Открытый урок: "Вода. Состояния воды". Урок воды


Урок "Вода - это жизнь"

Разработка интегрированного урока по математики и окружающему миру для 4 классов по теме «Вода – это жизнь!»

Автор: Ванюшкина О.С. учитель начальных классов

Цель урока: показать необходимость воды для всего живого на Земле;

актуализировать знания учащихся о разных единицах измерения; ввести новую величину - вместимость и единицу её измерения – литр; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать коммуникативные навыки.

Задачи урока:

  • обучающая: формирование понятия об объёме, умения сравнивать объёмы разных предметов, применять полученные знания при решении задач; обобщить знания учеников о воде как веществе; продолжить формирование элементарных экологических понятий, выделив взаимные связи «природа-человек», показать последствия воздействия человека на природу; привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

  • развивающая: развивать вычислительные навыки, умения решать задачи разных видов, умение рассуждать, доказывать, развивать познавательные способности; развитие познавательного интереса учащихся к глобальным проблемам современности;

  • воспитывающая: способствовать воспитанию интереса к изучаемому

предмету; продолжить формирование убежденности в необходимости охраны окружающей среды (в частности гидросферы).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-

поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтально-индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация, видеоролик, карточки с занимательными задачами, глобус, указка, стаканы, трехлитровая банка с водой, лед, чистые листы бумаги, ручки, карандаши, стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка, плакаты по теме, костюмы для сказки, карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. У всех хорошее настроение?

- Нам очень приятно видеть ваши светящиеся глаза, значит у вас хорошее настроение и нам вместе, сообща удастся решить любые задачи.

Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее,

Начнем сейчас урок.

- Урок сегодня у нас необычный…

- Ой, ребята! SMS-ка: «Дорогие четвероклассники! Я вас приглашаю к себе в гости, в деревню Простоквашино. Вас ждут интересные задания и подарок на память. Ваш друг – кот Матроскин!

- Тему нашего урока вы определите сами, отгадав загадку:

На свете нет ее сильнее, На свете нет ее буйнее.

В руках ее не удержать, И на коне не обогнать.

О себе она сказала бы так:

Меня льют, меня пьют, всем нужна. Кто такая?

- Как вы считаете, чему будет посвящено наше занятие? (Воде.)

  1. Беседа о значении воды на Земле в сопровождении опыта.

- "Вода - это жизнь,- говорит народ. Так много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем?

(Показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода.)

- На Земле много воды, она все чаще требует защиты.

- Вода наполняет все клеточки, из которых состоят живые организмы. К каждой клеточке надо доставить кислород, пищу, отвести углекислый газ и другие вредные вещества. Роль транспортного средства выполняет вода. У животных - это кровь, а у растений - соки, растворы веществ. И кровь, и соки, и клеточки наполовину, а то и гораздо больше состоят из воды. Вот почему потеря воды - это смерть.

- А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны - это соленая вода.

- Чтобы лучше это понять, возьмем 3-литровую банку и представим, что это вся вода, которая есть на планете. Пресная вода (реки и озера) составляют от общего количества водной массы всего 3 %(переливаю в стакан половину).

Микроитог: Теперь вы можете представить, как мало в окружающей среде пресной воды.

  1. Свойства воды и различные состояния воды:

Свойства воды.

- Вода обладает еще удивительными свойствами. Сейчас в своих лабораториях будите ставить опыты и делать выводы, а результаты записывать в таблицу.

Цель нашей работы: выяснить какими свойствами обладает вода.

ТБ: посуду брать осторожно, иначе можно разбить и пораниться.

Лаборатория № 1.

Опыт №1.

- Имеет ли форму вода?

Оборудование: колба, стакан с водой.

- Перелейте из стакана в колбу. Что произошло с водой?

Вывод: вода формы не имеет , а приобретает форму предмета , в которую ее наливают

Опыт №2.

- Имеет ли вода цвет?

Оборудование: стакан с водой, полоски –красная, синяя, белая.

Сравните цвет воды с цветом полосок, можно ли ее назвать синей, красной, белой.

Вывод: вода цвета не имеет.

Лаборатория № 2.

Опыт №1.

- Имеет ли вода запах?

Оборудование: стакан с водой

Возьмите стакан с водой и помашите рукой в сторону носа. Что можно сказать о запахе воды?

Вывод: вода запаха не имеет.

Опыт №2.

- Прозрачна ли вода?

Оборудование: ложка, стакан с водой, линейка.

Опустите ложку, а затем линейку в стакан, видно ли эти предметы?

Вывод: вода прозрачная.

Лаборатория № 3.

Опыт № 1.

- Имеет ли вода вкус?

- Можно ли назвать ее соленой, сладкой, горькой, кислой?

Вывод: вода вкуса не имеет.

Опыт № 2.

- Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

Оборудование: ложка, стакан с водой, стакан пустой.

Вывод: вода перетекает из одного сосуда в другой, она текучая.

Общий вывод: вода – жидкость , которая не имеет вкуса, запаха, цвета, формы, она текучая.

Сказка «Состояния воды».

«Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены, и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.

Фигуристы: - "Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится - душу радует.

Щука: - "А я люблю текучее, жидкое вещество.

Орел: - «А мне нравится бесцветное вещество. Оно вокруг нас».

Опыт.

Показали фигуристы свое любимое вещество (кусочки льда на блюдце). Показала щука свое - вода в жестянке.

А Орел и говорит: - «У меня здесь нет его, но это не беда - сейчас будет».

(Просмотр видеоролика.)

- Откуда на дне блюдца взялись капли воды?

- Почему в блюдце появилась вода? (Пар от кипящей воды поднимался вверх, а на холодном блюдце снова превращался в воду; лед в блюдце начал от тепла таять - превращался в воду).

- Засмеялись радостно Орел, Щука и Фигуристы. Оказывается, любили они одно и то же вещество - воду, но наблюдали каждый по-разному.

- И пошли они всем загадывать загадку:

«Книзу летит капельками, а кверху - невидимками (Вода)».

- И мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

На доске: лед - вода - пар.

Микроитог: Итак, перечислите, о каких состояниях воды мы говорили? (Жидкое, твердое и газообразное.)

  1. Блиц-опрос «Знаете ли вы?»

- А какие единицы измерения длины вы знаете?

- Какую меру используют для измерения жидкости?

- Где в жизни мы встречаемся с этой единицей измерения?

- Найдите предложения, где говорится о вместимости.

В бак налили 5л бензина.

В банке помещается 3л молока.

В ведро можно налить 8л воды.

Из кастрюли отлили 2л компота.

(Литр – единица измерения жидкостей. Когда узнают, сколько литров помещается в посуду говорят, что измеряют её вместимость. Если число обозначает количество литров, рядом с ним пишут букву «л» (литр)).

Карточка по теме: Вместимость. Литр.

1. Вычисли примеры с изученной величиной.

56л+100л =

200л+12л=

207 л+80л=

418л - 18 л=

126 л - 120л=

909л + 60 л=

2. Игра «Математическая грамматика».

Жизнь - знь + д + кость =

Извоз – воз + мера – а + ить =

Лил – л + тр =

  1. Физкультминутка « Вода - не вода».

(Презентация)

  1. «Занимательные стаканы».

- Перед командами ставятся 6 стаканов в следующем порядке: три с водой, затем три пустых. Нужно сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались. При этом разрешается взять в руки только один стакан.

hello_html_640311fc.jpg

Ответ: нужно взять второй стакан и вылить воду в пятый.

  1. Конкурс «Где мы используем воду?»

- В самом начале занятия мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много.

- Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества.

- Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется.

- Для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку? Напишите. (1 минута)

(Детям предлагается написать, где человек использует воду.)

