Солнце воздух вода. Конспект воспитательного мероприятия «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», 1-2 класс

Солнце, воздух и вода... Правила летнего отдыха при беременности. Солнце воздух вода


Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья!

«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! »

Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Развивать у детей понимание значения и необходимости закаливающих процедур, расширять представления о важных компонентах здоровья – солнце, воздухе и воде, формировать знания о том, что природа является источником здоровья.

Задачи:

- расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде; - познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека. - воспитывать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить.

Большой подсолнух в небе,

Цветет он много лет,

Цветет зимой и летом,

А семечек все нет. (Солнце.)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук? (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

2. беседа

Воспитатель: Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Это и есть тема сегодняшнего занятия.

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас в интересное путешествие. В волшебную страну "Валеология«.Пригласила я Доктора ЗОЖ. Но, вот беда, он не смог прийти. Но на адрес нашей школы прислал электронное письмо.

Дорогие ребята! Я не могу присутствовать на вашем занятии. Но с нетерпением буду ждать встречи. Высылаю вам посылку. В ней вы найдете верных друзей, которые помогут вам скорееприбыть сюда.Ваш Доктор ЗОЖ.

Ребята, это посылка от Доктора ЗОЖ. Давайте посмотрим, что в ней? (открываю посылку и достаю: фонарик, шарик надутый воздухом, бутылку с водой)

— Какие интересные предметы. А ведь Доктор ЗОЖ говорит, что они верные друзья? Кто они?

— Достаю фонарик, включаю и выключаю его. Зачем нам нужен фонарик? Что имел ввиду Доктор ЗОЖ. Зачем нам нужен фонарик, ребята? Он светит. Какие предметы еще светят? Луна, лампочка, солнышко .А солнышко что ещё может делать? Оно греет. Даёт тепло.

Иллюстрация солнца на доске.

А кому оно даёт свет и тепло? Животным, растениям, людям.

— А мы сможем прожить без света и тепла солнечного? Что с нами произойдёт?

Мы замёрзнем, станет холодно, будем натыкаться друг на друга.

— Что мы любим делать на солнышке?

1. Загорать2. Греться.3. От солнышка всем светло и тепло.

Почему мы так говорим. Куда часто заходит солнце, туда редко приходит врач. Значит солнце можно назвать лекарством. Оно лечит. Предупреждает многие болезни. Но любое лекарство требует меры.

Какой вред может принести нам солнышко?

(обратить внимание на слайды)

1. Ожог кожи.                                     1. Даёт тепло растениям и животным.2. Солнечный удар.                           2. Загораем.3. Гибнут растения, животные.         3. Солнце, как лекарство.

— Ребята, давайте все закроем глаза и представим, что мы находимся на берегу водоёма. Светит солнышко. Его лучики ласкают наши щёчки, носик, руки и ноги. Прилетел ветерок, который обдувает нас со всех сторон. Нам становится приятно от его прикосновений. Мы чувствуем себя хорошо. У вас отличное настроение. Открыли все глазки.

— Беру шарик и рассматриваю его. Вдруг он спускает. Ребята, что с ним случилось? Он сдулся, спустил. Что внутри его было? Воздух.

Что мне нужно сделать, чтоб он снова был надут? Надуть.(надуваю).

На доске вывешивается картинка с изображением воздуха.

— Расскажите, что вы знаете о воздухе? Вы можете показать его пальчиком, обнять? Какой он? Невидимый. Давайте понюхаем. Пахнет? Нет. Он только переносит другие запахи. Давайте попробуем? Есть вкус? Нет вкуса.

Где мы можем его ощутить. Везде. В классе, в мяче, воздушном шаре.

Показываю детям веер. — Что это? Веер. Для чего он нам нужен. Кто догадался? Давайте помашем нашим веером на себя, на друга, на наших гостей. Что мы почувствовали? Ветерок. Ветер, это воздух, который мы привели в движение.

— Зачем нам нужен воздух?

— Чтобы дышать. Можем прожить без воздуха? Нет!

— Давайте проведём опыт. Зажмите все — нос и рот. Ваши ощущения. Стало тяжело. Нам не хватает воздуха. А каким воздухом мы должны дышать? Чистым. Свежим.

3. Опыт. У меня есть мешочки, я вам предлагаю подышать в этот мешочек. (дети дышат в мешочек, крепко зажав его вокруг рта и носа )

— Почему стало трудно дышать? Мало воздуха.

— Кто из вас знает, чем мы дышим? Кислородом.

— Тот кислород, который был в мешочке истратился, осталось мало и нам стало очень трудно дышать. Но в нем собрался углекислый газ, который нам вреден. И для дыхания не пригоден.

— Посмотрите, сколько нас сегодня много в этом классе, все мы дышим, становится душно. Почему? Мало кислорода. Где взять его? Что нужно сделать, чтобы комната наполнилась свежим воздухом?

— Должны проветривать помещение.

— Открыть окно, двери.

Настежь дверь, окно иль форточку открыть,Поскорее свежий воздух в дом пустить.(Дети проходят и садятся за столы)

— Чистый воздух богат кислородом. Как воздух влияет на наше здоровье?

— Чистый воздух оберегает от болезней. А вот загрязненный наоборот- вредит. (обратить внимание детей на слайды)

1. Черный дым из труб                                     1. Дышать свежим воздухом2. Выхлопные газы от машин                            2. Сажать деревья3. Гниение мусора                                            3. Строить очистительные сооружения

— Воздух — это ещё один помощник, который помогает нам добраться в волшебную страну.

— Ребята, причём тут бутылка. Я не знаю. Может вы мне подскажете?

— Это вода!

— Вы слыхали о воде?— Говорят она везде.— В луже, море, океане.— И водопроводном кране.

