Вода растворы. Тема: Вода растворитель. Растворы

Вода - растворитель. Растворы. Вода растворы


Растворы

73

Леккия №17

РАСТВОРЫ

План

  1. Общая характеристика растворов.

  2. Способы выражения концентрации растворов.

  3. Термодинамика и механизм процесса растворения.

  4. Растворимость.

  5. Вода как растворитель. Значение растворов в жизнедеятельности организмов

1. Общая характеристика растворов.

Растворы– это гомогенные системы переменного состава, включающие два и более компонентов. Частицы компонентов раствора распределены по его объему в виде атомов, молекул или ионов (размер частиц 0,1 – 0,5 нм).

Образование растворов, в отличие от механических смесей, сопровождается изменением энтальпии, энтропии и объема системы.

По агрегатному состоянию различают газовые, жидкие и твердые растворы. Но обычно термин растворы относится к жидким системам.

2. Способы выражения концентрации растворов.

Относительное содержание компонентов в растворе определяется его концентрацией.

Молярная концентрация– это количество вещества, содержащееся в одном литре раствора (моль/л):

Эквивалентная концентрация– это число молей эквивалентов вещества, содержащихся в одном литре раствора (моль/л):

Эквивалент– это реальная или условная частица вещества, которая в кислотно-основной реакции эквивалентна одному иону водорода, а в окислительно-восстановительной эквивалентна одному электрону.

Масса одного моля эквивалентов называется молярной массой эквивалента вещества (Э). В разных реакциях одно и то же вещество может иметь разные эквиваленты.

Моляльная концентрация– это количество вещества, содержащееся в одном килограмме растворителя (моль/кг):

Массовая доляравна отношению массы растворенного вещества к массе раствора:

Молярная доляравна отношению количества растворенного вещества в общему количеству веществ в растворе:

Как правило, вещество обладает определенной растворимостью в данном растворителе. Подрастворимостьюпонимают концентрацию вещества в насыщенном растворе.

3. Термодинамика и механизм процесса растворения

Растворение – сложный физико-химический процесс, включающий три основные стадии, каждая из которых характеризуется изменениями термодинамических функций Н иS:

  1. разрушение химических и межмолекулярных связей в растворяемом веществе (например, разрушение кристаллической решетки): Н1>0,S1>0

  2. химическое взаимодействие частиц растворенного вещества с растворителем (сольватация): Н2<0,S2<0

  3. равномерное распределение частиц растворенного вещества в среде растворителя путем диффузии: Н3>0,S3>0

Согласно 2-му закону термодинамики условием самопроизвольности процесса растворения является убыль энергии Гиббса:

G=H-TS< 0,

которая складывается из энтальпийного Н и энтропийногоTSфакторов.

Растворение газов в жидкостях приводит к упорядочению системы и, следовательно, сопровождается уменьшением энтропии: Sр-ния<0. Движущей силой процесса растворения в этом случае является энтальпийный фактор и растворение большинства газов является процессом экзотермическим:Нр-ния<0. Таким образом, самопроизвольное растворение газов возможно при низких температурах (|Н| > |TS|)

Растворение жидких и твердых веществ в жидкостях приводит к увеличению беспорядка в системе и увеличению энтропии: Sр-ния>0. Суммарный тепловой эффект процесса растворения определяется в основном слагаемымиН1иН2и в зависимости от их соотношения может и быть и положительным (NaCl), и отрицательным (NaOH). Растворение большинства кристаллических веществ – процесс эндотермическийНр-ния>0, так как энергия, затрачиваемая на разрушение кристаллической решетки не компенсируется энергией, выделяемой за счет сольватации. Таким образом, самопроизвольному растворению большинства твердых веществ способствуют высокие тепмературы (|Н| < |TS|).

Растворы, образование которых не сопровождается изменениями объема системы и тепловыми эффектами (V=0,Н=0), называютидеальными. Движущей силой образования идеального раствора является увеличение энтропии системы. Идеальный раствор – понятие абстрактное. Реальные системы могут лишь приближаться к идеальным. Наиболее близки к модели идеального раствора системы, в которых компоненты близки по свойствам и практически не взаимодействуют друг с другом (например, раствор толуола в бензоле). Приближаются по свойствам к идеальным бесконечно разбавленные растворы, в которых взаимодействиях сводятся к минимуму за счет низкой концентрации растворенного вещества.

4. Растворимость

Под растворимостьюпонимают концентрацию растворенного вещества в насыщенном растворе.

Растворимость выражают в тех же единицах, что и концентрацию. Часто используют коэффициент растворимости s, равный массе растворенного вещества (г) в насыщенном растворе, содержащем 100 г растворителя.