Ответы зачитываются. Детям показывают таблицу «Расход воды».

10 л (+ 45 туалет)

Купание

40 л (ванна) + 150л (душ)

Приготовление пищи

5 л

Мытье посуды

10 л

Стирка

15 л

Мытье полов, окон

50 л

Поливка цветов, огорода

100 л

- Человек использует воду в личных целях или использует ее в промышленных масштабах (гидроэлектростанции). Раньше использовали водяные мельницы.

- С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода - и жизнь становится невозможной. Потому что вода - это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза - загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него. Писатели - фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представь себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.

- В одном из своих стихотворений русский поэт Владимир Маяковский так сказал:

Эй, горожане,

Берегите воду!

Бережней относитесь к нашему водопроводу!

А ты не забыл закрыть водопроводный кран?

- Как вы уже знаете, пресной воды на планете мало, поэтому нужно как можно экономнее расходовать её. Как это? (не забывать выключать кран после умывания, без надобности не включать кран).

  1. Значение воды для растений.

(Стакан с водой, кусок сахара, трубочка, ложечка.)

- А растениям нужна вода? Они пьют? (Конечно, пьют).

- У воды очень важная роль в питании растения.

- Откуда берут пищу растения? (Из воздуха - СО2).

- Корни пронизывают почву и берут из нее минеральные вещества.

-У меня на тарелочке кусочек сахара (представьте, что это питательное вещество в почве) и трубочка для коктейля (это ваш корешок). Тяните корешком в себя сахар. Получается? Что надо сделать, чтобы растение получило нужное ему вещество? (Растворить в воде).

- Бросьте сахар в стакан с водой. Теперь вы сможете корешком вытянуть сахар «из почвы»?

Итог опыта: Растения не могут взять сухие минеральные вещества, которые им нужны. Сначала необходимо растворить эти вещества в воде.

Вывод: Вода имеет огромное значение в питании растений.

9. Экологические задачи из деревни Простоквашино.

1. Кот Матроскин стал фермером. В понедельник он продал 20 л молока, во вторник в 2 раза меньше, чем в понедельник, а в среду на 16 л больше, чем во вторник. Сколько литров молока продал кот Матроскин за три дня?

Вhello_html_m6d825e7f.gif понедельник – 20 л

Во вторник - ?, в 2 раза меньше ? л

В среду ?, на 16 л больше

1) 20 : 2 = 10 (л) – во вторник.

2) 10 + 16 = 26 (л) – в среду.

3) 20 + 10 + 26 = 56 (л) – всего.

Выражение: 20 + 20 : 2 + (20 : 2 + 16) = 56 (л)

Ответ: 56 литров молока продал Матроскин за 3 дня.

2. Дядя Фёдор, пёс Шарик и кот Матроскин сварили компот к приезду мамы и папы. Получилось 4 банки компота по 2 л с малиной, 3 банки по 3 л с ежевикой и 2 банки по 5 л с яблоками. Сколько всего литров компота сварили друзья?

Сhello_html_m117dd40b.gif малиной - ? л, 4 б. по 2 л

С ежевикой - ? л, 3 б. по 3 л ? л

С яблоками - ? л, 2 б. по 5 л

1) 2 . 4 = 8 (л) – с малиной.

2) 3 . 3 = 9 (л) – с ежевикой.

3) 5 . 2 = 10 (л) – с яблоками.

4) 8 + 9 + 10 = 27 (л) – всего.

Выражение: 2 . 4 + 3 . 3 + 5 . 2 = 27 (л)

Ответ: 27 литров компота сварили всего.

  1. Итог урока.

(Учитель всех благодарит за работу на уроке и обучающиеся читают стихотворение Н. Старшинова «Давайте сохраним!»). 1: Давайте сохраним Нам жить в одной семье.Нам петь в одном кругу,Идти в одном строю,Лететь в одном полете.2: Давайте сохраним Ромашку на лугу,Кувшинку на реке. И клюкву на болоте.3: О, как, природа-матьТерпима и добра!Но чтоб ее лихая Участь не постигла4: Давайте сохраним. На стрежнях – осетра,Касатку в небесах,В таежных дебрях – тигра. 5: Коль суждено дышать Нам воздухом одним,Давайте-ка мы все. Навек объединимся,Давайте наши душиВместе сохраним,Тогда мы на землеИ сами сохранимся!

11. Домашнее задание: сочините стихотворение и занимательную задачу о воде.

12. Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжите предложения.

Сегодня на уроке:

  • я узнал…

  • я научился…

  • мне понравилось…

  • я затруднялся …

  • моё настроение…

- Если урок вам понравился, прикрепите на доску голубую капельку, если нет - черную.

- Спасибо за работу на уроке!

infourok.ru

Открытый урок: "Вода. Состояния воды"

Открытый урок

Дата:

Класс: 2 «В»

Предмет: Познание мира

Тема: Вода. Состояния воды

Цель:

- Обучающая – способствовать формированию и обобщению знаний о воде, познакомить учащихся с состояниями воды;

- Развивающая – способствовать развитию внимания, воображения, памяти учащихся; умения сравнивать, анализировать, самостоятельно делать выводы;

- Воспитательная – воспитывать у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

- Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей, поприветствуйте своих одноклассников. Садитесь.

II. Актуализация знаний

Проверка д/з.

- Давайте вспомним, что такое воздух? (Воздух везде и повсюду)

- Можем ли мы его увидеть, потрогать, попробовать на вкус или почувствовать его запах? (У воздуха есть свои свойства)

- А какие свойства имеет воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет формы. Чистый воздух не имеет запаха.)

- Какое значение имеет воздух для нашей планеты? (Воздух необходим для жизни человека, животных и растений)

III. Формирование новых понятий и способов действия.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? ( Все загадки о воде)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- В каких состояниях бывает вода в природе, значение воды в жизни человека – это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды и узнаем, как она может в природных условиях находиться одновременно во всех трех состояниях.

Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Самое необыкновенное вещество в природе. Певцы древних степных народов – акыны – воспевали её, поэты посвящали ей удивительные строки. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа, на простой вопрос. Что такое ВОДА?

Стихотворение о воде (читает подготовленные ученики)

«Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких стройных елей,

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы её в пруду найдёте

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда наша спутница – вода.

Н.Рыжова

- Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

-Как вы думаете, много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.

Дело в том, что большая часть земной поверхности покрыта водой. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Чтобы изменилось?

Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

Но в морях и океанах вода солёная, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой, пресной воды остаётся всё меньше. В чём причина?

Люди загрязняют реки и озёра, стараются не экономить воду.

Сейчас немного о нашем Аральском море. (сообщение )

Вода повсюду. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане. И в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч.

Сообщение 1 ученика:

Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений.

Сообщение 2 ученика:

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Тело медузы на 90-95%состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.

Сообщение 3 ученика:

Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в ее пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).

Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.

Сообщение 4 ученика:

Без воды ничего нельзя сделать: не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфету, ни лекарства,- ничего не сделать без воды.

Составление кластера

-Вода в природе существует в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.

-Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (в реках, морях, океанах, из-под крана, дождь и т. д.)

-Где мы можем встретить воду в твердом состоянии? (лед на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги).

-Почему вода из жидкого состояния переходит в твердое состояние, т. е. в лед или в снег? Отчего это зависит? (от температуры воздуха).

-Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар).

Работа по учебнику. (стр. 30 – 31)

- Как Вы думаете, почему вода является особенным веществом?

ФИЗМИНУТКА

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два

Звери у ручья напились

Влево вправо наклонились

Вместе на носочки встали

Тучку лапками достали

Дружно хлопнули в ладоши

До чего же день хороший

Дождик вдруг полил с утра

За работу нам пора

Игра «Счастливый случай»

- На доске вы видите таблицу, в ней 6 ячеек. В этих ячейках я написала в разброс числа от 1 до 6. Кто – то один выходит к доске, выбирает понравившуюся в ней счастливый случай.

