«Стакан воды, или Следствия и причины». Стакан воды


Стакан воды перед сном. Техника решения жизненных проблем

Стакан воды (Техника решения жизненных проблем)

Стакан водыНи для кого уже не является секретом то, что вода является прекрасным носителем информации. Об этом знали с древних времен. Не случайно ведь использовались всевозможные наговоры и заговоры на воду. Порой стакан воды может перевернуть всю нашу жизнь.

Человек может воздействовать энергетически на других людей, на животных и даже на неодушевленные предметы. Мы наполняем своими вибрациями наш дом, и поэтому он никогда не будет похож на другой, так как хранит ту информацию, которой мы его наполнили.  Входя в другой дом мы ведь сразу чувствуем – чужой!

Но, если мы можем воздействовать на других, то почему бы нам не попытаться воздействовать и на себя, на свою судьбу?

Недавно я познакомилась с интересной техникой решения сложных проблем. Условно её можно назвать «техникой стакана воды».

Выполняется это так. Перед сном возьмите стакан, наполненный водой. Закройте глаза, поднимите их слегка вверх и отпейте полстакана. Пока вы пьете воду, мысленно проговаривайте: "Это все, что мне нужно, чтобы решить проблему, которая меня мучает". Откройте глаза и поставьте стакан с оставшейся водой рядом с собой на столик или тумбочку, накройте его и ложитесь спать. Утром, как только проснетесь, выпейте оставшуюся воду тем же способом.

Интересно то, что во всех техниках, предлагаемых для этих целей, предполагается вхождение в измененное состояние сознания, или транс. При выполнении техники стакана воды этого совершенно не требуется. Достаточно закрыть и слегка поднять глаза.

Подсказку к решению вашей проблемы вы можете получить этой же ночью во сне. Если это случится – не забудьте поблагодарить утром, допивая остаток воды.

Если вы не получите ответа этой ночью, то он может придти в виде озарения на следующий день. А, возможно, вы встретите человека, который или подскажет или поможет решить вашу проблему.

Как и почему работает эта техника, объяснить пока еще никто не может, так же, как не могут объяснить принцип  поиска воды лозоходцами или тот факт, что некоторым людям удается менять некоторые характеристики воды, которая находилась у них в руках. Не объясним и тот принцип, по которому действует в этой технике стакан воды. Вполне реальной является мысль, что у нас с водой имеется тесная связь, так как мы на три четверти состоим из воды.

Есть несколько измененный способ техники стакана воды. При таком выполнении эта техника срабатывает более эффективно.

►Во-первых, изменение в том, что в воду нужно выдавить несколько капель лимонного сока. Добавление в воду кислоты делает её более электропроводной (принцип работы старых электрических батарей).

►Во-вторых – держать стакан нужно  указательными пальцами обеих рук, остальные пальцы при этом, слегка нужно раздвинуть. В первом случае мы держим стакан одной рукой и это, конечно, действует. Но, если держать двумя руками – эффект получается гораздо более сильный. Раздвинутые пальцы увеличивают энергетическое поле, усиливает ту энергию, которую вы передаете воде через указательные пальцы.

В принципе, как и всеми другими техниками воздействия на судьбу, этой тоже не нужно злоупотреблять. Не меняйте задачи до тех пор, пока не получите ответ на ранее поставленную.  Если вы будете метаться,  постоянно менять  задачи, то и результат получится нулевой.  Не забывайте о благодарности за каждый полученный ответ.

Эту технику можно применять для решения различных проблем, но ее особенная ценность в том, что она помогает в  вопросах отношений между людьми. Благодаря ей вы становитесь более чувствительными к знакам, которые мы получаем, более проницательными, а потому и решения, которые вы принимаете, получаются правильными и это  помогает вам улучшать отношения с другими людьми.

Если вам была интересна информация или вы хотите высказать свое мнение - оставьте комментарий и поделитесь с друзьями. Буду благодарна за твит.

Что же происходит во сне и какие бывают сны? Читаем дальше...

yazivu.ru

Стакан воды (фильм) - это... Что такое Стакан воды (фильм)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Стакан воды.

«Стакан воды» — вторая (первая была в 1957 году) в СССР экранизация одноименной пьесы известного французского драматурга Эжена Скриба об интригах английского двора начала XVIII века и их влиянии на политику.

Фильм вышел на экраны в 1979 году.

Сюжет

Начало XVIII века. Англия (уже Великобритания) втянута в затяжную и разорительную войну с Францией за испанское наследство. Английский двор, формально находясь в руках королевы Анны, на самом деле находится под контролем герцогини Мальборо.

При дворе идёт политическая борьба двух партий: герцогиня Мальборо стремится продолжить войну до победного конца, а Лорд Болингброк считает, что войну необходимо прекратить и начать мирные переговоры.

Офицер охраны Мэшем оказывается нужен не только своей возлюбленной, продавщице Абигайль Черчилль из ювелирной лавки Томвуда, но и становится яблоком раздора между герцогиней Мальборо и королевой Анной. Лорд Болингброк, узнав о разгорающейся интриге, делает все возможное, чтобы пламя любовных страстей трёх незаурядных женщин направило придворную жизнь и политику страны в нужное для него и Англии русло…

Тонкая закулисная игра Болингброка даёт нужные ему плоды: Англия подписывает с Францией мирный договор, герцогиню на посту первой статс-дамы сменяет верная лорду Абигайль, которой достаётся Мэшем, а королева Анна, уверенная, что молодые люди (мисс Черчиль и капитан Мэшем) женятся, чтобы спасти её доброе имя, теперь полностью доверяет Абигайль.

Название фильма «Стакан воды» объясняется условным знаком, по которому выясняется любовь королевы Анны к капитану охраны Мэшему.

Вспыхнувшая от ревности герцогиня Мальборо ссорится с королевой Анной и в результате этой ссоры Война за испанское наследство прекращается.