— Ребята, посмотрите на глобус. Это макет нашей планеты Земля. Почему её называют голубой планетой. Много голубого цвета. Что означает голубой цвет? Это вода! Зачем нам нужна вода? Расскажите.

— Какая бывает вода? Чистая, солёная, горькая, грязная, питьевая.

На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Много солёной воды, а вот пресной очень мало. Если её мало, что нужно делать? Её нужно экономить. Что значит экономить? Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать её. От чего оберегать? От загрязнений.

— Что ещё можете рассказать о воде? Не помните? Тогда давайте проведём опыты.

4.Опыт.

У вас на столах стоят стаканчики. В каждом есть вода. Возьмите каждый стакан и загляните в него.

— Вы видите дно. Значит какая вода? Прозрачная.

— Какого она цвета? Безцветная.

— Давайте понюхаем, пахнет? Нет. Значит не имеет запаха.

— Давайте попробуем её. Есть вкус? Нет. А когда она может поменять вкус?

— Посмотрите, что я делаю.Переливаю.Какая она. Жидкая.

Какой еще бывает вода? Твёрдой. Показываю детям лёд. Если лед подержать в руке, во что он превратится? В воду.

5.Опыт.

— Чай любите пить? Как приготовить чай? Нужно скипятить воду.

— Что выходит из кастрюльки или чайника? Это пар! Что мы можем сказать о воде? Что она при кипячении превращается в пар. Вода газообразная.

Ребята, а вода влияет на наше здоровье?

(обратить внимание детей на слайд)

1. Экономить воду               1. Пить чистую воду2. Не засорять воду             2. Соблюдать правила личной гигиены

— Вода ещё один помощник, который помогает нам добраться в страну «Валеология».

6.Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

Вот как Солнышко встает

Выше, выше, выше. Дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки.

К ночи Солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. Дети приседают, опуская руки вниз.

Хорошо, хорошо Солнышко смеется,

А под Солнышком нам

Весело живется. Дети шагают на месте, хлопая в ладоши.

.

— Ребята, в посылке ещё что-то лежит. Достаю картину. Какая она красивая. Показываю детям картину. Доктор ЗОЖ прислал нам картину страны «Валеология». Посмотрите, какая она светлая, чистая. Кто же помог нам добраться до волшебной страны «Валеология»? Это солнце, воздух и вода.

7.Итог: Сейчас на улице зима, холодно, поэтому я предлагаю вам взять яркие краски и нарисовать лучистое солнышко, чтобы в группе у нас стало немного теплее

kopilkaurokov.ru

Конспект воспитательного мероприятия «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», 1-2 класс

КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Воспитатель: Кудряшова В.В.

Форма: защита мини – проект

Задачи:

Коррекционно-обучающая: дать знания о том, какую пользу приносят людям солнце, воздух и вода;

Коррекционно-воспитательная: воспитывать желание вести здоровый образ жизни, правильно выполнять гигиенические навыки, соблюдать осторожность;

Коррекционно-развивающая: расширять кругозор и словарный запас детей, побуждать отвечать на вопросы, уметь выполнять правила игры.

Оборудование.

1. Основное оборудование: плакат мини – проекта «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

2. Оборудование к заданиям: картинки по сказкам К. Чуковского: «Краденое солнце», «Мойдодыр», платок для игры.

Место проведения: игровая 1-2 класса.

Ход мероприятия

1.Подготовительный этап.

Воспитатель.

Здравствуйте, ребята и взрослые!

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

И вместе с нами всюду рядом

Наши лучшие друзья

Солнце, воздух и вода! (вместе с детьми)

Сегодня ребята нашего класса представят свой мини – проект «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

2. Вводная часть.

Воспитатель.

С нашими друзьями Солнце, Воздух и Вода мы встречаемся каждый день. Без них невозможна наша жизнь. Но, чтобы они были всегда нашими друзьями надо знать и выполнять советы наших друзей. Сегодня мы и узнаем, какие советы дадут нам наши друзья, чтобы мы всегда были здоровы и счастливы.

3. Основная часть.

Ребенок 1.

Ну – ка, кто из вас ответит

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет (Солнце).

Ребенок 2.

Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все…….. (Солнце).

Воспитатель.

Давайте, вспомним произведение К. Чуковского «Краденое солнце». (Показ картинки из произведения). Что случилось с зверями, когда Крокодил Красное Солнышко проглотил.

Ответы детей.

Воспитатель.

А могут ли жить без солнца люди, звери, птицы растения, животные?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно, без солнца не было бы жизни на нашей планете. Целебные свойства солнечных лучей известны еще с античных времен, лечение солнцем, еще называют гелиотерапией. Но, солнце – это лекарство, которое следует принимать дозировано и, не переусердствовать, ведь, как известно, чрезмерное увлечение солнечными ваннами, чревато возникновением рака кожи. Но в разумных количествах солнце лечит. Под воздействием солнечных лучей формируется витамин «Д», который нельзя получить с пищей. Витамин «Д» полезен для нашего организма тем, что помогает нам расти и укрепляет наши кости. Но если не соблюдать определенные правила, солнце может навредить нашему организму. Как вы думаете, когда солнце для нас может быть опасным?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно, солнце бывает опасно летом, когда сильно греет. Летом мы все отдыхаем в лагере, где любим купаться и загорать. Давайте, подумаем, какие бы советы нам могло дать друг Солнце, когда мы загораем.

Ребенок 1.

Солнце жарит. Летний зной.

Будем загорать с тобой.

Только – чур! – в цветной панаме

И под тентом на поляне.

Ребенок 2.

Чтоб ожогов избежать

В загаре меру надо знать!

Подставим солнцу тело утром

А еще по вечерам.

