Молча принесет воды: В горнице моей светло — Рубцов. Полный текст стихотворения — В горнице моей светло

В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмёт ведро, Молча принесёт воды … ▷ Socratify.Net

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниёт совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Будут поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

  • Пред.
    Предыдущая

  • След.
    Следующая

ДеньДелоСудьбаВода

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ

Мы дарим женщине цветы,
Звезду с небес, круженье бала
И переходим с ней на ты,
А после дарим очень мало.

Игорь Губерман (500+)

Мы не знаем, что будет завтра. Пусть оно просто будет. И пусть в нем будут все те, кто нам дорог.

Неизвестный автор (1000+)

В любви мужчина должен дарить женщине не только цветы, но и ощущение того, что у них все только-только начинается.

Эльчин Сафарли (100+)

В ночной тишине больше мечтаешь о нежном слове одного человека, чем об аплодисментах тысяч людей.

Джуди Гарленд (9)

Власть пребывает там, куда помещает её всеобщая вера. Это уловка, тень на стене. И порой очень маленький человек отбрасывает очень большую тень.

Игра престолов (100+)

Нормальность — это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.

Винсент Виллем Ван Гог (20+)

Дарить цветы и открытки в день Святого Валентина это конечно здорово…
А как же 15, 24 или 27 февраля…?
Делайте из будней праздники и это будет в 1000 раз приятней!

Константин Пи (50+)

Моя ошибка в том, что я ожидал плодов от дерева, способного приносить только цветы.

Оноре Мирабо (4)

Когда в жизни идет дождь — смотри на радугу. Если стало темно, — ищи звезды.

Неизвестный автор (1000+)

Все мы погрязли в болоте, но некоторые из нас смотрят на звезды.

Оскар Уайльд (500+)

  • Показать лучшие


    org/SiteNavigationElement» itemscope=»itemscope»>

  1. Главная
  2. ❤❤❤ Николай Рубцов — 30 цитат

Молча принесёт ведро: alkolenbet — LiveJournal

Под катом — трактовка «Горницы», которая мне лично картину мира поначалу поломала решительно. Теперь я попривыкла и примирилась с ней, но всё же на всякий случай предлагаю читать остальное на свой страх и риск. Хотя есть вероятность, что и этот велосипед уже изобрели безо всяких там — и я напрасно вас пугаю.

По-хорошему, надо искать авторитетные источники, специалистов, профессиональную литературу — и таких объёмов времени не бывает в нормальной жизни, так что по верхам — но, если кто-нибудь что-нибудь захочет накопать, делитесь выводами =)

Предпосылки были следующими:

«Буду до ночной звезды (что-то делать)…» — это, конечно, сейчас очень актуально. Для меня персонально в меньшей степени, чем было хотя бы позавчера, но для многих и многих помощников и работников — очень даже.

Соответственно, абстрактное «лодку мастерить» сходу заменяется на «коробку собирать». Медитативное, кстати, занятие. Только трёхсложное слово «коробка» в размер не влезает, зато можно спеть «ящик собирать»… И — вот оно! Внезапно приходит озарение, что разлюбимая «Горница» — вообще-то действительно песня о смерти.

Причём это настолько очевидно, что неясно, как можно было столько лет её петь и воспринимать лишь буквально!

Тем более, что у меня всегда были вопросы к безумному

Матушка возьмёт ведро
Молча принесёт воды.

Почему матушка таскает вёдра, а лир.герой за этим лениво наблюдает?
Попыток объяснения было две*:

1) сегодня он в меланхолии, осознаёт, что косячит, переваливая свою работу, но наслаждается страданиями; а молчание этой самой матушки — осуждение его позиции. 

2) это ведро воды на самом-то деле никому не нужно, но матушка ищет повод для разговора и обижается, что сын не идёт на контакт. Его, понятное дело, раздражают такие откровенные манипуляции.

Обе версии не кажутся очень уж убедительными, но одну из них приходится принимать, чтобы была хоть какая-то картинка. Впрочем, вероятно они могут сшиться вместе во что-то промежуточное.

Но, если принять мысль, что герой мёртв, всё становится на свои места значительно лучше.

