Церковь в воде: Затопленная колокольня Никольского собора — символ Калязина

Города и церкви, затопленные водохранилищами

В разных уголках света на воде искусственных озер и рек одиноко маячат колокольни. Мир их преисполнен грусти, красоты и романтики…

Церковь в Потоси, Венесуэла

Все что осталось на поверхности — крест церкви. Затопленной оказалась вся деревня, а жителей переселили против их воли при строительстве водохранилища. Изначально не было видно даже креста, но тут уже вмешалась природа в своём лице. Из-за воздействия процесса под названием Эльниньё, когда океанская поверхность сильно прогревается, была вызвана засуха, и часть воды отступила.

Церковь на озере Решен, Италия

Возвышающийся шпиль колокольни стал достопримечательностью деревни Граун, Италия. А все потому, что в 1950 году в ней было решено построить ГЭС. Во время строительства получилось так, что искусственное озеро Решен вышло из берегов, и вода разлилась по огромной территории, затопив деревню.

Всего было погублено 163 жилых дома, а также 1290 акров сельхозугодий. Чудесным образом, старинная церковь, созданная еще в XIV веке, уцелела, и до сих пор над водой высится шпиль её колокольни. 

Храм Св. Николая, Македония

В 1850 году в деревеньке Маврово (Македония) была построена красивая церковь в честь Святого Николая. Более ста лет здесь проводились богослужения. Пока местные власти не приняли решение создать возле селения искусственное озеро. В процессе строительства были допущены многочисленные ошибки, которые и стали причиной затопления церкви.

Колокольня в Калязине, Тверская область

В СССР множество городов было затоплено в 1930–1950-х годах во время строительства гидроэлектростанций. В зону подтопления попало 9 городов: 1 на реке Обь, 1 на Енисее и 7 на Волге. Какие-то из них были затоплены полностью (как, например, Молога и Корчева), а какие-то частично (Калязин). 

Некогда это был высокий берег реки, на нем стояла обитель, а перед ней была шумная рыночная площадь. Теперь посреди речной глади возвышается лишь колокольня.

Из официальной истории  известно что Никольский (Николаевский) собор был возведен в 1694 году на месте некогда существовавшего в ХII-ХIII вв. монастыря «Никола на Жабне».

Колокольня, как часть великолепного ансамбля, была построена позже в 1796-1800 гг. калязинскими мастерами. Это сооружение выполнено в стиле русского классицизма. Высота ее 35 саженей (более 74 м). Она имела 12 колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов был отлит в 1895 году в честь восшествия на престол Николая II.

При создании Угличского водохранилища старая часть Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольня, которую планировалось переоборудовать в парашютную вышку, частично оказалась под водой.

Колокольня Старого Сан Рафаэля. Бразилия

Сан Рафаэль — единственный затопленный городок в Риу-Гранди-ду-Норти. В память о нем уцелевшую белоснежную колокольню с балкончиком назвали «Старый Город». Только и её теперь нет. Несколько лет назад  старая башня церкви рухнула. 

Башня Дриенерло. Нидерланды

Водоем, который украшает эта таинственная башня, всего-навсего пруд на территории студенческого городка Энсхеде. Легенда гласит, что ранее тут располагалось село Дриенерло, которое впоследствии поглотили воды. Сохранилась лишь башня церкви. Её в 1979 году обнаружил Вим Шипперс; по его словам, вся деревня прячется там, в пруду!

Церковь Спаса затопленного села Гусинцы, Украина

Село было затоплено при наполнении Каневского водохранилища. Церковь была восстановлена за последние годы, до этого там были лишь руины.

Затопленная Владимирская церковь в бывшем селе Архангельское-Чашниково, Смоленская область

В 70-х годах при строительстве Вазузского водохранилища церковь была затоплена. А здание очень интересное, стены сложены из огромных шлифованных камней, романский стиль.

Церковь Рождества Христова постройки 1780 года, Крохино, Россия

Церковь Рождества Христова в бывшем Крохинском Посаде — символ катастрофы, произошедшей с Русским Севером. Десятилетия она, чудом оставшись целой при строительстве Волго-Балтийского водного пути, стоит окружённая водами реки Шексны и разрушается. Но вот уже пятый год группа неравнодушных добровольцев, без какой-либо помощи властей, борется за сохранение уникального культурного наследия Крохино.

