Содержание
женские духи Parfums du Chateau de Versailles (Парфюмс дю Шато де Версаль)
Словарь терминов
Тестер
это демонстрационный вариант аромата, который прилагается производителями к партии товара с целью рекламы на месте продажи. Тестер не имеет никаких отличий (качество аромата, стойкость и т.д.) от варианта для продажи. Разница лишь в том, что тестеры выпускаются с целью рекламы и фирма-производитель не столь бережно относится к их оформлению. Тестеры часто имеют более простой флакон, как правило, это большой спрей-пульверизатор без крышки и предлагаются Вам в так называемой технической упаковке, простой коробке, отличной от той, в которой выпускаются флаконы для продажи.
Винтаж (раритет)
старинную вещь, которая была актуальна в эпоху ее создания, отражающая стиль и дух своего времени. В XXI веке винтажными считаются парфюмерные композиции, которые были произведены и стали хитами в разные десятилетия XX века. Не созданы, а именно произведены. Например, Chanel №5, которая сейчас стоит на полках магазинов, была создана в 1921 году, но тот флакон, который вы купите там же, в магазине, был выпущен на заводе год — полтора назад. К винтажной (раритетной) парфюмерии относят и те духи, которые были сняты с производства по различным причинам. Зачастую основная — это значительная стоимость компонентов: натуральные амбра, мускус, цветочные абсолюты, пряности стоят баснословных денег.
Духи (Parfum, Extrait)
содержат 18-30 % ароматических веществ, это самые концентрированные и стойкие парфюмерные изделия.
Парфюмированная вода
или туалетные духи (Eau de Parfum, Parfum de Toilette) содержит 10-20 % ароматических веществ. Хорошо сохраняют аромат в течение 4-6 часов.
Туалетная вода (Eau de Toilette)
легкий вид парфюмерии, в котором ярко звучат верхние и средние ноты. Концентрация ароматической композиции 8-10% Туалетная вода предназначена для использования несколько раз в день, и подходит для применения в течение рабочего дня.
Одеколон (Eau de Cologne)
самый легкий вид парфюмерии. Назначения и свойства у одеколона такие же, как и у туалетной воды, но концентрация ароматических веществ еще меньше—3-8% в 70-80% спирте.
Атомайзер
флакон с пневматическим устройством для разбрызгивания, спрей. В оригинальных флаконах спрей обычно запаян. В атомайзерах спрей всегда завинчивающийся. Сейчас атомайзером стали называть не только устройство для распыления духов, а полностью весь флакон с содержимым.
Запаска (refill)
это запасной блок, т.е. дополнительная емкость с тем же самым ароматом. В зависимости от производителя запаска может быть со спреем или без спрея с завинчивающейся крышкой (в 70% случаев). Иногда запаска представляет собой емкость, которую необходимо вставить в «нарядный» футляр. По качеству содержимого запаска ничем не отличается от стандартного флакона, но цена ее намного ниже из-за более простого оформления и зачастую отсутствия спрея.
Миниатюра
флакон, объемом не более 10 мл, полностью копирующий основные флаконы, но часто без спрея.
Селективная парфюмерия
(также известна как «нишевая») – это противоположность широко известным, массовым торговым маркам. Как правило, владельцы селективных брендов не вкладывают огромных средств в рекламу, продвижение своих товаров и дизайн. Парфюмерия селективных брендов почти всегда более сложная, используются в ней, преимущественно, натуральные компоненты.
Гробики
прямоугольные флаконы парфюмерии от Serge Lutens в экспортном варианте. Надо заметить, что ароматы Serge Lutens продающиеся в Париже, среди парфюмерных фанатов называют «колокольчики» (из-за флаконов, напоминающих колокольчики по форме и круглой крышечки).
Отливант
это небольшой объем парфюма, от 5 до 20 мл, отлитый в отдельную емкость–атомайзер, миниатюрный стеклянный флакончик со спреем.
Роллер
(от англ. — roller или roll-on, ролик)-флакон работает по принципу роликового дезодоранта и шариковой ручки. Шарик крутится, попеременно контактируя с содержимым и внешней средой.
Стоппер
(от англ. — stopper, пробка) — крышка, изпользуемая на флаконе (не спрей), затычка. Стопперы бывают стеклянные или пластиковые.