- Как образуется лед?

- Назовите состояния воды?

- Где встречается вода в природе?

- Значение воды в жизни людей?

- Может ли вода находиться сразу в трех состояниях?

- «Счастливый случай»

Интересные факты о воде: (сообщение детей)

  1. Аномалия 1.

Известно, что при охлаждении вещества сжимаются, и только вода расширяется.

Опыт.

  1. Аномалия 2.

Вода обладает высокой удельной теплоемкостью. В теплое время года (или суток) вода в океанах, морях, реках и других водохранилищах медленно нагревается, поглощая тепло, а в холодное время года (или суток) медленно остывает, возвращая тепло в окружающую среду, тем самым смягчая климат на нашей планете и препятствуя резкому перепаду температур.

  1. Аномалия 3.

Плотность льда меньше плотности воды, поэтому лед не опускается на дно и даже в самые сильные морозы наши водоемы не промерзают до дна и полны жизни!

Только благодаря этой особенности воды наш прекрасный мир не превратился в сплошную ледяную пустыню.

  1. Аномалия 4.

Память воды. Японский иседователь Масару Эмото приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 1000 фотографий, некоторые из них опубликованы в его книгах.

Доктор Эмото использовал Анализатор Магнитного Резонанса для нескольких функций, включая качественный анализ воды. Он заметил, что никакие два образца воды не образуют абсолютно похожих кристаллов, и что форма кристаллов отражает свойства воды.

-Японскому исследователю Масару Эмото удалось сделать зримым качество воды. Для этого он заморозил воду и сфотографировал её кристаллы. Его открытие заставило задуматься. Оказалось, что вода интенсивно и непосредственно реагирует на любое послание. При этом она проявляет уродство или красоту своих кристаллов в зависимости от того, какими словами человек её заряжает.

  1. Аномалия 5.

Вода обладает самым высоким поверхностным натяжением.

IV. Применение. Формирование умений и навыков.

Графический диктант.

+-да,

- -нет,

0- не знаю.

-Снег при таянии превращается в воду.(+)

-Если вода замерзает, то она превращается в лед.(+)

-Снег бесцветный. (-)

-Лед прозрачный. (+).

-Лед хрупкий. (+)

-Все снежинки одинаковые.(-)

-Превращаясь в лед, вода сжимается.(-)

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подошел урок к концу. Давайте повторим:

  • В каких состояниях вода встречается в природе (с примерами)?

  • Свойства воды?

  • Почему нужно беречь воду?

Выставление оценок.

д/з стр.37-38 читать.

Найти и выучить стихотворение о воде. Проиллюстрировать.

- На партах у вас лежат капельки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите синею капельку. Если не очень довольны собой, поднимите жёлтую капельку.

infourok.ru

Разработка урока "Вода — это жизнь"

Разделы: География

Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений, навыков

Цели:

  • обобщить основные знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека,
  • расширить и углубить их новыми понятиями,
  • закрепить знания о внутренних водах России.
  • отработать коммуникативные и интеллектуальные умения выявлять и обосновывать основные экологические факты в области охраны воды и защиты её от загрязнения.

Задачи образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека.
  • Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании.
  • Оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве.
  • Ознакомить учащихся с историческими сведениями о значении водоёмов для народов Югры.
  • Раскрыть проблему загрязнения воды в процессе хозяйственной деятельности человека.
  • Составить систему мер по очистке воды и сохранению её от загрязнения.
  • Научить детей элементарным способам очистки воды в природных условиях.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к родному краю.
  • Прививать чувство бережного отношения к природе.
  • Продолжить экологическое и краеведческое воспитание школьников.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.
  • Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
  • Совершенствовать коммуникативные умения.
  • Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем применения проблемного изложения материала и соревновательной формы проведения урока.

Методы: эвристическая беседа, обьяснительно-иллюстративные, проблемное изложение, частично-поисковые

Форма урока: урок-игра (соревнование)

Форма обучения: групповая

Оборудование:

  • слайд-программа,
  • музыкальное сопровождение,
  • ватман,
  • бумага А4,
  • фломастеры,
  • образцы фильтров для воды,
  • стакан с чистой и с грязной водой.

Предварительная работа: подготовка учащимися сообщений на тему водные ресурсы, водный кадастр, влияние человека на водные ресурсы; возможно, изготовление учащимися примитивных фильтров для очистки воды; экологических плакатов (в целях экономии времени на уроке).

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: Работу предлагаю провести сегодня в группах, так как проблема, которую мы будем обсуждать очень серьезная, требующая для её решения объединения усилий не только ребят вашего класса, но и всех землян. Тем более, в народе говорят: “одна голова хорошо, а две лучше”. Кроме того, всем известно, что в споре рождается истина. Обратите внимание на то, что тема нашего урока на доске не указана. Для того, чтобы её определить мы должны немного поиграть.

Актуализация опорных знаний в форме игры. Оформление игрового поля: на листах формата А4 названия сектора и стоимость вопроса. Чем выше стоимость вопроса, тем он сложнее.

Реки 10 20
Озера 10 20
Подземные воды 10 20
Ледники 10 20

2. Игра проводится по типу “Своя игра”.

Каждая буква темы урока находится на оборотной стороне листа со стоимостью вопроса. Команды выбирают сектор и стоимость вопроса по очереди, набирают баллы. Результат игры – ключевое слово темы урока расшифровано. Команда, набравшая максимальное количество очков получает 3 жетона, остальные команды, с меньшим количеством жетонов, по 2 и 1 жетону соответственно.

Вопросы:

Реки:

  • 10б – назовите и покажите на карте самую полноводную реку России (Енисей)
  • 20б – как определить уклон реки?

Озера:

  • 10б – назовите и покажите на карте самое глубокое озеро России (Байкал)
  • 20б – какое происхождение имеют котловины озер в северо-западной части России (ледниково-тектоническое)

Подземные воды:

  • 10б – как называется выход на поверхность грунтовых вод? (Источник, родник)
  • 20б – что называют артезианскими бассейнами? (запасы межпластовых вод)

Ледники:

  • 10б – что такое ледник? (естественные скопления льда, образовавшиеся из снега и обладающие самостоятельным движением)
  • 20б – назовите и покажите на карте два самых крупных ледника России? (Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)

Результат: открыт отрывок “Вода – это …..” (приложение: слайд 1)

Цель нашего урока закончить предложение, определить, что же значит вода для человека и природы?

Учитель берет в руку стакан с чистой водой. Допустим, у меня в стакане сейчас вода из чистого озера. Вопрос к классу: что такое вода? ( вещество, без вкуса и запаха, может находиться в 3-х состояниях). (приложение: слайд 2)

Учитель обращается к физической карте полушарий.

  • Какая часть поверхности Земли покрыта водой? (более половины)
  • Почему вода на земном шаре, несмотря на испарение, не исчезает? (круговорот воды в природе)
  • Какие водоемы заключают в себе максимальные запасы воды? (моря и океаны) (приложение: слайд 3)
  • Где сосредоточена пресная вода?( реки, озера, подземные воды, ледники, вода в атмосфере). (приложение: слайд 4)

Поверхностные и подземные воды, которые человек использует в хозяйственной деятельности, называются водными ресурсами.

3. Изучение нового материала.

Сообщение о значении водных ресурсов готовила группа № 1.

Заслушивается сообщение о значении водных ресурсов. (приложение: слайд5)

Примерное содержание сообщения о значении водных ресурсов. Рассказ сопровождается рисунками выполненными учащимися на листах формата А4, которые магнитами крепятся на доску.

