Содержание
Таблица растворимости — Электронный учебник K-tree
Электронный учебник
Скачать изображение
Растворимость — это свойство вещества растворяться в воде или другом растворителе. В воде могут растворяться и
твёрдые и жидкие и газообразные вещества. По растворимости все вещества делятся на три группы:
- хорошо растворимые
- мало растворимые
- нерастворимые
Абсолютно нерастворимых веществ несуществует, поэтому название нерастворимые условно и нужно читать
«практически нерастворимые».
Растворимость веществ зависит от температуры зависит от температуры и давления, так, например, вещество KNO3
(нитрат калия) при температуре +20°C имеет растворимость 31,6 г / 100 г воды, а при температуре +100°C — 245 г / 100 г воды.
Нерастворимые вещества
Твёрдые
- Стекло
- Сера
- Золото
Жидкие
- Бензин
- Растительное масло
Газообразные
- Гелий
- Неон
Малорастворимые вещества
Твёрдые
- Алебастр
- Сульфат свинца
Жидкие
- Диэтиловый эфир
- Бензол
Газообразные
- Метан
- Азот
- Кислород
Растворимые вещества
Твёрдые
- Соль
- Медный купорос
Жидкие
- Спирт
- Ацетон
Газообразные
- Хлороводород
- Аммиак
КатионыАнионы | OH— | F— | Cl— | Br— | I— | S2- | NO3— | CO32- | SiO32- | SO42- | PO43- |
H+ | Р | Р | Р | Р | Р | М | Р | — | Н | Р | Р |
Na+ | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р |
K+ | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р |
NH4+ | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р | Р |
Mg2+ | Н | РК | Р | Р | Р | М | Р | Н | РК | Р | РК |
Ca2+ | М | НК | Р | Р | Р | М | Р | Н | РК | М | РК |
Sr2+ | М | НК | Р | Р | Р | Р | Р | Н | РК | РК | РК |
Ba2+ | Р | РК | Р | Р | Р | Р | Р | Н | РК | НК | РК |
Sn2+ | Н | Р | Р | Р | М | РК | Р | Н | Н | Р | Н |
Pb2+ | Н | Н | М | М | М | РК | Р | Н | Н | Н | Н |
Al3+ | Н | М | Р | Р | Р | Г | Р | Г | НК | Р | РК |
Cr3+ | Н | Р | Р | Р | Р | Г | Р | Г | Н | Р | РК |
Mn2+ | Н | Р | Р | Р | Р | Н | Р | Н | Н | Р | Н |
Fe2+ | Н | М | Р | Р | Р | Н | Р | Н | Н | Р | Н |
Fe3+ | Н | Р | Р | Р | — | — | Р | Г | Н | Р | РК |
Co2+ | Н | М | Р | Р | Р | Н | Р | Н | Н | Р | Н |
Ni2+ | Н | М | Р | Р | Р | РК | Р | Н | Н | Р | Н |
Cu2+ | Н | М | Р | Р | — | Н | Р | Г | Н | Р | Н |
Zn2+ | Н | М | Р | Р | Р | РК | Р | Н | Н | Р | Н |
Cd2+ | Н | Р | Р | Р | Р | РК | Р | Н | Н | Р | Н |
Hg2+ | Н | Р | Р | М | НК | НК | Р | Н | Н | Р | Н |
Hg22+ | Н | Р | НК | НК | НК | РК | Р | Н | Н | М | Н |
Ag+ | Н | Р | НК | НК | НК | НК | Р | Н | Н | М | Н |
КатионыАнионы | OH— | F— | Cl— | Br— | I— | S2- | NO3— | CO32- | SiO32- | SO42- | PO43- |
Таблица 1. Растворимость веществ
|
Список растворимости элементов
Скачать статью в формате PDF.
© 2015-2022 — K-Tree.ru • Электронный учебник
По любым вопросам Вы можете связаться по почте [email protected]
Копия материалов, размещённых на данном сайте, допускается только по письменному разрешению владельцев
сайта.
Нерастворимые вещества в воде. | План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему:
Тема: «Нерастворимые в воде вещества».
Цель: Путем опыта, определить какие вещества не растворяются в воде.
Задачи:
1. Образовательные:
-ознакомить обучающихся с понятием нерастворимые вещества;
-научить доказывать опытным путем правильность предположений о нерастворимости и растворимости твердых веществ.
2. Коррекционно-развивающие:
-научить самостоятельно, пользоваться лабораторным оборудованием, проводить опыты;
-развивать речь через объяснение проводимой работы.
