§ 2. Внутренние морские воды. Внутренние морские воды
§ 2. Внутренние морские воды
Внутренние морские воды - воды, расположенные между прилегающей к берегу внутренней границей территориального моря и сухопутной территорией государства и являющиеся частью государственной территории.
Соответственно режим внутренних морских вод определяется государством. Вместе с тем сложились определенные стандарты этого режима, которых придерживаются государства. Режим внутренних морских вод России определен Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о морских водах). В Законе подчеркивается, что устанавливаемый им правовой режим соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. К внутренним морским водам относятся воды портов, бухт и заливов.
§ 3. Морские порты
Морские порты, как правило, открыты для иностранного судоходства. Исключением являются порты, которые специальным решением объявлены закрытыми. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение. При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.
На находящиеся в порту иностранные суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.
§ 4. Территориальное море
1. Понятие территориального моря и его режим
Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.
Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили.
Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.
Особый режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией.
2. Уголовная юрисдикция
Уголовная юрисдикция прибрежного государства не распространяется на иностранное судно, проходящее через территориальное море. Исключение составляют случаи, когда:
а) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
б) преступлением нарушается спокойствие в стране или порядок в территориальном море;
в) капитан судна, дипломатический представитель или консул государства флага обращаются за помощью;
г) необходимо принять меры для пресечения торговлей наркотическими средствами. Закон о морских водах дополняет последний пункт положением о принятии мер "также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами" РФ (ч. 1 ст. 17).
Иное дело, когда судно проходит через территориальное море после выхода из внутренних вод. В таком случае прибрежное государство вправе предпринимать любые меры, разрешаемые его законодательством для ареста или расследования на борту иностранного судна. Если иностранное судно проходит через территориальное море, не заходя во внутренние воды, то прибрежное государство не может осуществлять на борту судна арест какого-либо лица или проводить расследование. Исключение составляют случаи, касающиеся защиты морской среды и нарушений норм о защите исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
3. Гражданская юрисдикция
Прибрежное государство не может останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении любого лица, находящегося на его борту.
Меры взыскания или арест по гражданскому делу могут быть применены по обязательствам или в силу ответственности, которые возникли во время прохода или для прохода судна через воды прибрежного государства.
Прибрежное государство также вправе применять меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через него после выхода из внутренних вод.
Эти, казалось бы, четкие правила о юрисдикции далеко не просты в применении на практике. Жизнь многообразнее любых правил, поэтому при применении указанных правил приходится использовать также другие нормы международного и внутреннего права государства.
Один пример. В 1996 г. у британских берегов потерпел аварию танкер "Си Эмпресс". Из него вытекло около 70 тыс. тонн нефти. Окружающей среде был причинен большой урон. Возник вопрос об ответственности. Оказалось, что танкер перевозил британскую нефть в США. Построен он был в Испании, принадлежит норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, плавает под либерийским флагом, управляется шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, команда русская.
Иностранные военные корабли и иные государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом и в территориальном море. Тем не менее они обязаны соблюдать правила прохода, установленные прибрежным государством. В противном случае им может быть предложено покинуть территориальное море. За ущерб, причиненный прибрежному государству военным кораблем или иным государственным некоммерческим судном, ответственность несет государство флага.
studfiles.net
75. Внутренние морские воды и их правовой режим.
К внутренним морским водам относятся морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Включают в себя:
- моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль
- воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль
- воды портов
- заливы и проливы шириной более 24 миль, исторически принадлежащие данному государству (например, Белое море, залив Петра Великого, проливы Санникова и Лаптева и др.)
Согласно ст. 1 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.
Правовой режим внутренних морских вод, в том числе портов устанавливается не только национальным законодательством, но и международным правом в тех случаях, когда государство открывает свои порты для захода иностранных судов, и список таких портов публикуется в «Извещениях мореплавателям», в России среди них наиболее крупные порты Новороссийск, Туапсе, Архангельск, Санкт-Петербург, Находка, Охотск и т.д. Для военных кораблей установлен разрешительный порядок захода с ограничением числа кораблей и срока пребывания.
Для унификации требований в отношении международных документов, стандартов, практики и процедур и для упрощения до минимума формальностей, облегчения и ускорения морского судоходства и предотвращения ненужных задержек судов в 1965 г. была принята Конвенция по облегчению международного морского судоходства.
Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется:
- двусторонним соглашением о торговле и мореплавании между государством флага и государством порта;
- нормами международного обычного права на общих основаниях.
Существует два режима:
- национальный (когда иностранные суда приравниваются к судам государства портов части требований к формальностям, использования портов, причалов и оборудования, погрузки и выгрузки, сборов и пошлин). Этот режим закреплен в соглашениях о морском судоходстве с Италией, Финляндией, Норвегией, Индией, Латвией и др.
- режим наибольшего благоприятствования (наиболее распространенный режим, когда судам предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда любого третьего государства. Режим наибольшего благоприятствования оговаривается в двусторонних договорах, предполагает предоставление преимуществ и льгот). Предоставление данного режима в российских портах предусмотрено в договорах с Анголой, Ливией, Эфиопией, Шри Ланки и др.
Независимо от режима пребывания иностранных судов в порту иностранное торговое судно подпадает под действие административной, уголовной и гражданской юрисдикции государства порта.
Административная юрисдикция в отношении судна осуществляется с учетом национальных правил и международных конвенций, касающихся посадки и высадки пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, портовых сборов, пошлин, налогов, таможенного досмотра, пограничного и санитарного контроля, предотвращения загрязнения морской среды и т.д.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна за исключением случаев, если:
1)последствия преступления распространяются на прибрежное государство
2)если совершено преступление такого рода, что им нарушается спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море
3)если капитан судна или консул страны флага судна обратился к местным властям с просьбой об оказании помощи
4)если это является необходимым для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Эти положения предусмотрены ст. 27 Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.
