Конфетный храм на воде отвечает главному тренду Екатеринбурга. Храм на воде


Храм на воде Тадао Андо

«Мы должны создавать архитектуру, которая, подобно поэзии или музыке, будет открытием для человека, пробуждая интеллект, мир и радость жизни», — говорит Андо

Свою архитектуру Андо создает в том числе для того, чтобы человек наслаждался дождями и ветрами, любовался переменами времен года. Безусловно, в этом он говорит на языке ценностей японской национальной традиции. Одним из самых известных творений Андо, в котором природа играет поистине великую роль в формировании архитектуры, стал храм На воде. Природа здесь явилась основным инструментом, создающим образ постройки. Архитектору удалось, с одной стороны, включить природные элементы (свет, ветер, воду, воздух) в архитектуру, образовав цельный организм. А с другой — наоборот, возвысить природу как великую абстракцию, усиливая ее динамический резонанс с геометрией рукотворных форм.

Культовые сооружения Андо, несмотря на строительный материал — необработанный бетон, удивительно поэтичны и наполнены хрупкой красотой, таящей способность изменяться каждое мгновение. Названия их лиричны и не привязаны к месту, тем не менее, известны на весь мир — церковь Света и храм На воде.

Храм На воде был построен на острове Хоккайдо в 1988 году. В основе композиции — два сопряженных друг с другом квадратных в плане объема. Верхний представляет собой прозрачный куб с находящимися внутри четырьмя сомкнутыми крестами.

Вид со стороны водоема

Нижний — само помещение церкви, восточная стена которой сделана полностью стеклянной. Она выходит на водоем.

Церковь не имеет привычного алтаря. Вместо него красноречивый символ, напоминающий о том, что Творцом является сама природа. Огромных размеров крест расположен прямо на водной глади бассейна.

Свое название сооружение получило из-за того, что вода, по мысли автора, становится органичной частью архитектуры храма. Крест и вода — главные символы христианской религии — соединены в художественном образе этого храма. В то же время Андо никогда не отрицал японской архитектурной традиции. Тема соединения места поклонения с водой использовалась в Японии достаточно часто. Можно вспомнить знаменитое синтоистское святилище Ицукусима (XVI век), расположенное в заливе Внутреннего Японского моря.

До ритуальных врат этого святилища дойти можно только во время отлива, так как они со всех сторон окружены водой. Это место справедливо считается одним из самых красивых в Японии. Синтоистские святыни нередко бывают неразрывно связаны с водой. Объяснение этому заключается В самой религии, обожествляющей все, что создано природой. Согласно синто, все реки, моря, озера, скалы и деревья имеют душу, ками. Так же как синтоизм остался в душе каждого японца после прихода буддизма, не вступая в конфликт с новой религией, так и Андо создал христианскую святыню, в основе которой — древнее японское представление о мироустройстве.

Философия Андо находит отражение в тесной связи внешнего и внутреннего пространств в архитектуре. Храм окружен холмами и деревьями. Бетонные стены лишь подают природную красоту зрителю. Посетители могут наслаждаться багряными красками осенью, ослепительной белизной зимой, нежной зеленью весной и яркими цветами летом. После устройства подземной гидроизоляции, когда залили каскады прудов, храм и окружающая его природа отразились в зеркале воды, приобретя парящую легкость и эфемерность.

Архитектура культового сооружения воздействует на эмоции и чувства посетителей. В этом произведении также можно увидеть любовь Андо к контрастам: искусственного и естественного, закрытого и открытого, пустоты и бесконечности. Контраст грубого необработанного бетона с хрупким стеклом лишь усиливает эмоциональную выразительность храма.

Искусственный водоем перед храмом

Как и другие работы Андо, храм На воде лишен каких бы то ни было орнаментов. Декора архитектор не признает вообще, считая его ненужным украшательством. Храм На воде в основном выполнен из бетона. Редкие стеклянные поверхности использованы автором как средства более яркой художественной выразительности. Поскольку храм расположен в популярной курортной зоне, перед архитектором стояла задача разместить свое творение среди существующих комплексов и высотных отелей. Андо решил проблему бескомпромиссно. Он максимально отодвинул церковь от застройки, спрятав ее в лесу. А для полной изоляции, которая необходима, чтобы отделить культовое пространство от светского, церковь от отелей, между ними создана длинная L-образная стена, проходящая с западной и северной сторон от храма. Она выполняет также и символическую функцию защиты, закрывая здание от соседних построек и создавая у верующих ощущение уединения, необходимое для молитвы.

К храму На воде устроен сложный подход, а поведение и эмоциональное состояние человека, желающего попасть внутрь, тончайшим образом срежиссированы архитектором. Чтобы войти в храм, посетитель должен проделать большой путь. Мастерство архитектора-режиссера заключается в умении ненавязчиво подсказать и должным образом направить и настроить перед входом в сакральное пространство. Дорога поднимается сначала в верхний куб из стекла и стали, внутри которого находятся четыре больших бетонных креста. Их необходимо обойти вокруг, настраиваясь на медитативное состояние. Поможет этому и необыкновенной красоты панорама, открывающаяся с верхней точки храма. Для наслаждения прекрасным видом верхний куб и сделан прозрачным. Только затем темная винтовая лестница приведет вниз, к помещению самой церкви.

Интерьер храма весьма аскетичен. Пол покрыт темными гранитными плитами. Ступенька отделяет ряды молящихся от небольшого пространства перед восточной прозрачной стеной. Пять рядов деревянных скамеек, расположенных попарно, имеют очень простую конструкцию. Вдоль стен также расставлены деревянные стулья. Вся мебель очень светлая — это еще один контраст с темными стенами и полом церкви. Тщательно продумано искусственное освещение. На северной и южной стенах церкви устроено по четыре небольших углубления со скрытыми в них лампами. Фрагмент интерьера с видом на водоем.

