Вода друг. Классный час «Вода – наш друг и враг. Правила пребывания на воде»

Воспитательский час "Вода-друг- враг. Вода друг


Вода друг и враг человека

Когда воду одновременно называют добрым другом и коварным врагом человека, кажется, что одно противоречит другому. Но в природе много кажущихся противоречий, например жидкий лед и жидкий хлеб, (подробнее: Вода в продуктах питания).

Вода друг и враг человека

Поэтому каждое противоречие нужно глубоко проанализировать. И тогда выяснится, что вода, как друг, с одной стороны, дает жизнь растениям, животным и людям, с другой стороны — иногда безжалостно уничтожает жизнь, как враг человека.

Вспомним об ужасном случае с «Титаником», (подробнее: Плавучий лед), о прорыве большой плотины в штате Пенсильвания в США, об оползнях, вызываемых грунтовыми водами, и зараженных водах Рейна, (подробнее: Подземная канализация)

Какой вывод можно сделать из этого? Видя дружеское лицо воды, мы не должны заблуждаться, чтобы не испытать потом большого разочарования. Перечень преступлений, совершенных водой, все возрастает. В эпоху высокоразвитой техники человек не должен безучастно относиться к этому. Необходимо выяснить, почему так происходит? Рассмотрим внимательнее преступления воды, как врага человека.

Наводнение в Голландии

Рано утром 31 января 1953 года радисты судов, находившихся в Северном море, приняли тревожное сообщение службы погоды. С волнением прижимали они наушники радиоприемника, прислушиваясь к чужому голосу из эфира: «Говорит служба погоды Гринвича! В Северном море от берегов Гренландии в юго-западном направлении движется ураган. Скорость урагана 200 километров в час. Большая опасность! Большая опасность! Говорит служба погоды. Повторяем…» Капитаны судов долго не раздумывали. Они знали, что означает это сообщение, и изменили курс. Полным ходом направили они суда к укрытию в гавани. Завеса из снега и града ухудшала видимость. Началась борьба со смертельной опасностью.

Ураган движется быстрее судна. Он накидывается на него сзади. Море становится на дыбы, как раненый зверь. Руль отказывается повиноваться. Ураган мчится дальше и гонит бушующие волны на сушу. Первый удар ужасен. Кварталы домов и целые улицы исчезают в волнах. Волны разбивают тяжелые бетонные блоки портовых сооружений и выбрасывают их далеко на сушу. Они срывают с рельс железнодорожные составы, смывают деревянные постройки. За несколько минут острова Канви и Шеппи в устье Темзы превращаются в острова смерти.

А ураган устремляется дальше. Длинные дамбы, отделяющие в Голландии сушу от моря, уступают напору волн и прогибаются, как садовые изгороди. Больные и слабые погибают в своих постелях. Детей уносит волнами. Проходит несколько часов, и значительная часть побережья Северного моря превращается в бескрайнюю водную пустыню.

Место оползня через пол века

В следующие дни одно сообщение следовало за другим: «Самое ужасное катастрофическое наводнение в истории человечества! — объявляли свежеотпечатанные столбцы газет. — Волны высотой в многоэтажное здание затопили южное побережье Великобритании и значительные районы Голландии и Бельгии. Миллион голландцев потеряли имущество. Более шестой части страны затоплено. Почти две тысячи человек погибли в волнах наводнения.

В Великобритании 50000 человек осталось без крова. Число человеческих жертв еще не установлено. В Бельгии эпидемия тифа угрожает здоровью тысяч людей. Питьевая вода заражена. На воде плавают трупы животных. Отрезанные от внешнего мира, жертвы катастрофы несколько дней уже не имеют питьевой воды, пищи, медикаментов, теплой одежды…»

Только несколько дней спустя можно было определить объем причиненных убытков. Они были огромны. Отовсюду пострадавшим было выражено сочувствие и оказана материальная помощь. В этом наводнении вода оказалась в роли грозного врага человека.

libtime.ru

Воспитательский час "Вода-друг- враг

Воспитательский час в 6 классе « Вода – друг – враг». Воспитатель Яценко Л.Н.

Цель: Формирование у детей представление о правилах безопасного поведения на воде в тёплое  время года. Расширять представления о  причинах несчастных случаев на воде,  действиях в случае опасности.                              

