Легенды о воде: Пугающие мифы и легенды о воде » BigPicture.ru

Устрашающие мифы и легенды о воде

С незапамятных времен вода для людей остается одной из самых необычных стихий. С ней связано немало примет, немало преданий, мифов и легенд. Для русских огонь, земля и особенно вода всегда были абсолютно дивными стихиями. Они были уверены, что вода произошла из волшебного источника. В русском фольклоре вода неразрывно связана с жизнью и смертью. Так, живая вода, по преданиям, могла излечить израненное тело. Предки современных южноамериканцев, африканцев и европейцев почитали воду не меньше, а то и больше нас. Мифы и легенды были разными, но все они сходились на одном — вода была смыслом существования, божеством. На многих местах языческого поклонения у воды даже были воздвигнуты часовни и храмы, а порой и сами водные объекты становились героями мифов и легенд.

1. Сперва обратимся к японской мифологии. Всем известна история Всемирного потопа, описанная в Библии. Однако упоминания об этом «происшествии» встречаются в мифах и легендах разных народов. Согласно японскому варианту, например, первый властитель Японии поселился на островах сразу же после того, как вода стала убывать.

2. И снова о японцах: есть такое озеро — Тадзава (или Тадзавако) глубиной 423 м. Примечательно, что зимой озеро не замерзает, несмотря на холода, типичные для здешних зим. С ним связано много легенд, одна из которых гласит, что когда-то жил в этих краях молодой и красивый рыбак Хатиротаро. Однажды он поймал в реке странную рыбу. Молодой парень был голоден и съел ее. Внезапно он ощутил чудовищную жажду. Стремясь утолить ее, он припал к бьющему из-под камней источнику и пил воду из него 32 дня без перерыва. На 33-й день Хатиротаро превратился в дракона. Вернуться в таком виде под родной кров рыбак уже не мог. Поэтому он запрудил реку, превратив ее таким образом в глубокое озеро, пригодное для обитания водяного дракона. Так — по легенде — появилось озеро Тадзава.

3. Есть и такая легенда у жителей Страны восходящего солнца. Согласно японской мифологии, Дракон Рюдзин — это бог моря, повелитель водной стихии. Согласно легендам, он жил на дне океана неподалеку от побережья Японии, у островов Рюкю (Нансей). Один удар хвоста Рюдзина вызывает огромные приливные волны, которые полностью смывают прибрежные деревни. Когда Рюдзин открывает громадную зубастую пасть и вздыхает, в воде появляются гигантские водовороты. Голову благородного дракона венчают оленьи рога; усы указывают на его мудрость; глаза видят в глубину до самого дна океана. Когда Рюдзин вытягивает ужасные когти, происходят наводнения. Движением лапы он может опрокинуть несколько судов.

4. С ним же связан еще один миф, но на этот раз почти исторический. Решив напасть на Корею, императрица Дзингу попросила помощи у Рюдзина. Посланник дракона принес ей два драгоценных камня, приливный и отливный. Дзингу возглавила поход японского флота в Корею. В море их встретили корейские боевые суда. Дзингу бросила в воду отливный камень, и корейские корабли сели на мель. Когда корейские воины выпрыгнули из кораблей, чтобы предпринять пешую атаку, Дзингу бросила на морское дно приливный камень. Вся вода хлынула назад и потопила врагов.

5. У японцев вообще существует масса мифов и легенд о воде. И вот вам еще один. Когда-то японцы верили в водяных демонов Каппа, которые выглядят как маленькие обнаженные мужчины с черепашьим панцирем и заполненной водой чашей на месте головы. Они рыскали в воде в поисках заблудшего пассажира и затягивали его на глубину. Есть лишь два способа избежать их: первый предполагает начертать имя на огурце и бросить его в воду. Каппа очень любят огурцы. Второй способ — поклониться демонам. Демону в этом случае приходится поклониться в ответ и тем самым опустошить свою чашу-голову. Без воды в голове Каппа беспомощны.

6. Перенесемся в Южную Америку — в Древнюю Мексику. В их преданиях о Потопе сказано так: «Небо приблизилось к Земле, и вмиг все живое погибло». Они были уверены, что горы и скалы, которые мы видим сейчас, покрыли всю землю, а вода кипела и бурлила так, что г
оры стали красного цвета. Они были также уверены, что вода уничтожила ненужную, уродливую расу великанов, а все люди превратились в рыб, кроме одной пары, спрятавшейся в деревьях.

7. Краснокожий человек вообще считал, что населенный людьми земной шар был создан из ила, который поднялся из первозданных вод. В их мифах встречаются двуполые существа, известные у ацтеков как Ометекутли‑Омесиуатль (владыки двойственной природы). Их изображали божествами, господствующими над возникновением всего сущего, над началом мира.