Вид из храма на водоем с крестом

Этих восьми крошечных светильников достаточно для того, чтобы создать в храме приглушенное умиротворяющее освещение.

Водоемы, часто дополняющие архитектуру Андо, всегда неглубокие. В этом кроется особый смысл: вода в мелких бассейнах спокойная и не конфликтует с окружением. Она подвержена влиянию даже легкого ветра, под действием которого на поверхности образуется рябь. С декабря по апрель водоем у храма закрыт слоем снега и воспринимается из церкви как ровная белая, почти бескрайняя гладь, несущая спокойствие и умиротворение — то, за чем приходят верующие в церковь. В бассейне устроены небольшие пороги. Их высота, 15 сантиметров, не позволяет создать бушующий водопад, а только мерное течение тихо журчащей воды.

Стеклянная стена церкви большую часть года закрыта, защищая прихожан от непогоды. Когда стена раскрывается, интерьер церкви полностью объединяется с водой, показывая, какой тесной связи могут достичь архитектура и природа. Но в любое время года на ровной открытой поверхности водоема выделяется металлический крест, обращенный к помещению для молитвы. Светлое пространство пруда с крестом составляет художественный и смысловой контраст с затемненной комнатой для верующих, направляя и концентрируя их внимание.

Восточная сторона церкви имеет специфические бетонные ворота высотой 6,2 метра, состоящие из двух одинаковых проемов. Ширина каждого из них 9,15 метра. Практическая функция ворот заключается в возможности переместить стеклянную стену церкви в соседний проем, полностью окруженный водой. Таким образом, исчезает единственная, хоть и прозрачная, преграда между церковью и природой. Правда, происходит это только летом и в исключительные моменты, например во время венчания. Символическое значение бетонной арки также очевидно. Это намек архитектора на тории, всегда стоящие перед японским святилищем.

Андо всегда тонко чувствует место, в котором будет размещено его произведение. Остров Хоккайдо известен суровыми природными условиями. В этих местах очень холодные снежные зимы, когда температура достигает минус 30 градусов. Но жесткие условия природы рождают невиданные красоты. На этом противоречии архитектор создал удивительную по силе своей притягательности церковь.

Сложнейшие технические расчеты, так же как и многочисленные дополнительные меры, направленные прежде всего на утепление и отопление храма для создания внутри комфортной среды, не должны быть видны неподготовленному зрителю. Требования теплоизоляции привели к необходимости сделать стены трехслойными, с размещением в центре дополнительного утеплителя. Пол также спроектирован двухслойным. Правда, для достижения нужного эстетического эффекта подобные усилия никак не должны были повлиять на архитектурную концепцию храма, так же как и оставить какой-либо след в дизайне его оформления.

Храм На воде, соединяющий западные духовные христианские ценности и традиционное японское почитание природной красоты, с момента своего появления пользуется огромной популярностью среди будущих молодоженов, которые подолгу ждут своей очереди для проведения там главного торжества в своей жизни.

Смотрите также:

delovoy-kvartal.ru

Где еще есть такие храмы на воде?

Церковь Николая-Чудотворца на воде (2004, Днепр, Киев, Украина) Этот удивительный храм был построен в Киеве сравнительно недавно – чуть больше 10 лет назад на искусственном острове в акватории реки Днепр в историческом центре Киева, всего в нескольких километрах от Софии Киевской. Его освятили в честь Николая Чудотворца. Это первый храм в Европе, возведенный на реке — в акватории Днепра. Причем, именно на том месте, где в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире совершилось таинство крещения над жителями древнего Киева.

Как сообщает сайт Киевской Патриархии, строительство началось в 2003 году по заказу мецената – бывшего президента компании «Укрречфлот» Николая Славова. Над проектом храмового сооружения работал киевский архитектор Юрий Лосицкий. За основу была взята разрушенная большевиками в 30-х годах часовня Товарищества спасения на воде, в которой служили службы по погибшим морякам. Летом 12 августа 2003 г. недалеко от речного вокзала, в акватории реки Днепр на глубине 10 м было расчищено и укреплено дно и заложена первая свая. Всего в основу фундамента храма вошло 12 железобетонных свай длиной 14 метров. Их окружили 75 шпунов по 12 метров, которые были установлены кольцом с диаметром в 12,5 метров (площадь круга – 122,6 кв м). По проектам конструкторско-технологического института речного транспорта «Речтранспроект» на сваях была возведена железобетонная конструкция, напоминающая «ножку фужера», но очень крепкая, по проектным расчетам, выдерживающая огромную нагрузку и сейсмические толчки свыше 7 баллов. Сам храм – не маленький, как его деревянный предшественник, а кирпичное здание высотой 27 м, напоминающее свечу, увенчанное восьмигранным куполом с крестом, покрытым нитритом титана, создающим эффект позолоты. Чтобы попасть в храм с набережной, нужно пройти по 15-метровому мосту. Храм вмещает около 50 человек, ещё столько же – его площадка. По утверждению сайта Украинеской православной церкви, это – первый и единственный храм в Европе, расположенный в акватории. Храм святителя Николая быстро полюбился киевлянами и гостям столицы. А еще стал визитной карточкой города. Но, как оказалось, архитектура — далеко не главная изюминка храма на водах. Здесь, по словам очевидцев, стали происходить настоящие чудеса.Церковь Андрея Первозванного на Вуоксе (2000, Ленинградская область) Одной из самых живописных церквей, стоящих «на воде», российские туристы называют деревянную церковь Андрея Первозванного на реке Вуоксе в Ленинградской области. Как сообщает портал Культурология.РФ, эта небольшая деревянная шатровая церковь была построена профессором университета им. Герцена и поддержавшим его идею дачником Андреем Лямкиным в 2000 году по проекту архитектора Андрея Ротинова и освящена 23 сентября 2000 года. Приписана к Коневской церкви в посёлке Сапёрное. Эта постройка вошла в книгу рекордов Гиннесса, как единственная в мире церковь, построенная на крошечном острове, фундаментом которой служит монолитная скала, выступающая из воды. Площадь островка составляет всего 100 кв. метров. Как сообщается в многочисленным блогах российских путешественников, до лета 2016 года попасть в храм можно было только на лодке или на пароме.

