Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника. Вода арчимбольдо


Невероятные картины Джузеппе Арчимбольдо. Мы — то, что мы едим!

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане. Став придворным портретистом в 1562 году Арчимбольдо производит фурор благодаря написанию очень необычных и странных портретов, в которых, для построения композиции, используются изображения фруктов, овощей и других органических элементов.

В 1569 году художник впервые представил эти портреты в двух коллекциях по четыре работы в каждой.

Первая коллекция, «Четыре времени года», состояла исключительно из сезонных и сельскохозяйственных культур и растений, в то время как вторая коллекция, «Четыре стихии», отражала лица людей, собранных из разнообразных морских существ: птиц, млекопитающих, а так же из других веществ, отражающих четыре стихии: воду, воздух, землю и огонь.

Картины Джузеппе уникальны не только благодаря невероятному мастерству художника сочетать зоологические и ботанические формы, но и благодаря очень тонкому чувству юмора художника и его остроумию. Например, как человеческое ухо может быть визуализировано посредствам початка кукурузы?

Также, художник хотел показать превосходство королевской семьи над всем сущим — от рыб в море, до птиц в небе.

В своих работах Арчимбольдо упоминает такие культуры, как баклажаны, которые были возвращены из отдаленных колоний Нового Света (Северная и Южная Америка).

После его смерти в 1593 году, все коллекции Арчимбольдо были утеряны, и разбросаны по миру на протяжении очень длительного времени.

Только в начале 1900-х годов имя Джузеппе Арчимбольдо вновь появилось на слуху, именно тогда о его работах и узнал весь художественный мир. Картины художника стали настоящим вдохновением всего сюрреалистического движения.

Джузеппе Арчимбольдо

Четыре сезона в одной голове. 1590

Джузеппе Арчимбольдо

Библиотекарь. 1566

Джузеппе Арчимбольдо

Флора. 1591

Giuseppe Arcimboldo33

Повар. 1570. Картина перевернута, чтобы можно было однозначно заметить лицо повара состоящее из поросят.

Giuseppe Arcimboldo44

Овощной садовник. 1590

Giuseppe Arcimboldo7

Вода. 1566

Giuseppe Arcimboldo6

Огонь. 1566

Giuseppe Arcimboldo5

Земля. 1570

Giuseppe Arcimboldo4

Зима. 1563

Giuseppe Arcimboldo3

Осень. 1573

Giuseppe Arcimboldo2

Лето. 1563

Джузеппе Арчимбольдо

Весна 1573

Giuseppe Arcimboldo

Рудольф II. Святой Римский император

Giuseppe_Arcimboldo

Джузеппе Арчимбольдо. Автопортрет

Опубликовано 18 Июл 2016 14:17 © Инфопровод

Нашли опечатку? Выделите фрагмент текста и отправьте нажатием Ctrl+Enter. Если вам понравился этот материал, поделитесь со своими друзьями:

Смотрите также:

infoprovod.ru

Арчимбольдо

archimboldo9После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности.

Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное  влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление.

Джузеппе начал первым  изображать  уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели,  музыканты, режиссеры...

Однако чудаковатость его картин современники оценивали  как курьезы, шутки,  перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.

На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные  картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих  друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.

Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма,  приходя в восторг от  знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.

archimboldo10

Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д.Арчимбольдо

Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном  стиле.

Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве  придворного императорского художника.

Здесь Арчимбольдо попадает в  совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным,  собиравшимся со всех концов света.

archimboldo14

"Времена года": "Зима - Весна"

Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля,  оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.

Это были  картины  серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.

Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и  картины, не входящие в серии, необычны тем, что  стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.

archimboldo13

"Времена года": "Лето" - "Осень"

Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев,  художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.

Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят,  с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.

Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время  отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.

archimboldo15

Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"

Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.

«Зима» аллегорически  изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот  – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями,  маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.

Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона -  желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан  над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу  императора.

archimboldo16

Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"

«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она  олицетворяет весну. На картине Арчимольбо  проявляет себя как большой знаток флоры.

Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета. Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения   художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.

archimboldo18

Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"

Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа  - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания – 1573.