8. Примерно в это же время самым известным героем мифов древних южных европейцев является Нептун (Посейдон). Именно с ним связана масса преданий, легенд и мифов. Именно он внушал всем большой страх, потому что Нептуну (Посейдону) приписывали все колебания почвы, и, когда начиналось землетрясение, богу Посейдону приносились жертвы. Достаточно было удара Посейдона трезубцем о землю, чтобы та разверзлась и заколебалась. Посейдона (Нептуна) признавали и почитали как могучего и сильного бога все мореплаватели и купцы, которые воздвигали ему жертвенники и обращались к нему с мольбами для того, чтобы бог Посейдон даровал их кораблям счастливый переезд без бурь и покровительствовал бы успеху их торговли.

9. С ним же связан один из самых известных мифов. По просьбе героя Тесея бог Посейдон вызвал чудовище, ставшее причиной смерти Ипполита — сына Тесея и царицы амазонок. Угрюмый от природы, Ипполит ничего не любил, кроме охоты. Он громко выражал свое презрение к женщинам, никогда не поклонялся богине Афродите и приносил все свои жертвы на алтарь богини Артемиды. Разгневанная Афродита решила мстить за такое пренебрежение. Богиня Афродита внушила мачехе Ипполита Федре безумную любовь к Ипполиту. Но Ипполит с отвращением отвернулся от мачехи, которая за это оклеветала Ипполита перед отцом. Считая его виновным, Тесей призвал на него гнев бога Посейдона, и тот приказал морскому чудовищу появиться на поверхности воды, в то время как Ипполит подъезжал к морю на колеснице. Испуганные страшилищем кони опрокинули колесницу, и Ипполит погиб. Впоследствии этот миф лег в основу «Федры» и картины Рубенса «Смерть Ипполита».

10. А в это время в Египте вода наделяется живительной способностью — небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Один из мифов повествует о том, что Бог сидел на воде, подобно тому, как птица сидит на яйцах, и высидел жизнь. В египетской графике тройной иероглиф воды символизирует необъятные воды, т.е. первозданный океан и первоматерию. В Ведах говорится, что в начале времен все было подобно морю, лишенному света. Вода сравнивается с животворными жидкостями тела. В соответствии с этим представлением в Древнем Египте воду добавляли в мумифицированное тело с целью замены утраченных «жизненных соков». Божественный образ придавался и Нилу как «кормильцу» народа — без разливов этой реки жизнь здесь была бы невозможна.

11. Перенесемся на Русь. Здесь ходила легенда о Водяном — владыке вод. По преданиям, это злой дух, олицетворяющий водную стихию. Обитает он в водоворотах рек, в омутах или в болотах, любит селиться под водяной мельницей, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников считали колдунами. Однако есть у водяных и свои дома, выстроенные из ракушек и самоцветных речных камушков. В своей родной стихии водяной неодолим, а на земле сила его слабеет. Он заманивает человека в воду и топит его, способен разрушить запруды, может подарить рыбакам богатый улов или разгоняет всю рыбу и рвет сети. Поэтому мельники и рыбаки старались его умилостивить: бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь животное черного цвета (петуха, кошку, собаку), рыбаки выпускали обратно в воду первую пойманную рыбу.

12. Существовала у славян вера и в Водяницу — жену водяного, бывшую утопленницу. Ее еще называли шутихой, шутовкой. Водяница предпочитала лесные и мельничные омуты, но больше всего любила пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колесами она будто бы обыкновенно собиралась на ночлег вместе с водяны
м. По легенде, имеет вредный нрав: когда она плещется в воде и играет с бегущими волнами или прыгает на мельничные колеса и вертится вместе с ними, рвет сети и портит жернова.

13. Омская область хранит легенду о «Пяти Озерах», одним из которых является знаменитое озеро Окунево. А деревня близ него считалась энергетическим центром земли. Сама деревня является местом, где периодически происходят паранормальные явления. Кто-то видел здесь всадника без головы, другие рассказывают про неизвестно откуда взявшийся хоровод девушек на берегу реки. Легенда рассказывает, что за спинами девушек то появлялись, то исчезали полупрозрачные фигуры огромной высоты. Вокруг деревни расположено пять озер, которые появились при падении пяти метеоритов. Вода в каждом из озер считается целебной, местонахождение пятого озера до сих пор загадка.

