Аквариум - маленькая искусственная экосистема - 3 класс Вахрушев Бурский Раутиан. Какие организмы помогают нам получать чистую воду в квартире 3 класс
Аквариум - маленькая искусственная экосистема
1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.
1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.
2. Заполни таблицу.
"Профессия" живых организмов | Дают другим организмам | Получают от других организмов |
Производители | + | |
Потребители | + | + |
Разрушители | + | + |
3. Составь план текста из учебника.
Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.
4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.
1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.
2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.
5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.
Проверяем умение понимать текст
Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.
А. Учимся понимать текст и находить факты.
1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.
Обитателям аквариума.
2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.
3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.
Сомики.
4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.
Рыбок, раков, черепах, улиток.
5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.
В Китае.
6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.
Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.
7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.
Потому что они родом из умеренного климата.
8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.
Они счищают водоросли со стекла.
9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?
Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.
10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.
Они предпочитают более холодную воду.
11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.
Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.
12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.
Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.
Учимся понимать главную мысль текста.
13. О чем главным образом хотел сказать автор? Выбери только один ответ и отметь его.
Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.
14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?
О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.
15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.
Кто населяет аквариум?
16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.
Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.
okrumir.ru
ГДЗ "Окружающий мир 3 класс". Рабочая тетрадь 1 часть. Плешаков, Новицкая. Ответы на задания, решебник
Ответы на задания в рабочей тетради по предмету Окружающий мир за 3 класс, 1 часть рабочей тетради 2016 года издания (2017-2017 учебный год), авторы Плешаков и Новицкая, программа Перспектива. Решебник поможет вам в выполнении домашнего задания. Рабочая тетрадь организована в том же стиле, что и за предыдущие 1 и 2 класс (ответы на них тоже есть у нас на сайте), но задания, что логично, более сложные, и все сложнее становится найти на них ответы. Наши готовые домашние задания помогут вам сориентироваться в окружающем мире и сделать домашнее задание легко и на 5 с плюсом!
Если вы уже закончили работу с первой частью рабочей тетради, переходите ко второй: ГДЗ ко второй части рабочей тетради Окружающий мир 3 класс >>
Ответы на задания по окружающему миру 3 класс 1 часть
Радость познания
Cтраница 3-5. Свет знания
1. Подбери пословицы народов твоего края о силе разума, знаний, умелых рук. Запиши их.
Каков разум, таковы и речи.Ростом с тебя, а разумом с теля.Ученье — свет, а неученье — тьма.Повторенье — мать ученья.Не стыдно не знать, стыдно не учиться.Умелые руки не знают скуки.С молитвой в устах, с работой в руках.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.За дурной головой ногам покоя нет.Знание - венец на голове.
2. ...Составь и запиши вопросы о том, о чём тебе хотелось бы узнать на уроках в школе.
Почему дует ветер?Зачем медведь впадает в спячку зимой?Как устроена Солнечная система?
Лиственница
3. Рассмотри уголок природы на фотографии вверху. Расскажи по ней, что тебе уже известно об этом растении.
Это лиственница. Лиственница - единственное хвойное дерево, которое сбрасывает свои иголки на зиму. В нашей стране лиственница растет в основном Сибири и на Дальнем Востоке, а также в других регионах.
Составь и запиши вопросы о том, что тебе ещё хотелось бы узнать о нём. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Что за красные цветы на веточках лиственницы? Красные цветы на лиственнице - это молодые шишечки.Какой высоты может вырастать лиственница? Лиственница может вырастать выше 50 метров в высоту.
4. Расскажи по фотографии на с. 5, что ты уже знаешь о Красной площади в Москве.
Красная площадь находится в самом центре Москвы. На ней расположены: храм Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, Мавзолей Ленина, Московский Кремль.
Составь и запиши вопросы о том, что тебе еще хотелось бы узнать о памятниках культуры, изображенных на фотографии. Постарайся найти ответы на свои вопросы.
Какая высота Спасской башни? 71 м.В каком году построен храм Василия Блаженного? Собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Страница 6-11. Как изучают окружающий мир
1. Какие способы изучения окружающего мира используют эти ученики?
Слева направо: Определение природных объектов, наблюдение, опыт, моделирование, измерение.
2. Практическая работа "Наблюдение"
Проведите наблюдение за поведением аквариумных рыбок (или других животных) во время кормления. Продумайте этапы работы и сделайте записи.
1. Цель наблюдения: узнать, какой корм рыбы любят больше, сухой или живой.2. План проведения наблюдения: бросить в аквариум одновременно сухой и живой корм, понаблюдать за рыбками, какой корм они съедят первым.3. Результаты наблюдения: Мы увидели, что рыбы сначала съели живой корм. Они проявили к нему большой интерес.4 Выводы: Рыбы любят живой корм больше, чем сухой.
3. Практическая работа "Опыт"
Проведите опыт с магнитом. Продумайте этапы работы и сделайте записи.
1. Цель опыта: узнать, какие предметы на кухне сделаны из железа.2. План проведения опыта: приложить магнит к предметам , пронаблюдать, прилипнет ли он к ним.3. Результаты опыта: магнит прилип к нескольким предметам.4. Выводы: при помощи магнита мы узнали, что на кухне есть железные предметы: холодильник, батарея ложки, ножи, вилки, раковина.
4. Какой прибор (инструмент) потребуется для каждого случая? Укажи стрелками.
5. Практическая работа "Измерение массы".
... Допишите.
Весы - это прибор для измерения массы.
6. Практическая работа "Измерение длины".
... Допишите.
Линейка и рулетка - это инструмент для измерения длины.
Страница 12-13. Книга - источник знаний
1. Запиши сведения о научно-популярной книге, которая тебе особенно понравилась:
Фамилия, имя, отчество автора: Лена Шёнберг
Название: Горячие факты про лед
3. Прочитай высказывания о значении книг и родного языка в жизни человека.
Найди сведения об авторах этих высказываний в справочной литературе. Запиши их по образцу.
Марк Туллий Цицерон — древнеримский политик и философ, блестящий оратор. Сведения взяты из интернета, Википедия.
Константин Григорьевич Паустовский - русский советский писатель, писавший в жанре романтизм, более всего известен как автор рассказов и повестей для детей. Сведения взяты из интернета, Википедия.
4. Придумай свое высказывание о пользе книг и чтения. Запиши его.
Читая книги, мы узнаем много нового и познавательного, а также развиваем свою речь.