Трёхступенчатое развитие аромата
способ построения парфюма во французской парфюмерной школе. Восприятие аромата в динамике в течение времени.
Начальная нота
это первое впечатление.
Нота сердца
главная в букете аромата.
Конечная нота
завершающая стадия в раскрытии духов, обеспечивает силу и стойкость аромата.
6 пикантных секретов Версаля, которые вы не найдете в путеводителях
После столетий королевской резиденции вы только знаете, что у Версаля есть багаж. История этого места относительно хорошо известна — оно начиналось как довольно невзрачный охотничий домик. Когда Людовик XIV, внушающий страх Король-Солнце, пришел к власти, он внес большие изменения, которые превратили дворец и территорию в то, что мы можем видеть сегодня.
Но между всеми этими хорошо известными темами для обсуждения есть несколько действительно интересных маленьких жемчужин. Нравится…
.
Горячий шоколад был любимым напитком
Если вы представляете себе королевский двор в Версале в 1600-х годах, вы, вероятно, представляете множество изысканных пиршеств с вином и шампанским. Но на самом деле горячий шоколад – лакомство того времени – был одним из любимых напитков короля Людовика XV. И то, что сделал король, сделали всех .
Любовницы Людовика XV также были большими любителями этого напитка. Это был «экзотический» напиток, и в то время было много разговоров об эффектах афродизиака шоколада.
Иногда Луи даже *вздыхал* сам готовил себе горячий шоколад в своих личных апартаментах! Король делает что-то столь же обычное, как приготовление напитка… ну, должно быть, он действительно хотел этого прямо здесь и сейчас.
Даже Мария-Антуанетта была без ума от горячего шоколада. В 1770 году, когда она вышла замуж за Людовика XVI, она привела ко двору собственного производителя шоколада. Его официальный титул? «Шоколадница королевы».
Фото: historyextra.com
Хотите знать, как приготовить королевский горячий шоколад? Рецепт Людовика XV до сих пор жив:
Поместите равное количество плиток шоколада и чашек воды в кофейник и вскипятите на слабом огне в течение короткого времени; Когда вы будете готовы к подаче, добавьте один яичный желток на каждые четыре чашки жидкости и перемешайте на медленном огне, не давая закипеть. Лучше, если они будут приготовлены за день. Те, кто пьют его каждый день, должны оставить небольшое количество в качестве ароматизатора для тех, кто будет готовить его на следующий день…
Анджелина (известная своим горячим шоколадом) внутри Petit Trianon. Может ли быть более идеальное место, чтобы получить чашку настоящего горячего шоколада?
.
Версаль был грязным, вонючим месивом
Легко представить себе Людовика XIV и Марию-Антуанетту, живущих в Версале, который мы знаем сегодня… с идеальным маникюром, с золотыми наконечниками и… не беспокоясь о том, чтобы наступить на фекалии во время прогулки дворец.
Да, вы правильно прочитали.
…К сожалению.
Конечно, туалетов в Версале Людовика XIV не было. Там были довольно причудливые ночные горшки…
Но все равно это были ночные горшки. Опустошать их было проблематично… так что обычно горничные просто опорожняли их прямо в окно. Представьте, что ваша модная карета подъезжает к Версальскому дворцу, ваше красивое новое платье или шелковый костюм сияют на солнце, и, о, смотрите, прямо рядом со зданием лежит неприятная куча и брызги. Угу.
Говорят, что в Версале одновременно могут разместиться около 10 000 человек. Вы бы жестоко (вонючим) ошиблись, полагая, что туалетов (и средств для чистки туалетов) хватило на всех. Ночные горшки переполнялись и просачивались в стены, полы и потолки. Эти ужасные условия побуждали людей просто… идти куда угодно. Коридоры и галереи в какой-то степени превратились в общественные туалеты.
Изображение: pinterest.com
Вы также должны помнить, что Версаль строился на протяжении большей части правления Людовика XIV. Пыль была везде и всегда. Территория не была зеленой и покрытой травой — это были насыпи земли и строительных материалов. Честно говоря, Версаль был строительной площадкой около 40 лет, и почти все время там располагался Королевский двор.
.
Сильный шторм повалил 10 000 деревьев в Версале
В ночь с 25 на 26 декабря 1999 г. над Европой пронеслись два сильных урагана. Порывы ветра со скоростью 210 км/ч (130 миль в час) обрушивались на Версаль в течение примерно 2 часов глубокой ночью.