«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.

archimboldo17

Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"

Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет  серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и  вода,  осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.

Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из  животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных:  быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная – из  птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня  от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.

archimboldo20

Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"

Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.

Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных  не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.

archimboldo

Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.

Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Джузеппе Арчинбольдо, 16 век - предсказатель сюрреализма...

Современные критики говорят о нём не только как о живописце, но и как о блестящем декораторе, классике маньеризма, одном из предтеч сюрреализма.Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник снова вошёл в моду.(с) allday.ru

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК Джузеппе Арчимбольдо (1527 - 1593), жил в XVI веке и снискал себе славу одного из самых загадочных и своеобразных художников своего времени. И поныне тайна его живописи остается неразгаданной как для специалистов, так и для широкой публики. И в наши дни эта живопись восхищает не только уникальностью художественного замысла, но и смелостью, "авангардностью" воплощения. Арчимбольдо - один из тех художников, картины которого не стареют. И по сей день они воспринимаются как работы нашего современника.

Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо. Он родился в Милане в 1527 году. Есть сведения, что в возрасте 22 лет он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо.В 1562 году германский император Фердинанд I пригласил мастера в Вену на должность придворного портретиста. В круг его обязанностей, помимо писания королевских портретов входило украшение знаменитого "Кабинета", включавшего коллекцию произведении искусства и всевозможных курьезов.Другой германский император, Рудольф II, любил все необычайное, экзотическое.Служа ему, Арчимбольдо носил титул "Мастер Празднеств". Подобно Леонардо, он изобрел и построил различные гидравлические механизмы, музыкальные автоматы. До нас дошли два его изобретения: "перспективная лютня" и "цветовой клавикорд". Звуки клавикорда соответствовали тому или иному цвету, составленному художником на цветовой шкале.Но только ли курьезами являются холсты мастера? Надпись на старинной гравюре, считающейся по традиции его автопортретом - "Природа, выраженная искусством Арчимбольдо", - опровергает это мнение. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.Уже современники Арчимбольдо вполне отдавали себе отчет в том, что имеют дело с гением. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых "арчимбольдесками". И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. Но все эти художники-копиисты так и остались фокусниками, и давно забыты, в отличие от самого Джузеппе Арчимбольдо, имя которого навечно вписано в историю мировой живописи.

Гoнчapoвa А.В., Глaзкoв Д.П.ИсточникРепродукции кликабельны - при нажатии можно узнать название картины.

Источники: http://marinni.dreamwidth.org/468497.html, http://www.liveinternet.ru/users/2161025/post111512059/, http://phototour.pro/painting/nature_morte/ARCIMBOLDO_Giuseppe/

anastgal.livejournal.com

АРЧИМБОЛЬДО – ПРЕДТЕЧА СЮРРЕАЛИЗМА | ARTотека еды

джузеппе арчимбольдо 600 х 340

Джу­зеп­пе Арчим­боль­до (1526–1593)  был при­двор­ным худож­ни­ком трех импе­ра­то­ров —  Фер­ди­нан­да I, Мак­си­ми­ли­а­на II и Рудоль­фа II и, как бы сей­час ска­за­ли, уни­вер­саль­ным арт-дирек­то­ром. Он созда­вал костю­мы для при­двор­ных празд­ни­ков, зани­мал­ся оформ­ле­ни­ем и поста­нов­кой раз­но­об­раз­ных тор­жеств, тур­ни­ров и коро­на­ций, раз­ра­ба­ты­вал и усо­вер­шен­ство­вал раз­лич­ные меха­низ­мы, про­ек­ти­ро­вал фон­та­ны и созда­вал вит­ра­жи. Имен­но служ­ба в Пра­ге при дво­ре ярко­го и амби­ци­оз­но­го Рудоль­фа II ста­ла пери­о­дом рас­цве­та худож­ни­ка.