Вот тогда красивый, ровный

Цвет кожи обеспечен нам.

Воспитатель.

Назовите советы друга Солнца, чтобы у нас был красивый загар.

Ответы детей.

Воспитатель.

Молодцы. Давайте на нашем проекте найдем эти советы и вместе еще раз их повторим.

Воспитатель зачитывает советы, а дети хором повторяют.

Советы друга Солнца.

Загорай постепенно, в меру, не злоупотребляя долгим пребыванием на солнце.

Продолжительность первой солнечной ванны должна быть не более 20-30 минут.

Солнечные ванны принимай утром с 7до 12 часов, когда воздух еще чист и не разогрет чрезмерно.

Голову обязательно защищай от солнечных лучей косынкой или панамой.

Не принимай солнечные ванны в неподвижном месте положении.

Воспитатель.

Друг Солнце предлагает нам поиграть в игру «Три слова».

Игра «Три слова».

Дети стоят в кругу, ведущий читает считалочку, на ком-то останавливает

говорит ему любую тему, а игрок должен быстро назвать ему три слова из этой темы. Например:

«Режим дня». Ответ: подъем, прогулка, сон.

«Подъем». Ответ: заправка кровати, одевание, уборка ковриков.

«Завтрак». Ответ: моем руки, аккуратно едим, убираем посуду.

Дети играют.

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Хорошо поиграли. А теперь познакомимся с другом Вода и его советами.

Ребенок 1.

Если руки наши в ваксе,Если на нос сели кляксы,Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего не может мамаНи готовить, ни стирать,Без чего, мы скажем прямо,Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба,Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли,Чтоб варились кисели,Чтобы не было беды —Жить нельзя нам без ... (воды)

Воспитатель.

Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно, вода нам помогает соблюдать правила гигиены, чтобы не

болеть. Назовите советы друга Воды.

Ответы детей.

Воспитатель.

Молодцы. Давайте на нашем проекте найдем эти советы и вместе еще раз их повторим.

Воспитатель зачитывает советы, а дети хором повторяют.

Советы друга Воды:

Два раза в неделю мойся основательно.

Утром хорошо умывайся: вымой руки, лицо, шею, уши.

Обязательно вымой руки после уборки комнаты, туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте.

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Друг Вода предлагает нам поиграть в игру «Дедушка водяной».

Игра «Дедушка водяной».

Содержание: все участники игры ходят по кругу и приговаривают:

«Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?

Выгляни на чуточку, на одну минуточку!»

В центре круга с закрытыми глазами сидит водящий – «дедушка Водяной». После призыва ребят Водяной встает и выбирает наугад любого игрока и пытается на ощупь угадать, кто это. Если угадал, то опознанный игрок становится Водяным.

Дети играют.

Воспитатель.

Молодцы, ребята! Вам понравилась игра?

Ответы детей.

Воспитатель.

Давайте познакомимся с другом «Воздух» и его советами.

Ребенок 1.

Ты без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить.

И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)

Ребенок 2.

Чем мы дышим?

Что мы не видим? (Воздух)

Воспитатель.

Как вы думаете, а для чего надо гулять?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно вы ответили, но я еще хочу добавить. Нахождение на свежем воздухе, способствует укреплению сердечной мышцы, улучшению работы органов дыхания и, что немало важно, отлично повышают настроение. Еще, прогулки по воздуху способствуют повышению аппетита, улучшают работоспособность, снижают содержание в мышцах молочной кислоты. А как вы думаете, какие советы мог нам дать друг «Воздух»?

Ответы детей.

Воспитатель.

Молодцы. Давайте на нашем проекте найдем эти советы и вместе еще раз их повторим.

Советы друга Воздуха:

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми

Ежедневно по утрам

Мы зарядку делаем.

Гуляй на свежем воздухе.

Проветривай помещения.

Воспитатель.

Молодцы, ребята. Доктор Воздух хочет познакомить вас с игрой «Дальше бросишь – ближе бежать». В эту игру вы можете играть на прогулке.

Игра «Дальше бросишь – ближе бежать».

Со своим соперником ты стоишь на старте. Каждый из вас держит в руке небольшие одинаковые палки. Нужно бросить свою палку как можно дальше. То же проделывает второй участник соревнования. А теперь вперед, за палкой, только не за своей, а за палкой соперника. Кто первый вернулся с палкой на место старта, тот и победил.

4. Заключение.

Воспитатель.

Вам понравились игры, которые мы с вами разучили?

Ответы детей.

Воспитатель.

Мы с вами сегодня познакомились с советами наших друзей: Солнца, Воздуха и Воды. Скажите, а зачем нам надо выполнять их советы?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно, все эти советы нужны, чтобы мы были здоровыми и счастливыми. Надеюсь, что игры, которые мы с вами разучили вам понравились и вы будете в них играть.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда,

Но добиться результата невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам,

И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите по возможности всегда

На прогулки в лес ходите, он вам силы даст, друзья!

Я открыла вам секреты, как здоровье сохранить.

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Солнце, воздух и вода - Parents.ru

Какое время года больше всего любят наши малыши? Конечно же, лето. Что касается взрослых, они возлагают на этот сезон особые надежды, считая, что именно летом дети растут.

Впрочем, несмотря на то что взрослые давным-давно выросли, большинство из них по-прежнему не имеют ничего против этого времени года. Почему? В первую очередь потому, что мы живем в северной стране. Долгие зимние вечера, промозглая серая осень, затяжная весна заставляют ценить каждый погожий денек. Кроме того, летом, когда тепло, можно меньше думать о простудах и болезнях. Обычно в это время года семьи планируют отдых, собираются в отпуск, а также совершают всевозможные путешествия. Что касается малышей, у них есть свои причины любить лето: не надо многослойно одеваться и можно гулять вволю.