Вот этот храм, построенный в начале 19 века до разрушения:

Крохинская церковь в 80-е годы XX века:

Над поверхностью одного из водохранилищ в мексиканском штате Чьяпас появился старинный храм

Из-за пришедшей на юго-восток страны засухи уровень воды в резервуаре снизился практически на 24 метра, благодаря чему стала видна большая часть затопленных руин. 

По оценкам архитекторов, храм был построен в XVI веке испанскими колонизаторами. Над водой появились стены сооружения, высота которых в некоторых местах достигает десяти метров. Длина обнаруженного здания составляет примерно 61 метр, ширина — 14 метров.

Храм, который был затоплен в 60-е годы прошлого столетия из-за строительства дамбы неподалеку, появляется на поверхности искусственного водоема не в первый раз. В 2002 году уровень воды опустился настолько, что ценители архитектуры могли самостоятельно осмотреть руины изнутри. В этот раз экскурсии проводят местные рыбаки на своих лодках.

Церковь Святого Розария. Карнатака, Индия 

Сюрреалистически красивое зрелище представляет собой церковь Святого Розария в индийском штате Карнатака, каждый год она то появляется над водой, то вновь исчезает в глубине. История церкви начинается в 1860-х годах, когда она была построена недалеко от Хассана.

Столетие спустя, в 1960-х, рядом с этим местом возвели плотину. Деревню перенесли, чтобы освободить место для водохранилища Хемаваси, а церковь осталась. Во время сезона дождей здание медленно погружается в воду и людям приходится ждать, пока наступит время воскреснуть и показать свое очарование и изящество — не говоря уже о превосходной кирпичной кладке.

Город Молога — русская Атлантида

В сентябре 1935 года в СССР было принято решение о строительстве Рыбинского гидроузла. По проекту уровень воды должен был подняться на 98 метров. Но уже 1 января 1937 года проект пересмотрели, и приняли решение повысить уровень до 102 метров. Это позволяло увеличить мощность Рыбинской ГЭС в полтора раза, но в то же время площадь затапливаемых земель должна была увеличиться почти вдвое.

Грандиозное строительство угрожало существованию города Молога и сотням деревень и сел Ярославской области. Когда жителям Мологи сообщили о том, что скоро их малая родина перестанет существовать и скроется под водой, никто в это не мог даже поверить. В то время районный центр Молога насчитывал около 7 000 жителей. Переселение жителей началось весной 1937 года. Большую часть мологжан отправили в поселок Слип, недалеко от Рыбинска. Но некоторые жители упорно не хотели покидать свои дома. В архивах НКВД хранился рапорт о том, что 294 человека не пожелали добровольно покинуть дома, а некоторые из них угрожали даже приковать себя замками. Согласно инструкции НКВД,  к ним были применены методы силового воздействия.

В Рыбинском архиве хранятся сотни писем, где повторяется одна и та же просьба: не выселять под зиму, разрешить дожить на старом месте до весны. Самое непонятное в этих письмах — даты. Речь идет о зиме 1936-37 года. Заполнение водохранилища началось в только 1941-м и закончилось в 1947 году. Зачем нужна такая спешка, не понимал никто: ни местные власти, ни партийные органы, ни сотрудники НКВД, осуществлявшие контроль за переселением. Но приказы не обсуждают. Недовольных ждал Волголаг, покорившихся — Волгострой, единственная крупная организация, создававшая новые рабочие места. Не секрет, что и Волголаг, и Волгострой находились в ведении НКВД и были, в сущности, одной организацией. На строительстве гидротехнических сооружений по разную сторону колючей проволоки оказались люди, вынужденные сделать общее дело: утопить свою малую родину…

13 апреля 1941 года под Рыбинском закрыли последний шлюз плотины, и вода хлынула в пойму. Город Молога, история которого насчитывала почти 8 веков, ушел под воду. Полностью его территория была затоплена в 1947 году, над водой остались лишь главы некоторых церквей, но через несколько лет и они скрылись под водой.

