Нормативы потребления электроэнергии и воды на общедомовые нужды в Московской области. Нормы на одн по воде


Что такое ОДН, их нормативы и расчет на воде

Плата за коммунальные услуги составляет значительную часть расходов любого семейного бюджета. Поэтому введение дополнительных платежей, в некотором случае, вызывает возмущение плательщиков, поскольку иногда коммунальные услуги оказываются низкого качества. В 2013 году в платежках граждан появилась плата за ОДН. Что это такое будет освещено ниже.

Понятие ОДН

Общедомовые нужды по расходу воды

Что такое ОДН? Фото № 1

В 2013 году Постановлением правительства под номером 314 в систему коммунальных платежей было введено понятие ОДН по воде. Эта аббревиатура растолковывается как общедомовые нужды по расходу воды.

Согласно вышеуказанному нормативному документу, общедомовые нужды потребления воды касаются ее использования не конкретными потребителями, а на обслуживание всего многоквартирного строения.

Разберемся что же такое ОДН.

Как известно, холодная и горячая вода поступает в многоквартирный дом, где по инженерным сетям распределяется между всеми потребителями. Но часть ее не доходит до жильцов в силу технологических или иных проблем.

Под технологическими проблемами подразумеваются потери вследствие различных протечек, промывки инженерных сетей при их диагностике и других процессах.

Под иными случаями подразумевается использование технологической воды на обслуживание самого многоэтажного строения (полив газонов, мытье лестничных площадок, использование для других нужд). Исходя из этого, в дом заходит определенная кубатура воды (максимальное значение) а до потребителей доходит меньшая часть.

Естественно, что коммунальные предприятия, которые поставляют воду, должны получать плату за всю воду.

Исходя из такого принципа, Правительство и ввело понятие ОДН. По сути это плата за ту воду, которая используется не для нужд конкретного потребителя, а для обслуживания многоквартирного дома.

Важно понимать, что стоимость воды в разных регионах не одинаковая, поэтому платежки за ОДН в разных населенных пунктах имеют не одинаковое значение.

Куда поступают средства, оплаченные за ОДН?

Куда идут средства по уплате ОДН

За что мы платим? Фото № 2

Естественно, что для многих плательщиков, которые получают коммунальные платежки, интересует вопрос, куда будут поступать оплаченные ими средства за использование водных ресурсов на общедомовые нужды.

Сначала рассмотрим составляющие данного платежа.

Как известно ОДН касается не только холодной, но и горячей воды.

Составляющие ОДН холодной воды следующие:

  • полив общедомовой территории;
  • использование водных ресурсов для мытья лестничных площадок, а также других мест общего пользования жителями;
  • технологическая потеря, например протечки инженерных сетей;
  • иные нужды на обслуживание многоквартирного дома.

Составляющие горячей воды:

  • промывка отопительной системы перед пуском горячей воды;
  • заполнение инженерных систем технологической горячей водой, для их диагностики;
  • устранение неполадок, при которых приходится сливать горячую воду, проводить ее стравливание.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, куда поступают платежи за ОДН. Это коммунальные предприятия, которые оказывают услуги по холодному и горячему водоснабжению. Они являются поставщиками таких коммунальных услуг, и соответственно обязаны получать оплату за них.

Важно запомнить, что в связи с тем, что общедомовые нужды на потребление воды отнесены к коммунальным услугам, то на них также распространяются нормы о предоставлении субсидий. 

Часто возникающие вопросы по расчету норм ОДН

Часто задаваемые вопросы

Ответы по оплате ОДН. Фото № 3

Несмотря на то, что данный тариф был задуман как плата за водные ресурсы, которые идут на нужды обслуживания многоквартирных домов, формируется он не прозрачно, поэтому многие коммунальные предприятия стараются завышать нормы потребления ОДН.

Рассмотрим часто возникающие вопросы. Первый касается схем расчетов. Существует несколько формул по расчету ОДН, однако не одна из них не совершенна и существует множество способов запутать потребителей.

Проще тем, у кого многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком холодной и горячей воды. Имея его, потребители коммунальных услуг всегда могут сопоставить, сколько воды зашло в дом, а также количество ее, потраченное всеми потребителями. Соответственно разница будет составлять сумму ОДН.

Те дома, которые не имеют общедомовых учетных приборов, будут платить за ОДН исходя из расчетов поставщиков коммунальных услуг. Формула для них следующая – Н = 0.09 х К / С.