Матушка несёт воду для омовения и в её молчании — не обида, а горе.
Не должна ли она причитать-плакать-голосить? Если речь про XX век, обычная селянка уже могла утратить культуру плача — и пригласить для этой цели специальную женщину. Интересна ли нанятая старуха наблюдающей за ситуацией душе? Разумеется нет: её внимание концентрируется на близком человеке.

А может всё ещё проще: погребение уже состоялось, а матушка вымывает избу после выноса покойника. По возвращении с кладбища плакать и причитать строжайше запрещено — вот и молчит. Стоически.

Дальше.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

С буквальными смыслами тут всё понятно.
С цветами… Можно понимать этот образ широко — «жизнь». И тогда картинка следующая: герой умер (цветы увяли), но в новое состояние не перешёл (лодка гниёт на мели). Про перенос через реку — факт общеизвестный, образ лодки тоже мировой. Но рубцовский наблюдатель сидит на берегу и не решается пересекать границу, которая отсечёт его от мира живых.

Ещё смущает «горница».
Первые выпавшие определения: горница — чистая комната в крестьянском жилище, светлицагорница с большим количеством окон, чаще всего на женской половине избы (и не отапливаемая). То есть, подтип, а значит фраза «В горнице моей светло» может быть синонимична фразе «Я сижу в светлице». Мне, например, понятнее тогда, почему всё-таки в качестве символа ушедшей жизни фигурируют именно цветы.

Кстати, откуда мы вычленяем пол рассказчика? Вероятно, в первую очередь из знания об авторе. И во вторую — из описания его занятий: он собирается мастерить лодку.

Но, если герой мёртв, а душа его застряла на берегу, о каком поле можно говорить?
Зато, если признать наличие в каждом характере и женского, и мужского начала — а мне это кажется справедливым, — то можно проследить за их отношениями: женская половина души лишена связи с миром, но не может покинуть его, если не уступит первенство мужской ипостаси.

Что, собственно, и происходит:

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Ива — символ печали, всё ещё женский плач. Затем он наконец сменяется готовностью отправляться в путь:

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Поливать цветы, думать о судьбе — это уже о посмертии или новой жизни. Косвенно — о продолжении рода.
Ночная звезда — ещё одно указание на рубежность (вспомним, что с неё же всё и начиналось). Граница между временем суток значима.

Покойник ещё несколько раз может вернуться, может проникнуть в сны, может оберегать родных… Однако для обретения этой власти нужно дооформиться в новом статусе, выйти из подвешенного состояния, где мы и застаём аморфного героя. Он лишь готовится к тому, что деятельное в нём победит рассудочное — но так, вероятно, и произойдёт, потому что говорить больше не о чем. И повтор первого куплета напоминает нам о невозможности диалога с живым человеком.

Воооот. И на первый взгляд эта трактовка… озадачивает, так скажем. Поёшь себе эту песню — в морозовском варианте — сколько себя помнишь, а потом такие повороты…

Побежала читать, что принесёт интернет. Нашла ещё три версии.

Первая скучнейшая — «стихотворение о любви к малой родине».
Однако мотив смерти тут выделяют, связывая образ красных цветов с рано умершей матерью Рубцова. Почему тогда она в начале стихотворения приходит с ведром?
Можно объяснить тем, что герой видит мать как прежде наяву, но она всё же фантом, призрак, поэтому и молчит.

Доказательством могла бы быть соответствующая пунктуация. Надо, конечно, смотреть автограф, но до сих пор нигде не видела отделения первой строфы от остальных хоть каким-либо образом. А это принципиальный момент.

Вторая — вся о воспоминаниях, красных цветах и матери. И эти ребята выдают за монтаж многоточие в конце первой строфы:

Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный. В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием. Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве.

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен. Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок». В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку.

Но зато третья… Это из дневниковых записей исследователя творчества Рубцова Николая Коняева. И он считает, что стихотворение — о сне.

Вечером посидели на кухне. Я прочитал Вячеславу главу «Горница Николая Рубцова», где я доказываю, что прямо с первых же строк Рубцов разворачивает в своём стихотворении сновидение.

И тогда сразу обретают смысл вроде бы бессмысленные строки — ну, зачем идти матери ночью за водой, какая надобность? И всё упорядочивается, всё встаёт на своё место.

Смешно, кстати, что его в строках про ведро напрягает время суток, а не сама ситуация. 