Коррекция устойчивого внимания через умение сосредотачиваться. Коррекция образной памяти через запоминание и воспроизведение правил поведения на воде.

Ход занятия

I.Организационный момент. «Отгадай загадку»

Она бежит, струится,                        

 Струйки не бегут.

 Склонились молчаливо                        

 Над ней густые ивы. (Река.)                

Он слегка затянут ряской,

На солнце серебрится.

Заколдован, будто в сказке,

Старый, тихий (пруд)

Кругом вода,

А с питьем беда

Кто знает, где это бывает? (море)

Много рек, озер, морей

Он в себя вобрал

Ты подумай и ответь

Что за великан? (океан)

Ни вода, ни суша,

На лодке не переплывешь

И ногами не пройдешь. ( Болото)

Он без рук и без ног,

Из земли пробиться смог.

Нас он летом в сильный зной

Ледяной поит водой. ( Родник)

Ребята, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор на воспитательском часе?

-  Правильно сегодня мы поговорим о воде, о её пользе и вреде. Посмотрите на карту мира.  Какой краски на ней больше всего? (Синей и голубой)

  - Что на карте отмечают таким цветом? (Воду – реки, моря, озера, океаны).

II. Основная часть.

Вода – одно из самых важных для живых организмов веществ. При недостатке воды жизнь организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные, лишенные воды, быстро погибают.

Рисунок 25

Почему внутри человека нарисован вопрос? (Как вам известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она находится? (в крови, она помогает переваривать пищу, с ее помощью удаляются вредные вещества из организма)

Потеря воды опаснее для организма, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – несколько дней. Вода – добрый друг и помощник человека. Но бывают ситуации, когда вода может стать для человека врагом.

- В каких случаях это может быть? ( Если произошло наводнение. Когда нас заливают соседи сверху.

 Если мы купались и начали тонуть)

Трудно вообразить, что было бы на Земле без рек, прудов, озер, морей. Наверное, планета была бы похожа на пустыню или каменистую местность. К счастью, на Земле достаточно большие водные пространства, и человек издавна селился на их берегах, потому что где вода, там и жизнь.

        -В какое время года вы чаще всего стремитесь к водоемам? (Летом и зимой)

        -Почему летом? (Летом жарко и хочется искупаться, поплавать на чем-нибудь.)

        -Для чего вы идете к водоему зимой? (Покататься на коньках).

        -Сегодня мы подробно поговорим о поведении у воды летом. Как и на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения. Ежегодно в нашей стране гибнет много людей на водоемах. А все это происходит из-за того, что люди не соблюдают правила поведения. Среди тонущих почти четверть составляют дети. На воде надо быть очень внимательным. Вода ошибок не прощает.

        -Какие правила поведения на воде вы знаете? (ответы детей)

2.Давайте мы с вами договоримся: вы будите рассматривать рисунки и рассказывать, что их герои делают, правильно или неправильно, а потом проверим себя, посмотрев м/ф.

Рисунок 15

Рисунок 18

Рисунок 19

Рисунок 21

Рисунок 20

Рисунок 17

3.Просмотр м/ф « Уроки осторожности у тетушки Совы»

(В м/ф рассказывается о правилах поведения на воде) - 5 мин.

4 .(работа в группах) А сейчас поиграем в игру «Расшифруйте фразу».

Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем, все полученные слоги сложить, получатся слова, из которых и состоит заданное выражение.

1 – 1

Творог, ящик. (Твоя)

1-1-1-2

Берег, зола, пастух, крайность. (безопасность)

В (в)

2

Натворил + их (твоих)

1 - 3

Руины, закладках (руках)

Твоя безопасность в твоих руках

-Как понять расшифрованное выражение «Твоя безопасность в твоих руках»?

5. (работа в группах) Предложить решить проблемные ситуации.

1. Как вы думаете, можно ли купаться на речке в незнакомом месте и стоит ли туда нырять?

2. Что надо сразу же делать, если кто-нибудь тонет на ваших глазах? Что может помочь тонущему удержаться на воде?

3. Почему утонула Аленушка в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? Какое правило безопасности она нарушила?

