Опыты свойства воды: «Вода и её свойства» | Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа):

Содержание

Опыты с водой для детей. Подборка из 15 экспериментов для дома или детского садика

Изучение физических и химических явлений кажется сложным и нудным процессом? Покажите ребёнку, что наука может быть весёлой. В этой статье Академия любознательности предлагает 15 увлекательных опытов с водой. Вам не потребуется сложный реквизит и долгая подготовка. Все эксперименты можно проводить в домашних условиях из подручных материалов.

Аудио-версия статьи «15 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ» Тег audio не поддерживается вашим браузером. Скачать. СЦЕНАРИЙ «15 САМЫХ ИНТЕРЕСНЫХ ОПЫТОВ С ВОДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Содержание

1. Какой цвет получится, если смешать основные цвета?

2. Капиллярный эффект. Превращаем зубочистки в звёздочки

3. Вода не вытекает из перевернутой бутылки

4. Опыт с бутылкой воды и мячиком для пингпонга

5. Перевернутый стакан с водой

6. Лавовая лампа

7. Как опустить бумагу на дно, не замочив её

8. Изучаем давление. Почему вода в стакане поднимается

9. Смешиваем холодную и горячую воду

10. Опыт с окрашиванием ромашки

11. Дырявый пакет

12. Спичечные бега

13. Радужная вода

14. Сломанный карандаш. Опыт с преломлением света

15. Изучаем плавучесть тела

Дети тянутся к познанию окружающего мира с рождения. Им интересно делать открытия, проверять всё опытным путём. Задача родителей – поддерживать увлечения, но не скучными уроками и лекциями, а занимательными экспериментами.

С одной только водой можно проводить самые разные увлекательные опыты. На её примере можно изучать действие поверхностного натяжения и силу атмосферного давления, наблюдать за смешиванием цветов и капиллярным эффектом. До начала экспериментов советуем накрыть стол непромокаемой скатертью или поставить поднос. Теперь можно приступать.

1. Какой цвет получится, если смешать основные цвета?

Это весёлый эксперимент по смешиванию цветов. Проведите его и изучите, как образуется чёрный цвет. При каких условиях он получается? Когда поглощает все цвета видимого цвета. Предлагаем смешать 3 основных цвета и посмотреть, что случится.

Нам понадобится:

  • 4 пластиковых стакана (3 маленьких и 1 большой).
  • 3 коктейльных трубочки.
  • Ножницы.
  • 9 бумажных стаканов.
  • Красители (жёлтый, красный и синий).
  • Вода.

1. Посередине стакана делаем небольшое отверстие. Вставляем в него короткую часть трубочки и подгибаем её ко дну. Длинную часть немного подрезаем. Так нужно сделать во всех трёх маленьких стаканчиках.

2. Строим «лестницу» из бумажных стаканов, прикладывая их друг к другу: сначала 2 стакана, затем 3 и 4. Сверху ставим пластиковые стаканчики с трубочками. Внизу располагаем большой пластиковый стакан.

3. Смешиваем воду с красителями. Должно получиться 3 ёмкости с красной, жёлтой и синей водой.

4. В нижний маленький стаканчик вливаем красную воду. Он должен быть заполнен примерно на четверть. В стакан повыше на треть наливаем синюю воду. В самый верхний стакан – жёлтую. Заполняем его больше, чем наполовину.

5. Смотрим, что будет происходить. Вся вода из маленьких стаканчиков постепенно перельётся по трубочкам в большой стакан. В нём получится чёрный цвет. Для этого нам не понадобилось смешивать все цвета радуги, так как они тоже получаются путём смешивания основных цветов.

2. Капиллярный эффект. Превращаем зубочистки в звёздочки

Для эксперимента возьмите:

  • Зубочистки.
  • Воду.
  • Шприц.

1. Возьмите 5 зубочисток, аккуратно согните их пополам и разложите в виде снежинок.

2. Наберите воду в шприц и накапайте в центр фигуры.

3. Наблюдайте за процессом. Снежинки постепенно будут превращаться в звёздочки.

Почему так происходит? Дерево впитывает воду. Капельки проникают всё глубже по капиллярам. Когда они полностью заполняют зубочистку, её волокна начинают распрямляться. Получаются вот такие звёздочки.

3. Вода не вытекает из перевернутой бутылки.

Опыт с давлением воздуха и поверхностным натяжением воды

Как думаете, если бутылку накрыть марлей вместо крышки и перевернуть её, вода вытечет? Этот эксперимент покажет нам, что нет. Всё дело в поверхностном натяжении, когда вода заполняет все дырочки в марле и удерживает тем самым воду. На опыт так же влияет давление воздуха. Внутри бутылки оно ниже, нежели снаружи.

