Законы синергетики. Синергетика воды


Законы синергетики

Философов, писателей, ученых во все времена волновала возможность установления гармонических отноше­ний человека с Вселенной, с общест­вом, с самим собой.

Поиск путей достижения этой гар­монии закономерно привел к появле­нию новой науки, получившей назва­ние «синергетика», что в переводе с греческого  означает «сотрудничество, содружество, совместное дейст­вие». Синергетика исследует воз­можности сосуществования человека и природы, их сотрудничества и на­правлена на гармонизацию человека и окружающего его мира.

Все в природе — живое и нежи­вое — стремится к самоорганизации, самосовершенствованию, гармониза­ции. Самоорганизация, саморегули­рование — явление, присущее всей Вселенной со всеми ее обитателями, а следовательно, и человеку. Строго говоря, самоорганизация — это спо­соб гармонизации человека с окру­жающей средой, причем не только природной, но и социальной.

Что же должен делать человек, чтобы гармонизировать свою жизнь? Зависит ли что-нибудь от его личных усилий?

Первый закон синергетики утвер­ждает, что к самоорганизации спо­собны лишь сложные открытые си­стемы. Сложность системы фор­мально можно определить количест­вом простых составляющих. Человек состоит из триллиона клеток — ко­лоссальная цифра! — и, безусловно, является сложной системой.

Открытость понимается в синер­гетике как способность ко всякого ро­да обмену — энергией, веществом, информацией. Человек ест, пьет, дышит, то есть обменивается энер­гией и веществом с окружающим ми­ром; говорит с людьми, слушает ра­дио, вступает в диалог с компьюте­ром, то есть обменивается информа­цией. Таким образом, человек — от­крытая система. Правда, далеко не всегда он разумно распоряжается энергией, которую получает из пищи, воды, воздуха, Космоса. Слишком много сил тратит впустую, оставляя на продуктивную жизнедеятельность организма очень мало — 10-20 про­центов полученной энергии. Вот и объяснение плохого настроения, утомляемости, болезней.

Второй закон синергетики гласит: лишь нелинейные системы способ­ны к самоорганизации. Сначала раз­беремся, что такое нелинейная сис­тема. Строго говоря, это означает, что в такой системе выход не пропорционален входу. Простой пример. Учитель ведет урок, но в классе очень разные дети. Один схватывает материал на лету, и у него выход пропорционален входу — чем боль­ше учитель расскажет, тем больше ученик усвоит. Другой способен вос­принимать только до известного пре­дела, потом устает, отвлекается, и что бы учитель ни говорил, ученик его больше не слышит. Но найдется в классе один, которому достаточно увидеть формулу, чтобы вывести ее самостоятельно. В двух последних случаях мы имеем дело с нелинейностями: в первом случае с ограни­чивающей, а во втором — с возрас­тающей.

В линейной системе, говорит си­нергетика, все предопределено, сколько дашь, столько и получишь. А вот в нелинейной системе при опре­деленных условиях могут возникать так называемые «режимы с обостре­нием», как в случае со сверхспособ­ным учеником — дашь чуть-чуть, а получишь существенно больше.

Очень яркий пример «режима с обострением» наблюдаем мы сейчас в Японии. Японцы за последние 30 лет выросли на 20 см, потяжелели на 20 кг, и продолжительность жизни у них увеличилась на 20 лет! Более того, изменился тип лица японца — удлинился череп, вытянулся нос. Что же происходит с японцами?

Япония, будучи островной стра­ной, очень долго была закрыта для обмена информацией и обмена ре­сурсами. В ней, с точки зрения си­нергетики, наблюдался затянувшийся метастабильный период развития. После второй мировой войны поло­жение резко изменилось — Япония открылась, произошел информаци­онный взрыв, линейность, однона­правленность ее развития сменилась ярко выраженной нелинейностью, «режимом с обострением». Уровень жизни японца стремительно вырос, условия жизни улучшились. Изме­нился и его менталитет: сто сорок лет назад Иван Гончаров писал, что японец вял, ленив и вообще неинте­ресен. Сейчас японец быстр, подви­жен, пытлив и восприимчив. Это са­мая технократичная страна совре­менного мира!

