Царица вода. «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы)

Царица Вода — Белена, Макошь и Ясонь. Царица вода


Царица Вода - Белена, Макошь и Ясонь

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 3. Царица Вода. Белена, Макошь и Ясонь

1) Как БЕЛБОГА мы встретили выше Солнце под нижеследующими видовыми названиями, которые все почти повторяются в наименованиях соответствующих женских божеств влаги:а) Белену соответствуют болгарская Самодива или Сaмовила и сербская Вила, обыкновенно называемая «белой Вилой» (вид, видјело, видјелица [серб.] = свет, ясность).Как болгарская Самодива, так и сербская «белая Вила» строят свои замки на небесной высоте, именно «в тёмной туче» (болг.)[Миладиновци. Бжлг. н. п. № 10] или «на краю облака» (серб.)[Караџuћ. Срп. н. п. I, 151]; и та и другая являются людям, или у вод, или на горных вершинах. В одной хорватской песне (из Словении), которая поётся у Ивановского костра, «палящее солнце жалуется Ивану, что Вила не хочет прислужить ему холодною водою«[Illič. Nar. Slav. obič. 162].

Понятие о Виде и Самодиве обыкновенно связано с представлением о воде, о горных высотах и воздушных явлениях (тучах, бурях и т.п.). Болгарские песни упоминают о «горной» и «морской» Самодиве — «горная» – обычный эпитет сербской Вилы.»Я не Вила, собирающие тучи», – говорит девушка в сербской песне. [Караџuћ. Срп. н. п. I, 432]

На Руси, где гор почти нет,  Самодиве и Виде, соответствует Русалка (см. ниже: «Хорс») – светлая, сияющая представительница вод является только как водная богиня. Как Русалка, так и Вила — солнцева сестра отличаются ослепительной красотой, вошедшей в поговорку. Тождество названных богинь подтверждается и тем, что праздник «Русалия» у болгар называется также «Самовилскы праздницы»[Чолаков. Блг. н. сбор. I, 39]. Подробнее об этих богинях, встречающихся, как в единственном, так и во множественном числе, и о разностороннем их значении я буду говорить впоследствии. Пока достаточно было указать только на основную, непосредственную их связь с умеряющей солнечный зной водной стихией, представительницами которой они являются, в качестве солнцевой сестры, получающей у разных славянских народов разные названия.

Нестор, в числе божеств, которым Владимир воздвиг в Киеве идолы, называет MОКОШЬ. Под характеристическим именем этим, заключающим в себе понятие о влаге и несомненно обозначавшем божество женского рода, нетрудно узнать небесную деву, солнцеву сестру, богиню небесной влаги. Стредовский объясняет богиню Macosla (Макошь, Мокошь) именем: Pluvia — дождевая или дождница. [Hanuš. D. Wss. d. Slav. Myth. 75].

б) Ясоню – отвечает Jesen (= Jasni), по объяснению глоссов к Mater verborum = Jsis. Автор глоссов толкует это название как «земля», но Изиду, спутницу Озириса, древние авторы нередко принимали и за луну. У Апулея (Metam. XI, р. 275) Луна говорит: «Жители восточной Эфиопии, арийцы и египтяне, наученные мудростью старины… приветствуют меня как царицу Изиду«.[Voss. Myth. Br. I, 212]. В славянском переводе Георга Амартола (по списку 1389 г.) читаем: «Нарекоша убо (египтяне) солнце Осирин, луну же Изин«. [Шафарик. О Свароге 32]. О чрезвычайной популярности имён Ясоня и Есени в среде западных и юго-западных славян свидетельствуют приведенные мною многочисленные географические названия производные от имён Ясоня и Есени, встречающиеся в их землях. Замечательно, что в Гродненской губ., в среде белоруссов, мы встречаем в целой серии песен имя Ясенька в сочетании с Марысей, подобно тому, как в Малой Руси и других местах Белоруссии с Иваном-Купалом постоянно сочетается Марена. Мало того, в этих песнях Ясеныса и Марыся сравниваются с месяцем и солнцем, или наоборот, так что Ясенька в первом случае соответствует названию Jasni, приведенному в чешских глоссах. Вот отрывки из этих песен:

– Ой за лјесом, за бором, Ой за синим озиором, Ой там соунычко йграе, З мјесяцом размоуляе… Ой у туом новом селје Марыся з Ясном размоуляе… – Полецеу соколик на сини ознора. Соколик лецит, утоньку несе. Појехау Ясенько я у чужые людзи.Ясенько јездзе, Марысю везе…

В первой песне Марыся сравнивается с солнцем, а Ясий с месяцем, во второй – наоборот.

Сокол, с быстротой несущийся по небу, вероятно, заместил собой солнце, а «утонька», как водная птица, является представительницей водной царицы. В одной болгарской песне изображен сокол во всем блеске солнечного божества. Сестра, которая садит ему цветок на голову и нижет бисер на шею, очевидно, солнцева сестра, небесная влага:

Сокол пие по Вардара вода:Нодзе му у сребро укованы,Криле му у злато позлатены,На глáва му бел трендафиль цавти,На гьрло му дробен бисер тренти;Па не смее нико да то пита.

 Сокол говорит: «Сестра имам, та ми сади трендафиль на главá.Та ми нижа бисер на герло».

— Сокол пьет воду на Вардаре:

Ноги его окованы серебром,

Крылья его позлащены золотом,

На главе его цветёт белый розан,

На шее у него дрожит мелкий бисер

И никто не смеет вопрошать его.

 Сокол говорит: «У меня есть сестра, которая садит

мне розан на главу

И нанизывает бисер на шею».

(Каченовский. Пам. болг. н. твор. 174-175)

Ясенька является и как всадник, совпадая со всадником Купалишем или Купальником, фигурирующим в белорусских купальских песнях, например:

– Есть на мору hрудочок, hрудочок, Вила Maрися веночок, веночок, Вила, вила й-заснула, й-заснула, Приехау Ясенько неучула, неучула. Трейчы (трижды) коником окружыу, окружыу, Пуоки Марысю незбудзиу, незбудзиу…[Этн. сбор. III, 91, 92, 96.] Ясенько, очевидно, является в качестве «купальника», представителя самого Купала, в свою очередь в большинстве белорусских и малорусских песен именуемого уже просто Иваном. В одной из дальнейших белорусских песен Ясенько изображается бегущим за сивым конём, то есть сивкой-златогривкой или солнцевым конем:

Бежит коничок, сиу – невеличокКалина!Калина моя, тобою вода лелјэе.За тым коником Ясенько бежитКалино!Калина моя…Наупротиу jotio Марыся joho –Калино! [Этн. сбор. III, 98]

Тождество Ивана-Купалы и Ясеньки подтверждается и тождеством сопоставляющихся с ними дев: Марыси или Марены, или Купалки. Если принять в соображение, что именем Ясонь действительно называлось у западных славян солнце, как Белбог — ясный, светлый бог, то нельзя не узнать в имени белорусского Ясенька именно этого солнечного бога Ясоня, в неприкосновенности сохранившегося до наших дней в Белоруссии, где вообще уцелело, едва ли не в большей степени, чем где-либо между славянами, множество древнейших черт и преданий из языческой жизни.

Итак, Ясонь, оставивший по себе, преимущественно в землях западных славян, неизгладимое воспоминание в массе географических названий, Ясонь, о котором сохранилось предание, как о боге тепла и света, подобном Фебу Аполлону или светящему Юпитеру (Jupiter lucetius, Diespiter = Дый или Дий, польс. Jesse), продолжает и поныне жить в народных песнях, в деревенской глуши Гродненской губернии. Быть может, скажут, что совпадение солнца – Ясоня с белорусским парнем – «Ясиом» , «Ясём» или «Ясенькой» случайное; но едва ли возможно будет признать справедливость такого возражения, если принять во внимание, что тот же Ясий или Ясион, заключающий в жаркие объятия свои и оплодотворяющий мать землю, – Ясий, расточающий дары, которыми обусловливается благосостояние человечества, известен был около 3000 лет до нашего времени на острове Крите.