Насыщеннымназывают раствор, который находится в равновесии с избытком растворяемого вещества (Gр-ния=0). Насыщенный раствор имеет максимально возможную в данных условиях концентрацию.

Растворимость зависит:

  • от природы растворенного вещества и растворителя;

  • от температуры;

  • от давления;

  • от присутствия третьих компонентов.

Влияние природыкомпонентов на растворимость определяется принципом:подобное растворяется в подобном. Полярные растворители, например, вода, хорошо растворяют вещества с ионной связью (неорганические соли, кислоты и основания). Хорошей растворимостью в воде обладают полярные органические соединения, образующие с молекулами растворителя водородные связи (спирты, карбоновые кислоты, амины). Неполярные растворители, например, углеводороды, растворяют неполярные и малополярные соединения (жиры).

Влияние температурына растворимость зависит от теплового эффекта растворения и определяется принципом Ле Шателье. Повышению растворимости газов способствует понижение температуры, так как растворение газов – процесс экзотермический. Растворимость большинства твердых веществ и жидкостей - процесс эндотермический и возрастает при повышении температуры.

Влияние давления существенно только в том случае, если при растворении происходит значительное изменение объема системы, что наблюдается при растворении газов в жидкостях. Растворимость газов растет с увеличением давления, так как сопровождается уменьшением объема системы.

Закон Генри:

Количество газа, растворенного в определенном объеме жидкости при постоянной температуре прямо пропорционально давлению газа.

c(X) = Kгp(X)

где c(X) – молярная концентрация газа,моль/л

Kг - константа Генри, моль/лПа

p(X) – давление газа над раствором, Па

Влияние присутствия третьих компонентов.

Растворимость газов в жидкостях значительно снижается в присутствии электролитов (солей) Этот процесс называют высаливанием.

Закон Сеченова:

Растворимость газов в жидкостях в присутствии электролитов понижается.

С(X) = С0(X)

где С(X) – растворимость газа в присутствии электролита

С0(X) – растворимость газа в чистом растворителе

КС- константа Сеченова

Сэ- концентрация электролита

Биологическое значение законов Генри и Сеченова.

Изменение растворимости газов в крови при изменении давления может привести к тяжелым заболеванием. Кесонная болезнь у водолазов – проявление закона Генри. В соответствии с законом Сеченова растворимость кислорода и углекислого газа в крови зависит от концентрации электролитов, а также белков, липидов и других веществ.

5. Вода как растворитель. Значение растворов в жизнедеятельности организмов

Самым распространенным растворителем на нашей планете является вода. У животных и растительных организмов содержание воды составляет обычно более 50%, а в ряде случаев достигает 90-95%.

Вода хорошо растворяет многие ионные и полярные соединения. Такое свойство воды связано с ее высокой диэлектрической проницаемостью (= 78,5). В результате многие ионные соединения диссоциируют и отличаются высокой растворимостью в воде. Другой класс веществ, хорошо растворимых в воде, составляют полярные органические соединения (спирты, альдегиды, кетоны). Их растворимость обусловлена образованием водородных связей с молекулами воды.

Важны и другие аномальные свойства воды: высокое поверхностное натяжение, низкая вязкость, высокие температуры плавления и кипения, более высокая плотность в жидком состоянии, чем в твердом.

Вследствие высокой полярности вода вызывает гидролиз веществ (эфиров, амидов и др.). Так как вода составляет основную часть внутренней среды организма, то она обеспечивает процессы всасывания, передвижения питательных веществ и продуктов обмена в организме.

Важнейшие биологические жидкости – кровь, лимфа, моча, слюна, пот являются растворами солей, белков, углеводов, липидов в воде. Биохимические процессы в живых организмах протекает в водных растворах.

В жидких средах организма поддерживается постоянство рН, концентрации солей и органических веществ, постоянство осмотического давления. Такое постоянство называется гомеостазом. Приведенные примеры показывают, что учение о растворах представляет особый интерес для медиков.

73

studfiles.net

Вода. Водные растворы

Количество просмотров публикации Вода. Водные растворы - 296

Невозможно переоценить роль воды в естественных природных и тех­нических процессах. Ничто не обходится без её участия. Вода и водные растворы широко применяются в производстве современных минœеральных и полимерных строительных материалов. Проблемы водоснабжения и во-доотведения - важнейшие в современном жизнеобеспечении. Вода - глав­ная везде и всœегда. По этой причине курс ʼʼХимия в строительствеʼʼ начинается с изложения свойств воды и вопросов, связанных с использованием её в тех­нологии строительства.

Вода в природе находится в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой и представляет собой раствор многих веществ, в т.ч. со­лей, газов, а также веществ органического происхождения.

