Содержание
«Храм Инков Парящий в Облаках» (Перу)⚡
Ракчи (кечуа Raqchi) — один из наиболее значительных археологических памятников инкской эпохи в Перу, расположенный в 117 км от древней столицы империи Инков — города Куско (исп. Cusco, кечуа Qusqu), на высоте 3,5 км над у/м. Он представляет собой бывший религиозный и административный центр, предположительно построенный в XV в. на знаменитом Пути Инков.
Ракчи-Виракоча – это второе название исторической достопримечательности, которое было дано из-за находящегося здесь Храма, посвященного инкскому Богу-создателю Виракоче (исп. Viracocha, кечуа Wiraqucha).
В долине, на правом берегу священной для перуанцев реки Вильканота (исп. Rio Vilcanota) находится небольшое поселение Ракчи (около 100 домов), жители которого занимаются сельским хозяйством и торговлей. О том, что испанцы добрались до этого места, свидетельствуют типичные колониальные здания, имеющиеся в поселке.
Если бы не древний комплекс, расположенный у самого склона потухшего вулкана Кинсачата (исп. Kinsachata), деревня затерялась бы среди тысяч подобных в Перу. Сейчас поселение, еще во времена Инков ставшее центром производства керамики, привлекает туристов своими керамическими изделиями.
Устройство комплекса
Сам археологический объект представляет собой древнее заброшенное поселение, состоящее из главного здания — Храма, посвященного богу Виракоча, жилых домов для священнослужителей и ряда складских помещений для продовольственных запасов.
Комплекс обнесен стеной, сложенной из вулканического туфа, в которой сделаны 2 входа, соединенные с Дорогой Инков, ведущей в древний город Мачу-Пикчу (кечуа Machu Pikchu). Вероятно, в эпоху Инков здесь находился контрольно-пропускной пункт, построенный на границе 2-х регионов.
Храм Бога-создателя
Считается, что Храм построен в эпоху расцвета империи. Он был посвящен Великому Виракоча — одному из главных инкских божеств. Святилище представляет собой огромное прямоугольное сооружение с окнами и дверьми, укрепленное рядом колонн.
Длина Храма составляет 92 м, ширина — от 20 до 25 м, высота — 12 м.
Согласно описаниям колониальных летописцев, крышу сакрального сооружения поддерживали 22 колонны, выполненные в нижней части из тщательно обработанных и подогнанных камней, а в верхней части — из самана (композитный материал, смесь глины, песка, измельченной соломы и воды). Нижняя часть стен Храма построена в строгом полигональном стиле из андезитовых блоков, плотно подогнанных друг к другу.
Однако, поверх безупречного андезитового основания выполнена очень примитивная кладка из самана толщиной около 1 м. Основные стены покрыты тонким слоем глины в виде «андского креста», это единственное из известных сооружений инкской культуры, где встречается подобный элемент украшения.
Возможно, конструкция стен не так проста, как может показаться на первый взгляд. Множество строго упорядоченных отверстий говорят о том, что внутри кладок имеется сложная система водоотводов, которые давно не функционируют.
Статуя Виракочи, стоявшая в Храме до прибытия испанцев, была распилена и увезена конкистадорами. В настоящее время можно увидеть лишь фрагменты туловища, которые хранятся в одном из музеев Куско. Голова же статуи находится в музее Мадрида.
Кольки
Недалеко от храма Виракоча располагаются «кольки» (кечуа Qullqa) — складские помещения для хранения продовольствия. Сооружения круглого сечения диаметром около 10 м. были сложены из вулканического туфа, скрепленного цементным раствором, и покрыты соломенными крышами.
Климат в Ракчи позволял в течение длительного времени хранить продукты без риска порчи.
Инкские купальни
Около Ракчи находится искусственный пруд, дно которого выложено камнями; назначение водоема точно неизвестно, предположительно, во времена Инков он являлся Священной купальней.
В архитектурном комплексе имелась также система фонтанов, так называемые «Инкские бани». Как минимум, один инкский фонтан сейчас находится непосредственно в современном поселке, он выполнен в классическом стиле полигональной кладки. Этот фонтан наводит на размышления, что древний Ракчи имел гораздо больший масштаб, чем это представляется сегодня.
Схема подачи воды в фонтаны настолько сложна, что исследователям до сих пор не ясно, откуда в них поступала вода. Сложно объяснить действующую по сей день систему водоснабжения, ведь древний акведук не использует какого-либо насосного оборудования, подающего потоки воды под давлением. Его устройство, в принципе, может использовать лишь естественную силу притяжения Земли.
Загадки древнего города
Конечно, Ракчи, как и все значительные археологические объекты таинственной эпохи Инков, вызывает множество вопросов, которые порождают массу общепринятых версий и альтернативных точек зрения на историю создания и назначение древнего комплекса.
Главная загадка состоит в том, что Инки, не знавшие письменности и колеса, владели технологиями, превышающими технические возможности производства в XXI в.
