Ракета на воде: Судно «Ракета» на подводных крыльях, фото, скорость, круизы по рекам

Содержание

Судно «Ракета» на подводных крыльях, фото, скорость, круизы по рекам

Абсолютный чемпион

Конструкторы и судостроители первого пассажирского теплохода на подводных крыльях «Ракета-1» на площади перед экспериментальным цехом завода «Красное Сормово». Июнь,1957 год. Фото © Музей речного флота / nn.ru

Свой первый рейс в составе Волжского объединённого речного пароходства «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. Для первой поездки выбрали 420-километровый маршрут от Горького (Нижнего Новгорода) до Казани, который «Ракета» прошла за рекордные семь часов. Средняя скорость при этом составляла 60 км/ч, что в два–три раза быстрее любого речного судна, существовавшего на тот момент. На некоторых участках катер разгоняли быстрее — до 70 км/ч.

Транспортная доступность: 66 районов Москвы получили новые станции метро и МЦК

Звёзды за штурвалом и заслуженное золото

Капитан «Ракеты» Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Фото © Национальная оборона

На одном из испытаний «Ракеты» в качестве гостя присутствовал конструктор космической техники Сергей Королёв. Несколько раз ходовые испытания выполнял Герой Советского Союза лётчик Михаил Девятаев, известный на весь мир тем, что в годы ВОВ смог сбежать из немецкого плена, угнав вражеский бомбардировщик. Девятаев и Королёв по достоинству оценили машину. Оценили её и западные коллеги. «Ракета» получила золотую медаль на выставке в Брюсселе за выдающуюся скорость и мореходные качества.

Подводные крылья — ноу-хау

«Ракета-1». Цех опытного производства ЦКБ. Фото © Из собрания Алексея Бердникова / fleetphoto.ru

Главная изюминка «Ракеты» — подводные крылья. Их разработал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, ещё в 1941 году написавший диссертацию «Глиссер на подводных крыльях». Конструкция подводных крыльев оказалась в техническом отношении более сложной, чем конструкция авиакрыла. Судно, построенное по такому принципу, оснащалось носовым и кормовым крыльями, которые крепятся к корпусу разборными стойками. Так называемое фланцевое (фланец — стальной диск или стальное кольцо со сквозным центральным отверстием для прохождения внутреннего потока среды. — Прим. Лайфа) соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. За счёт этого «Ракета» умела «взлетать» над поверхностью воды как истребитель. Интересно, что первоначально ноу-хау предназначалось для боевых катеров, но в 50-х годах прошлого столетия оно нашло применение в гражданском речном транспорте.

Очень мощный двигатель

Фото © Национальная оборона

Впечатляла и мощность «Ракеты», в полной мере раскрывавшая смысл названия. Силовая установка крылатого судна строилась на базе 12-цилиндровых V-образных дизелей М50-6 мощностью 1000 л.с. с 1700 оборотами в минуту. Впоследствии на «Ракету» стали устанавливать двигатели М50Ф-3 мощностью 1200 л.с. с 1850 оборотами в минуту. Вспомогательные системы комплектовались ещё одним дизелем — 2Ч8 мощностью в 10 л.с. при 1500 оборотах в минуту. В результате судно могло выходить на пиковую мощность и максимальную скорость за несколько секунд.

В Петербурге построят уникальную «ферму» для трамваев

Система охлаждения

При таких мощностях «Ракета» не перегревалась благодаря охлаждению выхлопной системы с помощью речной воды. Выхлопные трубопроводы располагались с двух сторон, была предусмотрена возможность переключения выхлопов. Это делалось во избежание задымления причала. Эта особенность стала одной из ключевых, за что «Ракету» активно покупали западные страны.

Первый во всём

«Ракета» стала пионером среди советских крылатых судов. После неё в 1964 году появились «Буревестник» и «Чайка», способные разгоняться до скорости в 90 км/ч и выше, «Метеор» — со скоростью 75–77 км/ч и «Комета» — со скоростью в 55–57 км/ч, а также катер «Вихрь» — со скоростью 50 км/ч. Даже после того, как это судно сняли с эксплуатации, «Ракету» не пустили на металлолом, а стали использовать образцы для украшения парков, пирсов и набережных. Все уникальные катеры, созданные после «Ракеты», были разработаны в одном и том же отделе — «Судна на подводных крыльях» — (СПК) при заводе «Красное Сормово», куда в 1942 году и был принят на работу создатель машин, конструктор Ростислав Алексеев.