Н – это значение ОДН на конкретный объект потребителя (то есть на один лицевой счет), 0.09 это стандартное число, применяющееся для всех расчетов, К – это общее количество граждан проживающих в доме, С – это общее значение всех жилых и нежилых помещений в конкретном многоквартирном доме.

Как видно из данной формулы, она не будет отражать точное показание использованной воды для обслуживания дома и его инженерных сетей.

Следующий вопрос касается оплаты за не предоставленные услуги. Например, бывают ситуации, когда в доме отсутствует вода по причине ремонтных работ на центральном водоводе, или других поломок, а полученная платежка содержит ОДН. Не нужно паниковать. Достаточно составить заявление в виде претензии в коммунальное предприятие поставляющее воду.

В нем указать с какого и по какое время не было воды, и потребовать сделать перерасчет, который проверить с помощью вышеуказанной формулы. Если такого перерасчета сделано не будет, значит можно обращаться в суд, и требовать сделать это принудительно.

Норматив ОДН предусматривает собой плату за воду (холодную и горячую) которая используется на обслуживание многоквартирного дома (полив, проверка инженерных сетей, и другие нужды).

О подходах при установке тарифов на ОДН вы можете узнать, посмотрев видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотрите также Телефоны для консультации 14 Сен 2017      kasjanenko         72       Поделитесь записью

pravozhil.com

что такое и как рассчитывается? Нормы ОДН

Когда приходят квитанции за квартиру, многие жильцы даже не читают все графы, за что они платят. А если и читают, то не понимают, что означают отдельные, встречающиеся там строки. Например, ОДН - что такое? В статье рассмотрим полезную информацию об этом вопросе.

одн что такое

ОДН - что такое сокращение обозначает?

Сокращение "ОДН", которое вы часто видите в своих квитанциях, расшифровывается как «общедомовые нужды». Дело в том, что для домов выделяется определенное количество ресурсов. Большая их часть расходится непосредственно по квартирам. Но есть и такие, которые направляются на содержание дома и его обслуживание, то есть ОДН.

Что такое сокращение обозначает, теперь понятно. Но из чего состоят общедомовые нужды?

ОДН за электричество

Общедомовые нужды распространяются на электричество. Каждый дом получает соответствующую энергию, которая подключена к сети и учитывается на вводе в здание, где установлен общедомовой прибор учета. Оттуда энергия направляется и внутрь квартир и в места общего пользования. Счетчик фиксирует полный объем электрической энергии, которая поступила в многоквартирный дом или МКД.

норматив одн

В сумму в квитанции входит не только работа лампочек освещения, установленных в подъездах, освещаться должны также чердаки и подвалы. Кроме того, данную электроэнергию потребляют и приборы, отвечающие за противопожарную автоматику, антенные усилители, насосы для подкачки воды, домофоны и т. п.

То есть речь идет обо всем оборудовании, благодаря которому обеспечиваются комфортные условия жизни людей, проживающих в доме. Как видите, при оплате ОДН энергия, которая затрачивается при функционировании электрического оборудования, предусмотренного в каждом МКД, учитывается.

Расчет энергетических затрат

По квартирам доля рассчитывается по-разному, согласно методу, который был утвержден постановлением правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», зарегистрированным под № 307. Израсходованная в квартирах энергия подлежит замерам приборами учета, установленными индивидуально. Если же счетчики отсутствуют, электроэнергия ОДН, норматив на которую устанавливается в зависимости от площади квартиры на каждого жильца, рассчитывается исходя из количества занимаемых метров.

Разница в показаниях счетчика по дому и сумма всего объема электрической энергии, потребленной в квартирах, которые были оборудованы соответствующими приборами, и являются электрической энергией, израсходованной на ОДН. Она высчитывается у всех собственников помещений, пропорционально потреблению в квартире. То есть чем больше энергии было потреблено, тем больше придется оплатить и за внутридомовую энергию.

одн на воду

Большой объем энергии: почему?

Чтобы объем электрической энергии, приходящийся на ОДН многоквартирного дома был небольшим, в процессе экономии должны участвовать все жильцы, так как вопрос касается каждого. Большие ОДН говорят о том, что электропроводка дома находится в печальном состоянии, поэтому общедомовой счетчик фиксирует множество потерянных киловатт. Ответственность за качество и надежность сетей несет та организация, которая их обслуживает. Если же такой организации нет, то отвечать за ее состояние должны сами жильцы.

На величину ОДН влияет и незаконное потребление электрической энергии. К примеру, если одного из жильцов отключили за неуплату долга, а он при этом подключился к коммуникации незаконно, то, при обнаружении этого факта, следует обратиться в обслуживающую организацию, чтобы ее специалисты приняли меры для ограничения неплательщику доступа к сетям.