Имеется официальная версия, что в Ракчи мы сталкиваемся лишь с примером «вторичного использования». То есть, Инки не имели никакого отношения ни к мегалитам, ни к основаниям стен, они проложили руки лишь к верхней, примитивной части кладки.
Точно так же, как в дальнейшем испанцы, Инки использовали руины гораздо более древних сооружений, созданных иной, необычайно высокоразвитой цивилизацией. Подобные «достройки» также можно наблюдать в Куско, Мачу-Пикчу и в других местах Священной долины Инков. Таким образом, причина различия двух ярусов во всех упомянутых случаях одна и та же – более поздние строители просто не могли сравниться с фантастическим мастерством древних.
Такая интерпретация может оказаться слишком неправдоподобной, однако, подобные точки зрения тем и хороши, что побуждают анализировать и развивать собственные умозаключения, пусть даже в корне отличающиеся от общепринятых.
Тем временем, величественный древний город Ракчи парит в облаках и молча взирает на нас с высоты Священного Холма Времени, удивляя, восхищая, заставляя задуматься…
Туристический маршрут
Ракчи является относительно молодым туристическим направлением, он стал пользоваться популярностью с середины 90-х гг. ХХ в. Очевидно, поэтому туристов здесь бывает меньше, чем в других археологических центрах, как Мачу-Пикчу, Писак (исп. Pisac), Саксайуаман (исп. Sacsayhuaman).
Храм Виракоче — единственный известный пример использования колонн в инкских сооружениях.
Не каждый турист доезжает от Куско до Ракчи-Виракоча, находящемуся в 117 км, но это стоит сделать, так как, помимо интересной экскурсии по древнему археологическому комплексу, по пути можно насладиться необычайно живописными горными пейзажами.
Любопытные факты
- Согласно мифам кечуа, Виракоча считался первопредком, праотцом всех людей и творцом Мира; он создал солнце, луну и звезды. Затем Бог создал людей, назначив каждому племени свою область. Заселив землю людьми, Виракоча ушел на запад «по морю так же, как ходят по суше».
- Весьма любопытен вариант типичного индейского предания про Виракочу, в котором Бог описывается, как «белый человек благородной наружности, бородатый и голубоглазый…»
- Белый Бог-создатель почитался не только Инками, но и представителями других культур Перу. Часто он отождествлялся с великим богом Пачакамаком (кечуа Pachacamac), «Творцом вселенной».
- Сохранилось несколько религиозных гимнов, посвященных Виракоче. Их автором считается основатель империи Инков, Пачакутек Юпанки (кечуа Pachakutiq Yupanki), девятый правитель Империи Инков, правивший в 1438 — 1471 гг.
Часть 3. Осколки инкской империи
Долина реки Урубамба.
Направляемся в Тамбомачай.
На север от Куско по пути в Тамбомачай стояла крепость Пука Пунку.
Руины крепости Пука Пунку.
Тамбомачай — храм «Воды».
Священный источник или Царские купальни инков. В Тамбомачае мы видим что инки воду обожествляли.
Участок стены, с правой стороны, имеет оплавленный вид.
Следы термообработки.
Камни имеют оплавленный вид и оплавили их после укладки’ возможно, инки знали другой способ обработки камня. Глядя на подобные места, создается впечатление, что инки плавили камень или размягчали его.
Церемониальная платформа.
На противоположной стороне ритуальное строение — платформа, его фасадная стена обвалилась, обнажив внутреннюю стену из красного гранита.
Площадь.
Платформа из красного гранита.
Скорее всего, Великие Инки завоевывая города и святилища местных индейцев, рушили их храмы на их месте строили новые, а то что не смогли разрушить закладывали, переделывали, перестраивали на свой лад.
Внутренняя стенка из порфира.
Где инки взяли порфир (красный гранит), и зачем тратить столько труда на его обработку, если впоследствии они заложили его камнем.
Тамбомачай.
Типон — Сад Инки.
Типон, находится в долине реки Урубамба – священной долине инков, 27 км, от Куско.
По одной из теорий здесь были Королевские сады для элиты, или сельскохозяйственные угодья Великого Инка. Типон правильно отражает суть слова – «Королевские», это мощное сооружение, в нем продумана каждая мелочь, нет ни чего лишнего, все на своем месте, везде гармония. Если здесь был сад, он выглядел не хуже висячих садов Семирамиды.
Террасы Типона.
Удивляет масштаб этого сооружения, огромные, двух, трех метровые террасы наползают одна на другую, создавая впечатление надвигающейся волны. Чтобы был понятен масштаб, посмотрите на людей стоящих на пятой террасе, с такого расстояния сразу и не скажешь сколько там человек. Гигантские размеры террас Типона наводят на мысль, что это построили не люди, а раса великанов которую истребил Виракоча.
Возможно, что «Королевскими» эти террасы прозвали из-за того что больше нигде не применялась такая качественная полигональная кладка для строительства террас, как здесь, за исключением ритуальных террас.
Источник берёт своё начало на вершине горы.
