Кашпировский заряжает воду: Как Кашпировский заставил людей заряжать воду перед телевизором

Как в 90-е заряжали воду и лечились у телевизоров. Рассказываем про Кашпировского, Чумака и других экстрасенсов с телика | Палач

Открыли архивы тотального безумия.

Девяностые были трудным временем ещё и потому, что советские граждане были совершенно неподготовлены к жизни со свободным рынком и словом. Они привыкли к тому, что любая информация в медиа – официальная. Многие не могли перестроиться очень долго, чем пользовались создатели финансовых пирамид, сектанты, продавцы «Гербалайфа» и разного рода экстрасенсы-целители.

Сегодня мы говорим как раз о последних. Некоторые из них были настоящими звёздами. В частности, Кашпировский и Чумак на какое-то время стали стабильными героями анекдотов, вместе с Чубайсом, Ельциным и новыми русскими. Они – такой же элемент эпохи, как и всё остальное. Но страшилка «Вы что, хотите, как в 90-е?» отчасти пугает нас и образом хаотичной пустыни, где люди заряжали воду у телеэкранов.

Анатолий Кашпировский – первый психотерапевт на жёсткой удалёнке

Технически Кашпировский – никакой не экстрасенс, а настоящий врач с дипломом и немалым стажем. Долгое время он работал в психиатрической больнице украинского города Винница, а после стал штатным психотерапевтом тяжелоатлетов из сборной СССР. Да, звучит как-то слишком прогрессивно для Советского Союза, но спортивная психология существует очень давно. Так или иначе, к 1988 году Анатолия Михайловича Кашпировского знали как профессионала своего дела.

Именно с этой репутацией он пришёл в телепрограмму «Взгляд», где в прямом эфире провёл сеанс удалённого обезболивания женщины по имени Любовь Грабовская. Но лучшим его хайлайтом стал телемост «Киев-Тбилиси», где обезбаливали перед операцией некую Лесю Юршову – женщина согласилась на операцию под гипнозом Кашпировского из-за аллергии на анестетики. В итоге сеанс прошёл успешно: Любовь не издала ни звука, а Кашпировский с этого дня стал мегазвездой. Правда, сама Леся признавалась, что чувствовала сильную боль, но из-за шока не смогла показать реакцию перед камерами.

После телемоста Анатолий стал по-настоящему культовым целителем. После эфира во «Взгляде» у него появилось собственное шоу – «Сеансы здоровья врача-психотерапевта Анатолия Кашпировского». Название на  слух длинновато, но целитель всегда любил подчёркивать, что он не какой-то шарлатан с улицы, а дипломированный специалист. Да и популярности это не повредило.

Многие люди были уверены, что именно монотонный голос психотерапевта избавил их от спинной грыжи или даже раковой опухоли. Грубо говоря, идея была в том, чтобы перепрограммировать организм на выздоровление с помощью так называемых «установок». Когда Кашпировский говорил «Даю установку», все понимали, что сейчас Анатолий введёт свои читы.

А на живых сеансах Кашпировского происходило то, что вы наверняка видели в западных фильмах и сериалах. Целитель-оратор-проповедник орёт на людей, чтобы они бросали костыли, а те только успевают прокрикивать в ответ свои диагнозы. Но костыли бросают. Чудо!

Естественно, у Кашпировского было много критиков, особенно среди коллег – не массовых гипноцелителей, а настоящих врачей. Его обзывали мошенником, а положительную динамику пациентов объясняли эффектом плацебо и другими вещами когнитивного, а не медицинского или тем более магического характера. Кашпировский в споре с ними занял стратегически мудрую позицию, утверждая, что все его методы основаны на психотерапии, а не мистических практиках.

С 1989 по 1993 годы Кашпировский был очень активен, а после Минздрав и Борис Ельцин запретили целителям и гипнотизёрам появляться в эфире центрального телевидения. Анатолий после этого немного поработал депутатом от ЛДПР (а от кого же ещё?), но в 1995 оставил политику и продолжил гастролировать со своими сеансами.

По сути, до 2020 года мало кто слышал о Кашпировском что-то новое, но как только по миру ударил COVID-19, он тут же появился в публичном поле, рассказывая о том, как его практики помогут победить корону. Как видим, пока счёт в пользу коронавируса. Зато мы можем убедиться, как несколько удачных появлений на телевидении конца 1980-х и начала 1990-х могут обеспечить человека работой на всю жизнь.

Аллан Чумак – тот, из-за кого заряжали воду

Второй титан эпохи и главный враг Анатолия Кашпировского. Психотерапевт многократно называл Чумака шарлатаном, который украл идею самого Анатолия, а Чумак в ответ говорил, что массовый гипноз вреден, а с людьми нужно работать по одному. Жаль, что мир так и не увидел их противостояния один на один в стиле серии «Саус Парка», где Картман стал экстрасенсом. Было бы круто.

Итак, Аллан Чумак, в отличие от Кашпировского, медицинских дипломов не имел, зато долго работал спортивным журналистом. И вот мегазабавное обстоятельство: дар целителя пришёл к нему в момент, когда Чумак сам готовил разоблачающий материал про экстрасенсов-шарлатанов. Важно – к нему пришло не осознание, что это выгодный бизнес, а именно открылись силы. Это большая разница.

Звездой Чумак стал в общем-то тогда же, когда и Кашпировский – в 1989 году. Оба они, адепты перестроечного хаоса, удачно воспользовались моментом, когда медиа развалились и по телевизору показывали практически что угодно. Аллан Чумак на телесеансах шептал некие заговоры, заряжая воду и другие жидкости целительной энергией. Люди буквально ставили возле телевизора банки и бутылки, чтобы запасти как можно больше исцеляющей жижи. А газеты того времени печатали заряженные фотографии Чумака, которые заботливо вырезались и прикладывались к разного рода экземам, бородавкам и лишаям.

Нашлось достаточно много людей, утверждавших, что им сильно помог мистический талант Аллана Владимировича. Правда, учёные, изучавшие Чумака, не смогли найти ни одного доказательства, что он хоть раз победил хоть сколько-нибудь серьёзную болезнь. Буквально ничего, что нельзя было бы объяснить эффектом плацебо.

Во многом из-за влияния Чумака уже после его эпохи люди с податливым мозгом заряжали воду на выступлениях певца Витаса. А некоторые пошли дальше и подставляли бутылки к экранам, когда оттуда вещал Владимир Путин. Так что эффект от манипуляций Чумака был не факт что целительным, но однозначно долгоиграющим.

До самой смерти в 2017 году Аллан Владимирович оставался востребованным целителем, время от времени появляясь в разных передачах – например, в украинской версии «Битвы экстрасенсов». Поскольку доступ к миллионам через ТВ оборвался в 1993 году, Чумак начал писать книги и проводить личные консультации, помимо того, что ездил по гастролям.

Если почитать его более поздние интервью, то окажется, что с возрастом дар Аллана только развивался. Если в девяностых он только лечил людей, то в нулевых начал и общаться с мертвецами, и слышать церковный звон на гигантском расстоянии. Но стать снова знаменитым ему это уже не помогло. К концу жизни Аллан Чумак был уже больше реликтом ушедшей эпохи, чем действующим королём ситуации.