Исторические неточности

  • Прототип главной героини пьесы и фильма Абигайль Мэшем вышла замуж за Мэшема (которого в действительности звали Самуилом, а не Артуром) в 1707 году, когда ей было уже 37 лет (всего на 5 лет меньше, чем королеве Анне, так что она уже давно не была юной девушкой, показанной в фильме, а по понятиям того времени — скорее даже пожилой женщиной), муж и Боллингброк были моложе её на 8 лет. Девичья фамилия Абигайль Мэшем не Черчилль, а Хилл. После смерти королевы она удалилась в частную жизнь, а вовсе не продолжала «держать двор в своих цепких маленьких ручках» и умерла в 1734 году, за десять лет до смерти герцогини Мальборо (и до событий, изображенных в конце фильма, когда она якобы ещё жива и активно действует при дворе).
  • Алла Демидова не имеет портретного сходства с герцогиней Мальборо. Тем не менее ей удалось создать живой и цельный образ „железной леди“. Герцогиня умерла в 1744 году, а не в 1742, как следует из заключительного рассказа Болингброка («1743 год... и всего год назад не стало герцогини Мальборо»).
  • Наталья Белохвостикова также не имеет портретного сходства с королевой Анной, которой на момент событий (1713 г.) было 48 лет.
  • В фильме Болингброку около 54-55 лет. Реальному виконту Болингброку на момент событий (1713 год) было 35 лет (1678 года р.).
  • В фильме Анна постоянно (в том числе и на официальных церемониях) именуется королевой Англии. На самом деле, согласно Акту об Унии 1707 года, Англия и Шотландия уже объединились в Великобританию.
  • В первой серии фильма в сцене беседы герцогини Мальборо и посла Австрии последний упоминает «имератора Австрии» Иосифа Первого. Действие серии происходит в 1713 году. К этому времени Иосиф Первый уже умер (1711 год), и Австрией правил Карл Шестой. Кроме того, на этот момент не было «императора Австрии» (с 1806 года), а был «император Священной Римской империи». В сцене одевания королевы упоминается как свежая новость победа царя Петра в битве под Полтавой, которая произошла в 1709 году.
  • Сцена утреннего одевания королевы Анны с зачитыванием новостей: лорд Девоншир сообщает, «что из Франции сообщают о рождении дофина..». Дофин, будущий Людовик XV, родился еще в 1710 году. Одна из придворных дам говорит о Людовике XIV: «Девочкой я была на его коронации…». Коронация состоялась в 1654 году, в 1713 году присутствовавшая на ней в молодости дама должна была быть почти старухой…Также, одна из новостей главит: «шведский король Карл окружил царя Петра под Полтавой». Полтавская битва имела место в 1709 г. Действие происходит в 1713 г. Вряд ли, даже при средствах сообщения того времени, новости о ней шли до Лондона 4 года.В той же сцене лорд Девоншир передает королеве записку лорда Болингброка. Однако в начальной сцене фильма Болингброк сообщает маркизу де Торси, что «с некоторых пор лишен возможности не только видеть мою королеву, но и даже писать ей». .
  • При встрече маркиза де Торси с Болингброком, маркиз говорит, что австрийцы стоят в 140 километрах от Парижа. Поскольку действие происходит в 1713 г., а метрическая система была введена Великой французской революцией в 1791 и 1795 годах, это явный анахронизм.
  • В разговоре с Болингброком маркиз де Торси говорит, что за ними наблюдает человек из «Интеллидженс сервис». Данное название английской разведки не использовалось в начале XVIII века.
  • Воспоминания лорда Болингброка в фильме заканчиваются 1744 годом, в котором, как следует из его размышлений, Англией правит Георг Третий. Король Георг Третий вступил на британский престол в 1760 году, в 1744 году Англией продолжал править Георг Второй.
  • В самом конце фильма лорд Болингброк рассказывает о судьбе героев исторической драмы. Он подчеркивает, что прошло 30 лет со времени показанных в фильме событий, то есть на дворе 1743 год. Тем не менее он замечает, что Абигайль пережила не только свою королеву, но и двух королей (Георга I и Георга II) и ныне управляет двором Георга III, она по-прежнему статс-дама. Между тем Георг II скончался только в 1760 году.
  • Выражение "Европа может подождать" обычно приписываемое Александру III, впервые прозвучало двумястами годами ранее из уст героини фильма Абигайль. В этом же фильме виконтом Болингброком сказана королеве Анне фраза "Америка подождёт"

В ролях

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Краткое содержание комедии Скриба «Стакан воды»

Начало XVIII в. Англия вместе с Австрией, Пруссией и другими странами ведёт бесконечную и изнуряющую войну за испанское наследство против франко-испанской коалиции. Англией правит слабохарактерная и уступчивая королева Анна, которая не принимает решений, не посоветовавшись с теми, кто её окружает. По сути бразды правления — в руках леди Черчиль, герцогини Мальборо. Это женщина твёрдого ума, решительная и смелая, искушённая в дворцовых интригах. Ее муж, знаменитый и жадный маршал Мальборо, командует английской армией и совсем не заинтересован в прекращении войны, которая истощает государственную казну, но удачно наполняет его карманы.

Партии Мальборо, т. е. партии вигов, противостоит оппозиция тори. Ее возглавляет Генри Сен-Джон, виконт Болинброк, увлечённый политический игрок, который на бурных заседаниях парламента дышит полной грудью, как английский матрос в море. До двадцати шести лет он бездумно наслаждался жизнью и тратил своё состояние, пока оно не иссякло. Чтобы поправить дела, он женится на очаровательной женщине с миллионным приданым и миллионом капризов и недостатков.

Продолжение текста после рекламы

Супружеская жизнь скоро становится невыносимой, Болинброк расстаётся с женой и страстно увлекается политикой. Его жена принадлежит к партии вигов. Естественно, он примыкает к партии тори. Он выступает в парламенте с призывами заключить мир с Францией и публикует гневные статьи о коррупции в армии в своей газете «Экзаминейтер». Болинброк старается добиться аудиенции у королевы Анны для французского посла маркиза де Торси. В этом ему может помочь Артур Мешем, караульный офицер во дворце.

Два года назад этот потерявшийся в Лондоне юный провинциальный дворянин собирается броситься в Темзу, потому что у него нет двадцати пяти гиней. Болинброк даёт ему двести гиней и спасает от гибели. Мешем надеется передать королеве прошение о должности при дворе и однажды ему почти удаётся прорваться сквозь толпу у кареты, когда светский щёголь отталкивает его и щёлкает по носу. Однако прошение подано, и Мешем получает приглашение на аудиенцию, но когда он отправляется во дворец, экипаж все того же щёголя обдаёт грязью его единственный приличный камзол. Казалось бы, все потеряно, но неожиданно у него появляется таинственный покровитель — он получает место пажа королевы, затем чин прапорщика гвардейского полка и надежды на новые благодеяния с единственным условием — он не должен жениться.

Между тем он страстно влюблён в очаровательную Абигайль, которая служила в ювелирном магазине, пока его хозяин не обанкротился. Теперь же ей обещано место при дворе, причём обещание исходит также от таинственной благодетельницы, которой оказывается сама королева. Однако назначение зависит от всесильной леди Мальборо. Наивная Абигайль надеется, что леди Мальборо поможет ей, так как она её родственница, дочь вступившего в неравный брак кузена леди Мальборо. Болинброк объясняет девушке, что коварству герцогини нет предела. Болинброк, Мешем и Абигайль заключают оборонительный и наступательный союз против леди Мальборо.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен

Болинброк рассчитывает, что, если Абигайль получит место при дворе, он сможет влиять на королеву. В обязанности Мешема входит ежедневно подавать королеве газету «Модные люди» — все другие источники информации исключены фавориткой. Мешем берётся передавать королеве письма маркиза де Торси, посланника Людовика XVI, и газету «Экзаминейтер» с разоблачительной статьёй Болинброка против партии Мальборо. Однако герцогиня перехватывает «незаконные вложения» и язвительно сообщает Болинброку, что он у неё в руках — она скупила за бесценок все его долговые обязательства и намерена упрятать его в тюрьму. Болинброк в восхищении, что у него такой достойный противник, и собирается нанести очередной удар в парламенте.