Вдоль водовода проложена тропа -«Дорога инков».
От Верхнего источника вода бежит по искусственно созданным водоводам, опускается каскадами проходит по рукотворным акведукам и достигает террас Типона.
Но этот источник даёт слишком мало воды и ее не хватит, чтобы оросить все террасы Типона. Тогда откуда поступает вода? На этот вопрос ученые не знают ответа, откуда берет начало система водоснабжения и как она устроена, есть лишь предположения о подземных водоводах, а пока ученым приходится только констатировать факт её существования.
Верхние террасы, в правом углу Священный источник, чуть выше и правее ритуальное сооружение.
В это сложно поверить, но вода поступает на все террасы во взаимно перекрещивающихся направлениях, причем уровень воды одинаково высок во всех каналах.
Священный источник.
Открытая система водоводов.
Типон – лучшее ирригационное сооружение во всей Мезоамерики, прекрасно сохранилось и функционирует до наших дней
Писак.
Писак – «Куропатка».
Писак находится в Священной Долине реки Урубамба, на высоте 2970 метров над уровнем моря в долине Валле-Саградо, в 33 километрах от Куско. Писак это целый комплекс, раскинувшийся на горном кряже, в него входят: крепость, ритуальный центр, жилые кварталы, казармы, форты, купели, ирригационная система, сельскохозяйственные угодья. Жилые кварталы элиты и казармы расположены на отвесном массиве, с восточной стороны южной части горного хребта, они построены в виде птицы, одни говорят, что это куропатка другие, что ласточка, как на самом деле не знаю, но птица явно просматривается в очертании города. Возможно, это очередное совпадение. К жилому кварталу мы еще вернемся, а знакомство с комплексом в Писаке начнем с восточных ворот города – Кинчиракай.
Восточные врата Писака – Кинчиракай.
Кинчиракай служил восточными вратами и опорным пунктом, возможно, здесь жили горожане, следившие за ближними террасами.
Вид с Кинчиракая на восточные террасы Писака. Северный маршрут.
На переднем плане восточные террасы, далее горный хребет, делящий Писак на две части, он протянулся с севера на юг. В седле горного хребта расположена крепость — Калла Каса.
Ванны (купели) инков.
Между Кинчиракай и Калла Каса (крепостью), разместились Ванны (купели) инков и Танта на Марка (кладбище) насчитывающее более 1000 могил.
Крепость – Калла Каса.
Верхний перевал горного кряжа, крепость построена на южной стороне седла.
Крепость – Калла Каса, самая высокая точка Писака она расположена высоте 3450 метров над уровнем моря.
Вид со стороны крепости на Писак.
Слева «Жилые кварталы» города, прямо религиозный центр, на самом краю горного кряжа видна «Южная» башня.
Религиозный церемониальный центр Писака, храм «Солнца».
На горном отроге, между крепостью и жилыми кварталами, ровно по центру в седле меду двумя вершинами на высоте 3350 метров над уровнем моря расположен религиозный церемониальный центр храма «Солнца» – сердце Писака. На верхушке горы видна «Южная» сторожевая башня.
Вид с северной стороны на храм «Солнца» (в центре), вокруг него религиозные постройки.
Храм Солнца являлся главным религиозно-символичным и культурным центром инков, где проводились различные обряды, праздники и прочие массовые мероприятия.
«Интиуатана».
В нутрии храма «Солнца» расположен священный камень инков «Интиуатана» – привязь Солнца. Такие полукруглые храмы можно встретить во всех крупных городах империи Инков, но в Мачу-Пикчу, в храме «Солнца» — «Интиуатана» нет.
Храм «Солнца» Мачу-Пикчу.
В нутрии храма необработанный валун, под храмом тень «Интиуатана», а сам «Интиуатана» вознесся на пирамиду «Солнца».
Пирамида «Солнца» Мачу-Пикчу. Возможно, по этому Мачу-Пикчу считается городом «Солнца». Вернемся в Писак.
Алтарь за ритуальным зданием.
Кому или чему служил этот алтарь не ясно.
Дом «Жреца» сделан из грубой (бутовой) кладки.
Здесь много храмов и алтарей, но во всем великолепном ансамбле есть здание не от мира сего – «хоз. постройка». На фоне великолепных зданий, мы видим строение с грубой системно-культурной кладкой (обтесанный бут). Эта «сакля» контрастирует с великолепными зданиями центра, она не вписывается в ансамбль, но это здание здесь построено не случайно, прослеживается связь с Мачу-Пикчу. В Мачу-Пикчу на «Священной» площади есть здание – дом «Верховного жреца» оно тоже грубо сложено, возможно, здесь в Писаке, это строение имеет ту же функцию. Видимо, инки хотели этим показать, что «Дом жреца» это обычный дом в царстве богов и духов. Жрец, выходя из этого обычного дома, показывает бренность человека по отношению к вечному.
Храм «Двух Дверей», с западной стороны от храма расположен Святой Источник, с восточной Инкский Крест.
«Священный источник». Инкский крест.