Джуна, Лонго и «Третий глаз»

С целителями из девяностых всё как с колой. Есть два гиганта – Coca-Cola (Кашпировский) и Pepsi (Чумак), а есть ещё миллион безродных производителей, которые никогда не дорастут до масштабов большой двойки. Тем не менее, в ту эпоху появлялись и другие видные фигуры. Причём некоторые возникли даже раньше Анатоли с Алланом.

Например, целительница Джуна стала звездой СССР ещё в начале 1980-х, когда якобы вылечила жену известного советского чиновника Николая Байбакова. У неё был свой метод – исцеления с помощью биополя. Как это работает на самом деле, конечно, никто внятно не объяснил.

Зато в 90-х, когда Чумак и Кашпировский находились на пике славы, Джуна основала в Москве Международную Академию альтернативных наук. Что-то вроде университета «Синергия», только с колдунами. Кстати, Джуна тоже подавалась в политику – правда, неудачно. Зато в её «Блок Джуны» входил даже актёр Александр Панкратов-Чёрный. Но тогда у многих звёзд были фавориты среди экстрасенсов.

Также в 90-х были свои очаги колдунства на телевидении, хоть Минздрав и запретил (с большим опозданием) сеансы лечения через экраны. Например, выделялась программа «Третий глаз» на НТВ, куда ходили все самые известные ведьмы, целители и экстрасенсы. Там бывал и белый маг Юрий Лонго – ещё одна теневая звезда эпохи.

Хотя слово «теневая» ещё можно оспорить. Чумака с Кашпировским вспоминают гораздо чаще, но и Лонго собирал полные залы в Москве на протяжении всех девяностых. Забавно, что до всеобщего перестроечного увлечения магией, Юрий считался совершенно нормальным иллюзионистом – то есть, фокусником, а не реальным колдуном.

Но 90-е были очень циничным временем, так что нужно было пользоваться тем, что публика верит почти всему. Поэтому Лонго внезапно овладел ста двадцатью техниками гипноза, пирокинезом, телекинезом и ясновидением. Ну и одевался, как славянский доктор Стрэндж.

Почему эпоха целителей закончилась?

Правильнее сказать, что она не закончилась, а ушла из публичного поля. Очаги мистики так или иначе продолжили появляться на российском телевидении: Рен-ТВ, «Битва экстрасенсов» на ТНТ, огромное количество шоу на ТВ-3. Но все эти вещи получили ярлык условно развлекательных. Сейчас можно легко признаться в том, что смотришь «Гадалку» с ТВ-3, чтобы посмеяться. А Чумак и Кашпировский были массовым и серьёзным явлением.

Отчасти целители пропали потому, что на телевидении появился контроль качества, в том числе со стороны Минздрава. Случись это раньше, мы бы, возможно, даже не обсуждали это явление сегодня. Но целых четыре года, с 1989-го по 1993-й, люди семьями заряжали воду и это считалось если не нормальным явлением, то точно не катастрофой.

Феномен Кашпировского, Чумака, Лонго, Джуны и других объясняется примерно так же, как и аналогичная популярность секты Виссариона, Марии Дэви-Христос и даже российского отделения «Аум Синрикё». В новой стране ещё не было практик взаимодействия с такими вещами, а руководство на всех уровнях решало задачи поважнее.

Обычным же людям были нужны простые ответы, из-за чего они тянулись к тем, кто их даёт. И не важно, кто это – Сергей Мавроди, Кашпировский или улыбчивый кришнаит на вокзальной площади. Когда же мир вокруг стал более организованным, этим людям не нашлось места в публичном поле, пусть они и пытались попасть в большую политику. Но именно по таким вещам и судят об эпохе. Наверняка, даже сто лет спустя, глядя на архивное фото Аллана Чумака, кто-то вспомнит, что в девяностые заряжали не только стволы.

Подписывайся на канал «Палача» в Telegram

Подписывайся на лучшие скидки и экономь вместе с нами

90-е Аллан Чумак Анатолий Кашпировский Безумие Вода мистика телевидение телик целители Экстрасенсы

В чем заключается феномен советских людей?Как в СССР заряжали воду у телевизора?+А вы заряжали?+

https://maxim-nm. livejournal.com/484552.html

Многие молодые люди, кто немножко застал поздний СССР, а также те, кто уже родился после — запомнили двух «телевизионных гипнотизёров» — Чумака и Кашпировского. Некоторые ошибочно считают, что воду заряжал Кашпировский — но на самом деле тот только проводил телесеансы (и позже ездил с ними по стране), а воду заряжал Чумак.

У «телевизионного целителя» Аллана Чумака была интересная жизненная история. В молодости он работал советским журналистом и однажды хотел сделать разоблачительный материал о разных там «народных целителях» и прочих подобных товарищах. Как позже рассказывал Чумак — во время подготовки этого материала он «убедился, насколько это всё порядочные и хорошие люди», а также после намёка одной из целительниц обнаружил «сверхспособности» и в себе. Несколько лет Аллан Чумак работал с пациентами на дому исцеляя их «целебными пассами» (водя руками над пациентом), а в конце восьмидесятых годов впервые попал на телевидение. Кстати, по словам Чумака — денег со своих клиентов он не брал, хотя «их ему несли пачками» (цитата).

В 1989 году состоялся первый телесеанс Аллана Чумака. Действо было обставлено минималистично, и в то же время весьма впечатляюще — Чумак просто сидел перед экраном, его снимали крупным планом за столом, в начале сеанса он ничего не рассказал о себе, а просто заявил, что сейчас мол будет сеанс «телевизионного лечения», а после начинал делать пассы руками в воздухе.

Позже Аллан Чумак разъезжал по всему бывшему СССР с гастролями и устраивал там всевозможные сеансы исцеления, а также «заряжал» всё что можно — кремы, мази, воду, а также и другую фирменную продукцию, вроде собственных «заряженных» фото для прикладывания к больным местам.

ут надо сказать, что Аллан Чумак обладал достаточно привлекательной «телевизионной» внешностью, чем-то напоминал повзрослевшего Шурика из «Кавказкой пленницы» а также обладал весьма убедительным голосом — в общем, умел расположить к себе, что вкупе с установкой «в телевизоре врать не будут» заставляло множество советских людей ему верить.

Во время одного из сеансов (кажется, это был не первый, а второй или третий сеанс) Аллан Чумак сказал, что все желающие могут поставить перед телевизором банки с водой, которая в конце сеанса окажется «заряженной». Мол, с помощью этой воды можно будет исцелять всякие недуги, мазаться ею, пить её для здоровья и так далее. В доме у каждого советского человека было изобилие всевозможных банок — и люди принялись набирать в них воду и ставить эти банки перед телеэкранами.

В начале сеанса Аллан Чумак говорил несколько слов и давал небольшую установку, вроде этой:

Добрый вечер! Я рад нашей встрече. Сядьте поудобнее. Сегодняшний сеанс, как и остальные, могут принимать все люди, без различия возраста, без различия заболеваний, но акцент в этой нашей встрече будет сделан на заболевания желудочно-кишечного тракта — это печень, поджелудочная железа, кишечник, сам желудок. То есть все органы, а также процессы и функции, связанные с пищеварением.