Когда 26 декабря взошло солнце, Версаль выглядел совсем иначе, чем накануне.
Изображение: versailles3d.com
Дворцовые окна были выбиты, несколько крыш слетело в поисках новых домов, и хуже всего были сады. Было выкорчевано или расколото более 10 000 деревьев. Были затронуты все пути и проспекты, некоторые даже были полностью недоступны.
80% коллекции редких видов сада были повреждены… в том числе тюльпановые деревья, посаженные в 1793 году Марией-Антуанеттой, и корсиканская сосна, посаженная Наполеоном.
Несмотря на то, что разрушения были огромными, на самом деле это было хорошо. Исторически сложилось так, что деревья на территории регулярно заменялись, чтобы леса оставались здоровыми, разнообразными и молодыми. Многие из 200 000 деревьев в Версале были слишком высокими или ослабленными возрастом и болезнями. Тем не менее, за столетия не было такой необходимой пересадки. Почему? Потому что никто не хотел «портить» историческое место!
Более 2 миллионов евро было собрано для помощи в пересадке. В последующие годы в садах и на территории было посажено 50 000 деревьев. Пару проектов также реализовывали одновременно, восстанавливая садовые рощи в том виде, в каком они были при Людовике XIV. Неплохо! Сады обоих Трианонов также были восстановлены до состояния 18 века.
.
Большинство оригинальных гидротехнических сооружений все еще не повреждены
Если вы были в Версале, вы видели этот вид: Великая перспектива.
Посмотрите, сколько воды! Фонтаны (Латон на переднем плане, Аполлон в центре картины) являются одними из самых знаковых сооружений в садах. И если вы бродили по ним в день Музыкального сада, вы знаете, что вода, отражения и ослепительные фонтаны повсюду.
Возможно, вы не знаете, что большая часть оригинальной гидравлики фонтанов все еще не повреждена.
Когда Людовик XIV начал курировать планы строительства своего Дворца и Королевских садов, во Франции действительно не было специалистов по фонтанам. Вместо этого он нанял консультанта из Италии для уточнения деталей. Например, труба какого диаметра необходима для того, чтобы при включении фонтана высота составляла 10 футов? И что еще более важно… откуда возьмется эта вода и как она будет перекачиваться по территории Версаля?
Изображение: chateauversailles.fr
Планов было много, если не сказать больше. Машина под названием Marly Machine была построена в 1684 году для перекачки воды из реки Сены для нужд Версаля. Работа была сделана хорошо, на высоте стандартов Короля-Солнца. Определенно есть что сказать о том, чтобы делать все правильно с первого раза… потому что большая часть сети гидротехнических сооружений все еще на месте.
Произведена некоторая реставрация – например, часто на изогнутых участках трубы. Некоторые небольшие секции должны быть заменены с конца 1600-х годов. Это случается не так часто, как вы думаете, ведь вам уже сотни лет!
.
Есть три библиотеки (заполненные поддельными книгами)
Три великолепные библиотеки украшают Версальский дворец.
У Людовика XVI была своя библиотека (названная в его честь)… типичный королевский хлам! Людовик XVI любил эту библиотеку, особенно за то, что она находилась на одном этаже с его собственной квартирой. Когда у вас такая большая подушка, я думаю, вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужно беспокоиться о таких вещах…
Изображение: chateauversailles.fr
Библиотека королевы, названная в честь Марии-Антуанетты, в настоящее время находится на реставрации, но должна быть снова запущена к весне 2018 года. До этого она оставалась почти такой же, какой была, когда была передана Марии-Антуанетте в 1781 году.
Изображение: chateauversailles.fr
Наконец, библиотека мадам Виктории. Мадам Виктория — одна из восьми дочерей Людовика XV. Несмотря на то, что она никогда не была замужем, ее называли «мадам», а не «мадемуазель», потому что именно так вас называют, когда вы дочь короля! Хотя мадам Виктория, к сожалению, умерла от рака груди в 179 г.9, ее последние годы в Версале прошли в супер-роскошных 6-комнатных апартаментах во дворце. Включая эту прекрасную библиотеку!