Тем временем Мешем встречает в дворцовом парке своего давнего обидчика и убивает его в поединке. Его никто не видел, но ему грозит смертная казнь в соответствии с суровым законом о дуэлях. Он должен бежать. Болинброку удаётся передать королеве записку, в которой он осторожно рекомендует Абигайль. Королева хотела бы приблизить к себе приглянувшуюся ей девушку, однако герцогиня, опасаясь постороннего влияния, убеждает её в нежелательности такого поступка. Вместе с тем она сообщает, что нашла способ дать чин капитана старательному молодому человеку, на которого королева обратила своё благосклонное внимание, — Мешему. Королева довольна фавориткой и забывает об Абигайль. Девушка в отчаянии.

Болинброку же снова улыбается фортуна — он становится наследником огромного состояния, поскольку убитый Мешемом на дуэли щёголь — его кузен Ричард, воплощение жадности и ничтожества, самый жестокий из его кредиторов. Немедленно выкуплены долговые обязательства, Болинброк снова владеет ситуацией. Он требует сурово наказать убийцу, но как только узнает от Абигайль, что речь идёт о Мешеме, убеждает её не тревожиться — он постарается не найти его. В этот момент появляется Мешем. Он вовсе не бежал, поскольку его догнал гонец с приказом о новом назначении. Ему предписано быть у королевы. Таинственный покровитель посылает ему знаки нового чина — бриллиантовые наконечники к аксельбантам. Абигайль узнает бриллианты, которые в бытность свою в ювелирном магазине она сама продала леди Мальборо. Инкогнито покровителя раскрыто (Мешем в тот момент об этом не знает), и Болинброк получает возможность нанести очередной удар своей противнице.

Абигайль обретает место при королеве и сразу же становится её любимицей. Королева жалуется Абигайль на несвободу во всем и туманно намекает, что увлечена неким молодым офицером. Ничего не ведающая Абигайль предлагает королеве свою помощь. Болинброк наконец допущен к королеве и пытается тронуть её рассказами о бедствиях народа, о лишениях и жертвах, вызванных войной. Она откровенно скучает и оживляется лишь при сообщении о том, что герцогиня заинтересована в продолжении войны, которая удерживает её мужа при армии и позволяет ей предаваться сладким утехам с Мешемом. Королева в ярости. Так Болинброк узнает, что она тоже любит Мешема.

Герцогиня объявляет Мешему, что намерена дать ему важное поручение и просит прийти к ней после вечернего приёма у королевы. Ненароком ей становится известно, что именно Мешем убил Ричарда Болинброка. Королева тоже решается назначить свидание Мешему и во время приёма должна подать условный знак: в присутствии гостей она пожалуется на жару и попросит у Мешема стакан воды. Болинброк сообщает герцогине, что некая знатная дама собирается назначить Мешему свидание. В обмен за эти сведения он получает для маркиза де Торси приглашение ко двору. Герцогиня неприятно заинтригована. Во время карточной игры, к которой неожиданно для всех допущен маркиз де Торси, королева просит Мешема подать ей воды. Герцогиня в полном замешательстве и делает ошибку за ошибкой. Она вместо Мешема подаёт стакан воды и опрокидывает его на платье королевы. Королева разгневана, они обмениваются колкостями. В результате — отставка герцогини. Но она не сдаётся. Через своих сторонников ей удаётся убедить королеву, что она любит не Мешема, а совсем другого. Королева готова простить её. Болинброк проясняет очередное заблуждение. Герцогиня клянётся опозорить королеву. Мешем приносит на подпись королеве бумаги о роспуске парламента и назначении Болинброка министром. Страшный шум заставляет его спрятаться на балконе. Появляется герцогиня в сопровождении толпы придворных и обнаруживает Мешема в личных покоях королевы. Абигайль падает на колени и просит прощения за то, что тайно от королевы приняла Мешема. Болинброк добавляет, что обвиняемый в убийстве Мешем пришёл проститься со своей женой — Абигайль Черчиль. Королева после недолгого замешательства прощает Абигайль и Мешема и заявляет о назначении Болинброка министром и начале переговоров о мире с Францией. Так лорд и леди Мальборо низвержены, мир заключён — и все это благодаря стакану воды, как говорит Болинброк.

briefly.ru

Стакан воды (пьеса) — Циклопедия

Стакан воды (Малый театр, 1957 г.) Телеспектакль режиссера Александра Усольцев-Гарфа «Стакан воды» (художественный фильм, 1979 г.) Первая серия «Стакан воды» (художественный фильм, 1979 г.) Вторая серия «Стакан воды». мюзикл Белорусского государственного академического театра. Композитор: Владимир Кондрусевич. Литературно-сценическая редакция Б. Второва (1994)

«Стакан воды, или Причины и следствия» (фр.: Le Verre d’eau, ou les Effets et les causes) — пьеса французского драматурга Эжена Скриба.

Жанр: комедия.

Год создания: 1840

На французском языке.

Читать на русском языке: Стакан воды, или Причины и следствия (1840 г.). Перевод: К. Фельдман.

Французская пьеса в пяти актах с оригинальным названием «Стакан воды, или Причины и следствия» (фр.: Le Verre d’eau, ou les Effets et les causes) была написана Э. Скрибом в 1840 году и сразу, в том же году, опубликована: Paris : C. Tresse, 1840[1][2].

И хотя главными персонажами являются вполне реальные исторические лица и обозначены исторические факты, нельзя рассматривать драматургическое произведение с точки зрения историзма. Существовавшая реальная история для автора является лишь основой, на которой он выстроил свой собственный придуманный сюжет. Эжен Скриб, выдающийся французский драматург, показал себя автором, умеющим создавать высококлассные драматургические интриги, чем его произведения привлекают читателей и зрителей вот уже на протяжении полутора веков, а остроумные шутки дополняют драматургию.

Премьера прошла в парижском театре Комеди Франсез 17 ноября 1840 г.[2][3].

Действие происходит в самом начале XVIII века в Великобритании, в Лондоне, в Сент-Джемском королевском дворце королевы Анны[3] во время войны за испанское наследство (1701—1714 гг.). Отношение к этой войне разное у разных придворных партий: герцогиня Мальборо полна решимости продолжать войну до победного конца, а в противовес ей министр лорд Болингброк считает, что эта война разорительна и ее необходимо прекратить.

Но помимо политических интриг в козни императорского дома попадает офицер Мэшем, становясь объектом пристального любовного внимания сразу трех дам: королевы Анны, герцогини Мальборо и юной девушки Абигайль Черчилль, продавщицы из ювелирной лавки.