В сегодняшнем сеансе будет дана энергия для начала восстановительных процессов, гармонизации всех процессов в организме. Без этого вообще восстановить функции какого-то отдельного органа или тракта невозможно. Будут сняты болевые ощущения. И, конечно, вы не забыли поставить воду, кремы — все, что вам необходимо в повседневной вашей жизни, будет заряжено, и вы будете этим пользоваться.

После такой установки Аллан Чумак умолкал, и начинал делать пассы руками перед камерой — микрофон при этом оставался включённым и транслировал в эфир его дыхание и причмокивания губами — что вместе с шумом из студии (чувствительность микрофона в этим моменты повышали) создавало некоторое гипнотическое впечатление. Помахав руками минут 5-7, Чумак говорил «всё, сеанс окончен, до новых встреч» — после чего вода считалась «заряженной». Что делать с водой потом — не рассказывалось, тут всё отдавалось так сказать на волю фантазии телезрителей.

Самое забавное в этом всём то, что те самые «лучше всех в мире образованные» советские люди в по сути автоматическом режиме совершали действия, приказ на которые поступил из телевизора — причём совершали совершенно не задумываясь. Никто из фанатов Чумака не пытался вникнуть в вопрос, какой физический или химический процесс подразумевает под собой «зарядка воды», как именно та самая «зарядка» должна произойти через кинескоп обычного телевизора, откуда «зарядная энергия» узнает, что надо зарядить именно банку с водой, а не стол под ней — никто над этими вопросами не задумывался — люди реально верили, что вода станет «заряженной», и всё.

И это явление показывает очень печальные вещи в советских людях — то самое хвалёное «лучшее в мире советское образование» было обычной фикцией — учило только чисто утилитарным навыкам, но не учило независимо мыслить. И как только плохо образованный советский человек столкнулся с чем-то, что выходило за пределы его навыков и умений, а также за базовый курс лженаучного Марксизма-Ленинизма — он тут же терялся и начал заряжать банки с водой — так как не умел самостоятельно думать и привык безоговорочно верить телевизору.

Кстати, те же самые «лучше всех в мире образованные» советские люди точно так же безоговорочно верят в телевизионные ужасы про Украину, США и Гейропу, не включая самостоятельное мышление. ..

Такие дела.

А вы заряжали воду в СССР? Видели, как это делают?

Мы платим до 300 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее

3 года

Просто христианка

Наставник (41327)

Не заряжала (здравомыслия, к страстью, хватило..)) А вот у Кашпировского пробовала один раз «посидеть»..)) Не верю, но шов после операции.. почти рассосался..)) Не знаю, почему.))

Что касается советских людей, то считаю, это никакой не «феномен», а просто в каждом человеке с рождения заложена вера в чудо!.. Именно поэтому все дети так любят сказки и ждут чудес на Новый год..)

Однако, с возрастом эту веру, особенно в атеистическом окружении, старательно вытравливают.. А ведь «вера в чудо» это есть ни что иное, как естественная ВЕРА В СВЕРХЪЕСТВЕННОЕ, точнее, в БОГА! А, поскольку атеисты-коммунисты людям постоянно внушали, что нет ни Бога, ни чудес, а альтернативы никакой им не дали, например, для лечения многих болезней, вот народ и ходил либо тайно к бабкам и целителям, либо явно к экстрасенсам. .)

Целитель Анатолий Кашпировский: новый российский Распутин | Россия

Давайте проясним одну вещь. Ваш уровень понимания это большой, — объявляет Анатолий Кашпировский, шагнув по сцене концертного зала «Космос» на севере Москвы, указывая на пространство между большим и указательным пальцами. — А мой в 1000 раз выше. Толпа выглядит достаточно впечатленной, но затем, только что выложив рублевый эквивалент до 60 фунтов стерлингов за билет и еще 20 фунтов стерлингов за один из DVD «дистанционного исцеления» Кашпировского, они явно ожидают увидеть что-то из ряда вон выходящее.0005

Они не уйдут домой разочарованными. (Хотя, надо сказать, некоторые поедут вовсе не домой, а в больницу, страдая от тошноты и сильных головных болей.) на несколько десятилетий моложе, начинает почти часовой монолог, затрагивая такие разные темы, как самопрограммирование, Чингисхан и неприглядные вагинальные родинки.

Каким бы захватывающим все это ни было, я не могу отделаться от ощущения, что большая часть аудитории предпочла бы, чтобы он просто перешел к делу и применил исцеляющее прикосновение, которое когда-то сделало его самым обсуждаемым человеком в Советском Союзе. .

Когда в конце 1980-х советская система начала рушиться под собственной тяжестью, широко распространенная подпольная вера в магию и паранормальные явления хлынула в мейнстрим, перевернув общество с ног на голову. Кульминацией этой борьбы за новые идеи, заменяющие уверенность, которую когда-то давал марксизм-ленинизм, стало невероятное зрелище экстрасенсорных экспериментов, проводимых по государственному телевидению, в прайм-тайм, посвященных сеансам психического исцеления.

Там, где когда-то были показы партийных съездов и художественной гимнастики, теперь появились люди с гипнотическими глазами и успокаивающими голосами, обещавшие излечить всю страну от ее недугов. Нация была очарована.

Кашпировский, впервые привлекший внимание общественности во время телетрансляции сеанса исцеления в Киеве в октябре 1989 года, был самым известным из этих одобренных Кремлем экстрасенсов. На пике своей славы бывший тяжелоатлет и квалифицированный психиатр регулярно лидировал в опросах, чтобы найти самого популярного общественного деятеля, легко обойдя все еще трезвого Бориса Ельцина и заняв второе место. Его живые выступления на площадках от Москвы до Владивостока видели толпы, рыдающие и корчившиеся под его командой, массовое изгнание демонов в советском стиле.

«Они боготворят меня, — сказал Кашпировский о своих соотечественниках на совместной пресс-конференции с представителем министерства иностранных дел в 1989 году. — Я могу обратить вспять то, что когда-то считалось необратимым. Я задействую внутренние ресурсы тела. монархия и подъем большевиков.

Таким образом, это не было новинкой в ​​стиле Ури Геллера по сгибанию ложек. Если шоу израильского экстрасенса были чем-то вроде шутки для большинства людей на Западе — несколькими минутами развлечения перед большим матчем, то выступления Кашпировского были настоящей культурной и социальной вехой, а его имя — синонимом всего странного и непостижимого во время Последние годы Советского Союза. Действительно, указывая на другую реальность за пределами партийной линии, целитель украинского происхождения вполне мог даже способствовать падению «империи зла».

Полностью одетый в черное, его пронзительный взгляд вглядывался в квартиры на огромной территории СССР, Кашпировский «лечил» миллионы, его голос одновременно успокаивал и странно угрожал.

«Для тех из вас, у кого высокое кровяное давление, ваше кровяное давление снизится… у кого есть травмы бедра, они заживут…» — пробормотал он, его литания страданий и спасла мощную колыбельную, которая погрузила нацию в общий транс. .

Кому какое дело, что вокруг них разваливается страна, если магазины почти пусты, а угроза сепаратистского насилия на Кавказе все ближе подбирается? СССР включился, настроился и выключился.

«Каждый раз, когда появлялся Кашпировский, улицы пустели, — рассказывает мне журналист Катя Мурзина. «Я была совсем ребенком, но помню, мы все говорили о его шоу в школе. Все были убеждены, что он действительно может исцелить нацию.