Размер ОДН зависит также от того, установлены ли счетчики у жильцов. Если у кого-то их нет, то играет роль только норматив ОДН. Понятно, что он способен лишь дать приблизительную картину расходов. Более точными будут показания, снимаемые со счетчика.

После принятия закона «Об энергосбережении» потребители должны были самостоятельно установить счетчики, которые соответствуют определенным требованиям. Каждый собственник нес за это индивидуальную ответственность. Тем же кто не установил приборы своевременно, это сделали коммунальные службы в принудительном порядке, за что впоследствии сняли средства с собственника жилья.

Важно вовремя передавать цифры, которые показывает счетчик - ОДН начисляется, как вы уже поняли, именно в зависимости от его данных. электроэнергия одн норматив

Если сосед - злостный должник?

Оплата за электроэнергию производится в зависимости от показаний индивидуальных счетчиков, поэтому даже если отдельные жильцы не платят по своим счетам вовремя и не сдают показания индивидуальных приборов, расчеты производятся согласно средним нормативам. При расчете общедомовых нужд, показания соседа, вне зависимости от того, заплатил ли он или нет, будут вычтены.

Конечно, с такими жильцами должна проводиться отдельная кропотливая работа, чтобы взыскивать задолженности. Сначала их предупреждают о мерах, которые будут приняты, если не произведется оплата, а затем, либо ограничивают энергоснабжение, либо взыскивают долг в судебном порядке.

ОДН на воду

Помимо электрической энергии, в общедомовые нужды входят расходы на воду. Так, холодная вода идет на мытье лестничных клеток, полив палисадников, промывку сетей коммуникации. Нормы ОДН распространяются и в отношении потерь воды внутри дома.

счетчик одн

А ОДН на горячую воду включает в себя расходы, к примеру, при сбросе воды в стояке, когда производятся ремонтные работы батарей, опрессовка отопительной системы, технологический пролив и, так же как в случае с холодной водой, потеря в сетях, расположенных внутри дома.

Тепловая энергия уходит на отопление помещений, которые входят в состав имущества дома. Размер общедомовых нужд на воду, конечно, различается в зависимости от того, установлен ли соответствующий прибор общедомового учета.

Расчет с установленным счетчиком и без такового

Если в доме имеется общий счетчик, то вычисляется разница между объемом, показанным ОПУ, и суммой индивидуальных счетчиков, а также расходов по нормативам, если счетчики в отдельных квартирах не установлены. ОДН распределяется между собственниками, пропорционально площади их квартир. Поэтому ОДН для трехкомнатной квартиры будет больше, чем для однокомнатной.

Вода и электроэнергия с установленными счетчиками рассчитывается следующим образом. Общий объем равен разности показаний общедомового счетчика, объема всего ресурса в нежилых помещениях, объема всего ресурса в квартирах с установленными индивидуальными счетчиками и объема всего ресурса, рассчитанного по нормативам, умноженной на площадь квартиры, поделенной на площадь всех квартир.

Если же в доме общедомового прибора учета нет, то объем тепловой энергии, воды и электроэнергии считается по нормативам, умноженным на площадь общедомового имущества.

одн многоквартирного дома

Можно ли сократить сумму ОДН

Для того чтобы ОДН по электрической энергии уменьшилось, в первую очередь следует выявить несанкционированные подключения жильцов и арендаторов. Кроме того, очень важно поменять проводку, если она устарела. Ведь рассыхание, повреждения кабелей и скрутки очень сильно влияют на сопротивление системы, что ведет к потере электрической энергии. Ну, и конечно, не мешало бы установить светодиодное освещение ламп накаливания.

Для сокращения расчетов по водоснабжению, следует установить индивидуальные счетчики и вовремя предоставлять показания в управляющую компанию.

Относительно отопления, особенно при установке общедомового счетчика, важно провести мероприятия для герметизации швов межпанельных, поменять старые окна и осуществить теплоизоляцию труб, чтобы тепло не пропадало даром. Тогда потери тепла существенно уменьшатся. В то же время, когда становится чересчур жарко, жильцы открывают окна дома, и все тепло снова теряется. Чтобы избежать таких потерь, следует установить индивидуальный вентиль на радиатор дома. Лучше эту работу делать до начала отопительного сезона.

На величину ОДН также влияет достоверность сведений о площади общедомового имущества, квартир и количестве проживающих там людей. Понятно, что если на жилой площади зарегистрирован лишь один человек, а на самом деле живет гораздо больше, то и платить придется немало. Тем более, это касается случаев, если индивидуальные счетчики дома не установлены.