Рудольф II, меце­нат и покро­ви­тель наук и искус­ства, при­влек к сво­е­му дво­ру мно­же­ство неор­ди­нар­ных лич­но­стей – худож­ни­ков, поэтов, уче­ных, а так­же магов, оккуль­ти­стов  и алхи­ми­ков. При нем в Пра­ге рабо­та­ли аст­ро­но­мы Иоганн Кеплер и Тихо Бра­ге, худож­ни­ки Бар­то­ло­ме­ус  Шпран­гер и Ханс фон Аахен,  скуль­пто­ры Адри­ан де Врис и Джам­бо­ло­ньи.  Им была осно­ва­на одна из пер­вых кунст­ка­мер – пред­ше­ствен­ни­ца совре­мен­ных музеев. Ста­ра­ни­я­ми Арчим­боль­до она попол­ни­лась мно­ги­ми ред­ко­стя­ми и дико­вин­ка­ми, а так­же кар­ти­на­ми Дюре­ра и Брей­ге­ля.

Арчим­боль­до – ярчай­ший визу­а­лист эпо­хи позд­не­го Воз­рож­де­ния, создал свой соб­ствен­ный при­чуд­ли­вый стиль. Его порт­ре­ты – это вир­ту­оз­ные кол­ла­жи из ово­щей, фрук­тов, цве­тов, рыб, живот­ных и пред­ме­тов. Затей­ли­вая и фан­тас­ма­го­ри­че­ская фор­ма осно­вы­ва­ет­ся на  педан­тич­ной точ­но­сти дета­лей.

Арчимбольдо Флора 760 х 980Арчимбольдо Вода 640 х 843

-

Каж­дое рас­те­ние, каж­дая тра­вин­ка, каж­дый цве­ток узна­ва­ем с науч­ной точ­ки зре­ния. Его кар­ти­на “Вес­на”, напри­мер, содер­жит 80 иден­ти­фи­ци­ру­е­мых рас­те­ний, а “Вода” — 60 реч­ных и мор­ских видов.Пер­вые извест­ные порт­ре­ты-кол­ла­жи были пред­став­ле­ны импе­ра­то­ру Мак­си­ми­ли­а­ну на Новый 1569 год. Один цикл кар­тин назы­вал­ся “Вре­ме­на года”, а дру­гой, в кото­рый вошли зем­ля, вода, огонь и воз­дух, “Четы­ре эле­мен­та”. Алле­го­ри­че­ские кар­ти­ны пол­ны визу­аль­ных калам­бу­ров, а так­же лест­ных наме­ков на вели­чие

Арчимбольдо Зима 720 х 882Арчимбольдо Осень 723 х 864

-

Габс­бур­гов, спо­соб­ных управ­лять даже при­ро­дой и сти­хи­я­ми. Мак­си­ми­ли­а­ну так понра­ви­лись эти обра­зы, что в 1571 году был устро­ен костю­ми­ро­ван­ный празд­ник, где импе­ра­тор и при­двор­ные были оде­ты в костю­мы эле­мен­тов и вре­мен года. Импе­ра­тор играл зиму.Джу­зеп­пе Арчим­бол­до – мастер опти­че­ской иллю­зии. В его вре­мя осо­бен­ной попу­ляр­но­стью поль­зо­ва­лись

Арчимбольдо Садовник 680 х 450кар­ти­ны-пере­вер­ты­ши — повер­ни­те их на 180 гра­ду­сов и пред вами пред­ста­нет совер­шен­но дру­гое изоб­ра­же­ние. Так на кар­ти­нах Арчим­боль­до повар сам ста­но­вит­ся блю­дом, а садов­ник пре­вра­ща­ет­ся в кор­зи­ну с пло­да­ми.

Наи­бо­лее извест­ная рабо­та Арчим­боль­до – порт­рет Рудоль­фа II, при­ем­ни­ка Мак­си­ми­ли­а­на, в обра­зе Вер­тум­на, Арчимбольдо портрет Рудольфа II 651 х 800древ­не­ита­лий­ско­го бога вре­мён года, рас­ти­тель­но­сти и пре­об­ра­зо­ва­ний. Инте­рес­но, что на порт­ре­те изоб­ра­жен поча­ток куку­ру­зы, на ту пору экзо­ти­че­ско­го рас­те­ния толь­ко при­ве­зен­но­го из Ново­го Све­та. Кар­ти­на настоль­ко понра­ви­лась импе­ра­то­ру, что он награ­дил худож­ни­ка титу­лом пфальц­гра­фа и зна­чи­тель­ным денеж­ным содер­жа­ни­ем.

