Движение вод в мировом океане (стр. 1 из 6). Движение воды


движение воды - это... Что такое движение воды?

 движение воды

Geology: movement of water

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • движение водных масс
  • движение воды в гладком русле

Смотреть что такое "движение воды" в других словарях:

  • движение воды ламинарное — течение воды ламинарное Плавное упорядоченное движение воды с постоянной скоростью и направлением. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология, геофизика Обобщающие термины геологическая… …   Справочник технического переводчика

  • движение воды турбулентное — течение воды турбулентное Неупорядоченное движение воды с постоянно меняющейся скоростью и направлением движения отдельных водяных частиц. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология,… …   Справочник технического переводчика

  • вертикальное движение воды — одна из составных частей круговорота воды. Обусловлено гл. обр. тепловой энергией и силой тяжести. Под влиянием тепловой энергии (солнечной радиации) происходит движение воды снизу вверх, её испарение. Сила тяжести служит причиной движения воды… …   Географическая энциклопедия

  • безнапорное движение воды — (движение воды под действием силы тяжести) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN free flow of water …   Справочник технического переводчика

  • Капиллярное движение воды — перемещение воды по капиллярным порам снизу вверх или в стороны под воздействием капиллярных сил, возникающих на границе раздела фаз, входящих в состав грунта. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Движение за гражданские права чернокожих в США — (англ. Civil Rights Movement) массовое общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950 е 1960 е годы …   Википедия

  • ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ (ГАЗА) ЛАМИНАРНОЕ (СТРУЙЧАТОЕ) — по капиллярным пустотам. Законы Д. ж. л. были выведены Дарен в 1865 г. на основании опытов по фильтрации воды в песках. Опытами установлено, что расход воды в единицу времени пропорционален величине напора h и площади поперечного сечения фильтра… …   Геологическая энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ — у растений, перемещения растения или его частей в пространстве. Растения, как правило, ведут прикреплённый образ жизни, поэтому их двигат. активность выражается в подвижности цитоплазмы и органоидов клеток, а также в перемещении их органов.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ПОЛЮСОВ ЗЕМЛИ — перемещение географических полюсов по поверхности Земли, связанное с изменением направления мгновенной оси ее вращения. Определяется по изменению широты пунктов на поверхности Земли (см. Служба широты). Движение полюсов Земли обусловлено… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ЛЕДНИКА — вязкопластическое или блоковое (глыбовое) перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из области питания к концу ледника. Скорость зависит от мощности льда, наклона ложа ледника, температуры и наличия воды в леднике; колеблется от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ЛЕДНИКА — вязко пластичное перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из обл. питания к краевым частям или к концу ледника. Скорость его зависит от мощн. льда, наклона дна ледникового ложа, температуры, наличия воды в леднике и колеблется от… …   Геологическая энциклопедия

universal_ru_en.academic.ru

Основные виды движения воды в океане

Мировой океан постоянно движется. Помимо волн, спокойствие вод нарушают отливы, приливы и течения. Далее мы расскажем подробно об основных видах движения воды в Мировом океане.

Ветровые волны

Создаются из-за воздействия ветра на поверхность воды. Размеры и элементы волн будут меняться в зависимости от длительности, силы ветра и длины разгона. Если ветер дует очень сильно, то волны будут перемещаться от исходной точки на тысячи километров. Волны помогают перемешиванию морских вод, наживанию их кислородом.

Стоит отметить, что бывали случаи, когда наблюдались волны в высоту более 20 метров и в длину более 350 метров. Как правило, их скорость передвижения составляла около 20 м/с.

Основные виды движения воды в океане - причины и факторы 1

Цунами

Ценами — это очень длинные и высокие волны, которые возникают по причине воздействия на всю толщу воды. Обычно цунами формируются во время подводных землетрясений. В открытом океане высота цунами составляет всего до 2 метров, однако их длина может достигать около 500 километров, а скорость движения 1000 км/ч.

Выделяют такие основные причины образования цунами: подводные взрывы, землетрясения, извержения вулканов, метеориты, ледники, оползни и другие масштабные разрушения.

