Урок "О воде ". Урок чистой воды


Методическая разработка Урок чистой воды (8 класс)

Тема урока :«Экологические проблемы внутренних вод России».

Урок : «Урок чистой воды»

Форма урока: Урок-знакомство с применением ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

Цель: Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.

Задачи:

Обучающие:

Формировать знания учащихся о водных ресурсах России, области, своей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.

Развивающие:

Развитие экологического и логического мышления, внимательности, деловой активности на уроке.

Воспитательные

  1. Воспитание экологической грамотности и культуры учащихся.

  2. Прививать любовь к предметам естественнонаучного цикла через нестандартные формы уроков.

Эпиграф к уроку

Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навекиСтуденая и вкусная вода                                        В. Огнецвет.

«Человек, запомни навсегда!Символ жизни на земле – вода!Экономь её и береги –Мы ведь на планете не одни!

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она – сама жизнь». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

План урока

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

  2. Вступительное слово учителя. Вода- это источник жизни и всего живого. Она играет огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле. Воды на Земле много, но пригодной для использования человеком, то есть пресной воды всего лишь 0,6% от общего количества воды. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. Важность этой проблемы была подчеркнута на Форуме чистой воды, который состоялся 24 ноября этого года в Москве.

  3. Просмотр видеофильма «Водные богатства России» и его обсуждение. Для обсуждения видеофильма учащимся предлагаются вопросы.

Задание. Просмотри внимательно фильм и ответь на вопросы.

    1. Сколько % воды находится в организме человека

    2. Сколько времени человек может прожить без воды?

    3. В каких трех состояниях в природе находится вода?

    4. Как распределяется состав воды на Земле?

    5. Каким образом происходит загрязнение воды?

    6. Перечислите крупнейшие реки России

    7. О каком озере идет речь в фильме?

    8. О какой Государственно программе идет речь в фильме?

    9. Кто из выдающихся политических деятелей выступает в фильме?

  1. Сообщение учителя географии. Водные ресурсы России и их состояние.

Учитель – Без воды нет жизни. Биологи утверждают, что человек не может прожить без воды более 8 дней.

Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше. Самые крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и все они находятся в экологической опасности. А почему? Да потому, что его величество Человек все больше и больше оказывает антропогенное воздействие на природу рек. На реках построены каскады ГЭС, которые вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня воды в реках и как следствие их помутнение, что приводит к гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так же использование человеком неисправных транспортных судов так же приводит к гибели животного и растительного мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным содержанием органических веществ и пониженным – кислорода, что зимой приводит к заморам рыбы. Поэтому цвет воды имеет оранжево-коричневую окраску. Наибольшая концентрация органических веществ наблюдается весной и летом, когда талые воды приносят их из болот, особенно рек Волга и Обь.

Основными загрязняющими веществами являются нефть и нефтепродукты, фенолы, соединения азота, пестициды, некоторые тяжелые металлы и другие вещества. Среднее содержание нефтепродуктов в воде рек превышает предельно допустимые концентрации в 9 – 19 раз, а фенолов – 2 – 7 раз.

  1. Сообщение учителя информатики. Презентация Озеро Байкал.

Перед демонстрацией презентации выдержка из стихотворения о Байкале

Лесистых гор полуовалы,Касанье голубых лекал,И скалы, срезанные валом,И небо, павшее в Байкал,И сам он – величав и вечен,В гранитной раме вырезной,И весь – до донышка – просвечен,И весь – до капельки – родной,И Ангары полет строптивый,И ветра крик, и гул турбин,И птицы-сосны над обрывом,И дикий ветер баргузин – Все это, без чего не в силахБыть далью даль и ширью ширь,И ты немыслима, Россия,И ты немыслима, Сибирь.

  1. Практическая работа учащихся с картой. Обозначить на контурной карте самые крупные реки России (Волга, Лена, Амур, Енисей, Обь)

  2. Сообщение учителя географии реках России и малых реках нашей местности, их экологическом состоянии.

Ребята! Вы просмотрели презентацию о Байкале – уникальном водоеме. Он вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды. Если бы все реки земли стали впадать в Байкал, то заполняли бы его в течение целого года. Протяженность его 636 км, ширина от 25 до 80 км, площадь 31500 км2. В Байкал впадает 336 рек, из них самая большая Селенга, а вытекает одна Ангара. Поэт Михаил Сток так писал о её красоте:

Я – царица сверкающих вод,

Я – красавица дикого края;

Мчатся воды мои все вперед,

Быстро к северу, гордо сияя.

Меж холмов и утесистых скал,

То, блистая, то грозно темнея

Мчусь оттуда, где бьется Байкал,

До широкой волны Енисея.

Перед выступлением учителем учащимся предлагается назвать малые реки своей местности. Учитель предлагает презентацию исследовательской работы учащихся 8- классов «Исследование речки Громовская».

ВЫВОД:

Человек находится в постоянном взаимодействии с природой. Всё, что необходимо для жизни - вода. Воздух, пища он получает из окружающей среды.

Вода очень полезна для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений. Но только чистая вода!

Раньше в природе живые обитатели рек, озёр и морей сами справлялись с очисткой воды. Теперь вода становится всё грязнее и грязнее. Грязная вода приносит много вреда. Воду нужно беречь. Не допускать, чтобы в реки поступали бытовые отходы из жилых помещений. Помимо этого реки загрязняется населением.