Что же надо делать человеку, чтобы пережить подобный этап голо­вокружительного развития? Ответ краток: усложнить цели существова­ния, не сводя их к элементарному выживанию. Определить высшую благородную цель, оправдывающую собственную жизнь.

Расскажу об одной достаточно парадоксальной теории, которая, как считает ее автор Н. Соколов из цен­тра холистической медицины в Крас­ноярске, объясняет механизм воз­никновения рака. Скажем, развива­ется раковая опухоль. А организм, вместо того чтобы ее уничтожить, как он это делает с любой внешней или внутренней агрессивной средой, на­чинает делать совершенно противо­положное — создает сеть капилля­ров, по которым с кровью к опухоли начинают поступать питательные ве­щества. И она растет! Процесс само­организации идет, но негативный, на­правленный не на эволюцию, а на самоуничтожение. Соколов объясня­ет подобный феномен так: у каждого человека в мире есть свое предна­значение. И если, пройдя большую часть жизненного пути, он это пред­назначение даже не начал выпол­нять, то смысла в его дальнейшем существовании нет никакого. То есть сам человек является той силой, ко­торая запускает собственный меха­низм уничтожения.

Кстати, поняв этот принцип, мож­но сделать достаточно неожиданный вывод о смысле жизни человека, который заключается в реализации его предназначения. И счастье ока­зывается вполне конкретной катего­рией, достижение же этого состояния — в полной реализации своих воз­можностей.

Итак, говоря о законах самоорга­низации, мы перечислили сложность, открытость, нелинейность. Следую­щим обязательным свойством само­организующихся систем является на­личие обратных связей. Наличие об­ратной связи означает, что выход си­стемы связан с ее входом. Напри­мер, в той же системе «учитель — ученики» несомненно существуют об­ратные связи. Урок начинается с то­го, что учитель опрашивает учеников и выясняет, насколько усвоен пре­дыдущий урок. Последующее объяс­нение зависит от результатов опро­са. Таким образом, в системе с об­ратными связями каждое следующее состояние зависит от предыдущего, именно поэтому и возникает возмож­ность самоорганизации.

Положим, у вас заболело горло. Вы инстинктивно прикладываете руку к больному месту. Таким образом вы организовали обратную связь — сво­им же теплом полечили себя.

А вот другой пример. Усталая, с тяжелыми сумками женщина возвра­щается с работы домой. Муж в ожи­дании ужина коротает время у теле­визора. Что делает женщина? Недо­вольным голосом она произносит: «Мог бы встать и помочь мне». Сле­дует реакция: «Не успела войти, уже недовольна». Ответ не заставляет себя ждать: «А чем мне быть до­вольной — ты уже давно дома, мог бы хоть картошку сварить, разлег­ся!». И пошло-поехало. За счет дей­ствия закона обратной связи самоор­ганизовалась ссора.

Важным условием всех самоорганизующихся систем является нали­чие резонанса. Супруги бросают друг другу реплики, не останавливаясь ни на минуту. А если остановятся, про­сто выждут минут пять, резонанс нарушится, ссора затихнет сама со­бой — нелепо же начинать все зано­во. Но уж если конфликт «войдет в резонанс», достаточно крошечной искры, и последствия могут быть катастрофическими.

И последний закон синергетики. Самооорганизующаяся система дол­жна быть подвержена действию флуктуации, случайностей. Ими полна наша жизнь, они существуют везде помимо нашей воли. И замеча­тельно, пусть существуют. Пред­ставьте себе, как была бы неинте­ресна и скучна жизнь, в которой все было бы заранее предопределено. Радость жизни — в ее неожиданно­стях, в подарках судьбы.