Основные виды движения воды в океане - причины и факторы 2

Теплые и холодные течения

Океанические течения — прогрессивные движения масс воды в океанах и морях, которые появляются из-за разных сил (трение воды и воздуха, градиент давления и т.д.).

Течение, температура воды которого больше окружающих вод имеет название — теплое, а если будет меньше — холодное.

Гольфстрим является одним из самых больших океанических течений.

Эльниньо — теплое тихоокеанское экваториальное течение, которое можно встретить несколько раз за десятки лет.

Основные виды движения воды в океане - причины и факторы 3

Приливы и отливы

Данное явление происходит по причине изменения положений Луны и Солнца. Постепенное опускание и поднятия уровня воды в морях и океанах называют приливами и отливами. Поэтому когда сила притяжения Луны действует на Землю, они начинают возникать. Благодаря приливным волнам люди смогли заполучить много электричества на приливных электростанциях.

Основные виды движения воды в океане - причины и факторы 4

pristor.ru

движение воды - это... Что такое движение воды?

 движение воды n

geol. Wasserbewegung

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • движение водных масс
  • движение воды в водных потоках

Смотреть что такое "движение воды" в других словарях:

  • движение воды ламинарное — течение воды ламинарное Плавное упорядоченное движение воды с постоянной скоростью и направлением. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология, геофизика Обобщающие термины геологическая… …   Справочник технического переводчика

  • движение воды турбулентное — течение воды турбулентное Неупорядоченное движение воды с постоянно меняющейся скоростью и направлением движения отдельных водяных частиц. [Словарь геологических терминов и понятий. Томский Государственный Университет] Тематики геология,… …   Справочник технического переводчика

  • вертикальное движение воды — одна из составных частей круговорота воды. Обусловлено гл. обр. тепловой энергией и силой тяжести. Под влиянием тепловой энергии (солнечной радиации) происходит движение воды снизу вверх, её испарение. Сила тяжести служит причиной движения воды… …   Географическая энциклопедия

  • безнапорное движение воды — (движение воды под действием силы тяжести) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN free flow of water …   Справочник технического переводчика

  • Капиллярное движение воды — перемещение воды по капиллярным порам снизу вверх или в стороны под воздействием капиллярных сил, возникающих на границе раздела фаз, входящих в состав грунта. Источник: Справочник дорожных терминов …   Строительный словарь

  • Движение за гражданские права чернокожих в США — (англ. Civil Rights Movement) массовое общественное движение чернокожих граждан США и поддерживавших их белых активистов против расовой дискриминации в 1950 е 1960 е годы …   Википедия

  • ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ (ГАЗА) ЛАМИНАРНОЕ (СТРУЙЧАТОЕ) — по капиллярным пустотам. Законы Д. ж. л. были выведены Дарен в 1865 г. на основании опытов по фильтрации воды в песках. Опытами установлено, что расход воды в единицу времени пропорционален величине напора h и площади поперечного сечения фильтра… …   Геологическая энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ — у растений, перемещения растения или его частей в пространстве. Растения, как правило, ведут прикреплённый образ жизни, поэтому их двигат. активность выражается в подвижности цитоплазмы и органоидов клеток, а также в перемещении их органов.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ПОЛЮСОВ ЗЕМЛИ — перемещение географических полюсов по поверхности Земли, связанное с изменением направления мгновенной оси ее вращения. Определяется по изменению широты пунктов на поверхности Земли (см. Служба широты). Движение полюсов Земли обусловлено… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ЛЕДНИКА — вязкопластическое или блоковое (глыбовое) перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из области питания к концу ледника. Скорость зависит от мощности льда, наклона ложа ледника, температуры и наличия воды в леднике; колеблется от… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДВИЖЕНИЕ ЛЕДНИКА — вязко пластичное перемещение (течение) льда под влиянием силы тяжести из обл. питания к краевым частям или к концу ледника. Скорость его зависит от мощн. льда, наклона дна ледникового ложа, температуры, наличия воды в леднике и колеблется от… …   Геологическая энциклопедия

universal_ru_de.academic.ru

Движение воды в океане. 6-й класс

Разделы: География

Цели и задачи:

  • Расширить сведения учащихся о видах волн, океанических течениях   приливах и отливах, географии их действия.
  • Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).
  • Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.
  • Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

  • Электронное пособие по УМК «География. Планета Земля».
  • Карта полушарий (физическая).
  • Атласы.
  • Карточки для рефлексии урока.
  • Задания для «Географических  исследований»

ХОД УРОКА

1. Организация работы на уроке (раздача карточек):

«Рефлексия  и оценочная деятельность  на уроке»

Фамилия, имя ученика________________________________________________________

Тестирование Заполни таблицу сообщения «Географические  исследования» Итоги за урок
10 баллов –

 

4 балла –

 

1 балл –

 

3 балла –

 

18 баллов –

 

Критерий  оценки:

«5» – 16-18 баллов «4» – 13-15 баллов «3» – 9-12  баллов

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мировой океан)

2. Тестирование по домашнему заданию

1. Самый большой океан:

– Индийский, – Тихий, – Северный Ледовитый, – Атлантический

2. Наибольшие глубины характерны для океана:

– Северного Ледовитого, – Тихого, – Индийского, – Атлантического

3. Море, практически, со всех сторон окружённого сушей:

– окраинное, – материковое, – межостровное, – внутреннее

4. К окраинным морям не относится:

– Карское, – Балтийское, – Северное, – Аравийское

5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет:

– 28‰, – 35‰, – 37‰, – 42‰

6. Средняя температура поверхностных вод океана равна:

– +4о, – +17о, – +10о, – +20о

7. Какие океаны соединяются проливом Дрейка:

– Северный Ледовитый и Тихий – Атлантический и Индийский – Атлантический и Тихий – Индийский и Тихий

8. Марианская впадина является частью:

– Атлантического, – Северного Ледовитого, – Тихого, – Индийского океана

9. Гвинейский залив омывает:

– Евразию, – Австрвлию, – Африку, – Южную Америку

10. Самый крупный остров Земли:

– Мадагаскар, – Новая Гвинея, – Гренландия, – Сахалин

 3. Проверка тестирования и запись результатов в карточку

4. Изучение нового материала:

– Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения? (Температура и солёность) – О чём мы сегодня узнаем? (Ученики читают стр. 74 «Вы узнаете») – Итак, тема нашего урока:  «Движение воды в океане» (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться  с основными видами движения воды, причинами их возникновения,  географией их действия

По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный конспект по представленному образцу:

1. Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова  «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

...Клокочет, бушует, волнуется море Сердито и грозно, седые валы Как вихри летают на буйном просторе И силятся сдвинуть крутые скалы. Смотрите, смотрите – как грудью,  могучей Они, разъяренные бьют в берега! Но вот на средину отхлынули тучей, Как будто заслышав призванье врага. Как будто меж ними затеялась ссора – Ревут ураганом, громами гремят, Понять невозможно их чудного хора, Но, кажется, что-то они говорят…

Учитель: Так что же такое «Волна»?

  • Понятие «Волна» (чтение с доски)
  • Строение волны  
  • Разновидности волн
  • Ветровые  волны (штиль, шторм)  (Слайд). Причины их образования (переменные ветры)
  • Высота волн – (работа с текстом стр.74)

2. Описание цунами – чтение наизусть отрывка…

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина – верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена  воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке? (Цунами)

  • Понятие  «цунами» – чтение  с  доски
  • Строение волны
  • Сообщение о причинах образования (слайд)

Катастрофическое землетрясение в Чили  21 мая 1960 года вызвало крупные  изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны – цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей  были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения. Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние  –  в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения  волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

  • География волн цунами – карта «Землетрясения»  стр.22.
  • Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами).

3. Сообщение –  В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Морские течения с удивительной точностью принесли бутылку к  берегу, расположенной вблизи той деревни, где родился автор записки, но, к сожалению, только через… 150 лет после катастрофы, в 1935 году.

