Содержание
«Википедия» стала более нейтральной, чем «Британника» / Хабр
Почему на «Хабрахабре» и Geektimes не любят статьи про политику? Не потому, что тема не интересна. Причина скорее в другом: комментарии к таким статьям превращаются в настоящий полигон для армий зомби, со взаимными оскорблениями и низким уровнем интеллектуальной дискуссии. Ведущие программисты и бизнес-аналитики внезапно опускаются до уровня уличных бабок, используя IT-сайт, чтобы выпустить пар.
Эта проблема не только XX/GT. Посмотрите, что творится в секциях комментариев на остальных сайтах, в том числе на Facebook и в других СМИ. Там настоящие серпентарии с непримиримыми спорами, нападками и обсценной лексикой. На этом фоне совершенно удивительно читать споры редакторов «Википедии» относительно правок к статьям даже на самые острые политические темы, вроде сексуальных оскорблений и расистских высказываний Трампа (обсуждение редакторов) или убийства Арсена [Мотороллы] Павлова (обсуждение редакторов). Словно попадаешь в другой мир академического спокойствия и научной корректности. Это прекрасно.
У каждого человека своя политическая позиция, но эти позиции уравновешивают друг друга, чтобы соответствовать в итоге принципам Википедии. Самый главный из них — нейтральность.
Википедия придерживается нейтральной точки зрения — это означает, что при наличии различных мнений, в статьях Википедии не должно отдаваться предпочтение какому-либо одному из них. Излагая в статье несколько разных точек зрения, следует действовать как можно более аккуратно, сопровождая каждую из них необходимым контекстом. Не следует представлять то или иное суждение как «единственно верное» или как «истину в последней инстанции». Соблюдение НТЗ также означает необходимость предоставления ссылок на проверяемые авторитетные источники везде, где это возможно, особенно при работе над спорными темами. В случае возникновения конфликта по поводу нейтральности изложения, следует временно приостановить правку статьи для того, чтобы успокоить страсти, пометить статью соответствующим шаблоном и попытаться обсудить детали на странице обсуждения, следуя руководству по разрешению конфликтов.
Вот как это происходит на практике:
В нынешних условиях, когда США и Россия столкнулись с беспрецедентным уровнем популизма в политике и информационном пространстве, принципы нейтральности «Википедии» как никогда важны.
Сообщество википедистов всегда имело свои недостатки. Редакторов обвиняли в излишнем педантизме, сексизме и эпических войнах правок.
Проведённое в прошлом году исследование «информационных войн» в «Википедии» выявило, что спорные темы привлекают гораздо больше внимания и редакторов, и читателей «Википедии». Например, статью про глобальное потепление по статистике за 10 лет редактировали два-три раза в день с изменением, в среднем, сотни слов.
Вопрос в том, как влияет на нейтральность статьи такое огромное количество правок и участие в подготовке статей тысяч людей с различными точками зрения? Такой вопрос поставили учёные из Гарвардского университета. На прошлой неделе они опубликовали научную работу, сравнив нейтральность статей в «Википедии» и Энциклопедии «Британника» по определённой методике, которую предложили в 2010 году экономисты Мэтью Генцков (Matthew Gentzkow) и Джесси Шапиро (Jesse Shapiro). Те использовали метод семантического анализа речей американских конгрессменов, чтобы идентифицировать конкретные фразы, которые преобладают в лексике одних и практически отсутствуют в лексике других (например, «безопасность границ» у ресупбликанцев и «бедные люди» у демократов).
Используя выявленные характерные идиомы, гарвардские исследователи смогли проанализировать, насколько «правый» или «левый» уклон имеют политические статьи энциклопедии и как ситуация изменялась по годам.
Результат показал, что сейчас «Википедия» нейтральна как никогда в своей 15-летней истории. Если в прошлые годы статьи сильно уклонялись влево, но с годами прослеживается чёткое движение к центру, то есть к нейтральной политике. Из статей постепенно исчезают характерные фразы (так называемые «кодовые слова»), которые соответствуют политической субъективности. Всего обозначено 3918 кодовых слов.