Синергетика — это игра с реаль­ностью, и в ней ничего не задано, кроме самых общих правил, поэтому погружение в синергетику связано с развитием игрового сознания. Синергетически мыслящий человек — это человек творческий, находящий в каждой новой ситуации нетривиаль­ное творческое решение. По боль­шому счету синергетика — это стиль жизни, дверь, распахнутая в пре­красную и неизвестную доселе жизнь… Попробуйте подойти к миру синергетически, интерпретировать события своей жизни с синергетической точки зрения, подойти к ним, используя законы синергетики.

Основная наша проблема — ут­рата смысла существования, утрата морали, высокой человечности, внутренней чистоты. Утрата цели. Конечно, под целью можно понимать непрерывное наращивание техники, урбанизацию жизни, но это в конеч­ном  счете — лишь  выживание.  А выживание — мелкая цель для чело­вечества.

Цели человеческого сообщества несоизмеримо выше — это и гармо­ничное сосуществование разных на­родов, предполагающее взаимное духовное обогащение, это сохране­ние для потомков среды обитания в ее первозданном виде, это создание всеземной культурной и информаци­онной среды при максимальном со­хранении национальных особенно­стей… Мы же являемся свидетелями резкого роста числа войн, экологиче­ских катастроф, возникновения но­вых неизлечимых болезней.

Профессор С. Кургинян, к приме­ру, считает, что все многочисленные аварии, которые так стремительно обрушиваются на нас в последнее время, — следствие утраты челове­ком смысла существования. Всем понятно, что парк нашей авиацион­ной техники устарел, но если при этом летчик перестал ощущать себя обладателем лучшей профессии на земле, а стал лишь заурядным до­бытчиком денег — то это утрата смысла. Отсюда, считает профессор Кургинян, все беды. И я с ним со­гласна.

Но мы взяли слишком большой срез — все человечество. А что же делать каждому отдельному челове­ку с точки зрения синергетики? То же самое — ставить перед собой боль­шие цели. Сформулируйте для себя цель. Тем самым вы уже зададите себе и начальные условия для ре­шения задачи. Начальные условия — это ваше настоящее, сегодняшнее поведение, убеждения, отношения. И дальше, согласно синергетике, жизнь сама выведет вас к сформированной цели, если вы будете ей, жизни, не­много помогать.

Профессор Кургинян рассказыва­ет, что в немыслимых условиях не мецких концлагерей выживали лишь те, кто имел высокую цель. Цель мог­ла быть разной: кто-то не дописал научный труд — дело всей жизни, ко­го-то ждала единственная дочь, ко­торая не смогла бы существовать одна, кто-то должен был спасти дру­га. Эти люди выжили. Погибали те, у кого единственной целью было про­сто выжить.

Но что это значит — помогать жизни достигать поставленной цели? Вообще говоря, многое. Плюралистичность, толерантность, терпи­мость, любовь. Полная невозмож­ность разжигания в своем неболь­шом микромире войн, подобных мно­гочисленным земным войнам, свиде­телями которых мы постоянно явля­емся. Терпимость к инакомыслящим. Если вы православный, говорит си­нергетика, уважайте католика. Если вы русский, уважайте чеченца. Если вы носите короткую стрижку, будьте терпимы к длинноволосым. Допус­кайте существование иного!

Главный рецепт синергетики — постоянно учиться. Приобретенные знания неизбежно порождают новый интерес и стимулируют получение новых знаний. Возникает обратная связь, поддерживающая эволюцию личности. Постоянно всматривайтесь в себя, изучайте себя, никакой док­тор не может знать ваш организм лучше вас. Изучите все нюансы сво­его здоровья, своей психологии, ста­райтесь помочь себе сами. Прислу­шивайтесь к себе с вниманием, за­нимайтесь самоорганизацией.

Наслаждайтесь искусством. Ис­кусство не только очищает нас и на­полняет энергией, оно еще учит не­тривиальному творческому подходу к жизни.  В искусстве раньше, чем в науке, на иррациональном подсозна­тельном уровне возникают сложней­шие нелинейные связи, соединяются, казалось бы, несоединимые вещи.