Речные круизы не только по Волге

Её Величество королева Великобритании Елизавета II выходит из «Ракеты» после прогулки по Темзе. Фото © Национальная оборона

Через несколько лет после начала серийного производства появилась более скоростная версия речного катера. При мощности двигателя в одну тысячу лошадиных сил новая модификация «Ракеты» получила увеличенные топливные баки. Это решение позволило расширить географию применения: теперь катер мог проходить не 400, а 600 и даже 650 километров по рекам на полных баках.

Преемники «Ракеты»

«ВАЛДАЙ 45Р». Фото © АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева»

В день 65-летия «Ракеты» в Нижнем Новгороде была открыта тематическая выставка, посвящённая экспериментальному судну, и в центре внимания оказались сотрудники ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева. Они, как и их предшественники, занимаются разработкой таких машин.

На сегодняшний день в ЦКБ разработано свыше 70 проектов, построено порядка четырёх тысяч судов, из которых 1,5 тысячи куплены зарубежными компаниями и частными клиентами. В 2018 году было введено в эксплуатацию судно «Валдай». У него обширная география использования: два катера работают в Якутии, столько же  — в Ханты-Мансийске и Самаре, три  —  в Чувашской Республике. Также пять судов «Валдай» перевозят пассажиров в Нижегородской области.

Путин на катере обошёл парадную линию кораблей в Кронштадте

Фото © Shutterstock

Почему «Ракета» получилась такой быстрой?

За счёт крыльев

За счёт двигателя

Свой вариант в комментарии

Сергей Андреев

  • Статьи
  • катера
  • общественныйтранспорт
  • Наука и Технологии

Комментариев: 0

Для комментирования авторизуйтесь!

Ракета СПб — Метеор в Петергоф

Прогулки на метеоре до Петергофа

+7 (921) 364-93-36

5/5

Хочу прокатиться

Выберите свою прогулку

Ознакомьтесь с вариантами прогулки на метеоре до Петергофа и обратно. Вы можете купить любой билет заранее прямо на сайте через удобную форму бронирования.

В одну сторону

Санкт-Петербург — Петергоф

Летающие модели ракет относительно
Безопасно
и недорогой способ для студентов
изучить основы силы и
отклик
автомобиля внешним силам.
Модель ракеты подвергается
четыре силы в полете;
масса,
тяга, и
аэродинамические силы,
подъем и перетаскивание .
Существует множество различных моделей ракет. Один из первых и
простейший тип ракеты
студент сталкивается с бутылкой, или водяная ракета .
Водоракетная система состоит из двух основных частей: пусковой установки и ракеты.

На рисунке показана универсальная пусковая установка , хотя пусковые установки поставляются в
большое разнообразие форм и размеров. Лаунчер имеет базу для поддержки
ракета во время запуска. Полая пусковая труба установлена ​​перпендикулярно
к основанию и вставляется в основание ракеты
перед запуском. Пусковая труба соединена с воздушный насос по
полая фидерная линия . Насос используется для создания давления внутри
корпус трубки для обеспечения
толкать
для ракеты. Мы присоединили манометр к фидерной линии, чтобы
отображать изменение давления в системе.
Эта часть системы очень похожа на простую
ракета на сжатом воздухе.

Другой частью водоракетной системы является сама ракета .
Обычно ракету делают из 2-литровой бутылки из-под газировки.
Перед запуском бутылку наполняют некоторым количеством воды, которая действует
как «топливо» для запуска. Так как вода
примерно в 100 раз тяжелее воздуха, выбрасываемая вода создает большую тягу
чем только сжатый воздух.
Основание бутылки лишь немного больше пусковой трубы.
Когда ракета помещается в пусковую трубу,
трубка корпуса становится закрытым сосудом высокого давления.
Давление внутри трубки корпуса равно давлению, создаваемому воздушным насосом.
Ребра прикреплены к нижней части трубы корпуса, чтобы обеспечить
стабильность
Во время полета.

полет
водяной ракеты похож на полет
ракета на сжатом воздухе с одним
важное исключение. Масса бутылочной ракеты изменяется в течение
полета из-за изнурительного водяного шлейфа.
Есть
уравнения
которые были разработаны для
полная шкала
ракеты, которые объясняют эту потерю массы.
Вы можете изучить полет бутылочной ракеты с помощью
RocketModeler III
симулятор полета. Из-за популярности бутылочных ракет,
у нас есть целый раздел этого веб-сайта, посвященный
водные ракеты.


Экскурсии с гидом

  • Типы ракет:

  • Водяная ракета:


Деятельность:

Раздел для преподавателей: 6-10 классы


Сайты по теме:
Водяные ракеты
Rocket Index
Rocket Home
Руководство для начинающих Home