Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды". Превращения воды


Превращения воды - Выживание в дикой природе и экстремальных ситуациях

Все, что связано с рыболовством, окутано тайнами, которые человечество никогда не сможет разгадать до конца. Мнение ученых по этому поводу выразил в работе «Морские льды» известный американский гляциолог доктор СИ. Кан. Он писал: «…ни в одном из предложенных теоретических представлений нет достаточно полного и строгого описания совокупности физических и химических свойств воды, однако для объяснения отдельных явлений та или иная теория дает достаточно хорошие результаты».

Тайны, которые окружают и сопровождают рыболова в его увлечении, представляют собой вопросы, определяющие строение мироздания. За примерами далеко ходить не придется. Зимняя рыбалка, описанию которой посвящена книга, становится возможной только потому, что вода при охлаждении, как говорят физики, меняет свое агрегатное состояние — затвердевает. Но никто не знает и, возможно, никогда не узнает, почему она при этом, нарушая все законы природы, не сжимается, а расширяется. Из всех известных нам веществ лишь вода ведет себя подобным образом. И только этот «нонсенс» позволяет существовать жизни на Земле! Но этим удивительные свойства воды отнюдь не исчерпываются: она способна растворять практически все известные человеку вещества, в больших количествах аккумулировать тепло и жадно поглощать газы. Ее волшебные способности не устают удивлять официальную науку и не перестают поддерживать жизнь на нашей планете.

Распадаясь, молекула Н20 выделяет в окружающую среду кислород — элемент, абсолютно незаменимый для протекания большинства жизненных процессов. Изучение феномена воды привело к тому, что на сегодняшний день ученые наконец начали догадываться о том, что ее роль в природе не просто несколько сложнее и многограннее, чем считали раньше, но фактически еще совсем не изучена. Стали известны факты, свидетельствующие о том, что вода выступает в качестве своеобразной среды, объединяющей жизнь в глобальном масштабе. В частности, живущие в Мировом океане организмы словно связаны воедино, в один суперорганизм, и «хорошо и правильно» развиваются только в нем. Более того, предполагается, что через воду океанская жизнь оказывает влияние на окружающий нас мир, в частности климат, формируя его «по своему усмотрению»! И такая «глобализация» понятна. Ведь и по объему, и по площади зани маемой ею поверхности вода, если можно так выразиться, лидирует среди веществ на Земле. Продолжительность жизни одного человека, да и человечества в целом, не позволяет оценить действительное значение в жизни Земли таких состояний, которые принято называть ледниковыми периодами. Мы способны воспринимать зимы лишь в обычном для нас, жителей Северного полушария, смысле и обличий. Только ученые смогли адекватно оценить такое масштабное явление, как Великое оледенение, когда практически половина земного шара пребывала в состоянии, близком к известному нам времени года, и назвали его зимами нашей планеты. Именно в это время все живое на Земле приспосабливалось к жизни среди снега и льда, которые покрывали огромную территорию, соответствующую 50 % площади Мирового океана. Таким глобальным пространственным масштабам соответствовали и временные характеристики этих зим нашей планеты — каждая из них продолжалась более чем 100 000 лет! Натуралисту-любителю, каким является всякий рыболов (даже если он утверждает обратное), знание всего вышесказанного позволяет более точно распределять наблюдаемые им явления по «общей системе координат» жизни водоема. Очень многое из того, что происходит сегодня на реках или озерах, является отголоском тех далеких от нас катаклизмов. И каждую осень на том или ином водоеме мы можем наблюдать в миниатюре явление, которое периодически охватывает почти весь Земной шар, — маленький ледниковый период. Он начинается с того, что изменяется угол наклона солнечных лучей, доставляющих из космоса на Землю основную часть энергии.