Дно рек загрязняется стеклом, металлоломом. Берега рек засорены: пластмассовыми бутылками, целлофаном. Купаться в таких реках становится невозможно.

Основной задачей сохранения природного комплекса малых рек нашего края, на мой взгляд, является следующее:

- Необходимость в проведении очистки дна водоёмов с целью удаления бытовых отходов, стекла, металла.

- Привести в порядок прибрежную зону рек, оборудовать пляжи.

Бережное отношение к окружающей среде. Умелое использование, сохранение водных ресурсов является составной частью экологической безопасности жителей наших сел и деревень .

Физкульт минутка

  1. Демонстрация эксперимента. Проводит учитель химии. (учитель географии демонстрирует слайды к чему приводит загрязнение водоемов нефтью)

  1. Куда делись чернила? В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно. Мы продемонстрировали вам один из способов очистки воды.

  2. Учитель химии демонстрирует загрязнение воды нефтью.

Живая рыбкаВырежем из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. На поверхность воды положим рыбку воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

После этого занимательного опыта учитель демонстрирует растекание нефти по поверхности воды, обращая внимание учащихся на то, что нефтью покрывается большая часть поверхности воды. Указывая на опасность загрязнения нефтью поверхности вод океанов и морей, учитель опускает в нефть птичье перо и учащиеся видят, что оно склеилось. Такая птица долго не проживет!

Вода – источник всего живого на Земле.

Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

9. Беседа с учащимися по обсуждению плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

10.Рефлексия:

к уроку2.bmp

ЧюЛоФеЧиК.jpg

Как много интересного, удивительного и полезного мы узнали о воде.

А ведь о воде говорили и великие люди.

  • "Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.

  • " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты -сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", - написал Антуан де Сент - Экзюпери.

Верим, что наш урок «УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ» пойдёт на пользу каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде.

Памятка

Берегите воду!

  1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).

  2. Своевременно ремонтируйте краны.

  3. Не засоряйте водоёмы.

  4. Не оставляйте мусор на берегу рек и др. водоемов.

  1. Домашнее задание.

infourok.ru

Урок "О воде "

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Табачновская средняя общеобразовательная школа» Бахчисарайского района

Республики Крым

Конспект внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию

для учащихся основной школы

Тема: « БЫТЬ ЧИСТОЙ ВОДЕ».

Разработчик:

Верещагина Нина Васильевна,

учитель биолгии

МКОУ « ТабачновскаяСОШ »

С.Табачное

2015год

Внеклассное мероприятие.

« Быть чистой воде»

  1. Цель : 

- донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;

- побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.Задачи:

- расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.

- раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.

- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

- разработать план мероприятий по оздоровлению экологической водной среды своей местности.

Содержательные линии мероприятия

  1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.

  2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.

  3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.

  4. Примеры экологических мероприятий, направленных на сохранение чистой воды.

  5. Значение воды в жизни человека.

  6. Форма проведения: праздник.

Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, метод игры.

Возраст детей: 8- 14лет.

Условия для проведения: актовый зал. Мероприятие рассчитано но 1,5 часа.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг о водных объектах, презентация «Ее величество - вода», плакаты о воде: «Берегите воду!», костюм для героя праздника «Вода», экологические знаки «Правила поведения в природе», символичные подарки для присутствующих.

Подготовительный период: опережающие задания (учащиеся разучивают стихи, пословицы, интересные факты о воде, загадки, рисунки, план охраны водных ресурсов для мероприятия ;учитель выставку книг о водных объектах, плакаты, блокноты-подарки и презентацию «Ее величество - вода».

Ход мероприятия:

  1. Вводное слово, постановка темы, целей мероприятия 

  2. Просмотр фильма о воде «Вода России»

  3. Чтение стихотворений, загадки, пословицы о воде

  4. Обсуждение современного состояния экологической обстановки в нашем селе Табачное.

  5. Постановка проблемных вопросов и ситуаций

  6. Информация о проекте ВПП «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Чистая вода», ставшем основой государственной программы «Чистая вода»;

  7. Заключительное слово, подведение итогов

  8. Просмотр видеофильма «Загрязняя воду – мы убиваем себя!»

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Просмотр отрывка фильма о воде..№ 1

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и учителя!

Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Я прочитаю стихотворение, и вы поймёте о чём пойдёт речь на нашем мероприятии.

В природе путешествует вода, она не исчезает НИКОГДА:

То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким равнинам,

Вдруг в небо взовьется, дождями прольется,

Нас окружает везде и всегда, это волшебница, чудо-ВОДА!

Учитель. Сегодня мы поговорим о воде ,ее значении и свойствах. Оказывается, вода находится в опасности. Почему? Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает. Нет ничего более драгоценного, чем чудесная, самая обыкновенная чистая вода. Обратите внимание на эпиграф к уроку.

« Вода, у тебя нет ни вкуса,

ни цвета, ни запаха,

тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое.

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:

ты – сама жизнь…»

( Антуан де Сент-Экзюпери)

Выскажите свое мнение ребята об этом высказывании.

Учитель. Ребята 22 марта – Всемирный день водных ресурсов. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.

Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?

Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?

Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?

Учитель. На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе нашего мероприятия.