В эти годы массового паломничества прихожан здесь не было, обряды совершались по предварительной договоренности со священником. Несколько месяцев назад к островку построили мост, деньги на который собирали всем миром. Вероятно, это увеличит поток посетителей, но, что интересно, одобрили строительство моста не все. «Испортили место мостом таки, не хватало им парома... И судя по намерениям, продолжат портить, ибо на самом островке тоже что-то сооружать собираются, а по итогу зальют остров в бетон», – написал один из комментаторов в соцсети несколько месяцев назад.Церковь Богородицы-на-Рифе (Пераст, Черногория, XVII век) Одним из самых известных храмов на острове в Европе является храм Богородицы на Рифе в городе Перасте, Черногория. Согласно туристическим справочникам, островок, на котором он стоит – единственный, сотворенный руками человека, в Адриатическом море. Сегодня его площадь составляет чуть более 3000 кв. м. По данным историков, в течение почти что двухсот лет на рифе затапливались пиратские и собственные старые корабли, а также возникла традиция, проплывая мимо него, бросать в воду камни. Таким образом и образовалось плато, на котором можно было начинать строительство. В 17 веке здесь возникла церковь Божьей Матери, возведенная в византийском стиле, высотой 11 метров. К сожалению, ближе к концу XVII века ее сильно повредило землетрясение, но храм отреставрировали, расширили, теперь он занимает большую часть острова и в разгар курортного сезона почти ежедневно принимает экскурсии с туристами.

Церковь Успения Божьей Матери в Кондопоге можно назвать «стоящей на воде» лишь условно – такой она воспринимается издалека. На деле церковь возвышается на небольшом мысе, вдающемся в Чупа-Губу Онежского озера в Карелии. Успенская церковь является единственным дошедшим до наших дней культовым объектом, входившим в существовавший на этой территории храмовый комплекс. Здание церкви построено в 1774 г. и впоследствии не перестраивалось. Успенская церковь является одной из самых высоких деревянных церквей на Русском Севере, ее высота – 42 метра. Отметим, что ее размер гармонично вписывается в окружающий ландшафт Онежского озера, длина которого с юга на север – 245 км, а наибольшая ширина – 91,6 км.

Плавучий храм Волгограда Наиболее оригинально подошли к идее храма на воде волгоградцы: вместо того, чтобы строить искусственный остров в акватории Волги, в 2004 году они спустили на воду плавучую церковь. Основанием для нее послужил большой десантный корабль «Олекма». При освящении корабль получил имя «Князь Владимир», но есть у него и второе имя. По предложению митрополита Германа он был назван «Отец Веренфрид» в честь голландского священника Веренфрида Ван Страатена – одного из самых известных католических благотворителей ХХ века. Храмы на воде существуют и в России, и в других странах мира. В Волгограде, к примеру, их даже два – «Святитель Иннокентий» и «Святитель Николай». Но все они не могут передвигаться самостоятельно – обычно их тянут баржи. А «Князь Владимир» – единственный в мире самоходный корабль-храм.

Источник: http://changeua.com/kyiv/kievskiy-hram-svyatitelya...https://newdaynews.ru/ekb/583035.html

qna.center

На десерт: уральский храм-на-воде | Читать design mate

Каждый раз, когда речь заходит о строительстве нового храма, возникают целые дискуссии, так или иначе приводящие к вопросу веры, который в светском государстве воспринимается весьма противоречиво. Однако в Екатеринбурге уже шестой год не угасают споры о восстановлении Храма святой Екатерины вовсе не из-за религиозного контекста, а из-за архитектурных противоречий проекта.

Пожалуй, необходимо сказать пару слов, о том, почему именно этот храм вызвал столько шума и критики у жителей города, среди которых деятели культуры, архитекторы, урбанисты, политики и представители медиа.

В 1723 году Вильгельм де Генин начал строительство завода-крепости на берегу Исети, которая была названа из политических соображений в честь великой императрицы Екатерины Великой – Екатеринбург. При заводе, разумеется, как и полагалось в те времена, была возведена деревянная церковь, освященная в честь великомученицы Екатерины. Спустя несколько лет здание обветшало, и сенат поднял вопрос о строительстве полноценной каменной церкви, для чего был приглашен известный архитектор Иоган Вернер Мюллер. Однако Мюллеру так и не довелось поработать над этим проектом и, в силу ряда причин, здание было реконструировано лишь через 15 лет по чертежам А. Кичигина. Такой церковь и просуществовала до 20-х годов XIX века, пока за нее не взялся екатеринбургский архитектор М.П.Малахов, придав ей более конструктивистский облик и расширив до масштабов собора.

На десерт: уральский храм-на-воде

В 1930 году первая городская церковь была снесена, и на ее месте построили УралОбком, а позже – фонтан «Каменный цветок», который и сейчас вместе с небольшим сквером и часовней святой Екатерины составляет архитектурный ансамбль на площади Труда в центре города.

На десерт: уральский храм-на-воде На десерт: уральский храм-на-воде

В 2010 году губернатор Свердловской области А. Мишарин и владыка Викентий предложили построить храм святой Екатерины на его историческом месте, заменив им фонтан и сквер. Эта идея повлекла за собой массовые протесты и масштабный митинг горожан, организованный депутатом городской думы Леонидом Волковым. Главный аргумент был прост: фонтан «Каменный цветок» уже много лет является символом Екатеринбурга и одним из самых узнаваемых мест города, органично дополняющим конструктивистский ансамбль на улице Ленина.

