Теория стакана воды. Теория стакана воды

Теория стакана воды. Теория стакана воды


Теория стакана воды — википедия фото

Тео́рия стака́на воды́ — взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы Советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Критически разобрана А. Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Истоки

Впервые эта фраза появляется в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцом Листом в середине XIX века (1852), это слова подруги Шопена, главной женщины-эмансипантки той эпохи, Авроры Дюдеван: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит»[1]. Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали Маркс и Энгельс.

Согласно воспоминаниям Клары Цеткин, Ленин отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной».

Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?

— Клара Цеткин, «Воспоминания о Ленине»

Теория стакана воды по своим идеям схожа с сексуальной революцией семидесятых годов XX века на Западе.

Концепция новой женщины

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о Советской власти».

Теорию стакана воды он всё же не считал вполне марксистской, заметив в беседе с Кларой Цеткин:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

— Клара Цеткин, «Воспоминания о Ленине»

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко-сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

Популярность теории в 1920-е годы

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 1920-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

Закат теории

В 1924 году А. Залкинд публикует 12 половых заповедей революционного пролетариата. Это кодекс, призванный упорядочить и усмирить волну народной сексуальной свободы.

В 1926—1929 годах теория «Стакан воды» подвергалась большой критике и гонениям.

1929 год считается годом конца действия сексуальной революции большевиков и теории «Стакан воды» как основы этой революции.

Образ советской женщины

Идеал советской женщины, сложившийся в 1930-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности как в семье, так и во внешней сфере.

См. также

Источники

  • Воспоминания о В. И. Ленине. — 1957. — Т. 2. — С. 483—484.

Примечания

Ссылки

org-wikipediya.ru

Теория стакана воды

ПланВведение 1 Концепция новой женщины2 Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины3 Популярность теории в 20-е годы4 Образ советской женщины

6 ИсточникиСписок литературы

Введение

Теория стакана воды (теория «бескрылого эроса») — взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Критически разобрана А.Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необосновано приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Эти идеи поддержали марксисты. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали классики марксизма, в частности Энгельс и Ленин. Ленин тем не менее отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?»

Теория стакана воды по своим идеям схожа с сексуальной революцией шестидесятых годов XX века на Западе.

1. Концепция новой женщины

Концепция новой женщины родилась во второй половине XIX века. Новую женщину описали в своих произведениях Жорж Санд, Генрик Ибсен, Николай Чернышевский и Иван Тургенев.

2. Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о советской власти».

Теорию стакана воды он все же не считал вполне марксистской, замечая:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм.

— Клара Цеткин, «О Ленине»

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко — сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

3. Популярность теории в 20-е годы

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 20-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

4. Образ советской женщины

Идеал советской женщины, сложившийся в 30-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности, как в семье, так и во внешней сфере.

6. Источники

Примечания

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_стакана_воды

globuss24.ru

Теория стакана воды — Википедия

Тео́рия стака́на воды́ — взгляды на любовь, брак и семью, которые были распространены (особенно среди молодёжи) в первые годы Советской власти. Заключались в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Критически разобрана А. Луначарским в статье «О быте: молодёжь и теория стакана воды». Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Александре Коллонтай и Кларе Цеткин, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не примитивизировали их до уровня «стакана воды».

Содержание

Впервые эта фраза появляется в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцом Листом в середине XIX века (1852), это слова подруги Шопена, главной женщины-эмансипантки той эпохи, Авроры Дюдеван: «Любовь, как стакан воды, даётся тому, кто его просит»[1]. Идеи эмансипации (освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) женщины начали развивать в середине XIX века. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали Маркс и Энгельс.

Согласно воспоминаниям Клары Цеткин, Ленин отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной».

Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?

— Клара Цеткин, «Воспоминания о Ленине»

Теория стакана воды по своим идеям схожа с сексуальной революцией семидесятых годов XX века на Западе.

Концепция новой женщиныПравить

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщиныПравить

Марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины и на функции семьи подробно изложены Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно Энгельсу, семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамию Энгельс трактует как способ передачи богатств по наследству своим биологическим детям. По Энгельсу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт. Отмирание буржуазной семьи предсказывает также «Манифест коммунистической партии».