Используемые нежилые помещения

В настоящее время нередко прямо в жилых домах, на первых этажах и в подвальных помещениях располагаются офисы и магазины. Коммуникации у них могут быть незаконно подключены к общедомовым сетям. А значит, оплачивать затраченную ими электрическую энергию, придется жильцам дома. Чтобы избежать этого, следует выяснить с помощью управляющей компании, кто именно в таком случае оплачивает расходы на электоэнергию и избавиться от ненужных "нахлебников".

одн энергия

Заключение

Итак, мы рассмотрели ОДН: что такое сокращение означает, какими бывают общедомовые нужды, и как производятся расчеты. Из сказанного можно сделать вывод, что если жильцы станут сами следить за состоянием дома в целом, то будет обеспечиваться не только его благоустройство, но и расходы на общедомовые нужды существенно сократятся.

fb.ru

Расчет размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при наличии коллективного прибора учета (формула 11)

Расчет размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета холодного водоснабжения производится по формуле № 11 Новых правил: 

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды.

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в нежилых помещениях, определенный в соответствии с Новыми правилами;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), не оборудованных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире), оснащенных индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, определенный по показаниям таких приборов учета;

объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в жилых помещениях (квартире) или нежилых помещениях в многоквартирном доме, определенный в соответствии с Новыми правилами;

объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, за исключением помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.

Пример расчета размера объема холодного водоснабжения, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, расположенном в городе Барнауле Алтайского края, при наличии общедомового (коллективного) прибора учета.

Данные для расчета:

на многоквартирном доме установлен общедомовой (коллективный) прибор учета на холодное водоснабжение,

  • показания по общедомовому прибору учета на холодное водоснабжение за расчетный период (календарный месяц) составили 1500 кубических метров
  • объем холодного водоснабжения, потребленного в нежилых помещениях, составил100 кубических метров
  • объем холодного водоснабжения, потребленного в жилых помещения, не оборудованным индивидуальными приборами учет, составил 400 кубических метров
  • объем холодного водоснабжения, потребленного в жилых помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, составил 300 кубических метров
  • объем горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения в доме), потребленного в жилых и нежилых помещениях исходя из норматива потребления, показаний индивидуальных приборов учета при их наличии или расчетного объема в нежилых помещениях, составил 400 кубических метров
  • объем холодного водоснабжения, использованный при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствия централизованного теплоснабжения в многоквартирном доме), составил 100 кубических метров
  • общая площадь Вашего помещения составляет 60 квадратных метров
  • общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме составляет 6000 квадратных метров

Объем по холодному водоснабжению, предоставленному на общедомовые нужды для Вашего помещения, будет составлять: (1500 - 100 - 400 - 300 - 400 - 100) х 60/6000 = 2 кубических метра

Формула № 11

С помощью калькулятора Вы сможете рассчитать стоимость оплаты за холодное  водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды для Вашего помещения, за расчетный период по формуле № 11, если на доме установлен общедомовой (коллективный) прибор учета на холодное водоснабжение.

 

raschetgkh.ru

Нормативы потребления на общедомовые нужды (ОДН) в Московской области

На этой странице размещены нормативы потребления на общедомые нужды в отношении отопления, холодного и горячего водоснабжения и электроснабжения в Московской области. Нормативы ОДН на электроэнергию приведены во второй таблице, на воду - в третьей таблице.

 

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении отопления на общедомовые нужды (Гкал на 1 кв. м общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома)

 

Группы домов постройки до 1999 года

Нормативы потребления тепловой энергии на отопление

Группы домов постройки после 1999 года

Нормативы потребления тепловой энергии на отопление

1

2

3

4

1этажные

0,0456

1этажные

0,0169

2 этажные

0,0423

2-3 этажные

0,0142

3-4 этажные

0,0262

4-5 этажные

0,0122

5-9 этажные

0,0219

6-7 этажные

0,0114

10-13 этажные

0,0210

8 этажные

0,0108

14 этажные

0,0217

9 этажные

0,0108

15 этажные

0,0221

10-11 этажные

0,0101

16 этажные и более

 

0,0228

12 этажные и более

0,0098

 

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении электроснабжения на общедомовые нужды (кВт ч на 1 кв. метр площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)

 

Этажность многоквартирных домов

1-2

3-4

5

6-9

10-15

16 и выше

 