3. Воспитательные:
-воспитывать усидчивость, внимание, воображение;
-формировать умение общаться и работать в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, карандаши, ручка, дневник, химические стаканы, химические колбы, бумажные фильтры, стеклянные палочки, мел, крахмал, вода, химические воронки, пробирки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
(2 мин.) | Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок пошёл каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок | Приветствуют учителя. Подготовка класса к работе. |
(7 мин.) | Ребята скажите, пожалуйста, о каком важном природном веществе мы говорим в течение нескольких последних уроках? | Учащиеся отвечают: вода, почва, воздух. |
И так, теперь давайте вспомним что происходит с водой при нагревании? Какое свойство воды мы с вами проходили на прошлом уроке? Какие вещества растворяются в воде? | Учащиеся отвечают: Вода расширяется, сжимается. Растворимость. Соль, сахар. | |
Демонстрирует учитель: бумажный фильтр. Как называется это устройство? А для чего он нужен? Учитель говорит определение | Учащиеся отвечают: фильтр очищает жидкость Фильтр-устройство для очищения жидкостей от нерастворимых веществ, которые оседают на нём. | |
Изучение нового материала (10 мин.) | Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока. «Нерастворимые вещества в воде» | Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь и схему веществ. |
Нерастворимые в воде вещества – такие, которые не растворяются в воде и оседают на фильтре. Работа с учебником страницы 43 | Записывают определения из учебника нерастворимые вещества в тетрадь. | |
Прежде чем приступить к лабораторным опытам, вспомним правила техники безопасности: 1. В кабинете должна быть полная тишина? 2. При обращении со стеклянной химической посудой надо быть какими? 3. Порядок на рабочем месте надо соблюдать? | Ученики повторяют правила техники безопасности. Да Осторожными Да, надо | |
Лабораторная работа. (10 мин) | При выполнении опытов будем заполнять таблицу (учитель каждому раздает распечатанную таблицу и объясняет, как делать ее заполнить) Опыт 1. Взять мел добавить в стакан перемещать, профильтровать. -Что вы наблюдаете? | Учащиеся повторяют за учителем и записывают в таблицу результаты: Мел не растворяется в воде. Записывают в тетрадь. |
Физкультминутка (3 мин) | Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем! Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Ребята, продолжаем наш урок, сегодня к нам пришла гостья (представляешь кто), ИО, преподаватель в учебном заведении совторговле, куда вы после окончания школы можете поступить и получить очень хорошую профессию кухонный работник. (ИО препод), тоже хочет поделится с вами интересным опытом. Преподаватель приветствует учащихся, демонстрирует опыт. Опыт 2 стакане растворить крахмал профильтровать. Что вы наблюдаете? | Ученики повторяют за учителем. Проделывают опыт за учителем и записывают в таблицу. Крахмал не растворяется в воде. |
Какие нерастворимые вещества мы сегодня с вами узнали? Молодцы. | Учащиеся отвечают: мел, крахмал. | |
Итог урока (5 мин) | Ребята, а где человек использует мел, крахмал? Чем мы сегодня занимались на уроке? Вам понравился урок? | Учащиеся отвечают в быту, в строительстве. Доказывали, какие вещества нерастворимы в воде. Ответы учащихся. |
Домашнее задание: (3 мин.) | Прочитать текст на стр.43, ответите на вопросы. Творческое задание: сделать фильтр, заготовки и инструкцию учитель раздает каждому ученику. Мы молодцы? Я вами очень довольна! | Записывают в дневники домашнюю работу. |
Приложение №1
Таблица «Нерастворимые вещества в воде»
Вещества | Что делали? | Что наблюдали? |
1. Вода + с | 1. В стакан с водой насыпали 2. Профильтровали | 1 2 |
2. Вода + с | 1. В стакан с водой насыпали 2 Профильтровали | 1 2 |
Растворимость
Растворимость
Почему некоторые твердые вещества растворяются в воде? | Равновесия растворимости | Правила растворимости |
Почему некоторые твердые вещества растворяются в воде?
Сахар, который мы используем для подслащивания кофе или чая, представляет собой молекулярное твердое вещество , в котором
отдельные молекулы удерживаются вместе относительно слабыми межмолекулярными силами. Когда
сахар растворяется в воде, слабые связи между отдельными молекулами сахарозы
сломаны, а эти С 12 H 22 O 11 молекул выбрасываются в
решение.
Требуется энергия, чтобы разорвать связи между C 12 H 22 O 11
молекул сахарозы. Также требуется энергия, чтобы разорвать водородные связи в воде.