Настоящий праздник

А есть ли у малышей какие-то особые «дела», которые нужно успеть сделать в течение лета? Главное, с максимальной пользой употребить возможности погожих летних деньков, как следует нагуляться, вдоволь надышаться свежим воздухом, побегать босиком по травке или речному песку, поесть свежих овощей и фруктов. То есть отдохнуть, ведь хороший отдых – это не только и не столько бесконечный сон. За три летних месяца (а в средней полосе России теплая погода редко держится дольше), ребенку нужно успеть набраться сил и здоровья. Вот почему к началу лета стоит позаботиться обо всех необходимых прививках, зайти к врачам-специалистам, если у малыша есть проблемы с самочувствием, посетить педиатра и поговорить с ним о том, как вашему малышу стоит провести лето.

Делу – время

Чем полезна ходьба босиком по песку или мелкой гальке? Во время прогулки массируются стопы, на которых расположены многочисленные биологически активные точки, улучшающие работу внутренних органов и повышающие иммунитет малыша.

Что поможет вам выполнить один из пунктов намеченного плана – укрепить здоровье малыша? Конечно, закаливание: вне всяких сомнений, именно солнце, воздух и вода станут лучшими друзьями ребенка летом. Чтобы закаливание проходило правильно, возьмите на заметку наши советы.

Как можно больше гуляйте: летом ребенок должен находиться на воздухе не меньше 9–10 часов в день, а лучше, как рекомендовал один из основоположников отечественной педиатрии академик Г. Н. Сперанский, в течение всего светового дня.

Обязательно добавьте к обычной утренней «программе» гимнастику или ее элементы. Врачи единодушны во мнении, что нехитрые упражнения по утрам отлично помогают держаться в тонусе и взрослым, и детям, а вырабатывать полезную привычку лучше всего летом.

Помните об одном из обязательных этапов закаливания – воздушных и солнечных ваннах. С воздушными ваннами все просто: находясь на улице, разденьте ребенка (правда, делать это можно только тогда, когда температура не опускается ниже 18 °С). В первый раз уделите «проветриванию» около 15 минут и с каждым днем увеличивайте продолжительность воздушных процедур.

Что касается солнечных ванн, они потребуют большего внимания. Поскольку малыши не могут загорать даже до легкого покраснения кожи (чтобы получить такой эффект в средней полосе России, в июле достаточно посидеть на солнце 10–15 минут), следите за тем, чтобы ребенок до 4–5 лет вообще не находился под прямыми солнечными лучами. Кроме того, не забывайте, что самой надежной защитой от неблагоприятного действия солнечных лучей является одежда. В идеале малыш должен выходить на пляж в маечке, шортах, панамке и не снимать их хотя бы в первые дни отдыха.

Не менее важной закаливающей процедурой считается купание в пресной и соленой воде. Какие правила нужно соблюдать на пляже? Всегда начинайте с подготовки: перед тем как окунуться в воду, в течение нескольких дней обтирайте ребенка мокрым полотенцем, прогуляйтесь босиком по мелководью, обливайте водой голени и стопы малыша. Обычно подготовительный этап занимает от 2 до 5 дней. После того как вы поймете, что ребенок готов к «заплыву», приступайте к купаниям в большой воде. Только не заходите с малышом глубоко в воду: максимально возможная глубина – 1 метр, а еще лучше – 80 см.

Несмотря на просьбы малыша, не разрешайте ему купаться в первые дни отдыха. В это время гораздо полезнее заняться специальной подготовкой.

Какой водоем предпочесть? Если речь идет о пресной воде, лучше отправьтесь на реку или озеро, вода в которых прогревается лучами солнца до 20 °С. Что касается небольших прудов и других мест, где вода застаивается, не стоит сильно рассчитывать на то, что они окажутся чистыми.

Теперь поговорим о купании в соленой воде. По сравнению с пресной у нее есть несколько неоспоримых преимуществ: в море на организм ребенка действуют растворенные в воде микроэлементы и соли. Самое приятное, что в морской воде содержится йод, дефицит которого, увы, испытывают почти все дети, живущие далеко от морского побережья. Единственное предупреждение: добравшись наконец до моря, не разрешайте ребенку купаться бесконечно. В первое время делать это можно один раз в день – или утром, или вечером.

Дачные удовольствия

Если у вас есть возможность жить с ребенком летом за городом, ни в коем случае не упускайте ее: ежегодный выезд на природу городским детям крайне необходим. Почему? Дело в том, что в больших городах концентрация опасных веществ всегда выше, поэтому всем малышам показано очищение от вредных веществ, так или иначе скапливающихся в организме.

Кстати говоря, такая традиция – выезд из города летом – существовала всегда. Когда вводилась практика летних каникул, ученые посчитали, что с учетом расстояний в России необходимо не меньше трех месяцев, чтобы родители смогли съездить в родовую деревню, отдохнуть и вернуться обратно. По подсчетам современных специалистов, достаточно покинуть город на 1–2 месяца. За это время происходит необходимое очищение от токсических веществ, радионуклидов, шлаков и так далее.

Большая прогулка

Что делать, если ребенок склонен к аллергии? Как нельзя лучше ему подойдет отдых в горах: низкогорный климат (до 500–1000 м над уровнем моря) славится чистым, сухим и прохладным воздухом, который облегчает дыхание. Кроме того, в нем много озона (активного кислорода) и полезных фитонцидов.