Приготовьте:

  • Марлю.
  • Бутылку воды.
  • Резинку.

1. Отрежьте небольшой кусочек марли и накройте им бутылку с водой. Закрепите с помощью резинки.

2. Прикройте горлышко рукой и аккуратно переверните бутылку. Уберите ладонь. Вы увидите, что вода не выливается.

3. Можно проверить, что ничего, кроме поверхностного натяжения, не мешает вытекать воде. Просуньте сквозь марлю зубочистки. Они спокойно пройдут в бутылку.

4. Переверните бутылку обратно и влейте в неё через марлю ещё немного воды. Натяжения нет, а значит, вода свободно проникает в бутылку.

4.

Опыт с бутылкой воды и мячиком для пингпонга

В этом эксперименте мы так же попробуем перевернуть бутылку с водой таким образом, чтобы она не вылилась. На этот раз вместо марли будем использовать мячик для пингпонга.

Что потребуется:

  • Бутылка воды.
  • Мячик для пингпонга.

1. Налейте полную бутылку воды. Сверху плотно положите мячик для пингпонга.

2. Резко переверните бутылку – мячик останется на месте, и вода не выльется. Можно даже немного потрясти. Мячик будет сидеть крепко, как крышка.

Как это объяснить? Когда мы плотно прикрываем шариком горлышко бутылки, вся лишняя вода выталкивается. Если бутылку резко перевернуть, то оставшаяся вода не будет выливаться. Всё дело в давлении. Атмосферное давление на мячик сравнивается с давлением внутри бутылки, в результате чего получается эффект, будто шарик приклеился к горлышку. Здесь играет роль и поверхностное натяжение, как в предыдущем эксперименте. Молекулы воды притягиваются друг к другу и прикрывают щёлочки между мячом и горловиной.

5. Перевернутый стакан с водой

Для эксперимента нужно:

  • Стакан воды, наполненный примерно на 2/3.
  • Картон.

1. Прикройте стакан воды кусочком картона и переверните его.

2. Опустите руку, вы увидите, что вода будет оставаться в стакане, а картон будто приклеится.

Почему так происходит? Воду в стакане удерживает давление воздуха. Снаружи оно выше, чем внутри. Таким образом, кусочек картона приклеивается к стакану, и вода не может вытечь. Такой же эксперимент можно повторить и с пластиковой карточкой.

6. Лавовая лампа

Предлагаем сделать волшебную лавовую лампу.

Понадобится:

  • Прозрачная бутылка, банка или графин.
  • Вода.
  • Растительное масло.
  • Пищевой краситель.
  • Несколько таблеток аспирина.
  • Фонарь.

1. Влейте воду в графин примерно на 1/3. Подкрасьте её.

2. Сверху добавьте подсолнечное масло. Плотность масла меньше, чем воды, поэтому оно останется на поверхности и не станет смешиваться с водой.

3. Добавьте в графин с жидкостями несколько таблеток аспирина. Или любых других шипучих таблеток. Они начнут выделять углекислый газ. Понаблюдайте за химической реакцией, она очень красивая и завораживающая. Цветная подкрашенная вода поднимается и, не смешиваясь с маслом, вновь опускается.

4. Особенно интересно наблюдать за процессом в темноте. Погасите свет и подсветите графин фонариком. У нас получится настоящая лавовая лампа.

Подобный эксперимент можно проделать в обычной пластиковой бутылке. Добавьте в неё подкрашенную воду и растительное масло, плотно закройте крышкой и хорошо потрясите. Сначала будет казаться, что вода смешалась с маслом, но это не так. Постепенно молекулы начнут отделяться друг от друга. Из этого эксперимента можно сделать ещё один вывод: вода и масло никогда не смешиваются.

7. Как опустить бумагу на дно, не замочив её

Для эксперимента нужно:

  • Стакан.
  • Кусочек бумаги.
  • Ёмкость с водой.

1. Возьмите лист бумаги, сверните его и положите на дно стакана так, чтобы он не падал вниз при переворачивании.

2. Налейте воду в ёмкость. Лучше, если она будет прозрачной, так можно будет наблюдать за ходом эксперимента.

3. Переверните стакан и опустите его на дно ёмкости с водой. Удивительно, но бумага не намокнет. Всё дело в том, что в стакане, кроме листка бумаги, есть ещё и воздух. Именно он не даёт воде пробраться ко дну стакана.

8. Изучаем давление. Почему вода в стакане поднимается

Для опыта пригодится:

  • Чашка с высокими краями.
  • Прозрачный стакан.
  • Пластилин.
  • Спички или свеча.
  • Вода.

1. Влейте воду в тарелку. Для наглядности воду можно подкрасить.