Изображение: chateauversailles.fr
Итак, теперь вы знаете об этих библиотеках… но удивительно то, что они совершенно бесполезны. Их полки не заполнены настоящими книгами. В 1970-х годах рукописи об истории и функциях замка были перемещены в Национальный архив в Париже.
Все «книги», которые вы видите в этих библиотеках, — подделки.
Есть только одно исключение, и оно большое: Manière de Montrer les jardins de Versailles. Это инструкция о том, как посещать сады Версаля (какой путь и порядок и т. д.), и невероятно, она написана собственной рукой Людовика XIV.
.
Проституция была настоящей проблемой в Версале
Если вы бродили по территории Версаля, особенно дальше богато украшенных садовых рощ, вы видели обширные леса, окружающие дворец.
Что ж, во времена Людовика XIV эти леса были идеальным «офисом» местных проституток. И даже не только местные — богатство царского двора манило отовсюду!
Изображение: 2.bp.blogspot.com
Людовик XIV не был большим поклонником. Конечно, для него было нормально иметь любовниц, а сексуальная распущенность не была чем-то новым и даже не обязательно смотрелась свысока. Тем не менее, он подвел черту под проституцией, мешающей строительству его дворца.
Рабочие постоянно болели и замедляли строительство, и это стало переломным моментом для Короля-Солнца.
Во-первых, он запретил проституцию. Что ж, это не сработало; все продолжалось, как и прежде.
Итак, Людовик XIV решил пойти по-крупному или вернуться домой. Он издал закон, согласно которому проституток в случае поимки будут бить плетью в общественном месте, а их клиентам отрезать нос и уши.
Изображение: ssqq.com
Несмотря на то, что трудно обеспечить соблюдение (Версаль ОГРОМНЫЙ, а швейцарская гвардия, патрулирующая территорию, была слишком маленькой), мера все же имела некоторый эффект. В конце концов, большая часть проституции переместилась в «частные отели» в Версале и Париже. Эти места были отмечены лавровым венком, чтобы указать клиентам новые адреса
.
Если бы я рассказал вам еще что-нибудь из этих сумасшедших маленьких лакомых кусочков, я бы отказался от совершенно потрясающего тура, который мы совершаем по Версалю, Трианонам и деревушке Марии-Антуанетты. Так что теперь я застегиваю губы. Но если вы хотите большего, закажите этот тур… и вперед, почему бы вам не сделать себе скидку в 10 евро на него? Используйте промокод SECRETS до мая 2018 года, чтобы получить скидку.
Гигиена 17-го века, или Много запахов Версаля… – вечеринка как 1660
Определение чистоты менялось на протяжении веков. Сегодня мы знаем о микробах и о том, как могут распространяться болезни, у нас есть такие вещи, как антибактериальное мыло и спреи, в некоторых домах есть и душ, и ванна, и у нас есть машины для стирки. Если вы думаете о 17 веке с этой точки зрения, вы можете быть рады, что на самом деле не чувствуете его запаха. Там воняло, и по нашим гигиеническим стандартам это было действительно грязно….
Когда вы думаете о Версале, вы думаете о великом золотом дворце и его обширных садах, но не обязательно думаете о грязи. Тем не менее, он был частью Версаля, как и символ Солнца. Тысячи людей ежедневно посещали дворец, до пяти тысяч, когда устраивалось пышное развлечение или прием, и требовалась небольшая армия, чтобы содержать его хоть в какой-то степени в чистоте. В то время как знатные обитатели Версаля должны были содержать в чистоте свои апартаменты, общественные помещения и помещения королевской семьи убирались этой небольшой армией. Общественные комнаты по ночам и ранним утром, личные покои короля и его семьи, когда они были пусты. Слуги собирали тарелки и стаканы, служанки чистили мебель и зеркала, дворники чистили полы, прежде чем приехали полировщики, чтобы довести паркет до блеска, натерев его цветным воском.