Летом позаботьтесь о том, чтобы ребенок гулял не только по садовому участку или двору городского дома. Время от времени устраивайте ему небольшие экскурсии, которые сослужат отличную службу развитию малыша. Если кусочек леса примыкает к вашему участку, покажите ребенку лесные угодья во всей красе: пусть малыш с ранних лет приучается любить природу. Имейте в виду, что никакой искусственный газон не даст малышу такого эмоционального подъема, такого богатства познания окружающего мира, как естественная поляна с множеством разнообразных трав, цветов и насекомых, где стрекочут кузнечики и все благоухает. Пусть с детских лет малыш познает музыку тишины, не нарушаемой грохотом моторов и мощными звуками из динамиков.

Выезд на курорт

Оптимальными для отдыха с детьми младше трех лет специалисты считают места с умеренным климатом лесной зоны.

Что предпочесть: «каникулы» в деревне у бабушки или морской курорт? Поскольку совсем маленькие дети лучше переносят отдых в привычных условиях, места с умеренным климатом лесной зоны, которые занимают большую часть территории России, специалисты считают оптимальными для отдыха с детьми до трех лет. В привычном климате вам не понадобится менять стереотипы поведения, а пресловутая адаптация займет 1–2 дня и, скорее всего, пройдет незаметно. В результате ребенок будет просто отдыхать и набираться сил с максимальной для себя пользой. Что касается путешествий к морю, о них стоит задуматься, когда малышу исполнится 3–4 года: в этом возрасте он легче перенесет смену климата.

Что-нибудь вкусненькое...

Особый пункт летней программы: питание малыша.

Помните о том, что пища всегда должна быть свежей. Еду для ребенка любого возраста лучше готовить только на одно кормление, а не впрок. Почему? Дело в том, что лето – самая благодатная пора для размножения вредных микробов.

Как следует мойте фрукты, ягоды и овощи.

Невероятно, но факт: летом ребенок действительно растет чуть быстрее. Это связано с тем, что под влиянием ультрафиолетовых лучей в коже образуется витамин D, который отвечает за рост костей. Кроме того, малыш больше двигается, его мышцы работают, что вызывает рост тканей и лучшее усвоение пищевых элементов.

В жару всегда берите с собой воду. Внимание! Если малыш просит пить, ждать нельзя: в солнечный день обезвоживание наступает очень быстро.

Если у ребенка поднялась температура, не заставляйте его есть. Готовьте для него обычную и привычную пищу.

Не стремитесь знакомить малыша с кулинарными изысками: всевозможными сладостями, напитками... Да и мороженое лучше есть дома, а не на природе или пляже.

Если младенец питается грудным молоком, постарайтесь кормить его до осени: в молоке есть факторы, которые защищают от кишечных инфекций, дисбактериоза и не позволяют опасным микробам размножаться.

Соблюдайте основное правило гигиены: мойте руки после улицы, туалета и перед едой.

www.parents.ru

беременность; лето; правила безопасности

Когда наши друзья становятся недругами

В летние месяцы врачи рекомендуют беременным проводить на солнце как можно меньше времени. И на то есть серьезные причины:

Пребывание на солнце может вызвать маточное кровотечение, так как, во-первых, под действием высокой температуры уменьшается свертываемость крови, а во-вторых, на солнце рефлекторно начинает вырабатываться гормон меланин, что активизирует работу гипофиза. Одновременно с этим в гипофизе вырабатывается гормон окситоцин, который может вызвать сокращения матки.  Нагрузка на сердце во время беременности возрастает, и будущая мама рискует быстро перегреться и упасть в обморок.

Под действием солнца прогрессирует варикозное расширение вен.

Если на лице женщины появились пигментные пятна, связанные с беременностью, они могут увеличиться.

Конечно, не стоит отказывать себе в удовольствии принимать воздушные ванны, просто выбирайте для этого утренние или вечерние часы. В начале лета не забудьте приобрести солнцезащитный крем, а в особенно жаркие дни лучше вообще не выходить из тени и всегда иметь с собой бутылочку минеральной воды.  Не секрет, что летом городские жители, постоянно испытывающие дефицит чистого воздуха, стремятся выбраться на природу. Но, уезжая от загазованных магистралей и дворов, заваленных тополиным пухом, будущие мамы, будьте бдительны! Лето – это пора цветения не только тополя, но многих растений и трав, а ваше «интересное положение» таит в себе опасность обострения хронических аллергических реакций или даже возникновения новых. Поэтому лучше всего, если в вашей аптечке будет антигистаминный препарат, который посоветует ваш доктор. Средство от аллергии позволит также избежать неприятных последствий укусов насекомых.

Лето трудно представить себе без купания. Плавание – это прекрасная тренировка мышечной и дыхательной систем организма, которая поможет маме и ребенку подготовиться к родам. Еще одна несомненная польза от купания – это закаливание. Прохладная вода, теплый воздух и горячий песок создают естественный контраст температур, который положительно влияет на состояние беременной.  Но не лишним кажется напомнить любительницам купания некоторые правила безопасности:

Купаться можно только в проверенных водоемах и только на специализированных пляжах, чтобы исключить риск заражения инфекционными заболеваниями, в том числе орнитозами (заболевания, передающиеся человеку от птиц) и глистными инвазиями (группа инфекций, вызываемых глистами).  Будьте внимательны к резкому перепаду температур в воде, старайтесь не переохлаждаться – у беременных очень быстро могут развиться судороги икроножных мышц.  Дозируйте физические нагрузки в воде, не ныряйте.

Вообще, беременным лучше всего отправляться на пляж в компании любимого человека, близких или друзей. Так будет и веселее, и надежнее.

Летний отдых, несомненно, должен быть активным. Физические нагрузки на свежем воздухе в привычном или умеренном режиме очень полезны будущим мамам. Но постарайтесь избежать статичного напряжения, которое ведет к венозному застою в нижней части туловища и неблагоприятно влияет на маточно-плацентарный кровоток. Так что прополка огорода теперь не для вас.