Учитель: О каком виде движения воды говорилось в сообщении? (Океанические течения)

  • Понятие – зачитывают в учебнике на стр.75.
  • Причины образования – объясняет учитель (Постоянные ветры).
  • Виды течений (Теплые и холодные).
  • География  и закономерности  размещения тёплых и холодных течений. (Холодные от полюсов, теплые от экватора).

Учитель дополняет об  отклонениях течений в северном и южном  полушариях

  • Карта «Поверхностные течения» и  атлас стр.14-15.
  • «Мои географические исследования» стр.75 работа с картами.
  • Значение течений.
  • Влияние на климат – зачитать в учебнике – стр. 75.

Учитель: Следующий вид движения воды в океане – Приливы и отливы

  • Понятие  
  • Причины образования – зачитать в учебнике стр. 75.
  • Высота приливов  
  • Использование приливов и отливов?

5. Учитель: Итак,  мы разобрали все основные виды движения воды в океане. Вы смогли воспроизвести изученный материал в опорном конспекте? Проверим  результаты работы по видам движения воды в океане – запись результатов в карточку (2 ответа – 1 балл)

На слайде опорный конспект с правильныи ответами

Учитель: Ребята! Кто из вас не допустил ни одной ошибки?

6.  А сейчас, мы проведем «Географические исследования»

Класс разбит на  4 группы:

1) У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15о ш. 145о в. Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

2) В какой части Атлантического океана на 50о-60о с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

3) Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30о с.ш. и 70о з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36о с.ш. и 50о з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём. б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо-восток.

4) На побережье Тихого океана Южной Америки находится самая засушливая  пустыня мира Атакама. Объясните её образование?

7. Итоги исследований

1. Заслушивание результатов 2. Консультант оценивает результаты исследований

8.  Подведение итогов за урок

– Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

9. Домашнее задание

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Движение воды в океане

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • сформировать знания о видах движений воды в океане, в том числе о ветровых, цунами, приливно-отливных течениях;
  • развивать умение выделять причинно-следственные связи;
  • воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

Оборудование:

  1. Электронная презентация на интерактивной доске.
  2. Карта полушарий (физическая).
  3. Атласы.
  4. Раздаточный материал.

Методы: объяснительный рассказ учителя, самостоятельная работа, проблемное изложение.

Знать: виды волн, части волн. Причины образования волн.

Уметь: анализировать увиденное и услышанное, составлять причинно-следственные цепочки, работать с таблицами и схемами.

Ход урока

I. Организация класса.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

А сейчас внимание, проведем проверку изученного материала, часть, по желанию, пройдет тест, часть ответит у карты, но т.к. я вас не знаю, буду называть вас по журналу.

II. Тестирование по домашнему заданию (5 минут)

  1. Расставить океаны в порядке увеличение площади, начиная с самого маленького: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический.
  2. Самый глубокий океан: Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического.
  3. Море, практически, со всех сторон окружённое сушей: окраинное, материковое, межостровное, внутреннее.
  4. Самая наибольшая соленость наблюдается в: Красном море, Балтийском море, Персидском заливе, Средиземном море.
  5. Средняя солёность вод Мирового океана составляет: 28‰, 35‰, 37‰, 42‰.
  6. Какие океаны соединяются Беринговым проливом: Северный Ледовитый и Тихий, Атлантический и Индийский, Атлантический и Тихий, Индийский и Тихий.
  7. Марианская впадина является частью: Атлантического, Северного Ледовитого, Тихого, Индийского океана.
  8. В каком океане наблюдается наибольшая площадь шельфа: Атлантическом, Северном Ледовитом, Тихом, Индийском.
  9. Самый крупный остров Земли: Мадагаскар, Новая Гвинея, Гренландия, Сахалин.

Мотивация.

УЧИТЕЛЬ: на экран проецирует картину И. К. Айвазовского «Чёрное море», читает стихотворение А.С. Пушкина (слайд 3)

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордо красотой…

Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? Какая тема объединяет картину и стихотворение? (волны).