Вид на церемониальный сектор храма «Солнца».
Вид на южную сторону.
«Южная» сторожевая башня находится на высоте 3300 метров над уровнем моря.
Старый Писак, жилые кварталы: казармы, дома элиты, форты.
Старый Писак, дома выстроены полукругом образуя грудку перепелки.
Стены домов выложены системно-культурной кладкой, такой же кладкой выложен «Дом жреца».
Улица жилого квартала. Нижний источник.
Ученые до сих пор мало знают о системе водоводов инков, где она берет свое начало, какие источники ее питают, как система водоводов устроена, вот и здесь в Писаке они разводят руками. И все-таки, она работает.
Южный вход в Верхний город.
Вид на Священную Долину реки Урубамба, город Писак – Нижний город – здесь жили простолюдины. Писак был построен племенем кечуа еще до того, как инки вторглись на эти земли, после прихода инков Писак соперничал с Куско. Испанцам Писак был не интересен, они не оставили об этом величественном городе записей, так как к моменту их прибытия город был уже мертв.
Южная тропа – дорога в город. Южные врата.
Южный форт.
Тропа ведущая сквозь скалы к исходной точки в Кинчиракай.
Входные врата – Амару-Пунку.
Интересный зигзаг на дороге. Инки могли бы его срезать, ведь колеса они не знали, гужевого транспорта у них не было, а крутых ступенек инки не боялись. Но это один из элементов обороны города, именно тот которые некоторые не видят, говоря, что Писак как крепость для обороны не годится. На этом повороте для обороны города хватит «300 спартанцев» чтобы остановить войско «Дария» и так везде. Мы думаем об обороне города на современном уровне вот и не видим в укреплениях инков особой надобности, но оружие того времени имело дальность поражения метров сто, позиция на высоте давала преимущество, дальность стрельбы увеличивалась в двое. В случае нападения, город превращался в крепость, наверх поднималось всё население долины, и выбить его или взять измором было практически невозможно.
Писак.
Писак начал терять политическое влияние в регионе во времена царствования Пачакути Инки Юпанки, ряд ученых утверждают, что Писак погиб не от рук завоевателей, его погубили внутренние распри. Политическое и духовное противостояние с Куско, вот причина поражения Писака, город не был разрушен он пришел в упадок еще до прихода конкистадоров.
Чинчеро.
Террасы Чинчеро.
Чинчеро находится в 30 километрах севернее Куско на высоте 3760 метров над уровнем моря. Согласно легенде, Чинчеро был резиденцией десятого Инки Тупак Юпанки.
В 1480 году правитель заказал здесь строительство большого царского дворца, храма, ванн и террас. Сам Инки погиб при странных обстоятельствах, скорее всего он был отравлен. А в 1540 Чинчеро был сожжен мятежным Инка Манко, который сбежал из города. В конце XVI века эта местность была захвачена испанцами, которые разбили здесь плантации и заставили индейцев работать на них.
Морай.
«Карьерные террасы» инков.
Морай город в Перу в 50 километрах на северо-восток от Куско. Морай славится огромными круглыми террасами, похожими на открытый карьерный разрез, глубина крупнейшей выборки более 30 метров в глубину.
Есть теория, что Морай бал экспериментальным, селекционным, сельскохозяйственным комплексом. Здесь высаживались все сельскохозяйственные культуры империи Инков, так как это место воссоздает климатические условия для всего региона от долин до высокогорных террас. Температурный перепад между верхними и нижними террасами Морая достигает 15 °C, здесь так же существовала сложная система сельскохозяйственной ирригации и дренажа.
Морай.
Морай.
Есть даже такая теория, что Морай был системой ПВО древней протоцивилизации.
Чтобы спуститься внутрь круга, надо проделать довольно сложный путь, перебираясь с террасы на террасу вот по таким ступенькам, расстояние между ступеньками сантиметров пятьдесят.
Глядя на пролет между ступенек (шаг под углом 450 будет не менее 50 см), кажется, что инки были гигантами, рост этого мужчины около двух метров, но и для него пролеты слишком большие. Если не наступать на ступеньку обеими ногами, а шагать по ступенькам, то длина шага будет не менее 70 см., это шаг человека идущего по ровной поверхности, чтобы шагать в гору с таким размахом ваш рост должен быть 2,5 — 3,0 метра. Восхождение по таким ступенькам будет равным подъему в гору, под углом 450 только идти нужно гигантскими шагами. Чтобы понять — бодро поднимитесь, шагая через ступеньку, хотя бы до пятого этажа, думаю, у вас будет сильная одышка, а ведь инки не ходили по этим ступеням налегке, они таскали тюки и корзины с урожаем. Как же передвигались инки по таким ступенькам? В то время средний рост мужчин был равен 150 см.
Инки строили на века, ведь не важно, сколько ты уложишь камня за день, важно чтобы за тобой не переделывали потомки.