Если дома не сидится...

О путешествияхстоит поговорить отдельно. Обязательно обсудите летние планы с вашим доктором. Он поможет составить аптечку, расскажет о возможных рисках. Если в течении беременности есть какие-то осложнения, скорее всего, он порекомендует отдыхать в радиусе 50-100 км от города, в котором вы живете.  Очень важно следовать расписанию консультаций врача даже летом. Если вы уезжаете на длительный срок (на 2 месяца и больше), то необходимо встать на учет в медицинском учреждении в той местности, куда вы направляетесь. Если такой вариант невозможен, не забывайте сами следить за своим здоровьем. Не так сложно контролировать свой вес, диурез, артериальное давление. (На сроках до 30 недель это нужно делать 1 раз в две недели, после 30 недель – 1 раз в неделю.) Эти хлопоты оправданы и позволят вам сохранить здоровье. И, конечно, не забудьте «золотое правило беременной» – где бы вы ни были, при вас всегда должны быть документы (паспорт, страховой полис, до 28 недель – выписка из амбулаторной карты со всеми анализами, после 28 недель – обменная карта). Если вы отправляетесь на отдых за границу, турфирма, которая оформляет ваши документы, должна предоставить вам медицинскую страховку. По международным правилам страхования, она включает в себя страховые случаи, связанные с беременностью, но только до срока 12 недель. К сожалению, осложнения течения беременности из-за перелетов и изменения привычного климата не так уж редки. Следовательно, отправляясь в путешествие за границу, возьмите с собой дополнительную сумму денег на тот случай, если вам понадобится медицинская помощь.

Вопрос о том, куда и на чем ехать, заслуживает отдельного внимания. Наверняка вы не удивитесь, если мы скажем, что экзотические туры в страны Африки, на Кубу, в Мексику, островные государства противопоказаны беременным женщинам. Определяясь с местом отдыха, планируйте не менять климатическую зону. Если это невозможно, имейте в виду, что для безопасной акклиматизации беременным требуется 45 дней.  Во время поездки нужно остерегаться не столько какого-то определенного вида транспорта, сколько усталости от дороги.  Ведь, как уже было сказано, для будущей мамы статичные нагрузки от длительного пребывания в одном положении увеличивают риск преждевременных родов.

Путешествие на самолете не совсем подходит беременным женщинам из-за резкого изменения атмосферного давления при взлете и посадке. Это может вызвать сокращение сосудов и преждевременную отслойку плаценты (особенно при некоторых патологиях). Самолет является оптимальным средством лишь в том случае, если вам предстоит неизбежная очень дальняя поездка. А после 7 месяцев беременности было бы благоразумно вообще избегать длительных перелетов.

Долгое путешествие на поезде и автомобиле может оказаться для вас утомительным. По возможности в поезде старайтесь часто менять положение, а передвигаясь на автомобиле, каждые час-полтора делайте остановки на 5 – 10 минут, чтобы подвигаться. Покупая билет на поезд, выберите мягкий (СВ) или купейный вагон. В автомобиле лучше расположиться на заднем сиденье в лежачем или полулежачем положении, а если такой возможности нет, не забывайте о ремне безопасности.

Питание беременной летом

Летом, как и в любое другое время года, беременная женщина должна ограничивать себя в соленой, острой, жирной и жареной пище, а также в высокоаллергенных продуктах (клубника, томаты). Постарайтесь перебороть соблазн отведать традиционного воскресного шашлычка и, конечно, особо тщательно выбирайте летом мясные и молочные продукты. Самая лучшая еда для будущих мам летом – это всевозможные овощные и фруктовые салаты, которые так богаты витаминами и минералами. От употребления в пищу грибов в любом виде беременным женщинам лучше отказаться вовсе. А если вы отдыхаете за границей, то не экспериментируйте с экзотикой. Поверьте, такая осторожность оправдана, ведь в случае отравления повышается риск преждевременных родов.

Если в начале беременности стало понятно, что третий триместр выпадает на лето, то лучше всего заранее приучить себя ограничивать употребление жидкости. Это поможет избежать риска развития гестоза.  Допустимые объемы жидкости лучше согласовать с врачом. (Здоровая беременная женщина среднего веса, от 60 до 80 кг, может употреблять 1,5 – 2 л жидкости в день.) Важно заметить, что жидкость, содержащаяся в овощах и фруктах, тоже учитывается (при этом считается, что твердые овощи и фрукты состоят из нее на 50%, а арбузы, дыни, виноград, огурцы и томаты –на 100%). Кстати, как это ни странно, лучше всего утоляет жажду не холодная, а, наоборот, теплая подкисленная вода.

www.9months.ru

Водой, солнцем и воздухом: как правильно закаляться | Здоровая жизнь | Здоровье

О правилах закаливания рассказывает ­Владимир Яшин, врач общей практики, преподаватель Московского медучилища № 13.

Закаливание — это система гигиенических мероприятий, направленная на повышение устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим факторам. Установлено, что систематическое закаливание снижает вероятность простудных заболеваний в четыре раза. Кроме того, оно оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, благотворно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Глобально и на местах

Различают общие и местные закаливающие процедуры. Общее закаливание — это обливание водой, купание в реке, озере или море, прием солнечных и воздушных ванн. При местном закаливании воздействие оказывается на те участки тела, которые наиболее уязвимы к действию холода, например носоглотка, шея, стопы ног.

Суть закаливания состоит в том, что организм подвергается воздействию природных факторов, которые действуют на кожу и подкожные ткани, содержащие нервные окончания — рецепторы. Систематическое закаливание постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы из которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких сосудов под влиянием холода сужаются, за счет чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечно-сосудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде.