Арчим­боль­до слу­жил семье Габс­бур­гов на про­тя­же­нии более 25 лет.  В 1587 году после мно­го­чис­лен­ных просьб он был отпу­щен импе­ра­то­ром Рудоль­фом со служ­бы и вер­нул­ся в род­ной Милан, где и умер в 1593 году.

Попу­ляр­ность Арчим­боль­до была огром­на, но про­шло вре­мя, кунст­ка­ме­ра была раз­граб­ле­на во вре­мя Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны (1618–1648), ряд кар­тин Арчим­боль­до были выве­зе­ны в Шве­цию, неко­то­рые осе­ли в част­ных кол­лек­ци­ях, а неко­то­рые попро­сту исчез­ли. Худож­ник и его рабо­ты были забы­ты более чем на 300 лет.

Сюр­ре­а­ли­сты спас­ли Арчим­боль­до от пол­но­го забве­ния и даро­ва­ли ему посмерт­ное член­ство в сво­ем клу­бе. В 1930 году фран­цуз­ский жур­нал сюр­ре­а­ли­стов  Minotaure опуб­ли­ко­вал репро­дук­ции его работ, а Аль­фред Барр — исто­рик искус­ства и пер­вый дирек­тор Музея совре­мен­но­го искус­ства в Нью-Йор­ке, орга­ни­зо­вал показ работ худож­ни­ка на выстав­ке под назва­ни­ем “Фан­та­сти­че­ское искус­ство, дадизм и сюр­ре­а­лизм”. Ман Рэй, Рене Магритт и Дали утвер­жда­ли, что рабо­ты Арчим­боль­до  ста­ли для них источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. По сло­вам Саль­ва­до­ра Дали, Джу­зеп­пе Арчим­боль­до явил­ся пред­те­чей сюр­ре­а­лиз­ма.

В 21 веке попу­ляр­ность Арчим­боль­до про­дол­жа­ет рас­ти, а его идеи нахо­дят после­до­ва­те­лей и под­ра­жа­те­лей. Так в 2012 году  в лон­дон­ском музее изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства — Dulwich Picture Gallery экс­по­ни­ро­ва­лась серия скульп­тур  “Четы­ре сезо­на”.  Автор арт-про­ек­та  аме­ри­кан­ский худож­ник, сце­на­рист и режис­сер  Филипп Хаас (Philip Haas), вдох­нов­лен­ный рабо­та­ми вели­ко­го манье­ри­ста, создал свою вер­сию вре­мен года. Трех­мет­ро­вые Зима, Вес­на, Лето и Осень были впер­вые пред­став­ле­ны ауди­то­рии на поляне музей­но­го пар­ка, после чего начал­ся трех­лет­ний тур по музе­ям и бота­ни­че­ским пар­кам США.

арт-проект Four Seasons 720 х 467арт-проект Four Seasons Зима 540 х 723

Дру­гой нью-йорк­ский фото­ху­дож­ник Klaus Enrique Gerdes создал серию фото­ра­бот под общим назва­ни­ем “Арчим­боль­до”, где попы­тал­ся повто­рить рабо­ты вели­ко­го масте­ра, исполь­зуя реаль­ные фрук­ты, ово­щи и цве­ты.

Klaus_Enrique_Arcimboldo_Vertumnus 450 х 547Klaus_Enrique_Arcimboldo_Winter 450 х 723

 

Klaus_Enrique_Arcimboldo_Summer 450 х 667Klaus_Enrique_Arcimboldo_Autumn 450 х 614