Характерным примером является статья «Афганистан», которая медленно, но верно избавлялась от левацкой лексики и после тысяч исправлений достигла полной нейтральности.
В таблице показано, насколько отклоняются от нейтрального тона статьи разной тематики в «Википедии» и Энциклопедии «Британника» по количеству кодовых слов (slant).
Во второй таблице приведена та же статистика с учётом предвзятости каждого кодового слова (bias).
Как видим, по большинству тем «Википедия» уже почти достигла паритета по отклонению от нейтрального тона, по сравнению с «Британникой». Исключением остаются только несколько категорий, в которых в «Википедии» представлена чуть более левая идеология: это статьи про правительства, гражданские права и корпорации. Статьи об имииграции, наоборот, в «Википедии» имеют более «республиканскую» направленность. В остальных 19 из 23 категорий разница между двумя энциклопедиями не является статистически значимой.
В целом анализ показал, что статьи в «Википедии» содержат в среднем 4113 слов, а в «Британнике» — 1778. Это повышает вероятность обнаружения кодовых слов в наборе данных по «Википедии». Если нормализовать кодовые слова по длине статей, то «Википедия» становится более нейтральной, чем «Британника», по всем тематическим категориям.
Результаты исследования показывают, что краудсорсинг энциклопедии оказался действительно эффективен. Что бы там ни говорили недоброжелатели в первые годы существования «Википедии», но правки тысяч простых людей действительно дают более нейтральный результат, чем взвешенная редактура элитных экспертов.
Когда-то мы мечтали, что быстрые дешёвые глобальные коммуникации объединят людей в единое общество. Реальность оказалась практически полностью противоположной. Похоже, что благодаря интернету маргиналы получили возможность находить единомышленников — и в результате ещё более маргинализуются. Группы в социальных сетях изолируются по своим кругам общения, эффективно изолируя информацию из другого лагеря. Получается, что интернет ещё больше разъединил людей. Остаётся только «Википедия» — единственная область света в этом тёмном мире. Только здесь возможен настоящий консенсус.
Что такое нейтральные воды: их расстояние, кто туда может попасть
#география
Поделиться:
Илья Егоров
Keystone Press Agency/Global Look Press
Что вообще означают нейтральные воды
Важно понимать, что в международном праве нет термина «нейтральные воды». Это неофициальное определение, которым называется территория воды (океана, моря, проливов), которая не принадлежат ни одному из государств. Также нейтральные воды часто называются международными.
На самом деле любые воды можно назвать международными, поскольку суда могут заплывать на территории, прилегающие к побережьям стран, имея специальное разрешение. То же самое и с самолетами – они могут летать над любыми водами с одобрения стран-владельцев. Но в нейтральных водах товарные суда и транспортные средства могут спокойно перемещаться над ними и по ним, не нарушая никаких правил и не спрашивая разрешения у близлежащих государств.
Вот наглядный пример использования нейтральных вод. До конца февраля самолеты из Москвы летали в Калининград над территориями Белоруссии, Латвии и Литвы. После этого маршрут усложнился – теперь воздушным транспортным средствам приходится летать в Калининград над нейтральными водами Балтийского моря.
Кому принадлежат нейтральные воды
Никому – ни одному из государств. Ни одна страна не в праве распространять свой суверенитет на территориях нейтральных вод. Любое судно может беспрепятственно пересекать их, вести там научную, техническую и торговую деятельность. Страны могут спокойно устанавливать там кабели и провода или возводить искусственные острова и другие установки.
Где находятся нейтральные воды
Конвенция по морскому праву предусматривает морскую зону до 12 морских миль (19,7 км) от берега. На этом расстоянии прибрежное государство может действовать согласно своим законам и принятой юрисдикции, контролировать деятельность судов других стран. Есть еще одна важная морская зона – исключительная экономическая зона (ИЭЗ). Она составляет 200 морских миль от берега (до 322 км). Если водные границы зоны двух стран пересекаются, то это частный случай – о нем страны договариваются самостоятельно.