Молекулы воды могут вступать во взаимодействие с ионами или моле­кулами растворённых веществ, образуя соединœения - гидраты. Такая гид-ратная вода иногда очень прочно связана с растворённым веществом и при выделœении из раствора входит в состав кристаллов. Кристаллические веще­ства, содержащие в своем составе воду, называют кристаллогидратами.Вода, входящая в структуру таких кристаллов, принято называть кристаллизаци­онной. Состав кристаллогидратов обычно выражают, указывая число моле­кул кристаллизационной воды, приходящейся на одну молекулу вещества, к примеру формула кристаллогидрата сульфата меди - CuS04∙ 5Н20. Иногда одно вещество способно образовывать кристаллогидраты, содержащие раз­личное число молекул кристаллизационной воды.

Молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома ки­слорода (Н2О), соединённых ковалентными полярными связями, угол меж­ду которыми равен 104,54°. Молекула воды является по­лярной: та часть молекулы, где находится атом кислорода, имеет некоторый отрицательный заряд, а та часть, где располагаются атомы водорода, - равный по величинœе положительный заряд (обычно частичные заряды в подобных случаях обо­значают символами σ + и σ-). То есть молекула воды - диполь.

За счёт взаимного электростатического притяжения отрицательно за­ряженных атомов кислорода и положительно заряженных атомов водорода разных молекул между ними образуются множественные разнонаправлен­ные водородные связи. Эти связи объединяют молекулы воды друг с дру­гом и объясняют различные аномальные свойства воды. Молекулы в воде

находятся не в индивидуальном состоянии, а образуют ассоциаты (соеди­нения) из множества молекул Н20 различного состава и структуры, объе­динённых водородными связями.

Вода в природе встречается в трёх агрегатных состояниях - жидком, твёрдом (лёд) и газообразном (пары воды). При этом температуры плавле­ния и кипения воды являются аномально высокими по сравнению с други­ми веществами сравнимой или даже более высокой молекулярной массы.

Ожидаемая температура кипения воды составляет всœего 90°. При этом реальная температура кипения (100°) намного выше. Это объясняют водо­родными связями, объединяющими всœе молекулы. Разрыв этих связей требу­ет дополнительных затрат энергии. Жидкая вода имеет наибольшую плот­ность (1000 кг/м3) при 4°. При повышении температуры плотность воды снижается за счёт постепенного разрыва части водородных связей. Но даже при испарении молекулы воды переходят в газовую фазу не по одной, а целы­ми ассоциатами (группами), состоящими из молекул, объединённых сохра­няющимися водородными связями.

В случае если воду освободить от взвешенных частиц и растворенных газов, а затем равномерно нагревать, не встряхивая, то можно достичь температуры значительно выше 100°, прежде чем вода бурно закипит. При охлаждении воды ниже 0° она также не всœегда сразу замерзает. Стоит сказать, что для начала кипения или кристаллизации необходимы так называемые "зародыши", которыми бывают мелкие кристаллики или пылинки, находящиеся в жидкости. В случае если же таковых нет, то может произойти перегрев или переохлаждение воды.

В твёрдом состоянии вода (лёд) имеет кристаллическую решётку, в ко­торой каждая молекула окружена четырьмя другими молекулами воды. В результате лёд является веществом с низкой плотностью (900 кг/м3). При его плавлении разрывается около 15% имеющихся водородных связей, а пустоты внутри каркаса льда заполняются молекулами воды. По этой причине плотность жидкой воды превышает плотность льда, и плавление льда со­провождается уменьшением объёма до 9- 10%. При замерзании воды, на­оборот, происходит увеличение объёма. Необходимо учитывать, что при замерзании воды в насыщенных ею материалах, ёмкостях или трубах воз­никающее при увеличении объёма давление настолько велико, что вызыва­ет их разрушение.

Чистая вода характеризуется наибольшей из всœех жидких и твёрдых веществ (за исключением аммиака) теплоёмкостью. По этой причине для нагрева­ния воды требуется затратить больше тепла, чем для нагревания равного по массе количества какой-либо другой жидкости или твёрдого тела (при ох­лаждении вода отдаёт больше тепла, чем равное количество любого твёрдо­го и жидкого вещества).

Теплопроводность воды также значительно больше, чем у других жид­костей - 0,63 Вт/(м ‣‣‣ К). Электропроводность же воды очень мала, но замет­но возрастает при повышении температуры и давления. С увеличением температуры снижается и вязкость воды (при 20° равна 1,01 ‣‣‣ 103 Пас).

referatwork.ru

Вода - растворитель. Растворы

МБОУ Гришинская школа

Предмет – Химия

Класс – 8

Дата – 22.12

Учитель – Диденко К. В.

I. Профиль урока

Образовательная: формировать представление о воде как о растворителе;

формировать знания у учащихся о химических и физических свойствах воды;

сформировать представление о кристаллогидратах

Развивающая: учить учащихся выделять главное, делать обобщение, проводить перенос знаний на решение новых познавательных задач, развивать интеллектуальные умения.

