Бог воды эа: Бог воды в Междуречье : ф) Син б) Иштар в)Ишкур г)Эа

Небесный Бык, первый человек, олицетворение океана-хаоса и др


Первые цивилизации были богаты не только на культуру и изобретения, а и на верования, некоторые из которых сохранились и по сей день. И если о богах Египта, Скандинавии и Греции известно достаточно много, то Месопотамия была и остается покрытой завесой тайны. О том, в каких богов верили вавилоняне, шумеры и другие народы — далее в статье.

Набу

Набу — в аккадской мифологии бог мудрости, покровитель писцового искусства, писцов и каллиграфов.

Набу — вавилонский бог письменности и мудрости, сын Мардука и внук божества Энки (Эа). Его имя означает «Провозвестник» в связи с его пророческими способностями и писательским даром. Набу являлся богом-покровителем писцов и охранял Скрижали Судьбы, которые узаконивали правителя вселенной (поочерёдно называемого Ану, Энлилем или Мардуком, а позже Ассуром). Иногда его изображают держащим стило, а иногда — верхом на драконе Сирруш, либо стоящим рядом с ним. Набу считался одним из самых важнейших и почитаемых богов Колыбели Цивилизации. Поэтому без него великий вавилонский праздник Акиту, проводимый в честь всех богов, в том числе и в знак благодарности за урожай, не мог бы быть отпразднован. Ему поклонялись тысячелетия, и он был одним из немногих, кто пережил падение Ассирийской империи в 612 году до нашей эры, когда вторгшиеся войска разграбили статуи и храмы многих богов. Также, его часто сравнивают с Тотом у египтян, Аполлоном у греков и Меркурием у римлян.

Абгаль

Абгаллу или Абгаль — в шумеро-аккадской мифологии семь мудрецов-помощников бога мудрости Энки, основатели семи первых шумерских городов. \ Фото: bing.com.

Абгаль — семь мудрецов в шумерской мифологии, которые были посланы на землю Энки в начале времён для того, чтобы подарить людям священное «Я» (законы) цивилизации. Аккадцы и вавилоняне также знали их как Абгаллу и изображали с телом рыбы и головой человека или с туловищем рыбы и человеческими руками, иногда с крыльями, а иногда и без них. В вавилонской традиции Абгаллу также появляются как грифоны или просто как люди с крыльями. Абгаль несут ведро и рожок с благовониями для очищения. По имени их звали Adapa (первый человек), Uan-dugga, En-me-duga, En-me-galanna, En-me-buluga, An-enlilda и Utu-abzu.

Адапа

Адапа — эпический герой, рыбак и мудрец, первый человек.

Адапа — в шумерской и вавилонской мифологии первый сотворённый человек, сын Эа (или Энки), который в гневе из-за опрокидывания своей лодки сломал крылья Южному Ветру и был вынужден отправиться на небеса, чтобы извиниться перед Ану. Эа, зная, что Ану предложит Адапе пищу бессмертия, и желая, чтобы люди оставались смертными, предупредил человека, чтобы он ничего не ел и не пил, находясь в стране богов, поскольку это наверняка убьёт его. Адапу, прислушиваясь к совету Эа, отказывается от предложенной ему еды и питья, а значит, обманом лишается шанса на бессмертие. Он был первым среди абгалов, семи древних мудрецов.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Каким было самое первое имя в истории человечества, написанное шумерами на табличке >>

Ану

Ану — верховный бог неба, возглавлявший сонм богов.

Ану — также известный как Ан в шумерском пантеоне, был богом неба и Повелителем Небес в сказаниях, написанных до 2500 года до нашей эры. Его супругой была Анту, и от их союза родились аннунаки, судьи мёртвых. Шумерское слово «Ан» переводится как «небо», и оно ассоциировалось с громом, раскатывающимся по небу. Во время штормов его представляли в виде огромного быка, ревущего над облаками. Со временем Ану стал верховным господом, который был силой, стоящей за силой всех других божеств. Только его сын Энлиль имел к нему доступ, и люди молились меньшим богам, которые передавали их просьбу по цепочке к Энлилю. Ану был первым, кто держал Скрижали Судьбы, прежде чем передать их Энлилю.

Анзу

Птица молнии-бури Анзу (Имдугуд) — рельеф в Лагаше (2550—2500 г. до н. э., в данное время сберегается в Лувре). \ Фото: i.pinimg.com.

Анзу (Анзуд) — божественное небесное существо, изображаемое в виде гигантской птицы с головой льва, также известное как Зу и Имдугуд, и фигурирующее в сказаниях вавилонян, шумеров и аккадцев. По одной из версий, Анзу дышал огнём и был настолько огромен, что взмахи его крыльев вызывали огромные бури. Птица Анзу занимает почётное место в шумерской сказке о дереве Хулуппу, где она была одним из существ, живущих на дереве Инанны. В другой легенде ему было поручено охранять Скрижали Судьбы, которые узаконили правление верховного бога. Но случилось так, что бог Нинурта убив Анзу, забирает с собой Скрижали.

Ассур

Ассур — верховный бог ассирийцев. \ Фото: i.pinimg.com.

Ассур — также известный как Ашшур и, по-аккадски, Аншар. Верховный бог ассирийцев, возникший как местное божество города Ашшур. Он был ассирийским богом неба и войны, известным как Владыка Всего Неба. Его имя в переводе с аккадского означает «всё небо», и ассирийские цари часто призывали его как могущественного союзника. Его часто изображают в виде облачённого в перья лучника, натягивающего лук верхом на змее или драконе. Большая часть его мифологии и иконографии (например, змея-дракон Мардука или его жены Нинлиль) заимствована из шумерских или вавилонских произведений.