Интриги политические и любовные переплетаются, становятся зависимыми друг от друга и создают совершенно неожиданный сюжет этой весьма замысловатой пьесы, исторические неточности и огрехи которой вполне заменяются остроумием и захватывающим содержанием.

Искрометные диалоги и реплики довершают успешность комедии. Пьеса не претендует на историческую достоверность, но при этом стала острой политической сатирой. Например, Болингброк объяснял, как он добился поста премьер-министра: он хорошо умел танцевать. Да и вся комедия изначально является памфлетом, где решающим в политической борьбе может оказаться… стакан воды[2].

[править] Постановки и экранизации

Пьеса неоднократно переводилась на разные европейские языки, издавалась, обошла многие театры и экранизировалась.

[править] На русском языке

Русский перевод появился в 1842 («Репертуар и Пантеон», 1842, кн. XIX[3]). Однако цензура долго не разрешала пьесу к постановке (цензурное постановление от 23 ноября 1842 г.)[3].

Первая постановка в России (в Санкт-Петербурге) состоялась в 1864 году, когда формального разрешения на постановку еще не было, а показала спектакль труппа французского театра в Петербурге, со знаменитой актрисой Ж. Арну-Плесси в главной роли[3].

Официальный запрет на постановку пьесы в России был снят лишь в 1872 году[2][3].

С тех пор пьеса неоднократно ставилась на русских сценах.

Первая постановка в московском Малом театре прошла 1 декабря 1915 года в переводе Н. О. Рутковской и И. С. Платона. Режиссер С. В. Айдаров. Среди исполнителей: Королева Анна — М. Н. Ермолова, герцогиня Мальборо — Е. К. Лешковская, Генри Сент-Джон Болингброк — А. И. Южин (во втором составе М. Ф. Ленин)[4].

Королева Анна — Мария Ермолова, Болингброк — А. Сумбатов-Южин. «Стакан воды». Сцена из спектакля Малого театра. Москва. 1915.

Театральный критик Юрий Дмитриев писал о спектакле, особо восхищаясь работой А. Южина: «Играя Болингброка, Южин давал образ гораздо более сложный, чем у драматурга. Он был одновременно придворным, мыслителем, политическим деятелем, дипломатом. Он был легкомыслен — такова его натура, и осторожен, умён, находчив, насмешлив, в чём-то простоват. Актёр показывал героя почтительным, ловким, и в то же время беспомощным. Только настоящий мастер мог создать такой многоплановый образ» (Ю.Дмитриев, «Великий русский театр»)[4].

Спектакль стал долгожителем на сцене Малого театра, он вошел в число 35 пьес дореволюционного периода, оставленных в репертуаре новой советской властью после Октябрьского переворота и пережил еще несколько возобновлений разными режиссерами (15 января 1941, филиал театра — спектакль возобновлен М. Ф. Лениным; 3 июня 1953, филиал — спектакль возобновлен Б. П. Бриллиантовым; 26 ноября 1966, филиал — спектакль возобновлен Е. П. Велиховым). В 1937 году актер московского Малого театра С. А. Головин поставил «Стакан воды» в театре Челябинска, куда он был приглашен постановщиком и перенес несколько спектаклей со сцены Малого театра[5][6].

Постановка на русском языке московского Малого театра в 1957 году была записана; существует экранизация (см.видеоролик в начале данной статьи) и аудиозапись этого спектакля (та же постановка, но сделанная позже с другими исполнителями), которая до сих пор не утеряла интереса и время от времени звучит по радио.

Среди известных постановок на русском языке:

  • 1942 г. — Государственный драматический театр имени Пушкина (Ленинград), режиссер Л. С. Вивьен
  • 1953 — Малый театр (Москва). Возобновление: Виконт Болингброк — Константин Зубов, Герцогиня Мальборо — Елена Гоголева, Королева Анна — Наталия Белевцева, Артур Мешем — Николай Афанасьев, Абигайль — Руфина Ивенина, Маркиз де Торси, посланник Людовика XIV — Владимир Вилль, Томсон, камердинер королевы — Николай Уралов, Леди Альбмерль — Наталья Карнович, Член парламента — Борис Попов, Церемонмейстер — Константин Михитаров; Пояснительный текст — Эммануил Тобиаш. Режиссер возобновления — Борис Бриллиантов (прослушать запись по трансляции из зала Малого театра, 1953 год.)
  • 1988 г. — московский театр им. Евг. Вахтангова; собственную инсценировку по пьесе Э.Скриба (переводчик К. Фельдман) и постановку осуществил А. А. Белинский[7][8]: композитор — Александр Журбин, текст песен — Владимир Константинов, Борис Рацер; в главных ролях: Королева Анна — Юлия Борисова, Герцогиня Мальборо — Людмила Максакова, Генри Сент-Джон, виконт Болинброк — Юрий Яковлев, Мешем — Максим Суханов, Абигайль — Ольга Чиповская.
Павла Вульф. Фотопробы к роли Герцогини («Стакан воды» Скриба), 1920-е
  • 17 июня 1998 — Молодежный театр на Фонтанке, Санкт-Петербург[9]; перевод О.Поляковой (с использованием фрагментов перевода К.Фельдмана)[10]

[править] Экранизации

Пьеса неоднократно экранизировалась.

Из экранизаций известны немецкий фильм «Ein Glas Wasser» 1923 года, созданный режиссером Людвигом Бергером[11], советский двухсерийный фильм кинорежиссера Юлия Карасика 1979 года.

  1. ↑ Le Verre d’eau, ou les Effets et les causes, comédie en 5 actes et en prose, par M. Eugène Scribe… [Paris, Théâtre français, 17 novembre 1840.]
  2. ↑ 2,02,12,22,3 Eugene Scribe (1791—1861) & the «Well-made Play»
  3. ↑ 3,03,13,23,33,43,5 Электронная библиотека // Эжен Скриб. Стакан воды, или Причины и следствия
  4. ↑ 4,04,1 Малый театр // «ТАЙНЫ МАДРИДСКОГО ДВОРА» Э.СКРИБА И Е.ЛЕГУВЕ; автор Петренко Ольга Андреевна, редактор литературно-драматургической части Малого театра
  5. ↑ Сергей Головин
  6. ↑ Сергей Аркадьевич Головин. Сайт Малого театра
  7. ↑ Стакан воды (1988)
  8. ↑ Эжен скриб — «Стакан воды»
  9. ↑ Спектакль «Стакан воды»
  10. ↑ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА ФОНТАНКЕ // Спектакль «Стакан воды»
  11. ↑ One Glass of Water (1923)

cyclowiki.org

Краткое содержание произведения Стакан воды, или Следствия и причины Скриб

Начало XVIII в. Англия вместе с Австрией, Пруссией и другими странами ведёт бесконечную и изнуряющую войну за испанское наследство против франко-испанской коалиции. Англией правит слабохарактерная и уступчивая королева Анна, которая не принимает решений, не посоветовавшись с теми, кто её окружает. По сути бразды правления — в руках леди Черчиль, герцогини Мальборо. Это женщина твёрдого ума, решительная и смелая, искушённая в дворцовых интригах. Ее муж, знаменитый и жадный маршал Мальборо, командует английской армией и совсем не заинтересован в прекращении войны, которая истощает государственную казну, но удачно наполняет его карманы.