Воспитательная: формирование естественнонаучного мышления; сформировать в сознании детей целостность современной картины мира

  • Тип урока: комбинированный урок

  • Основные понятия: температура плавления, температура кипения, кристаллогидраты.

  • Методы обучения: Словесные: диалог, объяснение; Наглядные: уравнения реакций, отражающие свойства воды; Демонстративные: демонстрация реакции сульфата меди (II) с водой.

  • Оборудование: учебник Химия 9 класс П. П. Попель, Л. С. Крикля, рабочие тетради по химии, сульфат меди (II) и вода.

II. Структура урока:

  • Организационный момент (30 сек.)

  • Целевые установки (1 мин.)

  • Актуализация опорных знаний (5 мин.)

  • Изучение нового (32 мин.)

  • Закрепление знаний (5 мин)

  • Комментирование оценок (30 сек.)

  • Домашнее задание (1 мин.)

III. Собственно конспект:

Взаимное приветствие.

Проверка отсутствующих по рапортичке.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Растворы». Тема сегодняшнего урока «Вода как растворитель. Кристаллогидраты». Запишите тему в свои рабочие тетради

На прошлом уроке вы изучили тему: «Роль растворов. Классификация растворов».

  • Что такое раствор?

  • Что мы называем растворителем?

  • Какой компонент раствора называют растворенным веществом?

  • Как классифицируют растворы в зависимости от агрегатного состояния. Охарактеризуйте их.

  • Опишите процесс образования растворов.

  • На какие растворы по соотношению преобладания частиц делят растворы? Опишите их.

  • Какие смеси веществ с водой вы знаете? Дайте им характеристику.

  • Изучение нового:

Физические свойства воды

бесцветная жидкость

  • без вкуса

  • без запаха

  • при t = 0о замерзает

  • при t = 100о закипает

  • плотность = 1,00 г/см3

  • почти не проводит электрический ток

  • незначительная теплопроводность

Плотность льда = 0,92 г/см3

Химические свойства воды

Реакции с простыми веществами

С активными металлами — щелочными и щелочноземельными:

2Na + 2h3O = 2NaOH + h3

Продукт каждой реакции — основание и водород.

С менее активными металлами:

Zn + h3O = ZnO + h3 (to)

Вместо гидроксидов металлических элементов образуются оксиды.

С некоторыми неметаллами:

C + h3O = CO + h3 (to)

Реакции со сложными веществами

Взаимодействие кислотных оксидов:

SO3 + h3O = h3SO4

Образуют оксидгенсодержащие кислоты.

Взаимодействие с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов:

CaO + h3O = Ca(OH)2

Образует основания.

Разложение воды

2h3O = 2h3 + O2 (to)

Кристаллогидраты

Кристаллогидраты — кристаллические вещества, в состав которых входят молекулы воды.

Кристаллогидраты: гипс CaSO4.2h3O

железный купорос FeSO4.7h3O

кристаллическая сода Na2CO3.10h3O

При нагревании кристаллогидраты разлагаются с выделением воды:

CuSO4.5h3O = CuSO4 + 5h3O (to)

Растворы

Растворами называются гомогенные системы, содержащие не менее двух веществ. Могут существовать растворы твердых, жидких и газообразных веществ в жидких растворителях, а также однородные смеси (растворы) твердых, жидких и газообразных веществ. Как правило, вещество, взятое в избытке и в том же агрегатном состоянии, что и сам раствор, принято считать растворителем, а компонент, взятый в недостатке - растворенным веществом.

Классификация растворов

В зависимости от агрегатного состояния растворителя различают газообразные, жидкие и твердые растворы.

Газообразными растворами являются воздух и другие смеси газов.

К жидким растворам относят гомогенные смеси газов, жидкостей и твердых тел с жидкостями.

Твердыми растворами являются многие сплавы, например, металлов друг с другом, стёкла. Наибольшее значение имеют жидкие смеси, в которых растворителем является жидкость. Наиболее распространенным растворителем из неорганических веществ, конечно же, является вода. Из органических веществ в качестве растворителей используют метанол, этанол, диэтиловый эфир, ацетон, бензол, четыреххлористый углерод и др.

Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т.е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить добавочное количество данного вещества, - ненасыщенным.

Насыщенный и ненасыщенный растворы нельзя путать с разбавленным и концентрированным. Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества; концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества. Необходимо подчеркнуть, что понятие разбавленный и концентрированный растворы являются относительными, выражающими только соотношение количеств растворенного вещества и растворителя в растворе.