Именно солнечная радиация обеспечивает энергией большинство процессов, происходящих в воде и в атмосфере. Чем ниже солнце находится над горизонтом, тем интенсивнее идет процесс охлаждения воды. Происходит очень важное событие в жизни обитателей водоемов — осеннее перемешивание воды. Его механизм на первый взгляд прост. Когда температура достигает значения 4 °С, верхние слои воды становятся самыми плотными и опускаются на дно. При дальнейшем охлаждении постепенно весь водоем достигает этой температуры. В конце концов верхние слои, охладившиеся ниже 4 °С, начинают расширяться, оставаясь на поверхности, и превращаются в лед, который отныне будет служить своеобразным щитом для находящихся под ним вод. Так

ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ

происходит ледообразование в пресных водоемах. Несколько иной характер имеет перемещение морских соленых водных масс. С возрастанием солености плотность воды увеличивается. Это приводит к тому, что в какой-то момент при солености, превышающей 24,7 промилле, температура замерзания воды становится выше температуры наибольшей ее плотности, чем это имеет место в случае с пресной водой. Это создает условия для перемешивания воды даже в колоссальном объеме глубин Мирового океана.

О подобных температурных перемещениях водных масс особенно необходимо знать тем, кто удит рыбу на замкнутых водоемах, не имеющих заметного течения, — на озерах, запрудах, старицах и т.п. От перемешивания воды зависят многие жизненно важные для обитателей воды химические и физические процессы, происходящие в водоеме. Ведь, как известно, большинство химических реакций проходит интенсивнее при повышении температуры и может практически прекращаться при ее снижении.

Осеннее перемешивание вод оканчивается с установкой льда и выпадением снега. Что же это за состояния воды — снег и лед — и каковы их свойства?

Похожие статьи по выживанию:

survinat.ru

источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему:

 «Вода -  источник жизни, свойства и превращения воды»

 

Цель: Формировать взаимосвязанных понятий о  физических свойствах воды.

 

Задачи: Дать дополнительные знания о свойствах и превращениях воды.

              Формирование экспериментальных умений но теме.

               Воспитывать нравственное отношение детей к неисчерпаемому

               Природному ресурсу.

 

Словарная работа: раствор, взвесь, конденсация, испарение.

 

 Материал: модели: карточки со свойствами воды, «капельки » с загадками                                                                   символами ( снег, метель, дождь, сугробы, пар, сосульки,                                         иней), глобус.

Стаканы с водой, трубочки, чайные  ложечки  стаканчики с солью, сахаром, песком, глиной, мелом. Фильтры.

 

Предварительная работа. Чтение Б.Пластов «Сказка о каплях».

                     

Ход занятия.

Звучит фонограмма «Шум воды», на фоне фонограммы читается стих-е:

 

                                        Вы слыхали  о воде?

                                        Говорят она везде:

                                        В луже, в море в океане

                                        И в водопроводном кране.

                                        Как сосулька замерзает,

                                        В лес туманом заползает,

                                        Ледником в горах зовется,

                                        Лентой серебристой вьется,

                                        Мы привыкли, что вода-

                                        Наша спутница всегда!

                                        Без нее нам не умыться,

                                        Не наестся, не напиться,

                                        Смею я вам доложить:

                                        Без воды нам не прожить!

Вос-ль: И это действительно, так. Вы со мной согласны?

Дети: Да согласны.

Вос-ль: Для чего человеку вода?

Дети: Вода необходима, чтобы пить, готовить пищу, купаться, мыть полы, посуду…

Вос-ль: Но вода необходимо человеку не только для питья и приготовление пищи  и поддержания чистоты в жилищах, общественных зданиях, на улице - По водным путям человек сплавляет леса, передвигается на теплоходах, лодка, и кораблях.

-  Вода приводит в движение машин, вырабатывающие электрический ток.

-  Вода переносит тепло по трубам и обогревает воздух, где мы живем.

-  Ни одна промышленность, ни один завод не могут обойтись в своем  производстве без воды.

-  Вода нужна для растворения красок, крашения тканей и кожи, для изготовления бумаги, мыла, хлеба и многого другого.

-  Вода несет жизнь растениям и животным. А для многих из них это единственное место обитания.

-  Наше тело состоит из воды, вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества.

-  Испаряясь с поверхности кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

-  Вода необходима для выведения из организма разный вредных веществ.

-  Вода находится в виде пара, облаков, туч.

Если посмотреть на глобус, (показ глобус) то наша планета имеет несколько цветов: желтый, коричневый, зеленый и голубой.  Голубой цвет – это вода: океаны, моря, реки, озера. Вода занимает большую поверхность земного шара. Все из вас знают, что вода это жидкость. А на нашем сегодняшнем занятии мы познакомимся со свойствами и превращениями воды, предлагаю несколько опытов.