Положения этой статьи не применяются в отношении преступлений, совершенных на борту иностранного военного корабля членами экипажа этого корабля, поскольку только государство флага обладает уголовной юрисдикцией. Однако, если преступление совершено на берегу в отношении гражданина прибрежного государства, а моряк после преступления укрылся на борту корабля, то вопрос его выдачи решается по дипломатическим каналам. Например, при нахождении итальянского крейсера «Vittoro Veneto» в порту Новороссийск в сентябре 2001 г. один из членов команды убил на берегу российского гражданина и укрылся на берегу крейсера. Вопрос об уголовной ответственности моряка рассматривался итальянским судом, которым убийца был осужден к наказанию в виде 14 лет лишения свободы, кроме того, суд обязал Министерство обороны Италии выплатить 135 000 евро отцу, матери и брату убитого в качестве компенсации.
В отношении гражданской юрисдикции прибрежного государства ст. 28 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет положение о том, что прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, однако оно может принять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для похода его через воды прибрежного государства.
76. Правовой режим территориально моря и прилежащей зоны.
Территориальное море – это морской пояс шириной до 12 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, примыкающий к сухопутной территории и внутренним водам прибрежного государства, входящий в состав территории государства и находящийся под его суверенитетом.
Вопрос о ширине территориального моря был решен в Конвенции 1982 года по морскому праву, которая установила 12-мильную ширину территориального моря, отсчитываемую от исходных линий, обычно от линии наибольшего отлива. Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море.
Основанием для включения территориального моря в состав государственной территории прибрежного государства являются интересы обеспечения безопасности этого государства со стороны моря, а также важное экономическое значение для него прибрежной морской полосы.
В территориальном море действуют законы прибрежного государства с признанием права судов всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море. Под мирным проходом понимается плавание через территориальное море с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды или пройти во внутренние воды или из внутренних вод в открытое море, при этом такой проход должен быть непрерывным и быстрым и не нарушать мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Проход включает остановку и стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
В территориальном море осуществляется уголовная и гражданская юрисдикция прибрежного государства.
Прилежащая зона – это полоса открытого моря определенной ширины, прилегающая к территориальному морю государства, шириной не более 24 морских миль, отсчитываемой от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, в которой прибрежное государство осуществляет контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря и для наказания за нарушения таких законов и правил (ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.)
Назначение этих зон состоит в том, что в них прибрежное государство осуществляет контроль за соблюдением всех правил в пределах его территории или территориального моря и наказывает за их нарушение. Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходной линии, от которой измеряется ширина территориального моря.
Рассматривая прилежащую зону как район открытого моря, необходимо отметить еще и то, что на нее распространяется не суверенитет прибрежного государства, а лишь юрисдикция по осуществлению им специальных прав. Их объем зависит от того, какую зону провозглашает прилежащей прибрежное государство – таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную, или зону, относящуюся ко всем указанным видам деятельности.
В России правовой режим и регулирование использования территориального моря и прилежащей зоны осуществляется в соответствии с ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне» 1998 г.
studfiles.net
§ 2. Внутренние морские воды
Понятие, составные части. Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет. Государство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 5 Закона о Государственной границе РФ. К внутренним морским водам относятся:
1. Воды портов до линии, соединяющей наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения. Прибрежные установки и искусственные острова не считаются постоянными портовыми сооружениями.
2. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принадлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-мильная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
3. Воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в силу географических особенностей, а также экономической и оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государствами обычную норму.
Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государствами.
4. Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега расположена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.
Правовой режим. Правовой режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутригосударственным законодательством и международно-правовыми актами.
Правовой режим внутренних морских вод России определяется Законом о Государственной границе РФ, Правилами плавания и пребывания в территориальных водах (территориальном море) СССР, внутренних водах и портах СССР иностранных военных кораблей от 28 апреля 1983 г., Таможенным кодексом РФ от 18 июня 1993 г., Водным кодексом РФ от 16 ноября 1995 г. и ведомственными актами.
Правила, которые применяются во внутренних водах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в Извещениях мореплавателям, лоциях и справочниках.
Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты государства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Извещениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды) Российской Федерации, открытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны информировать о времени своего прибытия. Открытыми портами в России объявлены Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.
Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов. Не требуется разрешения на заход во внутренние воды и порты иностранных военных кораблей, если на их борту находятся главы государств или правительств.
Без разрешения осуществляется вынужденный заход иностранных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоятельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, доставка спасенных людей и др.
В целях обеспечения безопасности или во избежание возможного загрязнения окружающей среды прибрежные государства предусматривают особый порядок, ограничение или запрещение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.
Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, санитарному и таможенному досмотру.
Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществляется под наблюдением органов таможенного контроля. Грузы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошлинами.
В соответствии с Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и сокращены формальности, требования к документам и различным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.
Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за оказанные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонтные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средствами, кранами, буксирами).
Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыболовство или иной промысел могут осуществляться иностранными судами только на основе специальных международных соглашений или с разрешения компетентных органов прибрежного государства.
На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутренних водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежного государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе проводить расследование и рассматривать дела о преступлениях, совершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдикция осуществляется, если правонарушение посягает на общественный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотических средств.
В этих случаях власти прибрежного государства вправе провести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предполагает право судебных органов прибрежного государства рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и выносить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и члены экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства .пользуются государственные некоммерческие и военные суда.
Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораблю недопустимо применение каких-либо принудительных действий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного государства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.
В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматриваются определенные требования к судам, покидающим внутренние воды и порты. Каждое судно подлежит освидетельствованию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоянии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опасности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.
studfiles.net