Смеси веществ с водой

- Взвесь

- Коллоидный раствор

- Истинный раствор

Признаки сравнения

Взвесь

Коллоидный раствор

Истинный раствор

Величина частиц

10–7– 10–5м

Небольшие частицы

10–9– 10–7м

Скопления частиц

Равна величине молекул (ионов)

Оптические свойства

Непрозрачные, мутные

Прозрачные, рассеивают свет

Прозрачные, свет не рассеивают

Возможность разделения

Взвешенные частицы не проходят сквозь бумажный фильтр

Взвешенные частицы проходят сквозь бумажный фильтр, но не проходят сквозь пергаментный фильтр

Фильтрованием разделить невозможно

Устойчивость

Неустойчивы во времени, взвешенные частицы довольно быстро оседают на дно или всплывают на поверхность

Относительно устойчивы во времени, со временем стареют с образование осадка

Устойчивы во времени, не стареют, могут существовать бесконечно долго, если не происходит хим реакций

5) Закрепление:

- Назовите физические свойства воды?

- Какие химические свойства у воды?

- Что такое кристаллогидраты?

6) Комментирование оценок.

7) Д/з: Прочитать § с. ; ответить на вопросы на устно;

multiurok.ru

Вода. Растворы. Растворение - online presentation

1. Тема: Вода. Растворы. Растворение.

ТЕМА: ВОДА. РАСТВОРЫ. РАСТВОРЕНИЕ.

2. Это растворы

ЭТО РАСТВОРЫ

3. «Растворы – это живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было» Академик Карпинский А.П.

«РАСТВОРЫ – ЭТО ЖИВАЯ КРОВЬ, КОТОРАЯ СОЗДАЁТ ЖИЗНЬ ТАМ, ГДЕ ЕЁ НЕ БЫЛО» АКАДЕМИК КАРПИНСКИЙ А.П.«В первичном океане ( во время появления жизни на Земле) массовая доля солей была низка около 1%. Именно в этом растворе впервые развились живые организмы и из этого раствора они получали ионы и молекулы, необходимые для их жизни» Лайнус Полинг- американский химик, лауреат Нобелевской премииСложные физико-химические процессы, происходящие в организмах человека и животных, также протекают в растворах. Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор.

6. http://flavite.ru/Иммунитет и наше здоровье. Ольга Побудей

HTTP://FLAVITE.RU/ИММУНИТЕТ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ. ОЛЬГА ПОБУДЕЙРаствором называют однородную (гомогенную) систему, состоящую из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия. В зависимости от того, в каком агрегатном состоянии находятся растворы, их подразделяют на жидкие, твердые и газовые. Мы будем говорить о жидких растворах. Раствор должен содержать не менее двух компонентов, один из которых является растворителем, другой растворенным веществом. Растворителем считают компонент раствора, который находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор. Например, при растворении хлорида натрия (твердое вещество) в воде образуется жидкий раствор. В этом случае растворителем является вода. Если растворенное вещество и растворитель находятся в одинаковом агрегатном состоянии (этиловый спирт и вода), растворителем считается тот компонент, содержание которого больше.

8. Растворитель-это вещество растворяющее другие вещества

РАСТВОРИТЕЛЬ-ЭТО ВЕЩЕСТВО РАСТВОРЯЮЩЕЕ ДРУГИЕ ВЕЩЕСТВА В воде хорошо растворяются многие газы, жидкие и твёрдые вещества Вода- универсальный растворительРастворимость – способность веществ растворяться в каком-либо растворителе. Растворимость показывает сколько грамм вещества способно раствориться в 100 граммах растворителя при данной температуре. От чего зависит растворимость? От природы растворимого вещества и растворителя. От температуры

10. Влияние температуры на растворимость ( кривая растворимости)

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ НА РАСТВОРИМОСТЬ ( КРИВАЯ РАСТВОРИМОСТИ)

11. Влияние давления на растворимость

ВЛИЯНИЕ ДАВЛЕНИЯ НА РАСТВОРИМОСТЬ Давление не оказывает заметного влияния на растворимость твердых веществ, потому что при растворении не происходит заметного изменения объема системы. Зато увеличение давления повышает растворимость газов. В этом можно убедиться, открыв бутылку с минеральной водой, в которой углекислый газ растворяют под давлением. Как только бутылку открывают, давление в ней падает и тут же уменьшается растворимость газа, который начинает выделяться из раствора в виде пузырьков.

13. Классификация растворов

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТВОРОВДля того чтобы определить растворимость веществ в воде, мы будем пользоваться таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде. В верхней строке таблицы – катионы, в левом столбце – анионы; ищем точку пересечения, смотрим букву – это и есть растворимость.

16. Обозначения в таблице растворимости

ОБОЗНАЧЕНИЯ В ТАБЛИЦЕ РАСТВОРИМОСТИ • Н – нерастворимые вещества (меньше 0,01 г в 100 г воды), • М – малорастворимые (0,01–10 г в 100 г воды), • Р – растворимые (более 10 г в 100 г воды).

