Поглощение корнем воды: Где в корне происходит поглощение воды и растворенных в ней веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ > Лаборатория фитоинвазий

Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма.

Вода, поглощенная корневыми волосками, проделывает сложный путь по растению. К сожалению, факторы, обеспечивающие как процесс поглощения воды корневыми волосками, так и ее перемещение, еще изучены недостаточно.

Имеется много различных теорий, объясняющих эти процессы. Согласно гидростатическим законам величина тургорного давления во всех частях клетки одинакова, поэтому всасывающая сила больше в той части, где больше осмотическое давление/

S = P — T, где S — всасывающая сила; P — осмотическое давление; T — тургорное давление.

В механизме поглощения питательных веществ корнем различают два качественно различных процесса: метаболический (активный) и неметаболический (пассивный).

Метаболическое поглощение питательных веществ связывается, в первую очередь, с дыханием клеток. Дыхание определяет существование активной поверхности цитоплазмы, скорость ее обновления, насыщенность акцепторами минеральных соединений, возможность взаимодействия с ними.

Неметаболический механизм поглощения веществ связывают с проникновением их в клетку по градиенту концентрации. Этот процесс не зависит от обмена веществ живой клетки. Основной движущей силой его признают диффузию и осмос.

Через корневые волоски вода поступает в клетки основной ткани корня. Далее через пропускные клетки — в сосуды центрального цилиндра, а затем в надземную часть растения по сосудам проводящей зоны. Сосуды корня в надземной части растения становятся сосудами стeбля. Место перехода корня в стебель несколько утолщено и называется корневой шейкой.

Урок в 7-м классе «Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные»

Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде….

02 01 2023 20:44:34

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности учащихся

Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них — метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.

01 01 2023 5:10:43

Среда обитания и внешнее строение земноводных

Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.

31 12 2022 10:56:51

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе….

30 12 2022 17:50:19

Класс Паукообразные — внешнее и внутренне строение

Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение….

29 12 2022 5:28:54

Урок-исследование «Условия прорастания семян»

Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

28 12 2022 4:54:35

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов «Наследственность и здоровье»

Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления.

27 12 2022 21:10:52

«Амфибии. Ода земноводным»

Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися.

26 12 2022 3:20:26

Урок – ученый совет «Генетика и здоровье человека»

Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.

25 12 2022 5:53:12

Индивидуальное развитие растений Биология

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало…

24 12 2022 0:29:21

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения «Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме» в 8-м классе

Решать проблемный вопрос «Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?» помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим….

23 12 2022 15:27:22

Тема урока: «Пища и культура питания»

Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах.

22 12 2022 22:43:23

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии

Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект «Виртуальный музей» решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий….

21 12 2022 20:35:52

Урок по биологии для учащихся 9-го класса по теме «Ядро»

Целью урока является закрепить знания о строении и функциях органоидов клетки, изучить строение ядра, строение и функции хромосом. Показать огромнейшее значение такого явления, как хранение и передача наследственной информации. Продолжить формирование умений работать с микроскопом, используя для изучения строение хромосом.

20 12 2022 8:21:40

Урок-конкурс «Покрытосеменные растения»

В представленной разработке предлагается в игровой форме — соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему «Покрытосеменные растения». Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии….

19 12 2022 4:58:28

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум «Решение генетических задач. Анализ и составление родословной»

Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).


18 12 2022 9:46:38

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами….

17 12 2022 7:57:40

Элективный курс: «Информационные технологии в курсе биологии»

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК.

16 12 2022 15:51:43

Урок в 7-м классе по теме: «Соседи по планете — насекомые»

Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.

15 12 2022 18:43:57

Движение живых организмов Биология

Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные….

14 12 2022 19:50:23

Урок в 10-м классе «Оплодотворение, зародышевое развитие организмов»

Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов….

13 12 2022 18:51:49

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме «Основы цитологии»

Тема «Основы цитологии» занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме «Основы цитологии»….

12 12 2022 23:35:42

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически — необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой — великая и самая необходимая задача педагога….

11 12 2022 14:53:18

Тема урока: «Гигиена дыхания». 8-й класс

Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни….

10 12 2022 3:31:52

Интеллектуальная игра в 6-х классах «Дары Старого и Нового Света»

Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. …

09 12 2022 16:12:42

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме «Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра»

Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса….

08 12 2022 8:52:59

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры….

07 12 2022 11:43:59

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению….