2. Возьмите спички или свечи и прикрепите их к куску пластилина. Поставьте конструкцию в центр тарелки.

3. Подожгите спички – это дело лучше поручить взрослым, а затем аккуратно прикройте их стаканом, предварительно подержав его над огнём несколько секунд, чтобы он немного нагрелся.

4. Наблюдайте за процессом. Вода постепенно начнёт подниматься в стакане.

Почему стакан засасывает воду? Всё дело в том, что когда воздух в стакане нагревается, он увеличивается в объёме и часть воды из-под стакана вытесняется. Когда мы накрываем огонь стаканом, кислород постепенно заканчивается. Без кислорода огонь гаснет, и воздух в стакане потихоньку остывает, а значит, становится меньше в объёме. Внешнее атмосферное давление увеличивается и поднимает воду в стакане.

9. Смешиваем холодную и горячую воду. Эксперимент со скоростью движения молекул и плотностью воды

Этот опыт наглядно покажет нам, как быстро перемещаются молекулы воды и от чего зависит их скорость.

Возьмём:

  • 4 стакана.
  • Воду.
  • 2 красителя.
  • 2 старые банковские или скидочные карточки без рельефов.

1. Заполняем стаканы водой. В первые два стакана вливаем холодную воду, в другие два – горячую.

2. Холодную воду окрашиваем в один цвет, горячую – в другой.

3. Накрываем карточкой один стакан с холодной водой и один стакан с горячей водой.

4. Берём закрытый карточкой стакан с горячей водой, переворачиваем его и аккуратно ставим сверху стакана с холодной водой. Карточку вынимаем. Наблюдаем за процессом – вода не смешивается.

5. А теперь делаем наоборот. Берём закрытый карточкой стакан с холодной водой, переворачиваем и ставим на стакан с горячей водой. Видим, как вода начинает смешиваться.

Как это объяснить? Холодная вода имеет более высокую плотность, чем горячая. Поэтому, когда горячая вода оказывается сверху, она не стремится вниз, а остаётся наверху. Когда же мы ставим наверх стакан с холодной водой, то она опускается. Но обратите внимание, что краситель смешивается с разной скоростью. Молекулы воды в тепле движутся быстрее, чем в холоде.

10. Опыт с окрашиванием ромашки

Для этого эксперимента подойдёт не только ромашка, но и листы пекинской капусты и любые другие белые цветы, к примеру, тюльпаны или гвоздики.

Так же пригодится:

  • 3 стакана воды.
  • Жидкие натуральные красители.

1. Подкрасьте воду в стаканах разными цветами. Для опыта лучше берите жидкие красители. Гуашь, акварель или сухие краски в таблетках не подойдут.

2. Вставьте цветы в стаканы и наблюдайте. В течение часа можно увидеть, как ромашки начинают окрашиваться. А в течение двух часов цвет станет ещё более насыщенным.

3. Если проводите эксперимент с пекинской капустой, то можно поэкспериментировать и подрезать лист снизу на две части. Первую часть опустить в один стакан, вторую – в другой. Что произойдёт? Лист начнёт окрашиваться с двух сторон.

Какой вывод можно сделать? Вода проникает в растения и постепенно полностью заполняет все их капилляры.

11. Дырявый пакет

Возьмите:

  • Полиэтиленовый пакет.
  • Воду.
  • Карандаши.

1. Заполните пакет водой примерно наполовину.

2. Воткните в него карандаши.

Что произойдёт? Вода останется в пакете и не будет выливаться через отверстия. Это объясняется тем, что когда пакет разрывается, его молекулы начинают притягиваться обратно друг к другу. В нашем случае, они обволакивают карандаши и не дают воде проникнуть в щели.

12. Спичечные бега

Для опыта понадобится:

  • Тарелка.
  • Вода.
  • Спички.
  • Кусочек сахара.
  • Кусочек мыла.

1. Налейте в тарелку немного воды. Опустите в неё несколько спичек так, чтобы они плавали рядом. Понаблюдайте – ничего не происходит.

2. Затем на середину тарелки положите кусочек мыла, либо капните жидкого моющего средства. Спички тут же отплывут к краю.

Что случилось? Молекулы воды притягиваются друг к другу. Из-за этого на поверхности появляется тоненькая плёнка. На ней и лежат спички. Мыло это плёночку разрывает, поэтому спички начинают разбегаться.

3. Повторим опыт, но на этот раз с кусочком сахара. Расположите спички на воде подальше друг от друга и положите на середину рафинад.

4. Спички начнут потихоньку сближаться. Всё из-за того, что вода начнёт впитываться в сахар и возникнет движение.