Учитель. Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубой краски. А голубым цветом на карте обозначают воду. Русский писатель С.А.Аксаков, автор замечательной сказки «Аленький цветочек», сказал однажды: «Вода – краса природы». Писатель прав. Эту красу мы видим повсюду: и в тихой речке, и в голубом озере, и в синем море – во всем, что связано с водой в природе. Эта красота видна и на детских рисунках. Она таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Ребята ,а что вы знаете о воде?

Учащиеся читают стихи.

Ученик 1: Что такое вода? Это струйка из крана,

Это волны и шторм на морях-океанах.

В запотевшей бутылке напиток в руке,

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Ученик 2: Самодержавная царица,

Для всех бесценная всегда,

Ты не сравнимая с жар-птицей

Её величество – вода!

Ученик 3:

Ласкаешь берега волнами,

Даруешь жизнь всем существам.

Из туч ты поливаешь нас слезами,

Но слезы те – отрада нам.

Ученик 4:

Ты землю влагой насыщаешь,

По морю гонишь корабли,

Но вот когда ты зла бываешь –

Сметаешь все с лица земли!

Ученик 5:

Вода! Тебе мы посвящаем

Стихи и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была.

Ученик 6 :

Чтоб реки были полноводны,

И мирно бы текли всегда,

Была б прозрачна в них вода.

Чтобы дождем нас поливала

Ты с чистых голубых небес,

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс!

Ученик 7: Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Вместе:

Тебе, Вода, поем мы славу,

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда!

Её Высочество – ВОДА!

Учитель: Спасибо, ребята. Действительно важность воды преувеличить никак нельзя. Ведь в любом ее состоянии можно найти полезность. Хорошо, что вы это знаете , но сегодня мы попробуем разобраться в том, зачем вода человеку?

Учитель: предлагаю конкурс “Вода – источник жизни”

Задание: в своём мини-рассказе дать ответ на вопрос - для чего нужна вода человеку?

Ученик 1. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Организм человека, его кровь, мозг, ткани тела больше чем наполовину состоят из воды. Если посмотреть на карту мира, больше на ней голубого цвета. А голубым цветом на картах обозначают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем!Ученик 2. Каждый из нас выпивает 2-4 литра воды в сутки. Но большая часть воды поступает в наш организм с пищей. Например, для производства 1кг говядины требуется около 100000 литров воды, а 1 кг пшеницы “обходится” в 1500 литров (смотреть данные таблицы) Таким образом, исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство.

Ученик 3. Взрослый человек на 64 % (по массе) состоит из воды , ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце.

Ученик 4 .Чтобы принять душ, помыть посуду, постирать одежду человек использует 300 литров воды в сутки.

Ученик 5. Организм человека не только потребляет воду, но ещё и выводит, поэтому необходимо постоянно восстанавливать баланс воды в организме. В сутки человек теряет 2-2,5 литров воды. Только при дыхании человек теряет в среднем более 300 грамм воды. Человек очень остро ощущает изменение содержания воды в своём организме. При потере воды в количестве 2% - появляется чувство жажды, 6-8% - полуобморочное состояние, 10% - галлюцинации, нарушение глотания, 10-20% опасно для жизни. Таким образом, иметь необходимое количество чистой питьевой воды – обязательное условие жизни человека.

Ученик 6. Я хочу рассказать о функциях воды в нашем организме.

  1. Регулирует температуру тела.

  2. Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.

  3. Помогает преобразовывать пищу в энергию.

  4. Помогает усваиваться питательным веществам.

  5. Защищает жизненно важные органы.

  6. Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.

Ученик7. Вода – добрый друг и помощник человека! Она создает большие удобства: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек и морей. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожайность полей и садов.

Учитель .Меня радует то, что вы много знаете о значении воды для человека. Молодцы!

Учитель. Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в то же время таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде. Послушаем о значении воды на планете Земля из уст ученых.(Ребята 6 класса с табличками на груди: физик, географ, метеоролог, геолог, биолог, эколог ,специалист МЧС.)

Учитель. Для жизни на Земле живым организмам необходима энергия. Откуда она появляется?

Ученик (физик): Вода - это источник разнообразной энергии на нашей планете. Первый вид энергии поставляемый водой-это тепловая энергия подземных вод-гейзеров и горячих источников.

Учитель: Значение пословицы «Вода камень точит» и роль воды в формировании облика Земли нам объяснит специалист - географ.

Ученик(географ): Воды текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. Водопады тоже совершают работу. Это - вода падающая с высоты. Вода разрушает скалы, и водопад каждый год отступает. В горах вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. Иногда зимой замерзает вода в водопроводных трубах, и тогда трубы лопаются.

Учитель. Молодец!. Нам хотелось бы узнать еще о том, как вода влияет на климат Земли. По этому вопросу нас проконсультирует специалист в области климата и погоды Земли – метеоролог.

Ученик (метеоролог). В морях и океанах имеются теплые и холодные течения. Это большие массы воды, имеющие определенную температуру и передвигающиеся в определенном направлении. Различают тёплые и холодные течения. Теплые течения можно сравнить с трубами водяного отопления. Они подводят тепло к хранителю теплоты - морю. Морской ветер относит тепло моря к материку. Вместо тёплых течений для нагрева одного сантиметра береговой линии пришлось бы сжигать несколько сот тонн каменного угля. Холодные же течения наоборот несут холод к материку. Так морские течения влияют на климат Земли.

Самые известные теплые течения это-Гольфстрим, Куросио, а холодное-Ойясио.