Попрошу всех учащихся класса записать в тетрадях определение: водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности в сельском хозяйстве.

Каждый ребенок знает, что без воды человек не может жить, т.к. и сам на 80% состоит из воды. А знаете ли вы, что на ежедневные нужды человек потребляет 300-400л воды? Принимая душ в течение 5 минут, мы расходуем около 100 л воды, наполняя ванну лишь на половину, мы расходуем 150 литров воды, разовый смыв в туалете 6-8 л воды; каждая стирка белья в стиральной машине – 100 л воды; подсчитано, что современный человек в день для удаления жажды и голода потребляет 2,5 л воды, за 70 лет эта цифра составит примерно 65 т. На создание учебника по географии потребовалось 1м3 воды, для производства 1т сахара-100м3, крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн.м3 воды. Кроме того, большая часть воды расходуется на орошение полей в сельском хозяйстве. Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре.

Заслушивается сообщение о водном кадастре.

Примерное содержание выступления о водном кадастре.

Прошу зафиксировать в тетрадях определение. Водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России.(приложение: слайд6). В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.

В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, сезонное распределение воды в полноводных реках.

На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири – 100 000м3 в год, т.е. в 12 раз больше (приложение: слайд7). В южных районах России дефицит воды, т.к. большая часть уходит на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это истоки рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.

Реки России полноводны весной. Вопрос к классу: чем это объясняется? (преобладает снеговое питание).

Наибольшая потребность в воде ощущается летом. Чтобы обеспечить население водой, создаются пруды и водохранилища. Вопрос к одноклассникам: в чем разница между прудами и водохранилищами? (водохранилища крупнее, они создаются на реках).

Учитель: Наш округ можно смело назвать краем рек, озер и болот. (приложение: слайд8)

Какая река является крупнейшей рекой нашего округа? (Обь)(приложение: слайд9)

Приложение: слайд 10.

По представлению древних народов, населяющих наш край, мир выглядел в виде реки, имеющей истоки, среднее течение и устье. Её прообразом выступала скорее всего Обь. Истоки реки, которые находились на юге, ассоциировались с Верхним миром. Среднее течение представлялось как область проживания людей, как жизненный мир, а низовья реки, расположенные на севере, воспринимались как Нижний мир – место пребывания умерших. Горизонтальная модель мира была понятна коренным жителям Приобья. Проживая по берегам больших и малых рек, они рассматривали их верхнее течение как Верхний мир и именно там устраивали священные места, а нижнее течение – как Нижний мир и располагали там кладбища.

Учитель: Объясните, почему с древних времен люди селились у водоёмов?

(ответы: использование воды в быту, рыбная ловля, транспортный путь, зона отдыха, орошение земель, использование воды на предприятиях).

Сообщение о влиянии человека на водные ресурсы.

Примерное содержание сообщения.

Человек влияет на водные ресурсы.Рассмотрим стороны этого процесса. (приложение: слайд 11) Всех, кто использует воду, можно поделить на водопользователей и водопотребителей.

Использование воды.

Водопользование Водопотребление (изъятие воды)

Загрязняют воду, ухудшают её качество; Уменьшается количество ухудшается качество

  • рыбное хозяйство
  • промышленность
  • гидроэнергетика
  • сельское хозяйство
  • речной транспорт
  • коммунальное хозяйство
  • купание в реке

Вопрос командам: приведите примеры причин ухудшения качества воды в результате деятельности человека? (сплав древесины, разливы нефти, сточные воды предприятий, коммунальные стоки и т.д.)

В нашем округе особенно сильно водные объекты страдают от разливов нефти.(приложение: слайд12)поэтому в реках округа уровень загрязнения намного превышает допустимые концентрации. Например …… (прочитать с таблицы)

Посмотрите на слайд. (приложение: слайд 13) На ручьях и реках устанавливаются боновые заграждения, которые улавливают только нефть на поверхности водного объекта. Хотя известно, что нефть, попав в воду, распределяется следующим образом: 20% остаётся в виде плёнки на поверхности, 40% в форме эмульсии в толще воды, 40% оседает на дно. Об очистке грунтовых вод речь, к сожалению, даже не идёт.

Учитель: действительно, в процессе использования чистая пресная вода загрязняется, в неё попадают ядовитые и вредные вещества.

Учитель берет в руки стакан с грязной водой. Примерно так выглядят сточные воды промышленных предприятий. Какие они? (грязные и с неприятным запахом).

Учитель добавляет грязную воду в стакан с чистой водой. Что произошло с чистой водой? Можно ли теперь её использовать человеку? Могут ли в такой воде жить животные?

( приложение: слайд 14,15).

Как же восстановить такую воду? (использовать фильтр).

Ребят младших классов школы № 11 вопрос очистки воды заинтересовал настолько, что они создали научный проект по очистке воды рек нашего округа. Дети не только изучили состав местной воды, но и изобрели множество фильтров для очистки воды. Представляю вашему вниманию несколько образцов. (демонстрация фильтров для очистки воды. (Возможно, дети предварительно самостоятельно изготовят простейшие фильтры для очистки воды и продемонстрируют их).

Современная промышленность выпускает большое количество бытовых фильтров, большинство из них работает за счет просачивания воды через древесный уголь.

( демонстрация фотографий фильтров на доске или оригиналов).

На предприятиях очистные сооружения более сложные и объемные, их строительство очень дорогое.

В настоящее время ученые подключают к очищению водных объектов растения.(приложение: слайд16). Например, камыш озерный, рогоз узколистый, тростник обыкновенный.

Процесс очистки воды длительный, трудоемкий на предприятиях еще и дорогостоящий. Возникает вполне закономерный вопрос: не проще ли просто не загрязнять воду?!

Работа в группах: составьте, пожалуйста, ряд ваших предложений о том, как сохранить чистую пресную воду для наших потомков? ( 5 мин.)

Заслушивание предложений.( записать каждое предложение крупными буквами на листах А4 и вывесить на доску).

Учитель: ребята, мне кажется, уже пора дописать тему нашего урока. Что же такое вода? Мнения великих людей по этому вопросу очень отличаются. Я познакомлю вас с двумя цитатами. “Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь”.

“Мы живем, словно на пороховой бочке, бомба замедленного действия – вода”.

К какому выводу вы больше склоняетесь? (дописать его на доске)

Задача каждого из нас – сделать так, чтобы вода не стала бомбой замедленного действия. А для этого мы должны экономить воду и охранять её от загрязнений.

Такая задача посильна каждому из нас, школьники 11 школы создают фильтры, школьники 4 школы регулярно убирают территорию городского родника.(приложение: слай17). А мы с вами прямо сейчас создадим фрагмент экологической литературно-музыкальной композиции, выступить, с которой вы сможете на любой экологической конференции.

4.Творческая работа учащихся в группах.

Учитель раздает группам стихотворения экологического содержания. Учащиеся выполняют рисунки на экологическую тему.

Далее под лирическое музыкальное сопровождение проводится демонстрация рисунков и чтение стихотворений. На экране слайд 18 из приложения.

Учитель: где-то далеко в глубине космического пространства одиноко сияет голубым светом планета несущая на себе цивилизацию, возможно единственную в нашей Галактике или даже во всей Вселенной. И 2\3 этой планеты покрыты водой. Водой, в которой зародилась жизнь. Водой, благодаря которой она может исчезнуть с лица Земли.

Чтение детей:

Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, черные, раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках. Но темнеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает этот век, На земле уж белых пятен нету, Чёрные сотрёшь ли, человек? Я люблю тебя, большое время. Но прошу – прислушайся ко мне: Не убей последнего тайменя, Пусть гуляет в темной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что-то, От чего щемит в моей груди. 