ОПЫТ №1

- Имеет ли вода, какой либо вкус? (дети пробуют на вкус).

Дети. Вода не имеет вкуса.

Вос-ль. Правильно это первое свойство воды: она не имеет вкуса.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №2

-Видна ли ложечка в воде? ( дети опускают ложечку в стакан с водой).

О каком свойстве воды это говорит?

Дети. Вода прозрачная.

Вос-ль. Правильно, это второе свойство воды: она прозрачная.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №3

- Имеет ли вода запах? (дети  нюхают стакан с водой)

Дети:  Вода не имеет запаха.

Вос-ль.

Правильно, это  третье свойство воды: вода не имеет запаха.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ №4

-Имеет ли вода цвет? (дети сравнивают цветные полоски бумаги с цветом воды).

Дети: Вода не имеет цвета.

Вос-ль. Совершенно верно , вода бесцветная жидкость – это еще одно свойство воды.

На мольберте выставляется карточка со свойством.

ОПЫТ№5.

На столах стоя стаканчики, в которых насыпано вещество. (мел, глина,  сахар, соль, речной песок). Возьмите каждый свое вещество и положите его в стакан с водой, затем аккуратно размешайте ложечкой. Понаблюдайте, что произойдет с веществом? Вопрос задается каждой паре детей.

Какое вещество вы  растворили, и что у вас получилось? (ответы детей ).

Вос-ль. Там где был сахар и соль – вещества растворились, а где была глина, песок и мел – вещества не растворились.

- Какой вывод  можно сделать из этого опыта? ( ответы детей).

Вос-ль. Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются.

Там где вещество растворилось, получилось раствор, а где вещество не растворилось, получилось взвесь.

Ребята! Но эту взвесь можно очистить. Для этого нам необходимо пропустить эту воду через фильтр.(показ фильтр). Но на природе есть свой фильтр – это песок, он тоже очищает воду (показ приготовленный фильтр с песком). Но этот опыт займет какое – то время, а пока вода очищается, мы с вами поиграем.

 

Послушайте загадку:

В моря и в реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (капля).

 

А сейчас мы поиграем с капелькой.

Игра «Дождик – капелька»

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал

И устал и перестал.

Вос-ль. А теперь давайте вернемся к фильтру.

Что произошло с загрязненной  водой?

Дети. Вода стала чистой.

Вос-ль. Ребята! Я думаю, все знают, что вода в природе находится в трех состояниях:

1 В жидком.

2 В твердом – снег, лед.

3 В газообразном – пар, облака, тучи.

Чтобы пронаблюдать переход воды из одного состояния в другое, проведем небольшие опыты.

  1. Предлагаю детям согреть теплом своих рук  стеклянные пробирки со снегом ( вода превращается из твердого состояния в жидкое).
  2. Предлагаю пробирку с водой на спиртовке доводить до кипения(из жидкого состояния в газообразное).
  3. Предлагаю попробовать сделать обратный процесс, т.е. превратить пар в воду(стекло держу над паром).Превращение пара в воду наз-ся конденсацией.
  4. А если взять влажную тряпочку и протереть нашу доску, что произойдет ч\з несколько минут?(вода испарится).Превращение из жидкого состояния в газообразное – это испарение.

 

ИТОГ: Ребята, давайте вспомним о том , что мы узнали на этом занятии, а помогут нам в этом «волшебные знаки»

А в заключении я вам хочу прочитать экологическую сказку.

                        «Вода и воздух»

Жил-был океан, у него было очень, очень много воды и атмосфера – это очень большое количество воздуха. Скучная у них была жизнь, В океане  никто не жил, ничего не росло, ни одного растения. В воздухе тоже никто не жил. Решил воздух пойти в гости  к воде. Вода обрадовалась его приходу. Стали они дружить. Через некоторое время океан заметил, что у него в воде появились растения – водоросли, рыбы, крабы, образовались красивые раковины. Океан очень обрадовался  и  рассказал об этом воздуху. А воздух тоже был радостный, он рассказал своему другу океану о том, что, проснувшись утром, услышал пение птиц, увидел летающих разноцветных бабочек, вокруг все стало ярким и красивым. Они поняли, что это произошло из-за их дружбы, так как океан дает атмосфере воду, а атмосфера океану воздух. Без воды не прожить, как без воздуха, а без воздуха не прожить, как без воды. Вот как хорошо иметь друзей.