Небесный бык

Гильгамеш и Небесный Бык.

Небесный бык — также известный как Гугаланна, был супругом королевы Подземного мира Эрешкигаль и управлялся Владыкой Неба Ану. В Эпосе о Гильгамеше Иштар, отвергнутая Гильгамешем, требует, чтобы Ану выпустил Небесного Быка, дабы в отместку посеять хаос в царстве Гильгамеша. Гильгамеш и Энкиду убивают Небесного Быка, и за этот поступок Энкиду должен умереть. В поэме «Нисхождение Инанны» богиня неба спускается в подземный мир, чтобы засвидетельствовать своё почтение собственной сестре Эрешкигаль после смерти её супруга.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: О чём рассказала учёным первая карта в истории человечества: Вавилонская карта мира >>

Эа

Слева направо: В шумерской мифологии река Тигр была создана богом Эа (Энки). \ Эа — один из трёх великих богов.

Эа (или Энки) — вавилонский бог мудрости и пресных вод. Он был богом магии, который победил своего отца Абзу и создал землю. Эа был одним из самых важных и любимых богов в месопотамском пантеоне и занимает видное место в истории о Великом потопе, где он спасает человечество, советуя доброму человеку Атрахасису построить ковчег до прихода воды, а в знаменитом «Нисхождении Инанны» предоставляет средства для спасения богини из подземного мира. Он был мудрейшим среди богов и покровителем ремесленников и экзорцистов. В истории «Инанна и Бог мудрости» он позволяет себе напиться и отдаёт мех, дары цивилизации и собственность богов, Инанне, зная, что она раздаст их человечеству. Он неизменно изображается как друг людей и их защитник среди богов.

Энлиль

Слева направо: Энлиль — бог ветра, воздуха, земли и бурь. \ Руины храма в Ниппуре.

Энлиль — шумерский бог ветра и воздуха, чьё имя означает «Повелитель воздушных стихий». Он был гораздо могущественнее, нежели любое простое стихийное божество. Его супругой была Нинлиль. Эллиль, Ан и Энки составляли триаду, которая управляла Небом, Землёй и Подземным миром или, поочерёдно, небесами, небом, атмосферой и землёй. Энлиль был важным богом погоды, которому часто молились и которому поклонялись в надежде на хорошую погоду и хороший урожай. Обладатель Скрижалей Судьбы, он являлся Владыкой шумерского пантеона после 2500 года до нашей эры и почитался аккадцами с 2334 по 2083 год до нашей эры. Во время правления Хаммурапи его поглотил бог Мардук. Тем не менее, Эллиль упоминается в ряде мифов как верховное божество и царь богов. Несмотря на то, что культовое место поклонения находилось в Ниппуре, он был широко почитаем по всей Месопотамии.

Эрешкигаль

Эрешкигаль — властительница подземного царства, известного под названием Иркалла.

Эрешкигаль — шумерская богиня подземного мира и Королева Мёртвых, чьё имя означает «Владычица Великого места». Она была важной и очень страшной богиней, чьим супругом был Небесный Бык, пока он не был убит Энкиду. Она была старшей сестрой богини Инанны, которую она обвиняла в смерти Небесного Быка и которую она убила, когда Инанна пришла навестить её в подземном мире на его похоронах. Но благодаря хитрости Энки она была вынуждена вернуть Инанну обратно в страну живых. Эрешкигаль в одиночку правит страной мёртвых (известной месопотамцам как «Земля невозврата», тёмное и мрачное место) до прихода бога Нергала, который в скором времени стал её супругом. Она также была известна как Иркалла. Рассказы об Эрешкигаль, такие как «Брак Эрешкигаль и Нергала» или «Нисхождение Инанны», имеют сходство с более поздним египетским мифом об «Осирисе и Исиде» и греческим мифом о «Деметре и Персефоне» в мотиве Умирающего и Возрождающегося Бога, наиболее известного из истории Иисуса Христа.

Инанна

Инанна — центральное женское божество. \ Фото: i.pinimg.com.

Инанна — (известная ассирийцам как Иштар) — шумерская богиня страсти, плодородия, любви, проституции и войны. Она стала тесно отождествляться с вавилонской богиней Иштар, которая со временем приобрела многие из её атрибутов. Самая популярная и любимая из всего шумерского пантеона, Инанна занимает видное место во многих известных и часто копируемых историях, мифах и гимнах Шумера и является включённой в число семи главных божеств Шумера на раннем этапе наряду с Ану, Энлилем и другими. Саргон Аккадский (Саргон Великий) призывал Инанну для защиты и победы в битве и для руководства в политике, а его дочь Энхедуанна была Главной жрицей Инанны в Уруке и автором многих гимнов и песен, посвящённых ей. Её часто изображают верхом на льве и называют «Царицей Небес». ЕЁ старшую сестру звали Эрешкигаль. Она была главной богиней и покровительницей города Урук, которому, как говорили, она дала священное «Я» (законы), которые были даны ей в разгар пьяной пирушки мудрым богом Энки. Многие композиции, посвящённые ей, изображают её очень раскрепощённой, так как богиня имела прочную связь с планетой Венера. В Мифе об Этане она упоминается как Иннина и в начале считалась сестрой-близнецом бога солнца Уту (Шамаша).

Мардук

Мардук — центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона. \ Фото: google.com.