На десерт: уральский храм-на-воде На десерт: уральский храм-на-воде

Кроме того, буквально в двухстах метрах от площади Труда уже построен Храм-на-Крови – один из самых больших храмов в Екатеринбурге. Тогда от проекта новой церкви отказались, однако через несколько лет было вынесено другое предложение: храм на воде. По задумке епархии храм будет возведен на искусственной насыпи в акватории городского пруда, и к нему буду вести два широких пешеходных моста с противоположных берегов. При этом новый храм не будет похож на тот, что снесли в 30-х годах, а станет собирательным образом московского Храма Василия Блаженного и петербургского Храма Спаса-на-Крови. Спонсорами масштабного строительства выступили УГМК и РМК.

Идея была воспринята жителями города двояко: одни нарекли храм «капкейком-на-воде» и с интересом стали ждать развития ситуации, другие высказались крайне негативно. Так, урбанист и политолог Дмитрий Москвин замечает, что строительство храма в акватории пруда не только не решит ни одной проблемы города и жителей, но и прибавит новых, например, в виде закрытия набережной на несколько лет. Концепция также практически единогласно была отклонена свердловским отделением Союза архитекторов России, а петицию против строительства подписали более ста архитекторов города. Большинство голосует против храма из-за перекрытия визуальной перспективы в центре города, которую дает пруд, а также из-за самого характера постройки – явного «новодела». В ответ архитектурное бюро «Птарх» разработало свое видение храма, объединив недостроенную телебашню и культурно-религиозный центр. Правда, это предложение не было рассмотрено всерьез.

На десерт: уральский храм-на-воде На десерт: уральский храм-на-воде

Однако есть и сторонники храма-на-воде. Так, журналист Евгений Енин считает, что храм станет «фишкой» Екатеринбурга, привлечет туристов и сможет претендовать на звание главной достопримечательности города. Это подтверждает и зарубежный опыт: единственной православной церковью на воде сегодня остается Церковь Николая Чудотворца в Киеве, которая стала центром паломничества и туризма.

На десерт: уральский храм-на-воде

Кроме того, нельзя не отметить, что в России Храм святой Екатерины станет первым подобным архитектурным проектом религиозного характера, и это, безусловно, шаг церкви навстречу современным градостроительным идеям.

Одобряем храм-на-воде? ДаНет

design-mate.ru

Strelka Magazine - ​Отстояли: Жители Екатеринбурга отменили строительство Храма-на-воде

После года протестов и борьбы областное правительство перенесло место постройки храма святой Екатерины.

Источник фото: Информационный портал Екатеринбурга / ekburg.ru

В 2016 году к предстоящему трёхсотлетию Екатеринбурга губернатор вместе с двумя инвесторами и РПЦ решили сделать городу подарок — восстановить храм святой Екатерины. Строительство храма коснулось почти каждого екатеринбуржца. Активная часть населения резко выступала против места постройки — на искусственном острове прямо в центре городского пруда. После года протестов и борьбы, 17 октября 2017 года, правительство пошло навстречу активистам и перенесло место постройки храма святой Екатерины. Strelka Magazine разобрался, как развивались события и почему местное сообщество всё-таки отстояло родной пруд.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

Собор святой великомученицы Екатерины был сооружён в 1723 году одновременно с основанием Екатеринбурга. А в 1930-м был взорван большевиками. Освободившееся место было названо площадью Труда.

В 2010 году впервые поднялся вопрос о реставрации храма на прежнем месте. Это вызвало возмущение у активистов, которые выступили против нарушения сложившейся структуры города. В апреле 2010 года на митинг против строительства вышли пять тысяч человек, после чего до 2016-го тема восстановления храма не поднималась.

В марте 2016 года городской портал e1.ru опубликовал проект сооружения Храма-на-воде. Тогда его не восприняли всерьёз, так как ни инвесторы, ни церковь, ни чиновники не подтвердили своё участие. В октябре 2016 года градостроительная комиссия поддержала постройку храма. Было решено установить его на искусственном острове в бухте. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и Екатеринбургская епархия РПЦ выступали за постройку Храма-на-воде: решили сделать это подарком для города на его трёхсотлетие. Тогда началось противостояние местного городского сообщества. Активные екатеринбуржцы были категорически против застройки пруда.

1 декабря 2016 года прошло общественное обсуждение, инициированное молодёжной секцией Союза архитекторов. Среди приглашённых: мэр города Евгений Ройзман, инвестор проекта, генеральный директор УГМК Андрей Козицын, председатель совета директоров РМК Игорь Алтушкин, социологи, политологи, урбанисты и другие неравнодушные. Дискуссия не дала результатов.

Уже 7 декабря активисты создали Комитет городского пруда, объединив екатеринбуржцев, которые выступают против застройки.

30 марта 2016-го была подана петиция на сайте Change.org против строительства храма святой Екатерины в акватории пруда.

23 февраля, 8 апреля и 3 сентября 2017 года прошли мирные акций «Обними пруд», организованные Комитетом городского пруда. Около тысячи человек вышли к пруду, взялись за руки и стали в шеренгу, чтобы обнять его. Так они высказывали свой протест против застройки пруда. 19 августа был создан «Музей городского пруда».

Екатерининский собор, 1930-е гг. / фото: wikipedia.org

Концепция Храма в акватории городского пруда

PreviousNext

Екатерининский собор, 1930-е гг. / фото: wikipedia.org

Центр прикладной урбанистики Екатеринбурга провёл опрос жителей по поводу строительства храма, где большинство высказались против.

Летом Комитет городского пруда организовывал открытые бесплатные экскурсии по набережной. Активисты устраивали субботники на берегу, раздавали листовки, которые знакомили население с ситуацией вокруг постройки Храма-на-воде, и проводили открытые дискуссии и встречи, приглашали экспертов в архитектуре, социологии, геологии. Комитет всячески выступал против застройки пруда. Активность населения дала свои результаты.

17 октября 2017 года было решено не строить храм святой Екатерины в акватории городского пруда. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев выступил с инициативой построить его на площадке перед Театром драмы. Пока новый проект с точным расположением храма не представлен. Но местное городское сообщество Екатеринбурга считает своей победой то, что им удалось защитить пруд и на его месте не будет никакой стройки.