Кроме океанических течений на климат Земли оказывают влияние снежное и ледяное покрывало. Снег защищает почву, посевы от мороза. Между снежинками заключён воздух. Воздух не пропускает тепло. Снег же содержит до 85% воздуха.

Учитель: Какие еще замечательные секреты таит в себе вода? Что в ней содержится? Об этом нам расскажет геолог.

Ученик (Геолог) В состав вод Мирового океана входит много солей, минералов и все химические элементы. Подсчитано, что «золотой фонд» Мирового океана составляет около 8 миллионов тонн. В будущем так будут получать необходимое полезное сырье. В настоящее время добывается соль из морской воды. Например, в 1 литре воды из Мёртвого моря содержится 200 грамм калийной соли. Эта соль является ценным удобрением для растений. В основном из морской воды добывают калийную, поваренную, горькие соли, соли брома и йод.

 Учитель: О влиянии воды на живые организмы, о жизни в водной среде расскажет специалист- биолог.

Ученик (Биолог): В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 64% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85-90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей.

 Учитель: Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Какая вода является лечебной, об этом нам расскажет специалист-медик.

Ученик (Медик): Вода может быть лечебной, минерализованной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.

Учитель. Вода может быть верным другом, а может быть грозным природным явлением или даже стихийным бедствием. Подробнее об этом нам расскажет специалист МЧС.

Ученик (Специалист МЧС) Все знают, что нужно соблюдать осторожность при купании в реках, озерах и морях. Но не все знают, что помимо этого существуют и другие опасности в окружающей природе с участием водной стихии. Это ливневые дожди, наводнения, оползни, сели, цунами, снежные лавины. Люди должны знать об этих природных бедствиях, которые угрожают всему живому и в том числе человеку. Многие из этих бедствий не возможно предупредить заранее и поэтому важно знать, где они происходят, что лучше к ним подготовится и снизить отрицательные последствия.

Учитель: Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Возникла необходимость в охране природы. Об этом нам расскажет специалист –эколог.

Ученик(Эколог): Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Загрязнение воды несет гибель всему живому. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

Учитель. Спасибо за полезную информацию.

Фрагмент видео. «Цивилизация воды.» №2

Учитель. Водная стихия – прекрасная, неповторимая, манящая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. По- разному отразили художники, скульпторы, писатели и поэты водную стихию в своих произведениях. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Картины о воде

И. Айвазовский «Среди волн»

И. Левитан «Свежий ветер. Волга»

К. Коровин. «Венеция»

В. Поленов. Заросший пруд.

В. Стожаров «Псков. Кремль.»

Архитектура.

Большой каскад. Петергоф. г. Санкт-Петербург

Архитектурное решение и скульптурное оформление Большого каскада подчинены четкому замыслу - показать утверждение морской мощи России. 64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, и многих других декоративных деталей ставят Большой каскад в число самых крупных фонтанных сооружений мира.

Л. Бернини. Фонтан четырёх рек.

• Фонтан символизирует силу и мощь Италии. Композиция составлена весьма оригинально. Это четверка самых больших рек мира с каждого континента.

Европа – это Дунай, Азия – Ганг, Африка – Нил, Америка – Ла-Плата.

Музей воды (Г. С. – Петербург)

Экспонаты, макеты и мультимедийные экспозиции музея воды рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения Санкт-Петербурга, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов. В музее посетители узнают много нового о важнейшем веществе в природе — Воде, в которой зародилась жизнь. Взаимоотношения человека и воды представлены на примере развития системы водоснабжения Санкт- Петербурга.

Вода воспета в стихах и песнях.

Учитель. Назовите те, которые вы знаете?

Ответы учащихся.

Учитель. Сейчас,мы проведем конкурс загадок о воде. Отгадав загадки, вы ответите на вопрос, в каких агрегатных состояниях и какие же формы может принять вода?

Без крыльев - летит,

Без ног - бежит,

Без паруса - плывет. (Облако)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападет -

Этот бархат опадет. (Иней)

  

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось -

С неба на землю свалилось. (Снег)

 

Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь - вода в руке. (Снежинки)

Ученик.  Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве. На высоких горах, в Арктике, Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Это вода в твердом состоянии. Лед можно видеть у нас на реках и озерах. Много воды в атмосфере: это облака, туман, пар, дождь, снег. На поверхности суши находится далеко не вся вода, имеющаяся на Земле. И твердый лед, и легкий, как газ, пар – тоже вода. Таково ее свойство: она бывает жидкой, твердой и газообразной.

Учитель. Вот сколько разных форм может принять вода. А скажите мне, какая бывает вода? Я немножко подскажу, а вы продолжите.

Колодезная...

Учащиеся. Морская, речная, озерная, ключевая, мёртвая, живая, газированная, минеральная, питьевая, индустриальная, водопроводная, дождевая, болотная, талая, сточная, проточная, чистая, грязная…

Учитель. Молодцы ребята, вы, оказывается, очень много знаете о воде Знаете, что вода может быть чистой и грязной., а кто же приводит ее в такое состояние.

Мы с вами сегодня уже говорили о том, что без воды не будет жизни на Земле, но совсем ничего не сказали о том, что же может случиться с водой, если мы не обратим свое внимание на проблему охраны водных ресурсов.