.carl worner 2Стиль “а-ля Арчим­боль­до” не раз исполь­зо­вал в сво­их экс­пе­ри­мен­тах извест­ный англий­ский фото­ху­дож­ник Карл Уор­нер. Хотя, в основ­ном, он спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на “про­дук­то­вых пей­за­жах” или как он их назы­ва­ет -“Foodscapes”, то есть «ланд­шаф­ты из еды»(комбинация слов еда (food) и ланд­шаф­ты (Landscapes). Кро­ме это­го, он созда­ет заме­ча­тель­ные ани­ма­ци­он­ные корот­ко­мет­раж­ки, где в каче­стве пер­со­на­жей и мате­ри­а­лов исполь­зу­ет то же про­дук­ты. С опи­са­ни­ем его твор­че­ства мож­но озна­ко­мить­ся в ста­тье “Карл Уор­нер и его кар­ти­ны из еды”.

www.art-eda.info

Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника

Джузеппе Арчимбольдо (1526 или 1527, Милан — 11 июля 1593, там же) — итальянский живописец, декоратор, обычно причисляемый к представителям маньеризма.

Содержание

Биография Джузеппе Арчимбольдо

Творчество Арчимбольдо

Интересные факты из жизни художника

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Библиография

Биография Джузеппе Арчимбольдо

Арчимбольдо происходил из древнего южногерманского рода. Его отец был художником, работал над украшением Миланского собора; дядя — архиепископом, умным и образованным человеком. В его доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.

Наравне с отцом он оказал значительное влияние на воспитание Джузеппе и пробудил в нем интерес к наукам, философии.

Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Арчимбольдо, видимо, имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами.

Творчество Арчимбольдо

В 22 года Арчимбольдо помогал отцу расписывать Миланский собор.

Вскоре ему представилась возможность раскрасить пять гербовых щитов для князя Фердинанда из Богемии — будущего императора Фердинанда I, придворным художником которого он станет спустя несколько лет.

В начале 1550-х гг. Арчимбольдо начал работать самостоятельно (отец к этому времени умер). К сожалению, из его росписей в Миланском соборе сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе. Эти работы не имели ничего общего с прославившими художника произведениями, только пышное декоративное обрамление (переплетение фруктов, цветов и лент) эскизов к гобеленам на сюжеты из Священного писания, выполненных в конце 1550-х гг. для Миланского собора, перекликается с будущими композициями Арчимбольдо.

Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. После смерти Арчимбольдо и его покровителя — императора Рудольфа, наследие художника быстро забылось, многие произведения были утрачены. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе.

Творческое наследие Арчимбольдо плохо идентифицировано, особенно это касается ранних его работ и картин в традиционном стиле.

Всего сохранилось около 20 его картин, однако утрачено намного больше, судя по упоминаниям современников и в документах.

Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями; а также картины «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде.

Адвокат Адвокат Повар Повар Зима Зима

Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США.

Интересные факты из жизни художника

В 1562, после неоднократных приглашений императора Фердинанда I, Арчимбольдо приехал в Прагу и поступил на службу в качестве придворного художника.

Как художник-декоратор участвовал в оформлении празднеств, торжеств, турниров и свадеб, часто устраиваемых при дворе. После смерти Фердинанда I, продолжил службу при его сыне Максимилиане, а затем при Рудольфе II.

Максимилиан II, по характеристике историка Т. Грановского, «принадлежал к числу тех благородных умов и характеров, которые не часто встречаются в век, волнуемый религиозными страстями и фанатизмом». В период его правления творчество художника было наиболее плодотворным.

Сидящий-образ-лета

Арчимбольдо выступает также как архитектор, художник-постановщик спектаклей, инженер, водный инженер. Император привлек его к расширению своей коллекции, влившейся впоследствии в уникальное собрание 16 в. — «Кабинет искусств и всевозможных редкостей» Рудольфа II.

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа.

Год спустя Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».

Библиография

  • Арчимбольдо: [Альбом] = Arcimboldo / Авт. текста Ролан Барт; вступ. ст. Акилле Бонито Олива; пер. с фр. Веры Мильчиной, с итал.
  • Наталии Ставровской. — М. — Рим: Мир Знаний, Франко Мария Риччи, 1997. — 181 с. — (Следы человека). — ISBN 88-216-7021-X.
  • Барт, Ролан. Арчимбольдо: Чудовища и чудеса // Метафизические исследования : Альманах Лаборатории метафизических исследований. — СПб.: Алетейя, 2000. — Т. XIII: Искусство. — С. 332—343. — ISBN 5-89329-148-4.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, piplz.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Джузеппе Арчимбольдо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Джузеппе Арчимбольдо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Картины Джузеппе Арчимбольдо, времена года, четыре стихии

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Реклама

Реклама

Художник Джузеппе Арчимбольдо, автопортретХудожник Джузеппе Арчимбольдо, автопортрет Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на… Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане. История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник. Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо.