Группы оборудования

Нормативы потребления

Осветительные установки

0,57

1,21

1,39

1,54

1,87

2,99

Силовое оборудование лифтов*

 

 

 

1,19/1,32

1,06/1,50

1,27/1,58

Насосы и аппаратура управления насосами подачи холодной воды, относящиеся к общему имуществу МКД

 

0,25

0,45

0,4

0,45

0,57

 

Циркуляционные насосы горячего водоснабжения, относящиеся к общему имуществу МКД

 

0,22

0,22

0,18

0,16

0,18

Циркуляционные насосы отопления, относящиеся к общему имуществу МКД

0,09

0,13

0,13

0,10

0,09

0,10

Прочее оборудование

0,04

0,09

0,12

0,15

0,17

0,28

                 

*   первые значения - для лифтов грузоподъемностью 320 кг, вторые - 500 кг

 

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении холодного (горячего) водоснабжения на общедомовые нужды куб.м на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме)

 

Этажность многоквартирного жилого дома

Нормативы потребления

Этажность многоквартирного жилого дома

Нормативы потребления

Холодное

водоснабжение

Горячее

водоснабжение

Холодное

водоснабжение

Горячее

водоснабжение

1

2

3

4

5

6

1 этажные

0,0264

0,0198

9 этажные

0,0220

0,0124

2 этажные

0,0293

0,0202

10 этажные

0,0198

0,0110

3 этажные

0,0274

0,0178

11 этажные

0,0186

0,0102

4 этажные

0,0268

0,0170

12 этажные

0,0173

0,0095

5 этажные

0,0262

0,0161

13 этажные

0,0161

0,0087

6 этажные

0,0250

0,0150

14 этажные

0,0148

0,0080

7 этажные

0,0242

0,0141

15 этажные

0,0133

0,0072

8 этажные

0,0234

0,0134

16 этажные и выше

0,0119

0,0063

 

 Источник  - распоряжение министерства строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 31.08.2012 №28

www.energo-konsultant.ru

Общедомовые нужды вода что входит, норматив, оплата, отменили. Горячая вода на ОДН законно ли это и холодная вода, водоснабжение в ЖКХ

Общедомовые нужды водаПоявление понятия ОДН или общедомовые нужды, многих озадачило, так как сразу трудно понять, что это такое и как рассчитать ОДН на воду и коммунальные услуги по новым тарифам. Благодаря данной статье и этому сайту, можно найти ответы на часто задаваемые вопросы и понять, что к чему в новой квитанции на оплату услуг ЖКХ и как вести подсчеты, чтобы правильно делать оплату.

Представленные сведения будут актуальными в 2016, 2017, 2018 и другие года, так как данные для города Новосибирск, Москва, Омск, Московская область, Пермь, СПб, Челябинск, Калининград и других городов в России и Украине постоянно обновляются. Также стоит отметить тот факт, что новый закон не отменили, хоть некоторые СМИ и писали об этом, а вот цена действительно повышается на все услуги.

Что это такое ОДН по воде в ЖКХ

В многоквартирные жилые дома «приходят» коммунальные ресурсы, часть которых направляется в квартиры жильцов, а остальные расходуются на сам дом и общедомовое имущество, что называется ОДН в ЖКХ. В правительственном постановлении под номером 354 говориться о том, что каждый владелец квартиры должен оплачивать и потребляемые им и идущие на весь дом услуги, для чего используются формулы подсчета, о которых будет рассказано дальше в этой статье.

Что входит в общедомовые нужды по воде

Что входит в ОДН по холодной воде по закону? Сюда относится:— мойка лестничной площадки и чистка мусоропроводом с использованием воды;— полив газона, уход за палисадником;— мойка коммуникаций;— потери водосетей внутри дома.

Что входит в ОДН по холодной воде по 354 постановлению? Сюда относится:— сброс воды в стояках дома при ремонте батарей и системы отопления;— опрессовка отопительной системы после выполнения ремонтных работ;— подготовка к новому отопительному сезону, при которой горячая вода расходуется для технологического пролива;— потеря воды во внутридомовой сети.

Методика расчета ОДН по горячей и холодной воде в многоквартирном доме будет иметь поправку на используемые ОПУВ (общедомовые приборы учета воды). Вопрос о том, ставится один или на каждый подъезд, будет рассмотрен в дальнейшем.

Общедомовые нужды на горячее водоснабжение и холодная вода

Потребление горячей воды, как указывает правительственное постановление от 16 апреля 2013-го года под номером 344, и остальные затраты на воду будут входить в общий принцип расчета ресурсов на каждого потребителя.