«Мы никогда раньше не видели ничего подобного по телевизору, — продолжает она. — Ты надо помнить, что на советском телевидении рекламы практически не было. Все принималось за чистую монету. Поэтому, если государственное телевидение представило его обладателем этих невероятных способностей, большинство людей в это поверили».0005

Большим соперником Кашпировского был Алан Чумак, седовласая фигура, для которой можно было бы придумать слово чудак. Во время своего выступления, после краткого делового вступления, Чумак молча и медленно, как какой-нибудь советский дзен-мастер, в течение получаса двигал руками, «заряжая» целительной энергией банки и кастрюли, полные воды, которую миллионы его зрителей разместили вокруг своих квартир.

«По пятницам Чумак будет помогать зрителям побороть аллергию», — говорилось в полезном анонсе одной из его передач. «Людям с проблемами желудка следует настроиться позже».

В постсоветский период звезда Кашпировского быстро погасла, поскольку утверждения о том, что его сеансы массового гипноза свели с ума сотни, если не тысячи людей, становились все сильнее. В 1995 году, после непродолжительного заигрывания с политикой, во время которого он был избран в Государственную Думу, Кашпировский уехал из России в США, где, как сообщается, нашел работу по лечению иммигрантов из бывшего СССР.

В его отсутствие многовековая страсть россиян к оккультизму и паранормальным явлениям разрослась как грибы, появились всевозможные экстрасенсы и колдуны, предлагающие так называемые «магические услуги».

За фасадом сегодняшней России скрывается причудливое место, неизвестное большинству жителей Запада, мир, где бизнесмены обращаются к городским ведьмам за решением своих проблем, а юристы консультируются с экстрасенсами, чтобы предсказать результаты предстоящих дел. Хотя трудно получить точные цифры, в России насчитывается около 100 000 профессиональных оккультистов и экстрасенсов, и только в Москве их бизнес стоит не менее 15 миллионов долларов.

Но власть Кашпировского над советским обществом остается для многих здесь тем, о чем они предпочли бы забыть. Его грубое обращение с их психикой оставило некоторые неприятные воспоминания. Действительно, недавний опрос общественного мнения показал, что хотя почти 90% жителей Советского Союза смотрели лечебные сеансы Кашпировского, только 13% россиян, достаточно взрослых, чтобы это делать, признаются, что смотрели. Человек в черном вернулся на российские телеэкраны в конце 2009 года в качестве ведущего передачи, посвященной «расследованию паранормальных явлений».

А затем, этой весной, он объявил о возобновлении своих массовых сеансов исцеления, в том числе о своем первом публичном выступлении в российской столице за какие-то два десятилетия. В то время как Россия изо всех сил пытается выйти из периода экономического спада и общественного недовольства правящим тандемом Путина-Медведева на беспрецедентном уровне, было что-то бесспорно символическое в возвращении человека, восхождение к славе которого совпало с распадом СССР.

Или время второго пришествия Кашпировского было не просто совпадением? Есть и такие, в том числе бывшие профессиональные коллеги Кашпировского в области психологии человека, которые считают возвращение экстрасенса попыткой властей успокоить российское общество, отвлечь внимание от падения жизненного уровня и роста государственной жестокости. Но если так, то этот план вполне может оказаться обоюдоострым мечом.

«Появление Кашпировского в критический для общества момент не случайно, — говорит мне Борис Егоров, глава этического комитета Всероссийской лиги профессиональных психотерапевтов. «Но его массовые лечебные сеансы разрешают люди, ничего не знающие о психологии масс. Они рассчитывают на то, что смогут успокоить людей, снять какое-то напряжение в обществе. просто поощряют агрессию», — добавляет он. «Когда надежды общества на Кашпировского не оправдаются, оно бросится против власть имущих».

Кашпировский неохотно дает личные интервью, предпочитая общение по электронной почте. В преддверии его возвращения в Москву, когда экстрасенс находится в середине израильского тура, обслуживающего огромное количество иммигрантов из бывшего СССР, я посылаю ему письмо, дающее ему возможность ответить на его критику.

«Это бред сумасшедших», — отвечает он, его ярость не теряет своей остроты в Интернете. «Всегда будут неправедные критики. Их оружие — ложь и клевета. Их подавляющий мотив — зависть и их собственная неадекватность».

Он никогда не наносил ударов ни образно, ни буквально. Однажды я видел русское ток-шоу, где он напал на другого гостя, который доставлял ему неприятности, брыкаясь на полу, как стареющий уличный боец. Человеку, распахнувшему двери в новую, незнакомую для Советов реальность, это почему-то казалось неподходящим.

Хотя современная Россия изменилась до неузнаваемости со времен славы Кашпировского, страсть страны к эзотерике сильна как никогда. Но был ли человек, с которого началось все это безумие, впечатлен своими преемниками?

«Всему этому дали толчок мои телевизионные операции и программы. После этого публика разделилась на две части — одна половина хотела лечить, а другая — лечить.»

Мне понравился этот образ: 50% нации ищут кого-то, чтобы исцелить психику, остальные 50% отчаянно пытаются подвергнуть свои раковые опухоли, наросты и бородавки экстрасенсорному зондированию.

«Однако это приближается к неизбежному концу», — продолжает он. «Это связано с неспособностью новых спасителей придумать товар».

Было ли это проявлением ревности? Или зависть? Скучал ли он по дням славы, по годам всесоюзной славы, когда его выступления могли опустошать улицы?

Как ни странно, Кашпировский — не единственный русский экстрасенс, ставший фигурантом политических теорий заговора. В 2005 году предполагаемый кандидат в президенты Григорий Грабовой («Моим первым действием будет запрет смерти») сразу же добился общенациональной известности, когда предложил использовать свои потусторонние силы для воскрешения по цене 1500 долларов за труп детей, убитых во время теракта в Беслане. действовать. Статья в финансируемой Михаилом Горбачевым оппозиции Газета «Новая газета » заявила, что Кремль использовал Грабового для дискредитации группы давления «Матери Беслана» и их попыток раскрыть правду о нападении. Если так, то власти виновны в том, что бросили своего человека — Грабовой в 2008 году был приговорен к 11 годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве. . «Я не верю обвинениям против него».

Кашпировский от дальнейших комментариев отказался. И все же меня не могло не впечатлить это трогательное зрелище единства экстрасенсов.

«Недаром Анатолий Кашпировский называет свои DVD и фотографирует свою тяжелую артиллерию», — объявляет властный женский голос через звуковую систему концертного зала, пока часы отсчитывают время до большого камбэк-шоу.

«Они обладают универсальным и дистанционным целебным действием. Даже когда его пребывание в вашем городе или городе заканчивается, с помощью его материала Анатолий как будто действительно находится с вами, глядя вам в глаза», — продолжает она. «Некоторые люди кладут DVD-диски под подушку на ночь, а другие, в основном те, у кого проблемы с сердцем, носят его фото под рубашками».0005

«По меньшей мере 16 человек в прошлом году вылечились от полной слепоты, глядя на фотографию Кашпировского», — заключает она, прежде чем предварительно записанное сообщение начнется снова.

На самом деле, я не уверен, что правильно понял последнюю часть. Я, наверное, ослышался? Или Кашпировский настолько низкого мнения о своих последователях, что дошел до откровенной насмешки?