Есть и такая теория, что круги Морая это излучатель (что-то наподобие радиопередатчика), который передавал сигналы в космос и принимал сигналы из космоса. Фундамент, который мы видим на самой большой овальной террасе был когда-то центром управления этим излучателем. Нужно только тумблером щелкнуть, и вы уже принимаете или передаете сигналы.
Стоило перевернуть изображение на 1800 и восприятие картинки изменилось, покажи мне эту фотографию изначально, я бы сказал, что это конические пирамиды, созданные из горных вершин.
Морай – Селекционная сельскохозяйственная станция.
Строили ли это чудо инки или они только реставрировали постройку более древней цивилизаций, нам неизвестно, но на подобный проект и сейчас осмелятся не многие, а ведь нам говорят что все это сделано только для того чтобы накормить людей.
Марас.
Марас – Соляные копи инков.
Марас – маленький городок до двух тысяч жителей, расположен в Священной Долине реки Урубамба, в семи километрах от города Морей и в 40 км к северо-западу от города Куско.
Соляной источник, питающий соляные копи Мараса, берет свое начало в местечке под названием Салинас-де-Марас, которое находится на склоне горы в пяти километрах от Мараса.
В этом месте еще до инков велась добыча соли племенем «качи», после прихода инков дело поставили на поток и Марас стал крупнейшим поставщиком соли во всем регионе.
Тяжело определить размер бассейна.
Соль здесь добывается путём выпаривания воды: на вершине горы из-под земли бьёт горячий солёный источник, который, спускаясь вниз по склону, попадает в специальные бассейны, выстроенные из камней и расположенные каскадом. Вода, попадая в них, наполняет резервуар, а затем постепенно испаряется под воздействием солнечных лучей, оставляя на дне и стенках бассейна кристаллы соли.
Человек как всегда вносит ясность.
Средняя площадь бассейнов составляет 5 м², процесс выпаривания занимает около месяца – за это время на дне резервуара образуется десяти сантиметровый слой соли.
Процесс сборки соли не изменился за тысячелетия.
Соль собирают и подсушивают, а затем измельчают, упаковывают в мешки и отправляют на местные рынки, труд соли сборщика заслуживает уважения.
В Марасе мы видим, как устроены открытые водоводы, инки создали архитектурное чудо, на которое приятно посмотреть, не смотря на адский труд добытчиков соли.
Марас – шедевр в инкской водоводной системы. Весь комплекс занимает площадь в 1км2, здесь разместились более 3000 тысяч ванн связанных между собой водоводами.
Типон, Перу — удивительные водные сады инков недалеко от Куско
Если вы ищете один из 10 лучших руин инков в Перу (прочитайте мой путеводитель, чтобы узнать об остальных), то не ищите дальше, чем Типон ( или Типон) в Перу. Зеленая терраса за зеленой террасой образует духовный сад , соблазняющий богов принять участие в сельскохозяйственном пиршестве. И, по-видимому, именно это и было замыслом инков, которые построили хитроумную систему четких террас, соединенных между собой полосатыми водными каналами.
Жаль, что на высоте 3400 метров Типон практически не посещают туристы! По крайней мере, Американское общество инженеров-строителей включило комплекс площадью 239 гектаров в свой Список международных исторических памятников гражданского строительства, в который также входят Эйфелева башня и монумент Вашингтона. Их книга «Типон: шедевр гидротехники империи инков» действительно вызвала у меня желание посетить этот уникальный сайт, и я призываю вас получить экземпляр. Если это не убедит вас посетить Типон, я надеюсь, что мои фотографии и его история помогут! 😉
Я также снял небольшое видео. Надеемся, вам понравится!
____________
С террасами и такими же красивыми: посмотрите мой обзор соляных копей Марас – самого красивого места в Перу.
Типон – больше, чем террасы инков
Вам понадобится всего одна секунда, чтобы подтвердить: Типон – это ритуальный сад, а не просто еще одна терраса инков, которую вы увидите по всей Священной долине. Самым наглядным доказательством является расположение самих террас в Типоне.
В то время как в других местах они следуют общей форме земли, террасы инков Типона точные и прямые. Преднамеренное отклонение, создающее уникальную духовную ауру , которая очарует вас с первого взгляда. На самом деле кажется, что террасы Типона были построены для того, чтобы направлять природную энергию прямо на поля и посевы.
Каждый свободный дюйм зеленой долины посвящен сельскому хозяйству. На самом деле, даже лестницы, соединяющие различные уровни, построены таким образом, что они не занимают драгоценное полезное пространство.
В Типоне вы найдете всего двенадцать террас . Поскольку террасы очень искусственны и ритуальны по своей планировке, можно с уверенностью предположить, что это число не было случайным. Я, например, не стал бы спорить о каком-то более глубоком мифологическом значении — двенадцать — это число месяцев в календаре инков. Что, конечно же, является очень глубоким заявлением и свидетельством того отношения, которое инки относились к астрономии.
Кстати, о мифологии. На самом верху террас Типона вы найдете что-то вроде водного храма . Подземный колодец питает сложную систему водных путей: разделяя могучий поток сначала на два, затем на четыре русла и, наконец, снова объединяя его в одно. Можно только гадать, какие церемонии здесь проводились!