Партии Мальборо, т. е. партии вигов, противостоит оппозиция тори. Ее возглавляет Генри Сен-Джон, виконт Болинброк, увлечённый политический игрок, который на бурных заседаниях парламента дышит полной грудью, как английский матрос в море. До двадцати шести лет он бездумно наслаждался жизнью и тратил своё состояние, пока оно не иссякло. Чтобы поправить дела, он женится на очаровательной женщине с миллионным приданым и миллионом капризов и недостатков.

Супружеская жизнь скоро становится невыносимой, Болинброк расстаётся с женой и страстно увлекается политикой. Его жена принадлежит к партии вигов. Естественно, он примыкает к партии тори. Он выступает в парламенте с призывами заключить мир с Францией и публикует гневные статьи о коррупции в армии в своей газете «Экзаминейтер». Болинброк старается добиться аудиенции у королевы Анны для французского посла маркиза де Торси. В этом ему может помочь Артур Мешем, караульный офицер во дворце.

Два года назад этот потерявшийся в Лондоне юный провинциальный дворянин собирается броситься в Темзу, потому что у него нет двадцати пяти гиней. Болинброк даёт ему двести гиней и спасает от гибели. Мешем надеется передать королеве прошение о должности при дворе и однажды ему почти удаётся прорваться сквозь толпу у кареты, когда светский щёголь отталкивает его и щёлкает по носу. Однако прошение подано, и Мешем получает приглашение на аудиенцию, но когда он отправляется во дворец, экипаж все того же щёголя обдаёт грязью его единственный приличный камзол. Казалось бы, все потеряно, но неожиданно у него появляется таинственный покровитель — он получает место пажа королевы, затем чин прапорщика гвардейского полка и надежды на новые благодеяния с единственным условием — он не должен жениться.

Между тем он страстно влюблён в очаровательную Абигайль, которая служила в ювелирном магазине, пока его хозяин не обанкротился. Теперь же ей обещано место при дворе, причём обещание исходит также от таинственной благодетельницы, которой оказывается сама королева. Однако назначение зависит от всесильной леди Мальборо. Наивная Абигайль надеется, что леди Мальборо поможет ей, так как она её родственница, дочь вступившего в неравный брак кузена леди Мальборо. Болинброк объясняет девушке, что коварству герцогини нет предела. Болинброк, Мешем и Абигайль заключают оборонительный и наступательный союз против леди Мальборо.

Болинброк рассчитывает, что, если Абигайль получит место при дворе, он сможет влиять на королеву. В обязанности Мешема входит ежедневно подавать королеве газету «Модные люди» — все другие источники информации исключены фавориткой. Мешем берётся передавать королеве письма маркиза де Торси, посланника Людовика XVI, и газету «Экзаминейтер» с разоблачительной статьёй Болинброка против партии Мальборо. Однако герцогиня перехватывает «незаконные вложения» и язвительно сообщает Болинброку, что он у неё в руках — она скупила за бесценок все его долговые обязательства и намерена упрятать его в тюрьму. Болинброк в восхищении, что у него такой достойный противник, и собирается нанести очередной удар в парламенте.

Тем временем Мешем встречает в дворцовом парке своего давнего обидчика и убивает его в поединке. Его никто не видел, но ему грозит смертная казнь в соответствии с суровым законом о дуэлях. Он должен бежать. Болинброку удаётся передать королеве записку, в которой он осторожно рекомендует Абигайль. Королева хотела бы приблизить к себе приглянувшуюся ей девушку, однако герцогиня, опасаясь постороннего влияния, убеждает её в нежелательности такого поступка. Вместе с тем она сообщает, что нашла способ дать чин капитана старательному молодому человеку, на которого королева обратила своё благосклонное внимание, — Мешему. Королева довольна фавориткой и забывает об Абигайль. Девушка в отчаянии.

Болинброку же снова улыбается фортуна — он становится наследником огромного состояния, поскольку убитый Мешемом на дуэли щёголь — его кузен Ричард, воплощение жадности и ничтожества, самый жестокий из его кредиторов. Немедленно выкуплены долговые обязательства, Болинброк снова владеет ситуацией. Он требует сурово наказать убийцу, но как только узнает от Абигайль, что речь идёт о Мешеме, убеждает её не тревожиться — он постарается не найти его. В этот момент появляется Мешем. Он вовсе не бежал, поскольку его догнал гонец с приказом о новом назначении. Ему предписано быть у королевы. Таинственный покровитель посылает ему знаки нового чина — бриллиантовые наконечники к аксельбантам. Абигайль узнает бриллианты, которые в бытность свою в ювелирном магазине она сама продала леди Мальборо. Инкогнито покровителя раскрыто (Мешем в тот момент об этом не знает), и Болинброк получает возможность нанести очередной удар своей противнице.

Абигайль обретает место при королеве и сразу же становится её любимицей. Королева жалуется Абигайль на несвободу во всем и туманно намекает, что увлечена неким молодым офицером. Ничего не ведающая Абигайль предлагает королеве свою помощь. Болинброк наконец допущен к королеве и пытается тронуть её рассказами о бедствиях народа, о лишениях и жертвах, вызванных войной. Она откровенно скучает и оживляется лишь при сообщении о том, что герцогиня заинтересована в продолжении войны, которая удерживает её мужа при армии и позволяет ей предаваться сладким утехам с Мешемом. Королева в ярости. Так Болинброк узнает, что она тоже любит Мешема.