У Гомера — ЯСИОН, а у Гесиода — ЯСИЙ, шествующий над поверхностью моря и суши, вступает в любовный союз с богиней земли Деметрой, производящей от него на свет Плутоса, представителя изобилия и богатства:

Гомер (Одисс. V, 125-127): Когда леповласая Деметра, предавшись влечению своему, разделила любовь и ложе с Иасионом (греч. Ιάσιο) на трикраты вспаханной ниве.Гесиод (Теог. 969-973): Деметра родила Плутоса, вкусив сладкую любовь героя Ясия (греч. Ιάσιο), на возделанной троекратно паровой земле, среди тучного критского народа, (Ясия) шествующего по лицу земли, равно и по широким хребтам моря.

Не может быть сомнения, что в обоих случаях речь идёт здесь ни о ком другом, как о почитавшемся на острове Крите солнечном боге, с высоты небес освещающем воды и сушу, припекающем мать землю и порождающем с нею изобилие и богатство.

Имя славянского бога «Ясонь», уцелевшее до наших дней, оказывается, не менее древним, чем имя Ерыла, и, вероятно, служило именем или эпитетом какого-нибудь критского солнечного героя, быть может, совпадавшего с финикийским Гераклом – Меликартом (или Меликерт), культ которого оставил следы и на острове Крите. Меликерт — в финикийской религии и мифологии — бог-покровитель мореплавания и города Тира, греки отождествляли его с Гераклом. Меликарт же считался основателем города Тира, финикийской метрополии. Царь Гирам, современник Соломона, возобновив в Тире храм Меликарта, установил в честь пробуждающегося от зимнего сна героя ежегодное торжество, отправлявшееся в кратчайший день, словом, зимний праздник, отправляемый и у нас, только уже под названием праздника Рождества Христова или Коляды.

Достойно внимания, что имя Ясиона связывается со сказаниями местностей, издревле служивших жилищем пелазгов, а именно: Крита, Аркадии, Самофракии. [Preller. Gr. Myth. I, 606; 168- 169]. В вышеприведенной белорусской песне Ясенько трижды объезжает кругом заснувшей Марыси, «поуки Марысю незбудзиу». Этот мотив как будто находится в связи с древнегреческим преданием о любовном союзе Ясиона с Деметрой, после троекратной пахоты, пробуждающей землю от зимнего сна и делающей её способной к восприятию благотворного влияния тепла и света, изливаемых весенним солнцем – Ясионом.

Ясонь – Ясенько сочетается с Марысей, имя которой (Марена, Мариночка) и в Белой, и в Малой Руси с необыкновенным постоянством является рядом с Купалом или заместившим его Иваном. Этой Марысе – Марене соответствует у поляков Marzana или Marzena, которую писатели минувших веков сопоставляют с Церерой, богиней плодородия (Длугош), или с Дианой (Френцелъ). Замечательно, что то же имя, Maricа, встречается в связи с Иваном и в хорватской песне, которую поют при перескакивании через ивановские костры. [Stojanovlc. Sl. iz zhr. Hrv. n. 255]. Marina упоминается и в моравской «свято-янсжой» песне, поющейся у ивановского костра. К Марии, в смысле весны, мораване обращаются в весенних песнях, напр.:

Ej Maria, ej Maria, kdes tek dlouho byla? – U studanky u rudenky jsem se umyvala. [Hanuš. Bajesl. kal. 127].

— Эй Мария, эй Мария, где ты так долго была? – Я в студёном роднике умывалася.Ответ этот, очевидно, намекает на миф о возникновении весны, или представительницы её, из влаги (ср. обращение к Весне (lito)).Наконец, между божествами, почитавшимися в Коренице, на острове Руяне, в Книтлинг-саге упоминается Piza-mara. Словом, мифологическое имя Marica, Maria, Марена, Марыся, Piza-mara известно в народных песнях на протяжении от Адриатического до Балтийского моря, а отсюда на восток, в области Польши и Белой и Малой Руси, повторяясь ныне, именно в песнях белорусских и малорусских, с особенным постоянством, рядом с Ясонем, Купалом и Иваном.