В любом случае, игроков не нужно долго уговаривать расстаться с деньгами. Продажи бешеные, бабушки толкаются друг с другом за место в постоянно растущей очереди.

«Дайте мне последнее шоу, самое свежее, самое лучшее», — говорит краснолицая толстая пенсионерка, протягивая вперед банкноту в 1000 рублей (22 фунта стерлингов) вместе со своими превосходными степенями.

«Это будет шоу во Владивостоке», — отвечает женщина за прилавком. «У нас есть хороший вариант из Донецка [восточная Украина]».

Рядом с деньгами расстается пара средних лет из одной из бывших советских республик Средней Азии. Они со своим сыном-подростком, который находится в инвалидной коляске, и явно рассчитывают, что он пойдет домой пешком после того, как Кашпировский закончит. Они покупают все предлагаемые диски, плюс большой выбор фотографий.

Когда последний человек обслужен, шоу, наконец, начинается, с отставанием от графика примерно на 30 минут. Неожиданно сразу же начинается заранее записанный динамичный акустический рок с вокалом самого Кашпировского.

«Я не колдун… но я могу заменить миллион врачей», — рычит экстрасенс в неожиданно компетентном исполнении в стиле Джонни Кэша, хотя и поется на русском языке с сильным украинским акцентом. Когда стихает последняя нота, появляется Кашпировский. Толпа встает и аплодирует, словно приветствуя королевскую семью. Наш хозяин вечера, одетый в черный жакет и накрахмаленную белую рубашку, гримасничает и жестикулирует, требуя тишины.

«Как мне к вам обращаться?» — размышляет он, глядя в толпу. «Зрители, друзья… граждане? Ничего из этого не подходит».

«Больной?» — предлагает кто-то, голос раздается сразу за моей спиной.

«Компьютеры», — говорит он, не подавая вида, что слышал. «Вы — компьютеры, созревшие для программирования».

Вокруг меня люди закрывают глаза и начинают впадать в транс — сама лекция, видимо, является частью процесса исцеления. Важны не слова, а, по выражению Кашпировского, «движение на молекулярном уровне», которое происходит, пока он засоряет свои речи загадочными, но по существу бессмысленными фразами типа: «Человек далеко от звезд». , но звезды еще дальше от человека».

«Самое мощное лекарство можно получить только немедицинскими средствами», — объявляет он. «Например, если мы слышим звук бьющегося стекла, мы пугаемся. Это лекарство? Нет. А когда солнце греет тело — это лекарство? Нет, это биохимия… Мы должны пробудить лекарство внутри себя.

— Мне не нужна ваша вера, — выплевывает слова Кашпировский, когда его монолог наконец подходит к концу, — зачем мне? Нужна ли скрипачу скрипка, чтобы доверять ему? Скульптор делает скульптуру? Нужна ли мне эта бумажка, чтобы поверить в меня, прежде чем я скомкаю ее и выброшу?»

Удовлетворенный своей точкой зрения, Кашпировский затем приглашает зрителей присоединиться к нему на сцене, чтобы подчиниться его волшебному прикосновению. Охранников чуть не затоптали в спешке. Я думаю о том, чтобы стать частью толпы, испытать все силы, которыми, как утверждает Кашпировский, обладает на собственном опыте, но что-то удерживает меня. Честно говоря, я до сих пор не знаю, что.

Учитывая преобладание в зале пенсионеров, в зале царит на редкость сексуально заряженная атмосфера, а внезапно начинающееся транс-техно из динамиков только добавляет атмосферы заброшенности. Барабаны и бас пронзают меня, и я могу только представить, что музыка делает с остальной толпой, большинство из которых никогда раньше не слышали таких ритмов. «Хардкор, фанковый бас», — объявляет механический голос, и вступают клавишные. Это далеко от советских баллад и волнующих пролетарских гимнов, на которых выросло большинство людей здесь.

«Компьютеры» подходят к Кашпировскому по одному. Некоторые колеблются, делая крошечные шаги, в то время как другие радостно шагают по сцене. Кашпировский дотрагивается до них, секунду смотрит им в глаза, и они падают на пол.

«Но они же не спят!» — заявляет он, и на самом деле они этого не делают, одна из женщин на сцене заботится о том, чтобы поправить юбку, чтобы случайно не засветить трусики.

Я смотрю на мальчика в инвалидной коляске. Его родители яростно спорят с охранником, который не пускает их на сцену. В другом конце зала женщина пытается вести слепого мужа вверх по ступенькам к Кашпировскому.

«Нет, нет, нет!» — кричит экстрасенс. «Он может пораниться, когда упадет. Уберите его. Я разберусь с ним дистанционно».

Расстроенная женщина, надежды на вечер которой рухнули, что-то хнычет в ответ, но музыка ее заглушает. Сегодня не будет исцеления для хромых и слепых.

Вскоре сцена почти покрыта упавшими телами. Сцена больше всего напоминает мне производственную линию на скотобойне. Несколько человек из толпы встают со своих мест и начинают танцевать вальсы с невидимыми партнерами, игнорируя техно, которое продолжает сотрясать здание.

Что должна сделать с мужским эго эта способность одним движением руки вызвать истерию? У Кашпировского это, видимо, закалило его презрение к великим немытым массам. Мне кажется, что его популярность может иметь какое-то отношение к известному стремлению россиян к железному кулаку, к авторитарным лидерам. Как только я начинаю записывать эту мысль в свой блокнот, техно стихает, и Кашпировский начинает ходить среди тех членов толпы, которые все еще сидят на своих местах. Инстинктивно, со скоростью школьника, скрывающего от учителя переданные в классе конспекты, я прячу ручку и бумагу.

Через два ряда пенсионерка рыдает, слезы текут по ее лицу, когда Кашпировский останавливается перед ней, чтобы дать жизненный совет. Любопытно, что это в основном состоит из: «Иди домой и ешь овощи на ужин сегодня вечером», но мы не можем говорить, лицо женщины мгновенно сморщивается в смеси радости и печали, страсти и сожаления.

На следующий день газеты обрушатся на Кашпировского, опубликовав сообщения о том, что его «одиозное» выступление привело к тому, что ряд людей обратились за медицинской помощью по поводу психосоматических заболеваний, от сильных головных болей до язвенных болей.

Безумие продолжается. Женщина лет двадцати, та самая, которая скрывала от толпы свои трусы, поднимается со сцены и скользит к Кашпировскому. Выражение ее лица напоминает мне кадры, которые я видел, на которых изображены девушки из семьи Мэнсона на суде над Чарльзом. Преданный, блаженный, сбитый с толку. Она стоит рядом с ним, ожидая, когда объект ее безраздельного внимания отвернется от пенсионера. Кашпировский отмахивается от нее, едва взглянув в ее сторону, когда проходит мимо. «Мы так не делаем, — говорит он.

И затем, как будто ему надоело окружающее его безумие, как будто он устал от почитания, он подает падшим сигнал подняться. Что они и делают, поначалу немного дрожа, но с огромными улыбками на лицах.

«Хороший вечер», — говорит Кашпировский. «И у нас есть много DVD-дисков на складе. Если вы их купите, не забудьте, никогда никому не давайте их взаймы».

И с этим он ушел.