А так, как без воды нам не прожить мы должны с вами беречь воду.

Я предлагаю вам нарисовать дома рисунки в защиту воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документы для скачивания:

22354_tema_voda.doc Формат: .doc

a2b2.ru

Необыкновенные превращения воды | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Исследовательс-кая работа «Необыкновенные превращения воды» Выполнил ученик 2 «Г» класса Кондрашев Никита! 1

Слайд 2

2 Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.

Слайд 3

Это тема является вечно актуальной, т.к. именно она определяет на Земле особенности климата, погоды, а, следовательно, является одним из основных условий жизни на Земле. Еще в древние времена люди интересовались особенностью перехода воды из одного состояния в другое . 3

Слайд 4

. 4 Цель работы: исследовать свойства воды и доказывать что вода в природе способна переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры; - доказать, что вода прозрачна, не имеет формы, вкуса и запаха.

Слайд 5

Задачи Изучить литературу по данной теме; Посмотреть видеофильмы о различных состояниях воды; Провести эксперименты , в которых мы сможем продемонстрировать наглядно, что вода действительно может находиться в различных состояниях; Собрать фотоматериал ; Открыть тайну круговорота воды в природе . 5

Слайд 6

Гипотеза: «Предположим, что вода может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры». 6

Слайд 7

Методы исследования 1.Наблюдение; 2 .Эксперименты; 3 . Анализ проделанной работы; 4.Обобщение . 7

Слайд 8

Что такое вода? Вода– очень редкое, а возможно и уникальное, исключение из правил. Определенно, не существует более удивительного и загадочного вещества, чем простая вода. Вода присутствует во всех оболочках Земли, она проникает во все места, где живет человек и все живые существа. Во всех растениях и животных есть вода, человек также состоит из воды . Вода– это главный элемент в биосфере, без которого вся органическая природа не может существовать. А значит везде, где есть что-нибудь живое, есть и вода . Около 71% Земли покрыто ей. 8

Слайд 9

Насколько важна вода на земле? Из большой энциклопедии мы узнали что вода весьма распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве. Вода входит в состав комет, большинства планет Солнечной системы и их спутников. Если всю воду, которая есть на нашей планете, равномерно распределить по поверхности Земли, то толщина ее слоя составила бы почти 4 км. Вода входит в состав многих минералов и горных пород, присутствует в почве и во всех организмах. Так, например, тело взрослого человека на 65% состоит из воды. Вода входит в состав всех его органов и тканей. Тело рыб содержит 80% воды, водорослей - 90%. Подсчитано, что содержание воды в тканях живых организмов примерно в шесть раз превышает ее количество во всех реках земного шара. Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека.[ 1 ] 9

Слайд 10

Из учебника «Окружающий мир» мы узнали, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях: газообразное, жидкое, твердое. Твердая фаза воды – это лёд. Сжимаемость льда очень низка. Лед при нормальном давлении существует только при температуре 0° С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. (Приложение 1) Пар – газообразная фаза воды. Вопреки общепринятому мнению, он невидим. Тот «пар», который вырывается из кипящего чайника, – это на самом деле множество мельчайших капелек воды. Пар обладает свойствами, очень важными для поддержания жизни на Земле. Хорошо известно, например, что под действием солнечного тепла вода с поверхности морей и океанов испаряется. Образующиеся водяные пары поднимаются в атмосферу и конденсируются, а затем выпадают на землю в виде дождя и снега. Без такого круговорота воды наша планета давно превратилась бы в пустыню. Пар имеет множество применений. С одними мы хорошо знакомы, о других только слышали. Среди наиболее известных устройств и механизмов, работающих с применением пара, – утюги, паровозы, пароходы, паровые котлы. (Приложение 2) Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка - это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь - это всего лишь жидкая вода.[ 2 ] 10 Какие формы принимает вода?