18. ОПРЕДЕЛЕНИЯ по теме «Растворы»

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАСТВОРЫ» • Раствор – однородная система, состоящая из молекул растворителя и растворённого вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия. • Насыщенный раствор – это раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется. • Ненасыщенный раствор - это раствор, в котором при данной температуре вещество ещё может растворяться. • Суспензией называют взвесь, в которой мелкие частицы твёрдого вещества равномерно распределены между молекулами воды. • Эмульсией называют взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости распределены между молекулами другой жидкости. • Разбавленные растворы - растворы с небольшим содержанием растворенного вещества. • Концентрированные растворы - растворы с большим содержанием растворенного вещества.

en.ppt-online.org

Тема: Вода растворитель. Растворы

him.na5bal.ru

Затомская Анна Витальевна

Учитель химии

БОУ г. Омска «СОШ №80»

Класс: 8

Тема: Вода – растворитель. Растворы

Цели урока

Обучающая

Воспитывающая

Развивающая

Обеспечить в ходе урока формирование понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах, объяснение процесса растворения веществ в воде с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Показать роль воды для всего живого, ее значение в природе как растворителя.

Развитие общеучебных навыков, логического мышления, смысловой памяти и творческих способностей.

Тип урока У.Ф.Н.З.
З Формируемые

Н

А

Понятия: гидрат, раствор, взвесь, суспензия, эмульсия, растворимость веществ, раствор насыщенный и ненасыщенный,
Н

И

Я. Развиваемые

Распространение воды в природе.
У Формируемые

М

Е

Уметь объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения. Умение различать взвеси и растворы.
Н

И

Я. Развиваемые

Хим. Эксперимент.

Наглядность.

Растворение серной кислоты в воде. Растворение в воде соли, мела, масла

Компьютер, проектор, экран

Этап Содержание Деятельность учителя Деятельность учеников Время
Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Дежурный, кто сегодня отсутствует на уроке? Приветствует учеников, отмечает отсутствующих Приветствуют учителя, называют отсутствующих 1 мин. 10 сек.
Сообщение темы, мотивация. (Слайд 2)

Отгадайте загадки.

Как вы уже догадались, тема сегодняшнего занятия будет иметь отношение к тому веществу, которое описывается в стихотворении. Что же сегодня мы будем изучать? (Ответ: воду) Здесь заканчивается слайд 2.

(слайд 3) Итак, откройте тетради, запишите число, тема урока «Вода- растворитель. Растворы». Здесь заканчивается слайд 3. (Слайд 4) Сегодня мы познакомимся с понятиями раствор, гидрат, взвесь, суспензия, эмульсия, растворимость веществ, насыщенный, ненасыщенный раствор. Научимся отличать взвеси и растворы, объяснять процесс растворения веществ в воде на основе атомно-молекулярного учения. Здесь заканчивается слайд 4.

Читает загадки, задает вопрос ученикам Слушают загадки и разгадывают, отвечают на вопрос. Записывают тему урока. 1 мин
Домашнее задание. (Слайд 5) Запишем домашнее задание. Дома прочитайте параграф 28, выучите конспект в тетради. Выполните упр. 2,3 устно и упр. 1 письменно на стр. 81. Здесь заканчивается слайд 5. Диктует домашнее задание. Записывают домашнее задание 30 сек.
Актуализация опорных знаний. (Слайд 6) Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним уже известные вам факты о воде. Давайте вспомним химическую формулу воды. Как записать формулу воды? (Ответ: h3O). Из курса природоведения и физики вы знакомы с некоторыми свойствами воды. Скажите, пожалуйста, какие существуют агрегатные состояния воды? (Ответ: жидкое, твердое, газообразное). Очень хорошо. А какое агрегатное состояние у воды, которую мы используем в быту? (Ответ: жидкое) Здесь заканчивается слайд 6. (Слайд 7)Теперь кратко вспомним из географии, биологии распространение воды в природе. Вспомните соотношение воды и суши на Земле? (Ответ: 3/4поверхности Земного шара занимает вода). Сколько процентов (приблизительно) воды содержится в организме человека? (около 70%)

Итак, вода является самым распространённым веществом на Земле.

Задает вопросы. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетрадь 5 мин.
Изучение нового материала. Вода, столь широко распространенная в природе, всегда содержит примеси - растворенные в ней вещества. В пресной воде рек и озер их мало, в то время как в морской воде содержится около 3,5% растворенных солей. Вода обладает важным свойством – растворяет в себе другие вещества, благодаря чему у нас есть растворы. Здесь заканчивается слайд 7.