III. Итог.

-Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии? Какие правила поведения на воде вы запомнили? С какими правилами они сравниваются?

Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем, все полученные слоги сложить, получатся слова, из которых и состоит заданное выражение.

1 – 1

Творог, ящик. (Твоя)

1-1-1-2

Берег, зола, пастух, крайность. (безопасность)

В (в)

2

Натворил + их (твоих)

1 - 3

Руины, закладках (руках)

Из каждого слова взять только тот слог, который указан в коде, а затем, все полученные слоги сложить, получатся слова, из которых и состоит заданное выражение.

1 – 1

Творог, ящик. (Твоя)

1-1-1-2

Берег, зола, пастух, крайность. (безопасность)

В (в)

2

Натворил + их (твоих)

1 - 3

Руины, закладках (руках)

infourok.ru

Конспект урока по Окружающему миру "Вода – друг или враг?" 1 класс

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме: Вода – друг или враг?

Цель и задачи урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания детей о воде, расширить и углубить представления учащихся о значении воды в жизни человека и её использовании.

  2. Воспитывать в детях привычку осторожного поведения при обращении с водой, повторить правила поведения на водоёмах, применять их в повседневной жизни для сохранения здоровья.

  3. Развивать наблюдательность, мышление, память, внимание; повышать познавательную активность детей.

Планируемые результаты:

Личностные : развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Регулятивные: формирование умения планировать свою деятельность, а так же способности принятия учебной задачи учащимися.

Познавательные: развитие умения выделять и формулировать познавательную цель, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, осуществление поиска необходимой информации из различных источников, развитие умения строить высказывание в устной форме.

Коммуникативные: формирование способности находить общее решение, умения аргументировать своё предложение, осуществлять взаимоконтроль

и взаимопомощь в ходе выполнения задания.

Оборудование: мультимедийная презентация, глобус, раздаточный материал, сборники пословиц .

Литература:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М. ВАКО, 2004.

  2. Лукьянова М. И. Обучение здоровью в школе. Сборник научно-методических материалов. Ульяновск. УИПКПРО 2010.

  3. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А., Жиренко О. Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). М. ВАКО, 2007.

Методы и приёмы обучения: продуцирование гипотез, метод постановки проблемы, метод умозаключений, проблемный диалог, метод рефлексии, метод доказательств, дискуссии, целеполагания, игровые и наглядные методы обучения.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, групповая работа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и цели урока:

- Послушайте и отгадайте загадку:

Что в гору не вкатить,

В решете не удержать,

В руках не унести? (вода)

-О чём сегодня будем говорить на уроке?

-Да, мы поговорим о воде и попытаемся ответить на главный вопрос - вода наш друг или враг?

  1. Работа по теме урока:

  1. Обобщение знаний о воде:

-Как вы думаете, много ли на Земле воды? (показать глобус)

-Какого цвета больше всего на глобусе? Почему?

-Если быстро раскрутить глобус, покажется, что он весь голубой. Недаром Землю называют «Голубой планетой», ведь голубым цветом изображена вода- все моря и океаны, а они занимают в 2 раза больше места, чем суша. Глубоки моря и океаны. Если в самое глубокое место Тихого океана- Марианскую впадину можно было бы спуститься в лифте, пришлось бы без остановки ехать целых 5 часов. Вот такая глубина!

-Вода окружает нас всюду.

(Дети читают стихи)

Спросил на днях малыш- сосед

У струйки, льющейся из крана:

-Откуда ты? Вода в ответ:

-Издалека! Из Океана!

Потом малыш гулял в лесу,

Росой покрылась вся поляна.

-Откуда ты? – спросил росу.

-Поверь - и я из Океана!

На поле лёг туман густой,

Малыш спросил и у тумана:

-Откуда ты? Ты кто такой?

-И я, дружок из Океана!

Удивительно, не так ли?

В супе, в чае, в каждой капле,

В звонкой льдинке, и в слезинке,

И в дождинке, и в росинке

Нам откликнется всегда

Океанская вода!

  1. Игра «Хорошо - плохо»:

-Предлагаю сыграть в игру, одна группа будет работать со словом «хорошо», а другая со словом «плохо».

-Где человек использует воду?