Затем вода направляется по хитроумной системе каналов по террасам. Орошение различных уровней в засушливые сезоны и эффективная дренажная система во время сильных дождей. Конечно, археолог немного помог, но меня очень впечатлило то, что система все еще работает!
История Типона
Глядя на такой откровенно мистический сайт, вы, вероятно, зададитесь вопросом о его истории и значении. Но скажу вам сокрушительную правду: Никто толком не знает, какой Типон был построен для . На самом деле, даже название «Типон» выдумано, обозначая что-то вроде «булькающих вод» — оригинальное название кечуа почти утеряно.
Единственный намек на происхождение типонов, который мы получили, был записан Гарсиласо де ла Вега в его Королевских комментариях Перу. Там он пространно пишет о королевский дом Яуара Уаки и как принц Хуракоча узурпировал своего отца с помощью своей военной доблести . Тут же он подробно описывает, как Уракоча приказал построить дворец для своего отца недалеко от столицы Куско:
» По какому соглашению был немедленно разработан проект дворца, который предполагалось построить между проливами. Муйна и Кепиканча, где был отличный воздух и приятная обстановка, легко улучшаемая садами и фруктовыми садами; и все развлечения, такие как охота, рыбная ловля и другие королевские развлечения, — в этом много преимуществ благодаря реке Тукай, в которую впадает множество ручьев и ручьев, на восточной стороне дома. Когда был заложен фундамент этого дома (некоторые руины которого сохранились и по сей день), принц вернулся в Коско […] ”
(Томас-Симон Гёллетт также пишет об этом в своих «Перуанских сказках: рассказано в тысяче и одном часе»; вероятно, скопировано у де ла Веги)
Типон – королевский дворец Яуара Уаки?
На основании этого фрагмента некоторые археологи утверждают, что Типон мог быть дворцом инков Хуракоча и его отца Яхуара Уака . В пользу утверждения говорят несколько фактов:
Во-первых, Типон действительно расположен недалеко от реки (теперь она называется Ватаны) – в эту реку впадают две речки по сторонам от места археологических раскопок Типона. Но это, конечно, вероятно, относится почти к любому поселению инков в окрестностях Куско.
Конечно, есть также множество садов и садов, о которых говорит Де ла Вега, но они более чем вездесущи в Священной Долине и, конечно же, не являются уникальным атрибутом Типона. Возможно, террасы Типона — самые красивые из всех.
Что еще более важно, Tipon состоит не только из впечатляющих террас. Справа, рядом с зелеными террасами, вы найдете большое строение, которое могло служить дворцом . Мастерски ограненные камни как минимум намекают на то, что здесь должен был проживать человек великой силы. Возможно, руины дворца Яуара Уака.
И последнее, но не менее важное: Типон также содержит остатки некоторых военных построек. В конце концов, Яуар Уака потерпел поражение от чанка и, должно быть, куда-то отступил после падения Куско. Его сын Уракоча мог тогда решить, после своей первоначальной победы над чанками, завещать крепость Типон своему отцу и позволить построить из нее настоящий королевский особняк, соответствующий его рангу — по крайней мере, так считает известный перуанский археолог Виктор Энглес Варгас. утверждает.
Также Де ла Вега пишет, что хотя Яуар Уака и потерял титул, его сын позаботился о том, чтобы ему не хватило амнистий (а по сути снаряжения) как и положено Инке. Теперь король был не только военным лидером Империума, но и духовным лидером. И нельзя отрицать, что Типон был местом поклонения!
Конечно, нельзя не заметить ритуальный фонтан прямо на вершине террас Типона. Подобные фонтаны можно найти в водных храмах по всей империи инков. Если вы хотите увидеть один из них, я рекомендую вам посетить Ольянтайтамбо (прочитайте мой путеводитель здесь).
Но дело не только в этом: например, прямо посередине самой большой террасы вы найдете разметочный камень – уж точно не случайно! Службы богам под председательством Яхуара Уаки? Возможно, хотя мы, вероятно, никогда не узнаем наверняка!
Другие руины в Типоне
После стольких предположений вы, вероятно, жаждете каких-то фактов. Я уже упоминал об остатках царского дворца. Если взять экскурсию через Типон (надеюсь, мне уже удалось убедить это сделать!), то обязательно поднимитесь на холм над ним . Глядя вниз по долине, вы заметите небольшую тропинку, тянущуюся вверх по склону холма слева от вас.
Отсюда вы сможете хорошо рассмотреть Типон с высоты птичьего полета. Но если вы пройдете по этой тропе до конца, у вас будет возможность осмотреть еще одно огромное сооружение, примыкающее к холму, с еще одним водным храмом.
Некоторые источники называют это Интиватаной, но у меня есть некоторые сомнения. Intiwatana переводится с кечуа как «резной камень», камень, который инки использовали для измерения времени. Мачу-Пикчу известен своей до сих пор нетронутой Интиватаной (иногда также пишется как Интиуатана; испанцы уничтожили большую часть остальных).