5. В каких справочных изданиях можно узнать, чем знаменит древнегреческий город Троя? Запиши.
В энциклопедии, словаре, путеводителе, атласе.
Страница 14-17. Отправимся на экскурсию
1. Найди описание и укажи стрелками.
2. Приведите по 1-2 примера.
Художественные музеи: Третьяковская галерея, Эрмитаж.
Музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба: Дом-музей Чуковского, музей-усадьба Л.Н. Толстого.
Заповедники, национальные парки: Кавказский биосферный заповедник, Сочинский национальный парк, Лосиный остров (в Москве).
4. Самостоятельно или с помощью дополнительной литературы, сети Интернет определи, какие музеи изображены на фотографиях в Приложении. Вырежи и наклей их в соответствующие окошки.
Страница 18-21. О чем расскажет план
1. С помощью учебника допиши определение.
План местности - это точный чертеж местности, выполненный с помощью условных знаков.
2. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши условные знаки плана.
город; фруктовый сад; луг и тропа; грунтовая дорога.
3. Вырежите из Приложения условные знаки плана и наклейте их в соответствующие окошки.
4. Нарисуй условные знаки плана.
5. На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображенного в учебнике?" ... Кто ответил верно? Отметь галочкой.
Ответ: права Ира.
6. Практическая работа "Туристические планы"
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры - в Северной части
б) львы - в Южной части
в) снегири и другие птицы - в Западной части
г) верблюды - в Восточной части.
2. Рассмотрите в учебнике фрагмент плана Москвы. Какие достопримечательности изображены на нем.
Ответ: МГУ, Воробьевы горы, Университет, стадион "Лужники", Ботанический сад, Олимпийская деревня.
3. Рассмотрите план центральной части Санкт-Петербурга. Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что можно увидеть на этом маршруте.
Ответ: Нужно идти по Невскому проспекту до Дворцовой площади. По пути можно увидеть: Аничков мост, Казанский собор, Александровскую колонну.
Страница 22-23. Планета на листе бумаги
1. С помощью учебника допиши определение.
Карта - это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2. Обозначь стороны горизонта.
3. Раскрась, как обозначены на карте:
вода - голубым цветом, суша: равнины - зеленый и желтый, горы - коричневый.
4. Используя учебник, допиши определения.
Материк - это огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой.
Часть света - это материк или часть материка с расположенными вблизи островами.
5. Впиши в таблицу названия всех материков и частей света.
Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Части света: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
6. С помощью карты учебника приведи примеры.
Реки: Обь, Лена, Енисей, Волга, Миссисипи, Амазонка, Ганг.
Острова: Мадагаскар, Шри-Ланка, Крит, Тасмания, Врангеля.
Страница 24-25. Страны и народы на политической карте мира
1. Рим - столица Италии. Соседи (соседние государства) - Швейцария, Франция, Австрия, словения.
3. Рассмотри представителей разных народов в традиционных костюмах. Запиши названия их стран и столиц.
Белорусы. Страна - Беларусь (Белоруссия), столица - Минск.
Мексиканцы. Страна - Мексика, столица - Мехико.
Турки. Страна - Турция, столица - Анкара.
Китайцы. Страна - Китай, столица - Пекин.
Страница 26-27. Путешествуя, познаем мир
Составь план подготовки путешествия по своему городу.
Если вы в Москве, напишите про краеведческий музей «Дом на набережной», в Санкт-Петербурге - про государственный краеведческий музей «Невская застава». Краеведческий музей есть в любом городе.
Цель путешествия: узнать больше об истории родного края.Место путешествия: Областной краеведческий музей.Источники сведений о месте путешествия: интернет.Справочная литература: официальный сайт музея.Карты, схемы, планы, путеводители: карта города, чтобы добраться до музея.Оборудование: ручка и блокнот.Прогноз погоды: не имеет значения.Форма одежды: деловой костюм.Мой спутник (спутники): родители.
В музее много интересных старинных вещей, экскурсовод подробно рассказал нам об истории нашего города и области.
3. На хуторе "На гранях" Белгородской области поучимся мастерству пчеловода. Вырежи из Приложения рисунки. Дополни ими фоторассказ, соблюдая очередность в работе тружениц-пчел и в заботах пчеловода.
Страница 28-31. Транспорт
1. Нарисуй старинное средство передвижения у народов твоего края или наклей фотографию.
2. Распредели средства передвижения по видам...
Страница 32-33. Средства информации и связи
4. Запиши по памяти названия средств информации и связи.
Ответ: Телевидение, радио, газеты, журналы. интернет - средства информации.
Телефон, телеграф, почта - средства связи.
Мир как дом
Страница 34-35. Мир природы в народном творчестве
1. Слово "экос" (ойкос) в переводе с греческого языка означает "дом", "жилище".
Слово "логос" в переводе с греческого языка означает "знание", "слово".
Словом "ойкумена" древние греки называли заселённую и освоенную человеком землю.
2. Фрагмент старинной прялки. Определи, сколько ярусов Вселенной на нём изображено.
На этом фрагменте старинной прялки изображено два яруса. Верхний - царство света и солнца, а так же средний ярус - ярус, где живут животные и люди.
В древних преданиях многих народов Земли единый мир состоит из трёх ярусов. Вот одно из преданий.Нижний ярус - обиталище змея, повелителя подземного царства и воды. Сказочный змей глотает солнце вечером, когда оно уходит на запад, и отпускает утром - на востоке.Верхний ярус - это небо, царство света, солнца, небесных животворных вод. Отсюда могучее светило управляет порядком во Вселенной.В среднем ярусе живут животные и люди. Этот ярус - место встречи человека с громадной Вселенной, со всей природой вокруг. Человек - внутри, в центре мира. Человек - срединная часть большого целого.
3. Составь цепочку вопросов и ответов по образцу песенки "Куда, Фома, едешь?".
- "Куда, Маша, идешь?" - "В магазин." - "Зачем в магазин?" - "За продуктами." - "А зачем тебе продукты?" - "Обед готовить." - "Зачем тебе обед?" - "Семью кормить." - "Зачем тебе семья?" - "Яблоки собирать." - "Зачем тебе яблоки?" - "Пирог печь." - "Зачем тебе пирог?" - "Стол накрывать, пир закатывать!"
Страница 36-39. Из чего состоит всё
1. Найдите лишнюю фотографию в каждом ряду. Объясните свой выбор.
