Нерастворимые в воде: Таблица растворимости — Электронный учебник K-tree

Таблица растворимости — Электронный учебник K-tree

Электронный учебник

Скачать изображение


Растворимость — это свойство вещества растворяться в воде или другом растворителе. В воде могут растворяться и
твёрдые и жидкие и газообразные вещества. По растворимости все вещества делятся на три группы:

  • хорошо растворимые
  • мало растворимые
  • нерастворимые


Абсолютно нерастворимых веществ несуществует, поэтому название нерастворимые условно и нужно читать
«практически нерастворимые».


Растворимость веществ зависит от температуры зависит от температуры и давления, так, например, вещество KNO3
(нитрат калия) при температуре +20°C имеет растворимость 31,6 г / 100 г воды, а при температуре +100°C — 245 г / 100 г воды.

Нерастворимые вещества


Твёрдые

  • Стекло
  • Сера
  • Золото


Жидкие

  • Бензин
  • Растительное масло


Газообразные

  • Гелий
  • Неон

Малорастворимые вещества


Твёрдые

  • Алебастр
  • Сульфат свинца


Жидкие

  • Диэтиловый эфир
  • Бензол


Газообразные

  • Метан
  • Азот
  • Кислород

Растворимые вещества


Твёрдые

  • Соль
  • Медный купорос


Жидкие

  • Спирт
  • Ацетон


Газообразные

  • Хлороводород
  • Аммиак




























КатионыАнионы
OH F Cl Br I S2- NO3 CO32- SiO32- SO42- PO43-
H+ Р Р Р Р Р М Р Н Р Р
Na+ Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р
K+ Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р
NH4+ Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р Р
Mg2+ Н РК Р Р Р М Р Н РК Р РК
Ca2+ М НК Р Р Р М Р Н РК М РК
Sr2+ М НК Р Р Р Р Р Н РК РК РК
Ba2+ Р РК Р Р Р Р Р Н РК НК РК
Sn2+ Н Р Р Р М РК Р Н Н Р Н
Pb2+ Н Н М М М РК Р Н Н Н Н
Al3+ Н М Р Р Р Г Р Г НК Р РК
Cr3+ Н Р Р Р Р Г Р Г Н Р РК
Mn2+ Н Р Р Р Р Н Р Н Н Р Н
Fe2+ Н М Р Р Р Н Р Н Н Р Н
Fe3+ Н Р Р Р Р Г Н Р РК
Co2+ Н М Р Р Р Н Р Н Н Р Н
Ni2+ Н М Р Р Р РК Р Н Н Р Н
Cu2+ Н М Р Р Н Р Г Н Р Н
Zn2+ Н М Р Р Р РК Р Н Н Р Н
Cd2+ Н Р Р Р Р РК Р Н Н Р Н
Hg2+ Н Р Р М НК НК Р Н Н Р Н
Hg22+ Н Р НК НК НК РК Р Н Н М Н
Ag+ Н Р НК НК НК НК Р Н Н М Н

КатионыАнионы
OH F Cl Br I S2- NO3 CO32- SiO32- SO42- PO43-

Таблица 1. Растворимость веществ

  • Р — вещество хорошо растворимо в воде
  • М — вещество малорастворимо в воде
  • Н — вещество практически нерастворимо в воде, но легко растворяется в слабых или разбавленных кислотах
  • РК — вещество нерастворимо в воде и растворяется только в сильных неорганических кислотах
  • НК — вещество нерастворимо ни в воде, ни в кислотах
  • Г — вещество полностью гидролизуется при растворении и не существует в контакте с водой
  • — — вещество не существует

Список растворимости элементов

Скачать статью в формате PDF.

© 2015-2022 — K-Tree.ru • Электронный учебник

По любым вопросам Вы можете связаться по почте [email protected]

Копия материалов, размещённых на данном сайте, допускается только по письменному разрешению владельцев
сайта.

Нерастворимые вещества в воде. | План-конспект урока по биологии (6 класс) на тему:


Тема: «Нерастворимые в воде вещества».

Цель: Путем опыта, определить какие вещества не растворяются в воде.

Задачи: 

1. Образовательные:

-ознакомить обучающихся с понятием нерастворимые вещества;

-научить доказывать опытным путем правильность предположений о нерастворимости и растворимости твердых веществ.

2.  Коррекционно-развивающие:

-научить самостоятельно, пользоваться лабораторным оборудованием, проводить опыты;

-развивать речь через объяснение проводимой работы.

3.  Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, внимание, воображение;

-формировать умение общаться и работать в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, карандаши, ручка, дневник, химические стаканы, химические колбы, бумажные фильтры, стеклянные палочки, мел, крахмал, вода, химические воронки, пробирки.  