С точки зрения синергетики, ваша жизнь должна быть открытой, в ней должны иметь место флуктуации, ма­лые колебания, отклонения. Опять парадокс? «Я определил свою цель и буду двигаться к ней не сворачи­вая». Так ничего не получится. Так ведет себя линейная система. Но де­ло в том, что у линейной системы цель одна — общая. Это мы уже про­ходили. Для всех нас была сформу­лирована одна общая цель — ком­мунизм, и люди в этой коммуне пред­полагались одинаковыми — с одной религией (атеизм), с одной партией (коммунистов), даже с одной длиной волос.

Но мы разные. А значит, надо не выходить из себя по поводу любого «иного», допустить некое инакомыс­лие в своей собственной голове — создайте определенный хаос, флуктуационность. Относитесь к жизни, как к увлекательной игре, в которой все возможно. Расширьте круг своего общения, создайте нелинейную сис­тему и среду вокруг себя, допуская в нее новых людей, которые мыслят не так, как вы. Вдруг в их мыслях ока­жется что-то безумно интересное, ув­лекательное, то, чего вы раньше не понимали и не принимали! Это новое обогатит вас — возникнет новый ис­точник энергии. Возрастет ваша от­крытость.

А дальше сама собой возникнет положительная обратная связь — вам захочется еще больше узнать в новой для вас области, вы будете искать, у вас появятся новые друзья. Так случилось и со мной.

Евгения Солодова

kraszdrav.su

наука о сложном — Мегаобучалка

В конце XX века все большее развитие получает си­нергетика — наука о сложном, о том, как в хаосе ус-

танавливается определенный порядок, который, одна­ко, рано или поздно разрушается. Интересно, что как в установлении, так и в разрушении порядка огромную роль играют маленькие воздействия (флуктуации). Бла­годаря этим воздействиям система в одних случаях приобретает упорядоченность, в других эта упорядочен­ность, исчерпав себя, разрушается, при этом система по­падает в состояние неустойчивости. Смена режимов ус­тойчивости и неустойчивости происходит в системах, где есть подвод вещества, энергии и информации. До раз­вития синергетики наука рассматривала отдельно ха­ос и порядок, причем основное внимание уделялось именно порядку, ибо его можно описать относительно простыми математическими уравнениями. Синергети­ка выявляет пути зарождения в хаосе порядка, его поддержания и распада.

Представьте себе нагрев воды в кастрюле. За счет подвода энергии вода начинает нагреваться, появля­ются пузырьки воздуха в воде. А возникают они на случайных местах, в силу случайностей. Но если пу­зырек образовался, то в уже достаточно нагретой во­де он увеличивается в размерах и поднимается к по­верхности воды, где лопается. При нагревании воды хаотичность движения ее молекул возрастает, но именно в этом хаосе устанавливается порядок, развивается история капель, наполненных водяными парами.

Нечто аналогичное происходит в товарно-денежных отношениях. Здесь хаос — это рынок. Одни продают, другие покупают, при этом разброс чувств, мнений огромен. Но в хаосе рынка устанавливаются определен­ные закономерные отношения, которые изучает эконо­мика как наука.

Сложной системой с хаосом и порядком является любой естественный язык. Филологи хорошо знают, что грамматические закономерности возникают случай­ным образом, одни случайности «вымирают», а другие, наоборот, приобретают все новых сторонников. Язык — это шум, хаос, в котором есть порядок.

Исходя из успехов синергетики ученые объясняют возникновение и развитие упорядоченных систем пе­рестройкой хаоса. Все возникает из хаоса. Посколь­ку система «забывает» свои прошлые состояния, то не­известно, что было до хаоса и в принципе это невозможно узнать.

Как все было? Был Большой взрыв

Откуда все взялось — звезды, планеты, жизнь, со­общества людей? Современные ученые отвечают на этот вопрос следующим образом.