-Когда вода может причинить вред человеку?

-Усложним задание, вспомним сказки, в которых вода помогала людям и, наоборот, сослужила плохую службу?

(Ответы детей)

3.Групповая работа:

-Давайте составим правила безопасного поведения на водоёмах.

*купаться только под присмотром взрослых;

*не плавать в незнакомых местах;

*лучше всего купаться в ледяной воде;

*хорошо плавать вблизи плывущих судов;

*при появлении озноба или усталости выйти из воды;

*можно купаться без взрослых;

*купаться можно только в чистых водоёмах;

*лучше всего купаться одному;

*не толкать товарищей с берега или в воде;

*если плаваешь хорошо, можно заплывать за буйки;

*не подплывать к судам и лодкам;

*не купаться в очень холодной воде;

*друзей можно толкать с берега в воду;

*не купаться в одиночку, чтобы быть на виду;

*ничего страшного, если купаться в загрязнённой воде;

*не заплывать за буйки, ограничительные знаки;

-Какой вывод сделаем?

(Если соблюдать правила безопасности, вода не причинит нам вреда).

  1. Работа с пословицами :

(Дети работают со сборниками пословиц).

-Не зная броду, не суйся в воду.

-Под лежачий камень вода не течёт.

-С лица воду не пить.

-Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться.

-На сердитых воду возят.

-Что обозначают пословицы?

-Как вы думаете, почему вода встречается нам и в загадках, и в сказках, и в пословицах, и в стихах?

( Вода занимает важнейшее место в жизни людей. Человек не может обходиться без воды)

-Известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери так говорил о воде: «Ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете».

  1. Итог урока:

-О чём сегодня говорили на уроке?

-Что нового узнали? Что было интересно?

-Оцените себя, вы уже всё знаете по данной теме или ещё многое хотите узнать о пользе воды и опасностях, связанных с ней?

(Дети оценивают себя заготовленными значками: «Я всё знаю» или «Я-исследователь»)

Самоанализ открытого урока «Вода – друг или враг?»

1.Класс 3 Б состоит из 30 человек, среди которых 10 мальчиков и 20 девочек. Учебная подготовленность учащихся находится, в основном, на высоком и среднем уровне. Большинство детей активны, проявляют интерес к учебной деятельности, дисциплинированны и достаточно организованны. Поэтому для дальнейшего повышения уровня общеучебных умений и навыков я, как учитель, стараюсь применять не только фронтальные, но и коллективно- групповые виды работ.

2.Тема моего урока «Вода- друг или враг». В начальной школе ещё нет предмета ОБЖ, поэтому занятия проводятся интегрировано в составе других уроков, в частности окружающего мира.

3.Цели данного урока:

Образовательная: систематизировать и обобщить знания детей о воде, расширить и углубить представления учащихся о значении воды в жизни человека и её использовании.

Воспитательная: воспитывать в детях привычку осторожного поведения при общении с водой, повторить правила безопасного поведения на водоёмах, применять их в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья.

Развивающая: развивать наблюдательность, мышление, память, внимание, повышать познавательную активность детей.

4.На своих уроках я всегда стараюсь применять задания развивающего характера:

-дети сами формулируют тему урока, отгадывая загадку;

-игра «Хорошо- плохо» позволяет детям рассуждать о роли воды в жизни человека, находить её положительные и отрицательные стороны;

-во время групповой работы учащиеся сами выбирают верные правила безопасного поведения на водоёмах, доказывая свой выбор;

-работа с пословицами развивает мышление и воображение ребят, воспитывает самостоятельность.

5. В качестве наглядных пособий используется компьютер с мультимедиа, глобус. Заранее заучивается материал некоторыми учащимися, заготавливаются сборники пословиц и карточки с заданиями.

6. На уроке оптимальный темп чередования и смены видов деятельности. Прослеживается связь с устным народным творчеством через загадки, сказки, фразеологизмы, пословицы. В плане выбора форм и методов обучения урок строится с учётом сбережения здоровья учащихся и обеспечение их безопасности.

На занятии используется аналитический, наглядный, частично- поисковый, исследовательский методы обучения. Считаю, что выбранные методы соответствуют целям и содержанию урока, а так же помогают выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач.