Мардук — вавилонский царь Богов, бог-герой, победивший Тиамат и силы хаоса и установивший порядок во вселенной, для поддержания которого боги и люди работали вместе. Он — бог исцеления, справедливости, сострадания, возрождения, магии и справедливости. Также был известен как миротворец среди богов, и, в связи с этим его называли «Пастырем Богов». В Эпосе об «Irra» Мардук оставляет город Вавилон в руках Нергала (Ирра, Эрра), но тот, прибывая в ярости попросту разрушил его. Мардук является одним из самых популярных и стойких месопотамских богов, который был воспринят ассирийцами как сын их верховного бога Ассура.

Тиамат

Оттиск печати новоассирийского времени, предположительно изображающий сцену убийства Тиамат. \ Фото: wikipedia.org.

Тиамат — первобытная богиня-мать Месопотамии, мать богов, супруга Апсу, появляющаяся в облике дракона. Она потерпела поражение в битве и была убита Мардуком. После её смерти из её глаз вытекают реки Тигр и Евфрат. Её история рассказана в вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш». Тиамат представлялась как солёная вода, а Апсу — как пресная вода; от их союза произошли все остальные боги.

Тиамат создала одиннадцать ужасающих монстров, чтобы отомстить за смерть Апсу и уничтожить младших богов. Все одиннадцать созданий Тиамат были побеждены Мардуком, который сохранил их изображения в водянистых останках Абзу в память о своей победе. Они широко использовались жителями Месопотамии в магических заклинаниях и для защиты от зла и сил хаоса. Многие из их изображений хорошо известны сегодня благодаря статуям за пределами дворцов и храмов, в первую очередь Вратам Иштар в Вавилоне.

В продолжение темы, читайте также о том, какие тайны были раскрыты учёными во время раскопок древнего города Лагаш в Месопотамии.


Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Древнее Двуречье 5 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Предыстория

Двуречье (Междуречье) – другое название Месопотамии (от др.-греч. Месопотамия – «двуречье»). Так древние географы называли территорию, находящуюся между реками Тигр и Евфрат. В III тыс. до н.э. на этой территории образовались шумерские города-государства, такие как Ур, Урук, Лагаш и др. Возникновение земледельческой цивилизации стало возможно благодаря разливам Тигра и Евфрата, после которых по берегам оседал плодородный ил.

 

События

III тыс. до н.э. – возникновение первых городов-государств в Двуречье (5 тыс. лет назад). Самые крупные города – Ур и Урук. Дома в них строили из глины.

Около III тыс. до н.э. – возникновение клинописи (еще о клинописи). Клинопись возникла в Месопотамии первоначально в качестве идеографически-ребусного, а впоследствии словесно-слогового письма. Писали на глиняных табличках с помощью заостренной палочки.

Боги шумеро-аккадской мифологии:
  • Шамаш – бог Солнца,
  • Эа – бог Воды,
  • Син – бог Луны,
  • Иштар – богиня любви и плодородия.

Зиккурат – храм в виде пирамиды.

Мифы и сказания:
  • Миф о потопе (о том, как Утнапишти построил корабль и смог спастись во время всемирного потопа).
  • Сказание о Гильгамеше.

 

Участники

Гильгамеш – легендарный царь Урука.

 

Заключение

Со временем в Двуречье возникали новые города-государства, среди них – Вавилон, который в начале II тыс. до н.э. становится наиболее могущественный царством Месопотамии (см. урок «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»).

Конспект

К северо-востоку от Египта между двумя большими реками — Евфратом и Тигром — расположено Двуречье, или Междуречье, известное также под названием Месопотамия (рис. 1).

Рис. 1. Древнее Двуречье

Почвы в Южном Двуречье удивительно плодородны. Так же, как Нил в Египте, реки дарили жизнь и процветание этой теплой стране. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося жилища и загоны для скота. Приходилось строить насыпи по берегам, чтобы наводнением не смыло посевы на полях. Для орошения полей и садов рыли каналы.

Государство здесь возникло приблизительно в то же время, что и в долине Нила, — более 5000 лет назад.

Многие поселения земледельцев, вырастая, превращались в центры небольших городов-государств, население которых составляло не более  30–40 тыс. человек. Самыми крупными  были  Ур и Урук, располагавшиеся на юге Двуречья. Ученые нашли древние захоронения, найденные в них предметы свидетельствуют о высоком развитии ремесла.

В Южном Двуречье не было ни гор, ни лесов, единственным строительным материалом была глина. Дома строились из глиняных кирпичей, высушенных из-за недостатка топлива на солнце. Чтобы уберечь постройки от разрушения, стены делали очень толстыми, например, городская стена была такой ширины, что по ней могла проехать повозка.

В центре города возвышался зиккурат — высокая ступенчатая башня, наверху которой размещался храм бога — покровителя города (рис. 2). В одном городе это был, например, бог солнца Шамаш, в другом — бог луны Син. Все почитали бога воды Эа, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбами о богатых урожаях зерна и о рождении детей. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни — в святилище. Жрецы вели наблюдения за движением небесных богов — Солнца и Луны. Они составляли календарь, по звездам предсказывали судьбы людей. Ученые жрецы занимались и математикой. Число 60 они считали священным. Под влиянием жителей Древнего Двуречья мы делим час на 60 минут, а окружность — на 360 градусов.

Рис. 2. Зиккурат в Уре (Источник)

В ходе раскопок древних городов в Двуречье археологами были найдены глиняные таблички, покрытые значками в виде клинышков. Значки выдавливались на сырой глине заостренной палочкой. Для придания твердости таблички обжигались в печи. Клинописные значки — это особое письмо Двуречья — клинопись. Значки обозначали слова, слоги, сочетания букв. Ученые насчитали несколько сот знаков, использовавшихся в клинописи (рис. 3).