Индивидуальный подход

Как известно, нет двух одинаковых людей. Мы отличаемся по возрасту, уровню физического развития, весу. Различия обусловлены также особенностями строения тела, свойствами нервной системы, условиями жизни. Мало того, люди живут в разных климатических зонах. Следовательно, и вид, и время закаливающих процедур для каждого человека будут индивидуальными. То, что для одного полезно, для другого может оказаться непосильным или, наоборот, недостаточным. Поэтому, перед тем как приступать к процедурам, надо проконсультироваться у врача.

Практика: закаливание водой

1. Начинайте с обтирания влажной варежкой из махровой ткани, лучше всего перед завтраком. Поначалу смачивайте варежку водой, температура которой должна быть примерно 36,6. С каждой последующей неделей снижайте температуру на два градуса. Вначале обтирайте руки, от пальцев к плечам. Затем — грудь и живот. Ноги обтирают снизу вверх, начиная от стоп, а спину — от середины позвоночника до подмышечных впадин. Каждое круговое движение повторяйте 2–3 раза. Продолжительность процедуры — примерно 5 минут.

Источник фото: Shutterstock.com

2. Через 2–4 недели можно переходить к обливаниям. Тут принцип тот же: вначале температура воды должна быть 36,6° С. Через неделю снижайте ее до 26°, а еще через неделю — до 23° С. Начинайте обливание со ступней ног, коленей и бедер, постепенно поднимаясь к плечам. Как только привыкнете к процедурам и температуре воды, можете обливаться целиком. Сразу после обливания разотритесь жестким полотенцем.

3. Закаливание под действием контрастного душа. Требования к температуре воды в этом случае те же, что при обтирании и обливании. Так, в первое время не рекомендуется делать большой перепад температур и стоять под душем долго. Но со временем разницу между температурой холодной и горячей воды, а также продолжительность процедуры можно постепенно увеличивать.

Воздушные ванны

Воздушные ванны — самый легкий и доступный способ закаливания. Они способствуют укреплению терморегуляционного аппарата, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают функцию кожи. Летом воздушные ванны принимают на открытом воздухе, преимущественно в утренние часы, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей и резкого ветра. Начинать закаливание нужно при температуре около 20° С. Вначале продолжительность воздушных ванн не должна превышать 10 минут. Однако постепенно время их приема следует увеличивать и можно довести до часа и более.

Зимой закаливание воздухом проводится в комнате при открытом окне или форточке. В случае появления признаков охлаждения, например озноба, сделайте несколько физических упражнений, которые помогут согреться. А при ухудшении состояния, например учащении пульса и дыхания, процедуру надо прекратить. Следует помнить, что воздушные ванны нельзя принимать в период острого заболевания или обострения какого‑либо хронического недуга.

Солнечные ванны

Известно, что солнечная радиация активизирует обменные процессы, способствует улучшению кровообращения и повышению работоспособности. Но в разумных переделах! Принимать солнечные ванны желательно лежа, при этом голова должна быть приподнята и прикрыта от прямых лучей, а глаза защищены темными очками. Начинать процедуры нужно в утренние или вечерние часы, через час-полтора после приема пищи. Облучают по очереди сначала спину, затем правый бок, живот и левый бок. Первый сеанс занимает по времени не более 4 минут, затем продолжительность ванны ежедневно увеличивается на 2 минуты и доходит до 30–40 минут. В процессе загорания надо пользоваться солнцезащитным кремом. В случае покраснения кожи и ухудшении самочувствия, например учащении сердцебиения, появлении головокружения, процедуру следует прекратить.

Об истории закаливания

                                                                Важно!
Приступать к закаливанию можно в любое время года, но наиболее благоприятны для этого летние месяцы. Проводить его следует регулярно, каждый день, независимо от времени года. Интенсивность и продолжительность процедур нужно увеличивать постепенно, иначе возможны осложнения.

О пользе закаливания знали еще в глубокой древности. Одним из наиболее известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в которой, как писал Плутарх, закаливание мальчиков, будущих воинов, начиналось с грудного возраста. С 7 лет они воспитывались в общественных домах в суровых спартанских условиях — ходили босиком в любую погоду и в облегченной одежде, купались в холодной воде и т. д.

В Древней Руси закаливание также имело массовое распространение: вспомните правила банных процедур! Охлаждающие процедуры после бани — обливание, купание в холодной воде, обтирание снегом — активизируют и тренируют терморегуляторные механизмы, повышают тонус сосудов и сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, к простудным заболеваниям.

Почему же мы болеем?

Под закаливанием обычно понимают следующее: приучить себя к пониженной температуре воздуха и воды, ибо все наши так называемые «простуды» идут оттого, что организм болезненно реагирует на малейшее изменение метеорологических факторов.

Температура тела закаленного человека находится на постоянном уровне при любых воздействиях окружающей среды, то есть сохраняется температурный баланс. А вот у незакаленных людей процессы теплорегуляции могут нарушаться даже при незначительных и непродолжительных охлаждениях. При этом теплоотдача превышает теплопродукцию, что ведет к понижению температуры, особенно в области миндалин и слизистой оболочки носа. А охлаждение активизирует жизнедеятельность патогенных микроорганизмов, в результате чего развивается, например, острое респираторное заболевание или другие простудные недуги.

Материал предоставлен журналом «АИФ ПРО Здоровье»

Читайте в соцсетях!

www.aif.ru

"Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"

  Лето справедливо считают наиболее благоприятным временем для укрепления здоровья и физического развития детей. Обилие тепла и света, огромный выбор свежих овощей, фруктов, ягод, возможность носить облегченную одежду и обувь, проводить большую часть свободного времени на воздухе, в природных условиях — все это (и многое другое) дарит нам летняя пора. Вместе с тем, проведет ли ребенок лето с пользой для своего здоровья и развития, во многом зависит от его родителей.