06 12 2022 17:18:54

Интеллектуальная экологическая игра «Лес – природное сообщество»

В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?. ..

05 12 2022 16:44:58

Урок на тему «Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги»

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека….

04 12 2022 11:43:32

Дидактический материал на уроке биологии

У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц….

03 12 2022 15:21:28

Урок биологии в 10-м классе «Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана»

По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок — лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. «Лекторы», используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.


02 12 2022 11:15:45

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра — Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария «Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка» — призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.

01 12 2022 10:43:40

Мейоз

Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза….

30 11 2022 13:10:37

Урок по теме: «Обмен веществ и энергии» в 8-м классе

Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ….

29 11 2022 10:59:44

Блок уроков по теме «Грибы»

Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме «Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии», по программе В. В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности….

28 11 2022 5:31:20

Открытое внеклассное мероприятие «Заходите до нашей хаты»

В статье представлена разработка занятия, содержащего информацию о культуре и истории Кубани.

27 11 2022 3:48:47

Интегрированный урок на тему «Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения»

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.

26 11 2022 0:29:25

Интегрированный урок (география + биология) «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в пределах Мещеры»

Данный урок способствует формированию и углублению знаний учащихся по выявлению особенностей взаимосвязи компонентов природы в пределах территории Мещеры, в том числе своей маленькой родины — д. Аксеново Гусь-Хрустального района Владимирской области, с целью установления причинно-следственных связей с позиции географов и биологов….

25 11 2022 8:12:40

Урок биологии по теме «Строение и работа сердца»

Цель урока — выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями….

24 11 2022 15:21:48

Строение и функции кожи. 8-й класс

Данный урок (2-й по теме «Кожа») содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент….

23 11 2022 16:47:53

Внеклассное мероприятие по биологии «Хакасия заповедная»

Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике «Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем.

22 11 2022 18:13:13

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А. Н. Леонтьева, должен «прожить обучение», то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению….

21 11 2022 9:43:55

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником….

20 11 2022 3:54:45

Урок природоведения по теме «Климат, погода». 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися….

19 11 2022 21:56:11

Методическая тема: «Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы»

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы — оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации.
И, несомненно, главное из этих средств — умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между
собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность.

18 11 2022 8:33:47

Классификация цветковых растений. 6-й класс

Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках….

17 11 2022 7:47:51

Обобщающий урок биологии в 9-м классе по теме «Эволюционное учение»

Тема «Эволюционное учение» объемна и довольно сложна для понимания. Нам представляется важным проведение урока, цель которого — повторение, систематизация, обобщение знаний по теме. Оценка на данном уроке не обязательна, главное — самооценка учащихся, их подготовка к контрольной или проверочной работе.


16 11 2022 19:55:39

Информационные технологии на уроках биологии

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

15 11 2022 0:47:59

Задачи по теме «Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом»

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.

14 11 2022 3:46:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РАСТЕНИЙ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Г. А. Дмитриева

ВО́ДНЫЙ РЕЖИ́М РАСТЕ́НИЙ (вод­ный об­мен рас­те­ний), со­во­куп­ность тес­но свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой про­цес­сов по­гло­ще­ния, пе­ре­дви­же­ния и вы­де­ле­ния во­ды. Бла­го­да­ря В. р. р. клет­ки и тка­ни со­дер­жат ко­ли­че­ст­во во­ды, не­об­хо­ди­мое для под­дер­жа­ния всех про­цес­сов жиз­недея­тель­но­сти (фо­то­син­те­за, ды­ха­ния, рос­та, раз­ви­тия и др.). На­сы­щен­ность кле­ток во­дой при­да­ёт тка­ням уп­ру­гость (тур­гор) и по­мо­га­ет ори­ен­та­ции ор­га­нов в про­стран­ст­ве. Во­да со­став­ля­ет 80–95% мас­сы рас­те­ния, но лишь не­зна­чит. её ко­ли­че­ст­во об­ра­зу­ет­ся в са­мих клет­ках, напр. при ды­ха­нии. Осн. мас­са во­ды по­сту­па­ет из поч­вы в ко­рень че­рез по­кры­ваю­щую его од­но­слой­ную ткань – эпи­бле­му. В клет­ки рас­те­ния во­да по­сту­па­ет под дей­ст­ви­ем ос­мо­тич. сил, в ре­зуль­та­те на­бу­ха­ния био­по­ли­ме­ров и че­рез спец. вод­ные ка­на­лы (см. Ак­ва­по­рины). По­пав в клет­ки эпи­бле­мы, во­да да­лее дви­жет­ся по кор­ню, пе­ре­хо­дит в тка­ни стеб­ля и ли­стья. Дос­тиг­нув по­след­них, мень­шая часть во­ды ис­поль­зу­ет­ся на рост и ме­та­бо­лизм кле­ток ли­сть­ев, а бо́льшая (до 90%) вы­де­ля­ет­ся в ви­де па­ра (транс­пи­ра­ция) или жид­ко­сти (гут­та­ция). В тка­нях ор­га­на (ближ­ний транс­порт) во­да пе­ре­дви­га­ет­ся по сим­пла­сту (со­во­куп­ность про­то­пла­стов, со­еди­нён­ных ци­то­плаз­ма­тич. ка­на­ла­ми – плаз­мо­дес­ма­ми) и апо­пла­сту (со­во­куп­ность кле­точ­ных сте­нок, меж­клет­ни­ков и со­су­дов), а ме­ж­ду ор­га­на­ми (даль­ний транс­порт) – по про­во­дя­щим тка­ням. При вод­ном де­фи­ци­те она пе­ре­дви­га­ет­ся пре­им. по сим­пла­сту.