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

 (2 мин.)

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок

Приветствуют учителя.

Подготовка класса к работе.

  1. Повторение пройденного материала.

 (7 мин.)

Ребята скажите, пожалуйста, о каком важном природном веществе мы говорим в течение нескольких последних уроках?

Учащиеся отвечают: вода, почва, воздух.

 И так, теперь давайте вспомним что происходит с водой при нагревании?

Какое свойство воды мы с вами проходили на прошлом уроке?

Какие вещества растворяются в воде?

Учащиеся отвечают: Вода расширяется, сжимается.

Растворимость.

Соль, сахар.

Демонстрирует учитель: бумажный фильтр.

Как называется это устройство?

А для чего он нужен?

Учитель говорит определение

Учащиеся отвечают: фильтр

очищает жидкость

Фильтр-устройство для очищения жидкостей от нерастворимых веществ, которые оседают на нём.

Изучение нового материала

(10 мин.)

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока. «Нерастворимые вещества в воде»

Учащиеся записывают дату и тему урока в тетрадь и схему веществ.

Нерастворимые в воде вещества – такие, которые не растворяются в воде и оседают на фильтре.

Работа с учебником страницы   43

Записывают определения из учебника нерастворимые вещества в тетрадь.

 Прежде чем приступить к лабораторным опытам, вспомним правила техники безопасности:

1. В кабинете должна быть полная тишина?

2.  При обращении со стеклянной химической посудой надо быть какими?

3.  Порядок на рабочем месте надо соблюдать?

Ученики повторяют правила техники безопасности.

Да

Осторожными

Да, надо

Лабораторная работа.

(10 мин)

При выполнении опытов будем заполнять таблицу

(учитель каждому раздает распечатанную таблицу и объясняет, как делать ее заполнить)

Опыт 1. Взять мел добавить в стакан перемещать, профильтровать.  

-Что вы наблюдаете?

Учащиеся повторяют за учителем и записывают в таблицу результаты:  

Мел не растворяется в воде. Записывают в тетрадь.

Физкультминутка

 (3 мин)

 Вы, наверное, устали? Давайте немножко отдохнем!

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед.

Ребята, продолжаем наш урок, сегодня к нам пришла гостья (представляешь кто), ИО, преподаватель в учебном заведении совторговле, куда вы после окончания школы можете поступить и получить очень хорошую профессию кухонный работник. (ИО препод), тоже хочет поделится с вами интересным опытом. Преподаватель приветствует учащихся, демонстрирует опыт.

Опыт 2 стакане растворить крахмал профильтровать.

Что вы наблюдаете?

Ученики повторяют за учителем.

Проделывают опыт за учителем и записывают в таблицу.

 Крахмал не растворяется в воде.

Какие нерастворимые вещества мы сегодня с вами узнали?

Молодцы.

Учащиеся отвечают: мел, крахмал.

Итог урока

(5 мин)

Ребята, а где человек использует мел, крахмал?

Чем мы сегодня занимались на уроке?

Вам понравился урок?

Учащиеся отвечают в быту, в строительстве.

 Доказывали, какие вещества нерастворимы в воде.  

Ответы учащихся.

Домашнее задание:

(3 мин.)

Прочитать текст на стр.43, ответите на вопросы. 

Творческое задание: сделать фильтр, заготовки и инструкцию учитель раздает каждому ученику.

Мы молодцы? Я вами очень довольна!

Записывают в дневники домашнюю работу.

Приложение №1

                                  Таблица «Нерастворимые вещества в воде»  

  Вещества

Что делали?

Что наблюдали?

1. Вода + с

1. В стакан с водой насыпали

2. Профильтровали

1

2

2. Вода + с

1. В стакан с водой насыпали

2 Профильтровали

1

2

Растворимость

Растворимость

Почему некоторые твердые вещества растворяются в воде? Равновесия растворимости Правила растворимости


Почему некоторые твердые вещества растворяются в воде?

Сахар, который мы используем для подслащивания кофе или чая, представляет собой молекулярное твердое вещество , в котором
отдельные молекулы удерживаются вместе относительно слабыми межмолекулярными силами. Когда
сахар растворяется в воде, слабые связи между отдельными молекулами сахарозы
сломаны, а эти С 12 H 22 O 11 молекул выбрасываются в
решение.