Именем Marica называлась и древнеиталийская богиня, сочетавшаяся с Фавном, оставившая, однако, по себе, как и многие другие древнеиталийские божества, лишь смутное воспоминание в римской мифологии. Известно, впрочем, что она отождествлялась с Цирцеей и принадлежала к числу богинь, почитавшихся женщинами. [Preller. Röm. Myth. I, 412]. В начале малорусской купальской песни: «Ходили дивочки коло Мариночки».

 Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 3. Царица Вода — Денница

Царица Вода - Денница Царица Вода - сестра Солнца

ru-sled.ru

Царица Вода - сестра Солнца

Фаминцын Александр Сергеевич. Божества древних славян. IV. Система славянской мифологии. 3. Олицетворения солнца у восточных славян. Царица вод — сестра Солнца.

Не входя теперь в ближайшее рассмотрение природы последней, я укажу только на чрезвычайно важную, знаменательную черту, дающую ключ к уразумению целого ряда мифологических фигур и представлений. Небесная влага, по древнейшему народному представлению, нашедшему себе полное и пространное выражение уже в гимнах Авесты, обыкновенно приводилась народом в соотношение с каким-либо светлым, сияющим явлением небесным. Вспомним описанные раньше светлые образы сверкающей золотом и звездами иранской Анагиты, подательницы влаги и плодородия, благодетеля человечества «Пупа вод», обитателя небесного озера, наконец, блестящей звезды Тистрии, подательницы дождя. В Ведах заря, выезжающая на блестящей колеснице, запряженной быстрыми багровыми конями или коровами, «выпускает небесных коров» — облака, несущие в себе дождевую влагу, она же приносит с собой росу, а потому и признается подательницей плодородия и благополучия: «Услышь нашу молитву, подательница всяких благ, – обращаются к ней в ведийских гимнах, – умножай наше потомство«. [Duncker. Gesch. d. Alt. III, 35].

У греков образ иранской Анагиты раздвоился: с одной стороны, является рождающаяся из пены морской, из влаги, Афродита, богиня весны и любви, с другой – светоносная Селена. Афродита сочетается с солнечным богом Аресом, как у римлян Венера с Марсом. Селена-Луна сочетается с Гелиосом-Солнцем; подобно тому и слившаяся с Селеной Артемида есть сестра солнечного бога Аполлона, а у римлян Диана сочетается с Янусом, богом небесным, в котором, однако, преобладает солнечная природа. Совершенно аналогичное явление представляет и древнейшая, возникшая на юге, славянская мифология: рядом с Солнцем, в разнообразнейших его видовых проявлениях и наименованиях,  является одноименная с ним или носящая сходное, соответствующее имя женская фигура Солнцевой Сестры, в основании своем представляющей олицетворение небесной влаги, как женского элемента, по отношению к мужскому явлению тепла и света.

Под этими многоразличными названиям, аналогичными именами солнца — женского божества, народ, сообразно с местными условиями, а равно с мифологическими представлениями влиявших на него соседних народов, представляет то утреннюю зарю, то утреннюю звезду или группу звезд, то луну, то какую-то светлую, сияющую красотой, небесную, горную или водную деву – словом, какое-либо яркое, предпочтительно небесное, явление, с которым, притом, обыкновенно соединяется присущая ему, как представителю небесной влаги, основная идея плодородия, целительности и зависящей от того и другого будущей судьбы человека, наблюдающего явление. Список этих названий я приведу ниже, предварительно же укажу на присущую народу привычку, с понятием о солнце обыкновенно связывать представление о влаге. Вспомним упомянутые выше обряды окропления, обливания водой, купания в воде, собирания росы, входящие как непременное условие в отправление главнейших солнечных праздников, зимнего, весеннего и летнего. Непосредственное связывание явлений света и влаги отражается и в песнях славян. Так в хорватской колядке, рядом с солнцем, воспевается роса и дождь, например:

Danak svanu, koledo! Sunce granu, koledo! basja, koledo! I obasja, koledo! Nase gore, koledo! Plodne, njtve, koledo! I livade, koledo!.. Sunce zadje, koledo! Rosa pada, koledo! I natopi, koledo!Nase gore, koledo! Plodnje nive, koledo! I livade, koledo!— День рассветает, коледо! Солнце сияет, коледо! И освещает, коледо! Наши леса, коледо! Плодородные нивы, коледо! И луга, коледо! Солнце заходит, коледо! Роса падает, коледо! И увлажает, коледо!Наши леса, коледо! Плодородные нивы, коледо! И луга, коледо!

В заключение поётся о грозовом ливне, орошающем сады и напояющем нивы [Stojanovič. Sl. iz živ. Hrv. n. 243-244].В сербо-хорватских же и западно-болгарских колядках упоминается о купании «молодого [«малого»] бога», под именем которого, очевидно, понимается новорожденное солнце. [Stojanovič. Sl. iz živ. Hrv. n. 244. – Караџuћ. Срп. рјечн. Сл. «Коледа». – Каченовский. Пам. болг. н. твор. 81. – Бессонов. Болт.п. II, 10]

Малорусская колядка говорит о купании новорожденного Бога в море: Божья Мать «Сына вродила, в море скупала». [Костомаров. Об ист. знач. н. русс. п. 15.].Что солнце в день Рождества или нового года в глазах народа действительно является обновленным или новым, свидетельствует, напр., малорусская щедривка, начинающаяся словами: Под синцем под новим. [Труды эти.-стат. эксп. III, 466] Словацкие девушки, при вскрытии рек, припадают к воде, приговаривая:Vodo, vodo, cо ti kaze sinecko? [Срезневский. Об обож. солн. 42] — Вода, вода, что наказывает тебе солнышко?

В малорусских щедривках встречаются подобные же сопоставления солнца и влаги, например:– На водах на Иорданьских Пливе листок буковенной, На том листку написано Ясне сонце сам. – У в нашего господара Стоить яворь середь двора, На явори золота кора (солнечный свет) Золота кора, а срибна роса (небесная влага). А вскочила красна панна Золоту кору обстругала, Срибну росу обтрусила...[Труды этн.-ст. эксп. III, 459, 471]

В карпато-русских и малорусских колядках поётся о божественных гостях, посещающих хозяйский дом; гости эти – солнце, месяц и дождь:

За твоим столом три гостейки, Гостейки трои, не еднакии: Еден гостейко – светле сонейко, Другий гостейко – ясен месячок, Третий гостейко – дробен дожджейко. [Потебня. О мифическом значении некоторых поверий и обрядов. 24. – Ср. также Труды этн.-ст. эксп. III, 409]

Кроме колядок, и в «ивановских» («купальских», «соботских», «святоянских») песнях весьма часто упоминается о влаге: о росе и воде, о купании и потоплении, например: в хорватской «ивановской» песне солнце жалуется на то, что вила не хочет услужить ему ВОДОЙ. В словацкой «святоянскон» песне св. Анна купается и просит Яна дать ей руку, чтобы ей не утонуть в реке. В польской «соботке» св. Ян приносит «росу, девушкам для красы»[Pauli. Pies. I. Pols. 26]. В белорусской «купальской» песне «стояла верба, на вербе горили свечки, с той вербы капля упала, озеро стало. В озере сам Бог купауся«[Бессонов. Белор. п. I, 46]. В малорусских «купальских» песнях: «коло воды-моря ходили дивочки», или «купався Иван та в воду упав», или описывается, как в Дунае «Ганна втонула». [Пассек. Оч. Росс. I, 96, 97, 108]. Здесь, в отличие от колядок, преимущественно говорится уже не о дожде, а о речной или морской воде, в которую в Иванов день погружают «Купалу» или «Марену», изображающую отходящую вместе с солнцем спутницу его Весну, представительницу весеннего плодородия; Весна, по народному представлению, подобно греческой Афродите, рождается из влаги, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, в образе Купалы, Марены, Костромы, вновь удаляется, погружаясь обратно в свою стихию, которая и воспевается с такой настойчивостью и постоянством в ивановских песнях.