быть разрушен, чтобы ввести одну из этих молекул сахарозы в раствор. Сахар растворяется в
вода, потому что энергия выделяется, когда образуются слабополярные молекулы сахарозы
межмолекулярные связи с полярными молекулами воды. Слабые связи, которые образуются между
растворенное вещество и растворитель компенсируют энергию, необходимую для разрушения структуры обоих
чистое растворенное вещество и растворитель. В случае сахара и воды этот процесс работает так
Хорошо, что в литре воды может раствориться до 1800 граммов сахарозы.
Ионные твердые вещества (или соли) содержат положительные и отрицательные ионы, которые удерживаются
вместе сильной силой притяжения между частицами с противоположными зарядами. Когда
одно из этих твердых веществ растворяется в воде, ионы, образующие твердое вещество, высвобождаются в
растворе, где они связываются с полярными молекулами растворителя.
Н 2 О | ||||
NaCl( с ) | Na + ( водный ) | + | Класс — ( водный ) |
Обычно мы можем предположить, что соли диссоциируют на свои ионы, когда они растворяются в
вода. Ионные соединения растворяются в воде, если энергия, выделяемая при взаимодействии ионов
молекулами воды компенсирует энергию, необходимую для разрыва ионных связей в
твердое тело и энергия, необходимая для разделения молекул воды, чтобы ионы могли быть
вводится в раствор.
Равновесия растворимости
твердые вещества растворяются в воде, они диссоциируют с образованием элементарных частиц, из которых они
формируются . Таким образом, молекулярные твердые тела диссоциируют с образованием отдельных молекул
Н 2 О | ||
С 12 Н 22 О 11 ( с ) | C 12 H 22 O 11 ( aq ) |
и ионные твердые вещества диссоциируют с образованием растворов положительных и отрицательных ионов, которые они
содержать.
Н 2 О | ||||
NaCl( с ) | Na + ( водный ) | + | Класс — ( водный ) |
При первом добавлении соли она быстро растворяется и диссоциирует. проводимость
поэтому решение сначала быстро возрастает.
растворить | ||||
NaCl( с ) | Na + ( водный ) | + | Класс — ( водный ) | |
диссоциировать |
Концентрации этих ионов вскоре становятся достаточно большими, чтобы обратная реакция
начинает конкурировать с прямой реакцией, что приводит к уменьшению скорости при
который Na 9В раствор переходят ионы 0075 + и Cl — .
сотрудник | ||||
Нет + ( водный ) | + | Класс — ( водный ) | NaCl( с ) | |
осадок |
Со временем концентрации ионов Na + и Cl — становятся большими
достаточно, чтобы скорость, с которой происходит осаждение, точно уравновешивала скорость, с которой NaCl
растворяется. Как только это произойдет, концентрация этих ионов не изменится.
времени и реакция находится в равновесии. Когда эта система достигает равновесия, она называется
насыщенный раствор , так как он содержит максимальную концентрацию ионов,
может находиться в равновесии с твердой солью. Количество соли, которое необходимо добавить в
данный объем растворителя для образования насыщенного раствора называется растворимостью
соль.
Правила растворимости
разные соли. Эти шаблоны составляют основу правил, изложенных в таблице ниже.
которые могут помочь в предсказании того, растворится ли данная соль в воде. Эти правила
основаны на следующих определениях терминов растворим , нерастворим и слегка
растворимый .
- Соль растворима, если она растворяется в воде с образованием раствора с концентрацией
не менее 0,1 моль на литр при комнатной температуре. - Соль нерастворима, если концентрация водного раствора меньше 0,001 М при
комнатная температура. - Малорастворимые соли дают растворы, находящиеся между этими крайними значениями.
Правила растворимости ионных соединений в воде
Растворимые соли
1. Ионы Na + , K + и NH 4 + ионы образуют растворимую
соли . Так, NaCl, KNO 3 , (NH 4 ) 2 SO 4 , Na 2 S,
и (NH 4 ) 2 CO 3 растворимы.2. Ион нитрата (NO 3 — ) образует растворимых солей . Таким образом,
Cu(NO 3 ) 2 и Fe(NO 3 ) 3 растворимы.3. Хлорид (Cl —), бромид (Br —) и йодид (I —)
ионы обычно образуют растворимых солей . Исключениями из этого правила являются соли Pb 2+ ,
Ионы Hg 2 2+ , Ag + и Cu + . ZnCl 2 есть
растворим, а CuBr нет.4. Ион сульфата (SO 4 2-) обычно образует растворимых солей .