Герцогиня объявляет Мешему, что намерена дать ему важное поручение и просит прийти к ней после вечернего приёма у королевы. Ненароком ей становится известно, что именно Мешем убил Ричарда Болинброка. Королева тоже решается назначить свидание Мешему и во время приёма должна подать условный знак: в присутствии гостей она пожалуется на жару и попросит у Мешема стакан воды. Болинброк сообщает герцогине, что некая знатная дама собирается назначить Мешему свидание. В обмен за эти сведения он получает для маркиза де Торси приглашение ко двору. Герцогиня неприятно заинтригована. Во время карточной игры, к которой неожиданно для всех допущен маркиз де Торси, королева просит Мешема подать ей воды. Герцогиня в полном замешательстве и делает ошибку за ошибкой. Она вместо Мешема подаёт стакан воды и опрокидывает его на платье королевы. Королева разгневана, они обмениваются колкостями. В результате — отставка герцогини. Но она не сдаётся. Через своих сторонников ей удаётся убедить королеву, что она любит не Мешема, а совсем другого. Королева готова простить её. Болинброк проясняет очередное заблуждение. Герцогиня клянётся опозорить королеву. Мешем приносит на подпись королеве бумаги о роспуске парламента и назначении Болинброка министром. Страшный шум заставляет его спрятаться на балконе. Появляется герцогиня в сопровождении толпы придворных и обнаруживает Мешема в личных покоях королевы. Абигайль падает на колени и просит прощения за то, что тайно от королевы приняла Мешема. Болинброк добавляет, что обвиняемый в убийстве Мешем пришёл проститься со своей женой — Абигайль Черчиль. Королева после недолгого замешательства прощает Абигайль и Мешема и заявляет о назначении Болинброка министром и начале переговоров о мире с Францией. Так лорд и леди Мальборо низвержены, мир заключён — и все это благодаря стакану воды, как говорит Болинброк.

«Стакан воды, или Следствия и причины» - пьеса в пяти актах написана выдающимся французским драматургом 19 века Эженом Скрибом. Главные герои пьесы – реальные исторические персоны, но сам сюжет – высококлассная драматургическая интрига, приправленная остроумными шутками.

Действие пьесы разворачивается в Англии 18 века, во дворце королевы Анны. Идет бесконечная война за испанское наследство. В самом английском парламенте отношение к этой войне разное. Герцогиня Мальборо (партия виги) - за продолжение войны. Опытная в дворцовых интригах, решительная, имеющая большое влияние на слабохарактерную королеву, леди Черчилль имеет свой интерес в этой войне. Во-первых, война держит ее мужа, маршала Мальборо вдали от дома, во-вторых, он командует английскими войсками, и эти военные действия очень удачно наполняют его карманы, опустошая королевскую казну.

В противовес им, оппозиционная партия тори, возглавляемая лордом Генри Болинброком, считает, что эта война разоряет страну и королеву, и ее необходимо остановить.

Виконт Болинброк страстно увлекся политикой, оставив жену, на которой женился исключительно из-за ее денег, но не смог ужиться по причине ее многочисленных недостатков и капризов. В начале произведения у него есть одна цель – добиться аудиенции у королевы для французского посла маркиза де Торси. Передать прошение Болинброк надеется через караульного офицера дворца Артура Мешема, которому он помог в свое время в трудную минуту.

Этот офицер попадает в цепь любовных интриг дворца, которые, как и политические, закручивает герцогиня Мальборо. Кроме того, Артур Мешем помимо своего желания становится объектом любовного внимания сразу трех женщин: королевы Анны, леди Черчилль и юной Абигайль, продавщицы в ювелирной лавке.

Сам Мешем влюблен в очаровательную Абигайль, которая пытается найти себе место при дворе после банкротства хозяина ювелирной лавки. Она надеется на помощь своей родственницы – герцогини Мальборо, но помочь ей берется лорд Болинброк. Он очень рассчитывает, что Абигайль сможет понравиться королеве, и через нее проще будет оказывать влияние на королеву Анну. Троица – Болинброк, Абигайль и Мешем заключают союз противодействия пока всесильной леди Черчилль.

Вот так и переплетаются в этой пьесе политические и любовные интриги, создается абсолютно неожиданный сюжет с искрометными диалогами и репликами. В результате их Абигайль получает место при королеве, и становится ее любимицей. Через нее на аудиенцию к королеве попадает лорд Болинброк. Однако ему не удается завладеть внимание Анны рассказами о жертвах войны и бедствии народа. Только упоминание о герцогине Мальборо и ее интрижке с Артуром Мешемом оживило их разговор, и привело королеву в ярость.

Лорд тонко сыграл на чувствах двух высокопоставленных дам. В результате его последней интриги - королева назначает Болинброка министром и начинает переговоры о мире с Францией. Лорд и герцогиня Мальборо попадают в немилость и отлучаются от двора. Абигайль и Артур - муж и жена, их брак признан королевой, и они прощены.

Пьеса вовсе не претендует на историческую достоверность, здесь решающим ходом в политической борьбе становится…стакан воды.

www.allsoch.ru

"Теория стакана воды" Александры Коллонтай

Считается, что пропаганда беспорядочности интимных связей, полигамии, промискуитета и прочих видов разврата пришла к нам с Запада вместе с сексуальной революцией, гремевшей во второй половине шестидесятых. Возможно, что «дети цветов» и сыграли определенную роль в формировании современных взглядов на семью во всем мире, но не стоит и умалять значения марксизма в этом процессе. Наиболее ярким проявлением агитации за свободные отношения между мужчинами и женщинами стала «Теория стакана воды» Александры Коллонтай, пользовавшаяся большой популярностью в молодежной среде двадцатых годов, а нынче почти забытая.

Предпосылки возникновения

Маркс определял семью как способ сохранения наследственных прав на нажитое имущество. Она же, в ее буржуазном проявлении, клеймилась позором и называлась инструментом закабаления женщины. Не имевшие отношения к коммунизму сторонницы эмансипации смотрели на брак примерно так же. Прогрессивные теоретики разных толков, проповедовавшие всеобщее равенство, сходились в XIX веке на том, что вскоре понятия «муж» и «жена» отомрут за ненадобностью. При коммунизме собственность как таковая исчезнет, следовательно, и наследовать станет нечего, и отцам не нужно будет переживать о том, похожи ли на них дети. К тому же семьи воспитывают эгоистов, а новому обществу понадобятся люди нового типа, свободные от устаревших взглядов. Педагогическая функция в идеале должна быть обобществлена, как и все остальное. Женщина будет работать наравне с мужчиной и ни в чем не будет ему уступать. Задача создания нового человека получала вполне конкретизированное направление. Новая женщина его родит, а общество воспитает. Просветленные идеей равенства труженики не станут готовить домашних обедов, питаться (а не есть) они отправятся в фабрики-кухни, там их покормят вкусно и полноценно три раза в день.

Вот такие теоретические основы имела «Теория стакана воды». Но главное, что возбуждает любопытство обывателя, касается другого вопроса. Как будет происходить «это» при коммунизме?