Вы, наверное, и не догадываетесь, сколь глубоки и обширны ваши «научные» познания о морских волнах. Ещё 100 лет назад один большой насмешник, Кузьма Прутков, высказал не лишённую справедливости мысль: «Бросая в воду камешки, смотри на круги ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою».

  • А вы бросали камешки в воду?
  • Устраивали бурю в стакане?
  • А штормы в тарелке и настоящие ураганы в ванне? (слайд 4)
  • Какие вопросы у вас возникали?

ВЫВОД:

Если не лениться наблюдать, как ведёт себя при этом вода, если задавать побольше вопросов, если стараться на них самому отвечать, то это будет не пустая забава, а самое настоящее научное исследование.

Какие же исследования мы сможем сегодня с вами провести?

  • ? Откуда берутся в море волны?
  • ? Почему движутся волны?
  • ? Какие они бывают?
  • ? Для чего нам необходимо изучать волны? (слайд 5)

Итак, запишем, число и тему урока!

II. Изучение нового материала. Ветровые волны.

Мировой океан находится в постоянном движении. Кроме волн, спокойствие вод нарушают : п/о, цунами, течения – все это разные виды движения вод в океане.

1) УЧИТЕЛЬ на экран проецирует рисунок волны. УЧЕНИКИ называют части волны и пробуют дать им определение. УЧИТЕЛЬ проверяет правильность ответов (слайд 6).

2) УЧИТЕЛЬ задаёт? Откуда берутся в море волны? – каждый, пожалуй, сразу даст правильный ответ: волны раскачивает ветер. Люди поняли это давно: не зря по углам старинных морских карт изображали Ветродуев (слайд 7).

Как они выглядели и для чего их помещали на карты? (ветры, обычно изображены как пухлые физиономии с раздутыми щеками – они дуют на море, как на тарелку с горячим супом)

3)  А вот ещё один важный вопрос, ответить на который будет потруднее: как и почему движутся волны?

Чтобы в этом разобраться, поставим – как ещё раз известный всем опыт – бросим камешек в воду. По воде расходятся круги. Но это не вся, правда. Попробуем посмотреть всё как бы изнутри – представьте, что вы – дождевая капля, падающая в пруд. Вода только кажется мягкой и податливой. На самом деле там всё занято миллионами капелек, тесно прижатых друг к другу. Как вы вынуждены будете себя вести? УЧЕНИКИ моделируют ситуацию. (Чтобы отвоевать себе место, надо растолкать других).

В начавшейся давке и неразберихе всем каплям, которые нас окружают, остаётся одно: перекувыркнувшись, выбраться повыше, где на вас никто не будет давить. Но долго над водой держаться невозможно и под собственным весом вы начинаете опускаться, выталкивая другие капли подальше, сообщая всем о вашем прибытии, по воде идут волны, а круг от них всё шире. Так волна идёт к берегу, принеся ему весть, что в пруду стало одной каплей больше.

Итак, понаблюдаем, как двигаются волны из видеофрагмента. УЧИТЕЛЬ – как движется вода в волне?

ВЫВОД: (слайд 8)

каждая частичка, качнувшись вместе с волной, останется на том же месте. Волна не уносит с собой даже капли воды. Движутся лишь очертания волны. Волна – это лишь летящее известие, сообщение: «Где-то что-то произошло». Вспомните волны на пшеничном поле. Как и морские странницы, они пробегают всё поле от края до края, но ни один колосок не преодолевает этот путь вместе с волнами.

4) А знаете ли вы? От чего же зависит высота волны? УЧЕНИКИ с помощью текста стр. 97 или самостоятельно составляют причинно-следственную цепочку.

УЧИТЕЛЬ проецирует правильную схему. УЧЕНИКИ оценивают свои знания (слайд 9). Сила ветра, глубина моря, продолжительность ветра.

5) УЧИТЕЛЬ проецирует на экран картину Мальцева П. Т. «Морской берег» (слайд 10). Мы с вами видим уже вторую картину моря. Какие чувства они у вас вызывают? (Свежесть ветра, влажность воздуха). Этот ветер называется дневной бриз, от силы ветра зависит и силы волны (самая маленькая это штиль, шторм и самая разрушительная ураган).