Чаще всего, сделанные расчеты по ОДН на воду, будут распределены по каждому из лицевых счетов в доме с использованием принципа пропорциональности к площади. При этом, лицевой счет это квартира или нежилое помещение, так как все они будут внесены в затраты по всему дому.

Нормы ЖКХ по горячей и холодное воде, определяются для каждой области отдельно

Расчёт ОДН по воде при отсутствии общедомовых приборов учёта

Если говорить об общем случае, то для расчета используется следующая формула ОДН холодную и горячую воду:

Nодн = 0,09 х К/ Sои (кубический метр/квадратный метр в месяц)

Значение Nодн это норматив и по коммунальным услугам для льготников и тех, кто не имеет льготы по водоснабжению. Цифра 0,09 представляет собой расход водных ресурсов из расчета на 1 жильца, а значение К показывает число жильцов всего дома. Под параметром Sои понимается общее значение площади всех помещений в доме.

Еще одна формула ОДН:

Vодн = норматив * Sодн

В этом случае Vодн представляет собой значение объема по всем счетам, а под Sодн понимается только та площадь, которая внесена в общедомовое имущество, то есть речь идет о местах общего пользования. Полученное значение по второй формуле, требуется распределить по каждому жильцу, в том числе с учетом нежилых помещений, к примеру, магазинов имеющихся внутри жилого дома.

Расчёт ОДН по воде при наличии общедомовых квартирных приборов учёта

В этой ситуации применяется следующий подсчет:

Vодн = Vдом – Vсчет – Vнорм – Vвычет

Под значением Vодн, принято понимать объем по всем счетам для распределения по домовым потребностям, а Vдом это потребление по установленному на весь дом счетчику. Значение Vсчет рассчитывается, как сумма объемов по показателям каждого квартирного счетчика, а Vнорм это суммарные нормативы в тех случаях, где не имеется счетчика. Под значением Vвычет понимается такой вариант вычета, который связан с дополнительными услугами.

Водоотведение на общедомовые нужды

Если посмотреть на новый закон и его изменения, то можно понять, что наличие в жилом помещении приборов учета, приходится оплачивать меньше в сравнении с предшествующим периодом, так как сверх нормы оплата не подразумевается идти от владельца жилой недвижимости, а будет переходить на того, кто будет поставщиком услуги. Но есть исключение, связанной с поставщиком в лице компании, которая будет заниматься подобной деятельностью, и не будет давать разрешения на подобные льготы.

Расход и оплата за воду на общедомовые нужды

Водоснабжение имеет неоднозначные трактовки, что сказывается на формулах подсчета и конечном счете, выставляемом потребителю. Если говорить о новых правилах, введенных с 1 июня 2013-го года, то предлагается разница объема по индивидуальному отоплению и тому, который представлен со стороны поставщика, которая практически всех устраивает, хоть тут и требуется доработка законопроекта, так как в сегодняшнем варианты те, кто не имеет счетчика и жильцы многоквартирного дома, которым его установили, уравниваются в суммах платежей по отчислению за весь дом, а разница будет лишь в случае начисления на индивидуальное квартирное пользование.

Как не платить ОДН за воду легально и законно

Можно ли не платить по счета ЖКХ? Полностью оплата не может быть отменена, но есть возможность экономить, даже не имея льгот. Для начала, стоит исключить ошибки и накрутку счетчиков представителями управляющей компании, что легко сделать, предложив кандидатов на должность контролеров от всего дома, которых выбирают среди жильцов. Им дается право проверять снятые показания представителями УК и убедиться в том, что все значения соответствуют реальному потреблению, а последующие расчеты выполняются без ошибок. Не менее полезным нововведением, считается установка ОПУ, что дает наибольшую экономию для каждого жильца.

Общедомовые счетчики воды

Подобные водомеры будут востребованными в случае, когда ТСЖ или УК будет заниматься расчетами по всем жильцам. Общедомовой счетчик воды правила установки имеет определенные и стоимость такой работы, а при его отсутствии могут учитываться новые нормативы потребления.