(Слайд 8) Что же такое раствор? Давайте попробуем с помощью лабораторных опытов объяснить это понятие. Вспомним правила техники безопасности: аккуратно работаем со стеклянной посудой. Здесь заканчивается слайд 8.

(Слайд 9) Три стакана заполним водой. Далее в них, поочередно, добавим масло, хлорид натрия и мел. Тщательно перемешаем содержимое стаканов стеклянными палочками. Что вы наблюдаете? Масло и мел не растворились в воде. Хлорид натрия растворился в воде – при этом образовалась (однородная) гомогенная система, называемая раствором. Можно видеть, что раствор чистый и прозрачный. Вывод: Раствор получили только при помощи смешивания воды и поваренной соли. Полученный раствор, прозрачный и однородный. Здесь заканчивается слайд 9.

(Слайд 10) Итак, давайте запишем определение понятия «Раствор». Раствор – это однородная система, состоящая из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Запомните, вещества, образующие раствор, называют компонентами раствора, один из компонентов – растворитель, другое растворяемое или растворенное вещество, и продукта их взаимодействия. Здесь заканчивается слайд 10.

(Слайд 11) Обратите внимание, что растворение веществ – это не только физический, но и химический процесс. ДЕМОНСТРАЦИЯ. Давайте убедимся в этом. Сейчас в пробирке с водой я по стеклянной палочке растворю серную кислоту. Почему добавляют кислоту в воду? Потому что, этот процесс сопровождается выделением большого количества теплоты. Потрогайте пробирку. Она нагрелась. Произошло химическое взаимодействие и в результате образовался гидрат – это непрочное соединение веществ с водой, существующее в растворе.

Давайте обратимся к двум пробиркам с маслом и мелом. Ни масло, ни мел в воде не растворились. Но при долго тщательном перемешивании возможно образование мутных смесей, не похожих на раствор, которые называют взвесями. Определение понятия взвеси. Здесь заканчивается слайд 11.

(Слайд 12) Взвесь – это жидкость или газ, в которых относительно равномерно распределены мелкие частицы твердого вещества или капли другой жидкости.

В зависимости от агрегатного состояния растворенных веществ выделяют: суспензии и эмульсии. Запишем определения понятий.

Суспензия – взвесь, в которой мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами жидкости.

Эмульсия – взвесь, в которой мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами другой жидкости.

А теперь скажите, какую взвесь образовали масло и вода? (Эмульсию). А мел с водой? (Суспензию) Запишите примеры в тетрадь. Здесь заканчивается слайд 11.

(Слайд 15) А теперь отдохнем. Закройте глаза, сосчитайте до пяти. Откройте глаза. Не поворачивая головы, только глазами посмотрите направо, налево, вверх и вниз. Повторите упражнение 7 раз. Снова закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Отдохнули, работаем дальше. Здесь заканчивается слайд 15.

(Слайд 16) Мы с вами рассмотрели понятие раствор и узнали, что это гомогенная система, состоящая из растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия. В ходе выполнения лабораторных опытов вы узнали, что не все вещества образуют с водой растворы.

А сейчас познакомимся с понятием растворимость веществ. Что же такое растворимость? Растворимость – это максимально возможное число граммов вещества, которое может растворяться в 100 граммах растворителя при данной температуре.

(МОДУЛЬ положение 5 без звука) Все ли вещества одинаково растворяются в воде? (Ответ: нет не все). Одни лучше, другие хуже. Откройте учебник на странице 79 схема 8. Давайте проанализируем схему. Вещества по величине растворимости делятся на три группы. Какие? (хорошо растворимые, малорастворимые, практически нерастворимые)

К хорошо растворимым веществам относят вещества, растворяемые в количестве 10 г на литр воды (сахар 2000 г на 1 литр воды), малорастворимым – от 0,01 г вещества (гипс 2 г на 1 л воды), плохо растворимым – до 0,01 г вещества (хлорид серебра 1,5·10-5 г на 1 л воды). (МОДУЛЬ закрыть)

Можно ли вещества в воде бесконечно растворять? (Ответ: нет). Здесь заканчивается слайд 16.

(Слайд 17) Существуют понятия «растворы насыщенные» и «ненасыщенные». Что это такое? Насыщенный раствор – это раствор, в котором вещество при данной температуре больше не растворяется. Ненасыщенный раствор – раствор, в котором вещество при данной температуре способно растворяться. Здесь заканчивается слайд 17.

Сообщает ученикам интересные факты. Для объяснения понятия «раствор» проводит лабораторные опыты. (Техника безопасности!!)

Диктует определение понятия раствор.

Проводит демонстрационный опыт.

Анализирует с учениками внешний вид двух пробирок (с мелом и маслом).

Диктует определения понятий «взвесь», «суспензия», «эмульсия».