Рис. 3. Клинопись

Научиться читать и писать в Древнем Двуречье было не менее сложно, чем в Египте. Школы, или «Дома табличек», появившиеся в III тысячелетии до н. э., могли посещать только дети из богатых семей, так как обучение было платным. Много лет надо было посещать школу писцов, чтобы овладеть сложной системой письма.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.

 

Домашнее задание

  1. Где расположено Древнее Двуречье?
  2. Что общего в природных условиях Древнего Двуречья и Древнего Египта?
  3. Опишите города Древнего Двуречья.
  4. Почему в клинописи в десятки раз больше знаков, чем в современном алфавите?

Древние месопотамские боги и богини

Главная » Список божеств » Энки

Озорной бог мудрости, магии и заклинаний, обитающий в океане под землей.

Функции

Цилиндрическая печать из зеленого камня ТТ писца Адды, изображающая Энки с текущим потоком, полным рыбы; c . 2300-2200 г. до н. э. Двуликий министр Энки Исиму стоит справа от него. (БМ 89115). © Попечители Британского музея. Посмотреть большое изображение на сайте Британского музея.

Цилиндрическая печать ТТ изображает Энки, сидящего на троне, в головном уборе с рогами, с текущим ручьем, полным рыбы; 2250 г. до н.э. (BM 103317). © Попечители Британского музея. Посмотреть большое изображение на сайте Британского музея.

Настенный рельеф из известняка с изображением апкаллу мудреца в плаще рыбы из храма Нинурты в Калху, Ассирия; 9 век до н.э. (БМ 124573). © Попечители Британского музея. Посмотреть большое изображение на сайте Британского музея.

Вавилонский известняк кудурру ТТ с изображением черепахи, которая была символом Энки; 1125–1100 г. до н. э. (BM 102485). © Попечители Британского музея. Посмотреть большое изображение на сайте Британского музея.

Повелитель абзу
Бог Эа (шумерским эквивалентом которого был Энки) — один из трех самых могущественных богов месопотамского пантеона, наряду с Ану и Энлилем. Он обитает в океане под землей, называемом абзу (аккадский апсу ), который был важным местом в месопотамской космической географии. Например, говорят, что город Вавилон был построен на вершине абзу.

Шумерские тексты об Энки часто содержат откровенно сексуальные изображения его мужественности. В частности, существует метафорическая связь между животворными свойствами семени бога и оживляющей природой пресной воды из абзу. Однако до недавнего времени многие из наиболее явных деталей в современных переводах опускались (см. Cooper 19).89; Диксон 2007).

Заклинания, мудрость и очистители
Эа ассоциируется с мудростью, магией и заклинаниями. Он был любимым богом среди прорицателей ТТ ( бару ) и священников-экзорцистов ТТ ( ашипу ), поскольку он является основным источником всех ритуальных знаний, используемых экзорцистами для предотвращения и изгнания зла. Эа был покровителем искусств и ремесел, а также всех других достижений цивилизации. Его связь с водой означала, что Эа также был божеством-покровителем уборщиков (Foster 2005: 151-152).

Создатель и защитник человечества
Эа является создателем и защитником человечества в мифе о вавилонском потопе Atra-hasīs и в эпопее о Гильгамеше . Он вынашивал план создания людей из глины, чтобы они могли выполнять работу для богов. Но верховный бог Энлиль попытался уничтожить вновь созданных людей Эа разрушительным потопом, потому что их непрекращающийся шум не давал ему спать. Но умный Эа предвидел замысел Энлиля; он поручил мудрецу ТТ по имени Атрахасис построить ковчег, чтобы человечество могло избежать гибели.

В мифе Адапа и Южный Ветер Эа помогает человечеству сохранить дар магии и заклинаний, не давая Адапе стать бессмертным (Foster 2005: 525-530; Izre’el 2001; Michalowski 1980).

Существа Эа
Эа служил его министр, двуликий бог Исиму/аккадский Усму (на фото справа от Энки в Image 1 ). Вместе с Эа в абзу жили и другие мифические существа, в том числе семь мифических мудрецов ТТ ( apkallū ), которые были созданы с целью научить человечество мудрости.

Божественная генеалогия и синкретизмы

Энки был сыном бога Ана или богини Намму (Kramer 1979: 28-29, 43) и братом-близнецом Адада. Неясно, когда он был объединен с богом Эа, чье имя впервые появляется в 24 веке до н. э. (Edzard 1965: 56). Его женой была Дамгалнунна/Дамкина, а их потомками были боги Мардук, Асарлухи и Энбилулу, богиня Нанше и мудрец Адапа (Bottéro 2002: 234; Black and Green 19).98: 75).

У Энки также были сексуальные контакты с другими богинями, особенно в шумерском мифе Энки и Нинхурсанга (ETCSL 1.1.1). Нинхурсанга рождает богиню Нинму после сексуальных отношений с Энки. Позже в мифе Энки тяжело заболевает, и Нинхурсанга рождает восемь божеств-целителей, чтобы вылечить его. Затем Энки породил богиню Нинкурру со своей дочерью Нинму и богиню Утту со своей внучкой Нинкуррой (Kramer and Maier 1989). : 22-30).

Места культа

Энки связан с городом Эриду [~/images/Eridu.jpg] в южной Месопотамии. Храм Энки назывался Э-абзу (дом абзу), который также был известен как Э-энгур-ра (дом подземных вод) или Э-унир (Foster 2005: 643-644).

Подтвержденные периоды времени

Первые свидетельства о боге Энки относятся к раннединастическому периоду IIIa, когда он упоминается в текстах из Фары. Еще в третьем веке до нашей эры он появляется как бог Кронос в греческом тексте, приписываемом вавилонскому жрецу Беросу (Bēl-rēʾûšunu) (Kramer and Maier 19).89: 10).