Кто оплачивает установку? За чей счет будет проводиться монтаж? В этом случае, деньги оплачивают собственники жилья, так как только в их интересах начать меньше платить за услуги ЖКХ. Примечательно, что подобные установки в состоянии определять все виды утечек и отнимать их от общего значения, что дает реальные цифры расхода, которые нужно оплатить, а остальные потери жильцы дома оплачивать не будут, но это делают все, кто не поставил счетчик на весь дом.

odnlab.com

Нормы о «водоотведении на ОДН»

На сайте АКАТО неоднократно публиковались статьи, посвященные коммунальной услуге «водоотведение» на общедомовые нужды (далее — ОДН). Напомним — серьезные споры между исполнителями коммунальных услуг (далее — ИКУ) и ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО) начались после того, как Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее — Правила 354) и в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (далее — Правила 306). 23 декабря 2015 года Президиум Верховного суда РФ наконец-то поставил точку в спорах между ИКУ и РСО, утвердив «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)», в котором указал, что в отсутствие общедомового прибора сточных вод оснований для предъявления к оплате исполнителям коммунальных услуг в пользу РСО платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имеется. Однако, Минстрой России не смирился с таким положением дел и подготовил проект Постановления Правительства РФ, предусматривающий, в числе прочего, внесение изменений в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее — Правила 124) в части расчета объема водоотведения. Указанный проект был одобрен Правительством РФ и принят в виде Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603.

В настоящей статье рассмотрены несколько периодов, в течение которых действовали различные нормы, регламентирующие порядок расчета объема «водоотведения на ОДН», подлежащего оплате от ИКУ в пользу РСО.

 

Период с 01 июня 2013 года до 30 июня 2016 года

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2013 №344 с 27.04.2013 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2013 года. Таким образом, с 01 июня 2013 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Для РСО, предоставляющих коммунальный ресурс по отведению сточных вод, сложившаяся ситуация означала лишь снижение доходов, без какого-либо снижения расходной части бюджета, при этом не производилось никаких технических преобразований, каких-либо работ, не было оснований для изменения численности персонала и т.п. Правительство РФ практически просто ликвидировало одну из статей доходов РСО, ничем эту потерю не компенсируя. С целью недопущения возникающих выпадающих доходов (убытков), ряд РСО решили продолжить выставлять ИКУ счета на оплату общедомового водоотведения в МКД, оборудованных общедомовыми приборами учета (далее — ОПУ) ГВС и ХВС, но не оборудованным ОПУ водоотведения, в объеме, равном сумме объемов потребления ГВС и ХВС, определенных по показаниям соответствующих ОПУ, ссылаясь при этом на положения Федерального закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (далее — закон 416-ФЗ). При этом по домам, не оборудованным ОПУ ГВС и ХВС, РСО ничего не оставалось делать, как прекратить выставлять к оплате «водоотведение на ОДН» — норматив был отменен, а придумать какое-либо хотя бы отдаленно правдоподобное обоснование предъявлять к оплате ИКУ несуществующую услугу, у РСО не получалось. По домам, оборудованным ОПУ водоотведения (а, например, автору статьи такие дома на практике не встречались) расчет велся по этим приборам, и вопросов ни у кого не возникало.

Очевидно, что попытки РСО не допустить убытков в виде прекращения поступления денежных средств в счет оплаты «водоотведения на ОДН» приводили к возникновению аналогичных убытков у ИКУ — ведь предъявления «водоотведения на ОДН» к оплате потребителям коммунальных услуг закон теперь не предусматривал, а оплату коммунальных ресурсов на предоставление этой несуществующей коммунальной услуги РСО требовали. И по всей России начались судебные разбирательства по вопросу, существует или нет «водоотведение на ОДН». Единообразие судебной практики было достигнуто лишь полтора года спустя после начала таких споров — в декабре 2015 года Верховный суд РФ принял несколько судебных постановлений, которыми установил, что «водоотведения на ОДН» не существует, и такая услуга оплате не подлежит ни в пользу ИКУ, ни в пользу РСО.

Стоит отметить, что Минстрой России первоначально письмом от 10.04.2014 № 5942-МС/04 поддержал РСО, требовавших с ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», впоследствии изменил свое мнение, указав письмом от 23.12.2014 № 25364-ОГ/04, что плата за «водоотведение на ОДН» в домах, не оборудованных ОПУ водоотведения, равна нулю. Однако, если апрельское письмо Минстроя многие суды приняли в качестве доказательства наличия обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН», поскольку на тот момент единообразная судебная практика еще не сложилась и разъяснения Минстроя России являлись чуть ли не единственной внятной позицией федеральных органов государственной власти, то декабрьское письмо Минстроя уже не принималось судами с таким воодушевлением, так письма Минстроя нормативными актами не являются, а сложившаяся к декабрю судебная практика позволяла аргументировать позицию об обязанности ИКУ оплачивать «водоотведение на ОДН».