ЧТО ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ СОБЫТИЙ

Марина Сахарова, участник Комитета городского пруда, градостроитель

Многие вопросы в Екатеринбурге решаются без профессионального обсуждения. А сейчас первый раз в истории города архитектурное сообщество масштабно откликнулось. В Комитете мы распределили все направления деятельности, так как нельзя обойтись только общественными активностями вроде митингов и пикетов, так же как нельзя только писать запросы. Мы охватили разные стороны — это архитектура, экология, культурное наследие, социальное, просветительское и информационное направление. В Комитет входит постоянных активных 15 человек — это наша основа.

Если говорить о будущем города, то место, где планировалось строить храм, соседствует со спортивным комплексом «Динамо», который может стать одним из номинантов для включения в объекты наследия ЮНЕСКО как объект архитектуры авангарда. Поэтому было важно не строить что-то вблизи него, так как это сразу же закрывает продвижение «Динамо» в ЮНЕСКО. Также история Екатеринбурга началась с пруда: это единственный объект, который сохранился от города с XVIII века. Строительство и изменение береговой линии нарушило бы историческую конфигурацию пруда и добавило бы мусор в реку Исеть, что плохо бы сказалось на её состоянии.

Но самый важный момент — социальный. Фонд «Социум» проводил социологические исследования. Благодаря опросу было выяснено, что более 60 процентов людей против строительства. Центр прикладной урбанистики также проводил экспресс-опрос людей, которые ходят по набережной. Оказалось, что большинство людей старшего возраста категорически против застройки. Так получилось, что во всех аспектах люди скорее против, чем за строительство Храма-на-воде. Поэтому у нас получилось победить.

Сложно сказать, где сейчас будет храм. Хорошо, что профессиональное сообщество уже подключилось и комментирует: архитекторы предлагают другие варианты.

Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга с 2015 до 2017 год, основатель и руководитель проекта «Школа главного архитектора»

Когда история с храмом начиналась, я работал в должности главного архитектора Екатеринбурга и, естественно, выступал против этой безответственной затеи, хотя мне вполне открыто было заявлено о том, что моя позиция не совпадает с официальной позицией городской администрации.

Было очевидно, что за этой неправдоподобной затеей стоят вполне реальные планы по застройке акватории городского пруда. Забавно сейчас читать комментарии некоторых информагентств о том, что планы по строительству Храма-на-воде оказались подделкой. Думаю, что власть просто вынуждена была в конце концов прислушаться к протестам «общественных террористов» — как окрестил своих избирателей Евгений Куйвашев. Тем более когда выяснилось, что таких активных горожан тысячи и они готовы на массовые общественные акции.

Больше всего в этой истории поразила слабость местного Союза архитекторов и его правления во главе с председателем, которые не только не выступили с внятной и чёткой позицией, но даже побоялись провести открытое обсуждение этого вопроса на своей площадке. Поэтому архитектурное сообщество вынуждено было собираться в Союзе писателей, чтобы заявить свою позицию. Не без труда мне удалось убедить коллег инициировать обсуждение этого вопроса внутри администрации города, между представителями общественности, чиновниками, епархией и инвесторами храма, но, к сожалению, оно приобрело закрытый характер и СМИ туда не допустили!

Основной вопрос, который на этом обсуждении был мной сформулирован, касался как раз выбора альтернативных вариантов размещения храма. Ведь люди были против не самого восстановления храма святой Екатерины, а против варварского отношения к историко-культурному и градостроительному контексту при выборе места на акватории городского пруда. Я подготовил презентацию с предложением семи альтернативных площадок взамен застройки городского пруда, но ни епархия, ни инвесторы храма про это и слышать не хотели. После этого было составлено открытое письмо двухсот архитекторов в адрес главы администрации города и губернатора с требованием рассмотреть иные участки для строительства храма, но оно также осталось без ответа.

Сейчас, уже не работая в администрации, я могу ещё раз сказать, что храму на городском пруду не место. И то, что сейчас уже официально обсуждаются альтернативные варианты строительства, — это заслуга большого числа активных и неравнодушных жителей Екатеринбурга. Решить, где стоит размещать храм, можно только при открытом обсуждении на основе общественного согласия, он должен объединять людей, а не сеять раздоры.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга

Я хорошо знаю людей, которые собирались построить Храм-на-воде, и их сложно обвинить в некомпетентности: они многое построили в своей жизни. Но я с самого начала говорил, что нужно разговаривать с населением без повышенного голоса. Этого не получилось, и у нас в итоге вырос конфликт, хотя и с той, и с другой стороны совершенно нормальные люди, которые в других обстоятельствах могли бы договориться. Городское общество было настроено решительно. Я думаю, что только его активность и повлияла на решение сместить стройку.

Решение перенести строительство храма — это уже компромисс. Администрация в этом вопросе не участвует: у города нет градостроительных полномочий, и мы здесь только как сторонние наблюдатели. Но я думаю, что впредь таких ситуаций не будет возникать. Нужно дальше привлекать городское сообщество, хорошо презентовать проект, сделать обсуждение, и тогда ситуацию окончательно решат.

Дмитрий Москвин, сооснователь Комитета городского пруда, политолог, разработчик авторских экскурсий

Если говорить про комитет, то его главная особенность в том, что он горизонтальный. Мы сразу договорились, что не будет лидера, который выступал бы единственным спикером. Движение открыто для любых людей, которые разделяют главную цель — защиту городского пруда от застройки. Были те, кто хотел выступать против храма вообще, но это неправильно. Поэтому речь шла именно о пруде. Екатеринбург рос на воде, и этот пруд никто никогда не застраивал. Это единственное открытое пространство в городе и единственный способ очистки воздуха в центре.