Роль Энки в плодородии месопотамских земель и в цивилизовании городов описана в важных шумерских литературных текстах второго тысячелетия до нашей эры. Энки и Нинхурсанга (ETCSL 1.1.1) описывает роль Энки в преобразовании земель вокруг соленых болот Тильмун (недалеко от Южной Месопотамии) в плодородные, экономически продуктивные земли с использованием пресной воды из абзу (Боттеро 2002: 235-6). ). Энки и Инана (ETCSL 1.3.1) рассказывает о борьбе за власть между Энки и Инаной, богиней секса и войны. Инана напоила Энки, чтобы украсть у него силы цивилизации (Черное и Зеленое 19).98: 76; Крамер и Майер 1989: 15-16; 57-68). Роль Энки как создателя мира описана в Enki and the World Order (ETCSL 1.1.3), и его аспект создателя становится все более заметным в более поздней литературе, явление, которое Фраймер-Кенский (1992: 70-90) назвал «маргинализацией богинь».

Позже, во втором тысячелетии, ритуалы и молитвы для предотвращения и устранения зла часто призывали Эа, Шамаша и Мардука как группу. Эа обычно обеспечивал заклинание, Мардук наблюдал за его выполнением, а Шамаш обеспечивал очищение (Foster 2005: 645). Эа также занимает центральное место в серии королевских «бань»: ритуалов, направленных на восстановление чистоты короля после зловещих небесных событий. Экзорцист читал заклинания богам от имени короля, в то время как сам король купался, чтобы смыть зло (Робсон). 2010а; Фостер 2005: 643-644).

В месопотамском мировоззрении болезни и раздоры были вызваны злыми демонами и божественным неудовольствием. Поскольку Эа был мастером ритуальных знаний экзорцистов, он часто фигурировал в заклинаниях первого тысячелетия, исполняемых экзорцистами, чтобы удалить зло или предотвратить его посещение в первую очередь (примеры в Foster 2005: 954-992). В одной неоассирийской молитве против зла из города Хузирина человек по имени Баниту-тереш просит Эа убрать «зло зловещих условий (и) плохих, неблагоприятных знаков», которые присутствуют в его доме, потому что он «постоянно боится того, что будет (СТТ 1, 67). Молитвы об успехе в гадании и защите королей также призывали Эа.

Иконография

Эа изображается в месопотамском искусстве как бородатый бог в рогатой шапке и длинных одеждах. Цилиндрические печати ТТ часто изображают его окруженным текущим потоком с плавающей в нем рыбой, представляющей подземные воды абзу [ Изображения 1 и 2 ]. Другие изображают его в его подводном доме в абзу или в его храме Э-абзу. (Black and Green 1998: 76; Крамер и Майер 1989: 121-123).

Настенные рельефы из храма Нинурты в неоассирийском городе Калху с изображением фигур, закутанных в рыбью шкуру, были (ошибочно) приняты за изображения Эа в начале двадцатого века. Эти изображения на самом деле представляют apkallu мудрецов, которые жили в абзу с Эа, которые иногда принимали форму получеловека-полурыбы [ Image 3 ].

Символы Эа включают изогнутый скипетр с головой барана, козла-рыбу TT и черепаху [ image 4 ] (Black and Green 1998: 179). Шумерская поэма Нинурта и черепаха (ETCSL 1.6.3) описывает, как Энки создал черепаху из глины абзу, чтобы помочь ему вернуть украденную табличку судеб, которая управляет будущим человечества. Табличка была украдена злым птицеподобным демоном по имени Анзу, но герой Нинурта отвоевал ее. Однако Нинурта решил оставить его себе, а не возвращать Энки. Однако вечно хитрый Энки сорвал амбиции Нинурты, создав черепаху, которая схватила Нинурту за пятку, вырыла когтями яму и утащила в нее сверхчестолюбивого героя. Хотя история неполна, предположительно табличка была возвращена Энки, и Нинурта преподал ценный урок о развращающей природе силы.

Название и написание

Энки пишется на шумерском языке как d эн-ки или d ам-ан-ки. На аккадском языке имя Эа обычно пишется как d E 2 .A, но неясно, какому языку изначально принадлежало это имя (Edzard 1965: 56). В литературных текстах Энки/Эа иногда был известен под альтернативными именами Нудиммуд или Нишику, последнее первоначально было семитским эпитетом ТТ ( nas(s)iku «принц»), которое затем было переосмыслено как псевдологограмма ТТ d нин-ши-ку (Cavigneaux and Krebernik 1998-2001a: 590). У него было несколько эпитетов TT, в том числе «олень абзу» (Black and Green 1998: 75) и «маленький Энлиль» (Foster 2005: 643-644).

Письменные формы:

Энки: ЭН.КИ-ГА.КАМ 2 ; д 40; д 60; д ЕН.КИ; d IDIM, d ну-дим-муд, d нин-ши-ку

EA: d é-a

Нормализованные формы:
Энки, Энкиг, Нудимуд, Нишику, Эа

Enki/Ea в Online Corpora

Enki

  • The Cuneiform Digital Library Initiative
  • Электронный текстовый корпус шумерской литературы
  • Электронный текстовый корпус шумерских царских надписей
  • Стипендия по изучению древнемесопотамского корпуса

Ea

  • Инициатива Cuneiform Digital Library Initiative
  • Корпус древней месопотамской стипендии

Ссылки и дополнительная литература

  • Bottéro 2002 «Интеллект и техническая функция власти».
  • Кавиньо и Креберник 1998-2001a, «Нишшику».
  • Купер 1989, «Член Энки».
  • Диксон 2007, «Энки и Нинхурсаг».
  • Галтер 1983, Дер Готт Эа/Энки .
  • Изреэль 2001, Адапа и Южный Ветер .
  • Крамер и Майер 1989, Мифы Энки .
  • Михаловского 1980, «Адапа и ритуальный процесс».