Учитель. Мы привыкли, что в нашей стране избыток водных ресурсов. Россия – страна с богатейшими водными ресурсами. Наша страна омывается водами 12 морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковым Каспийским морем. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн. больших и малых рек, более 2 млн. озер, сотни тысяч болот и др. Именно в России сосредоточено 22% мировых запасов воды.Россия принадлежит к числу стран, наиболее обеспеченных водными ресурсами (на территории нашей страны четверть мировых запасов пресной воды), стоимость воды у нас одна из самых низких в мире, поэтому мы относимся не экономно к воде, не бережём свои ресурсы, беспечно относимся к ним.

К чему может привести такое безответственное поведение?

Но при обилии водоёмов на нашей планете, запасы пресной воды, пригодной для питья, ограничены. Сегодня мировая потребность в воде уже превышает половину среднегодового стока всех рек Земли. Нехватку воды испытывает более 2,5 миллиардов людей. С ростом и развитием городов и производств дефицит будет увеличиваться. И однажды мы тоже можем оказаться в ситуации, когда жажда станет нашим привычным состоянием.

Ученица 1. В Российской Федерации принята целевая программа “Чистая вода”. Основная задача, стоящая перед Россией сохранить и преумножить - природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.

В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года . Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.

Ученица 2. Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.

А что можем сделать мы?

Учитель. Вода нужна всем. Вода – это жизнь. Почему же появилась проблема «водного голода»? Разве маловоднее стали реки, моря, меньше выпадает осадков? Нет! Причин несколько : это возросшая потребность человечества в воде - в древности человек потреблял 12- 18 л. воды в день, сейчас – 400-600л. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому в Голландии давно продаются бутылки с обыкновенной водой… из Норвегии, да и в Москве и других городах России вода теперь тоже продаётся. В чем же причина ребята?

Ответ учащихся: человек загрязняет воду и не экономит.

Учитель. Верно, поэтому над водой нависла страшная угроза – эта угроза – загрязнение. Что же загрязняет воду?

Ответы учащихся:

Ученик 1 . Не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. Он думает, что всё в природе вечно и имеет бесконечный запас прочности. Человеку нравилось покорять природу, а не заботиться о ней. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете – 3/4 площади. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

 Ученик 2. На берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь. Рыба, раки, тюлени, моржи, растения – все живое погибает в такой воде. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний.Реки тоже болеют. Их воды не могут быть использованы человеком.

Ученик 3. Огромный ущерб воде наносит сельское хозяйство. Дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко применявшиеся в сельском хозяйстве. 

Ученик 4. Многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты. 

Ученик 5. Частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой нефти в моря и океаны, губя всё живое на много квадратных миль вокруг.

Ученик 6. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество уменьшается и уменьшается…Учитель. Все верно – это заводы, фабрики, машины, сельское хозяйство и все это сделал человек. И если мы не примем срочных мер, то скоро исчезнут реки, озера, исчезнут обитатели водоемов, да и все мы с вами то же, если не будем ее беречь. И ведь беречь надо не только воду в водоемах, но и ту, которая течет из крана, а иногда она бесполезно утекает в канализацию.

Учитель. К нам сегодня в гости пришла наша загрязненная и пропадающая река Западный Булганак. Которая хочет обратиться к вам за помощью.

Стихотворение читает ученица 7 класса Алехина Александра(одежда вида грязной реки)

Ученица.Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам из далека,

Пришла не просто в гости.

Пришла с мольбою и тоской

Просить вас мне помочь!

Просить защиты, умолять,

Остановитесь!

Вы посмотрите, что со мной,

Во что я превратилась.

Из полноводной и большой

Я превращаюсь в мусор.

На дне моем, где плавал сом,

Теперь лишь ил тягучий,

А в иле том вон и сапог и банки и бутылки.

А вон – пакет, мешает он

Проплыть какой-то рыбке.

Вон из завода, что с трубой,

Течет дрянная жижа,

Опять все раки наутек

Ну где же им тут выжить?

А ведь когда-то, не давно,

Журчала я, бурлила.

И рыбаки ко мне гурьбой

За рыбкой приходили.

А детвора, те сорванцы

Купались и резвились.

И вот осталась я одна,

Что делать, отзовитесь!

Прошу, молю,

О люди, оглянитесь!

Учитель. Ребята, вот такая у нас не простая гостья. О чём стихотворение?

- Почему в реке исчезла вдруг вода?

- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?

- О чём напоминает каждому это стихотворенье?

- Не засоряйте водоемы напрасно! Берегите их! Чем же мы можем ей помочь, что мы можем сделать для реки?

Ответы учащихся. Необходимо:

  • убрать мусор на берегу реки;

  • посадить по берегам деревья;

  • очисть от сухостоя берега;

  • организовать зону отдыха, сделать отдельное место для мусора,

  • провести акцию «Голубой ангел.».

  • разместить специальные знаки, по берегам рек и водоемов , чтобы все приезжающие к ней гости знали, как нужно себя вести в природе ,а самое главное;

  • выполнять эти правила самим.

Учитель. Молодцы! Знаете и принимаете активное участие ежегодно в акциях: «Жизнь реке Западный Булганак» и «Голубой ангел» по охране реки и моря.

Учитель. Я назову вам еще причины и последствия загрязнения пресных вод:

• Загрязнители попадают в пресную воду различными путями: в результате несчастных случаев, намеренных сбросов отходов, проливов и утечек.