Ответ: в верхнем ряду - кружка, так как это изделие человека, а все остальное - природные объекты. В нижнем ряду - синичка, так как это природный объект, а все остальное - предметы, созданные человеком.
2. Приведи примеры природных объектов:
Объекты неживой природы: камень, песок, вода, воздух, облако.
Объекты живой природы: птица, рыба, кошка, паук, кактус, медуза.
3. С помощью текста и иллюстраций учебника заполни таблицу.
Твердые тела, жидкости и газы.
Твердые тела: камень, карандаш, кровать, часы, стекло.
Жидкости: вода, молоко, подсолнечное масло, сок, керосин.
Газы: кислород, водород, углекислый газ.
4. Узнай по описанию вещества и впиши их названия в клеточки.
Это вещество входит в состав любого живого организма. тело человека на 2/3 состоит из этого вещества. - ВОДА
Это вещество встречается в виде камня под землей, а также растворено в воде морей и океанов. Его можно встретить и в каждом доме на кухне. СОЛЬ.
Это вещество добавляют во многие продукты - конфеты, пирожные, торты. В природе оно содержится в растениях. САХАР.
Это вещество - наш помощник на кухне, потому что но хорошо горит. Но в случае утечки оно может распространиться по всей квартире, а это очень опасно. ПРИРОДНЫЙ ГАЗ.
Эти вещества созданы искусственно. Их используют для изготовления предметов домашней утвари, оконных рам, игрушек и многих других изделий. ПЛАСТМАССЫ.
5. Подчеркни синим карандашом названия твердых тел, а зеленым - названия веществ.
Твердые тела (синим карандашом): гвоздь, подкова, проволока, канистра для бензина, сосулька, льдина, конфета, солонка.
Вещества (зеленым карандашом): соль, железо, алюминий, медь, пластмасса, бензин, вода, сахар.
Страница 40-41. Мир небесных тел
1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.
Диаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в 330 тысяч раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца составляет 150 миллионов километров. Температура на поверхности Солнца достигает 6 тысяч градусов Цельсия, а в центре Солнца - 15 миллионов градусов по Цельсию.
2. Заполни таблицу.
Различие звезд по цвету.
Белые: Регул, Денеб.
Голубые: Сириус, Вега.
Желтые: Солнце, Капелла.
Красные: Альдебаран, Цефея.
4. Разгадай кроссворд.
1. Самая большая планета Солнечной системы - ЮПИТЕР.
2. Планета, имеющая хорошо заметные в телескоп кольца - САТУРН.
3. Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий.
4. Самая далекая от Солнца планета - ПЛУТОН.
5. Планета, на которой мы живем - ЗЕМЛЯ.
6. Планета - соседка Земли, расположенная ближе к Солнцу, чем Земля - ВЕНЕРА.
7. Планета - соседка Земли, расположенная дальше от Солнца, чем Земля - МАРС.
8. Планета, расположенная между Сатурном и Нептуном - УРАН.
5. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщения о звезде, созвездии или планете, о которых вы хотели бы побольше узнать.
Марс - четвертая планета от Солнца. Ее называют "красной планетой" из-за ее красноватого цвета. У Марса два спутника - Фобос и Деймос. Ученые давно изучают Марс. В настоящее время на поверхности планеты работают марсоходы. Источник - Википедия, интернет.
Подробнее о планетах солнечной системы >>
Страница 42-43. Невидимое сокровище
1. В тексте учебника найдите абзац, где объясняется возникновение ветра. Внимательно прочитайте его. Придумайте и нарисуйте схему возникновения ветра.
Схема возникновения ветра.
3. Изучи свойства воздуха и запиши свои выводы.
1. Воздух прозрачен или непрозрачен? - прозрачен.
2. Имеет ли воздух цвет? нет
3. Имеет ли воздух запах? нет
4. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
Этот опыт свидетельствует о том, что при нагревании воздух расширяется.
Этот опыт свидетельствует о том, что при охлаждении воздух сжимается.
5. Как воздух проводит тепло?
Ответ: Воздух плохо проводит тепло.
Страница 44-45. Самое главное вещество
Практическая работа "Исследование свойств воды".
Опыт 1. Опустите в стакан с водой стеклянную палочку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Палочка видна. Это говорит о том, что вода прозрачна.
Опыт 2. Сравните цвет воды с цветом полосок, изображенных на этой странице. Что вы видите? О чем это говорит?
Вода не имеет цвета, она бесцветна.
Опыт 3.
Понюхайте чистую воду. Какое свойство воды можно установить таким способом?
Чистая вода не пахнет, значит, она не имеет запаха.
Опыт 4.
Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустите в горячую воду. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Вывод: Вода стала подниматься по трубке вверх. Это говорит о том, что вода при нагревании расширяется.
Опыт 5. Ту же колбу поставьте в тарелку со льдом. Что наблюдаете? О чем это свидетельствует?
Вывод: Уровень воды опускается, значит вода при охлаждении сжимается.
Общий вывод: вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Страница 46-47. Природные стихии в народном творчестве
1. Вырежи из приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительного искусства народов твоего края.
Образы огня, воды и воздуха в искусстве народов твоего края.
2. Запиши загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.
Загадки об огне, воде и воздухе в творчестве русского народа:
Накормишь - живет, напоишь - умрет. (огонь)
Красная корова всю солому поела. (огонь)
С языком, а не лает, без зубов, а кусает. (огонь)
К низу летит капельками, к верху - невидимкою. (вода)
Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (вода)
Чего в гору не выкатить, в решете не унести, в руках не удержать? (воду)
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (река)
Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. (воздух)
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. (воздух)
3. Рассмотри узоры народной вышивки. Определи образы огня, воды и воздуха.
Ответ:
Образ воды - это волны внизу, образ воздуха - птица. Образ огня обычно изображают колесом или солнцем. В середине рисунка есть солнышко - это образ огня.
Страница 48-49. Кладовые земли
1. Самостоятельно или с помощью учебника допиши определения.
Минералы - это природные вещества.
Горные породы - это природные соединения минералов.
2. Практическая работа "Состав гранита"
По результатам исследования заполните схему.
Состав гранита. Гранит: полевой шпат, слюда, кварц.
3. Знаете ли вы, что хранится в кладовых Земли? Вырежите из приложения фотографии и наклейте их в соответствующие окошки.
4. Запиши названия полезных ископаемых твоего края: нефть, мергель, песок, глина, мел, сланцы (Краснодарский край).