Проводит физ. минутку.

Диктует понятие растворимость.

Классифицирует растворимость.

Вводит понятия насыщенный и ненасыщенный раствор.

Слушают учителя. Выполняют лабораторные опыты.

Записывают определение понятия «раствор».

Наблюдают за ходом выполнения демонстрационного опыта. На ощупь определяют изменение температуры пробирки. Записывают понятие гидрат.

Анализируют внешний вид двух пробирок (с мелом и маслом).

Записывают определения понятий «взвесь», «суспензия», «эмульсия».

Выполняют гимнастику для глаз.

Записывают понятие растворимость.

Записывают понятия насыщенный и ненасыщенный раствор

23 мин
Обобщение и систематизация. (Слайд 18) Итак, с какими понятиями мы сегодня познакомились? (Ответ: с понятиями «раствор», «гидрат», «взвесь», «суспензия», «эмульсия», «растворимость веществ», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор»). (Проектор выключить)

А теперь давайте проверим, какие понятия мы с вами сегодня усвоили. Пройдем тест (дифференцированные задания)

Опрашивает учащихся по основным вопросам урока Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопросы теста 5 мин
Рефлексивно- оценочный этап Сегодня хорошо поработали на уроке …

За работу на уроке ученики … получают оценки

Ставит оценки за урок 4 мин.
Организационное окончание урока Всем спасибо за урок. До свидания! Прощается с учениками Прощаются с учителем 20 сек

Курсив – записать в тетрадь

Подчеркнуты – вопросы к ученикам

Выделено красным - работа с презентацией

Приложение

Вариант 1 (оценка «3»)

1. Из чего состоит раствор? (Выбери наиболее правильный ответ)

А) из растворителя

Б) растворителя и растворенного вещества

В) растворителя, растворенного вещества и продуктов их взаимодействия

Г) из частиц

2. Из перечисленных веществ к суспензии относят:

А) вода + песок

Б) вода + соль

В) вода + бензин

Г) вода + уксус

3. Из перечисленных веществ к эмульсии относят:

А) вода + соль

Б) вода + бензин

В) вода + песок

Г) вода + уксус

4. По растворимость вещества делят на (выбери наиболее полный ответ):

А) растворимые, нерастворимые, ненасыщенные

Б) нерастворимые, малорастворимые

В) нерастворимые, малорастворимые, хорошо растворимые

Г) малорастворимые, насыщенные, растворимые

5. Насыщенные растворы характеризуются тем, что:

А) Вещество в растворе при данной температуре растворяется

Б) Вещество в растворе при данной температуре не растворяется

В) Вещество в растворе при данной температуре разлагается

Г) Вещество в растворе при данной температуре не разлагается

Ключ:ВАБВБ

Вариант 2 (оценка «4»)

1. При растворении веществ происходит (выбери наиболее полный ответ):

А) физический и химический процесс

Б) химический процесс

В) физический процесс

Г) ничего не происходит

2. Из перечисленных веществ к растворам относят (несколько вариантов ответов):

А) вода + песок

Б) вода + соль

В) вода + сахар

Г) вода + уксус

3. Растворы отличаются от взвесей (один вариант ответа):

А) цветом

Б) однородностью

В) объемом

Г) насыщенностью

4. При растворении серной кислоты в воде происходит образование:

А) Оксида

Б) Гидрата

Г) Суспензии

В) Эмульсии

5. К хорошо растворимым в воде веществам относят (несколько вариантов):

А) глину

Б) стекло

В) сахарный песокГ) соль

Ключ: 1)А 2) БВГ 3)Б 4)Б 5)ВГ

Вариант 3 (оценка «5»)

1. Раствор – это … система, состоящая из молекул растворителя и частиц …, между которыми происходят физические и химические взаимодействия (вставь два пропущенных слова):

А) Однородная

Б) гетерогенная

В) растворенного вещества

Г) продуктов химического взаимодействия

2. Из перечисленных веществ к взвесям относят (несколько вариантов ответов):

А) вода + песок

Б) вода + масло

В) вода + бензин

Г) вода + соль

Д) вода + керосин

3. Как из насыщенного раствора поваренной соли при данной температуре приготовить ненасыщенный раствор.

А) добавить соль

Б) добавить воду

В) выпарить воду

Г) охладить раствор

4. Найди соответствие: вид взвеси – пример:

А) эмульсия 1. Вода + мел

Б) суспензия 2. Вода + масло

3. Вода + уголь

4. вода + соль

5. К хорошо растворимым в воде веществам относят (несколько вариантов):

А) керосин

Б) соль

В) сахарГ) стекло

Д) глину

Ключ:1) АВ 2)АБВД 3)Б 4) а-2 б- 1,3 5) БВ


Смотрите также