• 80 % заболеваний людей в мире вызваны из-за сброса неочищенных сточных вод в водные источники. В сельской местности проблема качества воды стоит очень остро — около 90 % всех сельских жителей в мире постоянно пользуются для питья и купания загрязненной водой.

• Большой вред пресной воде наносят фермерские хозяйства, удобряющие почву. Попав в реку, навозная жижа может стать причиной серьёзной экологической катастрофы, так как её концентрация в 100 раз больше, чем у сточных вод, обработанных на очистных сооружениях.

• Ежегодно в моря и океаны попадает до 12 млн. тонн нефти.

Учитель . Ребята внесите свои предложения , как сберечь чистой воду в природных ее источниках?

Предложения :

  • Не сбрасывать канализационные стоки в водоемы и реки без какой-либо очистки;

  • Не используйте токсичные удобрения в садах и полях.

  • Не разбрасывать мусор вокруг водоёмов.

  • Не сбрасывать ТБО в водоемы.

  • Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.

  • Обрабатывать землю так, чтобы весенняя влага при таянии снегов не могла бы бесполезно стекать с полей.

  • Водители, должны знать, что выливать на землю горючее или отработанное масло – это преступление.

  • Чтобы река была полноводной, по ее берегам должны расти леса.

  • Обеспечить безопасность гидротехнических сооружений.

  • Многократное использование воды на всех промышленных производствах.

  • Несколько раз в год проводить Всесоюзные субботники по очистке берегов водоемов и подсадке деревьев.

  • В школах чаще проводить акции «Голубой ангел».

  • Законодательно ввести штрафы населению и предприятию за загрязнение водоемов.

Учитель. Хорошо, мы с вами поговорили о том, как сберечь чистой воду в водоемах, а почему и как мы должны беречь воду дома?

Учитель: Вода! Необыкновенное чудо. А вы знаете сколько нужно человеку воды? В 1890 г. горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. В 1914 г. – уже 66 литров. На сегодняшний день – около 300 литров.

Для сохранения нормальной работоспособности человеку нужно около 1,5-2,5 литров воды в сутки. Для того чтобы жить, нам нужна прежде всего пресная вода.

  • По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки

  • Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды

  • Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды

  • Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды

  • Разовый смыв в туалете – 8-10 литров воды

  • Во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды

  • Каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды

  • Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту

  • Через незакрытый кран выливается около 1000 литров за час

  • Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки!!!

С водой тесно связано все наше существование. Однако вода, используемая для питья, приготовления пищи, напитков и многих других пищевых продуктов – только маленькая часть обширного спектра ее применения. Без воды невозможно существование промышленного производства:

  • на производство 1 тонны стáли уходит до 280 тонн воды,

  • чтобы получить 1 килограмм бумаги требуется 700 литров воды,

  • для изготовления 1 автомобиля необходимо количество воды, в 50 раз

превышающее его вес.

Учитель. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды. Внесите свои предложения по экономии воды дома.

Предложения ребят.(Заранее подготовленные).

Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:

  • Закрывай кран, пока чистишь зубы, или пользуйся стаканом для полоскания рта.

  • Мой посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

  • Вместо ванны принимай душ, для недолгого душа воды расходуется гораздо меньше, чем для наполнения ванны.

  • При приготовлении пищи используй крышки и не лей больше воды, чем требуется.

  • А главное – не забывай выключать воду!

  • Приобретение посудомоечных машин.

  • Использовать насадки-распылители на кранах.

  • Приобрести всем вод сберегающий унитаз.

  • Капельный полив домашних растений.

  • Вторичное использование воды (помыв фрукты, полей этой водой цветы).

  • Вовремя устранить течь любого крана.

  • Не выливайть в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители).

  • Поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление?

  • Сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение?

Учитель. Гонит капля дождевая

Ручеёк за ручейком,

Те бегут не унывая,

В реки быстрые. Потом,…

А потом и синь морская!

А за нею – океан!

Воду  зря не выпуская,

Закрывай покрепче кран!

Учитель.Я предлагаю всем викторину. На вопросы легко ответит тот, кто был активным и внимательным сегодня, кто много читает и умеет слушать.

Викторина: “Реки, озера, моря и океаны”

• Сколько на нашей планете океанов? (5. Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Южный, Атлантический)

• Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)

• Белое, Красное, Черное, Жёлтое – что это? (Название морей)

• Какое море является самым солёным на нашей планете? (Мертвое море)

• У какого водоёма бывают рукава? (Река)

• Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)

• В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

• Какие стихийные явления, связанные с водой, вам известны? (наводнение, цунами, засуха)

Это водное пространство разделено сушей на 5 больших частей, называемых океанами (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Южный, Атлантический). Части, меньшие по площади, называются морями. Два самых больших из них – Карибское и Средиземное).

Просмотр и обсуждение видеофильма «Загрязняя воду – мы убиваем себя!»№3

Учитель. Ребята ,в завершении нашего мероприятия мы с вами сейчас будем создавать информационный дождик. Каждый из вас получил капельку знаний о значении воды и бережном отношении к воде. Вы должны быстро ответить на вопросы дождя:

  1. На сколько процентов человек состоит из воды? (60-65%)

  2. Сколько стаканов воды нужно выпивать в день? (6-7 стаканов)

  3. Какие признаки обезвоживания организма? (Головокружение, тошнота, головная боль)

  4. Какие микроорганизмы обитают в подавляющем большинстве поверхностных вод (для подземных вод эта проблема стоит менее остро, однако не снимается совсем)? (бактерии, вирусы, простейшие, а также микроскопические водоросли и грибки)

  5. Какая часть поверхности нашей планеты занято морями и океанами? (3/4)

  6. Сколько дней человек может прожить без воды? (3 дня)

  7. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)

  8. Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)

  9. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)

  10. Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).