Требуется энергия, чтобы разорвать связи между C 12 H 22 O 11
молекул сахарозы. Также требуется энергия, чтобы разорвать водородные связи в воде.
быть разрушен, чтобы ввести одну из этих молекул сахарозы в раствор. Сахар растворяется в
вода, потому что энергия выделяется, когда образуются слабополярные молекулы сахарозы
межмолекулярные связи с полярными молекулами воды. Слабые связи, которые образуются между
растворенное вещество и растворитель компенсируют энергию, необходимую для разрушения структуры обоих
чистое растворенное вещество и растворитель. В случае сахара и воды этот процесс работает так
Хорошо, что в литре воды может раствориться до 1800 граммов сахарозы.

Ионные твердые вещества (или соли) содержат положительные и отрицательные ионы, которые удерживаются
вместе сильной силой притяжения между частицами с противоположными зарядами. Когда
одно из этих твердых веществ растворяется в воде, ионы, образующие твердое вещество, высвобождаются в
растворе, где они связываются с полярными молекулами растворителя.

Н 2 О
NaCl( с ) Na + ( водный ) + Класс ( водный )

Обычно мы можем предположить, что соли диссоциируют на свои ионы, когда они растворяются в
вода. Ионные соединения растворяются в воде, если энергия, выделяемая при взаимодействии ионов
молекулами воды компенсирует энергию, необходимую для разрыва ионных связей в
твердое тело и энергия, необходимая для разделения молекул воды, чтобы ионы могли быть
вводится в раствор.


Равновесия растворимости
твердые вещества растворяются в воде, они диссоциируют с образованием элементарных частиц, из которых они
формируются
. Таким образом, молекулярные твердые тела диссоциируют с образованием отдельных молекул

Н 2 О
С 12 Н 22 О 11 ( с ) C 12 H 22 O 11 ( aq )

и ионные твердые вещества диссоциируют с образованием растворов положительных и отрицательных ионов, которые они
содержать.

Н 2 О
NaCl( с ) Na + ( водный ) + Класс ( водный )

При первом добавлении соли она быстро растворяется и диссоциирует. проводимость
поэтому решение сначала быстро возрастает.

растворить
NaCl( с ) Na + ( водный ) + Класс ( водный )
диссоциировать

Концентрации этих ионов вскоре становятся достаточно большими, чтобы обратная реакция
начинает конкурировать с прямой реакцией, что приводит к уменьшению скорости при
который Na 9В раствор переходят ионы 0075 + и Cl .

сотрудник
Нет + ( водный ) + Класс ( водный ) NaCl( с )
осадок

Со временем концентрации ионов Na + и Cl становятся большими
достаточно, чтобы скорость, с которой происходит осаждение, точно уравновешивала скорость, с которой NaCl
растворяется. Как только это произойдет, концентрация этих ионов не изменится.
времени и реакция находится в равновесии. Когда эта система достигает равновесия, она называется
насыщенный раствор , так как он содержит максимальную концентрацию ионов,
может находиться в равновесии с твердой солью. Количество соли, которое необходимо добавить в
данный объем растворителя для образования насыщенного раствора называется растворимостью
соль.


Правила растворимости

разные соли. Эти шаблоны составляют основу правил, изложенных в таблице ниже.
которые могут помочь в предсказании того, растворится ли данная соль в воде. Эти правила
основаны на следующих определениях терминов растворим , нерастворим и слегка
растворимый
.

  • Соль растворима, если она растворяется в воде с образованием раствора с концентрацией
    не менее 0,1 моль на литр при комнатной температуре.
  • Соль нерастворима, если концентрация водного раствора меньше 0,001 М при
    комнатная температура.
  • Малорастворимые соли дают растворы, находящиеся между этими крайними значениями.

 

Правила растворимости ионных соединений в воде

Растворимые соли

1. Ионы Na + , K + и NH 4 + ионы образуют растворимую
соли
. Так, NaCl, KNO 3 , (NH 4 ) 2 SO 4 , Na 2 S,
и (NH 4 ) 2 CO 3 растворимы.
2. Ион нитрата (NO 3 ) образует растворимых солей . Таким образом,
Cu(NO 3 ) 2 и Fe(NO 3 ) 3 растворимы.
3. Хлорид (Cl ), бромид (Br ) и йодид (I )
ионы обычно образуют растворимых солей . Исключениями из этого правила являются соли Pb 2+ ,
Ионы Hg 2 2+ , Ag + и Cu + . ZnCl 2 есть
растворим, а CuBr нет.
4. Ион сульфата (SO 4 2-) обычно образует растворимых солей .
Исключения включают BaSO 4 , SrSO 4 и PbSO 4 , которые
нерастворимый и Ag 2 SO 4 , CaSO 4 и Hg 2 СО 4 ,
которые мало растворимы.