Так как Версаль почти всегда был строительной частью, нужно было позаботиться о всей пыли и грязи, вызванных строительными работами. Пока в одной части замка шли строительные работы, другие уже нуждались в ремонте. Место, которое занято таким количеством людей, довольно быстро проявляет признаки использования. Царапины на полу, испорченные гобелены и мебель, осыпающаяся краска на потолке и те самые большие настенные росписи, плохо закрывающиеся окна, грязные дымоходы, закругленные углы, пыль под кроватями и над ними, вонючие шторы и грязные ковры… … чтобы починить их и как следует вытереть место, нужно было очистить весь дворец, потому что чем дольше двор оставался на одном месте, тем грязнее он становился. Это не было новой проблемой и одной из причин, по которой двор переезжал из резиденции в резиденцию в начале 17 века. Когда двор переехал, вся мебель была увезена с собой, что дало тем, кто отвечал за уборку помещений, шанс, наконец, вытереть все должным образом, в котором оно так сильно нуждалось. Поскольку суд обосновался в Версале, это было проблемой. Король и придворные почти не двигались, поэтому навести чистоту в целом было немного сложнее. Иногда за целый год выпадал единственный шанс привести Версаль в порядок, в основном, когда двор отправлялся в Фонтенбло.
Гравюра с изображением дамы за туалетным столиком.
Грязь — не единственное, что скапливается в местах большого скопления людей, неприятные запахи также становятся проблемой. У Версаля была небольшая проблема с естественным запахом, вызванная самой землей, на которой он был построен. Бывшая пограничная земля в некоторых местах имела довольно неприятный запах, особенно летом, который смешивался с запахами пота, исходившего от придворных и их одежд.
Вопреки распространенному мнению, люди действительно купались тогда, но не так часто, как мы сейчас. Купание, особенно в теплой воде, считалось вредным для здоровья. Как известно, теплая вода открывает поры кожи, и люди знали об этом уже тогда. Так как их вода в большинстве своем была не такой чистой, как наша сейчас, они думали, что всевозможные болезни могут тогда, когда поры открываются, проникнуть в организм через кожу и принести возможную смерть. Обычно считалось, что проточная вода безопаснее, чем стоячая, и что чем дольше вода не движется, тем опаснее она становится. Купание в реке, конечно же, прилично одетые по случаю, были довольно обычным явлением в теплые месяцы, но настоящие купания в кадках немного реже .
Не только из-за проблем с порами, но и потому, что теплая ванна была роскошью, которую не каждый мог себе позволить. Чистую воду нужно было принести, нагреть и провести по бесконечным коридорам, чтобы налить в тяжелую кадку из металла, застеленную бельем, чтобы купальщик не обжегся сзади о раскаленный металл, затем кадку нужно было снова опорожнить. , а купальщик, как было рекомендовано, отдыхал или вздремнул после купания. Мыло было дорогим, как и ароматические масла, которые наливали в воду. В общем, это была довольно сложная задача, для выполнения которой требовалось много людей. Купание также обычно совершалось в компании, и Людовик XIV является лучшим примером для этого. Оуи, на самом деле он принял более трех ванн. Король-Солнце построил целую квартиру на первом этаже Версаля для купания. В нем даже была водопроводная вода, а ее изюминкой была большая мраморная ванна, в которой он провел много веселых часов в обществе мадам де Монтеспан. Частью этой квартиры также было несколько небольших ванн, в которых Луи мог искупаться в компании одного или двух друзей, прежде чем удалиться в просторную закрытую комнату отдыха. У Анны д’Отриш и Марии Медичи также были большие мраморные ванны, в которых они купались. Большая ванна Людовика XIV была восьмиугольной и сделана из цельного куска мрамора. В него можно войти по четырем маленьким ступенькам, и в нем есть два отверстия, через которые можно было накачивать воду. Считается, что эти отверстия были закрыты стильными золотыми дельфинами. Этот монстр-ванна существует до сих пор и находится во владении замка Версаль. (Если вы смотрели сериал «Версаль», вы действительно его видели. Джордж утопает в нем с нимфой в первом эпизоде.)
Ванна Людовика XIV, ныне находящаяся в Оранжерее замка. Фото Клода Розье.
Купание — довольно сложная тема. Некоторые, кажется, делали это чаще, другие — нет, и причин для этого много. Мало того, что большинство считало это вредным для здоровья и чем-то вроде роскоши, это также считалось более чувственным. Врачи тоже не могли прийти к единому мнению, хорошо это или плохо. Одни считали, что купание совершенно не нужно, другие рекомендовали его в определенных ситуациях для улучшения здоровья. Купание в холодной воде никогда не считалось особенно опасным, если вода проточная, и поэтому чаще проводилось в теплые месяцы. Здесь медики сошлись во мнении, что это улучшает здоровье и очищает разум.