Страница 50-51. Чудо под ногами
Практическая работа "Исследование состава почвы"
Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: Почва оседает на дно, но не вся. В почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: Стекло запотело. Это говорит о том, что в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха.
Вывод: В почве содержится перегной.
Опыт 4. Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала, и что через некоторое время. О чем говорит этот опыт?
Вывод: Сначала на дно осел песок, затем глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.
Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?
Вывод: Вода испарилась, на стекле остался осадок. Это говорит о том, что в почве содержатся минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Страница 52-55. Мир растений
1. Узнай группы растений по описаниям. Впиши названия групп в клеточки.
Эти растения имеют корни, стебли, листья, цветки и плоды, в которых созревают семена. ЦВЕТКОВЫЕ
У этих растений нет корней, стеблей, листьев, цветков и плодов. Их тело называется слоевищем. ВОДОРОСЛИ.
У растений этой группы есть стебли и листья, но нет корней, цветков и плодов с семенами. МХИ.
У этих растений есть все части, кроме цветков и плодов. Семена у них созревают в шишках. ХВОЙНЫЕ.
Растения этой группы имеют корни, стебли и листья, похожие на большие перья. Но у них не бывает цветков, плодов, семян. ПАПОРОТНИКИ.
2. На уроке учительница попросила привести примеры цветковых растений. Дети ответили так... Кто из ребят ответил верно? Кто допустил ошибки?
Верный ответ у Нади, одна ошибка - у Сережи (неверный ответ- сосна), две ошибки у Иры (морская капуста, ель), три ошибки у Вити (туя, лиственница, папоротник).
3. Определите эти растения. Подпишите названия растений и групп, к которым они относятся.
Ответ: В верхнем ряду слева направо: фуксия (цветковые), сальвия (цветковые), льнянка (цветковые), цикорий (цветковые). В нижнем ряду слева направо: орляк (папоротник), фунария (мхи), пихта (хвойные), кедровая сосна (хвойные).
4. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов растений любой группы. Запиши название вида, группы и краткие сведения для своего сообщения.
Ответ:
Сосна кедровая - это хвойное растение (дерево), растет в Сибири и на Северо-Востоке европейской части России. В народе ее часто называют сибирским кедром. Хвоинки у этого дерева собраны в пучки по 5 штук. В больших шишках созревают вкусные семена - кедровые орешки.
Страница 56-57. Плодородная земля и растения в народном творчестве
1. Нарисуй иллюстрацию к сказке народов твоего края, в которой растение играет важную роль в развитии действия.
Сказки, в которых задействованы растения: Сказка "Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка" (зернышко боба или желудя проросло в доме и доросло до неба), "Репка", "Молодильные яблоки", "Дикие лебеди" (девушка плела рубашки из крапивы).
Иллюстрация к сказке "Репка"
3. Подбери и запиши загадки и пословицы народов твоего края о земле-кормилице и растениях.
Пословицы: Земелька черненька, а белый хлеб родит. Земля - тарелка: что положешь, то и возьмешь.
Загадки о земле: Дождик льет – она все пьет, все остальное зеленеет и растет. Её все матушкой зовут, по ней все ножками бегут.
Страница 58-61. Мир животных
1. Напиши названия групп перечисленных животных.
Лягушка, жаба, тритон - это земноводные.
Дождевой червь, пиявка - это черви.
Улитка, слизень, осьминог, кальмар - это моллюски.
Речной рак, краб, креветка - это ракообразные.
Морская звезда, морской еж, морская лилия - это иглокожие.
Паук, скорпион, сенокосец - это паукообразные.
Ящерица, змея, крокодил, черепаха - это пресмыкающиеся.
Подробнее о группах животных на этой страничке >>
2. Определите животных. Подпишите названия животных и групп, к которым они относятся.
На стр. 58 слева направо: улитка янтарка (моллюск), щегол (птицы), паук-сенокосец (паукообразные).
На стр. 59 слева направо в верхнем ряду: выдра (звери), камчатский краб (ракообразные), жук-носорог (насекомые).
На стр. 59 слева направо в нижнем ряду: налим (рыбы), квакша (земноводные), уж (пресмыкающиеся).
4. Вырежи детали из приложения и постройте модели развития.
Модели развития рыбы, лягушки, птицы.
5. Придумай и запиши 2-3 вопроса для викторины "В мире животных".
Через сколько дней из яйца вылупится цыпленок?
Чем лягушка отличается от жабы?
Кормит ли зайчиха молоком своих детенышей?
6. Используя книгу "Зеленые страницы", подготовь сообщение об одном из видов животных любой группы.
Горбуша. Горбуша - это рыба, которая обычно живет в море, но откладывает икру в реках. В длину горбуша достигает 50 см. Горбуша питается мелкой рыбой и рачками. Во время нереста у горбуши меняется окраска, а у самцов на спине вырастает большой горб. Отсюда и название рыбы. Горбуша - ценная рыба, нуждается в защите и охране.
Страница 62-63. Наше путешествие в мир животных
Страница 64-65. Образы животных в народном творчестве
2. Нарисуй или приклей изображения животных, характерных для творчества твоего края.
Можно приклеить фотографии полотенца с вышивкой петухами, фото с дымковской игрушкой в виде индюка, лошадки, деревянные украшения для сада и дома в виде животных.
3. Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям.
Вспомним сказки: "Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке", "Крошечка-хаврошечка", "Репка", "Волшебное кольцо", "Бычок - смоляной бочок".
Иван Царевич и Серый Волк.
Было у царя три сына. В саду у него росла яблоня с золотыми яблоками, и каждую ночь яблоки начали пропадать. Послал царь сыновей проследить, кто яблоки ворует. Два сына заснули, а Иван не спал, он увидел, что яблоки Жар-птица ест. Повелел царь сыновьям раздобыть жар-птицу. Поехали они каждый своей дорогой. Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой. Помог тот волк Ивану и жар-птицу добыть, и невесту, и живым остаться.
Конек-горбунок
У крестьянина было три сына. Отец послал их охранять пшеницу. Два сына проспали, а Иван поймал лошадь. Лошадь дала ему Конька-Горбунка. Конек-Горбунок помог другу найти жар-птицу, перстень и красавицу для царя. Царь захотел жениться, но нужно было искупаться в кипятке. Царь позвал Ивана первым купаться. Конек помог Ивану и он стал красавцем. А царь сварился. Иван и Царь-девица сыграли свадьбу. (Написал Максим Егоров)
Страница 66-67. Невидимые нити в живой природе
2. С помощью атласа-определителя приведи примеры растительноядных и хищных животных.