Рут Хорри

Рут Хорри, «Энки/Эа (бог)», Древние месопотамские боги и богини , Oracc и Академия высшего образования Великобритании, 2016 г. [http://oracc.museum.upenn.edu/amgg/ listofdeities/enki/]

 

Enki — World History Encyclopedia

Энки (также известный как Эа, Энкиг, Нудиммуд, Нинсику, Ниссику) был шумерским богом мудрости, пресной воды, разума, хитрости и озорства, ремесел, магии , экзорцизм, исцеление, созидание, мужественность, плодородие и искусство. Иконография изображает его как бородатого мужчину в рогатой шапке и длинных одеждах, когда он поднимается на Гору Восхода Солнца.

На этом изображении с его плеч сбегают струящиеся ручьи, подчеркивающие его связь с живительной водой, а на заднем плане стоят деревья, олицетворяющие мужское и женское начало. Ручьи интерпретируются как реки Тигр и Евфрат, которые, согласно одному мифу, образовались из семени Энки. Его имя означает «Владыка Земли», а его символы — рыба и коза, оба символизирующие плодородие, в то время как его эпитеты Нудиммуд, Нинсику и Ниссику, как полагают, означают «принц».

Удалить рекламу

Реклама

Первоначально Энки (тогда известный как Энкиг) был шумерским божеством пресной воды и покровителем города Эриду, считавшегося месопотамцами первым городом, основанным в начале мира, где боги установили закон. Бог впервые появляется в письменных источниках в раннединастический период III (2600–2334 гг. до н. э.) и был признан важным богом аккадцев ок. 2400 г. до н.э., который знал его как Эа.

Раскопки в Эриду, однако, обнаружили свидетельство традиции святилищ Энки, восходящей к основанию города ок. 5400 г. до н.э. В Эриду он был известен как Энки, а позже, в Аккаде, как Эа; эти два имени взаимозаменяемы для одного и того же божества, как и вавилонское имя Нудимуд. Энки был известен как Нинсику только как покровитель ремесел и искусства, особенно предметов, посвященных божественным предметам.

Удалить рекламу

Реклама

YouTube
Следите за нами на Youtube!

Генеалогия и потомство

Энки был сыном Ану, бога неба, в шумерской и аккадской мифологии и сыном Апсу, праотца, в вавилонских текстах. Его также называют сыном богини Намму, изначальной богини-матери, породившей землю и небеса. Женой Энки была Нинхурсаг (также известная среди многих других имен как Нинмах и, первоначально, как Дамгалнуна, ассирийская Дамкина), а их сыновьями были Асарлухи (бог магических знаний), Энбилулу (бог каналов и дамб), человеческий мудрец Адапа. , и царь богов Мардук (который позже впитает в себя качества Асарлухи).

У них также было восемь детей, родившихся благодаря усилиям Нинхурсаг исцелить Энки в мифе Энки и Нинхурсаг :

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

  • Абу (бог растений и роста)
  • Нинтулла (Владыка Магана и драгоценного металла)
  • Нинситу (богиня врачевания, жена бога-целителя Ниназу)
  • Нинкаси (богиня пива)
  • Нанше (также Нансе, социальная справедливость, плодородие, гадание и толкование снов)
  • Азимуа (богиня исцеления, жена божества подземного мира Нингисиды)
  • Эмшаг (Владыка Дильмуна, бог плодородия)
  • Нинти (богиня ребра, подательница жизни)

Энки также часто изображается как отец (или дядя) одного из самых популярных и стойких божеств, Инанны, богини войны, сексуальности, страсти, плодородия, любви и проституток. У него был брат-близнец Адад (также известный как Ишкур), бог погоды и бурь.

Вместе с Ану и Энлилем Энки составил раннюю месопотамскую триаду, которая управляла высокими небесами, атмосферой и землей.

Появление в литературе

Существует ряд месопотамских историй, легенд, молитв и царских надписей, в которых Энки играет главную роль. Он хорошо изображен в произведениях о Нинхурсаг (Нинмах), таких как Энки и Нинхурсаг и Энки и Нинмах , обе из которых касаются сотворения мира и человечества.

Удалить рекламу

Реклама

В Энума Элиш , вавилонском эпосе о творении, Энки является отцом чемпиона Мардука, который побеждает силы хаоса и является сотворцом мира вместе со своим сыном. Энки также фигурирует в работах Атрахасис , Брак Эрешкигаль и Нергала , Инанна и Бог Мудрости , Сошествие Инанны , Энки и Мировой Порядок , Энмеркар и Властелин Аратты 92 Гильгамеш, и другие.

Он был одним из самых важных божеств в месопотамском пантеоне наряду с Ану (Владыкой Неба), Энлилем (Верховным Властелином Воздуха) и Инанной. Вместе с Ану и Энлилем Энки составлял раннюю месопотамскую триаду, управляющую небом, атмосферой и землей. Он также числится среди первых семи шумерских божеств как одна из семи божественных сил: Ану, Энки, Энлиль, Инанна, Нанна, Нинхурсаг и Уту-Шамаш.