Жестокий мир, жестокий век… Ну что творишь ты, человек? Леса под корень, нефть – в реке, И в озере и в ручейке. В лес не войдешь – там всякий хлам. Ты – человек? Иль просто хам? И как ты мог природы дикой Царем назвать себя великим? Прекрасный, чудный лик земли Мы истоптали, извели. Молчат деревья, лес молчит, Лишь грустно старый кедр скрипит. Все меньше птиц, зверей вокруг Так что же делать будем, друг? Планета чистой быть должна. Тебе и мне она нужна! Нужна затем, чтоб просто жить, Учиться, верить и любить.

Я надеюсь, сегодня на уроке каждый ученик прочувствовал личную ответственность за будущее водных источников нашего города, округа, нашей страны и всей планеты.

А сейчас, посмотрите на экран, разве мы имеем право уничтожать такую красоту?

Разве мы не обязаны сохранить её для наших потомков? ( приложение: слайды 19-23)

Ведь вода – это и есть жизнь. (приложение: слайд 24)

5. Подведение итогов.

Подсчет жетонов.

Группа с наибольшим количеством жетонов получает “5”, уступившая группа оценки “4”, группа с наименьшим количеством баллов проявит свои возможности при других обстоятельствах. Ведь у познания и творчества не существует границ.

Д.З. подготовиться к контрольной работе по теме “ Внутренние воды России”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Интегрированный урок по теме: «Вода известная и неизвестная»

Разделы: Физика, Химия, Биология

Слайд 1

Тема: «Вода. Известная и неизвестная.»

Задачи:

  • Интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе из курсов физики, химии, биологии.
  • Систематизировать знания о физических свойствах воды, развивать знания о химических свойствах воды, о типах химической связи на примере водородной связи.
  • Раскрыть роль воды в зарождении, развитии живых организмов на Земле.

Оборудование: компьютер, программные диски (химия, биология), мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект.

ХОД УРОКА

Приветствие класса. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по биологии, химии, физике. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте. Мы сегодня будем говорить о необычном по свойствам веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого – это вещество вода. Тема нашего урока «Вода. Известная и неизвестная.». Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют её значение для жизни на Земле. Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Слайд 2

Учитель биологии. О роли воды в природе ярко и точно сказал академик И.В. Петряев: «Разве вода – это только жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю планету, всю нашу чудесную Землю, в которой миллионы лет назад зародилась жизнь, – это вода»

Слайд 3

Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана, И всё это – только вода.

Учитель химии. Тучи, облака, туман несущие влагу всему живому на земной поверхности, это тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снег, покрывающий почти половину планеты, и это – вода.

 Слайд 4

В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности – только вода.

Учитель физики. Прекрасно, не воспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере. Это великий художник –  вода. Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.

Учитель биологии. Давайте посмотрим на глобус.

Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится ? её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода!

Слайд 5

Нахождение воды в природе:

3/4 земного шара 97% океаны и моря 3% озёра, реки, подземные воды 70% содержат животные организмы 90% содержат плоды огурца, арбуза 65% массы тела человека

(Сначала ученик пытается сформулировать общий вывод)

Вывод: Вода является самым распространённым веществом на Земле. Нет такого минерала, горной породы, организма, в состав которого не входила бы вода. (С появлением)

Учитель химии. Кем, когда и при помощи каких методов был установлен качественный и количественный состав молекулы воды?

Слайд 6

Лавуазье доверено, Чтоб было всё проверено, С Лапласом выполнял эксперимент. Всё проанализировал, Он воду синтезировал, И доказал: она не элемент

Ученик записывает уравнение на доске уравнение синтеза воды

Учитель химии. Для доказательства того, что вода не элемент, а также для подтверждения состава воды Лавуазье и химик Жак Менье осуществили знаменитые опыты по разложению воды.

Слайд 7

Работы продолжение Он видит в разложении Воды в стволе, нагретом докрасна. И это путь единственный Для утвержденья истины: На газы разлагается она.

Ученик записывает уравнение на доске уравнение разложения воды

Учитель химии. В основе изучения качественного и количественного состава вещества лежат два метода: синтез и анализ. Давайте вспомним сущность этих методов. (Работа с опорным конспектом)

Диск (химия):

Химическое строение воды.

Водородная связь между молекулами воды.

Дадим общую характеристику воды по химической формуле.

Слайд 8

Задание: Запишите молекулярную формулу воды и рассчитайте её молекулярную и молярную массу, массовые доли элементов

Молекулярная формула – ? Мr(Н2О) = ? M(Н2О) = ?w(Н) = ?w(О) = ?

Запись на доске учащимся

Молекулярная формула – Н2О Мr(Н2О) = 18 M(Н2О) = 18 г/мольw(Н) = 11%w(О) = 89%

Учитель физики. Давайте вспомним физические свойства воды. Вода – поразительная жидкость – у неё есть особые свойства. Для воды будто законы не писаны! Но, благодаря этим особым свойствам, зародилась и развилась жизнь. Давайте перечислим физические особенности воды.

Слово учащимся (работа с использование опорного конспекта)

Опорный конспект:

Плотность воды = 1000 кг/м3 Удельная теплоёмкость воды с = 4200 Дж/кг0С Температура кипения t = 1000С Удельная теплота парообразования g = 2300 000 Дж/кг Температура замерзания t = 00С Удельная теплота замерзания = 330000 Дж/кг

Слайд 9

Ученик. Первая особенность: воде по её химической структуре положено плавиться и кипеть при низких температурах, которых на земле не бывает. Не было бы, значит, на Земле ни твёрдой, ни жидкой воды, а был бы один пар. А она кипит при 1000С.

Слайд 10

Ученик. Вторая особенность: у воды очень высокая удельная теплота парообразования. Если бы у воды не было этого свойства, многие озёра и реки летом быстро бы пересохли до дна, и вся жизнь в них погибла.

Слайд 11

Ученик. Третья особенность: замерзая, вода расширяется на 9% по отношению к прежнему объёму. Поэтому лёд всегда легче незамёрзшей воды и всплывает вверх. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.

Слайд 12

Ученик. Четвёртая особенность: высокая теплоёмкость. У воды она в 10 раз больше, чем у железа. Из-за исключительной способности воды поглощать тепло, температура при её нагревании и охлаждении изменяется незначительно, поэтому морские обитателям никогда не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение.

Учитель физики. Давайте решим интересную задачу по теплоёмкости воды. На какую высоту можно поднять слона массой 4 тонны, если затратить столько же энергии, сколько требуется для нагревания 3 литров воды от температуры 200С до кипения?

Слайд 13

Учитель биологии. Земля давно бы остыла и стала безжизненной, если бы не вода. Земная вода поглощает и выделяет много тепла, тем самым «выравнивая» климат. А от космического холода предохраняют молекулы воды, рассеянные в атмосфере. Один поэт написал о капле дождя:

Слайд 14

Она жила и по стеклу текла. Но вдруг её морозом оковало, И неподвижной льдинкой капля стала, И в мире поубавилось тепла.

Учитель химии. Мы рассмотрели физические свойства воды, а теперь давайте вспомним её химические свойства. Химические свойства любого вещества проявляются в их взаимодействии с другими веществами.

Диск (химия):

Схема «Химические свойства воды» (без звука)

Запись на доске учащимися:

1. С металлами 2. С отдельными неметаллами 3. С основными оксидами 4. С солями 5. С кислотными оксидами (реакция с СО2)

Учитель биологии. А в живых клетках вода и углекислый газ участвуют в другой, куда более сложной и важной реакции.