Растительноядные животные: заяц, лось, белка, бобр.
Хищные животные: сова, лиса, волк, ястреб, орел, рысь, шакал, камышовый кот.
3. Вырежите рисунки из Приложения и постройте модели цепей питания.
Модели цепей питания животных в природе.
4. Составь схемы цепей питания, вписав нужные названия организмов.
Дуб - мышь - сова.
Трава - заяц - волк.
Пшеница - мышь - лиса.
Страница 68-69. Лес - волшебный дворец
1. На этих рисунках все растения примерно одинакового размера. На самом же деле они различаются по высоте и растут в лесу "этажами" - ярусами. Пронумеруй рисунки в порядке увеличения высоты растений.
Ответ:
1. Мох. 2. Копытень. 3. Черника. 4. Папоротник. 5 Бересклет. 6. Дуб.
2. Самостоятельно или при помощи рисунка учебника (с. 100-101) составьте схемы цепей питания в лесном сообществе.
а) дуб - полевка - ласка.
б) сосна - короед - дятел.
в) осина - заяц - лиса.
3. Запиши названия лесных организмов твоего края.
Растения: дуб, бук, ива, орешник, ежевика, тысячелистник, зверобой, барвинок.
Животные: волк, лиса, заяц, белка, кабан.
Грибы: опенок, масленок, сыроежка, мухомор, бледная поганка.
4. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "Лесные тропинки". Найди в рассказе и кратко напиши ответы на вопросы:
Почему на тропинке ничего не растет?
Потому что по ней ходят люди, утрамбовывают почву и вытаптывают растения.
К каким последствиям приводит появление в лесу множества тропинок?
На тропинках перестает расти трава, образуются голые участки. Семена не прорастают на корке тропинок. Перестают расти молодые деревья, а старые засыхают. Для животных становится меньше пищи, птицам негде строить гнезда. Лес умирает.
Чем ты можешь помочь лесу?
Не сорить, не ломать веток, подкармливать животных и птиц зимой.
Страница 70-73. Луг - царство цветов и насекомых
1. Найди на рисунке учебника (с. 106-107) цветы и насекомых. Впиши их названия в таблицу.
Цветы и насекомые луга
Цветы: тысячелистник, колокольчик, нивяник, мышинный горошек.
Насекомые: навозник обыкновенный, кобылка, шмель, пчела, бабочка Махаон, гусеница Махаона, голубянка, кузнечик, цветочные мухи (журчалки).
2. 1. Определите растения луга, изображенные в Приложении. Вырежите рисунки и наклейте их в соответствующие окошки.
2. 2. Определите насекомых луга, изображенных на рисунке.
В верхнем ряду: желтушка луговая, жук-могильщик, зорька.
В нижнем ряду: бронзовка золотистая, пестрянка, навозник обыкновенный.
3. Самостоятельно или при помощи рисунка учебника (с. 106-107) составьте схемы цепей питания в луговом сообществе.
а) гусеница махаона - перепел - жук-навозник
б) тысячелистник - голубянка - трясогузка.
в) мышиный горошек - кузнечик - ящерица.
4. Нарисуй схему круговорота веществ на лугу.
Схема круговорота веществ на лугу
5. Запиши названия обитателей лугов твоего края.
Растения: одуванчик, мать-и-мачеха, полынь, тысячелистник, земляника лесная, цикорий.
Животные: полевая мышь, ящерица, крот, змеи.
Грибы: луговые опята, сыроежка, дождевик.
6. В книге "Зеленые страницы" прочитай на выбор рассказ "Тысячелистник" или "Кислый, но вкусный". Запиши 2-3 интересных факта.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК. У тысячелистника скорее тысяча цветков, а не тысяча листьев. На одном растении бывает 20-25 тысяч семян! Этот цветок бывает не только белым, но и розовым. Тысячелистник хорошо заживляет раны и останавливает кровотечения. О его лекарственных свойствах было известно еще в древности, его использовали на войне для заживления ран.
7. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "Не ловите насекомых для коллекций". Найди в рассказе и кратко запиши ответы на вопросы. См. Рассказ "Не ловите насекомых для коллекций" из книги Плешакова "Великан на поляне"
Почему коллекции насекомых, которые раньше собирали школьники, приносили больше вреда, чем пользы?
- Потому что уничтожалось много насекомых, часто это были редкие и исчезающие виды. Школьники не могли правильно составить коллекцию и сохранить насекомых, и потом такие гербарии выбрасывались.
Как лучше изучать насекомых тому, кто ими интересуется?
- Можно делать фотографии и рисунки насекомых, вести дневник наблюдений за ними.
Где можно увидеть настоящие коллекции насекомых, собранные учеными?
- Настоящие коллекции насекомых можно увидеть в зоологическом музее, например, в Москве.
Страница 74-77. Водоем - дом из воды
1. В тексте учебника найди ответ на вопрос: "Какую роль в водоеме играют растения?" Запиши по пунктам.
1) пища для животных
2) выделяют кислород
3) убежище для животных
2. Знаешь ли ты растения водоема? Подпиши рисунки.
В верхнем ряду: рогоз, камыш, тростник.
В нижнем ряду: кувшинка, кубышка, стрелолист.
3. С помощью рисунка учебника приведи примеры животных, обитающих:
а) у воды - выдра, бобр, цапля.
б) на поверхности воды - клоп-водомер, лягушка, утка-кряква.
в) в толще воды - щука, карась, головастики, катушка, тритон, жук-плавунец, водолюб большой, прудовик.
г) на дне водоема - речной рак, двустворчатые моллюски, пиявка, бактерии.
4. Сравнение двух видов жуков: Плавунец окаймленный и водолюб большой.
Плавунец окаймленный: место обитания - в воде, форма тела - овальная, длина тела - 30-35 мм, окраска - коричневая с желтой каймой, питание - хищник.
Водолюб большой: место обитания - в воде, форма тела - овальная, длина тела - 40 мм, окраска - коричневая, питание - растения.
5. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника составьте схемы цепей питания в сообществе водоема.
а) стрекоза - лягушка - цапля
б) комар - лягушка - рак
в) роголистник - водолюб большой - утка-кряква
6. Нарисуй сему круговорота веществ в сообществе водоема.
Схема круговорота веществ в водоеме.
7. Запиши названия организмов, живущих в водоемах твоего края.