Картины можно скачать — http://turbobit.net/e93va22lq8vl.html Все картины с названиями и помещены в соответствующие папки по сериям (четыре стихии, профессии, времена года и т.д.). Отобрал самое лучшее и в хорошем качестве. Тут и портреты с овощами и другие картины обманки Арчимбольдо.

Реклама

Реклама

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем. Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора. Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II. В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан. В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам. Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни. Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная). Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции. Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Реклама

Реклама

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее. Cерия времена года, пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Кликабельно.

Рекомендую читнуть. Название стати появляется если навести на картинку. Кликабельно.

Внешние ссылки:Полное собрание картин Арчимбольдо с названиями можно скачать тут — turbobit.net/e93va22lq8vl.html Лучшие картины мэтра. Размещены в папки по сериями (стихии, времена года, професии и т.д.).

figgery.com.ua

Джузеппе Арчимбольдо | Музей дома

07 01 2012      гид       9 коммент.

Автопортрет

Родился в Италии,  в семье, претендующей на избранность. Предки его были художниками-живописцами и священнослужителями. Судьбу художника предсказывали и Джузеппе, однако просто писать красками портреты ему было скучно, даже если это изображения итальянских дожей или европейских королей.

Период взросления Арчимбольдо

В детстве он изучал творчество Леонардо да Винчи и среди бумаг художника, оказавшихся у ученика да Винчи и друга Арчимбольдо,  обнаружил зарисовки растений, животных. Эти изображения не были натуралистическими.

Леонардо да Винчи. Цветы

Да Винчи пытался по-новому их осмыслить, замечая в сплетении стеблей, листьев или во взгляде зверя человеческие черты и перенося их на лист. Джузеппе был покорён такой наблюдательностью и проникся его идеей. Впрочем, когда европейским королям пожелалось создать галерею изображений животных и птиц, именно в натуральном виде, Джузеппе Арчимбольдо, вместе с биологами и  художниками, был приглашён сделать это. Сейчас невозможно установить, кисти какого конкретного мастера принадлежит то или иное изображение, но Арчимбольдо в создании этих рисунков непосредственно участвовал:

Птица в трех возрастах

Дикий кабан

На охоте

Рабочие моменты Джузеппе Арчимбольдо

Время шло. Арчимбольдо объездил всю Европу, был  придворным художником двора Габсбургов, кардинала Фердинанда Первого, императора Рудольфа Второго. В те времена придворный художник одновременно имел массу специальностей: архитектор, инженер, даже сценарист праздников и распорядитель на них. А если при этом он, как большинство учёных того времени, ещё и алхимией занимался, золото из подручных материалов добывал, цены ему как профессионалу не было. К праздникам и развлечениям нужны были костюмы, декорации, реквизит. Сделать эскизы, осуществить задуманное – тоже было рабочим моментом жизни художника:

Эскиз рыцарского шлема

Эскиз украшения головы дамы

Идеи соединения животного и материального мира появляются вновь

Дракон Арчимбольдо

В Австрии Джузеппе  ещё был и хранителем музея, где находились всякие интересные вещицы. Некоторые люди его и изобретателем цветомузыки считают, потому как идея соединить звуки инструмента и палитру красок пришла в голову именно Арчимбольдо.