Учитель. Молодцы! Мы хотели, чтобы вы поняли, как важно беречь воду. Какой вывод вы можеме сделать из всего услышанного?Ученик1.Воду надо беречь! Это должен понять и запомнить каждый. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы..Ученик2. Все должны знать: где бы мы ни были, кем бы ни мечтали стать – инженером, металлургом, врачом, конструктором, строителем и т.д., все, что будем создавать и строить, надо делать так, чтобы не наносить ущерба для природы.

На нашей прекрасной Земле должно быть вдоволь чистой воды! Итог мероприятия.

Учитель. Вода!.... Что ты такое? Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство. Ты – величайшее в мире богатство. Ты – божество, которое так легко спугнуть. Ты даешь нам бесконечное простое счастье.

Учеными - исследователями доказано, что вода является информационной структурой, которая впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! А вода будет только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте. Вода-это настоящая и будущая жизнь на Земле.

Учитель. Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,

Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,

И в бездонном пространстве планета Земля голубая

Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

Учитель. Вот и подошло к концу наше мероприятие, посвященное воде. Я, надеюсь, что вы поняли, как необходима для жизни всего живого на планете вода и как нужно к ней относиться, как беречь все водные ресурсы. А завершение мне бы хотелось вам прочесть замечательное стихотворение и вручить на память об этом празднике небольшие сувениры.

Ученик 1. Я не хочу, чтоб речка высыхала,

Где плещет столько рыбок золотых,

Где пляшет резво лодка у причала,

Где теплый вечер так порою тих.

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода.

Э. Огнецвет

.

infourok.ru

Разработка Урок чистой воды | Открытый класс

www.openclass.ru

Тема урока :«Экологические проблемы внутренних вод России».

Урок : «Урок чистой воды»Форма урока: Урок-знакомство с применением ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).Цель: Донести до сознания учащихся понимания бережного отношения к воде как жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы. Побудить учащихся к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем, к бережному отношению к водам малых рек своей местности.Задачи:Обучающие:

Формировать знания учащихся о водных ресурсах России, области, своей местности и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.Развивающие:Развитие экологического и логического мышления, внимательности, деловой активности на уроке.Воспитательные1. Воспитание экологической грамотности и культуры учащихся.2. Прививать любовь к предметам естественнонаучного цикла через нестандартные формы уроков.Эпиграф к уроку

Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда. Пусть чистой остается в них навекиСтуденая и вкусная вода  В. Огнецвет.«Человек, запомни навсегда!Символ жизни на земле – вода!Экономь её и береги –Мы ведь на планете не одни!«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она – сама жизнь».  Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.План урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.2. Вступительное слово учителя. Вода- это источник жизни и всего живого. Она играет огромную роль в природе. Именно в воде зародилась жизнь на Земле. Воды на Земле много, но пригодной для использования человеком, то есть пресной воды всего лишь 0,6% от общего количества воды. Одной из самых острых экологических проблем является дефицит и качество питьевой воды. Поэтому обеспечение населения питьевой водой надлежащего качества в достаточном количестве является наиболее важной общегосударственной задачей. Важность этой проблемы была подчеркнута на Форуме чистой воды, который состоялся 24 ноября этого года в Москве.3. Просмотр видеофильма «Водные богатства России» и его обсуждение. Для обсуждения видеофильма учащимся предлагаются вопросы.Задание. Просмотри внимательно фильм и ответь на вопросы.a. Сколько % воды находится в организме человека  b. Сколько времени человек может прожить без воды?c. В каких трех состояниях в природе находится вода?  d. Как распределяется состав воды на Земле?e. Каким образом происходит загрязнение воды? f. Перечислите крупнейшие реки России  g. О каком озере идет речь в фильме? h. О какой Государственно программе идет речь в фильме?  i. Кто из выдающихся политических деятелей выступает в фильме?  4. Сообщение учителя географии. Водные ресурсы России и их состояние. Учитель – Без воды нет жизни. Биологи утверждают, что человек не может прожить без воды более 8 дней.Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше. Самые крупные речные системы России –это Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур и все они находятся в экологической опасности. А почему? Да потому, что его величество Человек все больше и больше оказывает антропогенное воздействие на природу рек. На реках построены каскады ГЭС, которые вырабатывают электроэнергию. Строительство ГЭС необходимо, но вместе с тем оно вызывает подъем уровня воды в реках и как следствие их помутнение, что приводит к гибели растений и животных, обитающих в этих реках. А так же использование человеком неисправных транспортных судов так же приводит к гибели животного и растительного мира рек. Вода этих речных систем отличается повышенным содержанием органических веществ и пониженным – кислорода, что зимой приводит к заморам рыбы. Поэтому цвет воды имеет оранжево-коричневую окраску. Наибольшая концентрация органических веществ наблюдается весной и летом, когда талые воды приносят их из болот, особенно рек Волга и Обь. Основными загрязняющими веществами являются нефть и нефтепродукты, фенолы, соединения азота, пестициды, некоторые тяжелые металлы и другие вещества. Среднее содержание нефтепродуктов в воде рек превышает предельно допустимые концентрации в 9 – 19 раз, а фенолов – 2 – 7 раз. 5. Сообщение учителя информатики. Презентация Озеро Байкал.Перед демонстрацией презентации выдержка из стихотворения о БайкалеЛесистых гор полуовалы,Касанье голубых лекал,И скалы, срезанные валом,И небо, павшее в Байкал,И сам он – величав и вечен,В гранитной раме вырезной,И весь – до донышка – просвечен,И весь – до капельки – родной,И Ангары полет строптивый,И ветра крик, и гул турбин,И птицы-сосны над обрывом,И дикий ветер баргузин – Все это, без чего не в силахБыть далью даль и ширью ширь,И ты немыслима, Россия,И ты немыслима, Сибирь.