Где-то 15 млрд лет назад вакуум оказался в неус­тойчивом состоянии. Произошел Большой взрыв, ва­куум разогрелся до 1019 градусов Кельвина. При такой гигантской температуре не могли существовать совре­менные молекулы и элементарные частицы. Взорвав­шийся вакуум стал расширяться и вследствие этого ох­лаждаться.

Уже в первую секунду произошло очень много яв­лений, в частности появилось вещество, началось об­разование химических элементов. Позднее возникли звез­ды и планеты. Биологическая эволюция началась на нашей планете около 4 млрд лет назад. Примитивный человек возник несколько миллионов лет тому назад. Лишь последние 100 тыс. лет наши предки стали спо­собны к членораздельной речи, мышлению, широкому

использованию орудий труда. Возраст цивилизации составляет всего около 20 тыс. лет.

Не Бог, а случайности, утверждает современная наука, привели к образованию тех упорядоченностей, от законов физики до наших ценностей, которые вы­зывают столь большое удивление своей закономерно­стью.

Интересно, что возникновение жизни могло бы не состояться, если бы мир оказался пусть даже в весьма незначительной степени другим. Крайне специфичес­кие условия обеспечили возможность появления жиз­ни и ее последующую эволюцию.

Природа такова, что она обладала и обладает возможностью порождать живые организмы и чело­века.

Уровни организации природы

Природа бывает неживой и живой. Уровни органи­зации неживой природы: вакуум, элементарные части­цы, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, га­лактики, системы галактик, метагалактика (часть Вселенной, доступная современным астрономическим методам исследования). Уровни организации живой природы: доклеточный уровень (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популя­ции (особи одного вида), биоценозы (совокупность все­го живого на данном участке суши или водоема).

Уровни организации природы, как правило, нахо­дятся в определенной соподчинительной связи друг с другом. Более простой уровень составляет фундамент более сложного уровня. Все макротела состоят из молекул, сложные организмы содержат клетки и т.д.

Для всякого сложного уровня организации материи справедливы две вещи: 1) законы простого уровня ор­ганизации материи не отменяются, они продолжают существовать; 2) на законы фундамента надстраи­ваются новые законы. Так, в организме человека ато­мы следуют законам физики и химии, клетки же и ор­ганы подвержены биологическим закономерностям.

Пространство и Время

В мире природы важнейшее значение имеют про­странственные и временные характеристики объек­тов. Совокупность длин, площадей, объемов, соотноше­ний типа «слева», «справа», «ниже», «выше», «под углом» называется пространством. Совокупность длительно­стей и соотношений типа «раньше», «одновременно», «позднее» называется временем. Пространство харак­теризует сосуществование явлений, а время — их

сменяемость.

В современной физике не считают, что пустота су­ществует. То, что раньше считали пустотой, в действи­тельности оказалось определенной физической средой, вакуумом. Мы вспомнили о пустоте в связи с простран­ством, которое не есть ни пустота (ибо она не сущест­вует), ни вакуум (вакуум — это среда, обладающая про­странственными характеристиками).

В наши дни невозможно обосновать данными науки устаревшее представление, согласно которому простран­ство и время существуют сами по себе, вне объектов. После открытий в физике А. Эйнштейна стало особен­но очевидным, что пространственные и временные ха­рактеристики зависят от тех процессов, проявлениями которых они являются. Например, длина предмета

определяется тем, в какой системе она измеряется. Допустим, рост молодого человека 180 см. Для пасса­жира ракеты, проносящейся мимо Земли со скоро­стью, сравнимой со скоростью света, его рост в зави­симости от скорости ракеты может оказаться равным и 150 и 25 см.

Другой пример. На Земле родились двое близнецов. До 20 лет они не разлучались и всегда вместе отмеча­ли свой день рождения. На 21-м году жизни один из близнецов отправился в космическое путешествие на аппарате, который движется со скоростью, сравнимой со скоростью света. На Земле по календарю проходит 70 лет. Тот из близнецов, который остался на Земле, стал глубоким стариком, он отмечает свое 90-летие. На вопрос, что стало с его братом, старик отвечает: «Мы ждем его с минуты на минуту, корабль возвращается, моему брату всего-то 50 лет». Описанная ситуация фантастична в том смысле, что пока люди летают на ракетах, скорости которых «черепашьи» в сравнении со скоростью света в вакууме, равной 300 тыс. км в се­кунду. Но с точки зрения физика, работающего на ус­корителе элементарных частиц, ситуация с близнеца­ми крайне правдоподобна. Дело в том, что на элементарных частицах проверена правомерность тех формул, которые описывают «замедление» времени. Свой­ства физического пространства и времени изучаются в фи­зике. Время одномерно (в формулах оно обозначается одной переменной t)и необратимо (его нельзя повер­нуть вспять). Пространство трехмерно (в формулах для его обозначения используются три переменные х, у, z). Описанные нами свойства физического простран­ства и времени характерны для макромира — мира объ­ектов, обладающих масштабностью человеческого те-

ла. В микромире пространство и время обладают дру­гими характеристиками, например пространство может быть девятимерным.

Обратимся теперь к биологическим явлениям. Здесь физическое пространство и время приобретают допол­нительно к физической биологическую значимость. Поясним ситуацию примером.

Представьте себе старика 80 лет, который вел здо­ровый образ жизни, но состарился в силу естественных причин. Молодой 20-летний парень, употребляющий ал­коголь и наркотики, сумел довести свою печень точно до такого же состояния, как у старика. Физический воз­раст печени старика и парня различный — 80 и 20 лет соответственно, а их так называемый биологический воз­раст одинаков, он определяется теми изменениями, которые произошли в печени того и другого. Врач должен оценить эти изменения посредством количествен­ных данных, они-то и зададут величину биологическо­го возраста (в данном случае печени). Биологический возраст человека обычно задают степенью вероятнос­ти его смерти.

Ясно, что для нас, людей, пространственно-вре­менная определенность мира имеет огромнейшее зна­чение. Причем по достаточно простой причине наши про­странственные и временные ресурсы ограничены. Особенно неприятно, что человек — существо смертное. В этих условиях человек стремится выиграть время и про­странство, сделать максимально эффективным исполь­зование каждой единицы времени и пространства.

Выиграть время и пространство — значит добить­ся совершенства в жизни.

megaobuchalka.ru

Синергетика

В истории науки нередки случаи, когда наиболее ценным вкладом ученого оказывалось не открытие нового явления, а новый взгляд на уже существующие теории или известные факты. Выдающимся примером осознания взаимосвязанности всех процессов, происходящих на Земле и во Вселенной, явилось учение В. И. Вернадского о ноосфере, в котором анализируется эволюция нашей планеты как единый космический, биогенный и антропогенный процесс. Появление человека представляется закономерным этапом развития биосферы. Разум, проявляющийся в научной и технической мысли, рассматривается как важнейший фактор дальнейшей эволюции планеты.

Вернадский был не одинок в своих исканиях. В 20-е годы близкие взгляды высказывались различными учеными. Возникновение сходных идей почти одновременно в разных научных школах является, как будет показано дальше, событием не случайным. Термин «ноосфера» был введен в 1927 году французским математиком и философом Э. Леруа для обозначения будущего состояния биосферы. П. Тейяр де Шарден с теософской точки зрения анализирует возникновение мысли и образование ноосферы в книге. Эта блестящая работа представляет ноосферу и «сверхжизнь» в ней, как слияние народов, Природы и Бога в единое целое.

Значение работ В. И. Вернадского заключается в их энциклопедичности, обработке огромного фактического материала и строгой научной доказательности. Будучи по образованию представителем точных наук, он все свои выводы сопровождал расчетами1. Им доказана основная роль живого вещества в геологическом изменении планеты. В ранних работах по геохимии (1912 г.) он отмечает роль живых организмов в изменении химического состава поверхности Земли. Процессы, протекающие в биосфере, впоследствии станут основным предметом его исследований . Для существования жизни выделяются три условия - наличие жидкой воды, солнечного излучения и границы раздела фаз. Вода является основным компонентом живых существ. Солнце - вселенским источником энергии, на границе фаз протекает большинство биохимических процессов. Главную роль в использовании солнечного излучения играют растения. В процессе фотосинтеза они аккумулируют солнечную энергию в виде энергии химических связей органического вещества, образуемого ими из углекислого газа и воды. Выделяющийся при этом молекулярный кислород поступает в атмосферу, формируя ее состав, которым дышит все живое. Вернадский пишет «... лучи Солнца обусловливают главные черты механизма биосферы. Изучения отражения на земных процессах солнечных излучений уже достаточно для получения первого, но точного и глубокого представления о биосфере как о земном и космическом механизме. Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера».

Ежегодно на Земле аккумулируется растениями около 1019 ккал2. Частично эта энергия используется в виде пищи и топлива, частично накапливается в отмирающем органическом веществе и переходит в ископаемое состояние. Так образовались залежи нефти, угля, природного газа. В результате жизнедеятельности живого вещества была преобразована первичная среда планеты. Атмосфера стала кислородной, изменился состав гидросферы, образовался покров осадочных пород, появился плодородный почвенный слой. Вернадский объясняет почему результаты жизнедеятельности организмов оказывают повсеместное воздействие на состав атмосферы, гидросферы и литосферы несмотря на ничтожно малое количество массы живого вещества по сравнению с массой Земли. Если живое вещество распределить по поверхности Земли, то толщина его слоя составит всего лишь 2 см. Причина глобальности воздействия заключается в непрерывности работы живых организмов. Они осуществляют свою планетоформирующую роль за счет быстрого по геологическим меркам воспроизводства, размножения и связанного с этим круговорота веществ, происходящего в течение сотен миллионов лет. Вся масса живого вещества, произведенного за это время биосферой, равна 2. 4*1О20т, что в 12 раз превышает массу земной коры. «На земной поверхности нет химической силы, более постоянно действующей, а потому и более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом».

Живое вещество непрерывно эволюционирует. Появление Homo Sapiens принципиально нового фактора жизни биосферы, стало по Вернадскому не случайным, а закономерным результатом этой эволюции . Благодаря своему разуму человек создал техносферу и, вследствие этого, стал самым могущественным существом на планете. Если действие живого вещества до возникновения разума уже имело планетарный характер, то все возрастающая мощь цивилизации ставит на повестку дня вопрос об ответственности человека за будущее развитие всей биосферы и общества как ее части. В своей последней работе «Несколько слов о ноосфере» Вернадский пишет: «Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы: мы входим в ноосферу».

Ноосфера - сфера взаимодействия природы и общества, в рамках которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В абстрактной форме неизбежность перехода к ноосфере предвидел и Тейяр де Шарден.

Мыслители первой половины XX века провидчески установили взаимосвязь всех процессов на Земле. Как писал Вернадский: «Никогда в истории человеческой мысли идея и чувство единого целого, причинной связи всех научно наблюдаемых явлений, не имели той глубины, остроты и ясности, какой они достигли сейчас в XX столетии».

И во второй половине нашего века появилась физическая теория, доказавшая это предсказание. Наиболее часто употребляемое название этой науки - синергетика. Ей удалось ответить на два кардинальных философских вопроса: как объяснить появление нового в мире, управляемом детерминистическими законами, и в чем причина необратимости всего происходящего?

Единство мира впервые проявилось в физике после создания специальной теории относительности. Человечество увидело связь таких фундаментальных понятий как пространство и время, ранее представлявшихся априорно разнородными. Эйнштейн показал, что нельзя рассматривать время в отрыве от пространства, что привело к объединению их в одно многообразие - четырехмерное пространство-время. Теория Большого Взрыва представила всю Вселенную, как единую систему, эволюционирующую во времени. Причем эта система является по определению замкнутой (изолированной), если не допускать существования Бога. Неизбежным логическим следствием этой модели является взаимосвязанность всех процессов во Вселенной.

www.treeland.ru


Смотрите также