Слайд 11

Роль воды в окружающем мире! 11 Итальянский художник Леонардо да Винчи называл воду – сок жизни. И это правда. Если мы не будем поливать растения, они засохнут. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы, а тело медузы на 90-95% состоит из воды. Человек может прожить без воды только 3 дня, а без еды 30-50 суток. Сам человек на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови человека. Вода испаряется с поверхности кожи и таким образом регулирует температуру нашего тела. Вода выносит из организма вредные вещества. Вода нужна полям и лесам, без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода не только поит, но и кормит. По морям и океанам ходит огромное множество рыболовных судов. Вода вырабатывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет все на свете. А еще вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днем и ночью ходят суда, везут различные грузы, пассажиров. Все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

Слайд 12

Эксперименты Для экспериментов нам понадобились: Стеклянный стакан; Микроскоп; Ложка; Зеленка; Формы для льда; Чайник; Морозильная камера; Фотоаппарат . 12

Слайд 13

Таблица в которой зафиксированны проведенные нами эксперименты 13

Слайд 14

14 ОПЫТ №1 ДОКАЖЕМ, ЧТО ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ. ОПЫТ №2 ДОКАЖЕМ, ЧТО ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА,НО ХОРОШО ОКРАШИВАЕТСЯ .

Слайд 15

15 ОПЫТ №3 ДОКАЖЕМ, ЧТО ВОДА МОЖЕТ БЫТЬ В ЖИДКОМ СОСТОЯНИИ И, ЧТО ИМЕННО В ЭТОМ СОСТОЯНИИ ОНА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ. ОПЫТ №4 ДОКАЖЕМ ЧТО ВОДА МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ.

Слайд 16

16 ОПЫТ№ 5 ДОКАЖЕМ ЧТО ВОДА МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ В ПАРООБРАЗНОМ СОСТОЯНИИ . ОПЫТ №6 ИССЛЕДОВАНИЕ КРИСТАЛИКА ЛЬДА ПРИ ПОМОЩИ МИКРОСКОПА.

Слайд 17

Выводы: 17 Вода — это вся наша жизнь. Без воды все давно бы погибли! Вода планеты, держись: Пусть спасут тебя чистые ливни. Мы тебя не оставим, родная, Ни за что и уже никогда. От Байкала и до Алтая Мы спасём тебя, наша Вода!

Слайд 18

Ресурсы литературы: Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учеб. и раб. тетр . для 2 кл . нач . шк . – М.: Просвещение, 2006.Бурский О.В., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Окружающий мир. – Баласс.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. – Большая энциклопедия – М.: «РОССА»; «Круговорот воды в природе» - http://video.mail.ru/mail/nani1107/2303/2315.html «Вода–основа жизни» - http://video.mail.ru/mail/iravinyarskaya/794/823.html 18

nsportal.ru

Конспект урока по окружающему миру "Превращения воды"

Цели: 

формировать представления о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, их связь с сезонными изменениями в природе; развивать наглядно - образное и логическое мышление, воображение учащихся; воспитывать экологически грамотное поведение в природе, осознанное отношение к сохранению чистоты водных ресурсов.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование:

Плакат - схема "Круговорот воды в природе"; компьютер; презентация

“Превращения воды ”.

   Ход урока.

1. Мобилизующая часть урока.

2. Проверка домашнего задания.

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки:

От первой до третьей – люди

Четвёртая была верблюдик.

 К ним, любопытством объятая,

 По дороге пристала пятая…

И не знаю, спугнула шестая ли,

Тучки взяли все – и растаяли…

В. В. Маяковский.

 В процессе рассказывания отрывка стихотворения на доске составляется схема «Круговорот воды в природе», состоящая из солнца, тучек, прикрывающих его, капель дождя и поверхности земли.

 - Тучки, может быть, и растаяли, а вопросы остались. ( На обороте «капель», вырезанных учениками из картона, написаны вопросы. Снимаем каплю, читаем вопрос. )

 - О каких свойствах воды вы знаете?

 - Как доказать, что вода прозрачная?

 - Как доказать, что вода – растворитель?