Слайд 15

Ученик. Этот процесс происходит в растительных клетках и называется фотосинтезом. При фотосинтезе солнечная энергия запасается в органических веществах. Исходными соединениями для фотосинтеза служат углекислый газ и вода. В качестве побочного продукта фотосинтеза образуется молекулярный кислород.

Учитель химии. А теперь решим задачу. Определите массу глюкозы, которая образуется при поглощении  132 г. оксида углерода (IV) растением при фотосинтезе.

Слайд 16

Учитель биологии. Какие ещё жизненно важные процессы, кроме фотосинтеза, происходят в растениях при участии воды?

Слайд 17

Ученик. Растениям необходимо охлаждение. Поэтому им приходится постоянно испарять воду. В результате происходит выделение тепловой энергии.

Учитель биологии. Вода хороший растворитель. В воде растворяются минеральные соли почвы. В поисках воды и минеральных солей корни растений проникают в толщу земли, порой на большую глубину.

Слайд 18

А меж растениями царствует война. Деревья, травы вверх растут задорно, А корни их в земле, неся свой труд, За почву и за влагу спор ведут.

Диск (биология): Вода – основа жизни.

Учитель биологии. Жизни человека также зависит от воды. Вода составляет более половины массы тела человека (65%). Она входит в состав крови, пищеварительных соков, слёз и других жидкостей.

Слайд 19

Содержание воды в организме человека

Учитель биологии. Для нормального существования человек должен потреблять воды примерно в 2 раза больше, чем питательных веществ. Потеря 12-15% воды приводит к нарушению обмена веществ, а потеря 25% воды – к гибели организма.

Учитель химии. Население земного шара каждые сутки потребляет 7 млрд. м3 воды. Вода – это единственное богатство нашей планеты, не имеющее заменителей. Для своих нужд человек использует только пресные поверхностные и подземные воды, которые требуют предварительной очистки. На долю пресной воды приходится только 3% её общих запасов. Поэтому очень остро стоит проблема загрязнения воды.

Сообщение ученика о загрязнении и охране вод.

Учитель физики. Теперь подведём итоги знаниям о свойствах воды, о которых мы сегодня говорили на уроке.

Слайд 20

Вода входит в состав всех живых организмов и является участницей всех процессов жизнедеятельности. В водном растворе происходят важные химические процессы, т.к. вода – хороший растворитель. Вода является средой обитания для многих организмов. Вода – оксид водорода – весьма реакционное вещество. Вода – важнейший терморегулятор Земли

Слайд 21

Учитель биологии. Необходимая составная часть всего живого. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятью чувствами… Ты величайшее в мире богатство… Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель химии. Этими словами Антуана де Сент-Экзюпери, чудом избежавшего смерти от жажды в раскалённой пустыне нам хочется закончить наш урок посвящённой самому уникальному и удивительному веществу на Земле – Воде!

Приложение 1

Приложение 2

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Эко-урок "Вода - источник жизни"

Эко-урок на тему

«Вода – источник жизни»

Воде была дана волшебная власть

стать соком жизни на земле.

Леонардо да Винчи

Цель: продвижение идеи сохранения воды на Земле.

Задача: способствовать воспитанию у подрастающего поколения бережного отношения к самому бесценному веществу на планете – воде.

Мы с вами, как жители планеты Земля – счастливые люди. У нас есть ОНА, пробуждающая и поддерживающая жизнь, ласковая и бодрящая, журчащая и громыхающая, твердая и парящая, нераскрытая загадка природы – ВОДА. Она – наше прошлое, настоящее и залог будущего.

Ход урока

  1. Упражнение на знакомство «Моя капелька» (5 мин).

Каждый участник занятия выбирает бумажную капельку, пишет на ней свое имя. Затем, по кругу, каждый участник озвучивает написанные слова и прикрепляет каплю на свою одежду. Теперь, во время занятия, ведущий сможет обращаться к участникам по именам.

Ведущий демонстрирует надувной шар - глобус: «Земля – планета поразительной голубизны!» – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого Космоса первые космонавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по–другому, если более 2/3 её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы привыкли к ней, так что считаем ее обыденным явлением, а между тем вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Сегодня мы заглянем в ее тайны.

  1. Моделирование воды в разных агрегатных состояниях (5 мин).

Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях: твердом, жидком или газообразном. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - всего лишь жидкая вода. Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется пар. Давайте превратимся в молекулы воды и побываем в разных ее состояниях.

  • Каждый человек выбирает себе карточку с одной из букв «О» или «Н». Причем количество «Н» должно быть в два раза больше, чем «О».

Комментарий: молекула воды состоит из одного атома кислорода «О» и двух атомов водорода «Н».

  • Участник, получивший букву «Н» (водород), берет дополнительно небольшую тонкую нить, прикрепленную к прищепке (имитация водородной связи).

Комментарий: атом кислорода в молекуле воды обладает частичным отрицательным зарядом и притягивает к себе частично положительно заряженный атом водорода из другой молекулы воды, образуя водородную связь.

Комментарий: между кислородом и водородом существует две крепкие связи (ковалентные). В отдельной молекуле воды ядра водорода и кислорода расположены относительно друг друга так, что образуют как бы равнобедренный треугольник со сравнительно крупным атомом кислорода на вершине и двумя мелкими атомами водорода у основания.

  • Образовавшиеся тройки – это молекулы воды в газообразном состоянии. Можно попросить «тройки» поперемещаться относительно друг друга.

  • Далее строим модель воды в жидком состоянии. Для этого участник с буквой «Н» из одной молекулы воды прикрепляет нить с прищепкой к одежде человека с карточкой «О» из другой молекулы воды. Соответственно третий участник с буквой «Н» из первой молекулы воды тоже прикрепляет нить с прищепкой к одежде человека с карточкой «О» из другой молекулы воды.

Комментарий: между атомом кислорода и атомами водорода двух соседних молекул воды возникают слабые водородные связи.

  • В результате должна получиться единая сеть, в которой все участники занятия соединены двумя видами связи: тонкая нить с прищепкой символизирует водородную связь, а соединенные руки обозначают ковалентную связь.

Комментарий: все молекулы воды в одном объёме (например, в стакане, в реке или в водопроводной трубе) связаны между собой в «гигантскую молекулу» (типа полимера), и получается текучая жидкость.

  • Для моделирования твердого состояния воды предлагаем молекулам – тройкам сблизиться и «перецепиться» руками так, чтобы стать как можно ближе друг к другу (имитация перемещения в трехмерном пространстве).

Комментарий: при замерзании молекулы воды образуют между собой еще больше водородных связей, в результате чего образуется прочная объемная трехмерная кристаллическая решетка льда.

  • Ведущий предлагает участникам прочувствовать, что происходит при нагревании льда. Ребята делают шаг в сторону от соседа. Прищепки легко отрываются – это разрываются водородные связи.

Комментарий: по прочности водородная связь примерно в воде в 15 - 20 раз слабее ковалентной связи. Поэтому водородная связь легко разрывается, например, при испарении воды во время нагревания.

  1. Упражнение «Водный светофор» (5 мин).

Каждой команде выдается по три карточки-знака (А, Б, В) и карты-светофоры (красный, желтый и зеленый круги). Участники должны разложить карточки-знаки по назначению:

  • на красный круг – действия человека, приносящие вред воде;

  • на желтый круг - действия по рациональному использованию воды;

  • на зеленый – действия человека, которые направлены на охрану воды и ее обитателей.

Карточки–знаки

Далее представители каждой группы комментируют свой выбор для «Водного светофора». Ответы для ведущего красный круг (А3, Б2, В1), желтый круг (А1, Б3, В2, В3), зеленый круг (А2, Б1). Можно принять и другие варианты ответов, главное, чтобы ребята аргументировали свой выбор.