Нет точной цифры, которая показывает процентное соотношение нейтральных вод к общей площади мирового океана. Страны в основном ориентируются по расстоянию в 12 морских миль – там они полностью контролируют действия своих и иностранных судов. Такой рисунок дан в статье Википедии. Мы не можем быть на 100% уверены в корректности карты, но приблизительно она выглядит именно так. Голубой цвет означает ИЭЗ, синий – нейтральные воды.
Википедия
В нейтральных водах можно делать что угодно или там кто-то контролирует законы?
В современном мире пиратство все еще существует. И происходит оно чаще всего именно в нейтральных водах. Если пиратский корабль заплывает в воду какой-либо страны, то она может беспрепятственно атаковать любым возможным оружием. В нейтральных водах с этим сложнее, но действия пиратов также могут пресекаться.
В 2017 году состоялась конвенция ООН, на которой рассматривались вопросы по морскому праву. В результате ее подписали 160 стран. Согласно одному из правил, в отношении судна или самолета, на которых совершались преступления в нейтральных зонах, действуют законы страны, которой они принадлежат. Что касается пиратства, здесь есть отдельный пункт – любая страна в праве проводить операции по борьбе с ним.
Есть четкие пункты, которые обозначают некоторые действия сторон как враждебные:
- Захват судов или умышленное изменение их курсов;
- Размещение военных баз, подготовку к нападению на другие страны/судна других стран;
- Установка мин;
- Нападение на лица и объекты.
Судна, проходящие по нейтральным водам, обязаны поставить флаг своей страны для опознавания (либо сделать графическую метку). Если они не делают это, то согласно конвенции по морскому праву, это считается нарушением.
НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ
Илья Егоров
Автор и редактор. Италия, «Арсенал», «Формула 1» и биографии.
На водах
international waters — Викисловарь
Содержание
- 1 Английский
- 1.1 Существительное
- 1.1.1 Синонимы
- 1.1.2 Координатные термины
- 1.1.3 Переводы
- 1. 2 См. также
- 1.3 Дополнительная литература
- 1.1 Существительное
Английский[править]
Существительное[править]
международные воды pl ( только множественное число )
- (международное право) Те части океана, которые юридически не признаны находящимися под юрисдикцией какого-либо национального правительства.
2022 28 августа, Лендон, Брэд, «США направляют два военных корабля через Тайваньский пролив, совершая первый транзит после поездки Пелоси», в CNN [1] , заархивировано из оригинала 28 августа 2022 года [2] :
Пекин заявляет о своем суверенитете над Тайванем, несмотря на то, что правящая коммунистическая партия Китая никогда не контролировала остров, и считает пролив частью своих «внутренних вод».
Однако ВМС США говорят, что большая часть пролива находится в международные воды .
Синонимы[править]
- (международное право): открытое море
Переводы[править]
океан, не принадлежащий ни одной стране
|
|
См.
также
Дополнительная литература[править]
- международные воды в Википедии.0032 – свод международного права, регулирующий права и обязанности государств в морской среде. Это касается таких вопросов, как права судоходства, претензии на морские полезные ископаемые и юрисдикция прибрежных вод.
Хотя современное морское право основано на ряде международных обычаев, договоров и соглашений, оно в значительной степени основано на Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), действующей с 1994 года, которая является общепринятой кодификацией обычное международное морское право и иногда рассматривается как «конституция океанов».
Морское право – это публично-правовой аналог адмиралтейского права (также известного как морское право), который применяется к частным морским вопросам, таким как перевозка грузов морем, права на спасение, столкновения судов и морское страхование.
История
Одним из самых ранних примеров юридических кодексов, касающихся морских дел, является византийский Lex Rhodia, обнародованный между 600 и 800 годами н. э. для управления торговлей и судоходством в Средиземноморье. Кодексы морского права также были созданы во время европейского Средневековья, например, Свитки Олерона, основанные на Lex Rhodia, и Законы Висби, принятые в торговых городах-государствах Ганзейского союза.