6. Практическая работа учащихся с картой. Обозначить на контурной карте самые крупные реки России (Волга, Лена, Амур, Енисей, Обь)7. Сообщение учителя географии реках России и малых реках нашей местности, их экологическом состоянии. Ребята! Вы просмотрели презентацию о Байкале – уникальном водоеме. Он вмещает пятую часть всех мировых запасов пресной воды. Если бы все реки земли стали впадать в Байкал, то заполняли бы его в течение целого года. Протяженность его 636 км, ширина от 25 до 80 км, площадь 31500 км2. В Байкал впадает 336 рек, из них самая большая Селенга, а вытекает одна Ангара. Поэт Михаил Сток так писал о её красоте:Я – царица сверкающих вод,Я – красавица дикого края;Мчатся воды мои все вперед, Быстро к северу, гордо сияя.Меж холмов и утесистых скал,То, блистая, то грозно темнеяМчусь оттуда, где бьется Байкал,До широкой волны Енисея.

  Перед выступлением учителем учащимся предлагается назвать малые реки своей местности. Учитель предлагает презентацию исследовательской работы учащихся 8- классов «Исследование речки Громовская».ВЫВОД:  Человек находится в постоянном взаимодействии с природой. Всё, что необходимо для жизни - вода. Воздух, пища он получает из окружающей среды.Вода очень полезна для купания и умывания, для питья и стирки, для полива растений. Но только чистая вода!Раньше в природе живые обитатели рек, озёр и морей сами справлялись с очисткой воды. Теперь вода становится всё грязнее и грязнее. Грязная вода приносит много вреда. Воду нужно беречь. Не допускать, чтобы в реки поступали бытовые отходы из жилых помещений. Помимо этого реки загрязняется населением.Дно рек загрязняется стеклом, металлоломом. Берега рек засорены: пластмассовыми бутылками, целлофаном. Купаться в таких реках становится невозможно.Основной задачей сохранения природного комплекса малых рек нашего края, на мой взгляд, является следующее:

- Необходимость в проведении очистки дна водоёмов с целью удаления бытовых отходов, стекла, металла.- Привести в порядок прибрежную зону рек, оборудовать пляжи.Бережное отношение к окружающей среде. Умелое использование, сохранение водных ресурсов является составной частью экологической безопасности жителей наших сел и деревень .Физкульт минутка

8. Демонстрация эксперимента. Проводит учитель химии. (учитель географии демонстрирует слайды к чему приводит загрязнение водоемов нефтью)

9. Куда делись чернила? В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно. Мы продемонстрировали вам один из способов очистки воды.10. Учитель химии демонстрирует загрязнение воды нефтью.Живая рыбкаВырежем из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. На поверхность воды положим рыбку воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка. Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!После этого занимательного опыта учитель демонстрирует растекание нефти по поверхности воды, обращая внимание учащихся на то, что нефтью покрывается большая часть поверхности воды. Указывая на опасность загрязнения нефтью поверхности вод океанов и морей, учитель опускает в нефть птичье перо и учащиеся видят, что оно склеилось. Такая птица долго не проживет!Вода – источник всего живого на Земле.Цветы лотоса. Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.9. Беседа с учащимися по обсуждению плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

10.Рефлексия: 

Как много интересного, удивительного и полезного мы узнали о воде.  А ведь о воде говорили и великие люди.  "Вода - краса природы", - говорил С. Аксаков.  " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты -сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", - написал Антуан де Сент - Экзюпери.  Верим, что наш урок «УРОК ЧИСТОЙ ВОДЫ» пойдёт на пользу каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде. ПамяткаБерегите воду! 1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку). 2. Своевременно ремонтируйте краны. 3. Не засоряйте водоёмы. 4. Не оставляйте мусор на берегу рек и др. водоемов. 11. Домашнее задание.Если останется время:Отгадаемшарады.1.КназваниюживотногоДобавьоднуизмерПолучишь полноводную реку (Волга)2. Первый слог мой – нотаБуква – слог второй,Целое – течет рекой. (Дон)3. Я сибирская река,Широка и глубокаБукву «Е» на «У» смени-Станешь спутником Земли (Лена)4. Ты меня, конечно, знаешь,Я из сказки Пушкина геройЕсли ж «Л» на «Н» меняешь-Я сибирской становлюсь рекой (Енисей)Стихи для детейВы слыхали о воде? Говорят, она везде:В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране, Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Удивительно, не так ли?В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, И снежинке, И в росинке. Нам откликнется всегдаОкеанская вода. Мы привыкли, что вода -Наша спутница всегда!Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить:Без неё нам не прожить. 

 


Смотрите также