Исключения включают BaSO 4 , SrSO 4 и PbSO 4 , которые
нерастворимый и Ag 2 SO 4 , CaSO 4 и Hg 2 СО 4 ,
которые мало растворимы.Нерастворимые соли
1. Сульфиды (S 2-) обычно нерастворимы . Исключения включают Na 2 S,
K 2 S, (NH 4 ) 2 S, MgS, CaS, SrS и BaS.2. Оксиды (O 2-) обычно нерастворимы . Исключения включают Na 2 O,
K 2 O, SrO и BaO – растворимые, CaO – малорастворимый.3. Гидроксиды (OH — ) обычно нерастворимы . Исключения включают NaOH,
KOH, Sr(OH) 2 и Ba(OH) 2 , которые растворимы, и Ca(OH) 2 ,
который мало растворим.4. Хроматы (CrO 4 2- ) обычно нерастворимы . Исключения
включают Na 2 CrO 4 , K 2 CrO 4 , (NH 4 ) 2 CrO 4 ,
и MgCrO 4 .5. Фосфаты (PO 4 3-) и карбонаты (CO 3 2-)
обычно нерастворимы . Исключения составляют соли Na + , K + ,
и НХ 4 + ионов.
Химия растворов | Grandinetti Group
Ранее мы узнали, что однородная смесь двух или более веществ называется раствором. Если одно из веществ присутствует в гораздо большем количестве, чем все остальные вещества, то оно называется растворителем . Другие вещества в растворе известны как растворенные вещества . Например, когда небольшое количество NH 4 Cl растворяется в большом количестве воды, мы называем воду растворителем и NH 4 Cl растворенным веществом. Другой пример: нафталин (используемый в нафталиновых шариках) можно растворить в бензоле. В этом примере бензол является растворителем, а нафталин — растворенным веществом.
Растворенные вещества, растворенные в воде (растворителе), называются водными растворами. Не все вещества растворяются в воде. Почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет? Это связано со структурой молекулы воды.
Кислород сильнее притягивает электроны, поэтому общие электроны (связывающие электроны) проводят больше времени рядом с кислородом, чем с любым из атомов водорода. Это придает кислороду немного избыточный отрицательный заряд, а водороду — чуть более положительный заряд.
Это неравномерное распределение заряда делает воду полярной молекулой и придает ей способность растворять соединения. Когда ионное твердое вещество растворяется в воде, положительные концы молекулы воды притягиваются к отрицательно заряженным анионам, а отрицательные концы молекулы воды притягиваются к положительно заряженным катионам. Например, при растворении NaCl в воде мы находим
Итак, когда ионное вещество (соль) растворяется в воде, оно распадается на отдельные катионы и анионы, окруженные молекулами воды. Например, NH 4 NO 3 при растворении в воде распадается на отдельные ионы.
NH 4 + и NO 3 — ионы плавают в H 2 O практически независимо друг от друга.
Вода также растворяет неионогенные вещества. Например, С 2 H 5 OH (этанол) очень хорошо растворим в H 2 O. Это связано с тем, что C 2 H 5 OH имеет полярную связь OH, которую молекулы воды любят зависать.
Многие вещества не растворяются в воде, потому что они неполярны и плохо взаимодействуют с молекулами воды. Типичный пример – масло и вода. Масло содержит молекулы, которые неполярны, поэтому они не растворяются в воде.
Откуда мы знаем, что ионные твердые вещества растворяются в воде и образуют катионы и анионы, которые плавают по отдельности? Одна подсказка исходит из экспериментов по проводимости. Анионы и катионы должны действовать как носители заряда в растворе. Поэтому раствор с растворенными ионами должен проводить электричество. Давайте рассмотрим несколько примеров. Чистая (дистиллированная) вода не содержит растворенных ионов. Поэтому чистая вода не проводит электричество. В простом эксперименте с проводимостью, как показано ниже, мы не ожидаем, что свет будет гореть.
Водный раствор NaCl, однако, будет содержать растворенные ионы и поэтому будет проводить электричество. Поэтому свет в нашем эксперименте с проводимостью будет гореть, если его опустить в водный раствор NaCl.
NaCl полностью ионизируется при растворении в воде. Полезно рассматривать этот процесс как два этапа:
Вещества, которые существуют в растворе почти полностью в виде ионов, называются сильными электролитами .
Вещества, не образующие ионов при растворении в воде, называются неэлектролиты . И примером неэлектролита является сахар. Сахар легко растворяется в воде, но не образует катионов и анионов в растворе. То есть носители заряда не образуются.
Вещества, которые лишь частично ионизируются в ионы при растворении в воде, называются слабыми электролитами . Например, уксусная кислота (HC 2 H 3 O 2 ) растворяется в воде, но лишь частично диссоциирует на ионы.
Будьте осторожны, чтобы не спутать степень растворимости вещества в воде с тем, является ли оно слабым, сильным или неэлектролитом.