14. Сохранилась и такая легенда: в старые времена могучий Байкал был веселым и добрым, крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Самой красивой была она — все не могли налюбоваться ею. Даже птицы, хоть и спускались ниже, никогда не садились на нее и говорили: «Разве можно светлое чернить?» Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Разгневался Байкал и уронил скалу прямо на горло Ангаре. Задыхаясь, она попросила отца простить ее и дать хоть капельку воды. Байкал крикнул: «Я могу дать только свои слезы!» С тех пор сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

15. А вот на юге была распространена легенда о живой и мертвой воде. Она рассказывала о старике, который пережил много поколений, но облик его остался неизменным. И обладал он огромной силой. К нему часто обращались за помощью знахари и духи разных земель, да и сама мать-Земля порой. Старик обладал даром наделять воду животворящей силой, капля такой воды могла вернуть к жизни и избавить от недуга, глоток мог наделить человека способностью видеть истину бытия и быть счастливым, три глотка открывали в человеке целительный дар, а кружка такой воды приносила человеку силу, которую имели только бестелесные духи. Понимая ценность этой воды, раздавал он ее осторожно, ибо в руках невежды много несчастья могло случиться. Однако беда случилась: пришел к нему человек, молящий о помощи. Его отец умирал от тяжелой болезни. Старик отдал мужчине стеклянный сосуд с водой и сказал давать воду отцу раз в день на рассвете всю неделю и запретил пить ее самому, так как ему она не предназначалась. Но не сдержался человек и выпил воду. Увидел тотчас же он старика, который разозлился на него и потребовал воду вернуть. Но ненависть переполнила человека. Выточил он копье из плотного дерева и пошел обратно в пещеру. Пришел он туда и убил старца. Как только копье пронзило сердце старика, кровь его брызнула на очи мужчины и очистила его разум и сердце от черных чувств и мыслей. Упал мужчина на колени, обнял старика и заплакал от раскаяния и любви, как к родному отцу. А в это время прозрел его кровный отец и стал здоровым. Дар старца перешел к мужчине.

16. В Якутии местные жители давно верят в существование Лабынкарского черта — нечто темно-серой окраски с огромной пастью. Расстояние между глазами равно ширине плота из десяти бревен. Если верить легенде, он очень агрессивен и опасен, нападает на людей и животных, способен выходить на берег.

Tags: Море

Мифы и легенды о талой воде

08 декабря

В детских сказках частенько проскакивают строки, повествующие о живой воде. Ею приводят в чувства спящих красавиц, раненных и даже иногда воскрешают мифологических персонажей. Как оказалось, у сказочного зелья есть вполне реальный современный аналог — талая вода, которой приписывают схожие свойства.

В ожидании чуда

Гомеопаты и прочие знатоки утверждают, что талая вода лечит практически все болезни, улучшает тонус и позволяет похудеть. Так ли все на самом деле? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В сети много информации по теме: истории чудесного исцеления и разношерстные рецепты приготовления самой «правильной» талой воды. И, как ни парадоксально, сегодня существуют сертифицированные бренды-производители, выпускающие бутилированную талую воду. В общем, вода — отличный повод для бизнеса и, увы, шарлатанства, которые часто идут рука об руку.

Истина, как всегда, где-то рядом: талая вода эффективна буквально в течение 30 минут после разморозки. В таком виде этот природный эликсир действительно улучшает саморегуляцию нашего организма и оптимизирует метаболизм. Подобное действие обусловлено тем, что талая вода моментально выводится, очищая наше тело от так называемых шлаков. Здесь же стоит отметить роль заморозки в обеззараживании водопроводной воды от микробов и бактерий.

Мнение ученых мужей

Наука также не обошла стороной феномен талого чуда. Целебные свойства этой воды пытались объяснить медики, физики и химики. И результаты исследований были ошеломительными. Специалисты, работавшие в сфере восстановительной медицины, утверждали, что ежедневное употребление стакана талой воды нормализует деятельность сердца, восстанавливает работу сосудов мозга и мышечной системы. Более того, в конце 90-х данный напиток широко применяли для лечения ожирения. Однако в те времена талую воду не считали панацеей, ее рекомендовали в качестве гомеопатической добавки к специальной диете и лечебным процедурам.

И к чему мы пришли? Во-первых, если вам в магазине встретилась бутилированная талая вода по стоимости элитной водки, смело проходите мимо. Во-вторых, действительно целебным эффектом обладает талая вода с кристаллами льда в структуре или жидкость сразу после разморозки. И, в третьих, талая вода ни в коем случае не может служить единственным средством при лечении сложных хронических заболеваний. Она пригодна только в качестве биологически активной добавки.

Рецепт приготовления

Если вы хотите приготовить для себя и своей семьи талую воду, приезжайте зимой в Загородный клуб «Айвенго». Мы расположились среди живописных лесов Подольского района, куда захаживают самые суровые морозы. Здесь вы моментально заморозите десятки литров любой жидкости. А в комфортабельных и теплых апартаментах нашего отеля или коттедже новоиспеченный лед быстро превратится в лечебную воду. Чтобы придать напитку еще большую силу, можете его освятить в одной из близлежащих церквей, например, в Храме Знамения Богородицы.

Водная мифология | Total Soft Water

Четыре элемента земли, воздуха, огня и воды уже давно связаны с магическими мифами и легендами. Вода считается женской энергией, связанной со страстью и эмоциями. На протяжении веков водяные духи и божества фигурировали во многих культурах. В греческой мифологии водные нимфы, известные как «наяды», охраняли ручьи и реки. В древней Британии считалось, что водные духи обитают в водоемах, таких как колодцы и озера.