По­сту­п­ле­ние, на­прав­ле­ние транс­пор­та и вы­де­ле­ние во­ды за­ви­сят от гра­диен­та вод­но­го по­тен­циа­ла в сис­те­мах «поч­ва – рас­те­ние», «рас­те­ние – ат­мо­сфе­ра» и др. Вод­ный по­тен­ци­ал, вы­ра­жае­мый в тех же еди­ни­цах, что и дав­ление, за­ви­сит от кон­цен­тра­ции ве­ществ в клет­ках; в верх­ней час­ти рас­те­ний он ни­же, чем у ос­но­ва­ния. Во­да все­гда дви­жет­ся в сто­ро­ну бо­лее низ­ко­го вод­но­го по­тен­циа­ла. Воз­ник­но­ве­ние гра­ди­ен­та вод­но­го по­тен­циа­ла в рас­те­нии свя­за­но с ак­тив­ным по­гло­ще­ни­ем со­лей клет­ка­ми эпи­бле­мы, их пе­ре­дви­же­ни­ем в ра­ди­аль­ном на­прав­ле­нии по кор­ню и по­сту­п­ле­ни­ем в со­су­ды; важ­ная роль в его под­дер­жа­нии при­над­ле­жит транс­пи­ра­ции. Уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции со­лей по­ни­жа­ет вод­ный по­тен­ци­ал в со­су­дах. Про­дол­жаю­щее­ся вы­де­ле­ние во­ды из кле­ток кор­ня в со­су­ды ещё боль­ше по­ни­жа­ет вод­ный по­тен­ци­ал, соз­да­вая тем са­мым ус­ло­вия для по­сту­п­ле­ния в ко­рень сле­дую­щей её пор­ции. Ак­тив­ное по­гло­ще­ние и транс­порт ве­ществ свя­за­ны с ра­бо­той мем­бран­ных транс­порт­ных бел­ков. В про­цес­сах вы­де­ле­ния и пе­ре­дви­же­ния во­ды мо­гут уча­ст­во­вать со­кра­ти­тель­ные бел­ки кле­ток. Си­ла, воз­ни­ка­ю­щая бла­го­да­ря ак­тив­но­му по­гло­ще­нию со­лей клет­ка­ми кор­ня и под­ни­маю­щая вверх во­ду вме­сте с рас­тво­рён­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, на­зы­ва­ет­ся кор­не­вым дав­ле­ни­ем.