Я сторонник того, чтобы община верующих сама решала, где строить храм. Чтобы они говорили: «Нам здесь его не хватает, нам ехать некуда». Но так как это символ трёхсотлетия города, то место должно быть выбрано в результате общественного согласования. У нас немного площадок, куда можно встроить храм в лубочном стиле.

Поэтому сейчас у меня осторожное и внимательное отношение к ситуации. Надо ждать, когда появится проект и его визуализация. Но мы с Комитетом городского пруда будем мониторить ситуацию, чтобы втайне не провели конкурсы и согласования.

Дмитрий Колезев, основатель сайта It’s my City, заместитель главного редактора Znak.ru

Гражданское общество Екатеринбурга восприняло историю с переносом места строительства храма как свою победу. Во многом так и есть, и это очень хороший опыт для города. Екатеринбург часто называют местом, где в большей степени, чем в других регионах России, важно умение договариваться. Здесь много центров власти, много активных политиков, много крупных финансово-промышленных групп, средств массовой информации, общественных активистов. В такой среде сложно проводить волюнтаристские решения: нужно учитывать много интересов и уметь идти на компромиссы.

История Храма-на-воде подтверждает эту мысль. До этого у Екатеринбурга было две неудачные истории гражданского сопротивления строительству: протест против строительства ТЦ «Радуга», когда его лидер, депутат Максим Петлин оказался в тюрьме за вымогательство, и движение против реконструкции старого здания торгового центра «Пассаж». Последнее закончилось возведением на центральной площади некрасивого здания — это случилось, несмотря на протесты многих горожан, вплоть до некоторых чиновников администрации города.

Протест против Храма-на-воде был крупным, заметным, но исключительно мирным. В нём совершенно не было агрессии, не было никакого «раскачивания лодки». Люди конструктивно и довольно аргументированно возражали против строительства, проводили забавные уличные акции: пытались «обнять пруд», выстраиваясь возле него в живую цепь. Против строительства храма на акватории пруда высказывались крупные политики, бизнесмены, архитекторы, деятели культуры.

Можно сказать, что протест стал общегородским, хотя сторонники строительства и стремились представить его маргинальным, ведя подсчёты: сколько процентов от общего числа горожан вышло на акцию в защиту пруда? Очень мало! Но абсолютное меньшинство может перебороть молчаливое большинство — это один из важных итогов истории.

Теперь уже любой крупный строительный проект в городе придётся проводить с учётом мнения горожан. Екатеринбуржцы доказали, что могут влиять на принятие ключевых решений, даже минуя привычные механизмы вроде городской думы, общественных слушаний или градостроительного совета. Ещё один итог истории — осознание городского пруда как сердца города. Пока строители храма не посягнули на пруд, горожане относились к нему как данности. Когда возникла угроза частичной потери, многие осознали, как ценно это пространство.

Полина Иванова, участник Комитета городского пруда, директор арх-группы Podelniki, архитектор

Комитет городского пруда — самое большое общественное движение в Екатеринбурге. Его можно сравнить с московским «Архнадзором». В нём состоят очень разные люди, но история с прудом их объединила, они нашли общий язык и смогли работать вместе. Для Комитета был очевиден весь ужас ситуации. Были проведены опросы общественного мнения, где выяснилось, что большой процент людей не верит в то, что храм действительно могут построить на воде. А некоторые жители не понимали, почему нельзя строить храм в акватории. Тогда часть комитета, который занимается историей, взяла на себя просветительскую функцию и проводила бесплатные экскурсии. Там были не только экскурсоводы и краеведы, но и фотографы, которые показывали, как пруд выглядел на исторических фотографиях.

Поэтому наши юристы мониторили состояние заявок: они звонили в охранные комитеты и спрашивали, что сейчас те делают. Пристальное внимание напугало всех. Также мы занимались коммуникационной деятельностью. Очень часто эксперты высокого уровня не имеют медийного веса. К себе на собрания мы приглашали таких людей, и они делились своими знаниями. Также был сделан реальный рендер, и оказалось, что официальные макеты храма уменьшены в два раза.

И я рада, что приняли решение изменить место. Потому что идея построить Храм-на-воде — это как возвести небоскрёб в центре Красной площади.

Текст: Александра Сивцова

strelka.com

Храм Апостола Андрея Первозванного на Вуоксе

Вдали от шума больших городов, среди водной глади Вуоксы, стоит храм Андрея Первозванного. Храм  занесён в книгу рекордов Гиннеса, как единственная в мире церковь, построенная на крошечном острове, фундаментом которой служит монолитная скала, выступающая из воды.  Построил его в 2000 году, Ротинов Андрей Николаевич, по образованию архитектор(ныне покойный уже к сожалению).  Там не проводится помпезных христианских церемоний, нет массового паломничества прихожан и прочего подобного. Это место скорее для уединения с Природой, для осмысления событий Вашей жизни, раздумий и тихой беседе с Богом в непринуждённой обстановке. Вокруг живописные берега Вуоксы, выступающие из воды скалы, пение птиц… Можно сказать — идиллия или умиротворение.

Давайте посмотрим на виды этой удивительной церквушки …

Фото 2.

 

Церковь приписана к Коневской церкви в посёлке Сапёрное. Церковь действующая, службы проходят по расписанию. По предварительной договорённости в храме совершаются обряды крестин и венчания. От берега к храму можно добраться на лодке или пароме.

 

Фото 3.

 

Храм был построен по древним канонам в форме восьмерки в 2000 г обычными люди – профессором университета им. Герцена и поддержавшим его идею дачником Андреем Лямкиным, живущим неподалеку от Вуоксы. Примером для архитектурного решения стала старейшая церковь Вознесения в Коломенском.

 

Фото 4.

источник

 

Хотя в мире существуют и другие «храмы-на-воде», среди которых церкви в Волгограде, Кондопоге, Церковь Успения в Словении и удивительно похожая на приозерский храм церковь в городке Калязино на Волге, именно островок на Вуоксе привлекает посетителей своим живописным местоположением.