7. Содержание урока является социально- значимым в современных условиях. Изучаемый материал актуален, связан с жизнью, для детей доступен, посилен и привлекателен, т.к. построен в игровой форме. Объём материала оптимален для усвоения учащимися.

8.Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Однако основная задача- продолжать работать в том же направлении, расширяя знания детей по теме и показывая их практическое применение.

doc4web.ru

Классный час «Вода – наш друг и враг. Правила пребывания на воде»

ОБЖ. Безопасное поведение на воде.

Тема: «Вода – наш друг и враг. Правила пребывания на воде»

Цели: познакомить учащихся с правилами поведения на воде; воспитывать внимание, волю, заботу о своем здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Беседа по теме

–Какие животные хорошо плавают?Кто из вас умеет плавать?В каком возрасте можно учиться плавать?–Жарким летним днем дети и взрослые любят пойти на пляж и искупаться. Только, прежде чем зайти в воду, стоит вспомнить о безопасности.Ежегодно в нашей стране гибнет много людей на водоемах. А все это происходит из-за того, что люди не соблюдают правила поведения. Среди тонущих почти четвертую часть составляют дети. На воде надо быть очень внимательными. Вода ошибок не прощает.Большинство детей любят купаться и хотят научиться плавать. Другие – боятся войти в реку. Не бойтесь воды. Страх – плохой учитель. В то же время, чтобы избежать беды, купаясь в водоемах, необходимо соблюдать правила поведения.

2. Правила поведения на воде

Как на городской улице, на воде есть свои правила безопасного поведения:

  1. Когда купаетесь, рядом обязательно должны быть взрослые, даже если вы умеете плавать. Это же правило действует при переходе через реку или ручей.

  2. Никогда не ныряйте в незнакомом месте. Под водой могут оказаться затонувшее бревно, коряга.

  3. Не заплывайте за буйки, не плавайте в реке с быстрым течением.

  4. Не шутите на воде, не «топите» друг друга. Человек может захлебнуться и умереть.

  5. Если ногу свела судорога, надо на секунду погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя ступню за большой палец. Судорога пройдет.

  6. Умейте отдыхать на воде (на спине или выполняя «поплавок»).

3. Обсуждение стихотворения

У моста стоит Авось,На другом конце – Небось.Издают за вздохом вздох:–Больно мост над речкой плох! –Но Авось сказал: «Авось!» –А Небось сказал: «Небось!».Как взошли на середину,Мост прогнулся –И... в пучину!Тем и кончился их риск –Сколько шума, сколько брызг!На реке потом лучистойПузыри всплывали быстро...Так пошли друзья ко днуПод водой делить вину...На Авось и на НебосьКоль понадеялся, то брось!!!(И.Емельянов)

–В чем заключается основная мысль стихотворения? А в чем – опасность на воде? Оправдан ли риск на воде?

4. Оздоровительная минутка

5. Игра «Светофор здоровья»

У детей набор цветных кружков (красный, желтый, зеленый) для каждого учащегося.Красный цвет – поведение и поступки, опасные для здоровья; желтый цвет – поведение, требующее осторожности и осмотрительности; зеленый цвет – поведение и поступки, полезные для здоровья.Учитель зачитывает текст карточки, дети поднимают кружок того цвета, который, по их мнению, адекватен ситуации.–Стояли очень жаркие дни. Родители вместе с детьми, Петей и Олей, на целый день выехали за город к озеру. Вода в озере прогрелась, и дети не хотели выходить на берег. Оля не умела плавать и возилась в воде у самого берега. А Петя плавал на глубине. Неожиданно Петя почувствовал, что одна нога у него онемела. Он испугался и поплыл к берегу.–Что произошло? Каковы причины случившегося? Как бы вы поступили в подобной ситуации?

6. Когда опасность рядом

  • Если вы устали или начали замерзать в воде, плывите к берегу.

  • Если вы сомневаетесь, что сумеете самостоятельно добраться до берега, поднимите руки вверх и машите, стараясь привлечь к себе внимание.

  • Если вас подхватило течение, следуйте за ним, направляясь к ближайшему берегу.

7. Итог занятия

–Какие правила поведения на воде необходимо соблюдать?

infourok.ru


Смотрите также