As S.M Enzler MSc. объясняет мифологию воды Lenntech: «Вода играет важную роль во многих легендах и мифах. Есть мифологические водные существа и боги, истории о героях, имеющих какое-то отношение к воде, и даже истории об островах и континентах, затерянных под поверхностью».

Легенды глубин

«Потерянный» город Атлантида — это остров, который часто считают утопическим обществом. Происхождение Атлантиды впервые было рассказано в двух диалогах Платона, «Тимей» и «Критий», написанных около 330 г. до н.э. Хотя это история из мифов и легенд, многие утверждали, что Атлантида была реальным местом. В 2016 году у берегов Мексики была обнаружена пирамида длиной 8,5 миль. Говорят, что огромная структура имеет диаметр от 3,5 до 11 миль. Для верующих в Атлантиду это возможное местонахождение затерянного города.

В шотландском нагорье легенда о Лохнесском чудовище привлекает энтузиастов со всего мира. В просторечии известная как «Несси», бесчисленное количество людей утверждают, что видели ее в разное время за последние несколько десятилетий. Интерес к озеру распространился по всему миру после событий 2 мая 1933 года, когда существо якобы заметил Алекс Кэмпбелл, репортер на полставки. Сообщение сделало Несси знаменитой, и истории о предполагаемых наблюдениях сохраняются даже сегодня.

Были проведены научные исследования этого явления, хотя ни одно из них не предоставило доказательств существования Несси. Однако если бы гигантское доисторическое существо могло жить где-нибудь в Британии, то это было бы озеро Лох-Несс. Озеро огромно — это самый большой водоем пресной воды в Британии, содержащий больше воды, чем все остальные озера Англии, Уэльса и Шотландии вместе взятые. Местами на глубине 745 футов озеро Лох-Несс содержит 263 миллиарда кубических футов воды, в которых может спрятаться монстр.0003

Коварные моря

Еще одним источником водных легенд является Бермудский треугольник, иногда называемый Треугольником Дьявола. Расположенный в Северной Атлантике, он простирается от оконечности Флориды до Пуэрто-Рико и острова Бермуды, образуя треугольник, в честь которого он назван.

Именно в Бермудском треугольнике бесследно исчезли самолеты и корабли. Многие пытались объяснить странные явления в этом районе. Некоторые теории указывают на паранормальные явления и обвиняют оставшиеся технологии Атлантиды или даже инопланетную деятельность. Естественные объяснения включают необычные магнитные аномалии, которые могли существовать в этом районе, и термохалинную циркуляцию, возникающую из-за Гольфстрима.

Любому мореплавателю знакома легенда о русалке. У русалок и водяных была верхняя часть тела человека, а вместо ног рыбьи хвосты. Говорили, что русалки были потрясающе красивы и жили под водой. В фольклоре русалки ассоциировались с несчастьем и, как говорили, сбивали моряков с курса и приводили к их смерти.

Водные боги и божества

Нептун — римский морской бог, похожий на Посейдона в греческой мифологии. Впервые появляется в текстах около 39 г.9 г. до н.э. имя «Нептун» означает «влажный» на латыни. Его изображают в виде старика с длинной белой бородой, держащего в руках трехконечное копье или трезубец. Говорили, что Нептун имеет жестокую природу и связан с непредсказуемой природой моря, а также землетрясениями и другими стихийными бедствиями.

Для греков Посейдон был покровителем мореплавателей. Согласно их рассказам, он стал Повелителем Моря после поражения своего отца, титана Кроноса. Моряки молились Посейдону в надежде на безопасное плавание по спокойным морям, иногда топя лошадей в качестве жертвы.

В старых британских мифах Леди Озера — это имя правительницы Авалона. Она сыграла ключевые роли во многих историях. Говорят, что она подарила королю Артуру его меч Экскалибур и подняла Ланселота из могилы. В Великобритании есть ряд мест, связанных с Леди Озера, в том числе Лох-Артур и мост Помпарлес.

Легенды о духах воды 1

Легенды о духах воды 1


под редакцией

Д. Л. Эшлиман

© 1997-2011


  1. Йоркширские легенды и традиции
    Уэллс (Англия).
  2. Водные Демоны (Шотландия).
  3. Святое озеро возле Нойхоффа
    (Германия).
  4. Brother Nickel (Германия).
  5. Лорелей (Германия).
  6. Водяные Никсы, Водяной и его жена
    (Польша/Германия).
  7. Мерроу (Ирландия).
  8. Водяной Змей (Россия).
  9. Мелюзина. Легенды о
    русалки, водяные духи и лесные нимфы и их чувственные отношения
    со смертными мужчинами. Эта ссылка ведет на отдельный файл.
  10. Жена-русалка
    и другие мигрирующие легенды Христиансена типа 4080. Эта ссылка приводит к
    отдельный файл.
  11. Ссылки на связанные тексты.