13. Радужная вода

Для эксперимента пригодится:

  • Несколько маленьких стаканов – зависит от того, из скольких цветов вы хотите сделать радугу.
  • Один большой прозрачный стакан.
  • Вода.
  • Сахар.
  • Краски.
  • Кисточка.
  • Шприц.

1. Поставьте маленькие стаканы в ряд. Добавьте в них сахар, но в разном количестве. В первый стакан ничего не кладите, во второй – одну ложку, в третий – две.

2. Во все маленькие стаканы влейте тёплую воду и перемешайте с сахаром.

3. Каждый стакан с водой раскрасьте в свой цвет.

4. Возьмите шприц и набирайте в него воду из стаканов. Сначала наберите оттуда, где нет сахара, и влейте в большой стакан. Затем оттуда, где одна ложка, потом две и так далее. В большой стакан вливайте воду аккуратно.

5. У вас получится несколько разноцветных слоёв воды, которые не смешиваются.

Секрет в том, что сахар увеличивает плотность воды, она становится тяжелей и оседает на дне.

14. Сломанный карандаш. Опыт с преломлением света

Этот опыт наглядно объяснит ребёнку, что такое преломление света. Через вещества разной плотности свет проходит с разной скоростью. Понаблюдаем за этим процессом, используя воду.

Нам понадобится:

  • Стакан воды.
  • Карандаш.

1. Налейте полстакана воды.

2. Возьмите карандаш и погрузите его наполовину в воду. Держите его вертикально у задней части стакана.

3. Наблюдайте, что произойдёт.

Появится эффект преломления света, из-за чего будет казаться, будто карандаш сломался пополам. Часть карандаша, находящаяся под водой сместится относительно той части, которая выходит наружу.

Как это объяснить? Свет идёт по прямой линии, но когда на его пути появляется вещество с другой плотностью, его направление изменяется, то есть преломляется. Так и с карандашом. Свет, который проходит через воздух, кажется в одном месте, а тот, которых проходит через воду – в другом.

Оптические свойства воды можно изучить и на примере яйца.  

Возьмите два одинаковых по размеру куриных яйца. Одно опустите в стакан с водой, другое положите рядом. Обратите внимание на их размеры теперь. Яйцо в воде будет казаться значительно больше того, что лежит снаружи.

15. Изучаем плавучесть тела

Что такое плавучесть? Это свойство предметов удерживаться на поверхности воды. Этот эксперимент поможет нам выяснить, от чего именно она зависит. Если от тяжести, то почему тогда корабли не тонут? Может, дело в другом? Это мы и выясним.

Для опыта понадобится:

  • Ёмкость с водой.
  • Пластилин.

1. Сначала из пластилина скатаем шарик и опустим его в воду. Что произойдёт? Шарик утонет.

2. Достанем шарик из воды, разомнём его и сделаем лепёшку, слегка приподняв края. Опустим его в воду. На этот раз лепёшка будет плавать.

Делаем вывод: один и тот же кусок пластилина может, и тонуть, и плавать. Его плавучесть зависит не от веса, а от формы. Лепёшка вытесняет больше воды, а значит, с большей силой выталкивается наверх. А погружной объём у шарика меньше, соответственно, и выталкивающая сила будет слабее.

Дополнительно в дело вступает плотность предметов. На поверхности воды может удерживаться только тот предмет, плотность которого меньше. У лепёшки образовалось больше пустот, нежели в сжатом шарике, благодаря им она и удерживалась на плаву. Кстати, внутри корпуса корабля тоже делают специальные воздушные прослойки, это и помогает ему плавать.

Покажите детям, что даже чудесам всегда есть объяснение, физическое или химическое! Используйте для занятий веселые и любопытные опыты, развивайте детей через увлекательную науку.

Перейдите на сайт наших партнеров и создателей «Нескучной Лаборатории» и подберите для занятий тематический сборник опытов для детей.

  • На сайте уже более 10 пособий с опытами на разные темы, включая игры и квесты.
  • В них собраны идеи готовых занятий с детьми от 4 до 10 лет из подручных материалов.
  • К каждому опыту есть подробное описание и научное объяснение простыми словами для детей.
  • Материалы можно распечатать или скачать, чтобы использовать с любого устройства.

Наука – это весело!

Такие наглядные эксперименты помогут ребёнку понять основные физические явления. Но не торопитесь делать выводы после опыта, сначала поинтересуйтесь у юного Эйнштейна, какие версии есть у него. Почему всё происходит так, а не иначе? Весёлых вам открытий!