 

Фото 5.

 

Церковь носит имя одного из двенадцати учеников Иисуса Христа. Андрей Первозванный является покровителем всех моряков, поэтому на каждом корабле обязательно есть Андреевский флаг, и, возможно, окружающая церковь со всех сторон вода стала отсылом к этому факту.

Фото 6.

источник

 

Место расположено рядом с деревней Васильево Приозерского района. Из Питера нужно двигаться по Приозерскому шоссе, в Саперном сворачиваем с трассы налево. Проезжаем деревню Васильево и сразу за ней будет указатель направо. Сворачиваем и упираемся в паркинг. Далее, метров двести по натоптанной дороге прямо к берегу. На дорогу уходит около 2-х часов.

 

Фото 7.

источник

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

источник

 

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

источник

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

 

[источники]

источники

http://postomania.ru/post345192506/

http://www.photosight.ru/photos/5647906/

http://nau.35photo.ru/photo_766665/

http://bessonov.35photo.ru/photo_776804/

http://rasp.35photo.ru/photo_767399/

http://forum.mb-world.ru/topic/3188-rossiya-hram-apostola-andreya-pervozvannogo-na-v/

http://krakatun.com/xram-andreya-pervozvannogo-na-vuokse/

 

Давайте напомню вам еще несколько интересных храмов:  вот например такой вот Храм Истины, а вот Лалибела (Lalibela). Храмы в земле. Вспомните еще про Футуристический храм Тайланда Ват Ронг Кун (Wat Rong Khun) и Джайнистский Храм Ранакпура Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=56589

masterok.livejournal.com

"Это будет лучший подарок к 300-летию Екатеринбурга": храм Святой Екатерины возведут на городском пруду

По проекту для нового храма сделают насыпь на городском пруду.class="_">

В Екатеринбургской епархии отказались от идеи восстанавливать Собор Святой Великомученицы Екатерины, построенный при основании города в 1723 году на Екатерининской площади (ныне – площади Труда).

Новый храм появится там, где раньше его было сложно даже представить, – прямо в акватории городского пруда, перед спортивным комплексом "Динамо". О том, что это место согласовано на всех уровнях власти, E1.RU подтвердили источники в мэрии Екатеринбурга и администрации губернатора Свердловской области. Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла благословил на строительство храма Патриарх Кирилл.

– Это будет лучший подарок жителям Екатеринбурга к 300-летию города, – говорят в Епархии.

Храм откроют в 2023 году. Он не будет похож на тот, который взорвали в 1930-м. Судя по проекту, новый собор – это собирательный образ двух самых ярких храмов российских столиц: московского Храма Василия Блаженного (построен в 1555–1561 годах) и петербургского Храма Спаса-на-Крови (возведён в 1883–1907 годах).

Планируется, что сооружение будет высотой 65 метров (для сравнения, высота Храма-на-Крови – 60 метров), в нём будет три этажа и колокольня. Вскоре геологи приступят к изучению дна городского пруда в том месте, где должен вырасти храм.

Екатерининский собор находился через дорогу от Дома Севастьянова, где сегодня – Дом приёмов губернатора.>

– Когда территорию будущего собора согласуют окончательно, там начнут возводить насыпь, – говорит наш источник, близкий к Епархии. – Есть также идея перекинуть с противоположных берегов к храму мосты.

Собор построят на деньги двух известных уральских бизнесменов-металлургов.

С появлением собора изменится набережная у спорткомплекса "Динамо".>

Напомним, митрополит Кирилл год назад впервые выступил на заседании Гордумы Екатеринбурга, где заявил о возведении храма Святой Екатерины к 300-летию города:

– Как можно жить без храма Святой Екатерины? Это исток города! – эмоционально обратился митрополит к депутатам. – Мы по закону имеем право построить там храм, поскольку есть фундамент (тогда он ещё говорил о площади Труда. – Прим. ред.). Но мы не хотим очередных революций. На мой взгляд, 300-летие города без данного храма – это просто пшик. Я уверен, что храм Святой Екатерины будет. Тут же нет сумасшедших людей! Не нужно стыдиться исправлять ошибки.

В интервью корреспонденту E1.RU в феврале прошлого года он прокомментировал недовольства некоторых горожан, которые в 2010 году выступали против строительства собора на месте фонтана "Каменный цветок":

– Понимаете, с одной стороны, церкви должны быть в тех местах, где есть потребность в них, а с другой – есть необходимость восстановления исторически важных, знаковых храмов, как, например, первый храм в городе – Святой великомученицы Екатерины. Если мы хотим провести достойный трёхсотлетний юбилей, то должны этот храм построить на прежнем месте. Вокруг этой темы много пустой болтовни. В Екатеринбурге обязательно должен быть храм, который олицетворяет город. Нам нужен смысловой, здоровый, позитивный центр духовного объединения людей.

– Но всё-таки есть какой-то отпор среди горожан.class="_">

– Это всё политические игры, которые перенесли в церковную жизнь. Вы сами знаете, что несколько лет была проблема взаимодействия городских и областных властей. В результате же пострадала церковь. Если бы вопрос возведения храма беспристрастно и открыто обсудили, то он бы уже был построен.

– Вы готовы пойти на какие-то уступки?class="_">

– Смотря на какие.

– К примеру, не трогать фонтан, который для многих является символом.class="_">

– Если этот фонтан является символом для кого-то, то мне этих людей жалко. Символом должно быть нечто другое. Фонтан можно легко сдвинуть, переставить так, чтобы было красиво для всех. Но мы не должны жить только сегодняшним днём.

– У вас есть вера, что к 300-летию храм Святой Екатерины будет построен?class="_">

– Конечно. Я уверен, что в Екатеринбурге больше трезвомыслящих людей, чем тех, кто просто играется на этой теме.

– Есть спонсоры, которые готовы профинансировать строительство?class="_">

– Я думаю, что хватает добрых людей, способных вернуть Екатеринбургу историю, гордость, славу города-труженика, основанного во благо всей страны, опорного края державы. Это значение надо укреплять, менять облик города. А не бороться за неприкосновенность какого-то ржавого фонтана, который можно сделать гораздо лучше, красивее и интереснее. Не стоит делать из него какой-то фетиш. Фонтан храму не мешает. Почему надо всё время входить в конфронтацию?

Добавим, что представленные эскизы и видео – это всего лишь проект будущего храма, который ещё предстоит обсудить жителям Екатеринбурга.

Привычный вид на стрелку:

Текст: Ринат НИЗАМОВФото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU; Слава СТЕПАНОВ / gelio.livejournal.com

www.e1.ru

Конфетный храм на воде отвечает главному тренду Екатеринбурга: matveychev_oleg

orig-1491979865142841513448c4df88

Профессор, доктор философских наук, завкафедрой истории философии УрФУ Александр Перцев — о том, почему бы он первым аплодировал благотворителю Андрею Козицыну, если бы тот решил построить в акватории Городского пруда «не культовое сооружение, а что-то другое».

На набережной Исети прошла акция против строительства храма Святой Екатерины. Флешмоб «Обними пруд» собрал полторы тысячи человек. Несмотря на то что многие участники акции не верят, что решить проблему удастся с помощью «обнимашек», результатом остались довольны все (об этом говорят многочисленные посты защитников пруда в соцсетях).

Александр Перцев считает, что пользы от таких акций не много: «Хорошо провели время, потанцевали и разошлись». В разговоре с журналистом ученый рассказал, как так вышло, что многим людям стало все равно, что происходит в центре города, и в чем не прав бывший областной министр строительства и архитектуры Михаил Жеребцов, бросивший на днях фразу в соцсетях «нет храма — нет покаяния цареубийц».

orig-1491979865142841513448c4df88

— Самая многочисленная категория людей, которые выступают против строительства храма, — это консерваторы. Люди говорят, что не хотят, чтобы кто-то менял исторически сложившийся образ города. Есть исследования, которые показывают, что если облик улицы в течение года изменится хотя бы на 10%, то жители этой улицы будут на подсознательном уровне испытывать невроз. Для этого не обязательно сносить дома — достаточно просто изменить расположение рекламы и ее содержание. И вот вам уже кажется, что мир летит в тартарары, и вы больше не чувствуете себя спокойно. Потому что хотя бы что-то в городе должно быть вечным, незыблемым. Должны быть места, куда ходил ваш дед, ваш прадед, и вот теперь туда можете ходить и вы. Одно из таких мест — это плотина, с которой начинался Екатеринбург.

Вторая категория людей — это идейные. Они говорят, что церковь не должна плавать, она должна стоять вечно. Точно так же и я считаю, что храм создан для молитвы, а молиться на воде нельзя. Строить храм на воде — это значит лишить его основы. Храм всегда строился на возвышенности, потому что его должно быть видно издалека. С философской точки зрения строительство храма на воде означает, что у церкви нет устойчивой основы, ее позиции шатки. Она может утонуть. С точки зрения теологии строить храм на воде тоже неправильно. Единственное общение с водой происходит во время крещения, все остальное время человек живет на суше, на твердой почве. То есть это инородно христианству. Есть, конечно, водоплавающие народы, и, может быть, им бы такой храм пригодился.

То, что именно в центре города хотят построить что-то конфетное, легкое, забавное, — это нормально, это соответствует общему тренду Екатеринбурга. Если раньше центр города был местом силы, скопления ума, чести и совести, то сейчас люди, которые думают, принимают решения, у которых есть деньги, разъехались по поселкам в пригороде, и честно говоря, сейчас их уже мало интересует то, что происходит в центре Екатеринбурга. С другой стороны, у нас много приезжих со всего постсоветского пространства, которые тоже не ценят традиции. Им что ни покажи — они всему будут рады. Так человек из Сомали приезжает в Берлин, и его мало что интересует. Сейчас вообще каждый живет в своем мире, у него перед глазами гаджеты, а в ушах — наушники. Ему не до реальности.

В Екатеринбурге развивается туристическая индустрия, и мы думаем, чем же еще привлечь туристов. Есть люди, которые считают, что это может быть храм на воде. Но храм для привлечения туристов не строится. Люди идут в храм, не только когда свадьба, но и когда похороны, а я не могу себе представить похороны в этом конфетном храме. Делать туристический аттракцион из храма — это плохо.

К сожалению, нашей главной достопримечательностью до сих пор остается то, что в Екатеринбурге убили царя. Это первое, что люди слышат о Екатеринбурге. И отвлечься от этого мрачняка у нас пока не получается. Слова о том, что «нет храма — нет покаяния», кажутся мне странными. У нас есть Храм на Крови, и удваивать эти смыслы не нужно. Это достойный храм, зачем строить еще один рядом? Да и что за покаяние может быть на воде? И при чем тут покаяние, ведь мы говорим о храме Святой Екатерины. Перед кем каяться? Святая Екатерина — бессмертна, она пребывает на небесах.

Место, в котором собираются строить храм, мелкое. Там воды по колено. Часто там собирается мусор, которые бросают в пруд люди: банки от пива, бумажки и т.д. Если посмотреть, что там на дне, то вы увидите много всякой ерунды. Туда даже лодки не заплывают, и выглядит все это, честно говоря, плохо.

Я думаю, что это не самый плохой вариант — очистить дно пруда от мусора и сделать там что-то. Если бы это что-то было не церковью, не культовым сооружением, я бы первый аплодировал Андрею Козицыну. Но если он все же хочет построить церковь, то для нее нужно искать другое место — у воды, а не в воде. Церковь должна символизировать вечность. Кроме того, церковь ведь еще связана со страданием — вокруг действующего храма всегда много нищих. Если храм построят на воде — они всегда будут на всеобщем обозрении, в центре города.

matveychev-oleg.livejournal.com


Смотрите также