Атмосфера после шоу напоминает мне сцену после рейвов, которые я посетил в начале 19-го.90-е. Блюдцевидные глаза, потоки сознания, незнакомцы, обнимающие друг друга. Я наполовину ожидаю, что обожаемые пенсионеры отправятся в чиллаут-клуб.

Я пользуюсь случаем всего этого товарищества, чтобы задать несколько вопросов. То, что я действительно хочу знать, так просто: были ли эти люди больны, и если да, то чувствуют ли они себя лучше?

«Полгода назад мы попали в автокатастрофу», — рассказывает мне полная женщина, которая хотела «лучшие» кашпировские DVD, указывая на своего мужа, худощавого парня, одетого во все черное. «У нас были внутренние повреждения», — продолжает она со странным оттенком гордости в голосе.

А теперь?

«Я почувствовала, как моя печень шевельнулась», — говорит она. «Я собираюсь поправиться, я уверен».

Я воздержусь от предположения, что сотрясающий землю бас мог иметь к этому какое-то отношение.

«Плохо, что вы настроены скептически», — говорит ее муж, прочитав выражение моего лица. «Кашпировский — замечательный человек».

Девушка, чье нижнее белье только что избежало общественного внимания, держит суд в нескольких футах от нее. «Я просто чувствовала, что должна встать и пойти к нему», — говорит она. «Он был как магнит».

Бабушки вокруг нее ловят каждое ее слово.

«Он заставил меня сделать это?» она задается вопросом.

«Конечно, любимая», — шепчет одна из женщин. «Все, что он заставляет нас делать, делается для нашего же блага».

Я получаю свои вопросы.

«Нет, я не страдаю никакой болезнью», — говорит она, ничуть не расстроенная моим вопросом. «Однако мой брат шизофреник, поэтому я подумал, что пойду и посмотрю шоу. Чтобы посмотреть, может ли это помочь ему. Я так рад, что пришел».

Следующие люди, с которыми я разговариваю, пара женщин средних лет, которые имеют привычку заканчивать предложения друг за друга, менее восторженны.

«Мы обе страдаем от проблем с носом уже много лет», — говорит первая, принюхиваясь. «Я не могу сказать, что было явное улучшение», — добавляет другой. «Но мы обязательно посмотрим DVD, — продолжает ее подруга, — и я уверена, что это поможет».

Я не завидую последователям Кашпировского за их уверенность в том, что все обернется к лучшему, что их болезни и боли каким-то чудесным образом исчезнут. Эта способность страстно верить, хотя бы на короткое время, обещаниям харизматичных личностей — очень русская черта.

От сталинистских ударников, которые работали в шахтах, чтобы ускорить рассвет коммунизма, до толпы перестроечной эпохи, которая поддерживала Ельцина в его борьбе против кремлевских сторонников жесткой линии, русские всегда были готовы вложить все в поиски лучшего дня. Но неизменно их надежды никогда не длились долго, и грань между любовью и ненавистью здесь настолько тонка, что едва различима.

Пробираясь к выходу, я прохожу мимо среднеазиатской пары и их сына-инвалида. Мать открыто плачет, лицо отца покраснело от гнева. Мальчик, уравновешивающий в руках груду кашпировских изделий, выглядит смущенным, ошарашенным всей этой сутолокой, как будто он один все это время сомневался, что чудом поднимется с инвалидного кресла.

Несколько пенсионеров утешают мать, говоря ей, что она должна верить, что диски и фотографии в конечном итоге сотворят свое волшебство. Она выглядит неубежденной, и ее печаль показывает признаки перехода в ярость. Возможно, предупреждение о неизбежном разочаровании публики в Кашпировском.

Интересно, куда пойдет разговор дальше и куда заведет его вечная российская страсть к паранормальному и оккультизму. Но пока мне достаточно, и я выхожу в московскую ночь.

Марк Беннетс живет в Москве, работает журналистом и переводчиком. Он является автором книги Football Dynamo (Random House, 8,99 фунтов стерлингов)

«Обыкновенное безумие»: телевизионные экстрасенсы и гипноз в Советском Союзе

| от ubsmar004 | Категории: Общие, Исследования

Использовали ли советские вещатели гипноз, чтобы убедить своих зрителей подчиниться коммунизму? Саймон Хакстейбл исследует историю телевизионного «психотерапевта» Анатолия Кашпировского и подъем парапсихологии и внушения в последние годы Советского Союза.

 

Центральное телевидение СССР – 8 октября 1989 г.

Романтические звуки гитары и струнных. Изображение тумана на пустынном озере. Потом заголовки: Сеанс здоровья врача-психотерапевта Анатолия Михайловича Кашпировского . Шатающаяся камера делает крупный план мужчины с короткой стрижкой, сидящего за столом и пристально смотрящего в камеру. В течение следующего часа Кашпировский читает письма зрителей и приглашает зрителей студии, от детей до стариков, свидетельствовать о своих способностях, от уменьшения размера лимфатических узлов одного зрителя до лечения гепатита другого зрителя.

 

Затем под звуки романтического музака Кашпировский смотрит прямо в камеру и объявляет о начале своего лечения. Пока он объясняет зрителям, как следует готовиться, камера переключается на зрителей в студии, некоторые из которых уже уснули, а некоторые начали делать непроизвольные движения: одна женщина поднимает руки в воздух и раскачивается вперед-назад, другая качается из стороны в сторону. Считая до тридцати, Кашпировский говорит зрителям, что они начнут испытывать «новые мощные ощущения» и что их «боль утихнет». Он сочетает имплантацию расслабляющих образов и попытки направить мысли и чувства зрителей с похвальбой эффективностью своего лечения:

 

18, 19, 20… Все течет приятно. […]

25, 26… Плывите по течению своих чувств

27 … У меня есть фантазия о том, сколько в ожоговом отделении перестали кричать … сколько больных раком перестали скрипеть зубами от боли. Я вижу, что некоторые люди потеряли свой страх, свои настойчивые мысли, которые мучили их больше любых ожогов… 28, 29, 30…

 

Затем, сосчитав до десяти, Кашпировский велит зрителям открыть глаза, встряхнуться от состояния сна: «Откройте глаза. Почувствуйте себя прекрасно! Сеанс окончен».

 

«Сеанс здоровья» Кашпировского был первым из шести трансляций, транслировавшихся осенью 1989 года. Газеты сообщали, что во время его сеансов улицы были пусты — показатель успеха, обычно зарезервированный для телевизионных блокбастеров, таких как , 17 мгновений весны, или импортных драм, таких как BBC. Сага о Форсайтах . Опрос 1990 г., проведенный главным социологическим институтом страны, Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), показал, что 57% доступной аудитории «откладывали все», чтобы посмотреть программу, а еще 30% смотрели «время от времени». время». [i] В течение этих месяцев имя Кашпировского, к лучшему или к худшему, редко выпадало из заголовков в прессе и на все более популярных ночных ток-шоу на телевидении. И Кашпировский был не один экстрасенс [экстрасенс], чтобы найти известность в СМИ. Среди прочих Аллан Чумак регулярно появлялся в дневной программе 120 минут , специализируясь на манипулировании эфиром с помощью жестов и утверждая, что он может «заряжать» банки с водой целительной энергией.