Простые опыты с водой для детей 4, 5, 6 лет в домашних условиях – Жили-Были

Ребенок растет, и если раньше мы в первую очередь были озабочены тем, как развивать мелкую моторику и речь, то после 4 лет появляются совсем другие приоритеты – теперь мы спешим в интересной форме преподнести ребенку информацию об окружающем мире, о физических свойствах вещей, явлениях и процессах. Да, конечно, учить ребенка читать, считать, играть в логические игры в этом возрасте не менее важно, но это тема отдельных статей Здесь же давайте разберемся с тем, как найти ответы на все те бесконечные «Почему?», которые все чаще поступают из уст юного наблюдателя

Бесспорно, один из лучших способов познакомить ребенка с физическими свойствами вещей – это проведение опытов. Только если мы сейчас говорим о простых и понятных дошкольнику опытах, а не о тех «фокусах», в которых все шипит и дымится, а ребенок сидит с круглыми от непонимания глазами. Как бы красиво не стелилась по столу пена от смешивания дрожжей и гидроперита, втолковать физику данного явления дошкольнику вряд ли удастся. Поэтому начинать лучше всего с экспериментов, демонстрирующих ребенку явления и процессы, с которыми он сталкивается в обычной жизни. И с тех опытов, результаты которых вы сможете объяснить ребенку буквально «на пальцах».

Самое простое и привычное вещество, которое необходимо исследовать в первую очередь – это вода. Вот и приступим! Вашему вниманию простые опыты с водой для детей в домашних условиях

1. Исследуем свойства воды. Вкус

Вода, как известно, обладает рядом уникальных свойств, о которых ребенку будет интересно узнать. Конечно, в обычной жизни малыш часто взаимодействует с водой и поэтому сам уже давно интуитивно понял, что она не имеет ни формы, ни вкуса. Однако такие опыты все-таки нужны для того, чтобы акцентировать внимание ребенка на этих свойствах и показать, что вода – это уникальное вещество.

Для опыта заранее подготовьте три стакана питьевой воды. В один стакан добавьте сахар, в другой – сок лимона, в третий ничего не добавляйте. Дайте ребенку попробовать воду из каждого стакана, при этом, не сообщая, что в них находится. Попросите малыша угадать, в каком из этих стаканов находится только лишь вода, и что добавлено в другие стаканчики.

Вывод эксперимента. Вода сама по себе не имеет никакого вкуса. Но при этом легко смешивается с другими веществами и приобретает благодаря ним вкусовую окраску.

2. Исследуем свойства воды. Форма

Следующее свойство воды – отсутствие формы. Увидеть это свойство легко, если переливать воду в разные сосуды или разливать ее по подносу.

Попросите ребенка налить на поднос немного воды и зарисовать образовавшуюся лужицу. Затем сотрите эту лужицу губкой и снова налейте воду на поднос. Сравните вместе с ребенком рисунок первой лужицы с тем, что получилось на этот раз. Обратите внимание ребенка, что форма лужиц не одинакова, значит, постоянной формы вода не имеет.

Вывод эксперимента. Вода не имеет формы

3. Исследуем свойства воды. Прозрачность

Налейте в один стакан воду, а в другой – молоко, опустите в стаканы две ложки (или палочки, как у нас) и попросите ребенка объяснить, почему в одном стакане ложка видна, а в другом – нет.

Теперь осталось только услышать от ребенка главный вывод эксперимента – вода прозрачная. Пускай он сам попробует сформулировать это свойство, не подсказывайте

4. Исследуем различные состояния воды. Топим снег и лед

Цель этого эксперимента – убедиться в том, что снег и лед – это та же вода, только в другом состоянии. Казалось бы, все это просто и понятно, но, вполне возможно, что для ребенка не так очевидно.

Заранее подготовьте три стакана – с водой, снегом и льдом. Если на улице лето, то придется ограничиться только льдом из морозилки.

Сперва поинтересуйтесь у ребенка, как он думает, что будет в стаканчиках, если оставить их в комнате на целый день. Ну а потом вместе проверьте его доводы, поставив стаканы в микроволновку.

Вывод эксперимента. Вода может находиться не только в жидком состоянии. Снег и лед – это твердые состояния воды.

Ход всех опытов и их результаты мы записываем в свой «научный блокнот». На мой взгляд, это способствует лучшему усвоению информации. Тасе тоже нравится – она с удовольствием схематично зарисовывает, что именно мы делали.

5. Исследуем твердые состояния воды. Носим «воду в решете»

В этом опыте мы обратим внимание ребенка на то, что в разных состояниях вода ведет себя по-разному. Спросите юного исследователя, можно ли унести воду в решете. И хотя ребенок, скорее всего, ответит правильно, вместе наглядно проверьте это – возьмите сито или дуршлаг и вылейте в него воду.