Нерастворимые соли

1. Сульфиды (S 2-) обычно нерастворимы . Исключения включают Na 2 S,
K 2 S, (NH 4 ) 2 S, MgS, CaS, SrS и BaS.
2. Оксиды (O 2-) обычно нерастворимы . Исключения включают Na 2 O,
K 2 O, SrO и BaO – растворимые, CaO – малорастворимый.
3. Гидроксиды (OH ) обычно нерастворимы . Исключения включают NaOH,
KOH, Sr(OH) 2 и Ba(OH) 2 , которые растворимы, и Ca(OH) 2 ,
который мало растворим.
4. Хроматы (CrO 4 2- ) обычно нерастворимы . Исключения
включают Na 2 CrO 4 , K 2 CrO 4 , (NH 4 ) 2 CrO 4 ,
и MgCrO 4 .
5. Фосфаты (PO 4 3-) и карбонаты (CO 3 2-)
обычно нерастворимы . Исключения составляют соли Na + , K + ,
и НХ 4 + ионов.

Химия растворов | Grandinetti Group

Ранее мы узнали, что однородная смесь двух или более веществ называется раствором. Если одно из веществ присутствует в гораздо большем количестве, чем все остальные вещества, то оно называется растворителем . Другие вещества в растворе известны как растворенные вещества . Например, когда небольшое количество NH 4 Cl растворяется в большом количестве воды, мы называем воду растворителем и NH 4 Cl растворенным веществом. Другой пример: нафталин (используемый в нафталиновых шариках) можно растворить в бензоле. В этом примере бензол является растворителем, а нафталин — растворенным веществом.

Растворенные вещества, растворенные в воде (растворителе), называются водными растворами. Не все вещества растворяются в воде. Почему одни вещества растворяются в воде, а другие нет? Это связано со структурой молекулы воды.

Кислород сильнее притягивает электроны, поэтому общие электроны (связывающие электроны) проводят больше времени рядом с кислородом, чем с любым из атомов водорода. Это придает кислороду немного избыточный отрицательный заряд, а водороду — чуть более положительный заряд.

Это неравномерное распределение заряда делает воду полярной молекулой и придает ей способность растворять соединения. Когда ионное твердое вещество растворяется в воде, положительные концы молекулы воды притягиваются к отрицательно заряженным анионам, а отрицательные концы молекулы воды притягиваются к положительно заряженным катионам. Например, при растворении NaCl в воде мы находим

Итак, когда ионное вещество (соль) растворяется в воде, оно распадается на отдельные катионы и анионы, окруженные молекулами воды. Например, NH 4 NO 3 при растворении в воде распадается на отдельные ионы.

NH 4 + и NO 3 ионы плавают в H 2 O практически независимо друг от друга.

Вода также растворяет неионогенные вещества. Например, С 2 H 5 OH (этанол) очень хорошо растворим в H 2 O. Это связано с тем, что C 2 H 5 OH имеет полярную связь OH, которую молекулы воды любят зависать.

Многие вещества не растворяются в воде, потому что они неполярны и плохо взаимодействуют с молекулами воды. Типичный пример – масло и вода. Масло содержит молекулы, которые неполярны, поэтому они не растворяются в воде.

Откуда мы знаем, что ионные твердые вещества растворяются в воде и образуют катионы и анионы, которые плавают по отдельности? Одна подсказка исходит из экспериментов по проводимости. Анионы и катионы должны действовать как носители заряда в растворе. Поэтому раствор с растворенными ионами должен проводить электричество. Давайте рассмотрим несколько примеров. Чистая (дистиллированная) вода не содержит растворенных ионов. Поэтому чистая вода не проводит электричество. В простом эксперименте с проводимостью, как показано ниже, мы не ожидаем, что свет будет гореть.

Водный раствор NaCl, однако, будет содержать растворенные ионы и поэтому будет проводить электричество. Поэтому свет в нашем эксперименте с проводимостью будет гореть, если его опустить в водный раствор NaCl.

NaCl полностью ионизируется при растворении в воде. Полезно рассматривать этот процесс как два этапа:

Вещества, которые существуют в растворе почти полностью в виде ионов, называются сильными электролитами .

Вещества, не образующие ионов при растворении в воде, называются неэлектролиты . И примером неэлектролита является сахар. Сахар легко растворяется в воде, но не образует катионов и анионов в растворе. То есть носители заряда не образуются.

Вещества, которые лишь частично ионизируются в ионы при растворении в воде, называются слабыми электролитами . Например, уксусная кислота (HC 2 H 3 O 2 ) растворяется в воде, но лишь частично диссоциирует на ионы.

Будьте осторожны, чтобы не спутать степень растворимости вещества в воде с тем, является ли оно слабым, сильным или неэлектролитом.