Эти взгляды разделял и поддерживал В. И. Ленин, который предлагал «неуклонные, систематические меры к замене индивидуального хозяйствования отдельных семей общим кормлением больших групп семей» в своей статье «Десять тезисов о Советской власти».

Теорию стакана воды он всё же не считал вполне марксистской, заметив в беседе с Кларой Цеткин:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

— Клара Цеткин, «Воспоминания о Ленине»

Луначарскому теория стакана воды не нравилась. Он утверждал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко-сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

Популярность теории в 1920-е годыПравить

«Теория стакана воды» (то есть уподобление половых отношений любому другому физиологическому акту, например, утолению жажды) достигла пика популярности в 1920-е годы. О теории писала пресса, ей посвящались комсомольские диспуты.

В 1924 году А. Залкинд публикует 12 половых заповедей революционного пролетариата. Это кодекс, призванный упорядочить и усмирить волну народной сексуальной свободы.

В 1926—1929 годах теория «Стакан воды» подвергалась большой критике и гонениям.

1929 год считается годом конца действия сексуальной революции большевиков и теории «Стакан воды» как основы этой революции.

Образ советской женщиныПравить

Идеал советской женщины, сложившийся в 1930-е годы, существенно отходит от теории стакана воды и от представлений Коллонтай. Советская женщина должна была теперь сочетать трудовые обязанности как в семье, так и во внешней сфере.

  • Воспоминания о В. И. Ленине. — 1957. — Т. 2. — С. 483—484.

ru-m.wiki.ng

Теплород и "Теория стакана воды" - революция, Ленин, теория стакана воды, буржуазия, теплород

До начала девятнадцатого века учёные объясняли причину появления тепла наличием незримой материи – «теплорода». Для этого, правда, теплороду пришлось приписать необычные свойства: невесомость, наибольшую по сравнению с др. веществами упругость, способность проникать в мельчайшие поры тел и расширять их... Бенджамин Румфорд и Гемфри Дэви доказали, что нагрев тел может быть осуществлен за счёт механической работы, опровергнув наличие теплорода.

Ещё одна незримая материя, которую необходимо было придумать, хотя бы для того, чтобы объяснить ряд химических явлений, был «Флогистон» - «огненная субстанция», якобы наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при горении. Несмотря на то, что теперь нам, значительно продвинувшимся и в химии и в физике, кажутся эти заблуждения несколько наивными, нельзя недооценивать их вклад в развитие этих наук. К примеру, гипотеза флогистона была первой теорией в химии, и позволила обобщить множество реакций, чего не делали до этого.

Ошибки и заблуждения в физике и химии, несомненно, интересны, однако ещё более забавными (а в некотором смысле и дикими) кажутся социальные теории. Ведь одно дело, когда речь идёт об эмпирических размышлениях высоколобых умов, пытающихся объяснить причину появления тепла в окружающем нас мире, и совсем другое, когда дело касается судеб конкретных людей или даже поколений.

К примеру, в первые годы советской власти среди молодёжи была распространена «Теория стакана воды».

Суть этой теории сводилась к тому, что любовь, как атавизм буржуазного мира, необходимо отрицать, а отношения между мужчиной и женщиной должны сводиться к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды).

Клара Цеткин писала об этих смутных временах так: «Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм».

Однако, первоначальную идея Маркса была несколько искажена молодыми и горячими коммунистами, желающими «развести» девушек по-научному. Энгельс, описывая мнение Маркса по этому вопросу, писал, что «семья является надстройкой над экономическим базисом. Например, моногамия является способом передачи богатств по наследству своим биологическим детям». По его замыслу, семейное хозяйство при социализме должно стать частью общественного труда, а уход и воспитание за детьми — общественным делом. В связи с этим семья просто отомрёт.

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали:

«На чём основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит своё дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции.

Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого её дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала».

Основной функцией семьи Маркс и Энгельс считали воспитание детей, и под этим пунктом программы в манифесте имели в виду передачу государству функции воспитания детей и прекращение исполнения этой функции семьёй, которая со временем, по их мнению, должна исчезнуть.