  1. Мозговой штурм «Значение воды» (5 мин).

Вода – не только самая распространенная, но и самая важная жидкость на планете. Воде принадлежит важнейшая роль в геологии, истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности и металлургии, производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов протекают преимущественно в водных растворах. Огромную роль играет вода и в быту.

– Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята высказывают свою точку зрения по данной теме, ведущие фиксируют их высказывания на доске или большом листе бумаги. Ведущие также могут называть свои мысли. Записываются все предложения ребят.

  1. Психологический текст «Вода мира» (10 мин).

Ведущий читает текст «Вода мира» под звучание звуков воды и демонстрации слайдов о воде.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и погрузитесь в мир воды… «Ты сидишь на берегу ручья и болтаешь ногами в чистой, прозрачной воде. Вода приятная, но прохладная... Ты чувствуешь, как она омывает твои ноги, слегка подталкивая их. Представь, что вода, журчащая у твоих ног, вольется в ручей побольше. Эта вода соединяет тебя с другим потоком, более крупным. Похоже, что это река. Почувствуй ее более мощное течение. Представь себе зеленую полоску деревьев и другой растительности по берегам. Река несет свои воды мимо возделанных полей, мимо больших городов, мимо лесов пока, наконец, не доходит до моря... Наслаждаясь ощущением прикосновения к твоим ногам постоянно текущей воды, ты можешь представить себе, что заходишь в море… А теперь мысленно окинь взором все вокруг и попытайся вообразить себе, что ты связан со всеми океанами мира. Ты прикасаешься к громадному организму воды, который простирается по всему земному шару. Твое собственное тело содержит воду, которая является частью этого организма... Твое прикосновение простирается до берегов Тихого океана, оно плывет сейчас под мостом Золотые Ворота в гавани Сан-Франциско, оно качается на волнах вместе с лодками рыбаков в Индийском океане... Оно пpоpывается с неба во вpемя гpозы - темное, свинцовое... Оно покалывает мелким вьюжным снегом жительницу Аляски, котоpая поеживается на далеком аpктическом побережье... Оно блестит на спине греческого мальчика, который усердно тянет рыболовные снасти из теплого Средиземного моря... Вода соединяет твои ступни со всеми потоками, бегущими в океан. А поднимаясь по pекам вверх, ты можешь добраться до сердца любого материка. Ты можешь почувствовать дрожь бегемота, который только что погрузился в африканскую речку. Ты можешь почувствовать, как тихо скользит, подбираясь к цапле, аллигатор... Ты способен наблюдать за усердными бобрами, строящими плотину на тихой европейской речке... Ты можешь увидеть воду, тысячи тонн воды в громадных, несомых ветром флотилиях тяжелых белых облаков... Ты оказываешься в объятиях всех китов, всех дельфинов. Ты прикасаешься и ко всем мифическим созданиям, которые жили в прошлом в сознании людей: русалкам, жителям Атлантиды, чудовищам, плавающим в озере Лох-Несс. Твои ступни ощущают течение широченного потока Амазонки в Южной Америке, древнего Hила, неторопливо несущего свои воды на север Африки, широкой и спокойной российской Волги... Твои водные объятия пpостиpаются по всей Земле... И, конечно, вода, омывающая твои ноги, соединяет тебя с каждым, кто сейчас также сидит, болтая ногами в воде, думая, куда же бежит эта вода».

Hо, поpа возвращаться... Вернись из мира pек и океанов и вновь ощути прохладное прикосновение воды к твоим ногам. Вернись туда, откуда ты начал свое путешествие. Ты вернулся?

  1. Рефлексия «Капля настроения». Составление синквейна о воде (10 минут)

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и осмысливать ее. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Каждому участнику будет дано 5 минут на то, чтобы написать синквейн. Упражнение выполняется в группах или индивидуально. По желанию можно прочитать свой синквейн.

Правила написания синквейна:

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глагол или деепричастие).

  4. Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  5. Последняя строка – это ассоциация, т.е. слово, которое повторяет суть темы.

Например, экспромт-синквейн о воде:

Вода

Ласковая, игривая

Течет, несет, питает

Знания прошлого в себе сохраняет

Она - сама жизнь.

«Капля настроения»

Упражнение выполняется по группам. Каждый участник берет капельку со своим именем, рисует на нем смайлик, отражающий впечатление от занятия и помещает его на общее панно «Капля настроения. В заключение все капли с мнениями участников помещаются на общее панно. Желающие могут озвучить свое мнение

  1. Анкета «Мое отношение к воде» 5 мин.

Предложите ребятам заполнить анкету для определения их отношения к воде

  1. Задумывался ли ты о том, что существует проблема сохранения пресной воды?

- да

-нет

- затрудняюсь ответить

  1. Пользуешься ли ты стаканчиком для воды во время чистки зубов?

-да

-нет

  1. Обращаешь ли ты внимание на утечку воды из-за неисправности крана?

- да

-нет

- затрудняюсь ответить

  1. Имеются ли у тебя в доме счетчики воды?

-да

-нет

  1. Если нет, то почему?

- не считаем нужным

- не задумывались

- нет времени на установку счётчика

- установка счётчика воды слишком дорога

  1. Готов ли ты рассказывать друзьям и родным о проблеме сохранения воды?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

  1. Домашнее задание «Мини-исследования»

Узнай, сколько воды утекает при чистке зубов. Когда будешь чистить зубы, выключи кран и воспользуйся стаканчиком для воды. Посчитай, сколько воды ты сэкономишь за неделю? Для этого, поставь под кран емкость и измерь количество воды, бесполезно вытекающее во время чистки зубов. В последующие дни чисти зубы с использованием стаканчика. Подсчитай, сколько литров воды ты сэкономил за неделю. Расскажи друзьям, как за одну неделю ты сэкономил _____ литров воды.

Карточки-знаки

Б2 – при мытье машин тратится большое количество воды, загрязняется почва, водоемы

А1 – можно предотвратить потери воды, закрыв плотно кран.

Б3 – принимая душ, а не ванну, можно сэкономить воду.

А2 – наш родник – чистый, так как люди берегут его от загрязнения.

В1 – реки загрязняются бытовыми мусором в местах отдыха.

А3 – выбросы сточных вод от заводов загрязняют реки городов.

В2 – применение воды для полива растений из лейки экономнее.

Б1 – мальков, которых выращают искусственно, выпускают в чистую воду.

В3 – дождевая вода, которая собирается в емкостях, может использоваться на благо человека.

kopilkaurokov.ru

Урок по теме "Вода" - география, уроки

 Цели:

I.  а) формирование и обобщение знаний о воде, явлениях природы (круговорот воды), связанных с водой;

      б) создание условий для раскрытия противоречий между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнений;

       в)  формирование понятия «экологическая проблема» и убеждения в необходимости охраны воды в природе;

       г)  приобретение учащимися определенных знаний и умений, позволяющих участвовать в практической деятельности по охране воды в природе.

II. а) преодоление потребительского подхода к использованию воды, безответственного отношения к ней;

      б) воспитание бережного отношения к пресной воде. 

III. а) работа в модульном блоке;

      б) развитие навыка самостоятельной и практической работы.

 

Ход урока:

I.           Организационный момент.

- Какой раздел мы сейчас изучаем?

 Тема сегодняшнего урока: «Вода. Берегите воду!» Это уже четвертый урок, связанный с изучением воды. Наш урок будет состоять из двух частей:

Цель I части урока:

    Обобщение знаний о воде, ее свойствах, о трех состояниях воды в природе и явлениях, связанных с водой.

Цель II части урока:

    а) получить – новые знания по теме: «Вода. Берегите воду!»  