Вернитесь к фольклорным текстам Д.Л. Эшлимана , библиотеке сказок, фольклора,
сказки и мифология.


Англия

Источники и колодцы воды во всех странах и во все времена
сильно
ценили, а в некоторых относились с чувством благоговения мало, если в
все, кроме поклонения.

Они отдали свое сокровище на пропитание и отдых человека.
и зверь, так как век за веком проходила мировая история, и
были центрами, вокруг которых из поколения в поколение собирались деревенские истории и сплетни.
после поколения. Поэтому неудивительно, что легенды и предания
изобилуют о них. Они часто очень локальны, и поэтому мало
известен.

Однако сами по себе имена говорят о многом. Память мифических богов,
сатиров и нимф древних языческих времен задерживается в немногих, как в
Торс-кил или Торс-колодец в приходе Бернсолл; и в почти
всеобщая декларация, посредством которой не слишком мудрые родители стремятся удержать детей от
играть в опасной близости от колодца — того, что на дне, под
В воде обитает таинственное существо, обычно называемое Дженни Зеленозубая или
Пег-о-Колодец, который непременно утащит в воду любого ребенка, подошедшего к ней слишком близко.

Знаки средневекового почитания колодцев многочисленны. Имена
святые, которым были посвящены колодцы, но цепляются за них. «Есть
вряд ли имеет большое значение в Соединенном Королевстве», — говорит редактор
Lancashire Folk-lore , «который не был торжественно посвящен какому-либо святому в римском календаре».

Таким образом, в Йоркшире у нас есть Колодец Богоматери или Колодец Леди, Колодец Святой Елены.
(очень много), Колодец Святой Маргариты в Бернсолле, Колодец Святой Бриджит возле Рипона,
Колодец Святого Мунго в Копгроуве, Колодец Святого Иоанна в Беверли, Колодец Святой Алкельды
в Миддлхэме и т. д. Доктор Уитакер замечает, что колодцы Крейвена, несущие
имена святых, неизменно возглавляются женщинами, как это было в случае
с колодцами по языческому ритуалу, в котором нимфы наслаждались исключительно тем же
честь.


  • Источник: Томас Паркинсон, Легенды и традиции Йоркшира
    (Лондон: Эллиот Сток, 1888 г.), стр. 202–203.
  • Вернуться к оглавлению

    .



Шотландия

Во многих глубоких прудах ручьев и рек обитали демоны-хранители.
считалось, что они проживают, и купаться в них было опасно.

Иногда, когда грабили замок или особняк, верный слуга
или двое ухитрились спасти латный сундук и бросить его в глубокую
бассейн в ближайшем ручье.

Однажды ныряльщику удалось спуститься на дно такой лужи, чтобы
достать тарелку соседнего замка. Он нырнул, увидел тарелку
сундук, и уже собирался поднять его, когда бес приказал ему идти к
поверхность сразу, и не вернуться. В то же время демон
предупредил его, что если он вернется, то лишится жизни.
водолаз повиновался. Дойдя до берега, он рассказал, что видел, и
что он слышал.

Путем угроз и обещаний большого вознаграждения он снова нырнул. В
мгновение или два спустя его сердце и легкие поднялись и поплыли по
поверхность воды. Их вырвал демон пруда.


  • Источник: Уолтер Грегор, Заметки о фольклоре северо-востока Шотландии (Лондон: опубликовано Эллиотом Стоком для Общества фольклора, 1881 г. ), с. 67.
  • Вернуться к оглавлению

    .



Германия

Недалеко от деревни Нойхофф есть озеро, известное как Святое озеро.
от реки Эльбы в районе Вольмирштедт.

Во времена Буркхарда, двадцать седьмого архиепископа Магдебургского,
служивший с 129 года5 к 1304 году это озеро было заполнено
духи и призраки. Они часто пугали рыбаков и лодочников, и
причинил им много вреда, утонув и причинив несчастную смерть многим
человек. Когда архиепископ Буркхард, очень благочестивый и богобоязненный человек, услышал о
это, он пошел к озеру с большой искренностью, и благословил место,
отгоняя злых духов, и никогда их там не видели
еще раз.

С того времени и по сей день озеро именуется Святым.
Озеро.


  • Источник: JDH Temme, Die Volkssagen der Altmark, mit einem Anhange von Sagen aus den übrigen Marken und aus dem Mageburgischen (Берлин: in der Nicolaischen Buchhandlung, 1839), стр. 145–46.
  • Перевод Д. Л. Эшлимана. © 2011.
  • Вернуться к содержанию.