 - Как вы используете это свойство воды?

 - Как можно очистить загрязненную воду?

 Слайд 1.

3. Объявление темы урока.

 Слайд 2.

 - Отгадайте загадку:

 Я и туча, и туман,

 И ручей, и океан.

 И летаю, и бегу

 И стеклянной быть могу.

 - О каком веществе идёт речь? (О воде. )

 - Почему вода так о себе говорит?

 - Что ещё может произойти с водой?

На эти вопросы мы ответим на нашем уроке, тема: «Превращения воды».

 4. Изучение нового материала.

Отгадывание загадок со слайда. Слайд 3.

 - В каких трёх состояниях может находиться вода?

Работа по учебнику – задачнику стр. 20 № 1, № 2.

В условиях земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком и газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода это лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели. Вода – удивительное вещество. Нет конца её различным превращениям: то она росинка, то сверкающая снежинка, то прозрачный лёд. В природе вода может одновременно находиться сразу в трёх состояниях. Например, летом на вершинах гор она в твёрдом состоянии – в виде снега и льда, в водопаде она жидкая, а в воздухе, где всегда есть водяные пары, - газообразная. При изменении температуры вода может переходить из твёрдого состояния в жидкое, а из жидкого – в твёрдое. Из жидкого состояния в газообразное, а из газообразного – в жидкое. Эти превращения воды называют процессами (процесс – переход вещества из одного состояния в другое) таяния и замерзания, испарения и конденсации

Слайд 4.

 Работа с текстом учебника с. 20.

 - При какой температуре вода из жидкого состояния переходит в твёрдое?

 - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

Вода может переходить из одного состояния в другое и обратно.

 Лёд ↔ Вода↔Пар

Физкультминутка. (Гимнастика для глаз)

Выполнение задания по рабочей тетради (№ 3 стр. 21)

Проверка по слайду № 5

 Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды. Значит, и лёд, и водяной пар, и вода – жидкости, состоят из одинаковых мельчайших частиц – молекул воды.

 - Различаются ли расположение и движение молекул в трёх состояниях воды?

Выполнение задания по рабочей тетради (№ 4 стр. 21)

Слайд 6.

В условиях Земли вода находится в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном. Вода – это ледники и снега, безбрежные просторы океана и синева озёр, облака и иней, топи болот, сверкающие ленты рек, капли росы и густые туманы. Твёрдая вода – лёд. Он легче жидкой воды, поэтому реки и озёра не промерзают до дна и не погибают их обитатели.

1) Когда вода при нагревании превращается в пар, расстояние между молекулами увеличивается. Молекулы двигаются поодиночке, сталкиваясь при движении друг с другом и разлетаясь в стороны после столкновения. (Кипение воды)

2) При охлаждении вода превращается в лёд. Её молекулы объединяются, выстраиваются в стройные ряды, образуя кристаллики. Но движение молекул не прекращается: они всё время колеблются. (Замерзание воды)

 - В моря впадает множество рек, но они не переполняют и не заливают сушу. Как это можно объяснить?

 Объяснить это можно так: суша не заливается водой, потому что в природе существует круговорот воды – процесс испарения воды с поверхности Земли и всех водоёмов: морей и океанов. За один год испаряется огромное количество воды, однако столько же её возвращается обратно в виде снега и дождя.

Слайд 7.

 - Какие процессы чаще наблюдаются в природе в разные времена года? (Летом – испарение и конденсация, осенью – конденсация, зимой – замерзание, весной – таяние )

 - Как образуется туман, роса, иней? (сообщения учащихся)

5. Закрепление изученного.

Слайд № 8.

Закрепление проводится при помощи кроссворда.

 - О каких свойствах воды вы узнали?

 - В каких трёх состояниях вода существует в природе?

 - Где вы можете наблюдать воду в твёрдом состоянии?

 - Где в жидком?

 - Где в газообразном?

 - Какие процессы происходят с водой?

 - Как вы дети, можете сохранять, беречь воду?

6. Рефлексия.

Какой вывод вы сегодня для себя сделали?

Как вам работалось на уроке? Что получилось и что ещё не получается?

Итог урока.