Даже если люди не принимали ванну еженедельно, это не значит, что они были грязными. По их собственным стандартам, они были довольно чистыми…. большинство из них. При вставании с постели мытье рук и лица было стандартным, после чего следовало быстрое мытье остального тела в виде «растирания». Кто-то использовал для этого влажную тряпку, кто-то предпочитал натираться духами, кто-то использовал то, что считалось самым безопасным, — спирт. В частности, Людовика XIV каждый день протирали тканью, смоченной в спирте. (Луи не слишком любил духи и предпочитал спиртовые растворы. Однажды он сказал мадам де Монтеспан, что от духов у него болит голова, но тогда это могло быть более личным делом, так как они спорили в закрытом экипаже и на улице. говоря «от твоих духов у меня болит голова», он мог иметь в виду что-то немного другое…..)
Это натирание было частью туалета, акта вставания и одевания, который, в зависимости от ранга человека, происходил более или менее публично. Как и во время Рычага Короля, принцесса готовилась к дню, принимая много посетителей. Как и сегодня, некоторые люди были более разборчивы в личной гигиене, чем другие. В то время как Людовика XIV можно рассматривать как человека, который суетился с этим, говорят, что принцесса де Конде, жена Ле Гран Конде, испускала запах из подмышек, который было трудно игнорировать.
Этого быстрого умывания по утрам на самом деле считалось достаточно, потому что считалось, что для поддержания чистоты человека вовсе не обязательно умывание и вода. Это было белье. Нижнее белье и простыни шили из льна, и считалось, что эта ткань впитывает грязь и запахи. Таким образом, ежедневная смена простыней была обязательной, как и смена под одеждой. Людовик XIV менял свою льняную рубашку несколько раз в день, как и большинство дворян. Это нужно было не только для того, чтобы оставаться чистым, но и для того, чтобы хвастаться своим богатством. Чем чаще мужчина менял рубашку и чем белее были эти рубашки, тем богаче и привлекательнее он был.
Леди, купающая ноги, Жан Дьё де Сен-Жан, конец 17 века
Хорошие зубы также считались привлекательными, и чтобы поддерживать их в хорошем состоянии, придворный 17 века имел различные виды порошков, которые втирали в зубы. Эти порошки могут состоять практически из всего, от измельченных и высушенных трав до измельченного в порошок шалфея или даже пепла. Придворные также имели в своем распоряжении разные виды ополаскивателей для рта, некоторые из которых состояли из уксуса или вина, другие из меда и всяких сладостей. Для втирания этих порошков в зубы можно было использовать пальцы или маленькие деревянные приспособления, обернутые льняной тканью. Все это было, конечно, и вполовину не так эффективно, как зубные щетки и зубная паста, которые мы имеем сегодня, и опять же, некоторые были более привередливы к этому, чем другие. Когда Людовик XIV женился на Марии-Терезе, ее зубы уже были в довольно плохом состоянии. Она очень любила шоколад и все сладкое. Сегодня мы знаем, что сладкое не очень полезно для зубов, тогда об этом не знали. Сахар был чем-то, что могли позволить себе только богатые, и чтобы показать, что они могут себе это позволить, его добавляли в большинство блюд и даже в порошки, которые должны были поддерживать чистоту зубов. Не существовало и такого понятия, как стоматологическая помощь, и запах изо рта большинства придворных, скорее всего, захватывал дух, даже если они изо всех сил старались содержать зубы в чистоте.
