятое) место. Энергетическая инфраструктура в Федерации находится под контролем государственных компаний, и нам еще предстоит понять масштабы российского морского «специализированного флота».

Наконец, в этом социально-экономическом направлении интересным моментом является неоднократное упоминание о «мобилизационной подготовке и мобилизационной готовности в области морской деятельности». Ссылка не является конкретной, когда речь идет о сосудах. Можно предположить, что это позволит ввести в состав ВМФ гражданские суда и экипажи, а также обеспечить функционирование морской инфраструктуры в военное время. Однако доктрина очень специфична по регионам, например, предусматривает дальнейшее развитие сил (войск), а также системы базирования Балтийского флота. В Черном море в доктрине конкретно декларируется намерение заняться «международно-правовым регулированием режима и порядка использования Керченского пролива».

Социально-экономическая направленность является важным изменением в новом документе, но это не должно вызывать удивления. Изменения еще больше подчиняют другие элементы российской морской мощи правовым рамкам. Это очень важно при интерпретации российских морских документов: всеохватывающая стратегия безопасности, российское стратегическое мышление и политическая культура имеют вертикаль власти, где морские или энергетические активы являются в первую очередь инструментами власти, а экономические/гражданские – во вторую. И доктрина подчеркивает примат российского права над любыми другими международно-правовыми образованиями.

Региональные направления: НАТО, Арктика, Черное море и Дальний Восток России

Новая доктрина утверждена Президентом РФ «в целях обеспечения реализации национальной морской политики Российской Федерации», и он служит компасом для «морской деятельности» в «регионах», представляющих стратегический интерес. Основными региональными направлениями национальной морской политики Российской Федерации являются атлантическое, арктическое, тихоокеанское, каспийское, индоокеанское и антарктическое направления. Региональные направления сместились в приоритете по сравнению с доктриной 2015 года. В более широком контексте российской внешней политики это не означает, что Черное море менее важно, чем Арктика, но что ситуация в области глобальной безопасности требует региональных решений, соответствующих региональной специфике. Для России Черное море уже является театром военных действий, а Арктика представляет собой как возможности для сотрудничества, так и потенциал для дальнейшей эскалации. В обоих регионах западные стратеги должны переосмыслить свой подход к России, чтобы оставаться актуальными и добиваться эффективных результатов.

В Атлантическом регионе новая морская политика России теперь «ориентирована только на Организацию Североатлантического договора (НАТО), а также на несовершенство правовых механизмов обеспечения международной безопасности». Учитывая структуру российских морских сил, для НАТО это означает, что она должна учитывать, как сбалансировать свой мандат военно-политического союза с поставленной задачей. Очевидно, что потребуется более инновационный оперативный подход. Соединенным Штатам придется взять на себя больше лидерства в европейском морском пространстве и поддержать союзные военно-морские силы в Черном море, чтобы модернизировать флот с помощью совместимого оборудования. Если на Балтике военный баланс вполне благоприятен для Альянса, особенно после присоединения Швеции и Финляндии, то Черное море становится более уязвимым.

Российская Федерация является крупнейшей страной по площади суши, охватывающей более 16 376 870,0 км² как в Европе, так и в Азии. Однако этот массив суши связан с более широким морским миром только в четырех местах, включая Тихий океан на Японском море во Владивостоке, Балтику в Санкт-Петербурге, Баренцево море через Мурманск и Черное море через Крымский полуостров. В России есть много других портов, однако ни один из них не является незамерзающим портом с теплой водой, и поэтому они требуют дорогостоящих процедур во время печально известной русской зимы, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. России круглогодично нужны тепловодные порты как для военных операций, так и для торговли. Об этом говорится в новом документе, и большое внимание уделяется развитию Северного морского пути. Россия стремится всесторонне развивать Северный морской путь, чтобы превратить его в безопасный круглогодичный торговый путь, конкурентоспособный по отношению к другим маршрутам из Азии в Европу. В июньском интервью вице-премьер, представитель президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев заявил, что видит реальную возможность круглогодичного судоходства по Северному морскому пути к 2024 году9.0043

Внутренняя динамика России всегда отличалась напряженностью между областями прогресса и модернизации и изолированными участками земли и народов, оставленными позади развитием. Приоритетом в доктрине названо использование морского освоения для преодоления экономической и инфраструктурной изоляции Дальнего Востока России от промышленно развитых регионов Российской Федерации. Налаживание устойчивого морского (речного), воздушного и железнодорожного сообщения с городами Сибири и европейской части Российской Федерации, в том числе развитие Северного морского пути, позволит значительно улучшить связь между остальной частью России и Дальним Востоком. Доктрина на самом деле достаточно амбициозна в этом плане, в ней говорится о создании на Дальнем Востоке «современного высокотехнологичного судостроительного комплекса, предназначенного для строительства крупнотоннажных судов, в том числе для освоения Арктики и авианосцев для ВМФ». ».

Доктрина также направлена ​​на Арктику с акцентом на сохранение глобального лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов, где Соединенные Штаты уже играют в догонялки. В доктрине также утверждается убежденность России в «непреложности исторически сложившегося международно-правового режима внутренних морских вод в арктических районах и проливах Северного морского пути» и «контроле над военно-морской деятельностью иностранных государств в акватории Северного морского пути». Северный морской путь».

Заключение

Морская доктрина России 2015 года была справедливо воспринята как «показная демонстрация силы», но новая редакция представляет собой совсем иной образ. При правильном анализе становится очевидным, что Россия по-прежнему считает себя великой державой, в том числе в морском пространстве, но более осознает свои недостатки как в морской сфере, так и за ее пределами. В предыдущей доктрине Россия объявляла себя вторым лучшим флотом в мире, теперь она довольствуется тем, что является великой морской державой среди равных. Российское руководство стремится укрепить позиции ВМФ России среди ведущих морских держав мира, но уже не хвастается мнимым превосходством. Поразительный акцент на мобилизации говорит об этом самосознании. Россия — ядерная держава, считающая себя готовой к тотальной войне, и одновременно ищущая возможности открыться для выгодного для России сотрудничества с международным сообществом.

В том, как была обнародована новая доктрина, есть тонкий символизм: Кронштадт очень тесно связан с ВМФ России. Российская культура уделяет большое внимание символизму, а нынешний режим часто использует историю и коллективную память как инструмент для передачи сообщений внутри страны. Петр Великий подумывал о том, чтобы сделать Кронштадт столицей своей империи, и, возможно, самым ярким символизмом является Кронштадтское восстание. Хотя восстание матросов против реформ большевиков было подавлено, оно вынудило систему принять «новую экономическую политику» — временное отступление от агрессивной политики централизации и принудительной коллективизации, вызванной марксизмом-ленинизмом.

Точно так же новая Морская доктрина сместила акцент на социально-экономические аспекты и мобилизацию нации, готовящейся к тотальной войне с коллективным Западом. Надеемся, что и Соединенные Штаты, и союзные стратеги понимают прагматизм российской точки зрения, ее символизм, а также важность более тонких изменений, которые могут привести к установлению нового порядка, в том числе в морском пространстве.

Д-р Ольга Р. Кириак является научным сотрудником Государственного департамента Черноморского региона в Институте Ближнего Востока в Вашингтоне, округ Колумбия, и научным сотрудником Центра стратегических исследований в Бухаресте, Румыния.