Теперь приведу названия, под которыми в славянской мифологии встречается божественная представительница небесной влаги. Мы увидим, что, как уже замечено было выше, почти весь ряд видовых наименований божества солнца находит себе аналогичные названия женского рода, служащие для обозначения верной, постоянной спутницы Царь-Солнца, и Царица — Вода.

1) Царь-Солнце — Белбог.

а) Царица-Вода — Белена, Самодива или Сaмовила и сербская «Белая Вила»б). Царица-Вода — Ясоня, Ясенька, Марыся, Маренав). Царица-Вода — Денница — солнцева сестра, Макошг). Царица-Вода — Авсень, Усеньд) Царица-Вода — Купала, Маренае) Царица-Вода — Сива, Сивка-златогривка, Хорс

2. Царь-Солнце, как воинственный, храбрый божественный витязь, в лице Святовита, Радегаста – Сварожича, Руиевита, Поревита, Яровита.

Царица-Вода — Дева, Dzewana (Dziewanna)

3. Царь-Солнце, как бог похоти и плодородия, а отсюда и брака и веселья, и богатства, бог солнца выступает в образе:а) Тур находит себе одноименную спутницу в лице Турицы.б) Ерыл или Ярило (Ярун), Припекало (Бронтон), Купало, Радегаст, Святовит, Ясонь, специально согревающие и припекающие землю и вызывающие тем плодородие, кроме Купалы и Марены (Марыси, Марипы, Марзаны и пр.), могут быть сопоставлены с малорусской и белорусской Лялей.в) Лад, «бог женитвы», «бог веселья и всякого благополучия», и Радегаст, имеющий близкое сходство с Фрейром, богом брака и веселья Радýн, находят себе точно подходящую подругу: первый – в лице Лады, имя её возглашается на брачных веселиях, второй – в лице царицы — Радуницы — Весны.г). Спорыш и Добро, Ясонь – Ярило – Припекало и т.д., совокупляется с матерью-землей, рождающей изобилие плодов земных.

4. Царь-Солнце, как бог-оракул, олицетворён в образах:а) Радегаста-Сварожича и Святовита, славившихся своим оракулом;б) гадания на святках, при встрече возродившегося солнца, Авсеня или Божича, Калядыв) гадания во время купальского праздника,г) гадания во время Семик (Турипы, Русалия) – преимущественно женский праздник, женщины встречают «Матушку Весну»

Царица Вода - Белена, Макошь и Ясонь Купало - бог плодов земных

ru-sled.ru

«Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы)

Суровкина Марина Геннадьевна, педагог дополнительного образования

по изобразительной деятельности, МБДОУ «ДСКВ №102» г. Братска

 

Цель: создать у детей радостное  настроение, показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки.

Предварительная работа: игры с водой, наблюдение за дождем, льдом, снегом, беседы о воде, о состояниях воды,  о том, как вода помогает человеку, чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Вода».

Оборудование: костюм Царицы Воды, корона, голубая ткань для ручейка, музыкальное сопровождение (звуки дождя, моря, крики чайки), бодрая музыка для подвижных игр, 2 ведра с водой, 2 бутылки, 2 воронки, 2 стакана, 2 зонтика, 2 кегли, обручи по количеству детей, маска щуки, на ватмане нарисовано голубое озеро, камушки, водоросли, приклеить двухсторонний скотч; фломастеры, цветная бумага по количеству детей.

Действующие лица: Ведущая, «Царица Вода»

Ход:

Ведущая:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на праздник – праздник Воды. И к нам на праздник обещал заглянуть один гость.