Разумеется, светло! Звёздный свет не высветит ни чугун с картошкой, ни табуретку. Для быта его не хватает — зато вполне достаточно для памяти, для того, чтобы увидеть в её сумерках самое главное, то, что, кажется, навсегда было позабыто. Звёзды вообще дают у Рубцова больше нужного света, чем луна или солнце. Того света, который необходим для прозрения.

— А ты знаешь первый вариант этого стихотворения? — спросил Вячеслав, когда я дочитал главу.

— Нет… — сказал я. — Я в архиве в основном биографические материалы смотрел…

Вячеслав сходил в комнату, принёс папку. Вынул оттуда листок и протянул мне.

— Я это сам недавно в архиве нашёл…
На листке было стихотворение «В звёздную ночь».

В горнице моей светло,
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.

— Матушка, который час?
Что же ты уходишь прочь?
Помнишь ли, в который раз
Светит нам земная ночь?

Красные цветы мои
В садике завяли все,
Лодка на речной мели
Скоро догниёт совсем.

Сколько же в моей дали
Радостей пропало, бед?
Словно бы при мне прошли
Тысяча безвестных лет.

Словно бы я слышу звон
Вымерших пасхальных сёл…
Сон, сон, сон
Тихо затуманит всё.

На этом Коняев радостно восклицает, что он прав…

Но я ещё радостнее нахожу подтверждение фольклорно-литературной трактовки. Состояния сна и смерти в принципе имеют определённое родство, так тут вдобавок гамлетовские мотивы!

…То, что я по-дилетантски назвала «фильтрами» правильно обозвать внетекстовыми структурами. И — при всей сложности обращения с ними — я довольна, когда нахожу подтверждение тому, что автор мог обладать примерно таким же набором ВС, который понадобился читателю для создания смысла.

Фольклор и Шекспир…
Второе нужно искать в архивах — информацию о том, что Рубцов о нём знал, думал, упоминал ли когда-нибудь. Впрочем, повторюсь, идея «смерть — вечный сон» универсальна.

А что касается фольклора… Рубцов-то родом из Архангельской области! Из тех самых мест, где до сих пор в икотников верят, где в деревне — столь им любимой — фольклорная традиция всё ещё сохраняется. Да, были годы, когда сакральные знания уходили на второй план, молодые люди отрывались от корней и прочее, прочее, прочее. Но всё-таки я думаю, что он был достаточно осведомлён. 

И роль подсознательного тоже нельзя отрицать.

Теперь хочу поспрашивать немного неподготовленного народа. Ведь всё на поверхности, удивительно даже. Точно должно было человечество вскрыть этот пласт.

* Мне тут правомерно попеняли, что лир.герой — ежели это юноша — может спокойно взирать на матушку-водоноса, ибо это женское занятие.
Ну, строго говоря — девичье, потому что договориться об умыкании можно едва ли не только в то время, пока потенциальная невеста воду набирает.
Так что неудивительно, что Коняева не смущает ситуация.

UPD. Первый же участник опроса «О чём песня?» тут же сделал страшное лицо и выдал версию о посмертии так запросто, будто это давняя хохма. Это и радует, и огорчает — не могу даже понять, что больше. С одной стороны, значит, не совсем уж и бред) С другой — как и полагала, научной ценности у этого открытия нет, потому что оно уже не открытие.
Хотя очень приятно обнаружить единомышленника! И вообще сегодня чудесный день выдался.

Ещё из актуального — и запись прекрасная!

«То потянет, то толкнёт» — это про дверь в новом здании, когда руки заняты. Потом была ещё команда «Тяни!» — относилась она к плёнке, которую мы выматываем длинными лоскутами, чтобы, ритуально обойдя всех оленей, создать правильные складки. Даже «не может целиком уснуть» оказывается в тему, но главный девиз: «Глядишь — поможет!». 

Впрочем, всяко лучше, чем «Давайте мне работу, не то всё порушу-поломаю!»

….Вообще то, как человек выстраивает и поддерживает баланс между деятельным и рассудочным (я замечу только, что это условное деление, конечно), многое определяет. И, кажется, это довольно жёсткие рамки, фундаментальные настройки мозга, которому плевать, насколько его правила соответствуют общественной норме, но внутри себя он хочет поддерживать когда-то заданное «идеальное количество» что дел, что мыслей в определённый промежуток времени. Попытка заменить одно другим ни к чему разумному не приводит.