А потом попробуйте проделать то же самое со снегом и льдом. Ребенок своими глазами увидит, что они останутся в сите, а заодно и поймет, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

Попросите ребенка сформулировать своими словами, почему снег и лед остаются в сите. Малыш будет учиться излагать свои мысли и лучше поймет сам эксперимент. А вам будет очень интересно послушать его мнение

Вывод. В своих твердых состояниях вода сохраняет форму и не растекается.

6. Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние

Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.

Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.

Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.

7. Опыт с испарением воды

После того, как ребенок убедится, что нагретая вода может превращаться в пар, самое время провести долгосрочный опыт с испарением воды. Ну не то, что бы он очень долгий, но несколько дней понадобится Должно быть, вы и сами делали такой опыт в детстве.

Итак, ребенок наливает в прозрачный стакан воды и отмечает на стакане маркером уровень, до которого наполнен стакан. По прошествии 3-4 дней будет хорошо видно, что воды в стакане заметно поубавилось.

Вывод. Вода непрерывно испаряется со своей поверхности при положительной температуре воздуха (ребенку помладше можно сказать, что вода испаряется в тепле)

Детям постарше можно приготовить не один, а два стакана с одинаковым количеством воды. Один из них разместить на солнечном окошке, а другой – в теньке. Таким образом, вы наглядно сможете показать ребенку, что при более высокой температуре вода испаряется быстрее.

Либо можно налить одинаковое количество воды в две разных емкости – в стакан и блюдце. И тем самым убедиться, что испарение будет быстрее проходить там, где у воды больше площадь поверхности.

8. Проверяем, как взаимодействуют воздух и вода

Давайте теперь проверим, как вода взаимодействует с другими веществами. Предложите ребенку «смешать» воздух с водой. Как это сделать? Все просто – для этого надо будет «вдувать» воздух в стакан с водой через трубочку. Любой ребенок с удовольствием с этим справиться.

Но наша задача не только устроить бурю в стакане, но и обратить внимание ребенка на то, что дальше происходит с воздухом, попавшим в воду. Как выглядит воздух в воде? (Это пузыри) Остается ли воздух на дне в стакане или поднимается вверх? Почему?

Вывод. Воздух поднимается, потому, что он легче воды.

9. Проверяем, как взаимодействуют масло и вода

Давайте теперь проверим, как взаимодействуют масло и вода. Смешиваются ли? И что из них легче?

Чтобы опыт был нагляднее, я рекомендую подкрасить воду, например, гуашью. А еще для эффектности мы использовали пипетку, смешивая жидкости как настоящие ученые

Добавив в воду немного масла, закрываем сосуд крышкой и хорошо-хорошо взбалтываем. Только, как бы мы ни старались, масло все равно с водой не смешается и окажется сверху

и будет красиво расстилаться на поверхности крашеной воды.

Спросите ребенка, почему так произошло.

Вывод уже легко напросится ему сам – масло легче воды.

10. Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»

Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?

Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.

11. Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные  цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.

12. Поверяем, как разные материалы пропускают воду

Представьте вместе с ребенком, что вы попали под дождь, а зонтика с собой не оказалось. Зато в сумке прихвачена масса разных вещей: тетрадка, бумажные салфетки, целлофановый пакет, носовой платок, лист картона. Что из этого можно было бы использовать, чтобы защититься от дождя? Заранее подготовьте соответствующие материалы для проверки своих гипотез. Вам понадобятся:

  • целлофановый пакет,
  • кусочек ткани,
  • лист бумаги,
  • лист картона,
  • бумажная салфетка.

Потихоньку поливая на все эти материалы воду из пипетки, ребенок поймет, что ткань быстро промокает, целлофан держит воду хорошо, а на бумажную салфетку вообще нет никакой надежды.

Если у ребенка есть желание, не забудьте отобразить полученные результаты в своем научном блокноте, записав или схематично зарисовав ход эксперимента.

13. Опыт с переливанием воды при помощи салфеток

Раз уж мы познакомились с таким явлением, как впитывание жидкости твердыми телами, теперь просто необходимо сделать еще один очень красивый эксперимент по этой теме! В ходе опыта ребенок увидит, что вода может не только впитываться в различные материалы, но и перемещаться по ним!

Простой вариант опыта. Приготовьте два стакана, в один из которых налейте воду. Сверните из бумажного полотенца полоску (можно сделать ее и из бумажных салфеток, но тогда полоска будет хуже держать форму) и опустите два ее конца в разные стаканы. Меньше, чем через час, можно будет увидеть, что вода из одного стакана «перебралась» во второй, и для этого ей понадобилась только лишь обычная салфетка!

Эксперимент будет еще эффектнее, если в воду добавить красители. Тогда вы сможете не только наблюдать, как крашеная вода постепенно впитывается в салфетку, но и отследить, как постепенно смешиваются цвета.