Германия

На острове Рюген в густом лесу есть глубокое озеро. Это
богат рыбой, но вода в нем мутная, и рыбачить там нельзя.
Тем не менее, много лет назад несколько рыбаков пытались это сделать.
и пригнали свою лодку к озеру. На следующий день они вернулись домой для
свои сети, и когда они вернулись, их лодка исчезла. Затем один
рыбаков огляделись и обнаружили судно, застрявшее в верхней части
высокого дерева бука.

Он закричал: «Кто, черт возьми, поставил мою лодку на дерево?»

Они никого не видели, но голос неподалеку ответил: «Черти сделали
не делай этого. Я сделал это вместе с моим братом Никелем!»


  • Источник: Джейкоб и Вильгельм Гримм, «Брудер Никель», Deutsche Sagen , vol. 1 (Берлин: In der Nicolaischen Buchhandlung, 1816 г.), нет. 55, с. 70.
  • Перевод Д. Л. Ашлимана. © 2011.
  • Вернуться к содержанию.


Германия

Ее красота погубила ее. Лорелей не была намеренно обольстительна, но мужчины
не мог устоять перед ее чарами, и она не могла устоять перед их ухаживаниями.
Она приносила скандал и позор респектабельному городу.
Бахарах-на-Рейне.

Ходили даже слухи, что она должна быть ведьмой или женщиной, одержимой
дьявол. Однако епископ и слышать не хотел о казни без должного
процесс, и он вызвал ее в свой суд. Его вопросы сначала были
суровый и суровый. Ее ответы были простыми и искренними. епископа
суровость, его набожность и его священство, однако, не возобладали, и в
в конце он объявил ее свободной от всякой вины.

«Я не могу продолжать в том же духе!» воскликнула она. «Мои глаза — разрушение
каждого человека, который смотрит в них. Я любила только одного мужчину, и он
бросил меня и ушел в далекую страну. Пожалуйста, дай мне умереть!»

Но добрый епископ не мог заставить себя объявить смерть
приговор. Вместо этого он предложил ей посвятить себя Богу и
позвала трех рыцарей сопровождать ее в монастырь. договоренности были
были сделаны немедленно, и вскоре трое рыцарей отправились в путь со своими
красивая палата.

Когда их путь пролегал мимо высокой скалы, возвышающейся над Рейном, Лорелей
была последняя просьба ее сопровождающих. «Пожалуйста, — сказала она, — позвольте мне подняться
скалу и в последний раз взглянуть на Рейн». Не в силах отказать ей
этого желания, три рыцаря привязали своих лошадей, и четверо из них
поднялся на вершину скалы.

Стоя на краю пропасти, Лорелей сказала: «Видишь ту лодку на
Рейн. Лодочник — мой любовник!» И без дальнейших предупреждений она
прыгнул со скалы в Рейн.

Трое рыцарей также встретили свою смерть там, без священника и
без могилы.

Кто исполнитель этой песни?
Лодочник на Рейне,
И мы всегда слышим эхо
Камня Трех Рыцарей:

Лорелей
Лорелей
Лорелей

Как будто нас было трое.


  • Пересказ из баллады Клеменса Брентано «Лорелей» (1801 г.).
  • © Д. Л. Эшлиман, 2011.
  • Имя представленного здесь водного/лесного спрайта по-разному пишется Лорелей, Лорелей, Лор Лей и Лор Лей.
  • Дополнительные немецкие баллады с участием Лорелей включают:
    • Waldgespräch Йозефа фон Эйхендорфа. На музыку Роберта Шумана ( Liederkreis , опус 39).
    • Ich weiss nicht был продан Генрихом Гейне. На музыку Фридриха Зильхера. Композиция Зильхера известна во всей Германии как «народная песня».
  • Вернуться к оглавлению.


Польша/Германия

Водяной человек (венд. водный муз ), также называемый никс (венд.
никус), а также его супруга водяная ( wodna zona ), проживает
в реках, озерах и прудах Лужицы. Он соблазняет прохожих пойти
купание, чтобы утопить их. Это он делает со всеми, кто нарушает
в его владения во время купания. Синие пятна на теле утопленника
признак того, что никсы стали причиной утопления.

По внешнему виду никса не отличить от человека. На суше
он бессилен, его можно взять в плен и заставить служить. Он
производит детей со своей женой, и они взаимодействуют с человеческими детьми.
Они даже общаются с людьми на танцах и влюбляются в красивых
девушки и юноши. Дочь водяного всегда можно узнать
по мокрому краю юбки.

Водяной обычно носит на голове красную шапку, а водяная
красные чулки на ногах. Кроме того, в городах Верхней Лужицы
было замечено, что если человек в льняной куртке с мокрым низом
приходит на недельный рынок и покупает зерно по цене выше рыночной, затем
зерно подорожает. Однако, если он продаст зерно по лучшей
цене, чем другие, цена на зерно упадет. Этот человек является
водяной человек.

Его жену часто можно увидеть сидящей на берегу в красных чулках и крутящей
или отбеливание белья. В последнем случае это означает, что будет
дождливая погода или паводок. Как водяной торгует зерном,
она торгуется с маслом, таким образом давая представление о будущих ценах.

В районе Циттау в первую и последнюю четверти Луны,
водяной человек сидит на берегу реки, где вода медленная и глубокая и
не издает звука. Внешний вид у него некрасивый, с очень бледным лицом и длинным
черные волосы, спадающие на плечи. Он одет с головы до
ступня из коричневато-желтой кожи, целиком сшитая из
маленькие обрывки. При лунном свете он считает их вслух, в то же время
хлопает себя по ногам руками. Его можно узнать по этому звуку.

Его видели любители любопытства и смельчаки, привлеченные этим звуком
сидели там на нависшем берегу и пытались помешать ему
считая и хлопая в ладоши. Он скользнул в журчащую воду, и ничего
случилось с ними, но потом они имели неприятный опыт слышания
хлопать и считать перед своим домом каждую ночь. Это продолжалось
пока страх и гнев, наконец, не заставили их присоединиться к счету,
после чего они услышали громкий смех и больше не тревожились в
их отдых.


  • Источник: Карл Хаупт, «Умри Вассерниксен, Вассерманн и невеста»,
    Sagenbuch der Lausitz , vol. 1 (Лейпциг: Verlag von Wilhelm Engelmann, 1862 г.), нет. 44, стр. 46-47.
  • Перевод Д. Л. Эшлимана. © 2011.
  • Лужица (нем. Lausitz ) — регион с центром на реках Нейсе и Шпрее.
    реки с исторически смешанной культурой славян (известных как венеды или
    сорбы) и немцы. Западные части теперь являются частью Германии; в
    восточные части принадлежат Польше.
  • Примечание Карла Хаупта:

    Славянские woda (вода) и wodny (никс) имеют
    был связан с германским Wodan. Скандинавский Один — это
    конечно, тоже шухер (или Нихус, олицетворение Одина). Однако
    Немецкий Вуотан появляется прежде всего как повелитель воздуха, как бог ветра.
    и буря, чье дыхание [нем. Odem ] веет в лесу и вокруг
    горные вершины. Возможно, конечно, что славяне
    превратил бога воздуха в бога воды. Славяне очень любят
    вода. Они практикуют водные оракулы, водные жертвоприношения и священные омовения.
    в духе восточного обычая. Музыкальный никс венедов так же
    значимы для славянской точки зрения, как карлики и дикие
    охотники — которые живут в горах и в воздухе — для
    точки зрения немцев. Так же, как музыка бури более
    величественнее, проще и в то же время более духовно, чем более
    коварный, но меньший плеск волн, так отличаются два народа от
    друг друга. Лужица демонстрирует обе тенденции. Его религиозные взгляды отличаются
    так же, как германские горные леса юга и славянские
    водные леса (вдоль р. Шпрее) сев. Но что касается
    схожести слов, их значение вполне может отражать мнение о том, что
    вода для славян играет ту же роль, что воздух для германцев,
    таким образом, указывая на общий языковой корень.

  • Ссылка на дополнительную информацию о германском боге Водане или Одине: домашняя страница Одина.
  • Вернуться к содержанию.


Ирландия

Мерроу, или, если вы напишете это по-ирландски, Моруадх или
Мурругач, из муир, море, и оиг, дева, не редкость, говорят, на
более дикие берега. Рыбаки не любят их видеть, ибо это всегда означает
приближающиеся бури.

Мерроу-мужчины (если можно так выразиться — я никогда не слышал
мужской род Мерроу) имеют зеленые зубы, зеленые волосы, свиные глаза и красный
носы; утиная чешуя между пальцами.

Иногда они предпочитают, за что им малая вина, красивых рыбаков, а не
своих любителей моря. Говорят, что недалеко от Бантри в прошлом веке
была женщина, вся покрытая чешуей, как рыба, которая произошла от
от такого брака. Иногда они выходят из моря и бродят
на берегу в виде маленьких безрогих коров.

У них есть, когда они в своей форме, красная кепка, называемая cohullen.
druith,
обычно покрыты перьями. Если это украдут, они
не может снова уйти под волны.
Красный — цвет волшебства в каждой стране, и так было с самого начала.
самые ранние времена. Шапки фей и волшебников почти всегда
красный.


  • Источник: У. Б. Йейтс, Сказки и народные сказки ирландского крестьянства (Лондон: Вальтер Скотт, 1888), с. 61.
  • Сравните этимологию Йейтса со следующими словами, каждое из которых означает, соответственно, морскую женщину (или горничную) и моряка:
    • Датский: havfrue, havmand.
    • Английский: русалка, водяной.
    • Немецкий: Meerfrau, Meermann.
  • Вернуться к оглавлению.


Россия

Жила-была старуха, у которой была дочь; и ее дочь пошла
однажды спустился к пруду, чтобы искупаться с другими девушками. Все они
сняли одежду и вошли в воду. Затем появился
змея из воды, и скользнул к сорочке дочери. После
время все девушки вышли и стали одеваться, а
дочка старухи хотела свою надеть, да змея лежала
в теме. Она пыталась отогнать его, но тут он застрял и не хотел
двигаться. Тогда змея сказала: «Если ты выйдешь за меня замуж, я верну тебе твою
смена.»

Теперь она совсем не собиралась выходить за него замуж, но другие девушки говорили:
«Как будто вы можете выйти за него замуж! Скажите, что вы будете!»

Поэтому она сказала: «Очень хорошо, я буду». Затем змея соскользнула с
смену, и пошел прямо в воду. Девушка оделась и пошла
дом. И как только она пришла туда, она сказала матери: «Мамми,
mammie, так и так, змея забралась на мою рубашку и говорит: «Выходи за меня замуж».
или я не позволю тебе носить твою смену». и я сказал: «Я буду».

— Что за вздор ты говоришь, дурочка! Как будто можно жениться на
змея!» Так и остались они, как были, и забыли о
иметь значение.

Прошла неделя, и однажды они увидели очень много змей, огромное стадо
из них, извиваясь до их коттеджа. «Ах, мама, спаси меня, спаси меня!»
закричала девочка, и ее мать захлопнула дверь и заперла вход
как можно быстрее. Змеи ворвались бы в дверь, но
дверь была закрыта; они бы бросились в проход, но
проход был закрыт. Потом через мгновение они свернулись в клубок,
бросились в окно, разбили его вдребезги и скользнули в
тело в комнату. Девушка взобралась на печку, но за ней пошли,
потянул ее вниз и вынес из комнаты на улицу. Ее
мать провожала ее, плакала как ни в чем не бывало.

Они отвели девушку к пруду и нырнули прямо в воду с
ее. И там они превратились в мужчин и женщин. Мать осталась на
некоторое время на дамбе, немного поплакал, а затем пошел домой.

Прошло три года. Девушка жила там внизу, и у нее было двое детей,
сын и дочь. Теперь она часто умоляла мужа отпустить ее в
увидеть ее мать. Итак, в один прекрасный день он поднял ее на поверхность
воды и вывел ее на берег. Но она спросила его, прежде чем покинуть его,
«Что я должен звать, когда я хочу тебя?»

«Позови меня: Осип, [Иосиф] Осип, иди сюда!» и я приду, — сказал он.
ответил.

Потом он снова нырнул под воду, а она пошла к маминой переноске.
свою маленькую девочку на одной руке и ведя своего мальчика за руку. Вышел вышел
ее мать, чтобы встретиться с ней. Она была так рада ее видеть!

«Добрый день, мама!» сказала дочь.

— У тебя все было хорошо, пока ты жил там? спросил ее
мать.

— Очень хорошо, мама. Моя жизнь там лучше, чем твоя здесь.

Они немного посидели и поболтали. Ее мать приготовила обед для
ее, и она пообедала. — Как зовут вашего мужа? — спросила ее мать.

— Осип, — ответила она.

— А как ты доберешься до дома?

«Я подойду к дамбе и крикну: «Осип, Осип, иди сюда!» и он будет
приезжайте.»

— Ложись, дочка, и отдохни немного, — сказала мать.

Так дочь легла и заснула. Мать сразу взяла
топор, заточил его и сошел с ним на дамбу. И когда она
подошла к дамбе, она стала звать: «Осип, Осип, иди сюда!»

Не успел Осип показать головы, как старуха подняла топор и
отрубил его. И вода в пруду потемнела от крови.

Старуха пошла домой. А когда она пришла домой, ее дочь проснулась. «Ах!
матушка, — говорит она, — мне надоело здесь быть; Я пойду домой.»

«Спи сегодня здесь, дочка, может быть, у тебя не будет другого шанса
быть со мной.»

Так что дочь осталась и провела там ночь. Утром она получила
встала, и ее мать приготовила для нее завтрак; она позавтракала, а потом
она попрощалась с матерью и ушла, неся свою девочку
на руках, а ее мальчик следовал за ней. Она подошла к дамбе,
и закричал: «Осип, Осип, иди сюда!»

Она звала и звала, а он не пришел. Затем она заглянула в
воды, и там она увидела плавающую голову. Потом она догадалась, что
произошло.

«Увы! Моя мать убила его!» воскликнула она.

Там на берегу она плакала и причитала. И тогда к своей девушке она плакала,
«Летайте, как крапивник, отныне и во веки веков!»

А своему мальчику она кричала: «Лети соловьем, мой мальчик, впредь
и навсегда!»

«А я, — сказала она, — буду летать, как кукушка, крича: «Кукушка!»
отныне и во веки веков!»


  • Источник: WRS Ralston, Русские народные сказки (Лондон: Smith, Elder, and Company, 1873),
    стр.