Обычно этот особый камень был вырезан из природного камня на очень открытом месте, подобно солнечным часам. То, как солнце отбрасывало тень и располагалось в разные благоприятные даты (например, равноденствие и т. д.), помогало инкам определять само время (подробнее об Интиватане читайте здесь).
Лично я, , не смог найти никаких видимых остатков Intiwatana в непосредственной близости от храма — кроме открытого укрепленного холма, который, возможно, мог выполнять такую функцию до его очевидного разрушения.
Конечно, это не должно вас обескураживать. Помимо потрясающего вида на священную долину (я уже упоминал об этом раньше, верно? :P), дворец также довольно прекрасен. И, как я уже говорил, просто посетив террасы внизу, вы ощутите, что Типон на самом деле был именно таким: аккуратными террасами.
Канал инков и дальше
Но вот! Есть еще! Если вы очень проницательны, , вы, возможно, задаетесь вопросом, откуда на самом деле вода в фонтане вокруг Интиватаны 9.0006 . Ведь сооружение стоит на очень открытом холме — не совсем типичное место для природного источника. И действительно, в этом источнике нет ничего естественного.
Если вас не смущает чрезмерная высота, а я надеюсь, что это не так, вы можете проследить еще один момент вверх: Канал инков . Фонтан на самом деле питается от родника примерно в миле дальше вверх по склону. Именно этот канал инков обеспечивает воду.
Я настоятельно призываю вас следовать за каналом инков Типон до самого его конца — это просто прекрасное зрелище, укрытое в суровом ландшафте. Знайте, что канал инков больше не работает должным образом. В эти дни до храма доходит лишь струйка. Достаточно, чтобы блестеть, но, конечно, далеко от полоскания рога изобилия, которым когда-то должно было быть.
Отсюда есть только один путь, и он ведет вниз. Вид отсюда, опять же, весьма достойный. Особенно обратите внимание на крепостное сооружение с правой стороны. От его древнего величия мало что осталось, но то, что уцелело, вдохновит вас на размышления.
__________________
Ищете, чем еще заняться в Перу? Прочтите мой полный маршрут по Перу, включая 9 роскошных отелей.0006
Билеты в Типон
Лучшим предложением для посещения Типона будет туристический билет (boleto turistico). Стоимость билета в 130 солей для взрослого может показаться завышенной, но это даст вам доступ к довольно большому количеству лучших мест во всей Священной долине инков (за исключением Мачу-Пикчу). Большинство сайтов, включенных в boleto turistco (например, Ollantaytambo или Pisca), будут указывать единую цену в 70 солей, поэтому покупка boleto turistico окупится уже после вашего второго посещения.
Как добраться до руин Типона
Город Типон находится примерно в 22 километрах от Куско . Вокруг главной площади Куско вы найдете множество туристических агентств, предлагающих дешевые экскурсии практически в любое место, заслуживающее внимания в районе Куско и за его пределами. Если вам действительно нужен путеводитель, то это будет ваш вариант, хоть Типон и не будет основным координационным центром ни для одного из них (пока).
Лично я бы сказал, что это не нужно. Немного чтения перед вашим визитом предоставит вам все детали, которые вам нужны (ура, вы уже сделали это сейчас!). Самым простым вариантом будет взять такси прямо до Типона и позволить таксисту ждать вас у входа. С большим торгом, который стоил мне 90 солей. Консьерж в моем отеле все устроил (о моем опыте проживания в сказочном отеле Palacio Nazarenas читайте здесь)
Кроме того, вы можете сесть на автобус (Av. De La Cultura 1320, Куско — Уркос) и выйти в городе Типон. На обратном пути вы можете взять такси, автобус или автобус с главной дороги — ваши шансы найти такси, ожидающее вас у руин, будут очень и очень малы. В любом случае, вам придется рассчитать прогулку, может быть, в один час от города Типон до руин и еще один час, чтобы идти обратно.
Решайте сами, стоит ли экономить несколько солей или нет. Подъем по асфальтированной дороге не будет особенно примечательным, поэтому побалуйте себя роскошью, взяв напрокат такси. Если вы хотите отправиться в настоящий поход, скорее приберегите силы для восхождения на Вайна-Пикчу (перейдите по ссылке, чтобы прочитать о моем опыте).
Обзор водных садов Tipon
Уникальность: 5
Цена: 3
Доступность: 3
Подлинность: 5
Красота: 4
(макс. = 5)
Надеюсь, вам понравился мой обзор Типона, Куско. Освободите ли вы место для посещения этих уникальных руин инков по пути в Мачу-Пикчу? Расскажите мне в разделе комментариев ниже!