Под затоплением, кроме Мологи, оказались около 700 сел и деревень, население которых составляло около 130 000 человек. Все они были переселены в другие регионы.  Заполнение продолжалось до 1947 года. В том числе было затоплено 3645 км² лесов.

Но иногда «Русскую Атлантиду» можно увидеть. Уровень воды в Рыбинском водохранилище часто колеблется, и затопленный город появляется над поверхностью Волги. Можно увидеть сохранившиеся церкви и кирпичные дома.

Так, лето 2014 года выдалось жарким. Из-за засухи сильно обмелела Волга и на поверхность вышел затопленный  город Молога. Из-под воды показались фундаменты домов и контуры улиц. 

Затопленная токсичными водами церковь посёлка Джамана, Румыния

В 1978 году румынские власти вынудили сельских жителей покинуть свои дома, чтобы освободить место для токсичных отходов.

Озеро очень токсично при наличии большого количества цианида. Башня церкви и несколько домов все, что остается по сей день.

Удивительные затопленные церкви

В этой подборке собраны удивительные затопленные церкви, некогда собиравшие верующих и процветающие. Эта своеобразная борьба природы с религией выглядит захватывающе и в то же время трагично

Стоит отметить, что природа обрушилась на эти храмы и церкви не по собственной воле, а по вине человека, преграждающего путь рекам и вмешивающегося в естественный ход природы

Церковь в Потоси, Венесуэла
Все что осталось на поверхности — крест церкви. Затопленной оказалась вся деревня, а жителей переселили против их воли при строительстве водохранилища. Изначально не было видно даже креста, но тут уже вмешалась природа в своём лице. Из-за воздействия процесса под названием Эльниньё, когда океанская поверхность сильно прогревается, была вызвана засуха, и часть воды отступила

Храм Св. Николаса, Македония
Эта церковь была построена в 1850 и простояла 153 года, пока не было принято решение создать искусственное озеро. Естественно, церковь скрылась под водой, но периодически появляется во времена засухи. Местные жители видят в этой зловещий знак

Церковь в Карнатаке, Индия
История все так же банальна. Храм построили в 1860м, а спустя столетие построили плотину, население было эвакуировано, а церковь периодически то уходит под воду, то снова появляется

Церковь города Петроландий, Бразилия
Величественный храм был погружен под воду после строительства очередной дамбы, а над водой осталась его вершина

Церковь в Крокино, Россия
Подобные места есть и в России. Церковь, построенная в 15 веке была затоплена после строительства гидроэлектростанции

Удивительно, как здание все еще сопротивляется воздействию воды — это действительно захватывающее зрелище, на которое часто приезжают посмотреть туристы

Церковь Озера Решен, Италия
Решен — искусственное озеро в Италии, близ границы с Австрией, полностью поглотившее деревню Граун в 1950 году. Не покорилась воде лишь церковная башня. Все еще можно слышать церковные колокола, звонящие во время сильного ветра

Люди Грауна всячески старались спасти свою деревню, но напрасно, 163 дома и 1 290 акров сельхозугодий были утоплены из-за желания электрокомпании построить дамбу. Шпиль — все, что осталось от мечтаний и стремлений тех, кто когда-то жил здесь


Колокольня города Калязин, Россия

Колокольня, всё что осталось от монастыря святого Николая, построенного в 1800 году в городе Калязин. Колокольню считают символом старой России, исчезнувшей навсегда после революции. В 1939 году Сталин решил затопить город, чтоб создать резервуар на реке Волга

Эти затонувшие церкви служат доказательством тому, что люди могут создавать невероятные строения, но также обязательно найдутся другие люди, которые все могут в один момент уничтожить. Мы топим целые города и деревни  ради создания дамб и резервуаров, но церкви стоят непобедимыми над поверхностью воды. Что же это, просто природа или послание от Бога?