Растения: рогоз, камыш, тростник..
Животные: цапля, утка-кряква, клоп-водомер, лягушка, щука, карась, катушка, тритон, жук-плавунец, речной рак, пиявка.
8. В книге "Зеленые страницы" прочитай на выбор рассказ о стрекозах или о бобрах. Запиши несколько интересных фактов.
Стрекозы ловят добычу ногами.Стрекоза может съесть комара на лету.Стрекозы развивают скорость до 50 километров в час.
9. В книге "Великан на поляне" прочитай рассказ "Берегите раков". Найди в рассказе и кратко запиши ответы на вопросы.
Почему речных раков называют санитарами водоемов?
- Раков называют санитарами водоемов потому, что они очищают воду, поедая всевозможные остатки на дне: умерших рыб и других животных, гниющие растения.
Каковы причины исчезновения раков во многих водоемах?
- Чрезмерный лов раков людьми, загрязнение окружающей среды.
Как ты можешь помочь охране речных раков?
- Не ловить раков, особенно весной не брать из водоемов самок с икринками.
Страница 78-79. Наши встречи с природой
Фоторассказ о путешествиях.
Страница 80-81. Как сохранить богатства природы
1. С помощью текста учебника заполните правую колонку таблицы.
Ответ сверху вниз:
Устанавливать специальные фильтры для очистки воздуха.
Строить очистительные станции.
Бережно относиться к добыче полезных ископаемых.
Беречь и сажать растения, корни которых будут удерживать почву.
Не срывать при встрече в природе. Выращивать в ботанических садах.
Создавать заповедники и национальные парки.
2. Придумайте и нарисуйте условные знаки, показывающие охрану природных сообществ:
а) леса
б) луга
в) водоема
Страница 82-83. Охрана природы в культуре народов России и мира
1. Запиши на выбор пословицы, предания, сказки народов твоего края, в которых говорится о том, что необходимо любить и беречь природу.
И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут.
Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.
Аист на крыше - мир в доме.
Срубили кусты - прощай, птицы.
Своя земля и в горсти мила.
Лес по дереву не плачет, а по поросли сохнет.
Кто с дерева кору снимает, тот его убивает.
Бор свели, а соловушка по гнезду плачет.
Так тебе и заплакал лес по топорищу.
Дуб и граб от малого топора падают.
Не мудрено срубить, мудрено вырастить.
Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню.
Одна искра целый лес сжигает.
Безо времени лес губить – не из чего будет избу срубить.
Умей охотится, умей и о дичи заботиться.
2. Представь себя главой экологически чистого поселения. Нарисуй схему своего воображаемого хозяйства, где для отопления, освещения применяется сила воды, ветра, тепло солнца, переработка отходов и мусора, вновь засаживаются деревьями участки, предназначенные для вырубки.
Страница 84. Чудесное путешествие
Ботанический сад
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ОТВЕТЫ КО 2 ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ >>
www.7gy.ru
Урок окружающего мира "Чистая вода". 3-й класс
Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (1,1 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
- сформировать целостный взгляд на проблему охраны водных ресурсов;
- рассмотреть причины загрязнения водоемов от загрязнения;
- развивать экологическое мышление, речь, умение делать выводы;
- воспитывать экологическую культуру учащихся.
Тип урока: личностно-развивающий с использованием межпредметных связей.
Оборудование: электронное пособие.
Ход урокаI. Аутотренинг.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, Свежий воздух. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что рядом со мной друзья. Я хочу жить в мире с людьми и природой!
II. Организационный момент.III. Проверка домашнего задания.
А) Фронтальный опрос.
- Что такое вода?
- Зачем вода нужна людям?
- В каких состояниях она бывает?
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Какие свойства воды вы знаете?
- Как называется видимая вода в воздухе?
- Какие осадки в виде воды бывают?
- Как называется вода в воздухе в виде игольчатых кристаллов?
- Откуда берется дождь?
Б) Защита творческих работ учащихся.
– История воды без начала и конца, ибо сама вода может переходить из одного состояния в другое, без какого либо значимого ущерба для себя. Только вода может находиться в 3-х состояниях: жидком, газообразном и твердом. Для человека – это необходимое условие для жизни. Более того, из воды состоит все живое. Человеческое тело состоит на 80% процентов из воды, а мозг состоит на 90% из нее. Без воды нет жизни, ни одно семечко не прорастет и не будет развиваться без этой волшебной жидкости.
– Мы с вами говорили на уроке литературного чтения, что литература– это изображение и отражение жизни. Невозможно перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается вода во всех своих состояниях и проявлениях. Сейчас я предлагаю вам познакомить одноклассников со своими творческими работами, рассказать, в каких литературных произведениях упоминается вода.
(Проводится выставка и защита творческих работ учащихся на основе предыдущих уроков. Ребята знакомят с литературными произведениями, где упоминается вода. Это могут быть сказки, загадки, пословицы, стихи)
IV. Физминутка.Туча, туча, Что не льешь? (Раскачиваясь, переступать с ноги на ногу) Подари нам, туча, дождь! (Присесть-встать) Будем мы с тобой водиться. Не жалей для нас водицы! (Руки вверх-вниз) Туча с длинной бородой, (Показывают длинную бороду) Туча – лошадь, туча – жук… (Кивают головой) А всего их двести штук. (Показывают на пальцах жука (все пальцы в кулак, указательный и мизинец вперед). Бедным тучам очень тесно, (Круговое движение руками) Нету тучам в небе места. (Энергичные шаги) Перессорятся все двести. (Ходьба на месте с работой согнутых рук) А потом заплачут вместе. (Потереть глаза). И кричит внизу народ: “Разбегайся, дождь идет!” (Махи руками перед собой)
V. Беседа о водоемах нашего города.– Ребята, а вы любите наш город?
– Почему?
– Какие водоемы есть в нашем городе?
– Что вы о них знаете?
– Сейчас я покажу вам слайды о наших озерах.
VI. Анализ ситуации и выявление проблемы.Презентация1.ppt
– Какой вывод можно сделать, посмотрев слайды? (Водоемы нашего города очень загрязнены)
– Наша планета Земля на 2/3 занята водой. Но всего 2,5 % от общего количества пригодно для питья. Вот и получается, что кругом вода, но ее использовать нельзя. Недостаток в хорошей пресной воде испытывает 1/3 часть населения Земли.
– Скажите, что является причиной загрязнения водоемов?