ВЫВОД: причиной образования ветровых волн является ветер. Частицы воды в волне колеблются вертикально и перемещения воды при этом не происходит. Высота волны зависит от силы ветра, длительности его действия, глубины водоёма.

УЧИТЕЛЬ: обратимся к таблице «Виды волн». Можем мы начать её заполнение? (да). Заполняем.

Следующим видом движения воды в океане, цунами.

6) Цунами. (слайд 11).

1. Описание цунами - чтение отрывка… Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

2. Дети: – цунами

3. Понятие «цунами» чтение со слайда

УЧИТЕЛЬ: Вспомните причину их возникновения.

4. Причины образования (землетрясения) (слайд 12).

Почему слово цунами имеет японское происхождение? (часто здесь случаются)

Задание: что характерно для этого вида волн?

5. Катастрофическое землетрясение в Чили 21 мая 1960 года вызвало крупные изменения в рельефе морского дна. Это породило гигантские морские волны - цунами, которые распространились по всему Тихому океану и за его пределы. Эти чудовищные волны мчались по Тихому океану со скоростью реактивного самолёта. В эти дни Чили первым приняло на себя удар морской стихии. На его побережье сотни людей были снесены в океан, разрушены поселки, портовые сооружения.

Опустошительный вал пересёк Тихий океан, обрушился на Гавайские острова, побережье Новой Зеландии, Австралии, Филиппин, Японии, на Курильские острова и Камчатку. Огромное расстояние – в 16 тыс. км от эпицентра землетрясения волны цунами двигались со скоростью 650-700 км в час.

6. География волн цунами – карта «Землетрясения» слайд – 13. Работа с картой: где на Земле возможны цунами?

7. Последствия цунами – слайд-шоу (до и после цунами) (слайд 14).

7) Приливы и отливы. УЧИТЕЛЬ:

ребята, я вчера читал о приключениях Капитана Врунгеля, но вот беда – кто - то вырвал пару страниц на самом интересном месте (слайд 15). Как вы думаете, что с ним могло приключиться? Если учащиеся затрудняются ответить, то предлагаю посмотреть еще сайд о приливах и отливах (слайд 16). Если отвечают, что это приливы и отливы, то по видеофрагменту прошу определить причину их вызывающую. (луна) (слайд 17).

Какую пользу можно извлечь человеку от этого природного явления? (слайд 18).

УЧИТЕЛЬ: вернитесь к таблице, заполните её.

Вернёмся ещё раз к таблице (слайд18). Какие виды волн есть в океане? Какие причины их вызывают? (правильное заполнение)

Подведём итог (слайд5).

Сумели мы понаблюдать за кругами на воде? Прав Кузьма Прутков?

III. Домашнее задание.

(слайд 20)

п. 19, пункт 4, 5 письменно.

Подобрать интересный дополнительный материал по теме урока.

IV. Закрепление знаний.

Сейчас каждый из вас может провести оценку полученных на уроке знаний.

УЧЕНИКИ самостоятельно работают с раздаточным материалом.

УЧИТЕЛЬ оказывает помощь тем, кто затрудняется.

  1. Таблица (заполните таблицу) (слайд 21)
  2. Кроссворд (решите кроссворд) (слайд 22)
  3. Тест (выполните тест) (слайд 23-24)

«За страницами учебника географии»

Проверка выполнения. На экран проецируются правильные ответы. Итог урока. В природе самое прекрасное – то, что ещё не познано. Так что ищите эту красоту и смелее спрашивайте. Хорошо заданный вопрос – это уже половина ответа. Всем спасибо за сотрудничество.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

вертикальное движение воды - это... Что такое вертикальное движение воды?