Ин­тен­сив­ное ис­па­ре­ние во­ды в ли­сть­ях так­же при­во­дит к по­ни­же­нию вод­но­го по­тен­циа­ла в их клет­ках и по­сту­п­ле­нию в них во­ды из стеб­ля и кор­ня. Дви­же­ние во­ды по рас­те­нию, вы­зван­ное транс­пи­ра­ци­ей, на­зы­ва­ет­ся транс­пи­ра­ци­он­ным то­ком. Бла­го­да­ря со­во­куп­но­сти сил кор­не­во­го дав­ле­ния, сце­п­ле­ния (ко­ге­зии) ме­ж­ду мо­ле­ку­ла­ми во­ды и транс­пи­ра­ции во­да мо­жет под­ни­мать­ся вверх по рас­те­нию на де­сят­ки мет­ров (у дре­вес­ных по­род боль­шую роль в этом про­цес­се иг­ра­ют жи­вые клет­ки ство­ла). Ско­рость транс­пор­та во­ды осо­бен­но ве­ли­ка днём. У хвой­ных по­род она обыч­но рав­ня­ет­ся 0,5–1,2 м/ч, а у ли­ст­вен­ных (напр., у ду­ба) – 27–40 м/ч. Из-за транс­пи­ра­ции рас­те­ния рас­хо­ду­ют ог­ром­ные ко­ли­че­ст­ва во­ды. За ве­ге­та­ци­он­ный пе­ри­од од­но рас­те­ние ку­ку­ру­зы ис­па­ря­ет 200–250 л во­ды, а 35-лет­няя яб­ло­ня – до 26 т. Со­от­но­ше­ние ме­ж­ду по­сту­п­ле­ни­ем и рас­хо­до­ва­ни­ем во­ды на­зы­ва­ют вод­ным ба­лан­сом. В уме­рен­но влаж­ные и не слиш­ком жар­кие дни транс­пи­ра­ция хо­ро­шо со­гла­со­ва­на с по­сту­п­ле­ни­ем во­ды, овод­нён­ность тка­ней до­воль­но по­сто­ян­на. В жар­кие лет­ние дни рас­ход во­ды на транс­пи­ра­цию пре­вы­ша­ет её по­сту­п­ле­ние, воз­ни­ка­ет вод­ный де­фи­цит, ко­то­рый мо­жет при­вес­ти к увя­да­нию рас­те­ния. В. р. р. за­ви­сит от темп-ры и влаж­но­сти воз­ду­ха, вод­но-воз­душ­но­го ре­жи­ма и за­со­лён­но­сти поч­вы, ос­ве­щён­но­сти, на­ли­чия вет­ра, вне­се­ния удоб­ре­ний, а так­же от пло­ща­ди и строе­ния ли­сть­ев, раз­ме­ра кор­не­вой сис­те­мы. Са­мая час­тая при­чи­на на­ру­ше­ния В. р. р. – за­су­ха.

По спо­соб­но­сти ре­гу­ли­ро­вать вод­ный ре­жим рас­те­ния де­лят на пой­ки­ло­гид­ри­че­ские (поч­вен­ные во­до­рос­ли, ли­шай­ни­ки, мхи, па­по­рот­ни­ки и не­ко­то­рые по­кры­то­се­мен­ные), ко­то­рые са­ми не мо­гут ре­гу­ли­ро­вать свой во­до­об­мен, и го­мой­о­гид­ри­че­ские (боль­шин­ст­во по­кры­то­се­мен­ных), спо­соб­ные его ре­гу­ли­ро­вать. По адап­та­ци­он­ным спо­соб­но­стям, свя­зан­ным с ре­гу­ля­ци­ей вод­но­го ре­жи­ма в кон­крет­ных ус­ло­ви­ях оби­та­ния, рас­те­ния от­но­сят к раз­ным эко­ло­гич. груп­пам. Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны сре­ди них ме­зо­фи­ты, про­из­ра­стаю­щие в ус­ло­ви­ях уме­рен­ной влаж­но­сти (боль­шин­ст­во куль­тур­ных рас­те­ний). См. так­же Гиг­ро­фи­ты, Гид­ро­фи­ты, Ксе­ро­фи­ты.

Поглощение воды растениями — определение, типы и механизм

Поглощение воды растениями является жизненно важным процессом, важным для роста растений и других метаболических процессов. Поглощение воды у низших растений происходит путем осмоса через все растительное тело . У высших растений механизм поглощения воды осуществляется через корневых волосков .

Растения в основном поглощают воду из почвы к капиллярное действие . В почве содержится пять типов воды, а именно вода взлетно-посадочной полосы, гравитационная вода, гигроскопическая вода, химически связанная вода и капиллярная вода. Среди сбежавших, гравитационных, гигроскопических, химически связанных вод для растений полезна только капиллярная вода.

Есть некоторые эпифитные растения, которые растут на субстрате, подобно камню и почве, в то время как другие растения поглощают воду своими воздушными корнями . Общее содержание воды в почве называется Холард . Содержание воды, потребляемой растением, называется чесордом. Вода, не потребленная растением, называется echard .

Содержание: Поглощение воды растениями

  1. Определение
  2. История
  3. Типы поглощения воды растениями
  4. Роль корневых волосков в водопоглощении
  5. Механизм поглощения воды растениями
  6. Факторы, влияющие на поглощение воды растениями
  7. Заключение

Определение

Поглощение воды растениями — это биологический процесс, при котором растения поглощают капиллярную воду из почвы в корневую ксилему через корневых волосков во время различных процессов растений, таких как дыхание, транспирация и осмос. Водоснабжение является важным фактором, который прямо или косвенно влияет на всю деятельность растений, такую ​​как фотосинтез, внутренний водный баланс и т. д.

Потеря воды растениями может привести к потере или тургору, увяданию листьев, закрытию устьиц, снижению фотосинтетической активности и дезорганизации протоплазмы. В растениях поглощенная вода обычно существует в двух фазах, а именно в апопластной и симпластной воде. Апопластная вода находится в компонентах клеточной стенки и ксилемы, тогда как симпластная вода остается в клеточном протопласте.

История
  • Впервые два типа водопоглощения (активное и пассивное водопоглощение) были введены ученым по имени Реннер в 1912-1915 гг.
  • После типов поглощения воды были введены две теории, чтобы узнать больше о концепции активного поглощения воды.
  • Осмотическая теория была дана двумя учеными Атксином и Пристли .
  • Неосмотическая теория была дана Беннетом , Clark и Thimann в 1951 году.

Типы поглощения воды растениями

Растения обычно поглощают воду следующими двумя способами:

  1. Активное поглощение воды
  2. Пассивное водопоглощение
Активное поглощение воды

Этот тип поглощения воды требует затрат метаболической энергии клетками корней для осуществления метаболической активности, такой как дыхание. Активное поглощение в растении происходит двумя путями, а именно осмотическое и неосмотическое поглощение воды.

  1. Осмотическое активное поглощение воды : В этом типе поглощение воды происходит посредством осмоса, когда вода перемещается в ксилему корня по градиенту концентрации корневой клетки. Осмотическое движение обусловлено высокой концентрацией растворенного вещества в клеточном соке и низкой концентрацией в окружающей почве.
  2. Активное неосмотическое поглощение воды : Здесь поглощение воды происходит, когда вода поступает в клетку из почвы против градиента концентрации в клетке. Это требует затрат метаболической энергии в процессе дыхания. Следовательно, по мере увеличения частоты дыхания скорость поглощения воды также будет увеличиваться. Ауксин является гормоном, регулирующим рост, который увеличивает скорость дыхания растений, что, в свою очередь, также увеличивает скорость поглощения воды.
Пассивное поглощение воды

Этот тип поглощения воды не требует использования метаболической энергии. Поглощение происходит за счет метаболической активности, такой как транспирация. Пассивное поглощение — это тип, при котором поглощение воды происходит за счет транспирации. Это создает напряжение или силу, которая помогает движению воды вверх в сок ксилемы. Чем выше скорость транспирации, тем выше поглощение воды.

Роль корневых волосков в водопоглощении

Корень содержит некоторые трубчатые, похожие на волоски и одноклеточные структуры, называемые корневыми волосками . В корневой системе область, из которой выступают корневые волоски, называется зоной корневых волосков . Зона корневых волосков является единственной областью, которая участвует в водопоглощении. Зона корневых волос является водопроницаемой областью. Корневые волоски представляют собой выросты, возникающие из эпидермального слоя, называемого волосяным слоем .

Клеточная стенка корневого волоска состоит из двухслойной мембраны. Пектин присутствует во внешнем слое, а целлюлоза — во внутреннем слое клеточной стенки. Под клеточной стенкой находится избирательно проницаемая цитоплазматическая мембрана . Клеточная или цитоплазматическая мембрана позволяет определенным веществам проходить через градиент клеточной концентрации.

Корневые клетки, ядро ​​и вакуоль или клеточный сок находятся внутри цитоплазматической мембраны. Почвенные агрегаты содержат мелкие капельки воды, уносимые корневыми волосками в корневую ксилему по разным механизмам, из которых наиболее распространенным является осмос.

Механизм поглощения воды растениями

Движение воды из почвы в ксилему корня происходит через следующие стадии:

  1. На первом этапе корневые волоски растения будут поглощать воду из окружающей почвы посредством процесса осмоса. Почва имеет более высокую концентрацию воды, чем клеточный сок. Следовательно, вода будет переходить от высокой концентрации к низкой после осмоса через цитоплазматическую мембрану корневых волосков.
  2. После попадания в корневые волоски вода будет пересекать эпидермис или волосяной слой корневой системы.
  3. Затем вода переместится из эпидермиса в кору корня .
  4. Из коры корня вода будет проходить через эндодерму , состоящую из суберических и пассивных клеток. Дальнейшему движению воды способствуют пассивные клетки.
  5. Затем вода перемещается из перицикла в корневую ксилему, т.е. периксилему и метаксилему. Вода будет храниться в корневой системе ксилемы, которая может быть использована организмом растения для выполнения различных метаболических действий и для его роста.

Факторы, влияющие

Существует два вида факторов, прямо или косвенно влияющих на активность водопоглощения.

Внешние факторы: Сюда входят внешние факторы или факторы окружающей среды, такие как:

  • Почвенная вода : Почва содержит пять различных типов воды, из которых капиллярная вода полезна для биологической активности растения.
  • Концентрация почвенного раствора : Концентрация почвы должна быть меньше. Если имеется высокая концентрация почвы, то она будет называться физиологически сухой почвой. Высококонцентрированная или сухая почва затрудняет поглощение воды.
  • Почвенный воздух : Между частицами почвы должно быть пространство для надлежащей подачи воздуха. Если количество кислорода меньше, то количество углекислого газа будет больше, что приводит к анаэробному дыханию.
  • Температура почвы : Оптимальная температура 20-35 градусов Цельсия.

Внутренние факторы : включает метаболическую активность, такую ​​как дыхание , транскрипция и количество корневых волосков , которые напрямую влияют на скорость поглощения воды.

Заключение

Таким образом, поглощение воды в растениях происходит через корневые волоски, которые переносят воду, находящуюся в почве, и образуют зону, называемую зоной корневых волосков. Корневые волоски поглощают воду через свою стенку, которая по своей природе является водолюбивой «гидрофильной». Следовательно, высокая проницаемость корневых волосков для воды будет способствовать поглощению воды посредством осмоса или транспирации.

Рабочий лист: Водопоглощение и корневые волоски

Начало практики

В этом рабочем листе мы будем практиковаться в определении слоев корня растения и описании роли корневых волосков в поглощении воды и минеральных солей из почвы.

Q1:

Структура растения способствует процессу фотосинтеза.

Заполните пропуск: Растения часто делятся на две системы: .

  • Система ствола и система листьев
  • Bкорневая система и побеговая система
  • Система листьев и корневая система

Q2:

Для фотосинтеза растениям необходимы солнечный свет, вода и углекислый газ. Им также необходимо небольшое количество элементов, таких как фосфор, магний и цинк.

Что из следующего не верно в отношении этих элементов?

  • AОни поглощаются растениями через корневые волоски.
  • BВсасываются через листья растений.
  • CОни важны для роста растений.

Q3:

Заполните пропуск: Вода и минеральные соли транспортируются от корней к остальным частям растения через .

  • Листья
  • Шток
  • Корневые волоски

Q4:

На изображении ниже показано поперечное сечение корня растения.

Какой слой находится между слоями эпидермиса и эндодермы?

  • AКорковый слой
  • BКсилемный слой
  • C Пробковый слой

Q5:

Ниже показано поперечное сечение корня растения.

Что из перечисленного является слоем, поглощающим воду и минеральные соли?

  • A Слой эндодермы
  • B Слой эпидермиса
  • CКорковый слой

Q6:

Корневые волоски отходят от слоя корня растения. Клетка корневого волоска имеет большую часть, содержащую солевой раствор.

  • Эндодерма, вакуоль
  • Bpith, клеточная стенка
  • Головной мозг, вакуоль
  • Dcortex, клеточная стенка

Q7:

Вот таблица утверждений о корневых волосках.

Номер выписки 1 2 3 4
Заявление Корневые волоски поглощают воду из почвы. Корневые волоски отходят от эндодермы корня растения. Корневые волоски поглощают углекислый газ из почвы для фотосинтеза. Корневые волоски поглощают минеральные вещества из почвы.

Утверждение 1 верно или неверно?

  • AFЛожь
  • BИстинно

Q8:

Какой слой корня является тонким слоем, через который корневые волоски поглощают воду и минеральные соли?

  • AЭнтодерма
  • BСтержень
  • CКора
  • DКсилема
  • EЭпидермис

Q9:

Структуру предприятия можно разделить на две системы.