Поэтому стоит вспомнить некоторые рекомендации для летнего периода:

  •  уделяйте больше внимания закаливанию детей в процессе повседневной жизни;
  •  регулярно проводите закаливающие процедуры,
  •  разрешайте детям ходить босиком: это не только способствует закаливанию организма, но и предупреждает развитие плоскостопия;
  •   рекомендуемая одежда детей летом в тёплые дни — трусики из хлопчатобумажной ткани или трикотажные.
  •  когда дети бывают на солнце, они должны надеть белые лёгкие панамки.
  •  закалённые дети могут быть в трусиках даже рано утром или после заката солнца; максимально используйте возможность пребывания вашего малыша на свежем воздухе;
  •  старайтесь не нарушать привычный режим жизни ребенка в выходные и праздничные дни;
  •  больше внимания уделяйте физическим упражнениям, подвижным играм. Для этого дома желательно иметь: мячи, кегли,  кольцеброс и т.п.;

Помните: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»

 В жаркий день одевайте малышей в лёгкую, не стесняющую движений, светлую одежду, из ткани, хорошо пропускающей воздух, влагу, тепло. Девочку – в свободное платьице, мальчика в – рубашку прямого покроя, шорты. Проверьте, не слишком ли тугая на них резинка, лучше продёрнуть её сзади. Чем больше будет открыто тело ребёнка, тем лучше. За городом, в парке малышу достаточно трусиков. Обувь тоже нужна лёгкая и светлая, но обязательно с задником и плоским каблуком. Лакированная обувь не для жаркого дня, она не пропускает воздух, нога в ней потеет. Панамка нужна ребёнку только на солнце, в тени пусть голова остаётся непокрытой.

Залог здоровья.

Тщательный уход за детьми летом – основная задача охраны их от заболеваний. Загрязнение кожи приводит к закупорке пор, через которые выделяются продукты распада, вредные для организма. Кроме того, вместе с пылью и грязью через кожу проникают в организм микробы, вызывающие различные заболевания. Прежде всего, следует следить за чистотой рук, так как ребёнок может грязными руками прикасаться к пище, занести на продукты возбудителей острых кишечных заболеваний. Нужно приучить детей мыть руки после туалета и перед едой, тщательно намыливать, тереть и смывать мыльную пену, предметы ухода за ребёнком следует промывать после каждого использования с последующим кипячением, молоко и воду для питья обязательно кипятить, овощи и фрукты промывать сначала холодной водой, затем обдать кипятком.

Солнечные ванны.

Как только пригреет солнце, каждый стремится подставить своё лицо его ласковым лучам, чтобы поскорее загореть. Ультрафиолетовое облучение улучшает состав крови, разумная «солнечная закалка» повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям, оказывает тонизирующее и укрепляющее свойства. Солнечные ванны принимаются на открытой местности. При этом на организм воздействует суммарный поток солнечной радиации прямых и рассеянных лучей солнца.

Воздушные ванны.

Воздушные ванны принимают в местах, защищенных от прямых лучей солнца зеленью деревьев, экранами из фанеры и ткани. Воздушные ванны для детей особенно эффективны, если они проводятся не в покое, а в движении. Для них выбирается ровная площадка, защищенная от ветра. Начинать ванны можно тогда, когда установится теплая, безветренная погода с температурой воздуха не ниже 18-20 градусов. Одежда детей облегчается постепенно и по мере их привыкания может быть доведена до одних трусиков. Продолжительность воздушной ванны для детей 3 – 5 лет: от 5 до 10 минут. В зависимости от температуры наружного воздуха и от силы ветра во время воздушной ванны дети выполняют упражнения большей или меньшей подвижности. Ночью окно в комнате, где спит ребенок, окно нужно оставлять открытым всегда.

Закаливание водой.

Закаливание водой летом можно проводить в самых разнообразных условиях. Преимущество его перед другими средствами закаливания заключается в том, что оно легко дозируется. Водная процедура, кроме общеоздоровительного влияния на детский организм, имеет также гигиеническое значение. Водная закаливающая процедура проводится с обязательным измерением температуры воды термометром. Температура воды для младших детей вначале +36 градусов. Через каждые три дня температура воды снижается на один градус и доводится постепенно до +18 градусов. После обливания дети досуха растираются полотенцем и одеваются. Купание в реке, озере доставляет детям удовольствие, способствует всестороннему развитию их организма и формированию таких черт личности, как смелость и выдержка. Начинать купание можно проводить при температуре воды не ниже +22 градусов и температуре воздуха +24-26 градусов. Продолжительность купания – до 5 минут. Чтобы купание оказало наиболее благоприятное воздействие, рекомендуется выполнять в воде разные движения. После купания ребёнка нужно вытереть полотенцем и одеть.

                              Здоровья Вам и вашим детям!

 

doronina-ozgdou30.edumsko.ru

  «Солнце, воздух и вода

Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.

Основное средство предупреждения простудных заболеваний - естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.

Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.

Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут. Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Купание - прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.

При купании необходимо соблюдать правила:

  1. Не разрешается купаться натощак и раньше чем через 1-1, 5 часа после еды
  2. В воде дети должны находиться в движении
  3. При появлении озноба немедленно выйти из воды
  4. Нельзя разгорячённым окунаться в прохладную воду.

Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

  1. Обтирание - самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
  2. Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды 30, затем доводят до 18, а в старших группах до 16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
  3. Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды - трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.

Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod92.htm

havroshechka-ds3himki.edumsko.ru


Смотрите также