Кстати, в СССР этот пункт был частично реализован: Образование от начальной школы до аспирантуры ВУЗа было бесплатным. Содержание детей в дошкольных учреждениях (детские сады, ясли) было платным, но плата была небольшой и была не столько за воспитание, сколько за содержание — уход, питание.

Несовершеннолетние могли работать на производстве (кроме работ с вредными или опасными условиями) с 16 лет, при сокращённом рабочем дне. А ведь во времена Маркса и Энгельса детский труд использовался нещадно (и кто его знает, если бы они не видели детей на фабриках и заводах, быть может и не было никакого манифеста).  

Однако, идеологи и «проектировщики будущего», как их сейчас называют, очень быстро осознали опасность этой теории стакана воды.

Дальновидный Ленин называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». «Конечно, жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана, края которого захватаны десятком губ?».

А Луначарский писал, что при социализме сохранится любовь, причём она будет принципиальным образом отличаться от любви буржуазной: «Серьёзная, глубоко — сдержанная, вдумчивая, красивая любовь должна быть у нас взамен разврата буржуазии и „нигилистячего“ взгляда на „голую“ половую потребность».

Очень, кстати, интересно читать его труд «О БЫТЕ:МОЛОДЕЖЬ И ТЕОРИЯ „СТАКАНА ВОДЫ"».

Молодые коммунисты обращаются к Анатолию Васильевичу за советом: «Половая потребность нас мучит, не дает работать, учиться, толкает нас на поступки, из-за которых потом разыгрываются несчастья, трагедии, в которых гибнут молодые люди и, чаще всего, молодые девушки. Как быть, говорят они, посоветуйте…»

Или вот ещё: «..Пол, удовлетворение пола есть вещь голая, простая, надо отучиться об этом задумываться. А если у девушки возникали сомнения, если она говорила: может быть, это и правильно, может быть, это и научно, но все-таки как же это будет: если ты меня бросишь, а у меня будет ребенок, то что же мне делать? — „Он" отвечал ей: какие мещанские рассуждения! Какая мещанская предусмотрительность! До какой степени ты сидишь в буржуазных предрассудках! Нельзя тебя считать за товарища! И запуганная девушка думала, что она поступает по марксистски, по ленински, если она никому не отказывает. От этого происходили самые настоящие трагедии, самые настоящие беды, самая настоящая гибель женской молодежи»…

Отвечал Анатолий Васильевич молодым комсомольцам так:

«Есть естественный ход вещей и только. Но что он гласит? Только те породы, которые акт, в котором заключается все будущее их вида, сумели окружить величайшей радостью, величайшим расцветом жизни, величайшим напряжением сил, сделать из него средоточие своей жизни, только те виды выжили. Мы знаем факты, когда серенькая птица или невзрачная рыба ко времени брака как бы драгоценными камнями убираются и, так как этот великолепный убор вредит им с точки зрения опасности от хищного врага, после брака этот убор снимается природой. Это всеми буквами говорит, что любовь есть наивысшее выражение жизни, потому что только те породы, у которых она была наибольше выражена, которые не щадят личной жизни, лишь бы обеспечить потомство, сильны и мощны.

Так было и у людей, и потому народы обставили любовь брачными песнями, брачными плясками и нарядами. Почти все искусства вращаются вокруг любви. Человечество обеспечило свою жизнь, несмотря на страшные беды, несмотря на громадную бедность, на невежество, на раздоры, на болезни, которыми природа обрушилась на человечество. И тот народ, который скажет, как наши комсомольцы, что любовь это голое размножение, тот народ осужден. У него нет жизненной силы. Он — старик, потерявший настоящее чувство любви, ее торжественности, ее красоты, ее силы. И такой учитель, который станет нашу молодежь толкать в эту сторону, говорить, что эта нигилистическая премудрость научна, есть развратитель молодежи».

Дальнейшие годы советская власть всячески укрепляла институт семьи, культ здоровых социальных отношений, обеспечив здоровое будущее мне и миллионам других «Граждан СССР».

И слава богу, что «теория стакана воды» канула в лету. Ведь, по сравнению с Теплородом, цена этого массового заблуждения гораздо выше.

P.S. Бонус-трек: Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата

Таблица из этой книжки

trendclub.ru


Смотрите также