Тем не менее, самая ранняя известная формулировка публичного международного морского права была создана в Европе 17-го века, где наблюдались беспрецедентные судоходство, исследования и торговля через мировые океаны. Португалия и Испания возглавили эту тенденцию, заявив претензии как на открытые ими сухопутные, так и на морские пути. Испания считала Тихий океан mare clausum — буквально «закрытым морем», недоступным для других военно-морских держав — отчасти для защиты своих владений в Азии. Точно так же, как единственный известный вход из Атлантики, Магелланов пролив периодически патрулировался испанским флотом, чтобы предотвратить вход иностранных судов. Папская булла Romanus Pontifex (1455 г.) признала исключительное право Португалии на судоходство, торговлю и рыболовство в морях вблизи открытых земель, и на этом основании португальцы претендовали на монополию на торговлю с Индией, что вызвало сопротивление и конфликты со стороны других европейских морских держав.
В условиях растущей конкуренции за морскую торговлю голландский юрист и философ Гуго Гроций, считающийся отцом международного права в целом, написал Mare Liberum («Свобода морей»), опубликованную в 1609 году, в которой изложил принцип, согласно которому море является международной территорией. и что, таким образом, все нации могли свободно использовать его для торговли. Он основывал этот аргумент на идее, что «каждая нация может свободно путешествовать в любую другую нацию и торговать с ней». Таким образом, существовало право мирного прохода по суше и аналогичное право мирного прохода по морю. Гроций заметил, что в отличие от суши, на которой государи могли разграничить свою юрисдикцию, море было сродни воздуху, являясь общим достоянием всех:
Воздух принадлежит к этому классу вещей по двум причинам. Во-первых, он не подлежит оккупации; и во-вторых, его общее использование предназначено для всех людей. По одним и тем же причинам море является общим для всех, потому что оно настолько безгранично, что не может стать достоянием кого-либо, и потому что оно приспособлено для использования всеми, независимо от того, рассматриваем ли мы его с точки зрения мореплавания или с точки зрения рыболовство.
В своем ответе Гроцию английский юрист Джон Селден утверждал в Mare Clausum, что море может быть присвоено суверенными державами так же, как и наземная территория. Отвергая предположение Гроция, Селден утверждал, что не было никаких исторических оснований для того, чтобы с морем обращались иначе, чем с землей, и не было ничего, присущего природе моря, что мешало бы государствам осуществлять господство над его частями. По сути, международное право могло бы развиваться, чтобы приспособиться к возникающим рамкам национальной юрисдикции над морем.
По мере того, как все большее число стран расширяло свое военно-морское присутствие по всему миру, росли противоречивые претензии в открытом море. Это побудило морские государства смягчить свою позицию и ограничить степень своей юрисдикции в отношении моря с суши. Этому способствовала компромиссная позиция, представленная голландским теоретиком права Корнелиусом Бинкершуком, который в De dominio maris (1702 г.) установил принцип, согласно которому морское владение ограничивается расстоянием, на котором пушки могут его эффективно защитить.
Концепция Гроция о «свободе морей» стала практически универсальной в 20-м веке, после глобального господства европейских морских держав. Национальные права и юрисдикция над морями были ограничены определенным водным поясом, простирающимся от береговой линии страны, обычно тремя морскими милями (5,6 км), в соответствии с правилом Бинкершука о «пушечном выстреле». В соответствии с принципом mare liberum все воды за пределами национальных границ считались международными водами: свободными для всех наций, но не принадлежащими ни одной из них.
В начале 20-го века некоторые страны выразили желание расширить национальные морские притязания, а именно использовать минеральные ресурсы, защищать рыбные запасы и обеспечивать контроль за загрязнением. С этой целью в 1930 году Лига Наций созвала конференцию в Гааге, но никаких соглашений достигнуто не было. К середине 20-го века технологические усовершенствования в рыболовстве и разведке нефти расширили дальность действия мореплавания, в котором страны могли обнаруживать и разрабатывать природные ресурсы. Это побудило президента США Гарри С. Трумэна в 1945 о распространении американской юрисдикции на все природные ресурсы ее континентального шельфа, далеко за пределы территориальных вод страны. В прокламации Трумэна упоминался принцип обычного международного права о праве нации на защиту своих природных ресурсов.[13] Другие страны быстро последовали их примеру: в период с 1946 по 1950 год Чили, Перу и Эквадор расширили свои права на расстояние до 200 морских миль (370 км), чтобы охватить свои рыболовные угодья течения Гумбольдта.