Водный храм инков-каранки в Эквадоре: демонстрация богатства и искусной гидротехники
Обновлено
21 мая, 2015 — 15:15
lizleafloor
Вода, квинтэссенция жизни и природная сила, священная для древних инков, была использована и управлялась в большом рукотворном водном храме в конце 15 -й век. Бассейн с искусно вырезанными и отполированными камнями, высокими стенами и извилистыми каналами был бы впечатляющим зрелищем. Исследователи теперь полагают, что это чудо гидротехники в Эквадоре было построено титанами инков Уайна Капак или Атауальпа в демонстрации силы после того, как они завоевали местный народ каранки.
Согласно публикации «Археология», это место было известно местным жителям как историческая область, а раскопки в 2006 году обнаружили большой церемониальный бассейн размером примерно 33 на 55 футов. Он был обнаружен в четырех-пяти футах ниже уровня земли и окружен стенами высотой в три фута. И стены, и пол бассейна были сложены из точно вытесанного и хорошо подогнанного камня.
Каналы направляют воду вокруг бассейна в Каранки, известного как Храм Воды. Предоставлено: Тамара Л. Брей
Описанный доктором Тамарой Брей из Университета Уэйна, исследователем, участвовавшим в продолжающихся раскопках, как «феноменально сохранившийся», бассейн, как полагают, датируется началом 1500-х годов.
Археология сообщает, что «правитель инков Уайна Капак завершил 10-летнюю завоевательную войну против местного народа, каранки. Легенда гласит, что Уайна Капак казнил всех взрослых мужчин Каранки. Их тела были брошены в озеро, известное сегодня как Яуаркоча, или «Озеро Крови», на северо-восточной окраине Ибарры. Испанский летописец Педро Сьеса де Леон подсчитал, что в результате конфликта погибло от 20 000 до 50 000 каранки».
- Драматическая жизнь и смерть Атауальпы, последнего императора империи инков
- Типон, Перу и гидротехническое чудо инков
- Обнаружен комплекс Храма Воды Майя, где совершались ритуальные подношения, чтобы умилостивить Бога Дождя
Названный Templo de Agua (Храм Воды), бассейн намного превосходит другие постройки. Каменные каналы должны были обеспечить циркуляцию воды по всему участку, а каменные ступени по углам обеспечивали доступ к воде для проведения церемоний. Вода поступала со склонов близлежащего вулкана Имбабура в пяти милях отсюда по каменным каналам. Затем он сливался в бассейн через носики и, наконец, стекал через вырезанные отверстия, пишет Archaeology.
Точно неизвестно, кто заказал строительство храма, но археологи установили, что это Уайна Капак, император империи инков (1493 — 1525/1527), или его сын Атауальпа.
Иллюстрация императора инков Уайны Капака. Wikimedia Commons
Портрет Атауальпы, нарисованный с натуры членом отряда Писарро во время испанского вторжения в Эквадор. 1533. Общественное достояние
Исследователи считают, что амбициозные строительные проекты были предприняты правителями инков после кровопролития, чтобы продемонстрировать власть своим новым подданным. Он представлял собой большую демонстрацию богатства и инженерных ноу-хау. Мало того, что это был впечатляющий технологический подвиг, чтобы доставить воду на расстояние до пяти миль, но использование воды также символизировало власть над священным природным ресурсом.
Управление водой было жизненно важным для сельского хозяйства, общества и религии инков. Таким образом, водная архитектура была построена по всей империи. Вода, промываемая через каналы и здания и выливающаяся в бассейны и бассейны, была полезной, а также частью ритуалов.
И форма, и функция использовались в древних водных системах. Рядом с Куско были построены геологические бассейны с каменными стенами для удержания воды, к которой затем можно было получить доступ через отверстие в стене и использовать в ритуалах, на полях или для бытовых нужд.
Империя инков также установила технологические чудеса в Перу, как сегодня в Типоне, Перу. Древнее место может похвастаться впечатляющими террасами с полированными каменными стенами, каналами и декоративными водопадами. Вода течет по хорошо построенным баням и каналам и по сей день.
Сегодня многие водные каналы в Типоне все еще функционируют ( Wikimedia Commons )
Поскольку вода была таким важным ресурсом, она также использовалась как инструмент для демонстрации силы. Когда новые территории были аннексированы на окраинах империи, было важно показать, насколько важным был новый верховный лидер, и закрепить идею о том, что он все контролирует.
Древние водостоки в Типоне, Перу ( Wikimedia Commons )
Кэролин Декан Калифорнийского университета рассказала Археологии о политической стихии воды в империи инков: «Инки говорили: «Наш император — полубог, и мы контролируем самые важные вещи. в жизни: плодородие и вода». Говорят, что народ древнего Эквадора восстал против нового руководства, а передовые технологии и мощный символ воды в Инка-Каранки продемонстрировали, что новым повелителям есть что предложить, отмечает Дин.
- Тайны Вилькабамбы, игровая площадка инков и Долина долголетия
- Археологи обнаружили 4200-летнее здание в Эквадоре
- Новое исследование предполагает, что озеро Мумия было построено для проведения ритуалов, а не для воды
Важно было не только завоевать территорию, но и то, что новая земля и культура были преобразованы лидером во что-то лучшее.