Так и КуйГорож, [спойлер]сходя с ума от отсутствия работы, в конце концов возвращается к состоянию совершенной замкнутости в собственной скорлупе. Кажется, что в это время он хранит все секреты мира — пропорционально его бешеной активности в ином виде. Ну, на то и злой дух, конечно.

Нормализация тишины: используйте воду как инструмент

Мой клиент сделал паузу после того, как закончил свою мысль в середине нашего разговора. Я был готов вступить со своим следующим вопросом, как вдруг у меня першило в горле. К счастью, у меня была вода в пределах досягаемости руки, и я быстро схватил ее, чтобы облегчить парализующий зуд. В эту долю секунды дополнительных тишины мой клиент погрузился в невероятно глубокое озарение, как будто эта дополнительная пауза была всем, что им нужно, чтобы найти свой глубокий колодец вдохновения. Я сидел ошеломленный. Что только что произошло? Пораженные на мгновение ошеломленным состоянием, и еще несколько секунд молчания, они излили еще больше понимания.

Если бы я обнаружил здесь что-то удивительное, я сразу же забыл об этом, когда сеанс закончился… пока это не случилось снова через несколько дней. Это надоедливое першение в горле вернулось почти в тот же момент сеанса. Пока я пил воду, естественная пауза клиента увеличилась, и из нее вылилось глубокое озарение. Наконец до меня дошло: может быть, есть над чем хорошенько подумать в отношении темпа сессий. Мне намеренно нужно было обозначить лишних минут молчания, когда разговоры доходили до критической точки. Не такая длинная пауза, чтобы клиент задавался вопросом, здесь ли я еще, но достаточно непрерывного пространства, чтобы за их быстрым ответом мог последовать глубоко укоренившийся ответ.

Я проверил эту теорию на своих последующих коуч-сессиях. Конечно же, каждый раз, когда я делал несколько дополнительных ударов в гуще разговора, потягивая воду, дополнительная тишина запускала нас все глубже на новую территорию. Щекотка в горле превратила физиологическую неудачу в инструмент тренировки.

Теперь я нарочно пью воду и даю клиентам аванс, предупреждая их, чтобы они чувствовали себя вправе тратить больше времени на обработку. Этот простой трюк может оказаться самым мощным из всех моих коучинговых инструментов. Но почему?

Тренеры против клиентов

Как коучи мы учимся всевозможным трюкам, которые помогают нам погрузиться в тишину, чтобы не прерывать нашего клиента. Сосчитайте в уме до 10. Сделайте три глубоких вдоха. Запишите вопрос, который вы только что задали. Напротив, часто чувствуя дискомфорт от длительной паузы, наши клиенты могут начать заполнять воздух быстрыми ответами, использовать наполнители или пытаться вернуть вопрос коучу. Итак, как мы можем помочь нашим клиентам чувствовать себя более комфортно и использовать тишину? Вместо того чтобы упускать возможности для роста числа клиентов, проявите творческий подход и намеренно используйте то, что есть вокруг вас, будь то вода, кружка кофе или кнопка отключения звука. Этот план особенно хорошо окупается с клиентами, плохо знакомыми с коучингом, которые могут чувствовать себя еще более некомфортно из-за молчания, чем клиенты, с которыми у вас сложились глубокие отношения с течением времени. Но как?

4 шага к нормализации тишины:

  1. Когда разговор достигает критической точки, обратите внимание на предстоящую паузу и дайте им свободу побыть одному в своих мыслях.
  2. Будьте прямолинейны и дайте им знать, что это произойдет. — Я собираюсь выпить кофе, пока ты на минутку подумаешь.
  3. Ослабьте давление момента и сделайте то, что сказали. Если вы лично или на видео, сфокусируйте на мгновение свой взгляд на кофейной кружке и ослабьте напряжение связи зрительного контакта.
  4. Подтвердите молчание. Если вы чувствуете, что их тревога растет, повторите, что вы делаете и почему. «Я продолжу наслаждаться своим кофе. Думай столько, сколько нужно». Пейте столько, сколько потребуется.

Эти трюки работают как лично, так и по телефону. Тот факт, что клиент не может видеть, как вы физически берете свою чашку, не означает, что это уменьшает вашу способность заявлять, что вы делаете и почему.