Несмотря на то, что придворные могли делать все, что в их силах, чтобы оставаться чистыми, принимая ванну, обтираясь, чистя зубы, они все еще могли ужасно пахнуть из-за одежды, которую носили. В то время как белье нижнего белья, сорочек и рубашек можно было кипятить и стирать относительно легко, ткани, которые носили поверх нижнего белья, не могли так легко очищаться. В зависимости от ранга и богатства придворного у них было либо много, либо очень мало нарядов на выбор. В то время как у мадам де Монтеспан был огромный выбор нарядов, у дамы более низкого ранга была лишь горстка, которую она дополняла различными видами шалей, кружев, брошей или жемчуга. Неважно, было ли под рукой много или мало нарядов, содержать их в чистоте было довольно сложно. Придворные наряды должны были быть сделаны из определенных тканей, и особенно государственные мантии, те, которые носили для больших праздников или приемов, действительно стоили больше, чем некоторые дворяне зарабатывали за год. Стирать эти ткани в некоторых случаях было почти невозможно. Пятна можно было аккуратно стереть, но на этом все. Чтобы освежить государственную мантию, ее вешали на ветру. Если у кого-то их больше одной, одна мантия могла наслаждаться ветерком, а другая была надетой, но у большей части низшей знати была только одна из них, потому что они были очень дорогими. Эти сверкающие драгоценными камнями наряды носили несколько раз в году, а когда был большой праздник, то и несколько дней подряд. Через некоторое время они стали довольно вонючими. Проблема заключалась не только в государственных одеждах, но и в нарядах, которые придворные носили каждый день. Хотя они и не были подходящей одеждой для бала, они все же были сделаны из дорогих тканей, которые тут и там были украшены драгоценными камнями.
Еще одной причиной неприятного запаха были выгребные ямы. В своих комнатах у придворных стояли ночные горшки, которыми они пользовались в своих повседневных делах. У членов королевской семьи там было немного больше комфорта. В их квартирах была небольшая комната, которая иногда также использовалась для хранения белья или свечей, в которой помещалось что-то вроде туалетного стула. У них было отверстие в сиденье, под которым ночной горшок можно было поставить на пол или прикрепить к креслу. На планах эти комнаты ненавязчиво называются Gaderobes, но они также известны как 9.0005 Кабинет дел . В то время как сегодня этот вид бизнеса делается в частном порядке, придворные Версаля не слишком беспокоились о своей конфиденциальности в этом отделе. Некоторые принимали посетителей в туалете или размещались в нем в компании. Ближайшей семье Людовика XIV было разрешено войти в его Кабинет дел , а во время его правления в Версале было около 274 таких туалетных стульев. Проблема заключалась не в ведении бизнеса, а в избавлении от него. Ночные горшки пришлось нести через весь замок к ближайшей вонючей канализационной яме. Поскольку это было довольно хлопотно, содержимое часто просто выбрасывали из окон. Чтобы привести себя в порядок после того, как дело было сделано, использовались небольшие кусочки ткани. У Людовика XIV было два слуги, которым было поручено мыть его горшок и подавать ему ткань. (Более правильный туалет был установлен при Людовике XV, в нем даже был смыв.)
В Версале тоже были общественные туалеты, но, учитывая, сколько людей нуждалось в них, их было слишком мало. Эти общественные туалеты были установлены под общественными лестницами в надежде, что вентиляция, созданная прохожими, защитит от дурных запахов. Это не работает. Некоторые общественные туалеты находились в плачевном состоянии, а другие могли переливаться через край. В последнем случае содержимое просочилось на стены и пол. Это, кажется, случалось довольно часто с одним из общественных туалетов, так часто, что жители близлежащих квартир выбегали из своих комнат и жаловались на беспорядок, пропитавший стены. Комнаты, расположенные рядом с туалетом, явно не пользовались особой популярностью. Вольтер однажды поселился рядом с одним из общественных туалетов, куда выливалось и содержимое ночных горшков, и описал его как «9-й туалет». 0005 Худшее вонючее дерьмо из всего Версаля ’. Трубы, по которым предполагалось вывозить отходы, тоже часто засорялись. Одна из этих труб проходила прямо через Cuisine de la Reine , где готовили еду для королевы, и протекла повсюду. Катастрофическое состояние общественных туалетов заставляло многих людей просто заниматься своими делами где-то в другом месте дворца, например, в галереях. Все это вызывало не только ужасную вонь, но и всякую нечисть.
Ваза Попурри, изготовленная в 18 веке, Лувр.
Для борьбы с неприятным запахом, исходящим от придворных, их одежд и протекающих туалетов, использовались духи. Много всего. Лизелотта фон дер Пфальц, по-видимому, использовала его так много, что дофина несколько раз теряла сознание из-за этого. Духи не обязательно улучшали ситуацию. И без того зловонный воздух смешивался с ароматами различных духов, некоторые из которых сами по себе были весьма ужасны, и создавал невыносимый запах. Чтобы бороться с этим снова, придворные носили с собой маленькие богато вышитые мешочки, которые были наполнены благоухающими травами или лепестками цветов.