Разносторонность интересов художника

Джузеппе Арчимбальдо был хорошо образован и желал познать мир ещё более.  Известно 13 его рисунков, повествующих о процессе создания шелка. Все они снабжены надписями художника. Вот первое и последнее изображения серии:

Рисунок о шелке №1

Рисунок о шелке № 13

Сюрреалистические портреты

В XX веке портреты Арчимбольдо вновь стали популярны и любимы, а ведь прошло почти триста лет после его смерти, пока французские сюрреалисты не объявили давно забытого художника предтечей их искусства и первым европейским маньеристом. Почему? Эстет и почитатель  природы нашел особую манеру портретной живописи. Вблизи картина представляет собой натюрморт из трав и плодов, из деталей быта, животных и птиц, но стоит отодвинуться подальше…

Да вот же, смотрите сами! Цикл “Времена года”:

Зима

Весна

Лето

Осень

Впечатляет? А ведь существует несколько вариантов этого цикла!  И они есть в нашем “Музее дома”:

Зима ещё

Весна ещё

Лето ещё

Были и другие варианты сезонов года, менее выразительные, но тоже необычные. Каждый портрет имел собственные человеческие черты, вероятно, придворных кавалеров и дам. В целом же, эти портреты – нагромождение природных даров! Не станем называть времен года. Пусть проснется и воображение зрителей:

Сезон 1

Сезон 2

Сезон 3

Сезон 4

Джузеппе Арчимбольдо писал и совершенно обычные картины. Так, существует несколько портретов августейших особ европейских дворов. Вот, например, портрет короля Максимилиана:

Король Максимилиан с семьей

Аллегория в портретной живописи

Джузеппе Арчимбольдо обладал неистощимой фантазией.  “Времена года” сменились циклом “Стихии”. И порой уходит много времени на то, чтобы разглядеть, из чего же на самом деле состоят эти гордые профили, тонкие шеи, шикарные костюмы:

Вода

Ещё один вариант Воды – Адмирал

Воздух

Как вариант Воздуха – Обоняние

Земля

Огонь

В  портрете, соединившем самую экспрессивную стихию, римского бога войны Марса и изображение австрийского императора с его драгоценными регалиями, Джузеппе Арчимбольдо нашел что-то очень завораживающее. Потому позже был создан ещё один вариант картины:

Огонь ещё

Арчимбольдо часто задумывается над тем, из чего же состоит жизнь, из каких деталей складывается она,  есть ли отличия в жизни человека одной профессии от специалиста в другой?  Задолго до детской популярной песенки “Из чего же, из чего же сделаны…” он ответил на вопрос, из чего сделаны повар, официант, юрист… А начал, кстати, с Адама и Евы!

Адам

Ева с яблоком

Леди хорошего вкуса – название довольно двусмысленное…

Библиотекарь – главный шедевр для художников-сюрреалистов

Официант

Юрист

Портреты-ребусы

Джузеппе Арчимбольдо в жизни своей получил и признание, и богатство и известность.

Отличное образование позволяло художнику не просто писать картины, но наделять своих персонажей чертами героев древних мифов, изображать костюмы, головные уборы и окружающие вещи с исторической точностью

Популярность художника была огромной. Ему заказывали портреты монархи, а он шутя (а где-то и с насмешкой) превращал портреты в натюрморты и обратно, в зависимости от взгляда зрителя.

Однажды художник случайно перевернул одну из картин, и взгляду открылось такое… Ему понравилось это открытие. Мастер, обладающий вкусом и чувством юмора, решил позабавить зрителей портретами-ребусами. Их нужно только… поставить с ног на голову!

Капитан Кук или Жаркое?…

Огородник или Овощи?…

Садовница или Фрукты в корзине?…

Последние работы Арчимбольдо

Почти на пороге своей смерти мастер приезжает из Праги в родной Милан. С трудом отпросился он со службы императора Рудольфа II. Тот отпустил, взяв слово с художника об исполнении нового портрета августейшей особы и новых картин. Так были написаны самые известные портреты Джузеппе Арчимбольдо и отправлены в Прагу. Император был в восторге!

Флора

Император Рудольф II в образе римского бога времен года Вертумна

В Милане Арчимбольдо вскоре и похоронят, а потом благополучно забудут на триста лет (как Спящую красавицу!). И только в начале двадцатого века сюрреалисты вспомнят об этом человеке, признают классиком маньеризма и зачинателем своего направления в искусстве

Поделитесь записью

museumdoma.ru


Смотрите также