Мы с Таисией пробовали реализовать этот опыт с разными красителями и вынуждены констатировать, что не со всеми он получается успешно. Если покрасить воду гуашью, то ничего не выйдет. Краска не будет подниматься по салфетке. А вот если для окрашивания воды использовать жидкую акварель или пищевые красители, то успех обеспечен!

Можно сделать целую цепочку из стаканов, как у нас, получится очень красиво.

Вывод эксперимента. Вода имеет свойство впитываться в твердые тела и перемещаться по ним.

14. Опыт с окрашиванием пекинской капусты

Ну и в заключение еще один эффектный эксперимент. Сделать его можно как с листами пекинской капусты, так и с белыми цветами, например, с тюльпанами или розами.

Все просто. Если цветы или капусту поставить в крашеную воду, то очень скоро они окрасятся в тот же самый цвет, который был использован нами для окрашивания воды. Уже через час будут видны первые результаты. А через два – цвет станет еще более насыщенным.

Очень важное замечание! Капуста не будет окрашиваться, если для цвета добавить в стакан гуашь, акварель и даже тот сухой краситель в таблетках, который используется для окрашивания яиц на Пасху! Подойдут только кондитерские пищевые красители, лучше всего жидкие. Мы все это перепробовали, и эксперимент получился у нас только с натуральными жидкими красителями, вроде вот таких.

Очень интересные результаты можно получить, если разрезать основание листа капусты на две части и погрузить в воду разных цветов. Тогда вы увидите, как красители будут «бороться» за свою территорию на листе

Вывод эксперимента. Вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения и передавая ему все качества жидкости.

На этом все, спасибо за внимание! Еще больше интересных игр для дошкольников можно найти здесь. Чтобы не пропустить наши новые статьи, присоединяйтесь к нам в Инстаграм, ВКонтакте, FaceBook!

Вам также будет интересно:


КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ. СПИСОК ХИТОВ



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «АРКТИКА»



БЛОКИ ДЬЕНЕША. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ


Искренне ваша, Яна Разначенко

Свойства экспериментов с водой — Счастливая домохозяйка™ :: Домашнее обучение

196 акций

  • Значок
  • Поделиться

Вода. Это один из основных элементов жизни. Живые существа нуждаются в нем каждый день, чтобы выжить. Кажется, что вода есть везде и во всех сферах жизни. Мы пьем, купаемся и играем в нем. Иногда мы принимаем это как должное.

Поскольку вода повсюду, давайте узнаем больше о свойствах воды и проверим их с помощью нескольких простых экспериментов.

Table of Contents

Молекула воды

С научной точки зрения, вода — интересная молекула для изучения.

Вода представляет собой полярную молекулу. Несмотря на то, что вода является нейтральной молекулой в том смысле, что она имеет равное количество протонов и электронов, внутри каждой молекулы воды существует неравномерное распределение электронов, что делает ее полярной.

Атом кислорода в молекуле воды притягивает электроны сильнее, чем водород. Это означает, что электроны, как правило, находятся на кислородном конце молекулы. Это делает кислородный конец молекулы слегка отрицательным. Таким образом, водородный конец молекулы слегка положителен.

Эта полярность воды придает ей некоторые особые свойства, такие как когезия и адгезия , которые вы можете легко продемонстрировать прямо на своей кухне.

Когезионные свойства воды

Когезионные свойства просто означают, что молекулы воды склонны прилипать друг к другу. Это вызвано тем, что слегка отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается к слегка положительному заряду атомов водорода другой молекулы воды.

Поверхностное натяжение — хороший пример сплоченности в работе. Вы когда-нибудь видели, как шкипер «катается» по воде пруда? Это насекомое буквально ходит по воде, потому что использует поверхностное натяжение воды. Молекулы воды держатся достаточно крепко, чтобы эти насекомые оставались на поверхности воды.

Поверхностное натяжение можно проверить, наполнив стакан водой и аккуратно положив иголку на поверхность воды с помощью вилки. Поскольку игла имеет более высокую плотность, чем вода, она утонет, если ее просто уронить в воду. Однако, если поверхностное натяжение не нарушено, иглу можно поместить на воду так, чтобы поверхностное натяжение воды удерживало иглу на поверхности.

Сплоченность также можно проверить, наполнив тот же стакан водой доверху, а затем осторожно добавляя все больше и больше воды, пока вода не начнет образовывать водяную дугу над верхом стакана. Когезионные свойства воды удерживают молекулы вместе, чтобы они не проливались через верхнюю часть стакана. Слабые водородные связи между молекулами воды со временем разрушатся.