И только в 2015 году ситуация переломилась — суды по всё большему количеству дел стали устанавливать отсутствие «водоотведения на ОДН» и отсутствие оснований для предъявления такого коммунального ресурса к оплате ИКУ со стороны РСО, а в декабре 2015 года Президиум ВС РФ утвердил указанную позицию в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)».

Таким образом, в период с 01.06.2013 по 30.06.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.

 

Период с 01 июля по 31 декабря 2016 года

После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2016 года острота вопроса стала спадать.

Однако уже 29 июня 2016 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».

Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.

Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».

Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:

Правительством РФ принято Постановление от 28.03.2012 № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает: «2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:…б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает: «4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».

Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.

Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от 30.05.2014 № ВАС-6046/14 («Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)») и с Определением ВС РФ от 25.08.2015 по делу № 307-ЭС15-8761 («В силу пункта 13 Правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту»).

Исходя из сказанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ИКУ в пользу РСО, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами 354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.

Приведенная позиция подтверждается и «свежими» судебными постановлениями — например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2017 по делу № А42-7455/2016 установлено:

«В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.

Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил № 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.

Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил № 354.

Принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, законных оснований для начисления … платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд не имелось. При таких обстоятельствах вывод судов о том, что расчет требований по услуге водоотведения является правильным, нельзя признать обоснованным…

Ссылка судов на Постановление № 603 является несостоятельной, поскольку внесение изменений в Правила № 124 не привело к изменениям в Правилах № 354, которые в спорный период регулировали отношения сторон. Кроме того, до внесения изменений в подпункт «в» пункта 21 Правил № 124 приведенная в данной норме формула применялась не полностью, так как значение объемов водоотведения на общедомовые нужды не определялось (равнялись нулю)».

Таким образом, в период с 01.07.2016 по 31.12.2016 предъявление к оплате «водоотведения на ОДН» не основано на законе.

 

Период с 01 января по 31 мая 2017 года

01.01.2017 вступили в силу поправки, внесенные в ЖК РФ Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ (далее — Закон 176-ФЗ), в части включения стоимости коммунальных услуг на ОДН в состав платы за содержание жилья. Кроме того, 1 января 2017 года вступили в силу соответствующие поправки в ряд Постановлений Правительства РФ, внесенные ПП РФ от 26.12.2016 № 1498. Примечательно, что поправка, ранее внесенная ПП РФ от 29.06.2016 № 603 в подпункт «в» пункта 21 Правил 124, Постановлением 1498 была из указанной нормы исключена, то есть Правительство РФ таким образом фактически признало ошибочность внесенного ранее изменения.

Согласно новым поправкам с 01.01.2017 в состав содержания жилья включено, в числе прочего, «отведение сточных вод в целях содержания общего имущества» (именно эта составляющая ранее называлась «водоотведение на ОДН») и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного «отведения сточных вод», подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу РСО.

Необходимо обратить внимание, что пункты 2–3 ПП РФ от 26.12.2016 № 1498 устанавливают:

«2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации: … не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

3. До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды».

Исходя из приведенных положений, объем «водоотведения на ОДН», подлежащий оплате ИКУ в пользу РСО, должен с начала 2017 года рассчитываться по нормативу, действующему по состоянию на 01.11.2016, а установление такого норматива не предусматривалось, то есть было равно нулю. Следовательно, с 01.01.2017 как и в предыдущие периоды, предъявление к оплате ИКУ в пользу РСО стоимости «водоотведения на ОДН» не предусмотрено.

Однако, необходимо учесть, что такое положение действует только до момента утверждения субъектом РФ норматива потребления отведения сточных вод в целях содержания общего имущества, но не позднее 1 июня 2017 года.

 

Период с 01 июня 2017 года

01.06.2017 вступило в силу еще одно изменение, внесенное в пункт 21 Правил 124 — указанная норма дополнена подпунктом «в.4», который устанавливает:

«21. При установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21.1 настоящих Правил, учитывается следующее:

в.4) объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле:

VСТ = VХВС + VГВС

, где:

VСТ — объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения;

VХВС — объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом;

VГВС — объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом».

Таким образом, с 1 июня 2017 года ИКУ обязаны вносить в РСО оплату отведения сточных вод в объеме, равном сумме поступающих в МКД объемов ХВС и ГВС. Можно сказать, что «эпопея» с «водоотведением на ОДН» подошла к завершению, и завершается она победой ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минстроя России — с 01.06.2017 «водоотведение на ОДН» подлежит оплате в пользу РСО лицом, управляющим МКД.

acato.ru


Смотрите также

">