Под звуки дождя входит «Царица Вода» (корона с изображением капель и прозрачная накидка)

Царица Вода:

Здравствуйте, ребята. Вы знаете, кто я? Наверное, нет. Я нужна на небе и на земле, никто и ничто не может обходиться без меня. Я необходима всем-всем-всем.

Одним – чтобы плыть,

Другим – чтобы жажду утолить,

Третьим – что-нибудь помыть,

А хозяйкам, чтобы кушанья разные варить!

Кто же я? Я  — Царица Вода!

А вы, ребята, знаете кому и зачем нужна вода?

— Кто без воды не может жить?    (люди, растения, животные, птицы)

-Зачем нужна вода растениям и животным?    (чтобы жить и расти)

-Что люди делают с водой? (готовят обед, пьют, купаются, стирают, моют, поливают)

— Где на земле встречается вода?     (в морях, реках, озерах, океанах, ручьях, в лужах).

— Есть ли вода на небе? где?    (есть: в тучах, облаках, в снежинках, туманах)

Молодцы, ребята. Все правильно сказали: растения надо поливать водой, иначе они засохнут, животным надо пить воду, а некоторые,  например, рыбы, в ней живут. Людям вода нужна постоянно: чтобы пить, купаться, мыть, стирать, закаляться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. Я – Царица на земле и на небе. Царица всей природы. На земле я в морях, океанах, и реках, а еще я есть и под землей в колодцах и родниках. Люди знают, что родниковая вода самая чистая, вкусная и полезная, и, приходя к роднику, люди набирают для себя чистой воды. Вот и мы с вами наполним сейчас наши бутылки чистой родниковой водой.

Проводится игра-эстафета «Набери воды в бутылку». Играют 2 команды, дети по очереди подбегают к ведрам с водой, на другом конце площадки, стаканом зачерпывают из ведра воды и через воронку выливают в бутылку. Кто первым наполнит бутылку.

Царица Вода:

Но в небе я тоже бываю, когда по нему ползут тучи. Кто мне расскажет про небесную воду.

 

1 ребенок:

— Дождик, дождик,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Что ты льешь?

Погулять нам не даешь?

— Я водою дождевою

Землю мою, мою, мою.

Мою улицу и двор,

Мою крышу и забор,

Я калитку умываю,

И деревья, и кусты,

Чтобы были к Первомаю

Все умыты и чисты!

2 ребенок:

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, припусти,

Дай гороху подрасти!

 

Царица Вода:

Молодцы, ребята, хорошие стихи про дождь.

А у меня для ребят и игра есть подходящая: «Зонтики»

 

Проводится игра-эстафета «Зонтики». 2 команды, 2 зонтика. Ребенок с зонтиком прыгает с кочки на кочку (обручи) до кегли на другом конце площадки и возвращается назад спиной, передает зонтик следующему игроку.

Царица Вода:

Какие вы ловкие и умелые. А загадки вы отгадывать любите? Только помните, что все мои загадки связаны с водой.

1.Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле (дождь)

4.С неба звезды падают,

Лягут на поля,

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких, как стекло,

Звездочки холодные,

А земле тепло (снежинки)

2.Без досок, без топоров,

Через речку мост готов

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло! (Лед)

5.Пушистая вата плывет куда-то.

Вот вата ниже – и дождик ближе (облака)

 

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет, —

Заплачет она и умрет (сосулька)

 

Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем не найдем. (Роса).

Царица Вода:

Да, ребята, все эти явления природы – снежинки, сосульки, лед, облака – тоже связаны с водой.  Лед и сосульки – замерзшая вода, снежинки – замерзший дождь, а облака – это капельки воды,  летящие по небу.

 

3 ребенок:

Облака, облака –

Кучерявые бока,

Облака кудрявые

Целые, дырявые,

Легкие, воздушные –

Ветерку послушные.

На полянке я лежу.

Из травы на вас гляжу.

 

4 ребенок:

Я лежу себе, мечтаю:

Почему я не летаю

Вроде этих облаков?

Облака в любые страны

Через горы, океаны

Могут запросто летать:

Выше, ниже —  как угодно!