Учитель: Дети, вы хорошо поработали на уроке. Спасибо за творческую работу на уроке.

Домашнее задание: рабочая тетрадь стр. 24.

videouroki.net

Конспект занятия с детьми подготовительной группы "Превращения воды"

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание

Образовательные задачи:

  1. Закрепить полученные знания о воде.
  2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
  3. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).
  4. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
  5. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
  2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира..
  3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
  4. Развивать навыки работы со словарем.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
  2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
  3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; корреспондент; исследователи; ученые; опыты; интервью, слова с частицей «аква».

Активизация словаря:

«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».

Методы и приемы:

  1. Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь.
  2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
  3. Положительная мотивация.
  4. Художественное слово.
  5. Практические действия: проведение опытов.
  6. Дидактическая игра «Угадай вещество».

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
  2. Нахождение материала о воде дома.
  3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
  4. Прослушивание музыкальных записей.
  5. Создание своей книги.
  6. Проведение исследований, опытов.
  7. Работа со словарем.

Ход занятия

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель:

Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться!

Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «загадочной лаборатории» и узнают о чудесных превращениях воды.

В последнее время мы много говорили о воде и решили создать свою книгу и оформить ее рисунками.

Какое название мы придумали для нашей книги? («ЧУДО – ВОДА»)

Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде? (вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура, какая бывает вода: минеральная, колодезная и т.д.; для чего нам нужна вода: воду можно пить, варить пищу и т.д.).

Где вы находили информацию о воде? (Рассказывала мама, звонили бабушке, в книгах, просмотр телепередач, в Интернете, по радио, в газетах и журналах.)

Воспитатель: Вы правы, источников информации много. Узнать, что вы нашли о воде, нам поможет корреспондент.

Кто такой корреспондент? (Человек, специально отправленный за информацией.)

Кристина становится у нас… (корреспондентом).

Корреспондент подходит к детям и задает интересующие его вопросы.

  1. Здравствуйте. Как вы думаете, на земле много или мало воды?
  2. Здравствуйте. Верно ли, что любую воду можно пить?

Воспитатель: Саша хочет быть кем? (Я хочу быть корреспондентом.)

  1. Какая бывает вода?
  2. Почему на дне океана темно?
  3. Чем можно измерить температуру воды?
  4. Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?

Воспитатель: Корреспонденты задавали интересные вопросы, а вы правильно отвечали.

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в нашу «Загадочную лабораторию». Мы снова станем учеными, и продолжим исследовать воду.

Кто такой ученый-исследователь? (Это – много знающий и образованный человек; который проводит опыты, исследования и узнает что-то новое.)

Уважаемые коллеги! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.

Вы готовы?

Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Дети садятся на стульчики перед столами. По середине группы – стол для опытов.

Воспитатель: Мы знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода – жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

Но вода бывает не только в жидком состоянии.

Посмотрите, что это? (Воспитатель показывает термос.) (Это термос.)

Для чего нужен термос? (Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.)

Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар? (Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.)

Воспитатель накрывает термос стеклом, поднимает стекло.

Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.) Что стало с паром, во что он превратился? (Пар превратился в воду.) Значит, пар – это тоже вода.

Воспитатель: Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки (дождь, снег, град, роса и т.п.).

Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:

А теперь, уважаемые коллеги, продолжим исследование.

Предлагаю выйти к столу Антону. Он покажет и расскажет нам о своем исследовании. Как говорит народная мудрость: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

  1. Антон, с чем ты будешь проводить опыт?
  2. Для опыта я подготовил кубики льда.
  3. Вам нужна помощь? (Антон предлагает выйти одному ребенку, надеть перчатки и взять в руки кубик льда, а сам берет кубик льда в голые руки.)
  4. Как вы думаете, у кого из нас лед растает быстрее? (Верно, лед быстрее растает у меня, посмотрите, потому что он соприкасается с теплом моих рук.)
  5. Во что превратился лед? (Лед превратился в воду.)
  6. Саша, а почему у тебя лед тает медленно? (У меня на руках перчатки.)

Антон: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.

Воспитатель: Исследователь Антон, мне интересно, как же вы получили лед?

Антон: Я налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в твердое вещество – лед.