Церковь на воде, Симукаппу, Тадао Андо: Церковь в заимствованных декорациях — RTF

Лауреат Притцкеровской премии , Тадао Андо однажды сказал, что «Нельзя просто положить что-то на место. Вы должны впитывать то, что видите вокруг себя, то, что существует на земле, а затем использовать эти знания вместе с современным мышлением, чтобы интерпретировать то, что вы видите». На пути к тому, чтобы стать профессиональным боксером, он самостоятельно изучил себя в области архитектуры, чему способствовал визит в 9 0003 Отель «Империал» Фрэнка Ллойда Райта . Он японский вундеркинд, со своей основной философией дизайна верхом на трех слонах. Среди его многочисленных амбициозных проектов Церковь на воде в Японии является одним из самых известных.

Во-первых, его склонность к слиянию природы с физическими границами пространства. Во-вторых, он был знаменитым модернистом, для которого во всех его постройках характерно использование идеальной геометрии и современных материалов, таких как бетон, стекло и железо. Он также был известен как «поэт в бетоне» , так как он легко использует его и делает его нежным, как перышко. И, наконец, он воплощает концепцию минимализма, где его единственным украшением являются красивые и узорчатые потоки света через его щелевые стены, огромные пустоты и проемы. Имея всемирно признанные работы, он установил ориентир для большинства начинающих молодых архитекторов.

Тадао Андо ©My Design WeekImperial Hotel Фрэнка Ллойда Райта ©DezeenChurch on the Water, Япония ©Habitus Living

О проекте

Церковь на воде — это небольшая часовня, принадлежащая курортному отелю Alpha Resort  и популярное место для проведения свадеб, расположенное по адресу Симукаппу, Япония, . Он был построен в 1985 году и, как священное место, находится на подсознательном уровне и полностью контрастирует с затеняющим присутствием курорта на его западе, но плавно сливается с ландшафтом на востоке.

Дизайн-концепция

Для этого алтаря Андо изобрел два геометрических бетонных куба, находящихся во взаимосвязанных пространственных отношениях, и поместил их на краю искусственного пруда, который находится на переднем плане среди берез и гор и, кажется, сливается в единое целое. протекающая река. Идеальное расположение этого алтаря среди густой зелени позволяет ему использовать популярную японскую концепцию 9.0003 «Шаккей» . «Шаккей»  означает «заимствованный пейзаж»  , который использует природное окружение, такое как холмы, реки и живописные виды, как часть созданного ландшафта или интерьеров. Здесь он подтверждает вышеприведенную концепцию, превращая алтарную стену в действующую стеклянную стену от пола до потолка и помещая стальной крест за стеной в пруду, обеспечивая людям прозрачность и позволяя им ощутить действенность высшей силы, свидетельствуя изменение цвета Матери-природы через отверстие. Благодаря своему дизайну этого пространства он дает пользователю ощущение небытия и в то же время полноты. Кроме того, мгновенная тень креста добавляет драматичной игры света внутри интерьера.

Композиция из двух геометрических кубов ©ВикипедияПримеры Сяккей ©PinterestДействующая стеклянная стена в алтаре с видом на крест ©Pinterest зритель, ожидающий возможности пройти мимо стены и созерцать красоту церкви. Он также обеспечивает алтарь, священное уединение. Вход в основную зону осуществляется из меньшего куба из стали и стекла по восходящей лестнице. Этот куб имеет четыре бетонных креста, обрамляющих пространство со всех четырех граней. По иронии судьбы, эти кресты являются единственным явным символом традиционной церковной архитектуры в этом во всем остальном современном квартале. Эти кресты имеют толщину 150 см и направлены в четыре стороны света.

L-образная стена, отделяющая часовню от курорта ©Merchant & MakersПлан часовни ©ArchdailyКуб из стали и стекла с четырьмя бетонными крестами ©ZEKKEI Japan

Далее, вход в больший куб, в котором находится часовня, осуществляется через темную винтовую лестницу , лежащий в области перекрытия двух кубов. Часовня возвышается над огромным искусственным водоемом, на котором стоит значительный стальной крест, противостоящий всем силам природы. Пруд имеет размеры 45 на 90 метров и сделан физически безграничным для посетителей, чтобы сохранить его неприкосновенность, путем строительства зеленых площадок вокруг. Рядом с часовней находится портик, поддерживающий балку 15,9метров, чтобы разместить действующую стеклянную алтарную стену, когда она сдвинута для ощущения отсутствия окон. Под стеклянным кубом есть три скрытых зала ожидания, ниже которых находится вспомогательная зона, в которой расположены котлы для поддержания температуры часовни.