    б) мы попытаемся раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

    в) приобрести знания и умения, позволяющие вам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

 

 

II.        Обобщение и закрепление.

- Начинаем первую часть урока, целью которой является

1. Актуализация опорных знаний.

-Что вы знаете о воде и ее значении?

(Учащийся рассказывает у доски, что вода входит в состав любого организма, содержится во всех частях растений, теле животного и человека. Масса воды в теле человека составляет почти 2/3 его массы. В сутки человеку необходимо 2 л. воды. Вода источник жизни на земле.)

- Какая масса воды в твоем теле?

(30: 3 х 2=20 кг)

- Для нашего исследования мы вспоминали 3 состояния воды. В каких состояниях вода встречается в природе

- Определи, что входит в состав воды, используя карточки.

(На доске вывешены карточки: ил, кислород, водород, примеси, минеральные соли, песок, камни. Учащийся выбирает нужные карточки: кислород, водород, минеральные соли и примеси).

- Есть другие мнения?

- Спасибо. Оценка.

 

Дополнение учителя: Да, именно такой состав имеет вода, которую мы употребляем. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Такая вода не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не годится для питья.

- Давайте вспомним, в каких состояниях находится вода в природе?

( Учащийся рассказывает о трех состояниях воды: твердом, жидком, газообразном)

-Как выглядит вода  в природе в твердом состоянии?

(Лед, снег)

- Где можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

(Пар, туман)

- Где можем наблюдать воду в жидком состоянии?

(Обычное состояние: моря, реки, озера, ручейки, лужи и т.д.)

- Покажите на молекулярных схемах, где какое состояние воды.

(На доске три молекулярные схемы и три карточки с названиями состояний воды: твердое, жидкое, газообразное. Учащийся выбирает нужную  карточку с названием состояния воды, и крепит к схеме.)

Вода

Жидкое состояние – дождь, роса, туман

Твёрдое состояние – снег, лёд, град, иней

Газообразное состояние - пар

- Какие свойства воды вы знаете?

(Учащийся рассказывает о свойствах воды: без запаха, без вкуса, бесцветная, вода- растворитель, имеет свойство фильтрование, при нагревании- расширяется, при охлаждении- сжижается)

- Где в быту используются свойства воды - растворитель?

(На кухне, при готовке еды; когда умываемся)

- А свойство, что вода при нагревании расширяется?

(Когда закипает кастрюля ,вода из нее выливается)

 

При охлаждении, вода переходит в твёрдое состояние (снег, лёд, град), при нагревании – в газообразное (пар)

Чтобы определить свойство воды и выяснить, какое самое главное из них, и почему мы провели ряд опытов

Дополнение учителя: Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизни он очень тесно соприкасается с ними.

2.   Модульный блок.

 А) Выполнение практических заданий.

- Продолжаем обобщать знания о воде. Сейчас каждый из вас должен показать свои знания и умения в практической деятельности. Возьмите листок с заданиями и приступайте к их выполнению самостоятельно.

(На парте у каждого учащегося  все необходимые принадлежности, микроскопы для выполнения практического задания)

                                     

 

Выполните задание.

     1. Опускали в стакан с водой ложку (Выяснили, что вода прозрачная)

2. Наливали воду в разные ёмкости (Выяснили, что вода не имеет формы)

3. Определяли цвет воды (Выяснили, что вода бесцветна)

4. Узнавали, имеет ли она запах (Выяснили, вода без запаха)

5. Растворяли в воде соль, сахар, (Выяснили, вода растворяет твёрдые вещества)

6. Узнали, что вода бывает трех состояниях

                

           Б) Проверка выполнения заданий.

 

 

III.Физкультминутка

                      Льется чистая водица,

                      Мы умеем сами мыться.

                      Порошок зубной берем,

                      Крепко зубы щеткой трем.

                      Моем шею, моем уши,

                      После вытремся посуше.

- О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?

( Вода – растворитель, текучесть воды. Учитель крепит на доску данные свойства: Вода течет, растекается повсюду.)

- Сели ровно, продолжаем урок. Некоторые ребята уже получили оценки, вы тоже можете получить ее, выполнив тест.

3.Выполнение тестовых заданий.

                                                  Тест.

1) Какое из веществ ты используешь в повседневной жизни больше всего?

    А) крахмал                           Б) воду                              В) соль

 2) К какому веществу относится вода?

    А) к твердому веществу    Б) к жидкому веществу   В) к газообразному веществу

3) О каком свойстве воды мы говорим, когда видим в стакане опущенную ложку

     А) вода прозрачная           Б) вода бесцветная           В) вода является растворителем

4) Какое из перечисленных веществ растворяется в воде?

     А) сахар                               Б) глина                            В)крахмал

5) Какое из перечисленных веществ не растворяется в воде?

     А) соль                                Б) речной песок               В) питьевая вода

6) Что происходит с водой при нагревании?

    А) вода сжимается при нагревании

    Б) вода расширяется при нагревании

    В) изменений с водой при нагревании не происходит

7) Что происходит с водой при охлаждении?

     А) вода сжимается при охлаждении

     Б) вода расширяется при охлаждении

     В) изменений с водой  не происходит

8) С помощью чего можно очистить воду от загрязнения?

    А) с помощью марли           Б) с помощью фильтра         В) с помощью решета

 

Загрязнение воды

Берегите воду

V.    Задание на дом.

- Запишите домашнее задание: прочитать стр. 57-60, ответы на вопросы стр. 61, в рабочей тетради стр. 25.

 VI.     Рефлексия деятельности (итог урока).

-Достигли мы цели урока? Чему вы научились на уроке?

(Мы получили новые знания о воде и почему ее необходимо беречь.  Узнали, как ее надо беречь и какое можно принимать участие в ее охране.  А так же попытались разобраться, как можно разрешить противоречия между обществом и природой по охране пресных  водных ресурсов).

Самоанализ урока

Обобщили знания о воде, ее свойствах, о трех состояниях и явлениях, связанных с водой.

Постановка учебной задачи (для II части урока). Рассматриваем во второй части урока, напоминаем цели, глядя на опоры.

а) получить - новые знания по теме «Охрана воды»;

б) попытаться раскрыть противоречия между обществом и природой по охране водных ресурсов от загрязнения;

в) приобрести знания и умения, позволяющие нам участвовать в практической деятельности, связанных с охраной воды в природе.

В 4 «А» в классе работаю первый год. В классе 6 человека: 3 девочек и 3 мальчика. Учебные возможности детей в классе неровные. Мною была проведена диагностика обучаемости (по Третьякову) и получены следующие результаты: 2 человек находятся на низком уровне обучаемости; 2 ученика из них близки к среднему уровню; на высоком – 2 человека..Урок по теме «Вода» был запланирован как урок закрепление. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся предложена загадка по теме урока. Для актуализации знаний использован приём как беседа с учащимися .Учащиеся вспоминают пройденный материал и отвечают на поставленные вопросы. Цели урока детьми поставлены самостоятельно с уточнениями учителя.Главный акцент урока – понятие «вода », бережное отношение к воде, о зависимости человека от воды. Урок был организован таким образом учащиеся проделывали ряд практических опытов для раскрытия свойств воды. По окончании работы, один из участников группы рассказывает у доски результаты работы.При закреплении материала вновь организована работа учащихся с стихотворением о значимости воды и ответили на вопросы тестирования.

Заключительный этап урока – рефлексия. Самооценка каждого ученика – что усвоено на уроке, над чем ещё надо потрудиться. Как результат рефлексии - дифференцированное домашнее задание, при выполнении которого ребёнок знает, на что обратить особое внимание. В течение урока старалась, чтобы ответил хотя бы по одному разу каждый ученик, чтобы как можно больше детей вышли к доске, подвигались. 

kopilkaurokov.ru


Смотрите также