Воспитатель: Спасибо вам за проделанную работу.

Воспитатель: В каком еще состоянии, кроме жидкого и газообразного, может находиться вода? (Вода может находиться в твердом состоянии.)

Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:

Таким образом, вода может находиться в трех состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Я вам предлагаю поиграть в игру «Капельки».

Игра «Капельки»

Воспитатель: Ребята, представьте, что мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные.

Дети хаотично гуляют по кругу.

Воспитатель: Но вот, капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек.

Дети разбиваются на пары и берутся за руки. Пары двигаются друг за другом

Воспитатель: А теперь ручеек течет и впадает в море.

Дети берутся за руки и образуют большой круг.

Воспитатель: Наш круг может менять форму, как и вода

Круг из детей вытягивается в овал.

Воспитатель: А теперь, представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться.)

Воспитатель: Итак, каждый из вас – капелька воды. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже невозможно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активнее двигаться. Каждый из вас стал частичкой папа.

Дети бегают по группе.

Воспитатель: А теперь вас замораживают, вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться, чтобы стало теплее.

Дети обнимают друг друга.

Воспитатель: Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами – частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному.

Вывод:

  1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
  2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
  3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.

Нашу книгу пополнит страничка о трех состояниях воды.

Воспитатель: Уважаемые, коллеги. Сегодня в нашей «загадочной лаборатории» мы узнаем, что происходит с веществами в воде. Прошу сесть за столы.

У вас на столах 3 баночки с водой и 3 блюдечка с разными веществами.

Бросьте в одну баночку 1 ч.л. первого вещества и размешайте ложечкой.

А в другую баночку положите второе вещество.

Возьмите трубочку и скажите, какая вода по вкусу получилась в первой баночке? (Вода сладкая.) Почему она стала сладкой? (Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар.)

А во второй баночке, какая вода по вкусу? (Вода по вкусу солена.) Значит, мы положили в эту баночку соль. Коллеги, куда же она делась? (Ответы детей.)

Воспитатель: Пряча в себе сахар и соль, вода не дает их увидеть, не дает потрогать и взять назад, но при этом хранит в себе. На самом деле они не исчезли, они растворились. Сейчас мы увидим, как это происходит, своими глазами.

На третьем блюдце у вас находится знакомое вещество – марганец. Насыпьте его в третью баночку, но не мешайте. Коллеги, что происходит с кристалликами марганца? (Частички марганца и воды перемешиваются друг с другом, вода окрашивается.)

Что же мы узнали из этого исследования? (Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; марганец растворяется и окрашивает воду в розовый цвет.)

Воспитатель: Верно, вода является растворителем. Это еще одно ее свойство.

Страничку с новым свойством воды мы поместим в нашу книгу.

Воспитатель: Я, как и вы, в поисках информации тоже работала с различными источниками и нашла в словаре короткое слово «аква». Давайте посмотрим, что оно обозначает. «АКВА» – первая часть сложных слов, относящихся к воде.

Знаете ли вы слова, которые начинаются с частицы «аква».

АКВАРИУМ – что это такое? (Стеклянная емкость с водой для содержания рыб.)

АКВАПАРК – коллега, объясните значение этого слова? (Парк с водными аттракционами.)

АКВАЛАНГ – что обозначает это слово? (Аппарат для дыхания под водой.)

АКВАЛАНГИСТ – (Спортсмен, плавающий с аквалангом.)

Воспитатель: Есть одно слово, которое вы еще не знаете. АКВАНАВТ – исследователь, совершающий в специальном аппарате плавание под водой на больших глубинах.

Страницу с новыми словами мы поместим в книгу, где находится наш словарь исследователя природы.

Воспитатель: Уважаемые коллеги, сегодня мы провели исследования и дополнили нашу книгу о воде новыми страницами.

Мне очень хочется узнать:

  1. Саша, что больше всего тебе сегодня понравилось?
  2. Что мы можем определить, только посмотрев на вещество? (Состояние, цвет, форму, прозрачность.)
  3. Никита, что было полезным для тебя?
  4. Как ты думаешь, что нашим гостям понравилось?
  5. Какое пожелание ты бы хотел сказать своим коллегам - исследователям?

Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также