Мифологическое происхождение от

Энума Элиш

Согласно вавилонскому Энума Элиш (ок. 1100 г. до н.э.), Энки был старшим сыном первых богов, Апсу и Тиамат. В начале времен мир представлял собой недифференцированный вихревой хаос, из которого отделялись Апсу, мужское начало, олицетворяемое пресной водой, и Тиамат, женское начало, определяемое соленой водой. Апсу и Тиамат родили младших богов, но этим божествам нечего было делать, и они развлекались, как могли. Их постоянный шум отвлекал Апсу и прерывал его сон, и поэтому, посоветовавшись со своим визирем, он решил их убить.

Удалить рекламу

Реклама

Печать Адда

Британский музей (общественное достояние)

Тиамат подслушала их разговор, пришла в ужас от плана и прошептала его своему сыну. Энки обдумал различные действия и их последствия, а затем приступил к тому, который он считал лучшим: он погрузил своего отца в глубокий сон, а затем убил его. Тиамат никогда не рассматривала такую ​​возможность и отреклась от своих детей. Затем она собрала армию демонов и монстров во главе со своим супругом и чемпионом Квингу (иногда Кингу). Эта армия старших богов побеждала Энки и младших богов в битвах каждый раз, когда они встречались, пока младшая группа не была отброшена назад и не начала терять надежду.

В этот момент выступил сын Энки Мардук с предложением: если боги сделают его своим царем, он приведет их к победе. До этого не было генерала, наблюдающего за операциями, но каждый бог по очереди командовал. Как только Мардук был избран королем, он встретился с Квингу в единоборстве и победил его, а затем выстрелил в Тиамат такой мощной стрелой, что она раскололась надвое.

Из ее глаз текли слезы, которые впоследствии превратились в реки Тигр и Евфрат, а ее тело было использовано Мардуком для создания земли. Квингу и другие боги, поощрявшие войну Тиамат, были казнены, а тело Квингу было использовано для создания людей. Мардук советовался с Энки по всем этим вопросам, поэтому Энки часто называют сотворцом мира и жизни.

Удалить рекламу

Реклама

Энки в

Атрахасис

Аккадско-вавилонская история Атрахасис (ок. 17 век до н.э.) дает другую версию сотворения мира, но, тем не менее, Энки играет ключевую роль. В этой истории старшие боги живут жизнью досуга и удовольствия, заставляя младших богов выполнять всю работу по поддержанию творения. У младших богов нет времени на отдых, потому что всегда так много дел, и поэтому Энки предлагает им создать меньших существ, которые будут с ними работать.

Они понятия не имеют, из чего сделать этих новых существ, пока один из богов, Ве-ллу (также ллавела), добровольно не приносит себя в жертву и не погибает. Его плоть, кровь и разум замешиваются в глину богиней-матерью Нинхурсаг, из которой она создает семь мужских и семь женских человеческих существ. Эти четырнадцать новых существ исключительно плодовиты, и вскоре на земле появляются сотни, а затем и тысячи людей, выполняющих работу, которой когда-то занимались младшие боги.

Поначалу эти люди — именно то, на что надеялись боги, но по мере того, как их становится больше, они становятся все более и более громкими и доставляют все больше и больше проблем. Их постоянный шум и трудности тревожат сон Энлиля, царя богов, и отвлекают его как от повседневных дел, так и от отдыха, поэтому он решает сократить население серией эпидемий. Он насылает засуху, потом мор, потом голод и, каждый раз, люди взывают к своему богу-отцу Энки, тому, кто первым зачал их, и он помогает им, говоря, что они должны сделать, чтобы вернуть землю к равновесию. и производительность и их сообщества к полному здоровью.

Карта Шумера

П.Л. Кесслер (авторское право)

Энлиль расстроен, так как теперь людей стало даже больше, чем когда он впервые пытался избавиться от них. Он убеждает других богов позволить ему вызвать великий потоп, который уничтожит человечество, и он достаточно силен, чтобы заставить их всех согласиться. Энки признает жестокость и несправедливость этого плана, но не может удержать Энлиля, поэтому он отправляется на землю и находит честного человека, Атрахасиса, того, кто всегда был мудрым и добрым и благочестиво посвятил себя Энки. Энки шепчет ему построить ковчег и войти в него с двумя животными каждого вида.

Атрахасис завершает свою миссию как раз в тот момент, когда начинается наводнение. Люди взывают о помощи к богам, но помощь не предлагается. Нинхурсаг оплакивает людей и безутешна, и другие боги тоже скорбят, но никто не может остановить потоп. Энлиль понимает, что этот потоп, возможно, был не самой лучшей идеей, но теперь уже слишком поздно; все на земле мертвы.

Воды потопа спадают, ковчег останавливается, и Энки шепчет Атрахасису, что пришло время открыть корабль и принести жертвы богам. Атрахасис так и делает, и сладкий запах его жертвы поднимается к небу, откуда Энлиль смотрит вниз и видит, что кто-то выжил. Он мгновенно понимает, что за этим стоит Энки, и, хотя он только что сожалел о содеянном, сосредоточивает на нем всю свою ярость.

Когда у Энки был выбор между служением воле богов или нуждам людей, он всегда выбирал человеческие интересы и всегда шел по пути сострадания, прощения и мудрости.

Энки, однако, объясняет себя и показывает, насколько хорош и добр человек Атрахасис, и направляет их всех на сладкое жертвоприношение. Боги довольны и спускаются на землю, чтобы съесть жертву, и тогда Энки предлагает новый план: боги создадут менее плодовитых существ: младенцы будут унесены демонами, женщины будут страдать от выкидышей или будут бесплодны, другие женщины будут посвящены богам и остаются вечными девственницами.

Кроме того, людям не будет предоставлена ​​очень большая продолжительность жизни, и в то время, когда они будут жить, каждый день будет возможность умереть по разным причинам. Боги соглашаются на это предложение; Атрахасис, последний в своем роде, уносится в земли благословенных, и Нинхурсаг создает новых существ.