 вертикальное движение воды вертика́льное движе́ние воды́

одна из составных частей круговорота воды. Обусловлено гл. обр. тепловой энергией и силой тяжести. Под влиянием тепловой энергии (солнечной радиации) происходит движение воды снизу вверх, её испарение. Сила тяжести служит причиной движения воды сверху вниз (падение капель дождя, фильтрация воды в почву и др). В природе действие этих двух сил осуществляется в трансформированном виде. Напр., фонтанирование напорных вод при их вскрытии, капиллярное поднятие грунтовых вод под действием сил поверхностного натяжения, десукция, т. е. отсос корнями растений из почвы влаги, расходуемой затем на транспирацию и образование растительной массы, передвижение воды в почве вследствие температурных градиентов, подъём глубинных морских вод в результате сгона поверхностных вод и т. д.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. Под редакцией проф. А. П. Горкина. 2006.

.

  • верблюдоводство
  • Верхнекамский бассейн

Смотреть что такое "вертикальное движение воды" в других словарях:

  • Конвекция (в океане) — Конвекция в океане, вертикальное движение воды, вызванное изменением её плотности в результате изменения температуры или солёности. Если плотность воды однородна по горизонтали и с глубиной возрастает, то вода находится в равновесии. В противном… …   Большая советская энциклопедия

  • Конвекция — I Конвекция (от лат. convectio принесение, доставка)         перенос теплоты в жидкостях, газах или сыпучих средах потоками вещества. Различают естественную, или свободную, и вынужденную К.          Естественная К. возникает при неравномерном… …   Большая советская энциклопедия

  • Магнитогидродинамический эффект — Магнитогидродинамический эффект  возникновение электрического поля и электрического тока при движении электропроводной жидкости или ионизированного газа в магнитном поле. Магнитогидродинамический эффект основан на явлении электромагнитной… …   Википедия

  • ОТОПЛЕНИЕ — ОТОПЛЕНИЕ, обогревание жилых и других помещений с целью поддержания в них определенной t°. О. должно иметь технически правильное устройство и удовлетворять ряду сан. требований. Основные сан. требования ко всяким системам О. следующие: 1)… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Ветер — У этого термина существуют и другие значения, см. Ветер (значения). Ветроуказатель  простейшее устройство для определения скорости и направления ветра, использующееся на аэродромах …   Википедия

  • Брасс — У этого термина существуют и другие значения, см. Брасс (значения). Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны б …   Википедия

  • Ветровые волны — Штормовые волны в Северной части Тихого Океана …   Википедия

  • Тюрбина или турбина* — гидравлический приемник силы в виде колеса с кривыми лопатками, на которое вода действует постепенной отдачей живой силы. Воду, вытекающую из направляющего неподвижного аппарата, заставляют протекать по изогнутым лопаткам вращающегося колеса,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Тюрбина или турбина — гидравлический приемник силы в виде колеса с кривыми лопатками, на которое вода действует постепенной отдачей живой силы. Воду, вытекающую из направляющего неподвижного аппарата, заставляют протекать по изогнутым лопаткам вращающегося колеса,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ОЗЕРО — водоем, окруженный сушей. По размерам озера варьируют от очень крупных, таких как Каспийское море и Великие озера в Северной Америке, до крошечных водоемов площадью несколько сотен квадратных метров и даже меньше. Вода в них может быть пресной,… …   Энциклопедия Кольера

dic.academic.ru

Движение вод в мировом океане

Содержание

1. Введение

Морская вода – очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения в океане, которые переносят огромные массы воды из одних районов в другие. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Подвижность вод океана проявляется и в вертикальных колебательных движениях – таких, например, как волны и приливы. С последними связаны и горизонтальные движения воды – приливные течения. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

2. Движение вод Мирового океана

Рис.1. Схема циркуляции вод Мирового океана.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения (в южном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слое. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира[1].

3. Циркуляция глубинных вод

Основные факторы, определяющие циркуляцию глубинных вод , - температура и соленость.

В приполярных районах Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него выделяются соли, которые дополнительно осолоняют воду. В результате вода становится более плотной и опускается на глубину. Области интенсивного образования глубинных вод находятся на севере Атлантического океана у Гренландии и в морях Уэдделла и Росса у Антарктиды.

mirznanii.com


Смотрите также