теория стакана воды александры коллонтай

Пчелы трудовые

Замечательные писатели-сатирики Ильф и Петров, рассуждая о «большом и малом мирах», сравнивали народные достижения в части великих строек и промышленного развития страны с пустячными фокстротиками, обывательскими претензиями на изящность и мещанскими представлениями о быте. В числе атрибутов отсталого мышления они, наряду с комодными слониками, называли выпускавшиеся, очевидно, тогда дамские подмышечники из пробки, названные «Любовью пчел трудовых». Тем не менее сравнивать советских женщин с этими работящими насекомыми придумала именно большевичка Коллонтай. «Теория стакана воды» напрямую связана с понятием «трудовых пчел», которым некогда озадачиваться поиском подходящего трутня для спаривания - они заняты делом.концепция теория стакана воды

Носительница идеи и ее олицетворение

Александра Михайловна Домонтович родилась в Петербурге в 1872 году. Она получила очень неплохое образование, хоть и домашнее, но разностороннее. В 1893-м она, по своему выбору, восстав против воли родителей, вышла замуж за В. Коллонтая, небогатого офицера, но через пять лет ушла от него, оставив ему сына. Дальнейшая ее биография связана с революционным движением. По воспоминаниям знавшего А. Коллонтай Ивана Бунина, изложенным в «Окаянных днях», женщина эта обладала двуличной натурой, что выражалось в склонности к переодеваниям. Вот она в рабочей косынка на митинге, а окончился он, тут же - ванна, коробка шоколадных конфет и задушевные разговоры с подругой.

Роман Александры с большевиком Дыбенко проходил бурно, причем каждый из партнеров не связывал себя обетом верности.

Большевичка продемонстрировала недюжинные дипломатические таланты, хотя и не без некоторых курьезных происшествий. Она избежала сталинских репрессий и благополучно умерла за год до кончины «отца народов». «Теория стакана выпитой воды» стала наиболее известным ее достижением, хотя было и множество других.

теория стакана воды

Смысл теории

Теперь о сути взглядов Александры Михайловны на матримониальные вопросы. Итак, «любовь пчел трудовых» не имеет прямого отношения к высокому чувству, носящему это название. Концепция «Теория стакана воды» укладывается в два слова: «захотел – попил». А нет жажды, так и не надо. Интимные потребности людям будущего удовлетворять следует без излишней траты времени и эмоций, не прерывая по возможности производственной деятельности. Конечно же, столь примитивно эти взгляды не излагались, слог был изысканнее, а теоретическое обоснование просто безупречным, но суть примерно такая. Человек уподоблялся даже не животному, а крылатому насекомому, для которого главным побудительным фактором служил инстинкт размножения. Воспроизводство себе подобных особей также является делом общественно полезным, нужным и даже необходимым. Новая женщина, свободная от предрассудков и условностей, должна была зачинать детей именно так. Все люди равны, следовательно, и выбор отца для будущего потомства значения не имеет. Молодежь двадцатых по своей сути мало отличалась от современной. Стоит ли удивляться тому, что «Теория стакана воды» пользовалась огромным успехом?

теория стакана выпитой воды

Противники

Как ни странно, взгляды Коллонтай на половой вопрос не разделяли многие деятели большевистской партии, в том числе Ленин. Сам пролетарский вождь не отрицал наличия жажды, но считал невозможным утолять ее из всякого доступного в настоящий момент источника, например, из грязной лужи, да и к чистоте стакана он предъявлял некоторые требования. «Теория стакана воды» вызывала возражения и у Луначарского, написавшего даже критическую статью «О быте…», посвященную молодежным вопросам. Взгляды Коллонтай не признавались в полной мере марксистскими, хотя и абсолютно враждебными и вредными их тоже не называли. Смелой большевичке просто указывали на некоторую разницу между свободой и развратом.

теория стакана воды маяковский

Сторонники и воздержавшиеся

Как уже упоминалась, целевой социальной базой взглядов Александры Михайловны была главным образом незрелая молодежь. Комсомолкам было как-то неловко отказывать своим товарищам мужского пола в интимной близости, чем те охотно пользовались. Но не только у юных членов коммунистического интернационала молодежи пользовалась славой «Теория стакана воды». Маяковский, великий пролетарский футуристический поэт, например, жил сложно. И хотя он призывал в окнах РОСТА «не подражать буржую» и в театр брать жену «свою, а не чужую», но некоторые вольности себе позволял. Не отставали от поэта и другие советские деятели искусств, порой немолодые.

коллонтай теория стакана воды

Использование теории врагами Советской власти

Подавляющее большинство населения бывшей Российской империи оказалось не готово к восприятию идеи, казавшейся Кларе Цеткин и Александре Коллонтай столь прогрессивной и привлекательной. «Теория стакана воды» нашла, конечно, своих адептов, но их увлеченность ею носила избирательный характер. Сторонники «утоления жажды», ходя «налево», обычно не предоставляли права на ее применение своим женам и мужьям, обывательски блюдя чистоту собственного семейного гнезда. Этой психологической особенностью российского народа неоднократно пользовались противники большевизма, приписывая коммунистам даже пороки, которыми те не обладали. Например, некий Уваров, будучи членом националистического «Союза русского народа», опубликовал сочиненный им же декрет, якобы изданный Саратовским Губернским Советом Народных Комиссаров, в котором декларировалось всеобщее обобществление женщин и право пользования ими любым желающим. Этот же документ применяли для антикоммунистической пропаганды и немцы во время Великой Отечественной войны.

теория стакана воды в ссср

«Теория стакана воды» Александры Коллонтай сегодня

В горбачевские времена много смеха вызвала реплика одной советской женщины, заявившей об отсутствии секса в Советском Союзе. Конечно же, она имела в виду не размножение путем прямого деления (по сравнению с пчелами, амебы увеличивают популяцию еще проще), но в этой фразе нашло отражение все отношение к половым проблемам в нашей тогдашней стране. То, что воспитание детей (да и взрослых тоже) носило пуританский характер, бесспорно. Впрочем, большинство людей такое положение в основном устраивало.«Теория стакана воды» в СССР оказалась непопулярной, возможно, по причине подсознательного тяготения народа к православным и семейным ценностям, заложенным нашими славными предками.

fb.ru

Стакан воды (фильм) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Стакан воды.

«Стакан воды» — вторая (первая была в 1957 году) в СССР экранизация одноимённой пьесы известного французского драматурга Эжена Скриба об интригах английского двора начала XVIII века и их влиянии на политику. Фильм вышел на экраны в 1979 году. Дворец снаружи снимали в Марфино, а все внутренние помещения — это павильоны Мосфильма.

Сюжет

Начало XVIII века. Англия (уже Великобритания) ведет долгую и разорительную войну с Францией за испанское наследство. Английский двор, формально находясь в руках королевы Анны, на самом деле полностью под контролем её подруги с юных дней — герцогини Мальборо, первой статс-дамы.

При дворе идёт политическая борьба двух партий: герцогиня Мальборо, отстаивая интересы вигов, стремится продолжить войну до победного конца, что крайне выгодно герцогине и лично ещё и потому, что руководит военными действиями её муж — герцог Мальборо, а убежденный тори лорд Болингброк считает, что войну необходимо прекратить и начать мирные переговоры.

Королева Анна поддерживает вигов, поскольку, как и её двор, полностью подчинена воле герцогини.

Кажется, ничто не может пошатнуть власть Сары Черчилль, а значит, у Болингброка нет никаких шансов добиться мирных переговоров.