Конвенция ООН по морскому праву
Первая попытка обнародовать и кодифицировать всеобъемлющее морское право была предпринята в 1950-х годах, вскоре после прокламации Трумэна о континентальном шельфе. В 1956 году Организация Объединенных Наций провела свою первую Конференцию по морскому праву (ЮНКЛОС I) в Женеве, Швейцария, по итогам которой было заключено четыре договора, заключенных в 1958 году
Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, вступление в силу: 10 сентября 1964
Конвенция о континентальном шельфе, дата вступления в силу: 10 июня 1964
Конвенция об открытом море, вступившая в силу: 30 сентября 1962 г.
Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов открытого моря, вступившая в силу: 20 марта 1966 г.
закон. Хотя UNCLOS I была широко признана успешной, она оставила открытым важный вопрос о протяженности территориальных вод. В 1960 году ООН провела вторую Конференцию по морскому праву («ЮНКЛОС II»), но никаких новых договоренностей она не привела. Актуальный вопрос о различных притязаниях на территориальные воды был поднят в ООН в 1919 г.67 Мальты, что привело к проведению в 1973 году третьей Конференции Организации Объединенных Наций по морскому праву в Нью-Йорке. В попытке уменьшить вероятность того, что группы национальных государств будут доминировать в переговорах, конференция использовала процесс консенсуса, а не большинство голосов. Конференция, в которой приняли участие более 160 стран, продолжалась до 1982 года, в результате чего была принята Конвенция ООН по морскому праву, также известная как Договор по морскому праву, которая определяет права и обязанности стран при использовании ими Мирового океана. .ЮНКЛОС ввела ряд положений, наиболее важные из которых касались судоходства, архипелажного статуса и режимов транзита, исключительных экономических зон (ИЭЗ), юрисдикции континентального шельфа, глубоководной разработки морского дна, режима эксплуатации, защиты морской среды, научных исследований , и урегулирование споров. Он также устанавливает пределы различных зон, измеренных от тщательно определенной исходной линии моря.
Конвенция также кодифицировала свободу моря, прямо предусмотрев, что океаны открыты для всех государств, и ни одно государство не может подчинять какую-либо часть своему суверенитету. Следовательно, государства-участники не могут в одностороннем порядке распространять свой суверенитет за пределы своей ИЭЗ, т. е. 200 морских миль, в пределах которых это государство имеет исключительные права на рыбные запасы, полезные ископаемые и донные месторождения. «Мирный проход» разрешен как через территориальные воды, так и через ИЭЗ, даже военным судам, при условии, что они не наносят вреда стране и не нарушают какие-либо ее законы.
Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г., через год после ее ратификации 60-м штатом Гайана; четыре договора, заключенные на первой конференции ООН в 1956 году, впоследствии были заменены. По состоянию на июнь 2019 года ЮНКЛОС ратифицировали 168 государств. Многие страны, не ратифицировавшие договор, например США, тем не менее признают его положения отражающими международное обычное право. Таким образом, он остается наиболее широко признанным и используемым источником международного права в отношении моря.
В период с 2018 по 2020 год проводится конференция по возможным изменениям в морском праве в отношении сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции (резолюция 72/249 Генеральной Ассамблеи).
Признание и обеспечение соблюдения морского права
Хотя ЮНКЛОС была создана под эгидой ООН, эта организация не играет непосредственной оперативной роли в ее реализации. Тем не менее, специализированное агентство ООН, Международная морская организация, играет роль в мониторинге и обеспечении соблюдения определенных положений Конвенции, наряду с межправительственной Международной китобойной комиссией и Международным органом по морскому дну (ISA), который был создан в соответствии с Конвенцией.