Тишина в командах

Эти шаги особенно полезны в командной среде, где требуется длительная пауза, чтобы кто-то набрался храбрости и прервал молчание. Подайте сигнал группе, что вы можете ждать и не будете их выручать. Большая группа? Много затяжной тишины? Идите вперед и выйдите из комнаты на предсказуемую паузу. «Я пойду налью себе кофе, вернусь и выслушаю ваши мысли через две минуты». Когда вы ждете достаточно долго, эти моменты преднамеренное молчание создаст моменты прорыва для ваших клиентов.

Знай знаки и получай помощь

Обзор

Когда ребенок или взрослый падает в воду, человеку свойственно вдыхать или глотать воду в состоянии паники. Как только человек был спасен из воды, большинство из нас предположило бы, что опасность миновала.

Но после приема воды через нос или рот мышцы дыхательных путей могут сжиматься для защиты легких. Некоторые называют это состояние «сухим утоплением», хотя это не медицинский термин и не диагноз. Врачи называют это явление «постиммерсионным синдромом», и хотя это редко, но все же случается.

Сухое утопление в основном встречается у детей. В то время как 95 процентов детей чувствуют себя хорошо после того, как случайно поскользнулись под водой, важно быть бдительными и знать о симптомах утопления, которые могут возникнуть, когда ваш ребенок выглядит безопасным и сухим. Сухое утопление — это неотложная медицинская помощь, требующая неотложной помощи.

Сухое утопление и вторичное утопление являются результатом травм, полученных под водой. Сухое утопление наступает менее чем через час после вдыхания воды. Но вторичное утопление, которое также бывает редко, может произойти в течение 48 часов после аварии на воде.

Вторичное утопление вызвано скоплением воды в легких. Это больше похоже на то, что мы называем «настоящим» утоплением, потому что при этом ваши легкие наполняются водой. Затем вода вызывает трудности с дыханием. Как сухое, так и вторичное утопление являются серьезными заболеваниями, которые могут привести к летальному исходу.

Вы должны заметить предупреждающие признаки сухого утопления в течение часа после выхода из воды.

Сухое утопление вызывает смыкание голосовых связок над дыхательным горлом. Этот эффект называется ларингоспазмом. Ларингоспазм может быть легким, вызывая затруднение дыхания, или он может быть тяжелым, препятствуя попаданию кислорода в легкие или выходу из них.

Симптомы, на которые следует обратить внимание после попадания в воду, включают:

  • затрудненное дыхание или речь
  • раздражительность или необычное поведение
  • кашель
  • боль в груди
  • упадок сил или сонливость после попадания в воду
  • 9 затрудненное дыхание, они могут быть не в состоянии говорить или выражать свои симптомы. Вот почему важно внимательно следить за своим ребенком после испуга водой, чтобы убедиться, что он дышит свободно.

    При появлении симптомов сухого утопления необходимо вызвать скорую медицинскую помощь. Наберите 911 без промедления.

    Тем временем постарайтесь успокоить себя или своего ребенка на время ларингоспазма. Сохранение спокойствия может помочь мышцам дыхательного горла расслабиться быстрее.

    Как только прибудет скорая помощь, они проведут лечение на месте происшествия. Это может включать реанимацию, если кто-то потерял сознание из-за нехватки кислорода.

    Когда состояние человека стабилизируется, его доставят в больницу для наблюдения. Наличие симптомов сухого утопления после погружения требует медицинского наблюдения, чтобы убедиться, что нормальное дыхание возобновилось, и исключить другие состояния, такие как вторичное утопление или бактериальная пневмония. Рентген грудной клетки или обследование у пульмонолога может потребоваться, чтобы исключить наличие воды в легких.

    Сухое утопление — это вид утопления, который является одной из основных причин смерти детей младшего возраста. Но вы можете свести к минимуму шансы утонуть, сделав все возможное, чтобы полностью предотвратить несчастные случаи на воде.

    Для детей в возрасте 2 лет и младше любое погружение в воду представляет серьезную опасность. Даже если ребенок просто находится под водой в течение минуты или двух, сразу же доставьте его в отделение неотложной помощи после испуга водой.

    Помните об этих правилах безопасности, когда на вашем попечении находятся маленькие дети:

    • Присмотр за детьми младше 4 лет в любом водоеме. Это включает в себя ванну.