Знакомый Болингброка, офицер королевской гвардии Артур Мэшем, влюблен в обедневшую дворянку Абигайль Черчилль, вынужденную служить в ювелирной лавке Томвуда. Молодые люди собираются пожениться, но счастью молодых людей мешают роковые случайности: то Мэшем оказывается участником дуэли с неким дворянином и убивает его, а убитый «Щелкун» — кузен лорда Болингброка! То Абигайль сначала получает приглашение королевы, инкогнито посетившей ювелира, служить при дворе, но потом теряет эту возможность из-за интриг герцогини, не желающей допускать к королеве не своих людей.

Однако благодаря сэру Генри дела молодых людей все-таки устраиваются. Хитроумный лорд узнает, что тайный покровитель Мэшема, помогающий ему в продвижении по службе и присылающий дорогие подарки, не кто иной, как сама герцогиня Мальборо. Болингброк прибегает к тонкому шантажу и в обмен на письмо к Мэшему, написанному рукой всесильной Сары (но явно не предназначенному для глаз её ревнивого мужа), получает место в штате королевы для Абигайль. Наконец-то возле Анны есть человек, поддерживающий Болингброка!

Королева, отстраненная герцогиней от реальных дел, проводящая свои дни за исполнением придворных ритуалов, скучает. Она упивается романами и грезит о любви. Своей новой наперснице, Абигайль, она признается, что её мысли занимает один юный офицер охраны. Им оказывается Артур Мэшем, о помолвке которого с Абигайль никто не знает.

Абигайль в смятении бросается за помощью к лорду Болингброку: на её Артура посягают сразу две могущественнейшие дамы королевства, а Артур так легкомыслен, так тщеславен.

Лорд Болингброк понимает, что наконец-то нашёл причину, способную рассорить королеву и герцогиню, осталось найти только повод вскрыть её, и этим поводом должен стать… стакан воды.

Исторические неточности

  • Прототип главной героини пьесы и фильма Абигайль Мэшем вышла замуж за Мэшема (которого в действительности звали Сэмюэлом, а не Артуром) в 1707 году, когда ей было уже 37 лет (всего на 5 лет меньше, чем королеве Анне, так что она уже давно не была юной девушкой, показанной в фильме, а по понятиям того времени — скорее даже пожилой женщиной), муж и Болингброк были моложе её на 8 лет. Девичья фамилия Абигайль Мэшем не Черчилль, а Хилл, она приходилась родственницей не герцогу, как сказано в фильме, а герцогине Мальборо. После смерти королевы она удалилась в частную жизнь, а вовсе не продолжала «держать двор в своих цепких маленьких ручках» и умерла в 1734 году, за десять лет до смерти герцогини Мальборо (и до событий, изображенных в конце фильма, когда она якобы ещё жива и активно действует при дворе).
  • Алла Демидова не имеет портретного сходства с герцогиней Мальборо. Тем не менее ей удалось создать живой и цельный образ «железной леди». Герцогиня умерла в 1744 году, а не в 1742, как следует из заключительного рассказа Болингброка («1743 год… и всего год назад не стало герцогини Мальборо»).
  • Герцог Мальборо умер в 1722 году, а не в 1734, что тоже следует из заключительного рассказа Болингброка («1743 год… девять лет назад умер герцог Мальборо»).
  • Наталья Белохвостикова также не имеет портретного сходства с королевой Анной, которой на момент событий (1713 год) было 48 лет, тогда как Белохвостиковой — на 20 лет меньше.
  • В фильме Болингброку 54—55 лет. Реальному виконту Болингброку на момент событий (1713 год) было 35 лет (родился в 1678 году).
  • Реальный виконт Болингброк на момент событий (1713 год) уже три года был министром иностранных дел и в оппозиции не был. В фильме он получает должность министра в 1713 году за год до смерти королевы Анны.
  • В фильме Анна постоянно (в том числе и на официальных церемониях) именуется королевой Англии. На самом деле, согласно Акту об Унии 1707 года, Англия и Шотландия уже объединились в Великобританию.
  • В первой серии фильма в сцене беседы герцогини Мальборо и посла Австрии последний упоминает «императора Австрии» Иосифа Первого. Действие серии происходит в 1713 году. К этому времени Иосиф Первый уже умер (1711 год), и Австрией правил Карл Шестой. Кроме того, на этот момент не было «императора Австрии» (с 1806 года), а был «император Священной Римской империи».
  • Сцена утреннего одевания королевы Анны с зачитыванием новостей: лорд Девоншир сообщает, «что из Франции сообщают о рождении дофина». Дофин, будущий Людовик XV, родился ещё в 1710 году. Одна из придворных дам говорит о Людовике XIV: «Девочкой я была на его коронации». Коронация состоялась в 1654 году, в 1713 году присутствовавшая на ней в юности дама должна была быть в глубокой старости… Также, одна из новостей гласит: «шведский король Карл окружил царя Петра под Полтавой». Полтавская битва имела место в 1709 году. Действие происходит в 1713 году. Вряд ли, даже при средствах сообщения того времени, новости о ней шли до Лондона четыре года. В той же сцене лорд Девоншир передает королеве записку лорда Болингброка. Однако в начальной сцене фильма Болингброк сообщает маркизу де Торси, что «с некоторых пор лишен возможности не только видеть мою королеву, но и даже писать ей». .
  • Битва при Мальплаке, упоминающаяся в фильме как свежая новость, произошла, как и Полтавская, в 1709 году.
  • При встрече маркиза де Торси с Болингброком, маркиз говорит, что австрийцы стоят в 140 километрах от Парижа. Поскольку действие происходит в 1713 году, а метрическая система была введена во время Великой французской революции решениями Конвента в 1791 и 1795 годах, это явный анахронизм.
  • В разговоре с Болингброком маркиз де Торси говорит, что за ними наблюдает человек из «Интеллидженс сервис». Данное название английской разведки не использовалось в начале XVIII века.
  • Воспоминания лорда Болингброка в фильме заканчиваются 1744 годом, в котором, как следует из его размышлений, Англией правит Георг Третий. Король Георг Третий вступил на британский престол в 1760 году, в 1744 году Англией продолжал Георг Второй.
  • В самом конце фильма лорд Болингброк рассказывает о судьбе героев исторической драмы. Он подчеркивает, что прошло 30 лет со времени показанных в фильме событий, то есть на дворе 1743 год. Тем не менее он замечает, что Абигайль пережила не только свою королеву, но и двух королей (Георга I и Георга II) и ныне управляет двором Георга III, она по-прежнему статс-дама. Между тем Георг II скончался только в 1760 году.
  • Выражение «Европа может подождать» обычно приписываемое Александру III, впервые прозвучало двумястами годами ранее из уст героини фильма Абигайль. В этом же фильме виконтом Болингброком сказана королеве Анне фраза «Америка подождёт».

В ролях

См. также

Ссылки

wikiredia.ru


Смотрите также