Адгезионные свойства воды

Молекулы воды притягиваются друг к другу ( сплоченность ). Они также притягиваются к другим заряженным молекулам. Это адгезия . Это можно увидеть, когда идет дождь и на окнах образуются капли воды. Эти капли должны притягиваться к земле под действием силы тяжести, но сила прилипания воды к этой поверхности сильнее.

Вы можете проверить адгезию, окунув бумажное полотенце в небольшую миску с водой и пищевым красителем. Наблюдайте за цветной водой, поднимающейся вверх по полотенцу против силы тяжести. И снова молекулы воды притягиваются к другим молекулам и преодолевают силу гравитации.

Какие способы вы и ваши дети можете придумать для проверки сплоченности и адгезии?

Рабочий лист «Свойства воды»

Загрузите этот бесплатный рабочий лист, чтобы использовать его на уроке воды и записывать свои эксперименты.

Эта недорогая книга, вероятно, доступна в вашей местной библиотеке или на Amazon, если вы ищете больше экспериментов с водой и уроков домашнего обучения.

Узнайте больше о воде…

  • Изучение круговорота воды
  • Эксперимент с погружением или плаванием
  • Летняя наука об облаках

196shares

  • PIN-код
  • Поделиться

Домашняя наука | Домашние научные проекты

Добро пожаловать в нашу серию «Наука для дома»! В то время как большинство из нас застряли дома и сходят с ума, почему бы не сделать науку доступной для всех с помощью забавных экспериментов и проектов, которыми вы можете заняться всей семьей?

Вы когда-нибудь задумывались, как капля дождя ползет по окну или как утренняя роса прилипает к паутине? Ученые задают вопросы, выдвигают гипотезы и проводят эксперименты, чтобы лучше понять окружающий их мир.

В сегодняшнем эксперименте вы изучите два свойства воды, проверив, может ли вода перемещаться по струне.

Свойства воды — это поведение воды. В этом эксперименте будут проверены два свойства: когезия и адгезия. Когезия — это сила, с которой молекулы воды удерживаются друг за друга; другими словами, вода любит слипаться. Адгезия — это сила, с которой молекулы воды удерживаются на другом объекте; другими словами, вода любит прилипать к другим вещам, а не только к себе.

Этот эксперимент займет около 20 минут и лучше всего подходит для учащихся начальной или средней школы.

Список материалов

  • Кубки
  • Длина хлопкового шпагата или струны
  • лента
  • Бумажные полотенца
  • Пищевые раскраски (необязательно)
  • Старые учащиеся также могут захотеть бумагу и Pencil, чтобы изготовить лист данных.

К P ремонт для E эксперимент

  1. Соберите материалы.
  2. Прикрепите один конец веревки к внутренней стороне дна одной из двух чашек.
  3. Наполните другую чашку (без веревки) водой. Если у вас есть пищевой краситель, самое время добавить его.

Перед тестированием выдвиньте гипотезу. Гипотеза — это то, что, по вашему мнению, произойдет на основе прошлых наблюдений и вещей, которые вы уже знаете. Когда вы проводите эксперимент, гипотеза утверждает: «Я думаю, это произойдет, потому что…». После эксперимента спросите себя: «Была ли моя гипотеза верной или неправильной? Почему?» Например, одна из гипотез этого эксперимента может быть такой: «Я думаю, что вода будет капать на прилавок, потому что именно это произошло, когда я сегодня утром налил стакан воды».

после Y OU’VE M ADE Your H Ypothees Шаг 1. Опустите свободный конец веревки (не заклеенный лентой) в чашку с водой. Удерживайте струну на месте пальцем.

Шаг 2 . Удерживая обе чашки неподвижно, поднимите чашку с водой над пустой чашкой, но не прямо над ней. Держите эту нить натянутой, но не тяните слишком сильно!

Шаг 3. Медленно вылейте воду из чашки на нитку, как будто вы переливаете воду из одной чашки в другую. Следите за тем, чтобы нижний конец веревки не касался стенки пустой чашки. Что творится? Вода стекает по струне или капает на прилавок?

Шаг 4. Поставьте чашку с водой, вытрите пролитую воду и проверьте свою гипотезу. Верна ли была ваша гипотеза? Почему или почему нет? Как вы думаете, что произошло? Ничего страшного, если ваша гипотеза оказалась ошибочной, это часть научного метода.

Вы еще не закончили! Часто ученые проводят один и тот же тест снова и снова. Каждый раз они узнают что-то новое и вносят изменения в свою гипотезу или формируют новую. Из-за того, что вы наблюдали, ваша гипотеза вообще изменится или выдвинута новая?

Шаг 5. Сброс теста с одним изменением: намочите струну. Опустите его в воду и отожмите излишки.

Шаг 6.