Пруд со стальным крестом ©Wikimedia commonsPortico ©Learn V-RayPortico ©Pinterest

Материалы

Как упоминалось ранее, Андо был предвестником современности и применял современные материалы, такие как железобетон, стекло и железо. В этой церкви на воде он использовал монолитный бетон для конструкции со стеклянными стенами в качестве заполнения. Брутальность и шероховатость бетона раздроблены применением стекла, что придает алтарю объемность и открытость. Интерьер часовни утонченный, с полом из гранитных плит и элегантной деревянной мебелью. Открытые бетонные стены отражают стиль Андо и оживляются, когда на них падает солнечный свет. В часовне также есть два деревянных стула, дизайн которых был восстановлен к 9 годам. 0003 Чарльз Ренни Макинтош .

Контраст между прочным бетоном и хрупким стеклом ©PinterestВнутренний вид часовни и деревянные стулья ©Wikimedia Commons

Инновации в дизайне

Андо был драматичным архитектором и любил создавать сценические представления в воображении пользователей. Прогуливаясь вдоль Г-образной стены, можно услышать шум водопада, а у входа ожидать безмятежный пруд. Он добился этого, создав ступенчатый пруд, по которому, когда вода течет, она издает клокочущий звук. Его дизайн доказывает, что хороший дизайн — это искусство работы над деталями, поскольку он погружает титульную стеклянную стену в воду, просто чтобы сохранить непрерывность бесконечности и позволить пользователю беспрепятственно интерпретировать «Шаккей» . Его бетонные стены толщиной 90 см были покрыты теплоизоляционными покрытиями для защиты от сильного холода на острове Хоккайдо .

Пруд в шахматном порядке © CGarchitect

В завершение с глазурью на вершине обратимся к цитате Тадао Андо: « Я не думаю, что архитектура должна говорить слишком много. Следует молчать и впускать природу в обличье солнечного света и ветра».

Церковь на воде | Architectuul

Найденный на склоне к небольшой реке на поляне буковых деревьев, элемент природы, очевидный во всей архитектуре Тадао Андо, инициирует подсознательные переживания в этой церкви на воде в Томаму, Япония.

С запада церковь окружена холмами и деревьями, а с востока находится курортный отель. Церковь, имеющая форму двух перекрывающихся кубов, обращена к большому пруду, который спускается к небольшой естественной реке.

Concept

Эстетика многих работ Тадао Андо, лишенная орнамента, основывается на построении отношений с природой. В этом смысле Церковь на воде — одно из самых успешных достижений, в котором природа используется как элемент, вовлеченный в дизайн. В ней Андо удается создать микрокосмос, в котором сочетаются простые, но мастерские понятия о профанном и сакральном, искусственном и природном, замкнутом над пустотой и бесконечности.

Наиболее примечательным является то, что Андо заменил переднюю стену храма, на которой обычно изображены изображения определенного божественного религиозного значения, на более яркое и красноречивое изображение Творца: самой природы. Это обеспечит живую сцену, многоцветную и постоянно меняющуюся, которая бежит от палитр сепии осенью, оттенков глауко зимой, пятен весенних цветов в интенсивной зелени летом.

Дизайн

Больший из двух кубов служит часовней и встречает вход в меньший куб полукруглой винтовой лестницей. Чтобы отделить церковь от стоящей за ней гостиницы, длинная Г-образная стена проходит вдоль юга и востока от зданий, стоящих на краю пруда.

Чтобы войти в церковь, посетитель проходит под кубом из стекла и стали в самом северном конце, в котором находятся четыре больших бетонных креста, которые притягивают взгляд вверх. Путь ведет вверх и вокруг этих крестов, а затем вниз по соединительной темной винтовой лестнице в больший куб часовни внизу.