Темной ночью – без огня!

Небо все для них свободно

И в любое время дня.

Царица Вода:

А теперь мы с вами поиграем. А как называется игра, отгадайте по загадке:

Бегу я как по лесенке,

По камешкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня (ручей).

Игра наша называется «Ручеек»

Проводится игра «Ручеек»: первой парой встают Царица с ведущей, держа в руках красивую голубую ткань, обозначая начало ручейка – «воротики»; дети становятся парами друг за другом, ребенок без пары проходит через «воротики», и, выбирая себе пару, становится в конце ручейка. Оставшийся без пары ребенок бежит в начало ручейка и повторяет все сначала.

Царица Вода:

Бежал, бежал наш ручеек и превратился в речку. Ребята, а какая река протекает у вас в городе? (Ангара). А кто же в ней живет, для кого река – дом родной? (для рыб)

Давайте сейчас поиграем в игру «Кто вперед займет домик»

Проводится игра «Кто вперед займет домик»: дети – рыбки, под звуки – шум морской волны — дети «плавают» по залу, как только раздается крик чайки, все рыбки должны спрятаться по домикам – встать в обруч. Проиграть 3-4 раза, каждый раз убирая 1-2 обруча, кто не успел спрятаться – выходит из игры (эту рыбку съела чайка)

Царица Вода:

Каждая река где-то берет свое начало, у нее есть тоже своего рода родители, а кто же родители у вашей Ангары, где она берет свое начало? (озеро Байкал) В озере Байкал водится очень много разной рыбы.  Отгадайте о них загадки:

1.Он в самом омуте живет,

Хозяин глубины.

Имеет он огромный рот,

А глазки чуть видны (сом).

4. От зубастой щуки скрылся,

В зарослях он притаился,

Выплыл с тины серебрясь,

Как его зовут?  (карась).

2. Драчун и забияка

Живет в воде,

Кости на спине

И щука не проглотит (ёрш).

5.Он всеядный и большой

Скрытый желтой чешуей,

Ил его любимый скраб,

Как зовут все рыбку? (карп).

3. Совсем не крупный, но усатый,

Зеленовато – буроватый,

Он в речке мудрый секретарь,

Как все зовут его? (пескарь).

6. Опасней всех она в реке,

Хитра, прожорлива, сильна.

Притом – такая злюка.

Конечно – это… (щука)

 

А я знаю игру, которая тоже называется «Щука». Давайте поиграем!

Проводится игра «Щука»: дети – рыбки, стоят в кругу, ребенок – щука стоит в центре, дети идут по кругу влево, щука идет вправо.

«Щука – хищница речная.

Щука всех в пруду пугает,

Разевает щука пасть,

Щуке в пасть нельзя попасть»

После слов дети разбегаются, щука их ловит.

 

Ведущая:

Ребята, посмотрите, а у нас тоже есть свое маленькое озеро, только все жители куда то подевались, наверно сейчас наша щука их распугала. Давайте сделаем их сами. Украсим и отпустим в наше озеро.

Дети  делают из цветной бумаги рыбок (оригами) и раскрашивают их фломастерами. Затем приклеивают на двухсторонний скотч (кусочки скотча приклеены заранее по всему «озеру»).

Вот и в нашем озере появились разноцветные рыбки, посмотрите какие они разные и красивые! Но вся это красота и жизнь не была бы возможна без воды, без пресной, родниковой воды, которая находится в озере Байкал. Это самое большое, глубокое озеро в мире, которое содержит самый большой запас питьевой воды в мире. Но чтобы у нас всегда была вода на планете нужно беречь ее.

Царица Вода: Ребята, а как вы можете беречь воду? (ответы детей)Вы молодцы, многое знаете и умеете, мне было у вас интересно, но  мне пора с вами прощаться, до свидания! Еще встретимся! (Уходит).

Похожие статьи: ← Previous Post Next Post →

xn--90aoah1abt.xn----8sbfkdndvf0alxhibd2e0el.xn--p1ai


Смотрите также