– На Земле много загрязненных водоемов. Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электростанций. Отходы от заводов сливаются в реки, моря и озера. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду. Сточные воды от жизнедеятельности людей попадают в водоемы. Туристы бросают мусор в воду или оставляют на берегу. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Она требует помощи.
VII. Физминутка.К речке быстрой мы спустились, (Ходьба на месте) Наклонились и умылись. (Наклоны вперед) Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. (Хлопки в ладоши) А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: (Круговые движения руками) Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль. Все как один – Плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой (Прыжки на месте) И отправились домой. (Ходьба на месте)
VIII. Творческая работа в группах.– Представьте себя экологами. Продумайте, какие меры по охране воды вы могли бы предложить. Я предлагаю разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа после обсуждения должна будет свой проект по охране водоемов.
IX. Обсуждение работ.– Ребята, мне понравились ваши идеи. Я хочу немного добавить. Водоемы могут и сами себя очищать, только не надо им мешать. Моллюски являются санитарами рек, пропуская через себя воду, они отфильтровывают воду. Мельчайшие растения и животные поступают в пищу, а несъедобные оседают на слое слюды, покрывающем поверхность мантии. В течение последних лет распространены отряды голубых патрулей, которые следят за порядком на водоемах.
X. Подведение итогов, выводы.– Что, ребята, вас больше всего удивило, взволновало, поразило на уроке? А может быть, и напугало?
– Что заставило вас задуматься?
– Какие выводы вы сделали для себя?
– Тема охраны водоемов достаточно многообразная и очень обширная, поэтому давайте начнем с чего-нибудь, что нам ближе всего – с самого себя. Я надеюсь, что наш урок останется в вашей памяти, вы никогда не будите причинять вред природе! Для человека водоемы незаменимый компонент окружающей среды. Тихие воды озёр дарят человеку заряд бодрости и здоровья, помогают избавиться от техногенного стресса и поднимают настроение. Сегодня на уроке мы попытались наметить решение важной проблемы. Но не все, что назвали на уроке под силу вам, детям Я думаю, что люди все вместе найдут способ исправить ситуацию. Уж очень хочется видеть чистые водоемы.
XI. Самооценка учащихся, оценивание их работы одноклассниками и учителем.XII. Домашнее задания.
– Нарисовать плакат “Охрана водоемов”
XIII. Пальминг. Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Вода и ее свойства"
Разделы: Начальная школа
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая исследовательская работа. Теоретические и практические знания, полученные учениками на уроке, способствуют экологически грамотному для природы и собственного здоровья поведению, а также являются базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для наблюдений, умение обобщить результаты.
Практическая исследовательская деятельность способствует воспитанию инициативы, интереса к изучению экологических проблем родного края, развитию экологической культуры.
Цель урока: показать значение экологически чистой воды в природе и жизни человека, выяснить важнейшие свойства ее, пробудить интерес к уроку, способствовать активизации мысленной деятельности учащихся, расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам.
Оборудование: глобус, таблицы, карточки для индивидуальной работы, материалы для опытов: пробирки, полоски цветной бумаги, пластиковая пластинка, лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, песок, толченый мел, компьютер, проектор, экран, файл презентации.
Ход урока
1. Oрганизационный этап.
Цель: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, психологически подготовить учеников к общению.
Внимание, проверьте! Готовы все к эксперименту? Все ль на месте, все ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки?
2. Рефлексия на начало урока
Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов сотрудничества.
На что похоже ваше настроение? (Дети показывают рисунки солнышка или дождя.)
3. Актуализация знаний.
Цель: обеспечить мотивацию учения школьников и включение в совместную деятельность.
Сегодня нашу аудиторию ожидают Хлопоты: вопросы, ответы, опыты. Желаю вам на творческом отчете Уменье и старанье показать. Что знаете, как опыты проводите, Умеете писать и отвечать.
Мы с вами находимся в лаборатории. Я вижу, что творческие группы готовы к работе. Предлагается разгадать кроссворд. Слайд 1
- Без чего не может жить человек? (Воздух)
- Назвать животное водоемов. (Ондатра)
- В каком виде встречается вода? (Дождь)
- Назовите металл, из которого делают ложки, вилки, кастрюли. Он легче стали, меди. (Алюминий)
Первые (начальные) буквы нужно обвести по вертикали. Какое слово у вас получилось?
Ответ: вода.
Целеполагание.
Предложите свои ассоциации к этому слову. Исходя из гирлянды ассоциаций, назовите тему и цель сегодняшнего урока. Тема нашего урока: “Вода и её свойства” Мы с вами познакомимся со значением экологически чистой воды в природе и жизни человека и выясним важнейшие свойства ее, полезные природе и человеку.
4. Работа над новым материалом.
Цель: обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания с учетом индивидуальных способностей. Перед вами газета. Прочитайте ее название. “Ее величество Вода”. Каждая страничка газеты – “живая”, готовили ее творческие группы.
1-я страничка – “Космическая”. Первая творческая группа по заданию “побывала в космосе”. Слайд 2. Сейчас мы послушаем их отчет:
Учащиеся: Голубой краской на глобусе изображена вода-все моря, океаны, реки, озера, болота нашей планеты. Когда мы облетели вокруг земного шара, то увидели, что это планета воды, а не земли. На глобусе есть и участки белого цвета. Это тоже вода, но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега.
Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко-Земля. Делим ее на 4 части, три из них – это вода, а четвертая часть – земля. Наш космический корабль во время полета видел над землей множество облаков – это водяной пар, который испарился с земли. Вода – путешественница. Высоко поднимается водяной пар, так высоко от земли, что даже в самый знойный летний день очень холодно, как зимой.
Следующая страничка – “Научная”. Слайд 3. Расскажет о ней вторая творческая группа:
Учащиеся: Если же мы проникнем в глубь земной коры, то там в трещинах обнаружим воду. Она нужна растениям и животным. Да и сам человек на 70% состоит из воды.
Глубоки моря и океаны. Если бы в самое глубокое место Тихого океана можно было бы опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать подряд 5 часов. С 10-ти этажа дома – всего полминуты, а тут 5 часов. Если бы земной шар был ровный, гладкий, то все океаны, моря, озера, реки разлились, и наша планета оказалась бы залита 9-ти метровым слоем воды.
– Много ли воды на нашей планете? Хватит ли ее всем? В океане какая вода? (Соленая.) А какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (Пресную.)
– Соберите из слов пословицу и узнайте, какая вода нужна людям, зверям и птицам, полям и садам, лугам и лесам. Карточки у вас на столах.