 

Возвышение экстрасенсов очаровало журналистов как в СССР, так и на Западе. Первые в мрачных тонах рассуждали о том, является ли популярность харизматичного целителя примером стремления масс к сильному лидеру. [ii] Второй радостно подробно описал упадок советского научного рационализма. Дэвид Ремник, Московский корреспондент Washington Post рассматривал появление экстрасенсов как пример «наивной веры россиян в экстрасенсорные способности», в то время как статья New York Times насмешливо спрашивала, «управляют ли астральные предзнаменования [советскими] делами государство».[iii] Безусловно, существовала длинная история русской и советской привязанности к мистическому мышлению – традиция, которая восходит от мадам Блаватской и теософов к все еще широко распространенной вере в «дурной глаз» и предзнаменования, охватывающие граница между православием и народной верой.

 

Но, учитывая, что суеверия были далеко не уникальными для Советского Союза, эти объяснения кажутся упрощенными. Так что остается вопрос: почему в конце 1980-х зрители попали под чары Кашпировского?

 

 

Парапсихология и альтернативные убеждения

Путь провинциального психолога на советское Центральное телевидение извилист. Новые культуры заботы о себе и стойкие образцы эзотерической веры являются частью путешествия; развал медицинских услуг в условиях экономического кризиса — другое; но давние дебаты внутри самого советского научного истеблишмента также являются важной частью истории. Использование парапсихологических методов восходит к истокам советской науки.[iv] В XIX в.В 20-х годах ведущие деятели научного истеблишмента, в том числе невролог и психолог Владимир Бехтерев, живо интересовались возможностью телепатического общения. В 1960-х и 1970-х годах парапсихология стала признанной (хотя и второстепенной) темой исследований, которая, по широко распространенному мнению, финансировалась военной разведкой.

 

По словам одного из ведущих ученых, заведующего лабораторией радиоэлектронных методов диагностики в Москве, в 1970-е годы группе ученых было поручено определить научную основу ЭСВ. Они использовали военные и астрономические сенсорные технологии, чтобы попытаться обнаружить присутствие энергетических полей, окружающих органическое вещество (биополя), которые могли бы помочь диагностировать болезни и объяснить анекдотические рассказы об экстрасенсорном восприятии. исследования, практика «зарядки» [ зариадить ] жидкости с целебной энергией посредством радиоволн, которые он и Аллан Чумак популяризировали, могут быть связаны с этим увлечением взаимосвязью между разумом и электрическими токами.[vi]

 

 

Примерно в то же время в советской психологии проводились исследования по определению силы внушения. Эти эксперименты вошли в повседневную практику в попытках максимально раскрыть потенциал спортсменов. Кашпировский, проведший 19В 60-х и 1970-х годах работал психиатром в Украине, зарекомендовал себя как профессионал со значительными навыками гипнотерапии. Сам будучи тяжелоатлетом, он тесно сотрудничал с советской командой, завоевавшей десять золотых медалей на чемпионате мира 1987 года. Как показала Александра Брокман в этом блоге, советские тренеры использовали «эмоционально-волевую тренировку» со своими спортсменами в надежде повысить работоспособность и физическую выносливость. Подобно тому, как советские тренеры обращали внимание спортсменов на физиологические процессы в их организме и побуждали их верить в свои врожденные способности, телесеансы Кашпировского давали зрителям аналогичную надежду на самоисцеление: «Наш организм сам может найти то, что ему нужно. устранить, и с чем она должна иметь дело», — рассказал он зрителям. «Не волнуйтесь — доверьтесь своему организму!»

 

Пока ученые проверяли пределы человеческого восприятия и общения, советская общественность начала исследовать новые способы существования в мире, включая организованную религию, йогу и бодибилдинг. Наряду с этими практиками заботы о себе в 1970-е годы сохранялись — и, возможно, даже рост — альтернативные способы осмысления, основанные на космических спекуляциях и народных суевериях. Например, многие считали, что советский лидер Леонид Брежнев прибегал к услугам грузинского биоцелителя Джуны Давиташвили. Хотя альтернативные верования в основном держались за пределами публичной сферы, даже в жестко контролируемую брежневскую эпоху в массовой прессе появлялись статьи о необъяснимых явлениях.

 

Реформы Михаила Горбачева позволили этим зарождающимся практикам охватить массовую аудиторию. Решающим фактором стала трансформация средств массовой информации в условиях гласности . В условиях, когда рейтинги становились все более и более важными, такие фигуры, как Кашпировский, удовлетворяли аппетит ток-шоу на эксклюзивы. В своей недавней книге медиа-исследователь Владимир Вельминский утверждает, что сеансы Кашпировского были «последней попыткой советской власти приобщить граждан к тайнам коммунистического аппарата, который находился в процессе исчезновения»[vii]. Возможности того, что спектакли Кашпировского в прайм-тайм были поставлены партией, ни один исследователь на сегодняшний день не представил никаких доказательств. Более убедительным объяснением появления Кашпировского может быть не последняя спонсируемая государством попытка психологического манипулирования населением, а то, что по мере того, как партия ослабляла контроль над своим медиа-аппаратом, погоня за рейтингами начала преобладать над погоней за умами. Сеансы Кашпировского и Чумака можно рассматривать наряду с транслируемыми по телевидению концертами Мадонны и южноамериканскими сериалами как признак либерализации СМИ.

 

Столь же важным, как и реформа СМИ, было изменение убеждений, вызванное выхолащиванием коммунистической идеологии. Павел Романов и Елена Ярская-Смирнова убедительно доказывают, что крах веры в советское учение был необходимым условием возникновения экстрасенсов .[viii] Михаил Ненашев, тогдашний председатель Гостелерадио, утверждал, что советское общество находилось в состоянии «духовного смятения» и защищал трансляцию сеансов Кашпировского, утверждая, что телевидение должно «принимать активное участие в духовной защите человека».Освещение в СМИ 80-х: белая магия, саентология, нумерология, астрология и шаманизм предлагали новые способы интерпретации мира, утратившего прочные основы. «Мы живем в поворотные, бурные времена, — заметил один ученый в 1989 году. — Мысль стала более расслабленной. То, что долгое время искусственно подавлялось, теперь может быть озвучено. Именно поэтому мы являемся свидетелями самого настоящего бума мистики и оккультизма — НЛО, инопланетян, полтергейстов невозможно сдвинуть со страниц прессы. Внимание к мистическому подготовило почву для сеансов Кашпировского…» [x]

 

 

Гипноз как альтернативное здравоохранение

Реформа средств массовой информации, известность парапсихологических исследований и распространенность паранормальных верований — лишь часть пути к объяснению эктрасенсов . Взлет Кашпировского совпал с периодом экономического коллапса, который достиг своего апогея между 1989 и 1991 годами. Государственные службы стали опасно перегружены, и хотя лечение оставалось якобы бесплатным, врачи и медсестры часто требовали подкупа, а нехватка лекарств означала, что жизнеспособные лечение часто было невозможным. В таких условиях обращение к народным средствам, гомеопатии – и к услугам экстрасенсы – оказалось логичным. Как писала ташкентка в письме в газету «Советская культура » в 1989 году: «Возможно, академики, критикующие Кашпировского, и лечат больных, но они не для меня и моей семьи. Мы идем к врачу, стоим в очередях по два-три часа, и нам выписывают рецепты на лекарства, которых нет ни в одной аптеке и которые можно купить только за большие деньги, хотя наше лекарство должно быть бесплатным». [xi]

 

Рост популярности экстрасенсов вызвал дискуссию об эффективности альтернативных методов лечения. Кашпировский не стеснялся заявлять о своих способностях, хвастался, что может лечить, цитируя его собственные слова: «сахарный диабет, остеопороз, язвы желудка и кишечника, рубцы на сердце, ожоги, телесные повреждения, порезы, головные боли, псориаз, геморрой, варикозное расширение вен, миомы, мастит, бесплодие и подагра»[xii]. На короткое время Кашпировский, казалось, имел доказательство своих методов: впервые он попал в поле зрения советских зрителей 19 марта.88, когда в качестве гостя на Viewpoint он загипнотизировал пациентку, перенесшую безболезненную операцию без анестезии, подвиг, который он повторил год спустя с двумя женщинами в Тбилиси. Известные медицинские работники были вывезены перед прессой, чтобы объяснить медицинскую основу этого успеха, и были напечатаны письма, подтверждающие его способности. Опрошенные год спустя для ВЦИОМ, более половины зрителей считали, что Кашпировский обладает подлинными целебными способностями; более трети испытывали положительные эффекты (сонливость, непроизвольные движения, улучшение настроения) от просмотра.[xiii]

 

Однако к этому времени репутация Кашпировского пошатнулась. В ноябре в программе текущих событий 600 Seconds утверждалось, что на сеансах Кашпировского серьезно заболел ребенок. За этим последовал постоянный поток обвинений в газетах от лиц, заявивших о негативных побочных эффектах работы Кашпировского. Самое ужасное, что Леся Ершова, одна из женщин, прооперированных без анестезии, заявила в телеинтервью, что ее «мучила» боль «с первой минуты операции до последней». «Правда » цитирует врача из Москвы, который утверждал, что всего через два часа после сеансов Кашпировского произошел резкий всплеск госпитализаций с жалобами на сердечно-сосудистую систему, гипертонию и психические расстройства — даже у тех, кто ранее никогда не страдал подобными состояниями. [xiv] В заявлении, опубликованном в «Правде » в начале 1990 г., Министерство здравоохранения ответило на требования принять меры, выразив свое недовольство отказом Кашпировского сотрудничать с их просьбами о дальнейших исследованиях, сославшись на случай тридцатилетней пожилая больная сахарным диабетом, перенесшая «психоз с галлюцинациями» после просмотра передачи Кашпировского, и теперь находящаяся в искусственной коме, где ее жизнь «висит на волоске»[xv]. под шум протеста все более могущественного православного лобби шоу Кашпировского было отменено в начале 1990, хотя потребовалось еще три года, чтобы альтернативные методы лечения были полностью объявлены вне закона.

 

 

«Обыкновенное безумие»

Владимир Велминский предполагает, что заседания Кашпировского были срежиссированы партией, «нацелены на то, чтобы успокоить граждан, паниковавших по поводу продолжающихся политических потрясений, и на то, чтобы взять под контроль их реакцию на них». [xvi] Его интерпретация противоречит той легкости, с которой нас привлекают к использованию контроля над разумом или промывания мозгов как способов объяснения коммунистического прошлого.

 

Советские зрители конца 1980-х годов действительно прожили всю свою жизнь в рамках единой идеологии, но Кашприовский не только не убедил их следовать партийной линии, но и познакомил их с альтернативной системой убеждений, которую они охотно усвоили. Этот резкий переход от одной правды к другой, происходящий на глазах у общественности, объясняет силу феномена Кашпировского. Когда я брал у зрителей интервью об их воспоминаниях о советском телевидении в 2013–2014 годах, вспоминалась атмосфера глубокого замешательства конца 19-го.80-е годы, когда все эпистемологии подвергались сомнению. «Теперь, — добавила она, — все нашли свою нишу, кто в церковь, кто куда-то еще, так что уже нет этого обыкновенного безумия, слава богу».

 

В то время как Кашпировский и Чумак регулярно появляются на диванах ток-шоу, зарабатывая на жизнь продажей провинциальных театров и распродажей лечебных кремов и DVD, они существуют в мире, где люди вольны сами находить источники веры, а паранормальные явления просто представляет собой одну систему верований среди многих. Сегодня Россия по-прежнему во власти экстрасенсов: одно из самых популярных шоу на телевидении — «9» на ТНТ.0003 Битва экстрасенсов [ Битва экстрасенсов ], реалити-конкурс в стиле Pop Idol, в котором участники сражаются, чтобы доказать свои способности. Но на этот раз зрители наблюдают за парадом экстрасенсов и иллюзионистов, волшебников и ведьм не для того, чтобы лечиться, а просто развлекаться.

 

Саймон Хакстейбл — приглашенный научный сотрудник по истории СМИ и культуры в Университете Лафборо, пишет об истории СМИ в Восточной Европе. Его недавние публикации включают «Сделать новости советскими: переосмысление журналистского профессионализма после Сталина, 19 лет».53–1970 ‘, Contemporary European History (2018) и статью о воспоминаниях зрителей об Анатолии Кашпировском, которая была опубликована в Европейском журнале культурных исследований в 2017 году. Он является организатором серии семинаров по российским исследованиям в Школе UCL. славяноведения и восточноевропейских исследований.

 

 

Каталожные номера:

[i] Пресс-релиз ВЦИОМ № 1404, «Телевизионные чудотворцы вчера и сегодня», 6 января 2010 г., https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13020.

[ii] Александр Яковлев, Игорь Гамаинов, «Манихейский миф: кем, как и почему создается, образ врага», Литературная газета , 29 ноября 1989, 13.

[iii] Дэвид Ремник, «Волшебный целитель советского телевидения», Washington Post , 4 сентября 1989 г.; Билл Келлер, «Русские тоже принимают «тайную глупость» астрологии», New York Times , 14 мая 1988 г.

[iv] Захватывающий, хотя методологически небрежный отчет об этих экспериментах см. Владимир Вельминский, Homo Sovieticus: мозговые волны, контроль над разумом и телепатическая судьба (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2017). Значительно превосходит Алайна Лемон, Технологии интуиции: круги холодной войны и телепатические лучи (Окленд: University of California Press, 2017).

[v] Татьяна Чудакова, «Пульс в машине: автоматизация тибетской диагностической пальпации в постсоциалистической России» Comparative Studies in Society and History 57/2 (2015): 407–434 [414-416]. См. также Вельмински, Homo Sovieticus , стр. 75-83.

[vi] Это могло повлиять на музыканта и шутника Сергея Курехина в его знаменитой передаче «Пятое колесо» 1991 года, где он утверждал, что употребление Лениным грибов (которые, как он утверждал, содержали радиоволны) вызвало изменение генетического состава советского лидера, что привело к к известному выводу: «Ленин был грибом». Зрители лихорадочно звонили в ленинградскую телекомпанию, требуя знать, правда ли это. Об экспериментах с электромагнитной энергией и контролем сознания см. Velminski, 9.0003 Homo Sovieticus , стр. 87 и passim .

[vii] Welminski, Homo Sovieticus , стр. 87.

[viii] Павел Романов, Елена Ярская-Смирнова, «Социальное как иррациональное (диагноз 1990 года)», Новое литературное обозрение , 83 (2007), http://nlobooks.