Энки как бог-обманщик

В обеих этих историях Энки действует в интересах общества, даже если оно не может этого оценить. В Энума Элиш он бросает вызов надеждам своей матери на убийство Апсу, но должен сделать это для общего блага, и в Атрахасис он спасает одного хорошего человека, чтобы вдохновить Энлиля дать человечеству второй шанс на жизнь. В большинстве других историй он показан таким же образом. В Брак Эрешкигаль и Нергала , например, он организует события так, что Нергал, бог войны, будет находиться в подземном мире шесть месяцев в году, тем самым предотвращая войны и раздоры в течение этого времени.

В Нисхождение Инанны он ухитряется спасти свою дочь (или племянницу) из подземного мира после того, как она была убита своей сестрой Эрешкигаль, послав двух умных демонов, чтобы обмануть Королеву Мертвых и заставить отдать им труп Инанны. Он показан в истории Инанна и Бог Мудрости как обладатель meh , законов и сил, связанных со всей жизнью и дарами цивилизации — владениями одних только богов, — которые он позволяет Инанне забрать. от него во время пьянки.

Несмотря на то, что он посылает за ней различные силы, чтобы снова захватить meh и вернуть их ему, кажется, что Инанна довольно легко сходит с рук со своими украденными сокровищами. В этом Энки предстает таким же, как и в других произведениях об Инанне: как отец дочери, который сделает для нее все, даже если это может показаться не самым мудрым или даже самым справедливым выбором в данных обстоятельствах.

В Нисхождение Инанны , в конце концов, Инанна создает свои собственные проблемы, и на самом деле Эрешкигаль подвергается несправедливости, и ей следует помочь. Однако, помогая Инанне, Энки восстанавливает баланс в мире и снова делает свой выбор, основываясь на благе многих. Когда он позволяет Инанне взять meh , он знает, что она передаст дары цивилизации человечеству, так же как он знает, что другие боги ожидают, что он сохранит их от человеческих рук.

Табличка о потопе из эпоса о Гильгамеше

Усама Шукир Мухаммед Амин (авторское право)

Как бог-обманщик, Энки раскрывает свою мудрость — и таким образом просвещает других — посредством действий, которые на первый взгляд могут не иметь смысла. Это тот случай, когда он позволяет себе напиться и дает Инанне meh , но также и в Эпосе о Гильгамеше , когда он соглашается на смерть Энкиду, лучшего друга героя Гильгамеша. Энкиду и Гильгамеш только что вернулись после очередного триумфа, когда Инанна (известная в истории как Иштар) пытается соблазнить героя, а Гильгамеш, перечислив многих других любовников, которые у нее были, которые встретили плохой конец, отказывается от нее.

Инанна посылает мужа своей сестры Эрешкигаль, Гугулана (небесного быка), чтобы разрушить царство Гильгамеша, и Энкиду убивает его. За то, что поднял руку на бога, Энкиду должен умереть. Энки соглашается на это, хотя и признает, что проблема возникла из-за Инанны, потому что люди не должны думать о себе так высоко, чтобы бросить вызов богам. Однако, что более важно, Энки понимает, что смерть Энкиду познакомит Гильгамеша с потерей, и это приведет его к исследованию смысла жизни, что сделает его более глубокой и полной личностью.

Даже в Энки и Нинхурсаг , где он соблазняет своих взрослых дочерей, потому что они напоминают ему его жену, Энки изображается сочувственно. Он наказан за свои проступки, в которых, как выясняется, он был виновен только из-за своей большой любви к Нинхурсаг и своего рода чар, под которые он попал из-за того, что скучал по ней. Его роль Бога-Обманщика очевидна в этом, поскольку его различные оплошности и грехи приводят к рождению божеств, благоприятствующих человечеству.

То же самое и в Энки и Нинмах , в котором Нинмах бросает ему вызов в игре, пока они пьют пиво, и Энки удается превзойти ее, создав существо, которое она ничего не может улучшить. Его озорство во всех этих рассказах свидетельствует о его мудрости и желании сделать все возможное для человечества.

Покровитель Эриду и поклонение

Энки как покровитель города или Эриду важен для его роли бога мудрости. Считалось, что Эриду был первым городом, созданным богами, которому в начале времен был дарован порядок и закон, а позже он был известен как «город первых королей». Основан с. 5400 г. до н.э. Эриду оставался важным религиозным центром на протяжении тысячелетий и служил в рассказах и легендах о «золотом веке» так же, как более поздние еврейские писатели цитировали Эдемский сад.

Во время раскопок в городе были обнаружены святилища Энки, построенные и перестроенные в одном и том же месте на протяжении тысячелетий. Даже после того, как богу широко поклонялись в других местах, он продолжал ассоциироваться с Эриду и абзу (также абсу ), подземными водами там. Энки поклонялись прежде всего в его храме, известном как Э-абзу (Дом Абзу) и Э-энгур-ра (Дом подземных вод).

Как и в случае со всеми другими важными месопотамскими богами и богинями, жрецы ухаживали за статуей бога, храмом-зиккуратом и храмовым комплексом, которые служили людям разными способами. Храмы богов были домами исцеления, консультационными центрами, распределительными центрами и святыми местами. Храмовых служб в том виде, в каком их можно было бы узнать в наши дни, не было, и люди в основном взаимодействовали с богами во время праздников, через общение с меньшими жрецами или дома через частные ритуалы.

В Эриду Энки руководил абзу, а также мистическими аспектами этого изначального болота, из которого, как считалось, возник город и жизнь.