Ответ: Получилась пословица “Не всякая водица для питья годится”. Нужна вода чистая, пресная.
В детстве мамы, умывая вас, говорили:
Водичка, водичка, Умой мое личико. Чтобы щечки краснели, Чтобы глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Чтобы вы были красивыми, нужна какая вода? (Чистая.)
– Грязной водой умываться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь.
Перед вами текст. Прочитайте его внимательно. Подумайте в группах и ответьте: “Как и почему нужно беречь воду?”
Вода в океанах, морях не такая, как в реках. В реках,
озерах вода без вкуса (если она чистая!). Она называется пресной. А в
морях и океанах вода соленая. Человек не может пить соленую воду, а
ее-то как раз на земле намного больше, чем пресной. Кажется, что воды на земле много, ее должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Всему живому на земле нужна вода – чистая, природная. А если реки, пруды и озера загрязняются нечистотами и отработанными водами заводов и фабрик, то вода становится вредной. Её нельзя пить, ею нельзя поливать поля. В загрязненной воде гибнет рыба, по берегам чахнут растения. Закон об охране природы требует строить на всех фабриках и заводах специальные установки для очистки отработанной воды. Проходя через эти установки, вода оставляет вредные примеси и возвращается в реку или озеро очищенной. Большой вред водоемам приносят отравление нефтяными продуктами. От них погибают рыбы и другие животные, которые служат им кормом. Реки и озера сильно мелеют, когда вокруг них вырубают леса. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы, и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов. |
Ответы учащихся: Экономно расходовать, как хлеб, электроэнергию; закрывать плотно краны, не выбрасывать мусор в реки, мыть машину в речке нельзя; много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Слайд 4.
Следующая страничка – “Страничка жизни”.
Прочитайте статью “Вода и жизнь” и подумайте, какова главная мысль статьи.
Можно ли сказать, что вода – одно из главных богатств Земли, глядя на этот рисунок? Что происходит с капельками воды?
Ответы учащихся: Капельки подносят веткам и листьям пищу, которую корни высасывают для них из земли. И деревце растет, зеленеет, радует глаз.
– Прочитайте стихотворение:
Повсюду, где бежит она, Цветет земля, цветет страна, Из дальних мест, От горных рек Ее проводит человек.
Чтоб хлопок вдоволь напоить, Чтоб цветники с утра полить, Чтоб трактор шел по целине, Чтоб не было пустынь в стране.
– О чем оно? Какие стихотворные строки можно поместить на страничке жизни? (Листики на столах.)
- Не умыться, не напиться без воды.
- Листику не распуститься без воды
- Без воды прожить не могут птица, зверь и человек
- И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Поможем разрешить спор. Кто прав? (Сценка-спор. “Откуда вода в водопроводном кране?” из книги Г. Разумова “Плотины”.)
– Сможет ли сохраниться жизнь, если вдруг не станет воды?
Следующая страничка – “Страничка рекламы” Слайд 5.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить.
Берегите воду!
Задание на дом: научитесь чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Сразу наливают воду в стаканчик и закрывают кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно! А сколько воды вы сбережете! Нарисуйте экологические знаки на тему: “Берегите воду!”, “Не загрязняйте водоемы!”
“Страничка исследовательская”. Нас приглашают опыты. В ходе практической работы вам нужно заполнить таблицу. Слайд 6.
№ п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта |
1 | Какова прозрачность воды? | ||
2 | Имеет ли вода запах? | ||
3 | Какого цвета вода? | ||
4 | Что произойдет с солью, сахаром и мелом, если их бросить в воду? | ||
5 | Можно ли очистить мутную воду? |
Цель: выяснить важнейшие свойства воды.
Чем вода отличается от других тел? (Мел, кубик, камень)
Ответы учащихся: Воду можно пить – жидкость, а мел, кубик, камень – твердые тела.
– На поверхность пластиковой пластинки ложечкой налить немного воды.
– Что происходит с водой? Перелейте воду в блюдце. Какую форму она принимает? Имеет ли вода постоянную форму, как, например, кубик?
Ответы учащихся: Вода принимает форму сосуда, в который наливают. Своей формы она не имеет. Вода текуча.
5. Физкультминутка:
Льется чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем. Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши. После вытремся посуше.
– О каких свойствах воды вы узнали из физкультминутки?
Ответы учащихся: Вода текуча; вода – растворитель.
– Продолжим наши исследования.
Посмотрите на стаканы с молоком и водой. Сравните цвет воды и молока. Опустите в стакан с водой ложку и в молоко. Видна ли ложка? Такую же работу проведите с цветными полосками. Виден ли цвет полоски?
Ответы учащихся: Вода прозрачна, а молоко нет. Вода не имеет цвета.
– Но вода не всегда бывает прозрачной, т.к. загрязнена различными отходами (показ воды из аквариума).
“Страничка рекламы”
– Внимание! Не пейте воду из реки, озера, пруда. В ней могут быть вредные вещества, микробы.
– Исследования продолжаются. Вспомните запах апельсина, огурца и их вкус. Попробуйте воду на вкус. Сделайте вывод.
Ответы учащихся: Вода без запаха.
– Опустите в стаканы ложку соли, сахара, мела, размешайте. Что происходит с солью, сахаром, мелом?
Ответы учащихся: Соль, сахар растворились, вода стала соленой, сладкой.
Вода – растворитель. Мел не растворяется. Вода стала мутной.
– С помощью фильтра можно очистить эту воду.
– Пропустите через фильтр загрязненную воду, что вы наблюдаете?
Ответы учащихся: Вода очистилась.
6. Экологическая игра “Разрешается, запрещается” (с использованием сигнальных карточек)
Если вода непрозрачна, ее пить …
Если вода имеет запах, ее пить и нюхать…
7. Проверка знаний учащихся с помощью ключа, анкетирование.
Нужное подчеркнуть.
- Что такое вода? Жидкость, полезное ископаемое.
- Какое свойство воды использует человек, когда кладет сахар в чай? Текучесть, растворитель
- Свойство воды в жидком состоянии: Без запаха, без цвета.
8. Подведение итога урока, выставление оценок.
9. Этап рефлексии:
– Вспомните, какое было настроение вначале урока. Как вы сейчас себя чувствуете. Улыбнитесь вместе с солнышком:
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть будет добрым ум у вас, Любовь к предмету будет.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai